![]() |
|
|
ВеликобританияВ 30-40-х годах XIX в. в британской промышленности прочно утверждается фабричная система производства. В 1825 г. была открыта первая в мире железная дорога между Столтеном и Дарлингтоном. Между тем усиливается борьба рабочих за свои права. Самой характерной чертой экономического развития Великобритании в XIX в. было владение ею огромными колониями, охватывавшими около 60% всех колониальных владений всего земного шара. Интенсивный вывоз капитала в колонии давал большие прибыли, и процесс концентрации капитала продолжался. В начале XX в. Англия начинает уступать техническое превосходство Германии и США. Особенно острыми стали противоречия между Англией и Германией. Эти противоречия привели к первой мировой войне 1914-1918 гг. После поражения Германии Англия расширила свои владения в Азии и Африке за счет владений Германии и Турции. Но Великобритания была значительно ослаблена войной. Пошатнулись устои британской колониальной империи. После первой мировой войны в Англии стали быстрее развиваться машиностроение и химия, но текстильная и угольная промышленность пришли в упадок. Либеральная партия потеряла свое влияние и её место заняла лейбористская партия. В 20-30-х годах широкий размах приняло забастовочное движение из-за дальнейшего ухудшения жизни рабочих. В 1939 г. Англия объявила войну Германии, а после нападения на СССР выразила свою поддержку. В войне с Германией, закончившейся, как известно, полным поражением фашизма, Великобритания понесла значительный урон, её позиции на международной арене сильно пошатнулись. Происшедший в послевоенные годы распад обширной колониальной британской империи еще более ухудшил экономические позиции английского империализма. В 1947 г. добилась независимости Индия, за ней последовали Бирма, Цейлон и другие колонии в Азии, а также в Африке. Англия оказалась низведена на роль младшего партнера США. Сейчас же Англия — это сильное государство, имеющее прочные позиции на мировом рынке. 3. Экономико-географическое положение Великобритания занимает довольно выгодное экономико-географическое положение. Она находится на пересечении морских путей и занимает узловое положение на важнейших линиях судоходства и мировой торговли проходящие через проливы Ла-Манш (Английский канал) и Па-де-Кале. Это обеспечивает Англии связи со всем миром и дает большие перспективы развития и расширения рынков сбыта выпускаемой продукции. Немаловажную роль для развития и процветания Великобритании имеет её благоприятные погодные условия и минеральные ресурсы. В природных условиях благоприятно то, что в Англии много полноводных, но коротких рек. Англия имеет запасы каменного угля, железных руд. 4. Характеристика промышленности Промышленность Великобритании дает 1/3 валового национального продукта, на неё приходится 1/3 всех занятых. Она использует в основном привозное сырье, и все более ориентируется на внешний рынок. С одной стороны, для Великобритании характерен быстрый рост современных отраслей, использующих прогрессивную технологию производства и организацию труда, новейшее оборудование и современные методы управления, а с другой — отставание старых традиционных отраслей. К первой группе относятся электроника, новейшие отрасли общего и точного машиностроения, большинство отраслей химической промышленности, ко второй — добыча угля, хлопчатобумажная и шерстяная промышленность, судостроение, черная металлургия. Процесс концентрации производства в промышленности Великобритании привел к созданию во многих отраслях современных крупнейших объединений промышленников. Небольшое число огромных компаний концентрирует в них практически все производство. Самые крупные промышленные монополии страны — «Империал Кемикал Индастриз» или ИКИ, «Юнивелер», «Бритиш Миланд» и «Дженерал Электрик Компани», в которых занято 200 тыс. человек. Основная часть промышленных предприятий Великобритании сконцентрирована в густонаселенном промышленном поясе, включающем графства от Лондона до Ланкашира и от Западного Йоркшира до Глостершира. Крупнейшие промышленные районы за пределами этого пояса — Южный Уэльс, крайний северо-восток и часть юго-запада Англии. В течение последних лет британское правительство стремится проводить региональную политику, направленную с одной стороны, на некоторое сдерживание концентрации населения и промышленности в чрезмерно разросшихся конурбациях, а с другой — на содействие подъему старых районов с большой долей традиционных отраслей, переживающих упадок. Для привлечения в отстающие районы промышленных фирм предпринимателям предоставляются государственные кредиты, льготные условия аренды промышленных зданий, выплаты налогов и т.д. Все эти меры несколько уменьшили территориальную концентрацию промышленности. Благодаря разгрузке столичных агломераций, прежде всего Большого Лондона, и конурбации Западного Мидленда, а также развитию новейших отраслей в отстающих районах, несколько изменилась и территориальная структура промышленности. Однако в целом региональная политика не принесла ожидавшихся результатов из-за самой сущности стихийного капиталистического производства. Экономические трудности в отстающих районах остались в основном прежними. Не удалось остановить сдвиг населения и производительных сил на юг. Региональная политика не может также решить острых социальных проблем отстающих районов, и, прежде всего, сократить безработицу. В 80-х годах все больше усиливается борьба рабочего класса за свои права. Несколько крупнейших забастовок докеров и шахтеров показали, что при решении региональных проблем интересы трудящихся отстающих районов далеко не на первом месте. Главная отрасль горнодобывающей промышленности Великобритании — добыча каменного угля. Она ведется уже три столетия. Вплоть до 1910 г. британский уголь господствовал на мировом рынке. Однако с 1913 г., когда его было добыто рекордное количество — 287 млн. т, добыча неуклонно снижается. Тем не менее, уголь все же остается одним из ведущих видов топлива в стране. Он дает 1/3 потребляемой в Великобритании энергии, уступая только нефти, дающей почти половину её. Самый крупный угольный бассейн на Британских островах — Йоркшир, где 1975 г. было добыто 28 млн. т угля. За ним следует Нортулеберленд-Даремский и Северо-западный. Потребление угля в Великобритании увеличилось в последние годы в связи с резким повышением цен на нефть. Британская нефтеперерабатывающая промышленность зависит от импорта сырой нефти и нефтепродуктов. Скважины в восточном Мидленде дают ежегодно менее 100 тыс. т. Добыча нефти и газа из-под Северного моря — новая, процветающая отрасль промышленности в стране. Сырая нефть ввозится из Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана и Ливии, нефтепродукты — из Италии, Нидерландов и Венесуэлы. Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы расположены у глубоководных портов Саутпхемтона, в Уешире, в устьях Темзы, Трента и Тиса. Пять заводов Южного Уэльса соединены с портом Эне-Бей нефтепроводом. По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона и Йоркшира. В британской зоне эксплуатируются пять основных месторождений природного газа, которые дают 1/6 потребляемой в стране энергии. Ныне почти весь газ поступает из природных источников. Великобритания — второй в мире поставщик каолина (белой глины, из которой делаю фарфор); здесь в очень крупных месторождениях добывают и другие виды глины для керамической промышленности. Есть перспективы добычи вольфрама, меди и золота из вновь разведанных месторождений. Возможно даже, что скоро Британия полностью прекратит импорт вольфрама. Разработка железной руды ведется в сравнительно узком поясе, который начинается в Йоркшире и тянется через весь восточный Мидленд до города Банбери на юге. Руда здесь низкого качества, кремнеземистая и содержит всего 33% металла. Потребность в железной руде покрывается за счет импорта из Канады, Либерии и Мавритании. Великобритания полностью обеспечивает себя электроэнергией: 86% — ТЭС, 12% — АЭС, 2% — ГЭС. Подавляющее число ТЭС работает на угле. Гидростанции, как правило, небольшие, расположены они в основном в Шотландском нагорье. Великобритания занимает в мире восьмое место по выплавке чугуна и стали. Почти вся сталь страны производится государственной корпорацией «Бритиш стил». Металлургия Великобритании развивалась в благоприятных условиях. Страна богата углем. Железную руду содержали часто сами пласты угля, либо она добывалась поблизости. Третий компонент, необходимый для металлургии — известняки имеются на Британских островах почти везде. Угольные бассейны, в близи которых развивались металлургические центры, расположены недалеко друг от друга и от крупнейших портов страны, что облегчает доставку из других районов страны и из зарубежных стран недостающего сырья и вывоз готовой продукции. Сталеплавильная индустрия Великобритании все больше использует в качестве сырья металлолом, поэтому современные сталеплавильные заводы обычно привязаны к крупным промышленным центрам как к источникам сырья и рынкам сбыта готовой продукции. Британская цветная металлургия одна из крупнейших в Европе. Она работает почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. Экспорт цветных металлов по стоимости намного превышает экспорт чугуна и стали. Великобритания — также один из основных поставщиков таких металлов, как уран, цирконий, бериллий, ниобий, германий и др., которые используются в атомной промышленности, самолетостроении и электронике. Главные покупатели этих металлов — это США и Германия. Главный район цветной металлургии — Западный Мидленд, где много мелких предприятий специализируется на производстве проката, литье и обработке цветных металлов. Другие центры — Южный Уэльс, Лондон и Тайнсайд. Три крупнейших завода по выплавке алюминия расположены на острове Англси, у города Инвенгордона (Шотландия) и на северо-востоке Англии. Они обеспечивают более половины потребности отрасли в первичном алюминии. Центры по производству алюминия в Мидленде и Южном Уэльсе тесно связаны с американскими и канадскими алюминиевыми компаниями. В самой крупной отрасли британской промышленности — машиностроении работает ј всех занятых в обрабатывающей промышленности. Преобладает транспортное машиностроение. Около 1/3 капитала затрачиваемого на производство средств транспорта, принадлежит американским компаниям, которые закрепились на Британских островах после второй мировой войны. Предприятия этой отрасли имеются практически во всех районах и в большинстве городов Великобритании. Великобритания — самый крупный в мире экспортер грузовых автомашин. Широко известна серия машин повышенной проходимости «Лендровер». Главные покупатели английских автомобилей — США, Новая Зеландия, Иран и ЮАР. Почти все серийные автомобили выпускаются несколькими крупнейшими автомобильными фирмами «Бритиш Лейланд», заводами международной американской компании «Крайслер Ю.К.» и дочерними американскими фирмами «Воксхол» и «Форд». Первым крупным районом автомобилестроения на Британских островах стал Западный Мидленд с центром в Бирмингеме. Старейшая традиционная отрасль Великобритании — текстильная промышленность. Шерстяные ткани производятся в основном в Западном Йоркшире, производство искусственного шелка преобладает в йоркширском городе Сешсдене, а хлопчатобумажных тканей Ланкашире, в небольших текстильных городах к северо-востоку от Манчестера. Производство шерстяных тканей, изделий, пряжи самое древнее на Британских островах. Шерстяные ткани британских текстильщиков и в наши дни высоко ценятся на внешнем рынке. 5. Сельское хозяйство В сельском хозяйстве занято всего около 3% работающего населения страны. Великобритания производит более половины сельскохозяйственных продуктов, потребляемых её населением, но в среднем на одного человека приходится меньше 1/3 сектора сельскохозяйственных земель. Полностью обеспечиваются потребности в ячмене, овсе, картофеле, домашней птице, свинине, яйцах и свежем молоке. Однако многие важные продукты Великобритании приходится ввозить из других стран. Она импортирует 4/5 сливочного масла, 2/3 сахара, половину пшеницы и бекона, ј потребляемых в стране говядины и телятины. Великобританию часто называют «королевством пастбищ». И в самом деле, пастбища и сенокосные угодья занимают здесь территорию в 3 раза большую, чем зерновые культуры. Природные условия Великобритании более благоприятны для развития животноводства, чем земледелия. Животноводство и растениеводство дают соответственно 65 и 23% стоимости сельскохозяйственной продукции страны. Преимущественно животноводческие хозяйства располагаются в западной, более влажной части острова Великобритания. Англия является одним из самых крупных поставщиков овечьей шерсти. Большинство ферм Великобритании — это высокомеханизированные товарные хозяйства капиталистического типа. Однако себестоимость фермерской продукции весьма высока. Британское фермерство нуждается в высоких закупочных ценах, поэтому регулирование общего аграрного рынка в пределах ЕЭС, установление единых цен на сельскохозяйственную продукцию отрицательно сказались на экономике мелких и средних хозяйств. 6. Транспорт и внешнеэкономические связи Поскольку Великобритания — государство островное, все её внешние перевозки и торговля связаны с морским и воздушным транспортом, но после открытия туннеля под проливом Ла-Манш немаловажную роль стал играть автомобильный транспорт. Около 9/10 общего грузооборота приходится на морской транспорт, в том числе ј — на каботаж. Все районы Великобритании, кроме Западного Мидленда, в той или иной мере непосредственно связаны с морскими портами, которые служат основными транспортными узлами. Крупнейшие из них — Лондон, Ливерпуль, Манчестер, Глазго, Бристоль, Мидлсбро, Халл, Ньюкасл, Саутхемптон, Милфорд-Хейвен. Причем лондонский и ливерпульский морские порты пропускаю около половины всех грузов (по стоимости). С материком Великобритания связана туннелем под проливом Ла-Манш, двумя железнодорожными паромами (Дувр-Дюнкерк и Харидж-Остенде) и многочисленными морскими автомобильными и пассажирскими паромами — с Данией, Швецией, Норвегией, Голландией и Францией. Во внутренних грузовых перевозках наибольшую роль играет автомобильный транспорт. Одновременно расширяется сеть автомобильных дорог и происходит их реконструкция. Оборот внешней торговли увеличился почти вчетверо. С одной стороны удвоился экспорт капитала, с другой — быстро растут вклады иностранных монополий в экономику Великобритании. Почти в четыре раза увеличился «невидимый экспорт». Большая часть стоимости экспорта приходится на изделия обрабатывающей промышленности: автомобили, самолеты, металлоизделия, электрооборудование, продукцию химической промышленности и текстиль. 7. Население и города Этнический состав населения Великобритании довольно пестрый. Большинство населения англичане (80%), национальные меньшинства (ок.15%) шотландцы, уэльсцы, ирландцы — сохраняют народные традиции и язык. В Уэльсе говорят не только на английском, но и на уэльском языке. Выходцы их Индии, Пакистана, Вьетнама и других бывших британских колоний составляют около 5% населения. Всех жителей Соединенного королевства называют британцами. С самых ранних периодов истории Британских островов шел процесс формирования трех различных этнических общностей — англичан, шотландцев и уэльсцев или валлийцев, занимающих три исторически сложившиеся обособленные области острова Великобритании — собственно Англию, Шотландию и Уэльс. Взаимоотношение между этими тремя коренными народами острова и происходившие в их среде процессы всегда занимали важное место в политической истории страны. Национальный вопрос не решен еще и в наши дни. Господствующая и наиболее многочисленная группа населения Великобритании — англичане. Они населяют Англию, большую часть Уэльса и образуют компактные поселения в некоторых районах на юге Шотландии. Из кельтских народов Великобритании наиболее много шотландцев. Они населяют преимущественно северо-западные области острова Великобритания и прилегающие к их побережью Шетландские, Оркнейские и Гебридские острова. Сложился и особый шотландский язык. Основой для которого послужил один из северных диалектов англосакского языка. В шотландский язык вошло много слов из вытесненного им галльского, кроме того, на нем сказалось влияние скандинавских языков. Не затихает национальная борьба и среди другого кельтского народа Великобритании — уэльсцев или валлийцев, численность которых составляет всего 1,5 млн. человек. Их историческая судьба, этническое развитие были иным, чем у шотландцев. Уэльс рано был завоеван англичанами, и население его подвергалось большей ассимиляции, чем шотландцы. На протяжении многих лет ожесточенная борьба ведется и во внутренней колонии Великобритании — Северной Ирландии, присоединенному к британскому государству в 1922 г. когда остальная часть Ирландии добилась самостоятельности. В состав Соединенного Королевства вошли тогда шесть графств из девяти Ирландской провинции Ольстер. Лондон Столица Великобритании и центр и центр юго-восточной части Англии — Лондон — один из самых древних городов страны. Средневековый Лондон — ту его часть, которая теперь называется Сити, — украшали Лондонский мост, королевский замок Тауэр, собор св. Павла, множество церквей и монастырей. В XVIII в. были созданы комплексы самой большой и красивой лондонской площади — Гровно-сквер и самой знаменитой — Трафальгарской, проложена широкая улица Парламента, построено здание знаменитого Британского музея. Лондон состоит из трех исторических частей: Сити, Вестминстера, Уэст- Энда. Готический дворец Вестминстера строился уже в начале XIX в. Его здание завершают две богини: богиня Виктория — королевский вход в парламент и часовая башня Биг Бен с огромным колоколом. Центральная часть города еще сохранила средневековое переплетение улиц, причем некоторые из них, как и в давние времена, имеют четкую специализацию. Деловые конторы и многочисленные банки концентрируются в Сити, одном из крупнейших финансовых центров мира. Оживленные днем, улицы пустеют к вечеру, когда армия служащих расходится по домам. Вестминстер — политический и административный центр страны и столицы. Уэст-Энд с его классическими площадями является центром столичного сервиса: это район дорогих магазинов, театров, ресторанов и отелей. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |