реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экономико-географическое положение Финляндии

справедливыми и для всей Финляндии. В соответствии с описанной моделью на

современном этапе пророст населения имеет отрицательный баланс в

периферийной зоне, где позднее всего осваиваются с/х угодия. В крупных

густонаселенный районах страны прирост превышает средний уровень, и

наиболее выражен в пригородах.

[pic]

Рис. 3.

Хозяйство.

а) Общая характеристика.

Финляндия — высокоразвитая индустриально-аграрная страна. Доля в ВВП

(1994, %): промышленность 33, сельское, лесное хозяйства и рыболовство 5,4.

(См.рис.4.) Добыча железной, медной руды, цинка, хрома. Производство

электроэнергии 63,9 млрд. кВт. ч (1995), в т. ч. ок. 1/5 — на ГЭС, ок. 1/3

— на АЭС. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение (судостроение,

производство оборудования для деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной

промышленности, электротехническое и радиоэлектронное), целлюлозно-бумажная

и деревообрабатывающая (крупное производство пиломатериалов, бумаги и

картона, фанеры, мебели), черная и цветная металлургия, химическая,

текстильная., швейная, крупная пищевая промышленность. В сельском хозяйстве

преобладает молочно-мясное животноводство, в растениеводстве — посевы

кормовых трав и зерновых (преимущественно овес и ячмень). Длина (1993, тыс.

км) железных дорог 5,9, автодорог 77,7 (1996). Главные морские порты:

Хельсинки, Турку, Котка. Паромное сообщение со Швецией, Эстонией, Польшей,

Германией. Экспорт продукции целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей,

машиностроительной, химической, легкой, пищевой промышленности. Основные

внешнеторговые партнеры: страны ЕС, Россия. Денежная единица — финляндская

марка. В 2002 заменена евро. Финляндия - развитая индустриально - аграрная

страна, имеющая современную промышленность, интенсивное сельское и лесное

хозяйство. Доля промышленности и строительства в ВВП превысила 2/5, а

сельского, лесного и рыбного хозяйства уменьшилось до 0.1. Резко возросла

занятых в сфере обслуживания.

Финляндия позже других стран Северной Европы вступила на путь

капиталистического промышленного развития, которое длительное время

сдерживалось рядом причин: сравнительной суровостью природных условий,

слабой заселенностью территорий, политической зависимостью сперва от

Швеции, потом от России, нехватка национальных капиталов.

Развитие капитализма в Финляндии и индустриализация страны в большой

степени связана с главным природным ресурсом - лесом. Когда во второй

половине прошлого века спрос на лес на западноевропейских рынках стал

быстро расти, финская древесина вслед за норвежской и шведской нашла

широкое применение как строительный материал и сырье для производство

бумаги. Сооруженный в те годы Сайменский канал дал выход в море лесу из

центральных и восточных районов страны. На берегах Финского и Ботнического

заливов выросли лесопильные заводы и лесные гавани. Доходы от торговли

лесом укладывались в сооружения целлюлозных заводов и бумажных фабрик.

Таким путем уже в начале XX в. сложились основы специализации Финляндии в

международном разделении труда как одного из главных производителей и

экспортеров лесобумажных товаров. Однако вплоть до середины XX в. Финляндия

оставалась страной с преобладанием сельского и лесного хозяйства над

промышленностью, которая к тому же имела ярко выраженный односторонний

характер: на кануне второй мировой войны древесина и продукты ее

переработки составляли более 4/5 стоимости финского экспорта.

Из аграрно-индустриальной страны Финляндия превратилась в индустриально –

аграрную в этом отношении догнала соседские скандинавские страны. Если

накануне второй мировой войны доля сельского и лесного хозяйства валовом

национальном продукте составляла более 1/3, а доля промышленности - около

1/3, то в конце 80 г. доля промышленности увеличилась до 1/2 и втрое

превзошла долю сельского и лесного хозяйства.

Характерная яркая выраженная черта экономики Финляндии - высокая степень

централизации и концентрации капитала и производства. Три десятка

крупнейших концернов, частных, государственных и смешанных, сосредотачивают

на своих предприятиях около половины рабочей силы, выпускает более половины

промышленной продукции, и обеспечивают до 3/4 экспорта Финляндии. В черной

металлургии доминируют государственная компания “Раотарукки”, в цветной -

“Оутокумпу”. Почти все судостроительные верфи принадлежат концерну “Раума-

Репола”, “Вяртсиля” и “Валмет”. В производстве подъемных кранов монопольное

положение занимает компания “Коне”, в производстве легковых автомобилей -

“СААБ - Валмет”. Компании “Нокиа” и “Солора” выпускает около половины

продукции электронной промышленности. Более половины производства целлюлозы

сосредоточено на предприятии концернов “Энсо - Гудцайт”, “Кеми”, “Куммене”,

“Юхтюнеет паперитехтаат”. Около 4/5 оптовой торговли находится в руках двух

фирм - “Туро” и “Кеско”.

“Двадцать семейств” крупной буржуазии владеют контрольными пакетами

наиболее мощных промышленных компаний и одновременно занимают ключевые

позиции в двух главных коммерческих банках — “Кансаллис осаке панкки” и

“Суомен юхдюспанкки”. Эти два гиганта сосредоточили в своих руках более 4/5

всего капитала и кредита коммерческих банков страны. Выделяется семья

Эрнрутов, тесно связанная с банком “Кансаллис осаке панкки” и рядом

крупнейших лесопромышленных, машиностроительных, судоходных и других

компаний. Эрнруты и другие могущественные кланы, которых называют “финскими

Рокфеллерами”, стали фактическими хозяевами целых отраслей промышленности.

Они оказывают большое влияние не только на экономическую, но и в

значительной степени на политическую жизнь страны.

Важную роль в экономике Финляндии играет государственный сектор. Это

объясняется традиционным владением государством большой частью земельных,

лесных и минеральных ресурсов, переходом в руки государства после войны

военных заводов и предприятий, принадлежавших германскому капиталу,

значительными государственными капиталовложениями в энергетику, металлургию

и другие отрасли тяжелой индустрии.

Предприятия, находящиеся под контролем государства, выпускают примерно 1/5

промышленной продукции страны. Наиболее значительна доля государственного

сектора в горнорудной промышленности, металлургии, электроэнергетике,

нефтепереработке, химии и машиностроении. Государство владеет 1/3 земельной

и около 1/4 лесной площади страны.

Финляндия позже других стран Северной Европы открыла двери иностранному

капиталу. Участие иностранного капитала в экономике Финляндии пока

сравнительно невелико. Наиболее значительны позиции шведского капитала в

машиностроении. Крупные дочерние компании имеют в Финляндии американские и

англо-голландская нефтяные монополии.

[pic]

Рис. 4.

б) Промышленность.

По числу работающих в промышленности и по объему валовой промышленной

продукции Финляндия занимает второе место среди стран северной Европы

(после Швеции). Промышленности Финляндии, как и Швеции, преобладают две

группы отраслей: одна из них связана с обработкой и переработкой древесины

другая - с выплавкой и обработкой металла. Но если в Швеции издавна

преобладала металлопромышленность, то в Финляндии долго доминировала

лесопромышленность

Топливно-энергетическая промышленность.

Снабжение энергией — одна из наиболее сложных экономических проблем

Финляндии. Перед второй мировой войной 3/4 потребности страны в энергии

покрывалось собственными ресурсами. Основу топливно-энергетического баланса

составляла древесина, на которую падало более 3/5 общего потребления

энергии, на гидроэнергию приходилась 1/8 и на 1/4 потребление энергии

покрывалось ввозом минерального твердого и жидкого топлива, собственные

ресурсы которого в стране отсутствуют.

Быстрый рост спроса на энергию, прежде всего со стороны весьма энергоемкой

целлюлозно-бумажной промышленности, и одновременно ограничение потребления

дров в связи с более интенсивным использованием древесины в лесобумажном

производстве вызвали резкую перестройку топливно-энергетического баланса.

Ныне лишь 1/5 потребляемой в стране энергии покрывается за счет собственных

ресурсов. Остальное же топливо поступает из-за рубежа. Ежегодно ввозится

13—14 млн. т. нефти и нефтепродуктов, около 4 млн. т. каменного угля и

кокса и около 1 млрд. куб. м. природного газа. Главный поставщик твердого и

жидкого топлива в Финляндию — Россия. Природный газ также поступает из

России по проложенному через Карельский перешеек газопроводу.

Нефтеперерабатывающие заводы расположены на южном и юго-западном побережье

страны в Шельдвиге, близ Порво, и в Нантали, близ Турку.

Электроэнергетика Финляндии долгое время использовала преимущественно

гидроэнергетические ресурсы. Большое гидроэнергетическое строительство

развернулось после второй мировой войны на реках северной части страны.

Были сооружены каскады электростанций в бассейнах рек Оулуйоки и Кемийоки.

Общая мощность возведенных на этих двух богатых гидроэнергией реках 15

электростанций достигает 1300 МВт. и превышает половину мощности всех

гидроэлектростанций страны.

К концу 1960-x годов наиболее мощные и выгодные в технико-экономическом

отношении водопады были уже освоены, и лидерство в финской

электроэнергетике перешло к тепловым электростанциям, значение которых из

года в год возрастает. В 1977 г. на долю ТЭС пришлось около 2/3

производства электроэнергии. Размещены тепловые электростанции в основном

на южном и юго-западном побережье страны у крупных городов, нефтяных портов

и нефтеперерабатывающих заводов. Крупнейшая ТЭС страны “Инкоо” (мощностью

800 МВт.), расположенной на берегу Финского залива юго-западнее Хельсинки,

вторая по значению ТЭС (мощностью 440 МВт.) находится рядом с

нефтеперерабатывающим заводом в Нантали, близ Турку. На юго-востоке страны

сооружена электростанция, топливом для которой служит природный газ,

подаваемый из России.

Новый этап в развитии электроэнергетики Финляндии начался после того, как в

1977 г. вступило в строй первая АЭС близ города Тивисы на берегу Финского

залива. Электростанция построена при техническом содействии СССР и работает

на российском уране.

Только после второй мировой войны в значительной мере в результате

хозяйственных связей с Россией в Финляндии быстро стали развиваться

металлургия, металлообработка и машиностроение.

Лесная промышленность.

Лесобумажная промышленность обладает богатой сырьевой базой - обширными

таежными лесами. А ежегодно финские лесорубы заготовляют в зависимости

коньюктуры на мировом рынке от 32-45 млн. куб. м. Древесины, главным

образом еловой и сосновой.

Финляндия - один из крупнейших производителей в мире пиломатериалов,

бумажной массы, фанеры. Лесопильные заводы ежегодно производят до 8 млн.

куб. м. пиленных и струганных досок. По экспорту пиломатериалов занимает

третье место после России и Канады. Наиболее крупные центры лесопиления

расположены в устьях главных лесосплавных рек - Кюмийоки, Кокемяэнйоки,

Олулуйоки и Кемийоки. Это портовые города Котка на побережье Финского

залива, Поре, Оулу, Кеми на побережье Ботнического залива. Крупным центром

лесопиления относятся также Ланпенранта, расположенная на южном берегу

озера Сайма, у начало Сайменского канала. Размещение лесопильных и других

деревообрабатывающих предприятий. На реках и озерах имеет в основном

исторический характер, так как сплавом теперь идет лишь одна треть

потребляемой древесины, а около 2/3 ее доставляется на предприятия из леса

автомобильным транспортом.

Ныне металлопромышленность заняло ведущее место по числу занятых, объему

капиталовложений и стоимости выпускаемой продукции. Тем не менее,

лесобумажная промышленность продолжает доминировать в финском экспорте и

определять важную роль страны в международном разделении труда и ее место в

мировой торговле.

Черная металлургия.

Финляндия располагает значительной сырьевой базой для черной металлургии.

Железная руда месторождения Отанмяки, расположенного южнее оз. Оулуярви,

хотя и требует обогащения, но зато содержит ценные легирующие металлы —

титан и ванадий, высоким содержанием железа отличается руда заполярных

месторождений Кярвясвара, близ города Рованиеми, и Колари, у самой границы

со Швецией. Открыты довольно крупные железорудные месторождения на дне

прибрежной части Балтийского моря — Юсcape, близ полуострова Ханко, и

Нюхамн, у Аландских островов. В целом запасы железной руды оцениваются в

200—300 млн. т.

Предприятия черной металлургии выплавляют около 2 млн. т. чугуна, 2,5 млн.

т. стали и выпускают 2 млн. т. стального готового проката. Главный центр

черной металлургии — город Рахе на берегу Ботнического залива. Здесь в 60—

70-х годах при участии СССР построен крупнейший во всей Северной Европе

металлургический завод “Раутарукки”. Он производит 4/5 всего выплавляемого

в стране чугуна и 2/3 стали. Изготовляемый на заводе стальной лист

используется в судостроении и частично идет на экспорт. Руда поступает в

основном из рудников Отанмяки и Кярвясвара, а также ввозится из Швеции.

Одним из главных поставщиков железорудного сырья для доменных печей завода

“Раутарукки” стал Костомукшский горно-обогатительный комбинат в Карелии,

сооружаемый с участием финских фирм. Небольшие преимущественно передельные

металлургические заводы действуют на юге страны — в Иматре, в районе Турку

и на полуострове Ханко.

Цветная металлургия.

Цветные металлы — главное минеральное богатство страны. Запасы меди

составляют около 1 млн. т. Медноколчеданная руда наиболее известного

месторождения Оутокумпу на востоке Озерного плато содержит также цинк,

кобальт, серу, железо, серебро, золото. Из руды находящегося в этом же

районе месторождения Коталахти одновременно с медью извлекается никель.

Запасы цинка определяются в 2 млн. т. Основная его добыча вместе с медью и

свинцом ведется из месторождения полиметаллических руд Виханти,

расположенного южнее Оулу. По добыче меди и цинка Финляндия занимает одно

из ведущих мест в Зарубежной Европе.

На севере страны, близ Кеми, начата разработка одного из крупнейших в мире

месторождений хрома, содержащего до 30 млн. т. металла. По запасам хромовой

руды Финляндия занимает третье место в мире после ЮАР и Зимбабве, а по

добыче — четвертое место, уступая лишь названным странам и Турции. Хромовая

руда после ее переработки и концентрат на заводе в Торнио экспортируется.

Предприятия цветной металлургии размещены на побережье Ботнического залива

или вблизи от него. Добытая в Оутокумпу и там же обогащенная руда поступает

и виде концентратов на завод в Харьявалте, где из нее выплавляются черновые

медь и никель, которые затем перерабатываются электролитическим методом на

заводе в Пори. На одном из крупнейших в Европе цинковых заводов в Коккола

из концентратов, поступающих из Виханти и с других рудников, изготовляются

электролитический цинк и кобальт.

Машиностроение.

Машиностроение за послевоенные годы из отрасли, работавшей только на

внутренний рынок, превратилось в отрасль, продукция которой занимает в

финском экспорте по стоимости второе место после лесобумажного

производства. Главные машиностроительные предприятия сосредоточены

преимущественно на юго-западе страны. Крупнейшие города страны — Хельсинки.

Турку и Тампере - одновременно важнейшие машиностроительные центры.

В машиностроении выделяются, прежде всего, судостроение и изготовление

оборудования для деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

С участием шведских концернов “Вольво” и “СААБ-Скания” создана

автомобильная промышленность, впускающая ежегодно до 30 тыс. легковых и

около 2 тыс. грузовых

автомобилей и автобусов. Основная часть узлов и деталей поступает из

Швеции.

Химическая промышленность.

Большая потребность целлюлозно-бумажного производства и в химикалиях,

прежде всего в хлоре и едком натре, способствует развитию химической

промышленности. В то же время отходы лесобумажной промышленности служат

сырьевой базой для лесохимии и производства удобрений. Рост

нефтепереработки способствует формированию нефтехимических производств, в

том числе выпуску синтетических смол и пластмасс. Главные центры химической

промышленности — Оулу, Харьявалта, Коккола, Кусанкоски.

Текстильная промышленность.

Текстильная промышленность — одна из старейших промышленных отраслей

страны, развитие которой было связано с емким русским рынком. Еще середине

прошлого иска в Тампере сложилось крупное льняное и хлопчатобумажное

производство. Позже в Хельсинки и его окрестностях возникли шерстяные

фабрики. Текстильную промышленность дополняют многочисленные швейные и

трикотажные предприятия.

Широкую известность во многих отраслях мира получила фарфоровая посуда и

художественная керамика фабрики “Арабия” в Хельсинки.

В пищевой промышленности наиболее развито находящееся под контролем

кооператива “Валио” производство молочных продуктов. Часть сливочного масла

и сыра идет на экспорт. [pic]

Рис. 5.

в) Сельское хозяйство.

Сельское хозяйство продолжает играть важную роль в экономике страны, хотя

доля занятого в нем (вместе с лесным хозяйством) экономически активного

населения за последние два десятилетия уменьшилась почти втрое. Сельское

хозяйство полностью обеспечивает потребности страны в молочных и мясных

продуктах и в основном в продовольственном и кормовом зерне. Для этой

отрасли в Финляндии характерны преобладание мелкого и среднего

землевладения, ярко выраженная специализация на молочном животноводстве и

тесная связь с лесным хозяйством.

Финляндия — страна мелких и средних ферм. Хозяйства, имеющие участки пашни

размером до 10 га, составляют более 3/5 общего числа ферм и владеют более

2/5 всей пахотной земли. Хозяйства с участками в 10—20 га, которые в

условиях Северной Европы считаются средними, составляют более 1/4 общего

числа хозяйств и имеют более 1/3 пахотной земли. Таким образом, мелкие и

средние хозяйства, составляющие 9/10 всех ферм, располагают 3/4 пахотной

земли. Идет систематическое разорение мелких фермеров, в результате общее

число хозяйств из года в год сокращается.

Подавляющее большинство мелких и средних хозяйств поддерживают свое

существование продажей леса с принадлежащих им лесных участков, размеры

которых в несколько раз превышают размеры пахотных угодий. В среднем по

стране на каждую ферму приходится лишь 11 га пашни и в то же время более 50

га продуктивных лесов. Выручка за проданный лес дает в среднем более

четверти доходов фермеров, а во многих мелких хозяйствах — до половины всех

денежных доходов. В обширных районах Центральной и Северной Финляндии

лесное хозяйство служит основным источником существования крестьян, а

сельское хозяйство — лишь дополнительным. (См.рис.6.)

Своеобразие отраслевой структуры сельского хозяйства наряду с характерным

для всех стран Северной Европы преобладанием животноводства над земледелием

состоит в Финляндии, как и в Дании, в исключительно большой роли молочного

производства. Примерно 4/5 всех доходов финского сельского хозяйства дает

животноводство, а доходы от реализации молока составляют 3/5 доходов от

животноводства.

[pic]

Рис. 6.

г) Транспорт.

Близкое к полуостровному положение страны в сочетании с изобилием

глубоких заливов способствует развитию морских перевозок. Морем идет 4/5

импортных и около 9/10 экспортных грузов. По сравнению с соседними

Скандинавскими странами торговый флот невелик — его тоннаж несколько больше

2 млн. т. Вес доставляемых морем грузов, среди которых преобладает

минеральное топливо, вдвое превышает вес отправляемых из финских портов

грузов, состоящих преимущественно из лесопромышленной продукции. Среди

многочисленных портов на побережье финского и Ботнического заливов

выделяются размерами грузооборота Хельсинки, куда поступает больше всего

импортных грузов, и Котка, откуда отправляется больше всего экспортных

грузов. Порт Турку отличается интенсивным развитием автопаромного сообщения

со Швецией. В соседнем с Турку Нантали расположен крупнейший в Финляндии

нефтеимпортный порт.

Среди развитых в юго-восточной озерной части страны внутренних водных путей

выделяется Сайменский канал, соединяющий одноименную систему озер с Финским

заливом и проходящий частично по территории России.

Внутри страны грузы перевозятся главным образом автомобильным и

железнодорожным транспортом. Железнодорожная сеть, составляющая 6 тыс. км,

принадлежит государству. Она сложилась, еще, когда Финляндия входила в

Россию.

В стране насчитывается более 1 млн. легковых и 130 тыс. грузовых

автомобилей. Наряду с проложенными между городами автомагистралями

повсеместно развита сеть поддерживающихся круглый год грунтовых дорог.

д) Туризм, рекреация.

[pic]

Рис. 7.

Внутренние различия городов.

Отличительная черта размещения населения и хозяйства Финляндии —

сосредоточение их на юге страны. Финские географы, исходя из уровня

заселенности и хозяйственной освоенности территории, делят свою страну на

две почти равные по площади части: южную, которую называют Освоенной

Финляндией, и северную, или Неосвоенную Финляндию. Границу между “югом” и

“севером” обычно проводят от города Йоэнсу на востоке страны в северо-

западном направлении к городу Оулу на побережье Ботнического залива. В

южной половине Финляндии, где равнинный, низменный ландшафт сочетается со

сравнительно мягкими климатическими условиями, проживает около 9/10

населения, производится более 9/10 промышленной и сельскохозяйственной

продукции, проложена густая сеть автомобильных и железных дорог. В северной

же части страны с довольно суровыми природными условиями лишь после второй

мировой войны началось серьезное использование богатых лесных,

гидроэнергетических и рудных ресурсов. В этот же период ускорилось и

сельскохозяйственное освоение территории. В целом, однако, обширная

Северная Финляндия продолжает все еще оставаться экономически слабо

освоенной и редконаселенной. Если на юг страны можно выделить два уже в

основном сложившихся экономических района — Юго-запад и Приозерье, то север

как район еще только формируется.

Заключение

Финляндия-высокоразвитая индустриально-аграрная страна. По занимаемой

площади превосходит такие Европейские государства, как Великобритания и

Италия, стоя на 7 месте среди европейских стран. Имеющая современную

промышленное, интенсивное сельское и лесное хозяйство. Ведущие отрасли

промышленности: машиностроение, целлюлозно-бумажная и

деревообрабатывающая,чёрная и цветная металлургия, химическая, текстильная,

швейная, крупная пищевая промышленность. Финляндия позже других стран

Северной Европы вступила на путь капиталистического промышленного развития.

Характерная яркая выраженная черта экономики Финляндии- высокая степень

централизации и концентрации капитала и производства. Отличительная черта

размещения населения и хозяйства Финляндии- сосредоточение их на юге

страны. В целом, однако, обширная Северная Финляндия все ещё продолжает

оставаться экономически слабо освоенной и редконаселённой.

В данном реферате пере домной стояла цель как можно ближе познакомиться с

культурой, традициями, необычайным природным ландшафтом расположенной на

севере страны. Я считаю, что в этой работе мне удалось всесторонне раскрыть

интересующие меня вопросы и преодолеть поставленные задачи.

Список используемых материалов.

1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2003 г.

2. «География: страны и народы» школьная энциклопедия: АССОЦИАЦИЯ ХХI ВЕК

2000 г.

3. «География Финляндии», М.:-1997г.

4. «Основы страноведения» Я.Г. Машбиц М: Просвещение, 1999 г.

5. «Страны и народы», Научно - популярное географо-этнографическое

издание 1992

Страницы: 1, 2


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.