реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экономико-географическая характеристика топливной промышленности Российской Федерации

Экономико-географическая характеристика топливной промышленности Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ

Курсовая работа

По экономической географии.

На тему: «Экономико-географическая характеристика топливной промышленности

Российской Федерации».

Студента I курса, дневного отделения, II группы специальности «Менеджмент».

Чернышова Егора Николаевича.

Научный руководитель:

Ерофеева Елена Юрьевна.

Оценка при защите_______

Дата защиты______________

Члены комиссии__________

Самара 2000 г.

ВВЕДЕНИЕ

Я выбрал данную тему, потому что она является не просто актуальной, а

актуальнейшей темой на данный момент времени. Почему же она так актуальна?

Да потому что топливная промышленность является основной промышленностью не

только в России, но и в других странах. Топливная промышленность

практически «кормит» всю страну. Она поражает своей масштабностью не только

территориальной, но и финансовой. Топливная промышленность выступает как

районообразующий фактор. Эта работа меня заинтересовала не только из-за

вышеперечисленных данных, но и потому что данная тема наиболее близка мне,

если можно так выразиться, по духу. Топливной промышленностью я

заинтересовался не только когда выбрал тему для написания курсовой, она

интересовала меня и тогда, когда я учился в учебном заведении данного

направления.

В работе я ставил перед собой цели и задачи такие как: определить

особенности размещения и развития отраслей топливной промышленности,

рассмотреть данные по топливному балансу Российской Федерации, дать

экономическую оценку деятельности и, конечно же, рассмотреть основные

проблемы и решение поставленных проблем развития топливной промышленности.

Каких-либо особенных методов в своей работе я не применял. Единственный

метод я применил в экономической оценке деятельности топливной

промышленности за определённый период по разным показателям и представил

данные оценки в виде графиков с краткими описаниями.

Структура моей курсовой работы построена следующим образом. Во-первых,

я рассмотрел составляющую топливной промышленности, затем структуру

отрасли. Во-вторых, были рассмотрены особенности размещения отраслей

топливной промышленности по территории страны. В-третьих, была дана

экономико-географическая характеристика отраслей входящих в состав

топливной промышленности и представлена картографическая работа по каждой

из отраслей. Была представлена таблица топливного баланса страны, дана

экономическая оценка деятельности топливной промышленности по отраслям. По

каждой из отраслей представлены графики в период с 1970 по 1998 года. И в

заключении были описаны проблемы и возможные решения поставленных проблем,

а также рассмотрены перспективы развития топливной промышленности

Российской Федерации.

ГЛАВА 1

Место топливной промышленности в едином

народнохозяйственном комплексе страны.

1.1. Структура отрасли.

Топливная промышленность – совокупность отраслей горнодобывающей

промышленности, занятых добычей и переработкой различных видов топливно-

энергетического сырья[1].

Топливная промышленность входит в состав топливной-энергетического

комплекса Российской Федерации.

Данная отрасль включает в себя: нефтедобывающую, нефтеперерабатывающую,

газовую, угольную, торфяную, сланцевую, уранодобывающую.

Топливо – группа ресурсов, используемых в основном для получения

тепловой, механической и электрической энергии.

Топливо классифицируется:

I. По физическому состоянию:

a) газообразное;

b) твёрдое;

c) жидкое.

II. По способу получения:

a) естественное, добываемое непосредственно из земли (уголь, нефть,

природный газ, сланцы, торф, дрова, уран);

b) искусственное, получаемое в результате переработки природного топлива и

других веществ (кокс, мазут, бензин, коксовый газ, доменный газ и др.).

Угольная промышленность относится к числу важнейших отраслей народного

хозяйства. Велико значение угля в топливном балансе страны. Угли можно

использовать для получения горючих газов и т.д. Большое количество

специальных сортов углей идёт на производство кокса, необходимого для

металлургической промышленности.

Среди прочих полезных ископаемых нефть и газ занимают особое положение,

определяемое рядом причин.

Во-первых, нефть и газ представляют собой сырьё, даже частичная замены

которого на альтернативное – потребует существенной перестройки структуры

промышленного производства и значительных капитальных вложений.

Во-вторых, нефть и газ потребляются в огромных масштабах и при

современных темпах потребления нефть имеет резкую тенденцию к истощению.

Переход же к освоению качественно худших по природным характеристикам

ресурсов нефти и газа вызывает стремительный рост затрат на эти цели.

В-третьих, являясь уникальным сырьём, нефть и газ требуют значительных

затрат труда на их выявление, добычу, транспортировку и переработку.

Особенности топливной промышленности.

1. Её продукция в дальнейших стадиях производства трансформируется в

тепловую энергию.

2. Повсеместная потребность в продукции топливной промышленности.

3. Топливо перевозится только до места сжигания, и в весовом составе новой

продукции материально не участвует.

4. Все виды топлива (за исключением газа) имеют огромную массу и перевозка

их требует больших издержек.

Практически все виды топлива применяются во всех отраслях народного

хозяйства. Основным потребителем всех видов топливно-энергетических

ресурсов (кроме моторного топлива) является промышленность. Индустрия

потребляет более половины суммарного расхода топливно-энергетических

ресурсов в народном хозяйстве, около трёх четвертей котельно-печного

топлива, почти две трети электроэнергии и 80% тепловой энергии,

производимой централизованно на ТЭЦ[2] и в крупных котельных.

Основные показатели работы топливной промышленности.[3]

Таблица 1.1.1

[pic]

[pic]

Россия располагает огромными топливными ресурсами и полностью

обеспечивает себя ими. Опора на собственные топливно-энергетические ресурсы

являются серьёзным преимуществом нашей экономики. Россия считается крупным

экспортёром топлива среди стран мира. Топливная промышленность имеет

большое районообразующее значение, она создаёт предпосылки для развития

топливоёмких производств и служит базой для формирования промышленных

комплексов, в том числе нефтехимических, углехимических, газо-промышленных.

Производство первичных энергоресурсов по видам топлива.

(млн. тонн условного топлива)[4].

Таблица 1.1.2.

[pic]

ГЛАВА 2

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТОПЛИВНОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФ

2.1. Факторы и особенности, определяющие развитие и размещение отраслей

топливной промышленности по территории РФ.

Факторами размещения топливной промышленности принято считать

совокупность условий для наиболее рационального выбора места размещения

хозяйственного объекта, групп объектов, отрасли или же конкретной

территориальной организации структуры хозяйства республики, экономического

района и территориально-производственного комплекса.

Всё многообразие факторов, оказывающих огромное влияние на размещение

производства, можно объединить в родственные группы:

. природные факторы, включающие экономическую оценку отдельных природных

условий и ресурсов для развития отдельных отраслей и районов;

. экономические факторы, включающие мероприятия по охране природы и её

рациональному природопользованию;

. демографические факторы, под которыми понимаются системы расселения,

обеспеченность отдельных территорий страны трудовыми ресурсами.

В состав этих факторов следует включить и состояние социальной

инфраструктуры. Большую роль в рациональном размещении производительных сил

страны играют экономико-географические и экономические факторы.

При размещении отдельных отраслей в зависимости от природных факторов

следует выделить отрасли тяготеющие к источникам сырья. К такой группе

отраслей относятся все отрасли топливной промышленности: нефтяная,

угольная, газовая и др.

При размещении отраслей топливной промышленности особенно важна

экономическая оценка ресурсов: горно-геологические условия того или иного

ресурса, мощность пласта, глубина залегания, размеры запасов, особенно

балансовых, качество (калорийность углей, компонентный состав нефти или

газа и т.д.).

Вместе с тем для размещения отраслей топливной промышленности важен

транспортный фактор, т.е. наличие железных дорог, водных путей,

трубопроводов и т.п. Учитываются при этом и условия для строительства

отдельных видов транспорта, пропускная способность, например железных

дорог, наличие транспортных средств, подвижного состава железных дорог или

же судов для водных перевозок, их грузоподъёмность, а так же стоимость

перевозок добытого сырья до его потребителя.

Важным фактором для развития и рационального размещения топливной

промышленности является уровень научно-технического прогресса,

обеспечивающий наибольшую эффективность добычи того или иного ресурса. Не

маловажным фактором в топливной промышленности является и обеспеченность

районов добычи электроэнергией.

Таким образом, анализируя особенности размещения отраслей топливной

промышленности, следует учитывать совокупность факторов при решающем

значении приближения объектов при решающем значении приближения объектов

добычи ресурса к сырьевой базе.

Большое влияние на рациональное размещение предприятий топливной

промышленности оказывают демографические факторы. При размещении

предприятий необходимо учитывать как уже сложившуюся в данном месте

демографическую ситуацию, так и перспективную ситуацию, а так же и прирост

самого производства. При размещении строительства новых объектов следует

иметь в виду, что население в трудоспособном возрасте сокращается. Поэтому

стоит задача экономии трудовых ресурсов, более рационального их

использования, высвобождения рабочей силы в результате комплексной

механизации и автоматизации производства, лучшей организации труда.

Из многообразия экономических факторов, влияющих на развитие и

размещение топливной промышленности, следует выделить транспортный фактор.

При размещении всех отраслей топливной промышленности этот важнейший

фактор имеет особое значение, так как он обеспечивает экономические связи

между районами и центрами, способствует освоению вновь открытых природных

ресурсов, изменяет экономико-географическое положение территорий,

способствует улучшению территориальной организации. При планировании

размещения предприятий стоит задача транспортного строительства, задача

ликвидации или сокращения дальних нерациональных перевозок.

Транспорт обеспечивает потребность западных районов в топливе и сырье.

Несмотря на огромное значение транспортного фактора в рациональном и

планомерном размещении производительных сил ещё велики встречные и

чрезмерно дальние перевозки грузов. Эффективность транспорта повышается в

результате электрификации железных дорог, развития систем трубопроводов.

Одним из важнейших экономических факторов размещения производства

топливной промышленности является научно-технический прогресс. «Он

представляет непрерывный процесс развития науки, техники и технологии,

совершенствования предметов труда, форм и методов организации труда и

производства».[5] Одним из направлений научно-технического прогресса

является использование новых технологических решений при освоении природных

богатств восточных районов страны. Применение новых технологических схем

даёт возможность вести комплексную переработку сырья, заменять их

традиционные источники новыми. Так, использование новых методов бурения

скважин позволило сэкономить денежные ресурсы на устройстве каждой

скважины.

Впервые в мировой практике в Среднем Приобье при турбинном бурении были

широко использованы гидромониторные долота, что позволило удвоить

механическую скорость проходки скважин.[6] Применение новых технологий

помогло также освоить крупные газоконденсатные месторождения Оренбурга и

Астрахани.

Технический прогресс, сокращающий потребности в трудовых ресурсах за

счёт роста производительности труда, является главным звеном экономической

стратегии освоения отдельных и труднодоступных районов.

Технико-экономические расчёты и обоснования строительства обеспечивают

правильное территориальное размещение предприятий, строительство их с

наименьшими материальными и трудовыми затратами и, следовательно, в

значительной степени определяют рентабельность работы этих промышленных

объектов.

Особенно важную роль в развитии и размещении топливной промышленности

играет такой экономический фактор, как объём капитальных вложений.

Капитальные вложения в топливную промышленность.[7]

(млн. тонн условного топлива)

Таблица 2.1.1

[pic]

От капитальных вложений больше, чем от какого-либо другого фактора,

зависит развитие топливной промышленности. Капиталовложения влияют на объём

добываемого сырья и на объём промышленной продукции.

За последние годы наблюдается снижение капиталовложений, что весьма

нежелательно.

В размещении производительных сил, в том числе и топливной

промышленности, велика роль всей совокупности факторов. Экономически

обоснованное размещение производительных сил с учётом совокупности факторов

в условиях рыночной экономики будет способствовать более эффективному

использованию природно-ресурсного потенциала и комплексному развитию

регионов.

Что же касается особенностей развития топливной промышленности в России

хочу отметить следующее. Как уже говорилось выше топливная промышленность

включает в себя нефтяную, газовую, угольную и др.

Рассмотрим развитие важнейших отраслей топливной промышленности каждой

в отдельности.

Угольная промышленность относится к числу важнейших отраслей народного

хозяйства. Велико значение угля в топливном балансе страны.

Особенностью размещения угольной промышленности является её

непосредственная зависимость от угольных месторождений. Россия как в

европейской, так и в азиатской части располагает огромными запасами угля.

Угольная промышленность развивается прежде всего в районах крупного

потребления угля, а так же на базе месторождений с наиболее благоприятными

технико-экономическими показателями. Добыча угля за годы Советской власти

быстро росла и намного превзошла дореволюционный уровень.

Нефтяная промышленность России развивалась неравномерно: в 1872-1901 её

рост обеспечил России первое место в мире по уровню добычи нефти.

Более ѕ общероссийской нефти дают восточные районы России

(исключительно месторождения Тюменской и Томской областей), на втором месте

- Уральский район, нефтепромыслы которого концентрируется в Башкирии,

Пермской и оренбургской областях, на третьем месте – Поволжье, а в его

пределах Татарстан и Самарская область.

Более половины всех разведанных ресурсов нефти России сосредоточено в

Западной Сибири, затем по объёму ресурсов следуют шлейфы морей, Восточная

Сибирь, Европейский Север.

Газовая промышленность. Более 9/10 общероссийской добычи природного и

попутного нефтяного газа дают восточные районы страны (Приобье: 85% - Ямало-

Ненецкий и 5% - Ханты-Мансийский автономные округа), затем следуют

Оренбургская область (около 5%), республика Коми (1%) и т.д.

Газовая промышленность России – один из главных источников инвалютных

поступлений. Российским газом практически полностью обеспечиваются Украина,

Чехия, Беларусь, страны Балтии; в значительной мере – Польша, Чехия,

Венгрия, Болгария; частично – Германия, Франция, Италия. Однако,

долголетняя выкачка газа из российских недр мало способствовала

модернизации отечественной экономики и повышению благосостояния россиян:

вырученные средства обычно «проедались» или бездарно тратились на

осуществление программ отнюдь не социального характера.

2.2. Экономико-географическая характеристика отраслей топливной

промышленности.

Нефтяная промышленность.

Экономико-географическая характеристика нефтяной промышленности.

Нефтяная промышленность является составной частью ТЭК - многоотраслевой

системы, включающей добычу и производство топлива, производство энергии

(электрической и тепловой), распределение и транспорт энергии и топлива.

Нефтяная промышленность - отрасль тяжелой индустрии, включающая

разведку нефтяных и нефтегазовых месторождений, бурение скважин, добычу

нефти и попутного газа, трубопроводный транспорт нефти.

По степени изученности месторождения делятся на четыре группы:

А) Детально разведанные месторождения.

В) Предварительно разведанные месторождения.

С1) Слабо разведанные месторождения.

С2) Границы месторождений не определены.

Категории А, В и C1 относятся к промышленным запасам.

Добыча нефти на территории РФ.[8]

(млн. тонн) Таблица 2.2.1

[pic]

На территории Российской Федерации находятся три крупных нефтяные базы:

Западно-Сибирская, Волго-Уральская и Тимано-Печерская.

Основная из них – Западно-Сибирская. Это крупнейший нефтегазоносный

бассейн мира, расположенный в пределах Западно-Сибирской равнины на

территории Тюменской, Омской, Курганской, Томской и частично Свердловской,

Челябинской, Новосибирской областей, Красноярского и Алтайского краев,

площадью около 3,5 млн. км. Нефтегазоносность бассейна связана с

отложениями юрского и мелового возраста. Большая часть нефтяных залежей

находиться на глубине 2000-3000 метров. Нефть Западно-Сибирского

нефтегазоносного бассейна характеризуется низким содержанием серы (до

1,1%), и парафина (менее 0,5%), содержание бензиновых фракций высокое (40-

60%), повышенное количество летучих веществ.

Сейчас на территории Западной Сибири добывается 70% российской нефти.

Так, в 1993 году добыча нефти без газового конденсата составила 231.397,192

тонны, из которых фонтанным способом - 26.512,060 тонн, а насосным

193.130,104 тонны. Из данных следует, что добыча насосным способом

превышает фонтанную на порядок. Это заставляет задуматься над важной

проблемой топливной промышленности — старением месторождений. Вывод

подтверждается и данными по стране в целом. В 1993 году в Российской

Федерации из старых скважин добывалось 318.272,101 тонна нефти (без

газового конденсата), в том числе из скважин, перешедших с прошлого года —

303.872,124 тонны, в то время как из новых скважин нефтедобыча составила

лишь 12.511,827 тонн.

В Западной Сибири находятся несколько десятков крупных месторождений.

Среди них такие известные, как Самотлор, Мегион, Усть-Балык, Шаим,

Стрежевой (см. карту). Большая часть из них расположена в Тюменской области

– своеобразном ядре района.

Тюменская область, занимающая площадь 1435,2 тысячи квадратных

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.