![]() |
|
|
Шпоры по естествознаниюШпоры по естествознанию|Естествознание. Предмет |Науки о земле и космосе. |1.15 Третий этап | |изучения. предмет |Предмет изучения. |"новейшей" революции в | |естествознания - различные|Астрономия - наука о |естествознании. Началом | |формы движения материи в |строении и развитии |3-го этапа в | |природе: их материальные |космических тел, |естествознании было первое| |носители (субстраты), |образуемых ими систем и |овладение атомной энергией| |образующие лестницу |Вселенной в целом. |в результате открытия | |последовательных уровней |Геология - комплекс наук о|деления ядра (1930) и | |структурной организации |составе, строении и |последующих исследований, | |материи, их взаимосвязи, |истории развития земной |с которыми связано | |внутренняя структура и |коры и Земли. География - |зарождение | |генезис; основные формы |система естественных |электронно-вычислительных | |всякого бытия - |(физико-географических) и |машин и кибернетики. | |пространство и время; |общественных (экономико- и|Теперь в естествознании на| |закономерная связь явлений|социально-географических )|ряду с физикой лидирует | |природы как общего |наук, изучающих |биология, химия, а также | |характера, так и |географическую оболочку |науки, смежные с | |специфического характера. |Земли, природные, |естествознанием - | | |производственно-территориа|космонавтика, кибернетика.| | |льные и | | | |социально-территориальные | | | |комплексы и их компоненты.| | | | | | |1.2 Науки, относящиеся к |Взаимодействие |1.16 Три основных | |числу естественных. - |естественных наук. |современных направления в | |физика, химия, биология, |Взаимная связь отраслей |развитии естественных | |геология. |естествознания отражает |наук. В настоящее время | | |общий ход развития всей |изучение естественной | | |природы от более простых, |науки сконцентрировано на | | |низших ступеней и форм до |трех главных фронтах: 1) | | |наивысших и сложнейших. |изучение очень большого - | | |Раздвоение природы на |(занимается астрономия, | | |неживую и живую, которое |астрономы наблюдают все | | |зарождается в пределах |более отдаленные объекты и| | |химии (поскольку |пытаются составить | | |химические соединения |представление о том, как | | |дифференцируются на |выглядит населяемый нами | | |неорганические и |мир в макрокосмосе); 2) | | |органические) можно |изучение очень малого - | | |представить так: |(представляет собой мир | | |физика неорганичес..(путь|атомов. Мы сами и все | | |к неживой природе) |вокруг нас состоит из | | |химия органическая |атомов, для нас | | |(путь к живой природе) |представляет | | | |первостепенный интерес как| | | |мы сложены); 3) изучение | | | |очень сложного (эта | | | |область принадлежит | | | |биологии) | |Цели естествознания. Цели | | | |естествознания - двоякие: |1.10 Основные ступени |2.1 Корпускулярная и | |1) находить сущность |общего хода развития |континтуальная концепции в| |явлений природы, их законы|естествознания. Общий ход |описании природы. До 20-х | |и на этой основе |познания природы проходит |годов XX века физическая | |предвидеть или создавать |следующие основные |картина мира складывалась | |новые явления и 2) |ступени: 1) |из 2-х элементов - частиц | |раскрывать возможность |непосредственное |и полей. Частицы - | |использования на практике |созерцание природы как |маленькие комочки материи | |познанных законов, сил и |нерасчлененного целого; 2)|- корпускулы, движущиеся | |веществ природы. |анализ природы, |по законам классической | | |расчленение ее на части, |механики Ньютона. Каждая | | |выделение и изучение |из них имеет 3 степени | | |отдельных вещей и явлений,|свободы - ее положение в | | |поиски отдельных причин и |пространстве задается 3-мя| | |следствий; 3) воссоздание |координатами. Если | | |целостной картины на |зависимость координат от | | |основе уже познанных |времени известна, это дает| | |частностей путем |исчерпывающую информацию о| | |приведения в движение |движении частицы. | | |остановленного, оживление | | | |омертвленного, связывания | | | |изолированного раньше, | | | |т.е. на основе | | | |фактического соединения | | | |анализа с синтезом. | | |Методы исследования, |1.11 Подготовительные | | |используемые в |периоды (исторические) к |2.2 Механика Ньютона. | |естествознании. Методы |систематическому изучению |Область применимости. | |естествознания могут быть |природы. Первый |Механику (динамику), | |подразделены на группы: а)|подготовительный период - |основанную на законах | |общие методы, касающиеся |натурфилософский |Ньютона называют | |всего естествознания, |(зарождение элементов |ньютоновской или | |любого предмета природы, |будущего естествознания) -|классической механикой. | |любой науки; б) особенные |характерен для древности. |Как показал опыт она | |методы - специальные |Второй период |оказывается верной для | |методы, касающиеся не |характеризуется |очень широкого круга | |предмета естествознания в |господством схоластики и |явлений. С помощью законов| |целом, а лишь одной из его|теологии в Западной Европе|Ньютона рассчитывают | |сторон или же |и спорадическими |движение автомобилей и | |определенного приема |открытиями у арабо-язычных|самолетов, искусственных | |исследований: анализ, |народов. Период |спутников и космических | |синтез, индукция, |механического и |кораблей, жидкостей и | |дедукция; в) частные |метафизического |газов, электронов в | |методы - это методы, |естествознания. Период |кинескопе телевизора и | |действующие либо только в |открытия всеобщей связи и |т.д. | |пределах отдельной отрасли|утверждения эволюционных | | |естествознания, либо за |идей в естествознании | | |пределами той отрасли |характеризуется стихийным | | |естествознания, где они |проникновением диалектики | | |возникли. |в естествознании. Период | | | |"новейшей революции" | | | | | | |1.5 Физика. Предмет |1.12 Характеристика |2.3 Микро-, макро- и | |изучения. Физика - наука о|кризиса и революции в |мегамиры. В настоящее | |природе, изучающая |науке. В 1913-1921 гг. на |время изучение | |простейшие и вместе с тем |основе представлений об |естественной науки | |наиболее общие свойства |атомном ядре , электронах |сконцентрировано на трех | |материального мира. |и квантах Н. Бор создает |главных фронтах: 1) | |Вследствие этой общности |модель атома, разработка |изучение очень большого - | |физика и ее законы лежат в|которой ведется |(занимается астрономия, | |основе всего |соответственно |астрономы наблюдают все | |естествознания. |периодической системе Д.И.|более отдаленные объекты и| | |Менделеева. Это |пытаются составить | | |сопровождается нарушением |представление о том, как | | |прежних представлений о |выглядит населяемый нами | | |материи и ее строении, |мир в макрокосмосе); 2) | | |свойствах, формах движения|изучение очень малого - | | |и типах закономерностей, о|(представляет собой мир | | |пространстве и времени. |атомов. Мы сами и все | | |Это привело к кризису |вокруг нас состоит из | | |физики и всего |атомов, для нас | | |естествознания. |представляет | | | |первостепенный интерес как| | | |мы сложены); 3) изучение | | | |очень сложного (эта | | | |область принадлежит | | | |биологии). | | |1.13 Первый этап | | |1.6 Химия. Предмет |"новейшей" революции в |2.4 Элементарные частицы. | |изучения. - наука, |естествознании. В середине|Протон, нейтрон, позитрон.| |изучающая превращение |90-х годов XIX века |Атом состоит из мельчайших| |веществ, сопровождающиеся |началась новейшая |частиц, называемых | |изменением их состава или |революция в |элементарными частицами. | |строения. В современной |естествознании, главным |Протон - самая тяжелая | |химии отдельные ее |образом в физике, а также |элементарная частица, ядро| |области: неорганическая |в химии и биологии. В |атома водорода, заряжен | |химия, органическая химия,|1913-1921 гг. на основе |положительно. Нейтрон - | |физическая химия, |представлений об атомном |обладает почти такой же | |аналитическая химия, химия|ядре , электронах и |массой как протон, но | |полимеров стали в |квантах Н. Бор создает |электрически нейтральна, | |значительной степени |модель атома, разработка |входит в состав всех | |самостоятельными науками. |которой ведется |атомных ядер. Позитрон - | |На законах химии |соответственно |положительно заряженная | |базируются такие |периодической системе Д.И.|частица. ( обладающая | |технические науки, как |Менделеева. Это |такими же свойствами, что | |химическая технология, |сопровождается нарушением |и электрон).- античастица | |металлургия. |прежних представлений о |электрона. | | |материи и ее строении, | | | |свойствах, формах движения| | | |и типах закономерностей, о| | | |пространстве и времени. | | | |Это был I этап революции | | | |в физике и во всем | | | |естествознании. | | | | | | |1.7 Биология. Предмет |1.14 Второй этап |2.5 Взаимодействие | |изучения. - совокупность |"новейшей" революции в |элементарных частиц. В | |наук о живой природе - об |естествознании. - начался |физике называется | |огромном многообразии |в середине 20-х годов XX |воздействие тел или частиц| |вымерших и ныне населяющих|века в связи с созданием |друг на друга, приводящее | |Землю живых существ, их |квантовой механики и |к изменению состояния их | |строении и функциях, |сочетанием ее с теорией |движения. В механике | |происхождении, |относительности в общую |Ньютона действие тел друг | |распространении и |квантово-релятивистскую |на друга количественно | |развитии, связях друг с |концепцию. Происходит |характеризуется силой. | |другом и с неживой |дальнейшее бурное развитие|Более общей | |природой. |естествознания и в связи с|характеристикой | | |этим продолжается коренная|взаимодействия является | | |ломка старых понятий, |потенциальная энергия. | | |главным образом тех, |Взаимодействие | | |которые связаны со старой |электрически заряженных | | |классической картиной |тел осуществляется не | | |мира. |мгновенно, а лишь спустя | | | |конечное время. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |2.6 Типы фундаментальных |2.10 Волны де Бройля. |Принцип дополнительности. | |взаимодействий в природе. |Двуединое, |- был высказан М. Бором. | |В природе, по современным |корпускулярно-волновое |Из этого принципа следует,| |данным, имеется лишь 4 |представление о кванте |что получение | |типа взаимодействий (в |электромагнитного |экспериментальных данных | |порядке возрастания |излучения - фотона - было |об одних физических | |интенсивности): |распространено Луи де |величинах неизбежно | |гравитационные |Бройлем. В 1924 году Л. Де|связано с изменением таких| |взаимодействия, слабые |Бройль получил простую |данных о величинах, | |взаимодействия (отвечающие|зависимость, в которой |дополнительных к первым | |за распад элементарных |между собой связаны как |(координата и импульс | |частиц), электромагнитные |карпускулярные (энергия, |частицы) и лишь вся сумма | |взаимодействия, сильные |масса, скорость |исчерпывает информацию об | |взаимодействия |передвижения), так и |объекте. | |(обеспечивающие, в |волновые свойства материи.| | |частности, связь частиц в |Он показал, что любая | | |атомных ядрах). |движущаяся частица | | | |характеризуется | | | |определенной длиной волны,| | | |которая обратно | | | |пропорциональна массе и | | | |скорости перемещения | | | |частицы. При этом | | | |коэффициентом | | | |пропорциональности | | | |является постоянная | | | |Планка. | | | | | | |2.7 Концепция |2.11 Квантовая механика. |Принцип неопределенности. | |близкодействия. Согласно |Область применимости. |Вернер Гейзенберг | |этой концепции, |Квантовая механика |математически выразил | |взаимодействие между |(волновая механика), |принцип неопределенности. | |телами осуществляется |теория, устанавливающая |Оказалось, что не только | |посредством тех или иных |способ описания и законы |координату, но и импульс | |полей, непрерывно |движения микрочастиц в |частицы невозможно точно | |распределенных в |заданных внешних полях; |определить. Согласно этому| |пространстве. Так, |один из основных разделов |принципу, чем точнее | |всемирное тяготение |квантовой теории. |определяется | |осуществляется |Квантовая механика впервые|местонахождение данной | |гравитационным полем. |позволила описать |частицы, тем меньше | | |структуру атомов и понять |точности в определении ее | | |их спектры, установить |скорости и наоборот. | | |природу химических связей,| | | |объяснить периодическую | | | |систему элементов. Законы | | | |квантовой механики лежат в| | | |основе понимания | | | |большинства | | | |микроскопических явлений. | | | | | | |Концепция дальнодействия. |2.12 Основные принципы |2.15 Принцип суперпозиции.| |Взаимодействие между |квантовой механики. - |- это допущение, согласно | |телами может |принцип дополнительности, |которому результирующий | |осуществляться |принцип суперпозиции, |эффект представляет собой | |непосредственно через |принцип симметрии, принцип|сумму эффектов, вызываемых| |пустое пространство, |неопределенности. |каждым воздействующим | |которое не принимает | |явлением в отдельности. | |никакого участия в | |Принцип суперпозиции | |передаче взаимодействия, | |выполняется, когда | |при этом передача | |воздействующие явления не | |взаимодействия происходит | |влияют друг на друга. | |мгновенно. Так считалось, | | | |что перемещение Земли | | | |должно сразу приводить к | | | |изменению силы тяготения, | | | |действующей на Луну. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |2.9 Развитие |Законы сохранения. Закон |2.23 Энтропия. Принцип | |корпускулярно-континтуальн|сохранения энергии, Закон |возрастания энтропии. | Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |