ОКСФОРДСКАЯ  ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН И ДО 1800

Монастырь

Монастырь
Наглядное пособие

Монастырь (monastery), религ. сообщество монахов или монахинь, живущих в молитвах и труде по единым правилам (уставу), часто в уединенных и отдаленных местах. Монашество свойственно почти всем религиям. Будда (ок. 563 — ок. 483 до н.э.) основал монашескую общину «сангха» и составил правила поведения ее членов (соблюдаются и ныне), к-рые через миссионеров распространялись по всей Азии. Ессеи, члены иудейской мессианской секты (2 в. до н.э.), организовали общину у Мертвого моря. Оживление даосизма в Китае в 6 в., проповедующего личное спасение, дало толчок к созданию множества монастырей по буд. образцу. В 8 в. культовые элементы обеих религий и конфуцианства (Конфуций) часто заимствовались монахами без строгого отбора. В тот же период появились и много-числ. индуистские братства. У мусульман не было настоящих монашеских орг-ций, пока суфиты не создали в 12 в. два братства: рифайев и мавлевийев. Первые христ. М. возникли в Египте и Сирии как поселения отшельников в пустынной местности. Таким пустынником был, напр., св. Антоний. После того как Пахомий Великий (ок. 292 — ок. 346 гг.) основал в Та-венне (Египет) первое об-во монахов с четкими правилами, христ. М. быстро распространились в Вост. Европе; их внутр. распорядок регулировался «Уставом св. Василия» (ок. 330—79 гг.), особенно это касалось богослужений. М. Зап. Европы руководствовались «Уставом св. "Бенедикта», в к-ром определялся четкий порядок чередования молитв и труда. В 10 в. уже существовало неск. влиятельных монашеских орденов. Аббатство Клюни (осн. 909) в Бургундии (Франция) создало по всей Европе непосредственно ему подчинявшиеся «дочерние» М. с суровым уставом. М. цистерцианцев (орден основан в 1098 г.) в континентальной Европе и в Англии пользовались значит, автономией и получали прямые указания от настоятеля монастыря Цистерциум лишь на ежегодных соборах. Существовали также монашеские ордена картузианцев (1098), премонстрантов (1120) и гиль-бертинцев (1131).
М. являлись неотъемлемой частью жизни в Средние века как центры паломничества, приюта, лечения и образования. Мн. поэты и хронисты того времени были монахами; монастырские библиотеки собирали классич. тексты и древн. рукописи, знание к-рых было необходимо всякому образованному человеку. Внешний вид и убранство М. свидетельствовуют о строит, и архитектур, мастерстве и высоком уровне изобразительного иск-ва в Средние века. В 11 в. под влиянием бенедиктинцев внеш. облик и планировка М. стали более или менее стандартными.



Монастырь

Наглядное пособие