Контрреформация (Counter-Reformation), оживление "Римской католической церкви в период с сер. 16 в. до сер. 17 в. Своим возникновением К. обязана реформаторским движениям, к-рые не были связаны с протест. Реформацией, но постепенно все более отождествлялись с попытками «воспротивиться» ей и в рез-те, приняли такое назв. В К. выделяется три осн. церк. аспекта. Во-первых, реформирование папства, папы стали проявлять большую гибкость, нежели их предшественники, и провели нек-рые реформы центр, управления церковью. Во-вторых, учреждение новых религ. орденов, в частности ораторианцев, а в 1540 г. — «Общества Иисуса» (иезуитов), а также реформирование старых орденов, в т.ч. образование отд. от францисканцев ордена капуцинов. В-третьих, деятельность и постановления Тридентского собора (1545—63), к-рый заново определил и прояснил доктрину католицизма по большинству положений, вызывавших споры с протестантами, и провел важные морально-этические и дисциплинарные реформы внутри католич. церкви, в т.ч. по улучшению образования духовенства в спец. те-ологич. колледжах, наз. семинариями. Выдающимися деятелями К. были Игнатий Лойола (ок. 1491—1556), основатель «Общества Иисуса»; Карло Борромео, архиепископ Милана (1560—84), папа Пий V (1560—84), а также исп. мистики-кармелиты Тереза Авильская (1515—82) и св. Хуан де ла Крус (1542—91). Все это способствовало расцвету католич. духовности среди простого народа, а также усилению антипротест, умонастроений. Движение обрело полит, направленность благодаря его связям с католич. правителями, в особенности с Филиппом II Испанским, к-рый стремился восстановить рим. католицизм силой. Патовую ситуацию в борьбе католиков и протестантов надежно закрепил Вестфальский мир (1648), положивший конец Тридцатилетней войне и в известном смысле завершивший период Контрреформации.
|