реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


География отраслей общего машиностроения

География отраслей общего машиностроения

Министерство общего и профессионального образования РФ

Самарская Государственная Экономическая Академия

Кафедра экономической и социальной географии.

Курсовая работа

по экономической географии на тему:

"География общего машиностроения РФ ".

Дата защиты:

Оценка:

Члены комиссии:

Самара

1998

Содержание

Введение 3

1. Место и роль общего машиностроения в народном хозяйстве РФ. 4

2. Факторы и особенности размещения отраслей общего машиностроения.

10

2.1 Особенности размещения предприятий общего 10

машиностроения по территории РФ. 10

2.2 Современная география общего машиностроения. 18

3. Проблемы и перспективы развития общего машиностроения РФ 22

3.1 Структурные изменения 25

3.2 Институциональные преобразования 27

3.3 Инновационная и научно-техническая деятельность 28

3.4 Капитальное строительство 30

3.5 Внешнеэкономическая деятельность 31

Заключение 33

Библиографический список 35

Приложения 36

Введение

Машиностроение — ведущая отрасль промышленности. Это обусловлено в

первую очередь тем, что машиностроение:[1]

1) создает машины и оборудование, используемое в других отраслях и тем

самым создает условия для развития всех других отраслей промышленности;

2) является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной металлургии,

а также целого ряда других отраслей;

3) обеспечивает занятость довольно большой доли трудовых ресурсов;

4) выступает как районообразующий фактор;

5) является отражением степени развития производительных сил в регионе;

6) дает существенный толчок развитию прогрессивных технологий.

То есть, можно сказать, что экономика всей страны напрямую зависит от

состояния данного промышленного комплекса.

Современное состояние общего машиностроения, подотрасли

машиностроительного комплекса, достаточно точно отражает нынешнее положение

предприятий всего машиностроения. Сегодня, после неудачного процесса

приватизации в нашей стране наблюдается снижение объемов производства в

общем машиностроении, вследствие чего с каждым годом усиливается

зависимость от импорта по многим видам продукции.

Для решения этой проблемы необходимо подключать к преобразованиям

сильную промышленную политику со всеми ее рычагами, направляющими ход

развития экономики по пути конкурентоспособности. И прежде всего

продуманную систему структурно-инвестиционного государственного

регулирования, которое сделает общее машиностроение сферой активного и

приоритетного инвестирования.

1. Место и роль общего машиностроения в народном хозяйстве РФ.

Промышленность состоит из целого ряда отраслей, тесно взаимосвязанных

между собой.

Отрасль промышленности — это исторически сложившаяся совокупность

предприятий, характеризующаяся рядом признаков: выпуск продукции одного

экономического назначения, однородность сырья и материалов, общность

технической базы и технологических процессов и т.д.[2]

Машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности.

Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации

достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства.

Машиностроение как самостоятельная отрасль общественного

производства возникло в конце XVIII — начале XIX вв. на текстильных

мануфактурах Англии, где зарождались первые производственные участки по

созданию и изготовлению прядильных и ткацких станков, окрасочных и

отбелочных машин, паровых машин. Однако производство этих машин постепенно

пришло в противоречие с низкой технической базой. С ростом потребности

фабрик и заводов в текстильных и паровых машинах производство их из сферы

текстильной отрасли промышленности выделяется на отдельные предприятия и в

связи с охватом сельского хозяйства, промышленности и транспорта машинным

производством вскоре становится самостоятельной отраслью промышленности.2

В России первые металлообрабатывающие заводы мануфактурного типа

возникли в начале XVIII в. в первую очередь для удовлетворения военных

нужд (например, судостроительная Адмиралтейская верфь в Петербурге, 1704

г.; Тульский оружейный завод, 1712 г.; Сестрорецкий оружейный завод, 1724

г.). До 1790 г. существовали только государственные механические заводы.1 К

концу XVIII в. появились частнокапиталистические металлообрабатывающие

предприятия. Всего в первой половине XIX в. в России было построено около

20 металлообрабатывающих предприятий. Среди них чугунолитейный завод

Огарева в Петербурге, Ижорский орудийный и сталелитейный завод,

Александровский чугунолитейный и Механический заводы под Петербургом.

Однако объем металлообрабатывающего производства был весьма незначительным.

С развитием капитализма возрастают масштабы и темпы производства

машиностроения и металлообработки. Развивается промышленность, расширяется

внутренний рынок, развертываются железнодорожное строительство и

судоходство. Создаются крупные машиностроительные и металлообрабатывающие

заводы. В 1857 г. основывается Семянниковский литейный завод; в 1849 г. —

Сормовский завод; в 1856г. — Балтийский завод; в 1859 г. — завод братьев

Бромлей.2

После поражения России в Крымской войне (1853 — 1856 гг.) и

крестьянской реформы 1861 г. начался период бурного развития капитализма в

промышленности и сельском хозяйстве. Возникают паровозо- и

вагоностроительные заводы, строятся новые судостроительные верфи,

увеличивается производство сельскохозяйственных машин, оборудования для

текстильной, пищевой и легкой промышленности.

Гражданская война, разразившаяся после Октябрьской революции,

нанесла значительный урон всем отраслям машиностроения поэтому после

завершения войны потребовались огромные усилия для восстановления всей

экономики страны.

К началу Великой Отечественной войны существовало мощное

машиностроение, по объему машиностроительного производства Советский Союз

занимал второе место в мире после США.

В годы войны машиностроительные отрасли производили в основном

продукцию военного назначения.

После окончания Великой Отечественной войны машиностроительная

промышленность значительно повысила темпы и уровень производства. Вообще

машиностроение за годы Советской власти развивалось более быстрыми темпами,

чем народное хозяйство в целом. Средств производства производилось больше

чем товаров народного потребления.

Несмотря на высокие темпы развития, уже в конце 70-х и в середине 80-х

годов машиностроение не обеспечивало в полной мере потребности народного

хозяйства ни по количеству, ни по качеству своей продукции.

В зависимости от особенностей размещения в машиностроении

условно можно выделить несколько групп отраслей, в том числе: 1

1. Тяжелое машиностроение (67 % продукции).

2. Общее машиностроение (18% продукции).

3. Среднее машиностроение (15 % продукции).

Общее машиностроение — эта группа машиностроительных отраслей,

характеризующаяся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой

трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое

оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной,

строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные

машины. Преобладают специализированные предприятия, связанные с

изготовлением заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей,

поставляемых в порядке кооперации. Ряд предприятий, выпускающих

оборудование для отраслей промышленности с химической технологией,

нуждается в специальных видах сталей, цветных металлов и пластмасс.1

Общее машиностроение отличается широким развитием межотраслевых и

внутриотраслевых связей, основанных в значительной мере на производственном

кооперировании. Его связи с другими межотраслевыми комплексами служит одним

из важнейших условий функционирования единого народнохозяйственного

комплекса страны. Выпуская орудия труда для разных отраслей народного

хозяйства, оно реализует достижения научно-технического прогресса,

обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства.

Для развития транспорта, торговли и сельского хозяйства особую

важность имеет именно группа отраслей общего машиностроения, т.к. она

поставляет наибольшее количество техники (локомотивостроение, судостроение,

сельскохозяйственное машиностроение и т.д.). Огромное влияние оказывает она

и на другие отрасли народного хозяйства.

2. Факторы и особенности размещения отраслей общего машиностроения.

Технико-экономические особенности размещения отдельных отраслей

машиностроения и их учет — необходимые требования при экономическом

обосновании географического размещения отраслей и отдельных предприятий.

Развитие и размещение общего машиностроения базируется на тех же

принципах, что и всех отраслей единого народнохозяйственного комплекса.

Принципы развития и размещения преломляются в общих и специфических

факторах, оказывающих влияние на развитие и размещение отраслей этого

комплекса.1

2.1 Особенности размещения предприятий общего

машиностроения по территории РФ.

Несмотря на множество факторов, влияющих на размещение предприятий

общего машиностроения, их можно систематизировать и в зависимости от

важности сгруппировать в соответствующие группы.

Размещаемая отрасль должна рассматриваться как составная часть всего

хозяйственного территориально-производственного комплекса и размещаться не

изолированно, а так, чтобы быть связанной с другими отраслями

машиностроения и промышленности, со строительством, транспортом и

непроизводственной сферой деятельности. Такой подход должен найти отражение

в вариантах размещения отрасли и в расчетах затрат основных и оборотных

средств в строительные базы и на транспорт, обеспечивающий доставку сырья,

материалов, топлива, полуфабрикатов комплектующих изделий и готовой

продукции.

Размещение отрасли определяется на стадии перспективного планирования

и ограничивается, как правило, выбором района. Размещение же предприятия

требует выбора не только района, но и пункта строительства, и намечаются

они на предпроектной стадии, а окончательно определяется на стадии

проектирования. Экономическое обоснование размещения отрасли

предусматривает распределение задания по производству той или иной

продукции по действующим, строящимся и намечаемым к строительству новым

предприятиям, при этом учитываются общие для района и страны экономические

условия (балансы материалов, труда, капитальных вложений, производственных

мощностей, производства и потребления заданной продукции), а также условия

социального и политического характера. Размещение же предприятия

основывается на учете имеющихся в том или ином районе или пункте

экономических предпосылок, определяющих экономику предприятия.

При экономическом обосновании размещения предприятий общего

машиностроения в том или ином экономическом районе следует учитывать

конкретные условия снабжения их топливом, энергией, водой, основными

материалами, полуфабрикатами, наличие квалифицированной рабочей силы,

мощностей строительных организаций и баз строительной индустрии и т. д.

Кроме того, следует учитывать и специализацию хозяйств экономических

районов, и в какой мере с народнохозяйственной точки зрения целесообразно

размещать это производство в данном районе. При этом надо помнить о

необходимости комплексного развития хозяйства района и совершенствовании

его отраслевой структуры, о влиянии на размещение внутрирайонных связей,

специализации и кооперации производства.

Для того чтобы не было чрезмерной концентрации промышленности в

крупных городах, следует исключить возможность строительства в этих городах

новых и расширения действующих предприятий. Действующие предприятия в таких

городах должны развиваться с учетом более интенсивного использования

имеющихся производственных мощностей и полного удовлетворения

градостроительных и экологических требований, без увеличения численности

работающих, производственных площадей и заводской территории.1

В городах с напряженным водохозяйственным балансом и сложными

условиями очистки сточных вод и отведения промышленных стоков техническое

перевооружение и реконструкция предприятий не должны сопровождаться

существенным увеличением водопотребления и водоотведения.

В городах с неудовлетворительным состоянием охраны окружающей среды

допустима реконструкция предприятий только при условии устранения

загрязнения окружающей среды.

В районах с недостаточными трудовыми ресурсами должны развиваться в

первую очередь высокомеханизированные, автоматизированные и нетрудоемкие

производства, которые способны обеспечить выпуск продукции с наименьшим

количеством рабочих. К ним относится и общее машиностроение.

Таким образом, технико-экономическое обоснование размещения

предприятий общего машиностроения требует учета многих факторов.

Для решения вопросов размещения производства необходим определенный

круг информации, содержащей сведения о размещаемом производстве, условиях

его территориальной организации, целях и задачах, стоящих перед

размещением, т. е. следует располагать теми сведениями, которые в какой-

либо мере могут повлиять на эффективность территориальной организации

машиностроительного производства. Поэтому необходимо знать, какой вид

продукции должен производиться на размещаемом предприятии (вплоть до его

характеристик по массе и размерам), какое для этого потребуется сырье и

материалы, предполагаемую численность рабочих кадров, в каких количествах и

с какими экономическими показателями имеются ресурсы в предполагаемых

районах размещения, какие последствия могут возникнуть при его размещении в

том или ином пункте и т. д. По существу — это факторы, от которых зависит

правильность размещения машиностроительных производств и которые определяют

его экономическую эффективность. Одни из них связаны с природными условиями

и ресурсами экономических районов, другие определяются исключительно

характером размещаемого производства, его специфическими особенностями и т.

д. Многообразие факторов и различие в природе их образования приводят к

необходимости классификации факторов с целью упрощения экономического

анализа причин, вызывающих неодинаковую эффективность одного и того же

производства в различных экономических районах. В этой связи все факторы

территориального тяготения в самом общем виде можно разделить на четыре

группы:1

1) внутрипроизводственные факторы, связанные непосредственно с организацией

производства на предприятиях машиностроительной промышленности;

2) внепроизводственные факторы, связанные с экономическими и природными

условиями в районах размещения машиностроительных предприятий;

3) отраслевые особенности машиностроительных производств;

4) факторы социального характера.

Внутрипроизводственные факторы определяют характер и результаты

деятельности предприятий общего машиностроения и представляют собой

совокупность необходимых условий и средств на предприятии для изготовления

данного вида продукции, способствующих достижению определенного уровня

технико-экономических показателей производства: характер используемых для

производства продукции техники и технологических процессов, уровень и формы

организации производства, степень загрузки основного технологического

оборудования и т. д.

При планировании размещения не безразлично, каким способом, какими

техническими средствами и на основе каких процессов будет организовано

намечаемое к размещению производство. Это важно, потому что фактор

технической оснащенности производства вместе с уровнем развития

специализации, концентрации и кооперирования, а также другими

организационными моментами существенно влияет не на удельные нормы расхода

сырья, материалов, топлива, энергии и труда на предприятиях общего

машиностроения, но и на объемы выпуска продукции, что в совокупности с

другими факторами определяет и размещение предприятий.

Исследование внутрипроизводственных факторов составляет основу

определения отраслевых особенностей, поскольку без научного предвидения

конструктивных изменений в организации производственных процессов трудно

рассчитывать на успешное решение вопросов размещения предприятий общего

машиностроения. Это очевидно, ибо процесс производства динамичен, и то, что

сегодня является нормой, завтра может оказаться тормозом развития

производительных сил. Это касается не только технического перевооружения

предприятий, но и совершенствования технологии производства, развития

специализированных производств по изготовлению унифицированных изделий

широкого применения, оптимизации мощностей предприятий общего

машиностроения, создания территориально-производственных комплексов и т. д.

Все это говорит о том, что техническая база размещаемого производства

должна иметь научное обоснование и строиться на передовых методах и

средствах организации труда, в противном случае производные от нее технико-

экономические параметры производства (энерго - и электровооруженность,

трудоемкость, топливоемкость и др.) могут быть определены неправильно, что,

в свою очередь, приведет к ошибкам и в его территориальной организации.

Под внепроизводственными факторами следует понимать совокупность

природных и экономических условий в районах, способствующих или

сдерживающих экономически эффективное развитие общего машиностроения. К ним

относятся природные и климатические условия районов, условия обеспечения

производства необходимым сырьем, материалами, топливом, тепловой и

электрической энергией, водой и трудовыми ресурсами, объемы потребления

машиностроительной продукции, возможности обеспечения кооперированных

связей в районах и др.

Внепроизводственные факторы играю существенную роль в размещении

производства, и предопределяют территориальную дифференциацию его

эффективности, поскольку каждый из экономических районов различается не

только наличием и количеством производственных ресурсов, но и их

стоимостными показателями.

К внепроизводственным факторам следует отнести природно-климатические

условия районов, которые на эффективность размещения влияют через величину

удорожающих коэффициентов на заработную плату работающих, а также стоимость

строительства и оборудования. В зависимости от территориального пояса,

например, стоимость строительно-монтажных работ может возрасти в 2,7 раза,

климатического района — 1,14, уровня сейсмичности — в 1,08 раза. То же

можно сказать и о стоимости оборудования по территориальным зонам.1

Количественные и качественные показатели сырьевых, топливно-

энергетических, водных, земельных ресурсов также влияют на эффективность

территориальной организации общего машиностроения. По имеющимся данным

межрайонная дифференциация стоимостных показателей достигает значительных

размеров. Наиболее значительна она по топливу и электроэнергии.

Территориальная дифференциация затрат на водные и земельные ресурсы тоже

достигает больших размеров, но в абсолютном выражении в сравнении с другими

видами затрат они практически не соизмеримы. Дифференциация по стоимости

различного вида производственных ресурсов значительна не только между

экономическими районами, но и внутри них. Особенно это необходимо учитывать

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.