Китай (China), гос-во в Центр, и Вост. Азии. История К., зафиксированная в письменных источниках, ведет свое начало от династии Шан, к-рая была основана в 16 в. до н.э. в долине р. Хуанхэ. В период правления династии Чжоу (Зап. Чжоу 11—8 вв., Вост. Чжоу 8—3 вв. до н.э.) кит. мыслители, в т.ч. Конфуций и Мэн-цзы, сформулировали идеи, к-рые легли в основу кит. миропонимания. Даосизм появился в 3 в. до н.э. Вокруг очага кит. культуры, возникшего в долине р. Хуанхэ, постепенно объединились все терр. региона. Начиная с династии Цин, в кит. об-ве утверждалась концепция централизованной империи, к-рая способствовала преодолению раздробленности и борьбе с династиями некит. происх. Первый император объединенного К. Шихуанди провел ряд важных реформ, в т.ч. ввел единую денежную систему, единую систему мер и весов и единое законодательство. Он унифицировал начертание иероглифов, к-рые обозначали не столько звуки, сколько понятия. Это способствовало объединению народа К., разобщенного географически и говорившего на разных диалектах. В период его правления были проложены новые дороги и, в целях обороны границ, Завершено стр-во Великой китайской стены. При Сильных правителях династии Хань и Тан терр. К. расширилась на 3. до Туркестана, а на Ю. — до Ан-нама. К. всегда оказывал влияние на соседей, особенно на Корею и Аннам. Вторгавшиеся на его терр. завоеватели, пришлые династии (напр., Юань), перенимали и усваивали кит. культурные традиции. Со 2 в. н.э. в К. распространяются идеи буддизма. Мировая цивилизация обязана этой стране мн. замечательными достижениями науки, технологии, культуры; Запад отставал от К. в технолог, отношении вплоть до конца правления династии Сун, империя к-рой была уничтожена монг. завоевателями. Установление власти монг. династии Юань сопровождалось разрушением городов и массовым истреблением населения. Экономика и культура пришли в упадок. Монг. вторжение сказалось на всех областях жизни, в т.ч. на образовании, высоко почитавшемся в К. с давних времен. Оно свелось к заучиванию конфуцианских классич. текстов, к-рые входили в экзамен, обязательный для дальнейшего продвижения по гражд. службе. Такое зазубривание было пагубным для развития интеллектуальной мысли. На протяжение всей истории Срединное царство, как называли свою страну китайцы, считалось во мн. отношениях выше др. стран (это мнение разделяли и философы эпохи Просвещения). Зап. страны стремились наладить отношения с династией Цин, но успеха почти не имели. В кон. 18 в. эта династия начала клониться к упадку, и К. все больше становился объектом экспансии европ. гос-в, завершившейся прямым вмешательством в его делав 19 в.
|