реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Вьетнам

почти полностью утратило контроль над страной. Фактически власть

осуществлялась феодальным домом Мак. В ходе непрерывных внутренних войн

между домами Мак, Нгуен и Чинь за верховную власть всё большую роль играли

мелкие и средние феодалы-воины, получавшие за службу земли; быстро росло

поместное землевладение. Со 2-й половины 16 в. во В. начинают проникать

иностранные миссионеры и купцы (португальцы, испанцы, голландцы, англичане,

французы), к услугам которых прибегали феодалы, ведшие междоусобные войны

(покупка у купцов европейских видов оружия и пр.). К концу 16 в.

политическая власть в стране перешла от дома Мак к домам Чинь и Нгуен. К 30-

м гг. 17 в. государство Дайвьет при сохранении номинальной власти династии

Ле фактически раскололось на 2 феодальных владения: Чиней - на С. и Нгуенов

- на Ю., между которыми велись непрерывные войны. К концу 17 в. Чини

завершили освоение северо-западных районов В., а Нгуены начали закрепляться

на территории современного Южного В.

С середины 17 в. интенсивно происходил связанный с ростом производительных

сил процесс распада общины, которая подвергалась двойной эксплуатации: со

стороны старого феодально-бюрократического аппарата и владельцев поместий.

Большую роль в 18 в. начали играть ремесленники, купечество,

горнопромышленники.

Ухудшение положения крестьянства к последней трети 18 в. обусловило новый

подъём крестьянской борьбы. Центром крестьянского движения стали

густонаселённые северные районы государства Нгуенов, где в 1771 началось

самое крупное в истории феодального В. крестьянское восстание. В 1786

крестьянская армия тэйшонов заняла всю территорию государства Чиней.

Антифеодальная борьба вьетнамского крестьянства проходила под лозунгом

возвращения власти династии Ле. После формального восстановления правления

династии Ле (1786) фактическая власть в стране оказалась в руках тэйшонов,

объединивших всю территорию В. Попытка Ле установить свой действительный

статус привела к свержению тэйшонами династии Ле в 1789. К 1802 феодалы Ю.,

возглавляемые Нгуен Фук Анем, при поддержке французских купцов и

миссионеров подавили восстание тэйшонов.

Наука

До французской колонизации научные и технические знания развивались под

влиянием китайской науки и техники. В конце 19 - начале 20 вв. французскими

учёными во В. велись исследования климата, методов борьбы с инфекционными

заболеваниями. Для выявления минеральных ресурсов страны была организована

геологическая служба. Производились топографические и картографические

работы, главным образом в военных целях.

Философия. В раннеклассовом обществе (3-1 вв. до н. э.) возникла

самостоятельная, по-видимому, политеистическая система религиозно-

мифологических воззрений, от которой сохранилось немногое. В первые века н.

э. из Индии и Китая проникают религиозные и философские течения: буддийская

философия, конфуцианство. Образуется комплекс мистических взглядов, условно

называемый даосизмом, хотя и резко отличный от собственно даосизма

(китайского) отсутствием цельной системы философских воззрений, тесной

связью с магической практикой, культом местных богов и т.п.

С 6 по 10 вв. во вьетнамской философии преобладающим направлением был

буддизм дхьяны (вьетнамский - тхиен). С конца 11 - начала 12 вв. начинается

борьба между философией дхьяны и конфуцианской философией, закончившаяся в

конце 14 в. победой конфуцианства, ставшего господствующей, но не

единственной философией во В. Конфуцианство в преобразованной китайским

мыслителем Чжу Си форме было основным философским течением во В. вплоть до

16 в. Буддийская философия отошла на второй план, её представители

преследовались, но в сфере частной жизни господствующего класса и среди

основной массы населения она, как и даосизм, сохранила прочные позиции.

В 16-18 вв. конфуцианская чжусианская философия переживала кризис,

связанный с изменениями в социальной структуре В., ослаблением роли

государства в экономической и политической жизни общества (Нгуен Бинь

Кхием, 16 в.). Наблюдался новый подъём буддизма, одним из наиболее крупных

представителей которого выступил Нгуен За Тхиеу. В 18 в. обе философии

стали практически равноправны. Однако среди народных масс по-прежнему

преобладали воззрения, связанные с культом неба, оформленным в понятиях

даосского учения, и культом предков. В 18 - начале 19 вв. проявились первые

попытки создания стихийно-материалистического мировоззрения (Ле Кюи Дон,

Фан Хюи Тю и др.). В 19 в. в образованных слоях вьетнамского общества

распространилась христианская философия (Нгуен Чыонг То и др.).

Отсутствие доминирующей философской концепции, стихийное формирование

материалистических взглядов, распространение в образованной среде

христианства - всё это, после падения вьетнамской монархии и захвата страны

французскими колонизаторами, привело на рубеже 20 в. к уменьшению влияния

традиционных религиозных учений; конфуцианство и буддизм стали играть всё

меньшую роль в развитии философской мысли. Однако с 30-х гг. буддийская

философия вступила в период "модернизации", выразившейся в требовании более

активного участия в общественной жизни.

С начала 20 в. начинает распространяться материализм, но самостоятельных

материалистических систем выработано не было. Наибольшей популярностью в

среде мелкобуржуазной интеллигенции в то время пользовалось учение

китайского мыслителя и революционного демократа Сунь Ят-сена. Наиболее

крупными философами в начале 20 в. явились Фан Бой Тяу и Фан Тю Чинь. В 30-

40-е гг. имели место попытки создания конформистской философии,

синтезирующей чжусианское конфуцианство с европейскими идеалистическими

концепциями (Фам Кюинь, Нгуен Ван Винь).

Марксистская мысль формируется во В. с начала 20-х гг., когда появляются

первые произведения Хо Ши Мина и первые переводы марксистских работ

("Манифест Коммунистической партии" и др.). С этого времени марксистская

философия всё больше распространяется; в 30-40-е гг. разрабатывались

преимущественно проблемы эстетики и литературоведения. Создание во В. в

1930 Коммунистической партии имело важное значение для укрепления позиций

марксистской идеологии. После победы революции в августе 1945 и образования

ДРВ марксистская философия становится там преобладающей.

Архитектура и изобразительное искусство

Древнейшие памятники художественной культуры на территории В. (в том числе

бронзовые барабаны "нгок лу" с рельефными изображениями сцен народной

жизни, зверей и птиц) относятся к первым векам до н. э. Расцвет искусства

В. наступает в 1-м тыс. и связан с образованием государства Тьямпа

(Центральный В.). Искусство тьямов испытало влияние культуры Индии и

отчасти кхмеров. В городах Мишоне и Донгзыонге сохранились руины буддийских

и брахманских храмов 7-10 вв., в их числе Бо-Кхат-Ре-Соа (Бхадрешвара, 10

в.), классический образец "калана" - кирпичного башнеобразного храма,

отличающегося стройностью пропорций. Скульптура тьямов связана с

архитектурой. Играя преимущественно декоративную роль, она достигает

большой пластической выразительности. Лучшие её образцы (7-10 вв.)

обнаружены в развалинах храмов Чакье (среди которых - горельефы пьедестала,

изображающие танцовщиц и музыкантов; 10 в.?), Мишона и Донгзыонга. Особое

место в тьямской скульптуре занимают изображения животных и фантастических

существ. Высокого уровня достигло ремесло тьямов. Сохранились золотые и

серебряные изделия (диадемы, ларцы, вазы, чаши и т.д.) из сокровищниц

тьямских царей, а также обнаруженные раскопками в Мишоне, Понагаре и других

местах. С 11 в. в искусстве Центрального В. появляются черты упадка

(пропорции храмов становятся тяжеловесными, а декор сухим и измельчённым).

Этими особенностями отмечены каланы 11-12 вв. "Золотая башня", "Серебряная

башня", "Медная башня" (все близ современного г. Куинён).

Искусство Северного В. вступило в период расцвета в 11-13 вв. В его

произведениях проявилось некоторое китайское влияние. Сооружаются

многоярусные башни (в том числе в Биньсоне, около Виньйена, 10-11 вв.),

храмовые ансамбли, для которых характерны связь с природой, симметричность

плана, использование в постройках деревянного каркаса ("Храм литературы",

посвящённый Конфуцию, в Ханое, основан в 1070; "Храм великого Будды" близ

Ханоя, 13 в.). Уникальна деревянная пагода Дьен-Бо (Мот-Кот) на одном

столбе (1049, восстановлена в 1955) в Ханое. В числе сохранившихся

сооружений последующих веков - храмовые комплексы Бут-Тап близ Ханоя (до 14

в.), Кэо в провинции Тхайбинь (17 в.) и многоколонная постройка типа "динь"

в деревне Диньбанг близ Ханоя (18 в.), предназначавшаяся для собраний,

судов и т.д., но служившая также храмом. Поздние дворцы отличаются обильным

применением в отделке резьбы и лака (в том числе "Дворец совершенной

гармонии" в г. Хюэ, 1805-1833). В скульптуре В. с 15 в. появляются

изображения канонизированных умерших священнослужителей, отмеченные точным

следованием натуре (например, статуя мудреца Тует Шона из пагоды Тай-Фьюнг,

15 в.). Живопись 15-19 вв. представлена храмовыми росписями, пейзажами,

погребальными портретами. Развитие получил народный лубок. Из

художественных ремёсел распространены резьба по слоновой кости, дереву,

сочетающаяся с инкрустацией костью и перламутром, литьё из металла,

плетение из камыша, а также изготовление лаковых изделий с росписями

цветными и золотыми лаками.

Господство французских колонизаторов (начавшееся с середины 19 в.)

затормозило развитие национальной культуры. В городах возникли европейские

кварталы, в которых с конца 19 в. появились комфортабельные жилые и

общественные здания, построенные, под влиянием стилей европейской

архитектуры (модерн, функционализм). Районы, заселённые вьетнамцами были

крайне неблагоустроены. Промышленные предприятия размещались вплотную к

жилищам; в портовых городах берега рек и морских бухт были заняты хаотично

расположенными портовыми строениями.

Основанная в 1925 Высшая школа изящных искусств в Ханое, знакомя

вьетнамских художников с западноевропейским искусством и давая им

профессиональные навыки, насаждала принципы европейского академического и

салонного искусства.

Театр

Сведения о театре В. до 19 в. скудны и отрывочны. Традиционные его жанры -

тео и туонг. Тео - народный театр. Искусство этого театра изустно

передавалось из поколения в поколение. Сюжеты черпались из истории, сказок,

легенд, поэм. Возникновение тео связано с празднествами, которыми ежегодно

отмечался сбор урожая в дельте р. Хонгха. Для тео характерна импровизация.

Основные персонажи этих представлений крестьяне (в спектаклях участвуют

мужчины и женщины). Тео тесно связано с народной музыкой и танцами.

Действие сопровождается хором. Музыка, танцы и пение чаще всего

рассказывают о с.-х. процессах (возделывание риса и др.). Отдельные

элементы танца (условные движения кистей рук в танцах с веером и др.)

раскрывают содержание пьесы. Представления устраивались во дворах культовых

домов и пагод, зрители сидели на полу, окружая с трёх сторон место, где

разыгрывалось действие. Спектакли тео обличали общественные пороки,

сатирически изображая феодалов и представителей французских колониальных

властей, воспевали доблесть народа. Наиболее известен выступавший в жанре

тео театральный деятель и драматург Нгуен Динь Нги, создавший около 50

пьес, как исторических ("Героиня великого Юга", "На голове бешеного

слона"), так и остро комедийных, сатирических. В его театре сотрудничали

популярные актёры, среди них известный артист Нгуен Ван Тхинь.

Театр туонг - классический театр В. - возник между 11-13 вв. на С. страны

как придворное зрелище. В своём развитии туонг испытал некоторое влияние

китайского классического театра, заимствовал обрядовые и символические

костюмы, условный грим. В туонге сохраняются условные жесты, костюмы,

манера исполнения, интонации. Декорации отсутствуют. Большое место в

репертуаре занимают пьесы, рассказывающие о событиях национальной истории,

истории Китая. Нередко в основу спектакля положены сюжеты вьетнамской

мифологии или переработки произведений китайской классической литературы и

драмы. Кроме придворных трупп театра туонг, существовали и бродячие труппы,

вносившие в искусство туонг демократические тенденции. К середине 19 в.

туонг обогатился новым содержанием, в числе действующих лиц появились

представители народа. Действие в туонге разделяется на акты. Неотъемлемой

частью спектакля являются музыка и танцы, способствующие раскрытию

характера героя. Декламация ведётся нараспев, на высоких регистрах. К

лучшим достижениям театра туонг в начале 20 в. относятся исторические пьесы

драматургов Ханоя Нгуен Хыу Тиена "Фениксы Донг А" (о героях борьбы против

монгольского нашествия - полководцах Чан Хынг Дао и Фам Нгу Лао) и Хоанг

Танг Би "Месть за мужа и долг перед родиной" (о сёстрах Чынг, возглавивших

в 1 в. восстание против иноземных завоевателей). Образы предателей в этих

пьесах недвусмысленно указывали на тех, кто в новое время служил

колонизаторам.

Театр кай-лыонг, или обновлённый театр, сформировался к 20-м гг. 20 в.

Представление сопровождается музыкой, существуют занавес и декорации.

Действие пьесы делится на акты. Сюжеты используются самые разнообразные: из

жизни вьетнамского общества начала 20 в., исторические сюжеты, легенды,

часто перерабатываются пьесы европейского театра, сценарии фильмов. Для

развития театра кай-лыонга немало сделал поэт Тхе Лы, который в 1942-43

создал труппу, носившую его имя.

Кить-ной - современный "разговорный", или драматический, театр, появился

также в 20-е гг. 20 в. Первые спектакли - комедии Мольера, затем пьесы

вьетнамских авторов ("Друг и жена" Ву Динь Лонга, "Деньги" By Гуен Дака и

др.). Была поставлена комедия, написанная Хо Ши Мином, - "Бамбуковый

дракон" (1920-е гг.), в которой высмеивается король-марионетка.

Государственный строй

Действующая конституция вступила в силу с 1 января 1960. Конституция

закрепляет руководящую и направляющую роль во всей общественной и

государственной жизни Партии трудящихся В.

Главой государства является президент ДРВ (избирается Национальным

собранием на 4 года). Президент назначает и смещает членов правительства,

публикует законы и указы, объявляет амнистию, состояние войны или военное

положение, ратифицирует международные договоры, назначает дипломатических

представителей, возглавляет вооружённые силы и председательствует в Совете

национальной обороны. В качестве консультативного органа при президенте

функционирует Особое политическое совещание, призванное обсуждать важнейшие

общественно-политические проблемы.

Высший орган государственной власти и единственный законодательный орган -

однопалатное Национальное собрание, депутаты которого избираются на 4 года

по норме 1 депутат от 50 тыс. населения (промышленные районы с населением в

10-30 тыс. представлены 1 депутатом каждый). Национальные меньшинства имеют

гарантированное представительство в Национальном собрании в количестве 1/7

общего числа депутатов. Национальное собрание образует из числа своих

депутатов Постоянный комитет Национального собрания.

Правительство ДРВ - Совет Министров - образуется Национальным собранием по

представлению президента.

Органами государственной власти во всех административно-территориальных

единицах являются народные советы, избираемые населением в провинциях,

автономных районах и городах центрального подчинения на 3 года, в уездах,

посёлках и сёлах - на 2 года. Исполнительными органами народных советов

всех ступеней являются их исполнительные комитеты.

В соответствии с конституцией и избирательным законом от 14 января 1960 в

ДРВ введено всеобщее прямое избирательное право при тайном голосовании.

Активное избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 18

лет, пассивное - 21 года.

Высшая судебная инстанция - Верховный народный суд, председатель которого

избирается Национальным собранием на 5 лет. В провинциях, уездах, городах и

автономных районах имеются народные суды. Надзор за соблюдением законности

возложен на Верховную народную прокуратуру.

Население

Естественный прирост населения в среднем за год (в 1963-69) - примерно 3%.

По территории население размещается крайне неравномерно и в основном

сконцентрировано в районе дельты р. Хонгха и на прибрежной равнине, где

плотность достигает 500, а местами 1500 человек на 1 км2. Преобладают

небольшие города и крупные сёла. Городского населения около 20% (1965).

Крупные города: Ханой (414,6 тыс. жителей, с пригородами 643,6 тыс.

жителей, 1960), Хайфон (182,5 тыс. жителей, с пригородами 369,2 тыс.

жителей), Намдинь (86 тыс. жителей).

Экономико-географический очерк

Победа Августовской революции 1945 создала предпосылки для

социалистического развития ДРВ. На первом этапе народно-демократического

развития ДРВ вынуждена была направить все усилия на отпор иностранной

агрессии и в условиях развернувшейся войны Сопротивления (1945-54) начать

те социально-экономические преобразования, которые явились бы основой для

социалистического переустройства экономики. После окончания войны экономика

страны оказалась в крайне тяжёлом состоянии, главным образом из-за

разрушений, причинённых длительными военными действиями, нарушением

традиционных хозяйственных связей северных и южных районов, а также вывозом

части промышленного оборудования и материальных ценностей национальной

буржуазией и французскими капиталистами за границу или в Южный В.

В годы послевоенного восстановления народного хозяйства, в 1955-57, в итоге

выполнения трёх одногодичных планов в основном был достигнут довоенный

уровень. С.-х. производство несколько превысило довоенный уровень,

увеличилось производство продовольственных и технических культур. Произошли

сдвиги в промышленности, восстановлено большинство крупных промышленных

предприятий, построено заново много новых промышленных объектов.

Экономическая политика была направлена на ограничение, преобразование и

использование частнокапиталистических элементов в интересах

социалистического строительства. В результате завершения аграрной реформы

(за исключением горных районов) была ликвидирована феодальная собственность

на землю и земля помещиков и других эксплуататоров безвозмездно

распределена среди малоземельных крестьян. Были организованы группы

трудовой взаимопомощи и госхозы, начали создаваться производственные

кооперативы. К концу восстановительного периода и к началу нового этапа

социалистических преобразований и социалистического строительства экономика

ДРВ всё ещё испытывала тяжёлое наследие феодализма и капитализма и

характеризовалась отсталым сельским хозяйством, основанным на

индивидуальном крестьянском хозяйстве, и слаборазвитой промышленностью.

Существовали различные формы собственности, в народном хозяйстве имелось 5

секторов - государственный, кооперативный, мелкотоварный,

частнокапиталистический, государственный капиталистический.

Социалистический сектор обеспечивал почти 60% производства промышленной

продукции, около 25% валовой продукции промышленного и кустарного

производства, 61% оборота оптовой торговли и 29,5% оборота розничной

торговли (36,7% с учётом торговли через различные формы государственного

капитализма), 98% внешней торговли. Он безраздельно господствовал на

железнодорожном транспорте и в банковской системе. В сельском хозяйстве на

социалистический сектор приходилось всего 0,14% (20 госхозов).

Кооперативный сектор производил 9,8% с.-х. и 7,2% промышленной и кустарной

продукции; на мелкотоварный сектор приходилось 80% с.-х. и 50,2%

промышленного и кустарного производства; частнокапиталистический сектор

сосредоточивал 10% с.-х. и 14,2% промышленного и кустарного производства.

Годы осуществления трёхлетнего плана 1958-60 стали периодом коренных

социально-экономических преобразований и утверждения господствующей роли

социалистического сектора в экономике ДРВ. Основная задача трёхлетнего

плана по подъёму сельского хозяйства наряду с развитием промышленности с

преимущественным расширением производства средств производства была

выполнена.

Произошли структурные изменения в экономике. Значительно возрос удельный

вес промышленности в общем объёме валовой продукции промышленности и

сельского хозяйства (см. раздел ДРВ, Исторический очерк).

Важным этапом экономического развития ДРВ явилось осуществление 1-го

пятилетнего плана в 1961-65, главная задача которого заключалась в создании

основ материально-технической базы социализма. В условиях максимального

использования внутренних ресурсов и помощи социалистических стран ДРВ

приступила к социалистической индустриализации. За эти годы среднегодовой

прирост в промышленности составил 13%, а в сельском хозяйстве - около 5%.

Наибольшее внимание было уделено развитию энергетики, машиностроения,

химической и горнодобывающей промышленности. В целом производство средств

производства в общей продукции промышленности к 1965 достигло 41% (против

27%, без кустарного производства, в 1955). С.-х. орудиями и техникой стали

снабжаться госхозы и кооперативы, свыше половины которых превратилось в

кооперативы высшего типа. В 1963 доля сельского хозяйства в образовании

национального дохода составила 48,6% (53,6% в 1960), доля промышленности и

строительства - 29% (22,9%), торговли - 19,3% (20,7%), транспорта и связи -

3,1% (2,8%).

В августе 1964 - начале 1965 мирное развитие было прервано бомбардировками

американской авиацией территории ДРВ, а затем и открытой агрессией. Меры по

рассредоточению и переводу крупных предприятий в сельскую местность,

строительство мелких и средних предприятий местной промышленности нашли

своё отражение в новой экономической политике ДРВ и двухлетнем плане

развития экономики на 1966-67.

Решению народно-хозяйственных задач ДРВ на всех этапах развития

способствовало тесное сотрудничество с другими социалистическими странами.

Предприятия, построенные при содействии СССР за 1955-65, дали 3/4 добычи

угля, свыше 1/2 производства металлорежущих станков, почти весь объём

продукции олова, апатитов, суперфосфата, значительную часть электроэнергии.

Промышленность. К концу пятилетки 1961-65 на промышленность и кустарное

производство приходилось свыше 50% общего объёма валовой продукции

промышленности и сельского хозяйства.

Горнодобывающая промышленность и энергетика. Большое значение в экономике

ДРВ имеет угольная промышленность. Уголь является основой энергобаланса,

часть его экспортируется. Добыча каменного угля производится главным

образом в бассейне Хонгай, преимущественно открытым способом, а также в

районах Камфа, Куангйен. С помощью СССР созданы угольные шахты Уонгби (1966-

67), Вангзань и угольные разрезы Део-Най, Кок-Шау, Хату. В угольных районах

расположены основные электростанции, в числе крупнейших ТЭС Уонгби.

Положено начало освоению гидроэнергии, построены ГЭС Бантхать и Тхакба. На

территории ДРВ добываются олово и вольфрам (провинция Каобанг), железная

руда (провинция Тхайнгуен), хромиты (в Кодине в районе Тханьхоа), апатиты

(провинция Лаокай); из морской воды выпаривается поваренная соль.

Источник: Интернет.

Страницы: 1, 2


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.