реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Великобритания

годового дохода. В результате реформы право голоса получили земельные

арендаторы (до того времени лишенные избирательного права), имеющие годовую

ренту не менее 50 фунтов стерлингов. Установлен был и ценз оседлости – 6

месяцев.

В результате реформы число избирателей увеличилось до 652 тыс. Однако

рабочие и мелкая буржуазия, так упорно боровшиеся за избирательные права,

не получили их. Не было ликвидировано крайнее неравенство избирательных

округов и сохранялось открытое голосование. Парламентская реформа 1832 г.

обеспечила представительство в парламенте промышленной буржуазии. Эта

реформа явилась результатом компромисса землевладельческой аристократии и

промышленной буржуазии.

Реформа 1832 г. была значительным событием в жизни Англии. Она рвала с

феодальными традициями представительства и способствовала превращению

палаты общин в буржуазный парламент. Реформа обеспечивала доступ

промышленной буржуазии в парламент, включив таким образом ее в компромисс с

аристократией. Изменения в составе палаты общин позволили кабинету

окончательно избавиться от королевской зависимости, так как стоящая за

спиной короля аристократия не могла обеспечивать кабинету необходимое

большинство в палате общин. В это время корона лишилась последних остатков

власти и королевская прерогатива была передана в фактическое владение

кабинета. Произошло укрепление принципа ответственности правительства,

выработанного в XVIII в.: министерская власть механически переходит в руки

той партии, которая располагает парламентским большинством. Уступая место

лидерам нового большинства, кабинет занимает положение руководителя

парламентской оппозиции. В связи с понятием ответственного правительства в

этот период сложился принцип, определяющий положение короны: король

царствует, но не управляет. Это условное, неписаное правило является

важнейшей основой английского парламентаризма.

Важным следствием реформы 1832 г. стало преобразование политических

партий. Прежние названия партий потеряли смысл, и тори переименовались в

партию консерваторов, виги – в партию либералов. С течением времени

либерализм и консерватизм превратились в мощные политические течения,

ознаменовавшие целую полосу развития буржуазного общества и государства.

Изменились не только названия партий, изменилась и их структура. После

принятия реформы появилась необходимость регистрировать избирателей,

составлять избирательные списки. Эти функции взяли на себя постоянные члены

партий, объединившиеся на местах в партийные организации.

Реформа 1832 г. дала толчок преобразованию центрального

государственного аппарата. Так, в министерстве финансов были упразднены

должности, сохранившиеся со средних веков и потерявшие значение, было

значительно упрощено военно-морское министерство, усилилась роль

министерства внутренних дел и министерства торговли. В целом реорганизация

государственного аппарата привела к значительному расширению и оживлению

деятельности центральной администрации.

Была осуществлена и реформа городского самоуправления, в частности,

были созданы советы городов, которые управляли городским имуществом,

заведовали полицией, издавали постановления для охраны порядка. Положение в

графствах и приходах не изменилось, там по-прежнему царило самоуправство

мирового судьи и помещика.

Чартистское движение. Реформа 1832 г. не удовлетворила трудящихся

Великобритании, принимавших активное участие в борьбе за ее проведение. В

1836 – 1838 гг. экономика Англии вновь была потрясена кризисом

перепроизводства, который вызвал новое ухудшение положения рабочих. Это

послужило толчком к возникновению в Англии политического рабочего движения

– чартизма.

В 1836 г. в Лондоне была создана ассоциация рабочих, которая выдвинула

требования:

1. Всеобщего избирательного права для мужчин, достигших 21 года и

проживших в данном приходе не менее шести месяцев;

2. Отмены имущественного ценза для кандидатов в депутаты парламента;

3. Равного представительства и уравнения избирательных округов;

4. Ежегодных выборов в парламент;

5. Вознаграждение труда депутатов;

6. Тайного голосования.

Эти требования были очень популярны среди рабочих, считавших, что,

завоевав всеобщее избирательное право, они смогут добиться коренного

изменения условий их труда и жизни.

Кроме рабочих за демократизацию политического строя выступали и

буржуазные либералы.

Участники движения решили предъявить парламенту свои требования в виде

петиции о народной хартии (чартер), что и дало название всему движению.

В 1838 г. чартисты выработали первую национальную петицию о народной

хартии, содержавшую шесть требований, выдвинутых Лондонской ассоциацией

рабочих. Палата общин отвергла эту петицию, применив репрессии к участникам

движения. Осенью 1839 г. начался временный спад чартистского движения.

Начало 40-х гг. отмечено новым подъемом чартизма, сопровождавшегося

усилением революционных настроений среди рабочих. В мае 1842 г. чартисты

внесли в парламент вторую петицию о народной хартии, которую подписали 3

млн. 300 тыс. человек. Основу этой петиции составляли те же шесть

требований, которые содержались в первой петиции о народной хартии.

Английский парламент отверг и эту петицию.

В третий раз чартисты пытались штурмовать парламент в 1848 г. Они

решили 10 апреля 1848 г. подать в парламент петицию и провести в тот же

день в Лондоне массовую народную демонстрацию в ее защиту. Но

правительство, призвав войска, сорвало проведение демонстрации. В июле 1848

г. парламент в очередной раз отверг петицию о народной хартии, а

правительство перешло к массовым репрессиям против чартистов.

Несмотря на свое поражение чартизм вынудил английскую буржуазию и

лендлордов пойти на политические реформы последующих десятилетий.

Борьба за новую избирательную реформу. В 50-60-е гг. XIX в.

утвердилось политическое господство промышленной буржуазии в форме

классического буржуазного парламентаризма. Палата общин к середине XIX в.

оттеснила на второй план палату лордов и свела к минимуму политическое

влияние королевской власти. Однако в результате реформы 1832 г. в парламент

получила доступ лишь верхушка промышленной и торговой буржуазии, которая не

была заинтересована в коренной ломке унаследованных еще от средневековья

законов и обычаев.

В конце 40-х гг. XIX в. в партии консерваторов произошел раскол, что

привело к ее упадку, и на длительное время у власти укрепились либералы.

Эту партию возглавляли крупные государственные деятели, которые умели

своевременно идти на необходимые уступки широким слоям средней и мелкой

буржуазии. Тем не менее они упорно сопротивлялись дальнейшему расширению

избирательного права.

В борьбе за избирательную реформу объединились разнородные силы.

Буржуазия, став мощной экономической силой, пришла к решению взять в свои

руки всю полноту политической власти в стране, расширив рамки первой

парламентской реформы.

Еще в 30-е г. XIX в. из партии либералов выделилась группировка

радикалов, возглавлявших борьбу за отмену хлебных законов. Теперь они

выступили за новую избирательную реформу.

С поражением чартистского движения рабочее движение в Великобритании

на некоторое время потеряло самостоятельность и было направлено в русло

легальной борьбы за чисто экономические требования.

Именно в этот период сложилась в общих чертах центральная организация

тред-юнионов – профессиональных рабочих союзов, объединявших хорошо

оплачиваемых квалифицированных рабочих. Совет тред-юнионов не хотел

вступать в политическую борьбу и не имел политической программы, но под

давлением рабочих масс был вынужден допустить участие рабочих организаций

в борьбе за новую избирательную систему. Участие рабочих обусловило успех

этой борьбы.

Тред-юнионы надеялись, что увеличение числа рабочих-избирателей усилит

их влияние на палату общин, которое обеспечит эффективность экономической

борьбы с предпринимателями. При этом политические права рабочих не

связывали с их доступом в парламент.

Обе партии, напуганные народным движением, понимая необходимость

проведения реформы, оспаривали друг у друга инициативу ее осуществления. В

конце концов, был принят проект, предложенный главой консервативного

кабинета Б. Дизраэли, с поправками, выдвинутыми радикальной частью

либералов.

Новое избирательное право. Реформа 1867 г. предусматривала новое

перераспределение депутатских мест: 11 «местечек» были совсем лишены права

выбора депутатов в палату общин, а 35 «местечек» сохранили право выбора

лишь одного депутата. Освободившиеся мандаты были переданы крупнейшим

промышленным городам и графствам.

Новый закон значительно изменил избирательное право жителей городов:

оно предоставлялось всем владельцам или съемщикам домов, уплачивающим налог

в пользу бедных, и квартиронанимателям, уплачивающим в год не меньше 10

фунтов стерлингов арендной платы (при цензе оседлости один в год).

В графствах право получили землевладельцы, имеющие не менее 5 фунтов

стерлингов годового дохода, а также наниматели или владельцы помещений с

доходностью не ниже 12 фунтов стерлингов.

Наиболее важным новшеством реформы была оговорка о том, что

непосредственным плательщиком налогов в пользу бедных считается и тот, кто

этот налог, как все многочисленные наниматели небольших квартир, вносит не

сам, а через своего домовладельца, который до сих пор рассматривался как

единственный налогоплательщик. Благодаря этому в избирательные списки

попадали не только домовладельцы, но и все их жильцы. Таким образом,

избирательные списки расширились за счет мелкой буржуазии, ремесленников и

рабочих.

В результате реформы 1867 г. общее число избирателей увеличилось

больше чем на миллион. Однако две трети мужского населения Англии –

основная масса рабочих, не говоря о женщинах, - по-прежнему были лишены

избирательных прав. До 1872 г. сохранялось открытое голосование.

Сохранялось и старое, неравномерное распределение избирательных округов.

Реформа 1867 г. подвела итог тридцатилетнего пути развития английского

конституционализма, который вел к росту реальной политической власти

промышленного капитала.

Изменения в политической системе в конце XIX в. – начале XX в.

Политические партии. Политическую систему Великобритании составляли

две крупные партии – либералов и консерваторов, поочередно сменявшие друг

друга у власти. Обе партии представляли интересы имущих классов, и в их

политике не было принципиальных отличий, но по своему классовому составу

они различались.

Либералы представляли интересы главным образом крупной буржуазии,

пользовались поддержкой мелкой буржуазии и оказывали значительное влияние

на верхушку рабочего класса. Чтобы более успешно вести свою деятельность,

либеральная партия в 60-70-х гг. XIX в. перестроилась: во всех

избирательных округах были созданы постоянные комитеты партии, в которых

работали штатные чиновники. Руководство партии было сосредоточено в центре.

Новая система получила завершение после создания Национальной либеральной

ассоциации в 1877 г.

До 80-х гг. XIX в. консервативная партия уступала либералам по своей

силе и влиянию. Она опиралась в основном на земельных собственников,

крупных фермеров и англиканскую церковь. В конце 70-х гг. XIX в. она

приступила к реорганизации по образцу либералов, а в 1883 г. создала

Национальный союз консервативных ассоциаций.

Годами расцвета английского либерализма в Англии было мощное развитие

промышленности. И крупные, и средние промышленники отвергали все претензии

государства на регулирование экономических и общественных отношений. Победа

либерализма означала ослабление государственной власти и сокращение ее

применения.

Но с 1876 г. в Великобритании начался кризис во всех главных отраслях

промышленности. В результате этого Англия потеряла позицию гегемона на

мировом рынке. Чтобы противостоять германской и американской конкуренции,

английская буржуазия прибегла к снижению уровня жизни рабочего класса и

попыталась оживить колониальную политику. И то, и другое противоречило

старым принципам либерализма. В новых условиях средняя и мелкая буржуазия

потребовала от государства энергичного вмешательства в классовые отношения.

Признание государства в качестве регулятора общественных отношений,

признание колониальной политики свидетельствовали об изменении идеологии

либерализма.

Дальнейшее ослабление либеральной партии связано с ирландским

вопросом, игравшим важную роль в политической жизни страны. Стремясь

обеспечить поддержку ирландцев в борьбе против консерваторов, либералы

разработали проект самоуправления Ирландии, но это привело к расколу

партии. Большая часть либералов присоединилась к консерваторам и стала

отстаивать идею единства союза Великобритании и Ирландии. Либеральный

кабинет пал, и к власти пришли консерваторы, обещавшие проводить более

решительную внешнюю и внутреннюю политику.

Конец XIX в. ознаменовался активизацией рабочего движения и ростом

численности тред-юнионов за счет появления новых отраслей производства и

соответственно новых слоев рабочих. Между тем действующее законодательство

лишало союзы рабочих прав юридического лица и делало невозможной поддержку

бастующих рабочих со стороны тред-юнионов. Однако после реформы 1867 г.

борьба за голоса рабочих привела к признанию тред-юнионов. В 1871 г.

либералы провели закон, разрешавший тред-юнионам являться в суд в лице

своих представителей. В 1875 г. консервативный кабинет осуществил ряд

уступок рабочим: был легализован коллективный договор и перестала быть

уголовно наказуемой помощь как таковая бастующим со стороны тред-юнионов и

их организаций.

В 1906 г. была образована лейбористская партия Великобритании,

которая, в сущности, представляла собой федерацию различных организаций:

тред-юнионов, независимой рабочей партии, социал-демократической федерации

и др. Целью этой партии было проведение в парламент собственных депутатов.

Решающее влияние в новой партии приобрели мелкая буржуазия и рабочая

аристократия. В 1906 г. лейбористы впервые завоевали 29 мест в парламенте.

Первоначально лейбористы представляли лишь левое крыло либералов. Но

впоследствии они образовали постоянную самостоятельную фракцию,

конкурировавшую с либералами и консерваторами.

Избирательные реформы конца XIX в. В конце XIX в. был принят ряд

законов, направленных на демократизацию избирательного права.

В 1872 г. либеральное правительство, стремясь покончить с весьма

распространенной практикой подкупа избирателей, провело закон о тайном

голосовании. Однако эта мера имела незначительный успех. Закон 1883 г.,

который ограничивал избирательные издержки и обязывал избирательных агентов

к публичной отчетности. Был установлен перечень избирательных преступлений

и усилено наказание за них.

В 1884-1885 гг. была проведена третья избирательная реформа,

призванная исправить недостатки первых двух реформ, в частности устранить

пестроту избирательных цензов.

Законом 1884 г. имущественный ценз в городах был отменен, а в

графствах право голоса получили мелкие арендаторы на условиях,

предъявляемых городским жителям реформой 1867 г. В результате этой реформы

число избирателей было увеличено вдвое.

Закон 1885 г. произвел новое перераспределение мест: 105 «местечек»,

имевших менее 16 тысяч жителей, лишились самостоятельного

представительства; города с населением менее 57 тысяч жителей получили по

одному месту; более значительным городам число мандатов было увеличено.

Города и графства были разделены на округа (округ охватывал 50-54 тыс.

жителей), выбиравшие по одному депутату.

Реформа 1884-1885 гг. не устранила многих существенных недостатков

избирательной системы: сохранялась диспропорция между числом избирателей и

числом мандатов; лица, занимавшие в нескольких округах помещения, дающие

право голоса, получали несколько голосов, тогда как значительная часть

населения не имела избирателей. Выборы происходили не в один день по всей

стране. Депутаты не добивались вознаграждения. Сохранялась мажоритарная

система выборов: если кандидаты не добивались абсолютного большинства,

побеждал тот, кто получал относительное большинство.

Реформы местного управления и суда. Следующий этап реформ связан с

партией консерваторов. В 1888 г. они провели реформу местного

самоуправления в графствах, распространив на них систему самоуправления,

установленную в 1835 г. в городах. Созданным в графствах выборным советам

была передана вся административная власть. За мировыми судьями сохранились

лишь судебные функции. В приходах с населением более 300 жителей также

создавались выборные советы. В результате реформы местное самоуправление

перешло от аристократии к буржуазии.

Среди реформ, осуществленных либералами, следует назвать судебную

реформу, в результате которой упростилась система высших судебных

учреждений, сложившаяся еще при феодализме. Все высшие суды Англии были

объединены в единый Верховный суд, состоявший из Высокого суда и

Апелляционного суда по гражданским делам.

Возвышение исполнительной власти.

Во второй половине XIX в. кабинет министров, ставший с помощью

парламента высшим органом исполнительной власти, начинает возвышаться над

самим парламентом. Этот процесс был обусловлен рядом обстоятельств.

Верховенство парламента утверждалось в то время, когда его социальная

база была весьма узкой. Такому парламенту можно было без опасения вручить

всю полноту законодательной власти и контроль над исполнительной. Реформа

1867 г. предоставляла возможность новым элементам влиять на парламент. Это

обстоятельство заставило господствующие классы подумать о сужении

полномочий парламента, которые могли быть использованы в интересах

демократии.

Кроме того, медлительность английского парламента не отвечала бурной

экономической и общественной жизни конца XIX в. Расширяющиеся и

умножающиеся задачи государственного управления требовали быстрых решений,

чего не мог обеспечить парламент. Изменение порядка парламентского

делопроизводства было попыткой приспособить старую парламентскую машину к

новым условиям.

В 1887 г. было введено правило закрытия прений, что свело на нет одну

из важнейших парламентских вольностей. Теперь любой депутат в любой момент

мог внести предложение о постановке дебатируемого вопроса на голосование. В

случае отсутствия возражений со стороны спикера предложение голосовалось и

считалось принятым, если за него высказалось большинство присутствующих

депутатов, но не менее ста. Появились и другие способы прекращения прений.

Это так называемая «гильотина», сущность которой заключается в том, что

палата заранее назначала день и час, когда спорный вопрос должен быть

поставлен на голосование. В 1909 г. спикеру было предоставлено право

выбирать по собственному усмотрению те поправки, которые подлежат

обсуждению, и отводить остальные (такой метод получил название «кенгуру-

гильотина»).

В результате этих нововведений парламентская дискуссия почти перестала

существовать, а оппозиция могла быть в любую минуту приведена к молчанию.

С 80-х г. XIX в. не менее девяти десятых времени заседаний палаты общин

отводилось на обсуждение биллей, исходящих от правительства. В результате

законодательная инициатива оппозиции оказалась близкой к нулю. Но

ограничение коснулись не только оппозиции, депутаты большинства также

оказались ограниченными в своей возможности обсуждать деятельность кабинета

министров.

Все это привело к усилению роли верхушки правящей партии, т.е.

кабинета министров. По отношению к правящей партии кабинет – это центр,

которому обязан повиноваться каждый член партии. Кабинет министров все

более укреплялся в роли действительного законодателя, который, кроме того,

осуществлял руководство аппаратом управления. В результате основное условие

английского парламентаризма – правило ответственности кабинета – потеряло

свое значение. Парламент уступил свое ведущее место в политической системе

кабинету министров.

Новое положение палаты лордов. Реформа 1911 г. По своему социальному

составу палата лордов была оплотом аристократии и являлась, по сути дела,

продолжением консервативной партии в парламенте. Когда консерваторы

оказывались в парламенте в меньшинстве и терпели поражение по какому-либо

важному вопросу, палата лордов, используя свою сдерживающую функцию,

обеспечивала защиту одной из борющихся сторон. Тем самым извращался

истинный смысл двухпалатной системы.

Это не могло не беспокоить либералов, стремившихся преобразовать

палату лордов либо добиться ее роспуска. В результате борьбы либералов с

палатой лордов появился Акт о парламенте 1911 г. Согласно этому Акту,

нефинансовый билль, прошедший палату общин в трех последовательных сессиях

и всякий раз отвергавшийся палатой лордов, после третьего раза направлялся

на королевское утверждение, минуя палату лордов, при условии, что между

вторым чтением в первой сессии и последним чтением в третьей сессии прошло

не менее двух лет. Проведение финансовых биллей вовсе не требовало согласия

палаты лордов. Характер билля определял спикер палаты общин. Этим же Актом

устанавливалась продолжительность парламентской легислатуры в пять лет.

Реформу 1911 г. нельзя объяснять лишь борьбой партий. Ее проведению

способствовало и усиление кабинета министров, и изменение социального

состава палаты лордов. К началу XX в. произошло слияние родовой

аристократии и буржуазии при явном преобладании последней. Буржуазия, не

отказываясь полностью от верхней палаты, делала ставку на сильный кабинет

министров, который при слабой нижней палате имел возможность достаточно

полно обеспечить ее интересы.

В 1911 г. было также введено вознаграждение членам палаты общин.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция современных государств. Сборник документов, М. 1992

2. Конституционное право зарубежных стран. Т1, М. изд. БЕК, 1993

3. Всемирная история /Гл. ред.: Е. М. Жуков (гл. ред.) и др. Т. ХI / Под

ред. А. О. Чубарьяна (отв. ред.) и др. - М.: Мысль, 1977.

4. Всемирная история / АН СССР. Ин-т всеобщей истории. Ин-т истории СССР.

Ин-т славяноведения и балканистики. Ин-т востоковедения; Гл. ред.: Е.М.

Жуков (гл. ред.) и др. Т. XII/ Под ред. Р. Ф. Иванова (отв. ред.) и др. -

М.: Мысль, 1979.

5. Всемирная история / АН СССР. Ин-т всеобщей истории. Ин-т истории СССР.

Ин-т славяноведения и балканистики. Ин-т востоковедения; Гл. ред.: Е. М.

Жуков, С. Л. Тихвинский (гл. ред.) и др. Т.XIII/Под ред. С. Л.

Тихвинского (отв. ред.) и др. - М.: Мысль, 1983.

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.