реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экономико-географическая характеристика Центрально-черноземного экономического района. Юго-восточная железная дорога

В областных центрах работают крупные тепловые электростанции. В 1997 г. в

регионе было выработано 37,3 млрд.кВт/ч электроэнергии, часть

электроэнергии еще поступает из ЕЭС России, но район по-прежнему дефицитен

по электроэнергии, и этот фактор сдерживает развитие хозяйства Центрального

Черноземья.

В промышленном комплексе Центрально-Черноземного экономического района

ведущее место занимает черная металлургия, являющаяся отраслью рыночной

специализации. Товарная железная руда, чугун, сталь, готовый прокат

вывозятся в другие регионы России, в страны ближнего и дальнего зарубежья.

В перспективе при наличии средств возможна добыча железной руды на

Яковлевской шахте (Белгородская область) в объеме до 1,5 млн.т.

Основными потребителями руды Курской магнитной аномалии являются

металлургические заводы Центра, самого Центрально-Черноземного района,

Урала. Порядка 7 млн. т железной руды отправляется на экспорт в ближнее и

дальнее зарубежье.

Черная металлургия региона представлена Новолипецким металлургическим

комбинатом и заводом «Свободный Сокол», расположенными в Липецкой области.

Новолипецкий комбинат является основным поставщиком в России автолистовой и

трубной стали. По качественным параметрам только 20-26% российской

металлопродукции из черных металлов является конкурентоспособной на

западном рынке. Однако ряд видов проката, выпускаемых АО «Новолипецкий

комбинат», сертифицированы Германским ТЮФом и Британским Регистром Ллойда

(т.е. отвечает мировым стандартам). Завод «Свободный Сокол»

специализируется на выпуске литейного чугуна, водопроводных труб,

отопительных радиаторов и фасонного литья. В Белгородской области черная

металлургия представлена Оскольским электрометаллургическим комбинатом

(ЭМК), который выпускает высококачественную сталь и прокат по бездоменной

схеме методом прямого восстановления железа. Черная металлургия создает

основу для развития машиностроения. На долю машиностроения и

металлообработки приходится 15,5% от отраслевой структуры промышленности.

Машиностроение характеризуется многоотраслевой структурой. В регионе

получили развитие как сложные трудоемкие отрасли — радиоэлектроника,

авиационная, приборостроение, так и металлоемкие отрасли — горнорудное

машиностроение, производство экскаваторов, кузнечнопрессовых машин,

металлорежущих станков, тракторостроение и сельскохозяйственное

машиностроение, химическое и нефтехимическое машиностроение, производство

металлических конструкций.

В период 1991 —1997 гг. в России постоянно уменьшался выпуск

металлообрабатывающих станков, особенно наукоемких, высокоточных,

автоматизированных. За эти годы производство станков сократилось в России

более чем в 7 раз. К 1997 г. Россия оказалась на 20-м месте в мире по

производству металлообрабатывающих станков. Снижение их производства в

Центрально-Черноземном районе за этот период произошло в 35 раз, а в

Липецкой области — в 60 раз.

В рыночных условиях актуальной проблемой является возрождение и развитие

отечественного станкостроения.

Оборонная промышленность продолжает оставаться одной из наиболее

высокотехнологичных и значительных отраслей промышленности.

Развитие рыночных отношений заставляет предприятия и организации, в том

числе и оборонного комплекса, искать иные пути и все более

диверсифицировать производство.

Воронежский механический завод — головной завод ракетного

двигателестроения, используя передовые аэрокосмические технологии, сумел

впервые на территории СНГ организовать серийный выпуск фонтанного

оборудования для добычи нефти и газа, которое не уступает, а по некоторым

параметрам превосходит европейское и американское.

Основным механизмом реформирования оборонной промышленности Правительство

РФ определило Федеральную целевую программу реструктуризации и конверсии

оборонной промышленности на 1998— 2000 гг. (утверждена постановлением

Правительства РФ от 24.06.98 г. № 625).

Многие регионы уже включились в эту работу. Субъекты Российской Федерации,

в частности, входящие в Ассоциацию «Черноземье», активно участвуют в работе

по созданию соответствующей нормативной базы.

Размещение машиностроительного комплекса отличается крайней

неравномерностью и сосредоточено, в основном, в Воронежской области, также

выделяются машиностроительные центры: Липецк, Курск, Белгород, Тамбов,

Елец, Данков, Мичуринск, Железногорск и другие. Недостаточно в районе

развито машиностроение для пищевой промышленности.

Промышленность строительных материалов имеет общероссийское значение. Это

относится к производству огнеупоров (Семилуки Воронежской области).

Мощность завода 1500 тыс.т, продукция — глина огнеупорная, потребители:

металлургические, огнеупорные, шамотные и цементные заводы.

Строительная промышленность Черноземья базируется на комплексном

использовании вскрышных пород при разработке железных руд курской магнитной

аномалии, наличии крупных ресурсов сырья и использовании шлаков

металлургического производства.

В состав Оскольского металлургического комбината входит Объединение

строительных материалов и бытовой техники, которое включает четыре завода и

является одним из самых мощных комплексов Европы по выпуску изделий из

керамики. Продукция отгружается потребителям без завоза ее на склад, с

колес. Появились новые потребители из государств Балтии и Красноярского

края. Перспективная политика основывается на вытеснении с отечественного

рынка иностранных производителей аналогичной продукции. Производство

строительных материалов дает возможность основному производству улучшать

свое финансовое состояние. Достаточно сказать, что масштабный выпуск

строительных материалов и керамики на Оскольском металлургическом комбинате

дает 50% всей массы прибыли, получаемой этим крупнейшим предприятием

России.

Крупные цементные заводы размещены в Белгородской (АО «Осколцемент», СП

«Белгородский цемент»), Воронежской (АО «Подгоренский цементник») и

Липецкой областях (АО «Липецкцемент»).

Строительная индустрия, в основном, удовлетворяет внутренние потребности

региона. В размещении отрасли большое значение имеет потребительский

фактор, поэтому предприятия сосредоточены, в основном, вокруг областных

центров.

Химическая промышленность в Центрально-Черноземном районе относится к

отраслям рыночной специализации. На ее долю приходится 8,5% промышленной

продукции района. Но она сдерживается отсутствием собственной сырьевой базы

и дефицитом водных и энергетических ресурсов. Тем не менее, отрасль в

регионе получила значительное развитие, и большая часть ее продукции

поступает в межрегиональный обмен. По данным 1997 г. — это синтетический

каучук — 141 тыс.т, шины — 1,6 млн.шт. из Воронежа, резинотехнические

изделия — 1,2 млн.м2 из Тамбова и Курска. Синтетические волокна — 1,7

млн.м2 из Курска, анилиновые красители — 77,2 тыс.т из Тамбова,

синтетические моющие средства из Шебекино. Перспективны в районе

производство минеральных удобрений и производство синтетических материалов.

По остальным подотраслям увеличение мощности нецелесообразно из-за

ограниченности собственных ресурсов.

Отраслью рыночной специализации района является пищевая промышленность, на

ее долю приходится 16,1% от отраслевой структуры производства промышленной

продукции. Она имеет мощную развитую собственную сырьевую базу и также

является многоотраслевой. Большое значение имеет сахарная, мясная,

маслобойная, маслосыродельная, спиртовая, табачная, плодоовощеконсервная

отрасли, которые поставляют свою продукцию на общероссийский

продовольственный рынок.

Свеклосахарное производство является одной из старейших и ведущих отраслей

пищевой и перерабатывающей промышленности с высоким уровнем

индустриализации и энергоемкими технологическими процессами. Из действующих

в России 95 сахарных заводов 46 размещены в Центрально-Черноземном районе.

Переход к рыночной экономике внес радикальные изменения в формы

собственности. Большинство предприятий изменили форму собственности и стали

акционерными обществами. Сельские товаропроизводители стали совладельцами

сахарных заводов. Доля акций, находящихся у сельских товаропроизводителей в

Белгородской области, составляет свыше 51%, в Курской и Воронежской

областях — 50%. Вместе с тем высокие результаты, на которые рассчитывали,

начиная реформирование, не были достигнуты. Отсутствие оборотных средств,

неустойчивость производственно-хозяйственных связей, инфляция, дефицит

бюджета, сокращение государственной поддержки, ограничение кредитования,

удорожание продукции за счет использования кредитных ресурсов, снижение

покупательной способности населения и другие негативные факторы не

позволяют предприятиям свеклосахарного комплекса нормально функционировать

и развиваться.

Итоги сахарной компании 1997 г. показали, что выработка сахара из

собственного сырья в Черноземном Центре составила 35% от общероссийского

производства и оказалась самой низкой за последние 40 лет. Крайне

неудовлетворительное положение в Воронежской, Курской и Липецкой областях,

где заготавливаемое сырье обеспечивает загрузку сахарных заводов от 30 до

50 суток (при нормативе 100-110 суток). Кроме сахарной свеклы, в

межсезонный период на сахарных заводах перерабатывается сахар-сырец.

Наивысший выход сахара в 1997 г. имели сахарные заводы: Алексеевский

(Белгородская область) — 15,3%, Знаменский (Тамбовская область) — 15,03%,

Ржевский (Белгородская область) — 14,6% при выходе сахара в среднем по

России — 11,72%.

Для решения накопившихся проблем комплекса была разработана и утверждена

Правительством Российской Федерации «Программа увеличения производства

сахара в Российской Федерации в 1997-2000 гг. и на период до 2005 г.»

(Программа «Сахар»).

Легкая промышленность Центрально-Черноземного района развита слабо и

размещена очень неравномерно. Предприятия сосредоточены, в основном, в

Тамбовской и Курской областях. Тамбовская область специализируется на

производстве шерстяных тканей, Курская область — шелковых тканей и

трикотажных изделий, использующих химическое волокно. Дальнейшее развитие

отрасли связано с совершенствованием ее территориальной структуры и

направлено на более полное удовлетворение потребностей населения района.

Швейная промышленность размещена повсеместно, кожевенно-обувные предприятия

расположены в Курске, Тамбове, Белгороде.

Агропромышленный комплекс региона создает 7,8% сельскохозяйственной

продукции России. Объем валовой продукции сельского хозяйства,

произведенный на душу населения в этом районе, по крайней мере, в полтора

раза больше, чем по России в целом. Агропромышленный комплекс Черноземья

имеет межрайонное значение и является продовольственной базой Центра и

Севера Российской Федерации: он вывозит в значительных количествах зерно,

сахар, эфирно-масличные культуры, растительное масло, мясо, молоко, овощи,

плоды и ягоды. Главным звеном в АПК является сельское хозяйство, отрасли

рыночной специализации которого представлены производством зерна, сахарной

свеклы, подсолнечника, эфирно-масличных культур, молока и мяса.

В Центрально-Черноземном районе производится 10% зерна, 9% картофеля, 18%

подсолнечника, 43% сахарной свеклы России. Из зерновых культур во всех

областях, кроме Курской, преобладает озимая пшеница, а в Курской области —

озимая рожь. В районе также возделываются просо, гречиха, кукуруза на зерно

и силос.

Ведущее место среди технических культур принадлежит сахарной свекле.

Наиболее благоприятные условия для ее выращивания имеют Белгородская,

Воронежская и Курская области. В целом Центрально-Черноземный экономический

район занимает первое место в России по размерам посевных площадей,

сахаристости и объемам заготовок сахарной свеклы. Однако переход к рыночной

экономике не мог не сказаться на свеклосахарном производстве. В период с

1991 г. по 1997 г. посевные площади сахарной свеклы в регионе уменьшились

на 74 тыс. га, урожайность — на 27 ц/га, валовые сборы — на 5025 тыс.т.

Объемы производства и заготовок свеклы за последние годы таковы, что работа

большинства предприятий убыточна.

Основные посевы подсолнечника сосредоточены в Воронежской и Белгородской

областях. Эта культура также имеет межрайонное значение. Подсолнечник

выращивается на семена, перерабатывается в масло (40% масла вывозится из

района), отходы производства — шрот и жмых используются в качестве кормов в

животноводстве. Воронежская область — основной производитель в стране

эфирных масел: на ее территории выращивается и перерабатывается кориандр и

анис (Алексеевский эфирокомбинат. В Воронежской области выращивают также

махорку. Выращенный в районе картофель частично идет на производство

крахмала и спирта. Во всех областях получило развитие овощеводство и

садоводство. Район обладает большими потенциальными возможностями

увеличения производства продукции растениеводства за счет внедрения научно

обоснованных севооборотов, увеличения доли использования возможностей

агрохимии, проведения мероприятий по сохранению и увеличению естественного

плодородия земель.

Животноводство представлено в Черноземье скотоводством молочно-мясного

направления, свиноводством и птицеводством, развито пчеловодство.

Воронежская область издавна славится рысаками и упряжными породами лошадей,

выращиваемых на Хреновском конном заводе.

Несмотря на небольшую долю в производстве сельскохозяйственной продукции

наибольшее развитие фермерство получило в Тамбовской и Липецкой областях.

Основная проблема агропромышленного комплекса Центрально-Черноземного

района — это несоответствие мощностей переработки объемам производства

сельскохозяйственного сырья, что ведет к большим потерям продукции

сельского хозяйства. Для агропромышленного комплекса характерны низкий

уровень технической оснащенности предприятий переработки, большая доля

ручного труда, слабо развитая инфраструктура. Однако агропромышленный

комплекс района обладает большими потенциальными возможностями развития,

превращения в важнейшую житницу России.

На территории Центрально-Черноземного района (Курской и Белгородской

областей) формируется программно-целевой территориально-производственный

комплекс на базе минеральных ресурсов Курской магнитной аномалии, развития

черной металлургии, атомной энергетики и аграрного комплекса.

Главная цель государственной политики в отношении Центрально-Черноземного

района — содействовать развитию его специализации в общероссийском

территориальном разделении труда на тех отраслях, которые наиболее

эффективны в его природных и экономических условиях, и, прежде всего, на

отраслях агропромышленного комплекса, на производстве черных металлов

(включая экспортные поставки), сельскохозяйственном и оборонном

машиностроении. Экономическому росту будет способствовать также реформа

аграрных предприятий и решение проблемы создания единого рынка

продовольствия в рамках регионов Европейской части России и развития на

этой основе отраслей переработки сельскохозяйственного сырья.

II. Характеристика транспортной сети Центрально-черноземного экономического

района.

2.1 Железнодорожный транспорт

Юго-Восточная железная дорога пролегает по территории областей,

расположенных в южной и юго-восточной части европейской России, -

Белгородской, Воронежской, Липецкой, Тамбовской, Курской, Рязанской,

Волгоградской, Пензенской, Саратовской, Тульской, Ростовской.

Дорога граничит с рядом железных дорог: Московской (ст. Ряжск, Павелец,

Елец, Ефремов, Волово, Касторная-Курская, Курск, Готня), Приволжской (ст.

Ду-плятка, Благодатка, Абадурово), Куйбышевской (ст. Кривозеровка), Северо-

Кавказской (ст. Чертково) и Южной дороги (ст. Выстрел, Соловей, Нежеголь,

Красный Хутор, Казачок, Илег-Пеньковка). Длина главных путей составляет 6,8

тыс. километров, из них - 52% на бетонном основании. Протяженность

бесстыкового пути 3368,6 км. Дорога располагает преимущественно двухпутными

линиями. В состав дороги входят отделения: Мичуринское, Елецкое,

Ртищевское, (с 1985 г.), Лискинское, Белгородское (с 1991 г.) и Воронежское

(как филиал дороги с 2000 г.). Основные станции и узлы: Богоявленск,

Кочетовка, Елец, Казинка, Мичуринск, Лев Толстой, Тамбов, Грязи, Воронеж,

Отрожка, Лиски, Касторная, Ртищево, Балашов, Поворино, Россошь, Валуйки,

Старый Оскол, Белгород, Готня.

Эксплуатационный парк локомотивов составляет: в грузовом движении 219 ед.,

в пассажирском — 166 ед.

Юго-Восточная железная дорога связывает южные районы России с Центральным

районом, Поволжьем и Уралом. Её недаром называют магистралью металла и

хлеба. Она обеспечивает перевозки рудодобывающих предприятий Курской

магнитной аномалии, Новолипецкого металлургического и Оскольского

электрометаллургического комбинатов, предприятий химической и

перерабатывающей промышленности, районы развитого сельского хозяйства.

К крупнейшим железнодорожным станциям, обслуживающим промышленные

комплексы, относятся: Стойленская, Котел, Лебеди (Белгородская область),

Павловск-Воронежский, Придача (Воронежская область), Курбакинская,

Михайловский Рудник (Курская область), Новолипецк, Чугун 1 и 2, Елец

(Липецкая область) и Никольское (Тамбовская область).

Кроме того, значительные объемы грузовой работы имеют станции, находящиеся

на границе России с Украиной, — Соловей и Красный Хутор (Белгородская

область) и через которые осуществляются транспортно-экономические связи со

странами ближнего и дальнего зарубежья.

История Юго-Восточной железной дороги началась в 1865 году, когда была

утверждена концессия и создано акционерное общество Рязано-Козловской

железной дороги. Магистраль строилась на деньги частного капитала по

инициативе Воронежского и Тамбовского земств. Отрезок Рязань - Козлов был

сдан в эксплуатацию 4 сентября 1866 г. В том же году ветка было продолжена

от Козлова к Воронежу. А в 1968 году первый поезд прибыл на станцию

Воронеж. Вскоре возникла необходимость продлить дорогу на юг к донецким

угольным месторождениям. Организацию строительных работ взяло на себя

Воронежское земство. Сооружение дороги началось летом 1869 года. Однопутный

участок от Раздельной (Отрожки) до Лисок, протяженностью 86 верст, был

готов 27 декабря 1870 года, и с 1 января 1871 года по нему началось

регулярное движение. 28 ноября 1871 года было открыто движение поездов от

Воронежа до Ростова. Управление дороги находилось в Новочеркасске. Как

сообщал справочник Юго-Восточной железной дороги, на 1 декабря 1872 года на

этом участке действовали 19 пассажирских, 653 товарных крытых и 3 багажных

вагона. Паровозы той поры были маломощными, рассчитанными на 10 - 15

вагонов. Для обслуживания подвижного состава построены были мастерские, а

затем паровозные и вагонные депо.

Линия Козлов - Ростов, служившая продолжением дороги Москва - Рязань,

открыла путь в "житницы" России - Тамбовскую и Воронежскую губернии. С

другой стороны, благодаря строительству этой дороги появилась возможность

вывоза хлеба через порты Азовского моря за границу. Дорога Елец - Грязи

была сооружена как продолжение Риго-Орловской дороги.

Она соединила низовья Волги с центральными губерниями, а также с

балтийскими портами, что сыграло большую роль в развитии хлебного экспорта

из богатейших районов страны. 1868 году на станции Елец было открыто одно

из первых в России технических учебных заведений.

13 июня 1893 года произошло слияние акционерных обществ Козлово-

Воронежско-Ростовской, Орловско-Грязинской и Грязи-Царицынской дорог. Было

создано Общество Юго-Восточных железных дорог, объединившее все указанные

линии. Вскоре Общество приступило к сооружению железнодорожной линии от

города Харькова через станции Лиски, Бобров, Новохоперск к Поворино и

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.