реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Военно-промышленный комплекс России

прежнем качестве – сохранить сам комплекс как связанную в единую

организационную систему структуру управления и подчиняющиеся ей предприятия

и организации. Однако в планах правительства по преобразованию оборонного

комплекса важное место занимала программа приватизации. В соответствии с

этой программой демилитаризацию производственного сектора промышленности и

сферы НИОКР планировалось провести на основе развития негосударственных

форм собственности и предпринимательства, сокращения государственных

дотаций и свертывания неэффективных производств и предприятий, постепенного

снятия ограничений на иностранную конкуренцию.

Первоначально при реализации этой программы главными задачами в

области конверсии на этом этапе должны были стать сохранение наиболее

важных элементов производственного и научно-технического потенциала

предприятий оборонного комплекса России, их максимальное использование для

реконструкции экономики, развития социальной сферы, для создания

импортозамещающих производств, расширения экспортных возможностей страны.

Предполагалось, что государство будет использовать широкий арсенал средств

государственной поддержки конверсии оборонных предприятий. Среди них:

бюджетное финансирование конверсии, льготное государственное кредитование,

использование внебюджетных государственных фондов конверсии, предоставление

конверсируемым предприятиям налоговых льгот, разрешение предприятиям

использовать для финансирования программ конверсии и часть валютной выручки

от экспорта вооружений, а также от продажи лицензий и технической

документации на их производство, содействие в получении иностранных

инвестиций и безвозмездной помощи, приоритетное включение конверсионных

проектов в иностранные кредитные линии, оказание предприятиям оборонного

комплекса методической, юридической и иных видов помощи. Поэтому одним из

основных условий предоставления конверсируемым предприятиям и организациям

материально-финансовой и технической помощи государства или содействия в

предоставлении такой помощи со стороны отечественных и зарубежных

инвесторов становилось изменение организационно-правовой формы

собственности предприятий, их акционирование и коммерциализация в интересах

эффективного функционирования в рыночных условиях. Вывод мощностей,

относящихся к оборонному комплексу, за рамки сложившейся системы управления

планировалось осуществлять через формирование хозяйственно независимых

корпораций и концернов. Глубоко специализированные на производстве

вооружений и военной техники предприятия, процесс конверсии на которых

крайне затруднен, а также крупные НИИ и КБ, где сосредоточено сложнейшее и

дорогостоящее оборудование, которое можно было использовать только для

разработки и испытаний образцов вооружения и военной техники, планировалось

преобразовать в казенные предприятия и базовые государственные научно-

технические центры.

Предполагалось, что разработка и производство вооружения и военной

техники для российских вооруженных сил будет производиться небольшим

количеством узкопрофильных и глубоко специализированных оборонных

предприятий и организаций, принадлежащих государству и действующих на

основе Положений о специализированных государственных предприятиях и о

государственных научно-технических центрах. Кроме того, эти же работы

могли, при необходимости, проводиться крупными диверсифицированными и

независимыми от государства корпорациями, в которые преобразованы многие

предприятия и организации оборонного комплекса в результате их

разгосударствления. Их привлечение к выполнению военных заказов должно

осуществляться по контрактам, полученным преимущественно на конкурсной

основе в соответствии с Положением о контрактации по оборонным заказам,

которые предстояло разработать. К тому времени должно было также быть

реформировано Министерство обороны и система военных заказов. Большая часть

предприятий должна переориентироваться на функционирование в условиях

свободной экономики, на развитие гражданских и «двойных» технологий в целях

достижения высокого качества продукции российского машиностроения,

завоевания и удержания лидерства в отдельных областях научно-технического

прогресса, закрепления позиций России на мировом рынке. При реализации этой

модели на государственные органы управления возлагались задачи создания

макроэкономических условий выполнения военных заказов, определение условий

контрактации выработки и реализации мобилизационной политики, обеспечение

предприятий различными видами государственной помощи при изменении их

загруженности оборонными заказами, решение проблем государственных

инвестиций в предприятия, связанные с выполнением военных заказов и т. д.

Такова альтернативная концепция конверсии.

В условиях форсированного открытия экономики и одномоментного

сокращения ассигнований на вооружения и военную технику в 1992 году более

чем на 60% реализация такой альтернативной концепции требовала

государственного регулирования системы закупок вооружения и военной

техники, формулирования четкой промышленной, технологической и военно-

технологической политики.

Однако вместо хорошо продуманной системы реализации этого замысла

были в срочном порядке использованы заготовки конверсионных программ 1990

года, ориентированных на «физическую» конверсию, которые невозможно было

реализовать в рамках новой экономической политики и безуспешные попытки

предложений западным инвесторам отечественных проектов. Не случайно, в

программах правительства на 1993-95 годы и на 1995-97 годы соответствующие

разделы, посвященные приоритетам структурной политики, выдержаны в худших

традициях чисто декларативных программ и не содержат ничего

конструктивного. Отсутствие продуманной промышленной и технологической

политики у правительства хорошо видны по таким декларативным моментам

разделов программ, посвященных структурной политике как ориентация на

«селективную политику», на «точки роста», на «эффективные инвестиции», на

развитие экспортоориентированных производств и т. п., которые правительство

за 4 года так и не смогло обнаружить.

Отсутствие новой военно-технической политики, отказ правительства от

государственного регулирования системы закупок вооружения и военной

техники, которое правительство по умолчанию «повесило» на Министерство

обороны, резкое сокращение ассигнований привели к «фибрилляции» этой

системы, последствия которой сказываются и сегодня.

Ход событий 1992-1995 годов показал, что правительство по ряду причин

не смогло и не захотело последовательно выдержать задуманную концепцию

конверсии и фактически ситуация вышла из-под контроля исполнительной власти

и, хотят этого или нет в правительстве, все выглядит так, как будто

реализуется простейшая концепция демилитаризация экономики – любой ценой

избавиться от неэффективных производств, предоставив предприятиям и

организациям право самим искать место в новой экономической ситуации.

Основным и единственным механизмом реализации такой «концепции» является

бюджетная политика и программа приватизации, которые призваны провести

естественную санацию неэффективных предприятий. При такой устраненности

правительства от всех других имеющихся в распоряжении государства методов

регулирования реализуется по инерции только то, что потенциально было

заложено в дореформенной экономике и не требует никакого напряжения ума и

профессиональных знаний – дальнейшее «сползание» к типу экономики,

ориентирующейся на экспорт сырья. Трансплантация российской экономики в

мировую может состояться на условиях, заранее определенных уже сложившимся

разделением сфер влияния. Думать серьезно о каком-либо участии в борьбе за

рынки сбыта при сложившейся правительственной политике можно только по тем

позициям и на тех условиях, которые будут нам предложены мировым

сообществом.

Военно-промышленный комплекс представляет собой наиболее качественный

компонент экономики России. Он включает органы государственного управления

и власти, промышленные предприятия и научные организации, занимающиеся

оборонными исследованиями и созданием вооружения и военной техники.

Военная мощь Советского Союза опиралась на значительный

общеэкономический фундамент. Его экономика с точки зрения возможностей

функционирования военного производства была комплексной и самодостаточной,

то есть изготовление всей гаммы новейших вооружений практически не зависело

от внешнеэкономических связей.

Самыми общими и употребительными в мировой статистике показателями

роли военно-промышленного комплекса в экономической структуре государства

являются удельный вес военных расходов в ВВП и объем военного производства.

В СССР в 80-х гг. удельный вес оборонных расходов составлял 9-13%. В

комплексе было занято около 10 млн. человек. Отраслевая структура и высокий

научно-технический потенциал промышленности позволяли обеспечивать

стратегический паритет с ведущей в экономическом и военном отношении

страной мира – США (имея приблизительно 1/3 американского объема ВВП).

По сравнению с СССР экономические возможности России существенно

ухудшились. Сегодня по размеру ВВП Россия отстает от США в 10 раз, Китая –

в 6, Японии – в 4, Германии – в 3, Индии, Франции, Великобритании и Италии

– в 2 раза. По объему ВВП мы занимает 15-е место в мире, пропустив вперед

не только указанные страны, но и Испанию, Бразилию, Южную Корею, Канаду,

Мексику и даже Индонезию. По объему ВВП на душу населения наши позиции еще

хуже (примерно 100-е место в мире).

По оценке большинства отечественных экономистов, даже при ежегодном

приросте ВВП на 2-5% положение России в ближайшие 15 лет принципиально не

изменится, к тому же инвестиционных предпосылок к таким темпам не имеется.

К 2010 году соотношение экономических сил, вероятнее всего, будет

следующим: мы будем уступать по объему ВВП блоку НАТО в целом (с учетом

потенциалов еще 12 стран, подавших заявки на вступление в него) в 20 раз,

США и Китаю – в 8 раз, Японии – в 4 раза.

Каковы сегодня реальные возможности ВПК России и каковы

технологические, экономические и организационные проблемы, стоящие перед

ним?

Россия унаследовала 80% оборонной промышленности СССР. Это означает,

что степень милитаризованности экономики оказалась более высокой по

сравнению с другими республиками бывшего Союза. Правда, численность занятых

в ВПК сократилась до5,4 млн. человек, но она все равно остается чрезмерной.

Так, удельный вес работающих в оборонной промышленности составляет 23,5% от

общей численности занятых по стране, причем непосредственно ВВТ сейчас

производят около 2 млн. человек.

По состоянию на начало 1999 года в состав ВПК России входило около

700 НИИ и КБ оборонного профиля, а также 1700 предприятий и организаций и

восемь отраслей. Кроме того, с ними связано более 1500 смежников в 10

странах СНГ. На объектах оборонной промышленности производится 20% всего

объема машиностроительной продукции страны.

Предприятия ВПК расположены на территории большинства субъектов РФ,

хотя и крайне неравномерно. Некоторые районы и более 70 городов-заводов,

включая закрытые административно-территориальные образования, полностью

зависят от работы комплекса, поскольку в них практически отсутствуют другие

сферы применения труда. Наиболее сложно эта ситуация складывается в

Удмуртии (55,3% занятого населения работает на предприятиях оборонной

промышленности), в Саратовской области (50,9%), Новосибирской области

(43,5%), Северо-западном регионе России (30,7%).

Регионы с высокой долей занятости занятых на предприятиях ВПК

формируют большой потенциал массовой миграции рабочей силы в другие районы,

что при отсутствии достаточных инвестиций в производственную и жилищно-

коммунальную сферу создает экономическую и социальную напряженность.

Поэтому в данных регионах важно учитывать местные возможности для

трудоустройства высвобождающихся из оборонных отраслей работников.

Крайне тяжелая ситуация в ВПК проявляется в обвальном падении объемов

производства, финансовых трудностях, снижении технического уровня

производства, нарушений сложившейся системы кооперационных связей,

уменьшении мобилизационных возможностей. Часть этих трудностей Россия

унаследовала от Советского Союза, а некоторые из них – результат ошибок

экономической политики.

Таким образом, главные причины трудностей в оборонной промышленности

России заключаются в несовершенстве управления, недостатках финансового

обеспечения, непродуманными конверсией и приватизацией предприятий

комплекса.

Наиболее масштабное и многоаспектное влияние оказала на ВПК России

оказала конверсия военного производства. На макроэкономическом уровне она

означает долгосрочную структурную перегруппировку финансовых, материальных

и людских ресурсов из военного в гражданский сектор народного хозяйства и

проявляется в общем уменьшении военных расходов государства.

Сам процесс конверсии был исторически и экономически неизбежен.

Гипертрофированный удельный вес военного сектора был специфической чертой

советской экономики; как следствие, ее отраслевая структура нуждалась в

совершенствовании. Перенапряженность военными программами стала серьезным

препятствием экономическому и политическому прогрессу страны.

Экономика СССР, по мнению многих специалистов, надорвалась на

чрезмерной милитаризации хозяйства. Уже в начале 80-х гг. возникла

настоятельная необходимость сокращения военных усилий, что привело к

снижению темпов военных расходов по сравнению с США. Так, за 1980-86 гг.

США увеличили военные расходы на 6,7%, а СССР – на 5,5%. Однако в начале 90-

х годов эта тенденция переросла в перманентное уменьшение их абсолютных

размеров.

Сокращение военных расходов прежде всего сказалось на закупках ВВТ и

заказах на НИОКР, уменьшение которых в 1991-97 гг. составляло около 30%

ежегодно (за один только 1993 год – 68%). В результате расходы на закупки

ВВТ сократились в 14 раз, на военные НИОКР – в 13 раз. Это, естественно,

автоматически повлекло уменьшение государственных закупок у военной

промышленности. Годовой оборонный заказ в этот период ни разу не превышал

10% уровня 1991 года. Продажа оружия на внешнем рынке не изменила ситуации.

Экспорт военной продукции длительное время сокращался одновременно со

внутренним спросом.

Здравый смыл, политическая осторожность и экономический расчет должны

были указать на опасность такого резкого свертывания военного производства.

В результате оказалось практически невозможно осуществлять соответствующую

реструктуризацию оборонной промышленности. Мировая практика показывает, что

нормальная реструктуризация, то есть адаптация к гражданскому рынку,

происходит при уменьшении выпуска ВВТ не более, чем на 5-7% в год. А в

России темп был в несколько раз больше, к тому же только за 1991-92 годы

конверсии подверглось 1238 предприятий комплекса и из него было уволено

1,08 млн. человек.

Еще одна проблема – переход за критический минимум объема

производства многих видов военной продукции. В целом государственный

оборонный заказ за последние годы по основной массе вооружения и военной

техники обеспечивает загрузку производственных мощностей максимум на 10-

15%. Повсеместно оборонный заказ стал ниже минимально допустимого уровня,

что ведет к росту издержек в расчете на единицу выпускаемой продукции, а

также к деградации и утрате высокотехнологичных производств.

Сегодня осознано, что проводить конверсию необходимо было менее

скоропалительно и с гораздо меньшими издержками. Мировой опыт и состояние

конверсируемых предприятий РФ подтверждают, что высокий темп(данного

процесса вызывает тяжелые последствия и превращает демилитаризацию

экономики в один из факторов падения промышленного производства в целом.

Масштабы и темпы конверсии в начале 90-х годов почти на порядок превысили

имевшие место в большинстве развитых стран и составляли по различным

отраслям ВПК от 30 до 60 % и более.

Объективные трудности конверсии были усугублены ее ограниченным

финансированием.

Приватизация на предприятиях ВПК сопровождалась прекращением

государственного финансирования, что вполне естественно. Однако новые

собственники, особенно трудовые коллективы, оказались неспособными

инвестировать производство, в особенности его оборонную часть. Как

следствие, начался масштабный и трудно контролируемый для государства

процесс ухода предприятий от выпуска ВВТ, неоправданное суждение

номенклатуры военной продукции, что практически не было подкреплено

прогрессивной унификацией ВВТ. В последующие годы данная ситуация еще более

ухудшалась.

Однако главная проблема ВПК заключается в мизерном финансировании. В

этой сфере общепринятыми в мировой статистике являются показатели годовых

военных расходов в расчете на одного военнослужащего и одного жителя

страны. В 1997 году расходы на одного военнослужащего в России составляли

14 тысяч долларов, а в США – 176 тысяч, в Великобритании – 200, в Германии

– 98. В том же году военные расходы на душу населения составляли: в России

– 233 доллара, в США – 978, в Великобритании – 578, в Греции – 517

долларов.

Фактические затраты государственного бюджета на оборонные нужды в

1993 году составили 4,4% от ВВП; в 1994 году – 5,6%, в 1995 – менее 4%, в

1996 – 3,5%, в 1997 – 2,7%. При этом сам объем ВВП непрерывно снижался.

Ограниченность возможностей финансировать государственный оборонный

заказ на поставку в Вооруженные силы конкретных образцов ВВТ привело к идее

сконцентрировать большую часть выделенных для этой цели ресурсов на НИОКР в

области создания новых типов вооружений. Эта идея, по мнению специалистов,

была абсолютно верна. Ее реализация позволила бы создавать научно-

технические и технологические заделы для последующего перевооружения

Вооруженных Сил на качественно новые системы ВВТ.

Совершенно ясно, что на сегодняшний день отставание для России в этой

сфере от ведущих в военном и экономическом отношении стран недопустимо. Мир

находится на пороге очередной научно-технической революции, которая должна

привести к значительному качественному рывку в модернизации ныне

действующих образцов ВВТ, появлению принципиально новых видов оружия,

которые будут базироваться на новых физических принципах и наукоемких

технологиях. Причем двойное назначение будет иметь гораздо больше

технологий, чем те, которые применяются при производстве нынешних

вооружений.

Однако пока на практике идея концентрации усилий на военных НИОКР не

подкреплена соответствующими бюджетными ресурсами. Как следствие, только за

1989-1995 гг. произошло более чем 10-кратное снижение финансирования на

НИОКР в области военного производства. Сегодня в России на это из бюджета

ассигнуется в долларовом исчислении в 30 раз меньше, чем в США, и в 10 раз

меньше, чем в европейских странах НАТО. К тому же бюджетные ассигнования –

это плановый показатель, который в последние годы никогда не исполнялся.

Процент реальных ассигнований на НИОКР оборонного характера значительно

отличается от первоначальных планов.

Столь скудное финансирование подвело научные и конструкторские

организации ВПК к критической черте, за которой следует потеря

воспроизводственного потенциала, особенно по высокотехнологичным образцам

ВВТ. Его восстановление потребует впоследствии существенно больших средств,

чем его текущее поддержание на текущем уровне.

Одно из негативных итогов ухудшения финансового положения оборонных

предприятий – резкое устаревание оборудования. Действительно, недостаточный

уровень капиталовложений в техническое перевооружение функционирующих и

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.