![]() |
|
|
Вьетнампочти полностью утратило контроль над страной. Фактически власть осуществлялась феодальным домом Мак. В ходе непрерывных внутренних войн между домами Мак, Нгуен и Чинь за верховную власть всё большую роль играли мелкие и средние феодалы-воины, получавшие за службу земли; быстро росло поместное землевладение. Со 2-й половины 16 в. во В. начинают проникать иностранные миссионеры и купцы (португальцы, испанцы, голландцы, англичане, французы), к услугам которых прибегали феодалы, ведшие междоусобные войны (покупка у купцов европейских видов оружия и пр.). К концу 16 в. политическая власть в стране перешла от дома Мак к домам Чинь и Нгуен. К 30- м гг. 17 в. государство Дайвьет при сохранении номинальной власти династии Ле фактически раскололось на 2 феодальных владения: Чиней - на С. и Нгуенов - на Ю., между которыми велись непрерывные войны. К концу 17 в. Чини завершили освоение северо-западных районов В., а Нгуены начали закрепляться на территории современного Южного В. С середины 17 в. интенсивно происходил связанный с ростом производительных сил процесс распада общины, которая подвергалась двойной эксплуатации: со стороны старого феодально-бюрократического аппарата и владельцев поместий. Большую роль в 18 в. начали играть ремесленники, купечество, горнопромышленники. Ухудшение положения крестьянства к последней трети 18 в. обусловило новый подъём крестьянской борьбы. Центром крестьянского движения стали густонаселённые северные районы государства Нгуенов, где в 1771 началось самое крупное в истории феодального В. крестьянское восстание. В 1786 крестьянская армия тэйшонов заняла всю территорию государства Чиней. Антифеодальная борьба вьетнамского крестьянства проходила под лозунгом возвращения власти династии Ле. После формального восстановления правления династии Ле (1786) фактическая власть в стране оказалась в руках тэйшонов, объединивших всю территорию В. Попытка Ле установить свой действительный статус привела к свержению тэйшонами династии Ле в 1789. К 1802 феодалы Ю., возглавляемые Нгуен Фук Анем, при поддержке французских купцов и миссионеров подавили восстание тэйшонов. Наука До французской колонизации научные и технические знания развивались под влиянием китайской науки и техники. В конце 19 - начале 20 вв. французскими учёными во В. велись исследования климата, методов борьбы с инфекционными заболеваниями. Для выявления минеральных ресурсов страны была организована геологическая служба. Производились топографические и картографические работы, главным образом в военных целях. Философия. В раннеклассовом обществе (3-1 вв. до н. э.) возникла самостоятельная, по-видимому, политеистическая система религиозно- мифологических воззрений, от которой сохранилось немногое. В первые века н. э. из Индии и Китая проникают религиозные и философские течения: буддийская философия, конфуцианство. Образуется комплекс мистических взглядов, условно называемый даосизмом, хотя и резко отличный от собственно даосизма (китайского) отсутствием цельной системы философских воззрений, тесной связью с магической практикой, культом местных богов и т.п. С 6 по 10 вв. во вьетнамской философии преобладающим направлением был буддизм дхьяны (вьетнамский - тхиен). С конца 11 - начала 12 вв. начинается борьба между философией дхьяны и конфуцианской философией, закончившаяся в конце 14 в. победой конфуцианства, ставшего господствующей, но не единственной философией во В. Конфуцианство в преобразованной китайским мыслителем Чжу Си форме было основным философским течением во В. вплоть до 16 в. Буддийская философия отошла на второй план, её представители преследовались, но в сфере частной жизни господствующего класса и среди основной массы населения она, как и даосизм, сохранила прочные позиции. В 16-18 вв. конфуцианская чжусианская философия переживала кризис, связанный с изменениями в социальной структуре В., ослаблением роли государства в экономической и политической жизни общества (Нгуен Бинь Кхием, 16 в.). Наблюдался новый подъём буддизма, одним из наиболее крупных представителей которого выступил Нгуен За Тхиеу. В 18 в. обе философии стали практически равноправны. Однако среди народных масс по-прежнему преобладали воззрения, связанные с культом неба, оформленным в понятиях даосского учения, и культом предков. В 18 - начале 19 вв. проявились первые попытки создания стихийно-материалистического мировоззрения (Ле Кюи Дон, Фан Хюи Тю и др.). В 19 в. в образованных слоях вьетнамского общества распространилась христианская философия (Нгуен Чыонг То и др.). Отсутствие доминирующей философской концепции, стихийное формирование материалистических взглядов, распространение в образованной среде христианства - всё это, после падения вьетнамской монархии и захвата страны французскими колонизаторами, привело на рубеже 20 в. к уменьшению влияния традиционных религиозных учений; конфуцианство и буддизм стали играть всё меньшую роль в развитии философской мысли. Однако с 30-х гг. буддийская философия вступила в период "модернизации", выразившейся в требовании более активного участия в общественной жизни. С начала 20 в. начинает распространяться материализм, но самостоятельных материалистических систем выработано не было. Наибольшей популярностью в среде мелкобуржуазной интеллигенции в то время пользовалось учение китайского мыслителя и революционного демократа Сунь Ят-сена. Наиболее крупными философами в начале 20 в. явились Фан Бой Тяу и Фан Тю Чинь. В 30- 40-е гг. имели место попытки создания конформистской философии, синтезирующей чжусианское конфуцианство с европейскими идеалистическими концепциями (Фам Кюинь, Нгуен Ван Винь). Марксистская мысль формируется во В. с начала 20-х гг., когда появляются первые произведения Хо Ши Мина и первые переводы марксистских работ ("Манифест Коммунистической партии" и др.). С этого времени марксистская философия всё больше распространяется; в 30-40-е гг. разрабатывались преимущественно проблемы эстетики и литературоведения. Создание во В. в 1930 Коммунистической партии имело важное значение для укрепления позиций марксистской идеологии. После победы революции в августе 1945 и образования ДРВ марксистская философия становится там преобладающей. Архитектура и изобразительное искусство Древнейшие памятники художественной культуры на территории В. (в том числе бронзовые барабаны "нгок лу" с рельефными изображениями сцен народной жизни, зверей и птиц) относятся к первым векам до н. э. Расцвет искусства В. наступает в 1-м тыс. и связан с образованием государства Тьямпа (Центральный В.). Искусство тьямов испытало влияние культуры Индии и отчасти кхмеров. В городах Мишоне и Донгзыонге сохранились руины буддийских и брахманских храмов 7-10 вв., в их числе Бо-Кхат-Ре-Соа (Бхадрешвара, 10 в.), классический образец "калана" - кирпичного башнеобразного храма, отличающегося стройностью пропорций. Скульптура тьямов связана с архитектурой. Играя преимущественно декоративную роль, она достигает большой пластической выразительности. Лучшие её образцы (7-10 вв.) обнаружены в развалинах храмов Чакье (среди которых - горельефы пьедестала, изображающие танцовщиц и музыкантов; 10 в.?), Мишона и Донгзыонга. Особое место в тьямской скульптуре занимают изображения животных и фантастических существ. Высокого уровня достигло ремесло тьямов. Сохранились золотые и серебряные изделия (диадемы, ларцы, вазы, чаши и т.д.) из сокровищниц тьямских царей, а также обнаруженные раскопками в Мишоне, Понагаре и других местах. С 11 в. в искусстве Центрального В. появляются черты упадка (пропорции храмов становятся тяжеловесными, а декор сухим и измельчённым). Этими особенностями отмечены каланы 11-12 вв. "Золотая башня", "Серебряная башня", "Медная башня" (все близ современного г. Куинён). Искусство Северного В. вступило в период расцвета в 11-13 вв. В его произведениях проявилось некоторое китайское влияние. Сооружаются многоярусные башни (в том числе в Биньсоне, около Виньйена, 10-11 вв.), храмовые ансамбли, для которых характерны связь с природой, симметричность плана, использование в постройках деревянного каркаса ("Храм литературы", посвящённый Конфуцию, в Ханое, основан в 1070; "Храм великого Будды" близ Ханоя, 13 в.). Уникальна деревянная пагода Дьен-Бо (Мот-Кот) на одном столбе (1049, восстановлена в 1955) в Ханое. В числе сохранившихся сооружений последующих веков - храмовые комплексы Бут-Тап близ Ханоя (до 14 в.), Кэо в провинции Тхайбинь (17 в.) и многоколонная постройка типа "динь" в деревне Диньбанг близ Ханоя (18 в.), предназначавшаяся для собраний, судов и т.д., но служившая также храмом. Поздние дворцы отличаются обильным применением в отделке резьбы и лака (в том числе "Дворец совершенной гармонии" в г. Хюэ, 1805-1833). В скульптуре В. с 15 в. появляются изображения канонизированных умерших священнослужителей, отмеченные точным следованием натуре (например, статуя мудреца Тует Шона из пагоды Тай-Фьюнг, 15 в.). Живопись 15-19 вв. представлена храмовыми росписями, пейзажами, погребальными портретами. Развитие получил народный лубок. Из художественных ремёсел распространены резьба по слоновой кости, дереву, сочетающаяся с инкрустацией костью и перламутром, литьё из металла, плетение из камыша, а также изготовление лаковых изделий с росписями цветными и золотыми лаками. Господство французских колонизаторов (начавшееся с середины 19 в.) затормозило развитие национальной культуры. В городах возникли европейские кварталы, в которых с конца 19 в. появились комфортабельные жилые и общественные здания, построенные, под влиянием стилей европейской архитектуры (модерн, функционализм). Районы, заселённые вьетнамцами были крайне неблагоустроены. Промышленные предприятия размещались вплотную к жилищам; в портовых городах берега рек и морских бухт были заняты хаотично расположенными портовыми строениями. Основанная в 1925 Высшая школа изящных искусств в Ханое, знакомя вьетнамских художников с западноевропейским искусством и давая им профессиональные навыки, насаждала принципы европейского академического и салонного искусства. Театр Сведения о театре В. до 19 в. скудны и отрывочны. Традиционные его жанры - тео и туонг. Тео - народный театр. Искусство этого театра изустно передавалось из поколения в поколение. Сюжеты черпались из истории, сказок, легенд, поэм. Возникновение тео связано с празднествами, которыми ежегодно отмечался сбор урожая в дельте р. Хонгха. Для тео характерна импровизация. Основные персонажи этих представлений крестьяне (в спектаклях участвуют мужчины и женщины). Тео тесно связано с народной музыкой и танцами. Действие сопровождается хором. Музыка, танцы и пение чаще всего рассказывают о с.-х. процессах (возделывание риса и др.). Отдельные элементы танца (условные движения кистей рук в танцах с веером и др.) раскрывают содержание пьесы. Представления устраивались во дворах культовых домов и пагод, зрители сидели на полу, окружая с трёх сторон место, где разыгрывалось действие. Спектакли тео обличали общественные пороки, сатирически изображая феодалов и представителей французских колониальных властей, воспевали доблесть народа. Наиболее известен выступавший в жанре тео театральный деятель и драматург Нгуен Динь Нги, создавший около 50 пьес, как исторических ("Героиня великого Юга", "На голове бешеного слона"), так и остро комедийных, сатирических. В его театре сотрудничали популярные актёры, среди них известный артист Нгуен Ван Тхинь. Театр туонг - классический театр В. - возник между 11-13 вв. на С. страны как придворное зрелище. В своём развитии туонг испытал некоторое влияние китайского классического театра, заимствовал обрядовые и символические костюмы, условный грим. В туонге сохраняются условные жесты, костюмы, манера исполнения, интонации. Декорации отсутствуют. Большое место в репертуаре занимают пьесы, рассказывающие о событиях национальной истории, истории Китая. Нередко в основу спектакля положены сюжеты вьетнамской мифологии или переработки произведений китайской классической литературы и драмы. Кроме придворных трупп театра туонг, существовали и бродячие труппы, вносившие в искусство туонг демократические тенденции. К середине 19 в. туонг обогатился новым содержанием, в числе действующих лиц появились представители народа. Действие в туонге разделяется на акты. Неотъемлемой частью спектакля являются музыка и танцы, способствующие раскрытию характера героя. Декламация ведётся нараспев, на высоких регистрах. К лучшим достижениям театра туонг в начале 20 в. относятся исторические пьесы драматургов Ханоя Нгуен Хыу Тиена "Фениксы Донг А" (о героях борьбы против монгольского нашествия - полководцах Чан Хынг Дао и Фам Нгу Лао) и Хоанг Танг Би "Месть за мужа и долг перед родиной" (о сёстрах Чынг, возглавивших в 1 в. восстание против иноземных завоевателей). Образы предателей в этих пьесах недвусмысленно указывали на тех, кто в новое время служил колонизаторам. Театр кай-лыонг, или обновлённый театр, сформировался к 20-м гг. 20 в. Представление сопровождается музыкой, существуют занавес и декорации. Действие пьесы делится на акты. Сюжеты используются самые разнообразные: из жизни вьетнамского общества начала 20 в., исторические сюжеты, легенды, часто перерабатываются пьесы европейского театра, сценарии фильмов. Для развития театра кай-лыонга немало сделал поэт Тхе Лы, который в 1942-43 создал труппу, носившую его имя. Кить-ной - современный "разговорный", или драматический, театр, появился также в 20-е гг. 20 в. Первые спектакли - комедии Мольера, затем пьесы вьетнамских авторов ("Друг и жена" Ву Динь Лонга, "Деньги" By Гуен Дака и др.). Была поставлена комедия, написанная Хо Ши Мином, - "Бамбуковый дракон" (1920-е гг.), в которой высмеивается король-марионетка. Государственный строй Действующая конституция вступила в силу с 1 января 1960. Конституция закрепляет руководящую и направляющую роль во всей общественной и государственной жизни Партии трудящихся В. Главой государства является президент ДРВ (избирается Национальным собранием на 4 года). Президент назначает и смещает членов правительства, публикует законы и указы, объявляет амнистию, состояние войны или военное положение, ратифицирует международные договоры, назначает дипломатических представителей, возглавляет вооружённые силы и председательствует в Совете национальной обороны. В качестве консультативного органа при президенте функционирует Особое политическое совещание, призванное обсуждать важнейшие общественно-политические проблемы. Высший орган государственной власти и единственный законодательный орган - однопалатное Национальное собрание, депутаты которого избираются на 4 года по норме 1 депутат от 50 тыс. населения (промышленные районы с населением в 10-30 тыс. представлены 1 депутатом каждый). Национальные меньшинства имеют гарантированное представительство в Национальном собрании в количестве 1/7 общего числа депутатов. Национальное собрание образует из числа своих депутатов Постоянный комитет Национального собрания. Правительство ДРВ - Совет Министров - образуется Национальным собранием по представлению президента. Органами государственной власти во всех административно-территориальных единицах являются народные советы, избираемые населением в провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения на 3 года, в уездах, посёлках и сёлах - на 2 года. Исполнительными органами народных советов всех ступеней являются их исполнительные комитеты. В соответствии с конституцией и избирательным законом от 14 января 1960 в ДРВ введено всеобщее прямое избирательное право при тайном голосовании. Активное избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет, пассивное - 21 года. Высшая судебная инстанция - Верховный народный суд, председатель которого избирается Национальным собранием на 5 лет. В провинциях, уездах, городах и автономных районах имеются народные суды. Надзор за соблюдением законности возложен на Верховную народную прокуратуру. Население Естественный прирост населения в среднем за год (в 1963-69) - примерно 3%. По территории население размещается крайне неравномерно и в основном сконцентрировано в районе дельты р. Хонгха и на прибрежной равнине, где плотность достигает 500, а местами 1500 человек на 1 км2. Преобладают небольшие города и крупные сёла. Городского населения около 20% (1965). Крупные города: Ханой (414,6 тыс. жителей, с пригородами 643,6 тыс. жителей, 1960), Хайфон (182,5 тыс. жителей, с пригородами 369,2 тыс. жителей), Намдинь (86 тыс. жителей). Экономико-географический очерк Победа Августовской революции 1945 создала предпосылки для социалистического развития ДРВ. На первом этапе народно-демократического развития ДРВ вынуждена была направить все усилия на отпор иностранной агрессии и в условиях развернувшейся войны Сопротивления (1945-54) начать те социально-экономические преобразования, которые явились бы основой для социалистического переустройства экономики. После окончания войны экономика страны оказалась в крайне тяжёлом состоянии, главным образом из-за разрушений, причинённых длительными военными действиями, нарушением традиционных хозяйственных связей северных и южных районов, а также вывозом части промышленного оборудования и материальных ценностей национальной буржуазией и французскими капиталистами за границу или в Южный В. В годы послевоенного восстановления народного хозяйства, в 1955-57, в итоге выполнения трёх одногодичных планов в основном был достигнут довоенный уровень. С.-х. производство несколько превысило довоенный уровень, увеличилось производство продовольственных и технических культур. Произошли сдвиги в промышленности, восстановлено большинство крупных промышленных предприятий, построено заново много новых промышленных объектов. Экономическая политика была направлена на ограничение, преобразование и использование частнокапиталистических элементов в интересах социалистического строительства. В результате завершения аграрной реформы (за исключением горных районов) была ликвидирована феодальная собственность на землю и земля помещиков и других эксплуататоров безвозмездно распределена среди малоземельных крестьян. Были организованы группы трудовой взаимопомощи и госхозы, начали создаваться производственные кооперативы. К концу восстановительного периода и к началу нового этапа социалистических преобразований и социалистического строительства экономика ДРВ всё ещё испытывала тяжёлое наследие феодализма и капитализма и характеризовалась отсталым сельским хозяйством, основанным на индивидуальном крестьянском хозяйстве, и слаборазвитой промышленностью. Существовали различные формы собственности, в народном хозяйстве имелось 5 секторов - государственный, кооперативный, мелкотоварный, частнокапиталистический, государственный капиталистический. Социалистический сектор обеспечивал почти 60% производства промышленной продукции, около 25% валовой продукции промышленного и кустарного производства, 61% оборота оптовой торговли и 29,5% оборота розничной торговли (36,7% с учётом торговли через различные формы государственного капитализма), 98% внешней торговли. Он безраздельно господствовал на железнодорожном транспорте и в банковской системе. В сельском хозяйстве на социалистический сектор приходилось всего 0,14% (20 госхозов). Кооперативный сектор производил 9,8% с.-х. и 7,2% промышленной и кустарной продукции; на мелкотоварный сектор приходилось 80% с.-х. и 50,2% промышленного и кустарного производства; частнокапиталистический сектор сосредоточивал 10% с.-х. и 14,2% промышленного и кустарного производства. Годы осуществления трёхлетнего плана 1958-60 стали периодом коренных социально-экономических преобразований и утверждения господствующей роли социалистического сектора в экономике ДРВ. Основная задача трёхлетнего плана по подъёму сельского хозяйства наряду с развитием промышленности с преимущественным расширением производства средств производства была выполнена. Произошли структурные изменения в экономике. Значительно возрос удельный вес промышленности в общем объёме валовой продукции промышленности и сельского хозяйства (см. раздел ДРВ, Исторический очерк). Важным этапом экономического развития ДРВ явилось осуществление 1-го пятилетнего плана в 1961-65, главная задача которого заключалась в создании основ материально-технической базы социализма. В условиях максимального использования внутренних ресурсов и помощи социалистических стран ДРВ приступила к социалистической индустриализации. За эти годы среднегодовой прирост в промышленности составил 13%, а в сельском хозяйстве - около 5%. Наибольшее внимание было уделено развитию энергетики, машиностроения, химической и горнодобывающей промышленности. В целом производство средств производства в общей продукции промышленности к 1965 достигло 41% (против 27%, без кустарного производства, в 1955). С.-х. орудиями и техникой стали снабжаться госхозы и кооперативы, свыше половины которых превратилось в кооперативы высшего типа. В 1963 доля сельского хозяйства в образовании национального дохода составила 48,6% (53,6% в 1960), доля промышленности и строительства - 29% (22,9%), торговли - 19,3% (20,7%), транспорта и связи - 3,1% (2,8%). В августе 1964 - начале 1965 мирное развитие было прервано бомбардировками американской авиацией территории ДРВ, а затем и открытой агрессией. Меры по рассредоточению и переводу крупных предприятий в сельскую местность, строительство мелких и средних предприятий местной промышленности нашли своё отражение в новой экономической политике ДРВ и двухлетнем плане развития экономики на 1966-67. Решению народно-хозяйственных задач ДРВ на всех этапах развития способствовало тесное сотрудничество с другими социалистическими странами. Предприятия, построенные при содействии СССР за 1955-65, дали 3/4 добычи угля, свыше 1/2 производства металлорежущих станков, почти весь объём продукции олова, апатитов, суперфосфата, значительную часть электроэнергии. Промышленность. К концу пятилетки 1961-65 на промышленность и кустарное производство приходилось свыше 50% общего объёма валовой продукции промышленности и сельского хозяйства. Горнодобывающая промышленность и энергетика. Большое значение в экономике ДРВ имеет угольная промышленность. Уголь является основой энергобаланса, часть его экспортируется. Добыча каменного угля производится главным образом в бассейне Хонгай, преимущественно открытым способом, а также в районах Камфа, Куангйен. С помощью СССР созданы угольные шахты Уонгби (1966- 67), Вангзань и угольные разрезы Део-Най, Кок-Шау, Хату. В угольных районах расположены основные электростанции, в числе крупнейших ТЭС Уонгби. Положено начало освоению гидроэнергии, построены ГЭС Бантхать и Тхакба. На территории ДРВ добываются олово и вольфрам (провинция Каобанг), железная руда (провинция Тхайнгуен), хромиты (в Кодине в районе Тханьхоа), апатиты (провинция Лаокай); из морской воды выпаривается поваренная соль. Источник: Интернет. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |