|
Ноосферное будущееНоосферное будущееМы проектируем ноосферное будущее Абстрагируясь от сферы причин явлений, меняющих условия жизни человечества сегодня, можно констатировать, что мы вступили в новые условия бытия, когда окружающая среда уже не пассивна, как прежде, но проявляет возрастающую активность, вступая во все более активное взаимодействие с человеком и человечеством. Эти условия толкают нас на пересмотр собственной концепции бытия и самих себя, решительно открывая путь для саморазвития. В прежних условиях, когда окружающая среда была пассивным объектом, когда отношения с ней человека носили лишь односторонний характер и она полностью подчинялась его воле, когда живое пространство природы являлось лишь территорией для социальных и техногенных экспериментов, - когда человек в природе ни за что не отвечал, способность к существованию человека определялась лишь его активностью как живого существа. Так, на передовые позиции закономерно выходили те, чья активность в наименьшей степени была обусловлена нравственностью, которая ими лишь подгонялась под себя, превращаясь в извращенную мораль для всех. Достигали успеха те, кто дальше всех шел по пути безнравственности или решительно пресекал ее, становясь для всех фактором осознания своих нравственных начал. Жизнь, когда твоя принадлежность человеческой природе является недостатком, сегодня на Земле подходит к концу - вот какой вывод напрашивается при попытке охвата всей целостной картины событий сегодняшнего дня. Сегодня человек становится активным творцом жизни, ее волевым субъектом. Он занимает свое место в природе и находится в полшаге от того, чтобы, наконец, познать свою сущность и стать самим собой, завершив формирование матрицы жизни, содержащейся в нем. Чтобы стать гарантом сохранения природы, Земли и самого себя. Человеческое лицо ноосферы Понятие ноосферы сегодня имеет множество толкований - это и сфера накопленного опыта человечества, это и сфера всех мыслей, когда-либо посещавших сознание людей. Все они происходят из определения, широко введенного В.И. Вернадским - сфера разума. Сегодня мы подходим к пониманию того, что это определение нуждается в уточнении и расширении своего смысла, а также в определении и введении понятия квазиноосферных знаний. К этому нас сподвигает, прежде всего, опыт, реальность которого несомненна, но не может быть выражена словами, либо его вербальное выражение выглядит слишком абстрактным и сомнительным, то есть бездоказательным. Нельзя также не сказать об опыте, сложностей в словесной передаче которого хоть и не возникает, но его ценностная составляющая ярко выражено отрицательна. Как правило, это опыт, почерпнутый за гранью морали, то есть самим своим таким происхождением прежде всего обрушивает рамки нравственности, чем просто вырождает понятие ноосферы. Таким образом, детализация смысла ноосферы должна быть связана с понятием "человек", с насущной необходимостью его введения сегодня и, соответственно, пересмотром рассматриваемого понятия, как производной от человеческого бытия. Точнее - с расширением представлений о человеческом опыте, о путях его приобретения, способах передачи и воспроизведения, а также определением критериев его ценности с учетом новейших научных данных. За всю историю нашей цивилизации созданы сотни картин мира, тысячи научных парадигм и бесчисленное число идеологий. Рост их количества за последние века проявил свой экспоненциальный характер и на сегодня приблизился к критическому значению, когда все более осязаемо возникает угроза окончательного ненахождения общего языка между людьми. Ведь каждая из них представляет собой абсолютно законченный, самодостаточный мир со своей терминологией и способом отображения бытия, фактически отражающим лишь узкий круг предпочтений какой-либо из социокультурных групп. Со временем каждая из них все более детально обнаруживает свою состоятельность и реальность, и они становятся все более невосприимчивы, невидимы друг для друга, подобно расходящимся прямым. Подобно абсолютно разным, непересекающимся мирам, претендующим расколоть объективно единую и целостную реальность - наш мир, в котором мы живем, даже не подозревая о его этой параллельной многомерности. Однако эта претензия на раскол становится все более реальной, поскольку предстоящий исторический выбор предопределит не только направление развития науки и технологий, но и нашего сознания, нашей культуры. Расходящийся интеграл познания, формируемый расползающейся по швам современной частью ноосферы, как минимум, грозит "списать" и предать забвению значительную часть накопленных человечеством знаний как результат инерционного преобладания какого-нибудь лишь одного из них. Реальность такого исхода заставляет нас по-новому взглянуть на весь опыт человечества, находящийся сегодня под угрозой своего обнуления, и найти такую позицию, с которой его ценность соответствовала таковой, установленной эмпирическим, прикладным путем. Тем же, эмпирическим путем, становится очевидно, что исходной точкой в определении этой позиции должен стать сам человек, просто как единый автор этих ортогональных виртуальных миров - как нечто, единственно надежно связывающее их собой. Как нечто единственное, что способно мыслить об их объединении, как залоге собственного самосохранения. Как ось единой матрицы бытия, ячейки которой жаждут своего заполнения столь разнородным знанием. Какова причина расходимости интеграла человеческого познания? Почему углубляясь, казалось бы, в аспекты единого мира, каждый из исследователей находит лишь свою, собственную суть, - вот тот вопрос, ответ на который, скорее всего, прольет свет на характер искомой позиции единства. Углубляясь в историю науки, анализируя ее подход, необходимо учитывать ее социальное происхождение. Необходимо помнить о том, что наука - это, прежде всего, социальный заказ, а значит она обусловлена, отягощена задачами и нуждами общества. То есть не может быть истинно объективной - наука предвзята и в социальной предвзятости своей склонна рассматривать мир как нечто законченное, состоявшееся, остановившееся в своем развитии, освоение чего требует от науки общество. В поисках объяснения неуклонного расхождения интеграла познания мы оказываемся вынуждены бескомпромиссно отвергнуть идею о законченности мира. Оно заставляет нас более глубоко осознать процесс эволюции мира, его непрерывного развития и увеличения его мерности. В этой связи ситуацию, в которой находятся искатели истины, вполне можно уподобить сцене, когда у Творца спрашивают: "Как устроен мир?" - А Он отвечает: "А как бы вы хотели, чтобы он был устроен?.." В неготовности к этому вопросу, в моем представлении, и состоит суть современного научного кризиса. Отягощенное социальным началом человечество не способно помыслить о той творческой свободе, которая предложена человеку его собственной природой, а любые суперсовременные технологии, способные дать решение любой задачи, все же, неспособны принимать решение за самого человека, их создателя. Если принять концепцию о том, что человек - это венец творения, то это должно означать и то, что человек является подведением некоего итога процесса творения, воплощением интегральной суммы бытия. А коль так, то научный подход, в рамках которого превалирует движение вовне, наружу, от себя, открыто утопичен. Хотя бы потому, что претендует остановить время, то есть саму жизнь этим абстрагированием от самого себя, могущего свидетельствовать их течение. И не говоря уже о том, что путей вовне, путей от образования, также как и путей к себе, путей самопознания - бесчисленное множество, что каждый из них неповторим, но лишь у путей к себе - единая цель. Проблески Ноосферной цивилизации Ярчайшим событием в данном контексте, пожалуй, впервые столь полно охватившем ключевые вопросы дальнейшего развития цивилизации, стала прошедшая недавно в Москве первая международная научно-социальная конференция с характерным названием - "Перспективы сохранения и развития единой цивилизации планеты. Культура. Экология. Космос". Она состояла из семи секций, каждая из которых, вполне тянула на отдельную конференцию. При подготовке форума работал экспертный совет, отбиравший самые интересные, самые глубокие доклады. Достаточно сказать, что из числа представленных, в состав конференции было включено лишь около половины. Пожалуй, впервые конференция собрала людей не по принципу принадлежности к тому или иному течению мысли, но по единству конечной цели, важность которой на сегодня мало у кого не вызывает сомнения. Здесь были и умудренные профессора, и молодые ученые, и религиозные деятели, и люди творчества, и государственные мужи, и даже те, кого принято называть экстрасенсами. Сегодня пришла пора признать, что существенность эзотерики заключена в идее самопознания, без которой она немыслима. Эзотерика содержит в себе идею бесконечности природы человека, что является мощным сдерживающим фактором ее деградации. Все участники были объединены единым стремлением, единой заботой, жизненная актуальность которой отодвигала на второй план личную историю каждого и заставляла со всей открытостью и чистотой говорить о своем опыте, о своем знании и достижениях. Этому не мог не способствовать и тот факт, что конференция проходила в весьма неслучайном месте - в музее Истории Земли имени В.И. Вернадского. Как один из организаторов, в период подготовки конференции я с умилением наблюдал, как в оргкомитет каждый день приходили совершенно разные во всем люди и начинали примерно одинаково: "Я к вам пришел, потому что только я один знаю, как сохранить цивилизацию!" Теперь, по прошествии конференции, я понял о, пожалуй, никак не ожидаемом изначально ее итоге. А он таков: каждый, посвятивший себя глобальным вопросам бытия, неосознанно нуждается в таких же, как он - в такой же широте ценностного спектра, в таком же ноосферном мировоззрении у его окружающих, как и у него. Он нуждается в них, как могущих обогатить его представления, наполнить жизнью его картину мира, просто оценить по достоинству. Он кричит о своей уникальности, чтобы обратить на себя внимание - чтобы донести до окружающих, что он нетривиален, что его заботы касаются всех. Мерность представлений каждого из участников конференции была увеличена во много раз! Каждый участвующий понял, что никто не намерен отбирать у него его "научный" хлеб, но готов с энтузиазмом делиться своими открытиями. Расходящийся же интеграл познания при единстве устремлений оказался ничем иным, как естественным проявлением безграничной свободы человеческой мысли. Стало очевидно, что наука, напрочь лишенная гуманистического аспекта, никак не может быть основой какой-либо идеологии и подавно - единой цивилизации, поскольку жестко ее детерминирует. Что при единстве целей отступают любые проблемы и находятся подчас невероятные решения. В этом смысле предсказуемым итогом конференции стала единогласная поддержка проекта Единой Ноосферной Духовно-экологической Конституции Человечества. Видные представители научных, творческих, религиозных, политических и эзотерических кругов сошлись в едином мнении о необходимости, наконец, поставить во главу угла развития цивилизации Человека, ее скромного автора. Конференция стала первым кирпичиком в фундаменте новой цивилизации, основанной на ноосферных принципах бытия. Помимо мировоззренческих парадигм, проектов будущего жизнеустройства, вопросов гомеостаза развития культуры, цивилизации и природы обсуждались и более конкретные темы, такие как альтернативная энергетика, экологическая реабилитация, политэкономическая оптимизация. По каждой их этих тем прозвучали поистине революционные доклады, доносящие яркие проблески будущей Ноосферной цивилизации. Забытый вызов времени По утверждению руководителей оргкомитета эта конференция была невозможна еще год и просто немыслима лет пять назад. Информационное преображение жизни человечества, сближение культур, мировая интеграция поистине перевела нашу жизнь в новое пространство, прервав размеренный ход тысячелетнего развития истории. Только подумайте - десятка два лет назад мы и мысли не допускали об альтернативном социалистическому пути развития. Десять лет спустя овладевшие нами капиталистические идеалы воспринимались на ура и стали великим освобождением. Сегодня мы готовы наблюдать гаснущие всполохи прежнего могущества столпов капитализма и это ничуть не вызывает в нас каких-либо противоречий. Мы видим, почему так происходит - у нас есть информация из первоисточника и ее не скрыть. До конференции у нас не было представлений о какой-либо альтернативе, об ином пути. Сейчас для участвовавших в конференции капиталистические ценности смело воспринимаются пережитком. И тому множество объективных причин, открывшихся нам в контексте новой картины мира, проявившиеся очертания которой стали всеобщим достижением на конференции. Развивая тему, необходимо отметить, что, пожалуй, впервые за всю историю капитализма была подвергнута сомнению незыблемость его предпосылок, самой его основы, неприкосновенность которой уже успела возвести его в ранг почти естественной, практически канонической формы существования человеческого общества. Охватывая взглядом всю широту представленных технологий, все высокотехнологичные порождения технократической цивилизации, пестуемой капиталистической формой хозяйствования, начинают восприниматься нелепыми сгустками людского невежества, лишь отягчающими человеческое бытие. Человеческую мысль не остановить и несмотря, а порой и вопреки тем условиям, в которых наша наука существует вместе со всеми, она ни сколь не меньше стремится проникнуть в сущностные глубины бытия, рождая удивительные по своей простоте открытия. В этом ряду и возобновляемые источники энергии с произвольным КПД, и технологии безотходной утилизации ядерных и любых других компонентов, и технологии принципиально иной системы связи, сходной с телепатической, и технологии восстановления и поддержания экологической чистоты любых географических объектов, и изобретения в области диагностики причинных биополевых структур человека, и технологии климатической корректировки, и ноосферная школа, и даже технология постановки певческого голоса для всех желающих и другие, не менее ошеломляющие. Нельзя не сказать, что их авторов отличает, прежде всего, потрясающая проницательность и интегративность мысли, ноосферность сознания. Собранные воедино, в одном месте, все эти достижения человеческой мысли определили условие, лишь соответствие которому формы будущего общественного устройства не вызовет деструктивного, разрушительного эффекта от их внедрения. Ведь как это ни странно звучит, для сложившегося в своей структуре общества все новое несет в себе угрозу разрушения и такова идеология современного общеустройства, строго направленного в прошлое, заинтересованного не в обновлении, но лишь в утопичном усовершенствовании старого. Слепо и самонадеянно развивающаяся лишь в незначительном количестве направлений, наша цивилизация все больше довольствовалась опорой лишь на таковые, неуклонно превращаясь в их беззащитного заложника перед свободным сознанием человека. На сегодня это привело к тому, что целые отрасли производства оказываются бессмысленными, а многие, если не все, нуждаются в тотальной реконструкции. Японцы уже замучились скупать и секретить наши изобретения, каждое из которых способно обрушить мировые рынки. Безнадежно разбухшая махина технократической цивилизации сегодня бескомпромиссно делит человечество на тех, для кого она стала нелепым препятствием в их жизни и деятельности и тех, на чьих жизнях она, собственно, и держится. Состоявшаяся конференция заставила по-иному взглянуть на характер современных угроз человечества. Была продемонстрирована неугасающая, величественная мощь человеческого интеллекта, избравшего путь ноосферных знаний и технологий. С очевидной ясностью стало понятно, что истинной угрозой человечества является его невежество, а также инертность, конформизм и неверие в самих себя. Что идеология конкуренции - это идеология человека, стремящегося остаться прежним. Что, реализовав хотя бы часть из представленных технологий, можно устроить капитализм всем желающим на произвольный срок, однако тогда он теряет свою привлекательность и несомненность. Ценностная ничтожность капитализма на сегодня по общему согласию была названа одной из главных проблем. Ведь конкуренция возможна лишь при близких начальных условиях для всех. Необходимым условием самой возможности конкурирования является наличие трудностей в достижении тех или иных целей, собственно, в успешности преодоления которых она и состоит. Сегодня стала очевидна подспудная, сокрытая заинтересованность капиталистического хозяйства в трудностях, поскольку они в условиях конкуренции - чистое сырье для будущего успеха. Ведь современный уровень знаний не только практически целиком разрешил все эти трудности, но и открыл более легкие и эффективные пути, чем теперь все более обрекает конкурирующих субъектов идти на сделку с собственной совестью и друг с другом, заключая корпоративный договор на искусственное поддержание трудностей и даже придумывание новых, чем противопоставляя себя наивному человечеству, не подозревающему о том, что будущее уже наступило. Сохраняющаяся безальтернативность капитализма на данной ступени развития человечества может стать для него фатальной, поскольку в его условиях реализовать вышеназванные технологии идентично его самоуничтожению вместе с человечеством и просто не будет допущено. Капитализм не рассчитан на разнородное общество, а его претензия на ценностное уравнивание, известное под процессом глобализации, явно свидетельствует о крушении его основы и исчерпании. Право на мечту Участники конференции не питали иллюзий относительно реалий сегодняшнего дня. Информационный водоворот, который человечество в последнее десятилетие прошлого века само создало и в котором оказалось, лишил нас права неприкосновенности наших иллюзий. Подчас остервенелая беспристрастность масс-медиа уничтожила возможность человека домысливать, мифологизировать неизвестное - его просто не стало. Чувства оказались ненужными - цинизм превратился в рефлексию. У человека исчезла свобода без страха быть одернутым хотя бы в воображении реализовывать свои добрые побуждения, стремления и надежды в этом, до того момента нетронутом, интимном поле неизвестного. Стараниями безоглядно стремящихся за дешевым рейтингом масс-медиа, человек вдруг узнал, "как все ужасно на самом деле". У него не осталось места для доброй мысли, светлой надежды, наивной мечты. Человек просто стал все знать. Он стал знать больше, чем может придумать, нафантазировать. У него не осталось места для маневра его мысли - он вдруг моментально оказался предсказуемым, банальным, бесчувственным. И навязчивым для самого себя, наперед знающего любой исход. Наряду с кризисом духовным, конец двадцатого века преподнес нам и кризис экологический. Он явился обратной стороной бурного развития технологий, в том числе - информационных, и в отличие от духовного, переживаемого каждым в отдельности, экологические изменения не просто видны для всех, они осязаемы. Аномалии в экологии и климате планеты становятся повсеместными. В Африке идет снег, тают вечные ледники, неизвестно откуда берущаяся вода заливает целые страны, температура бьет вековые рекорды не только по величине, но и по скорости изменения. Выделяя очередные суммы на ликвидацию спонтанных погодных аномалий, мэр Москвы уже помнит телефон Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |