![]() |
|
|
Налогообложение ВЭДЕсли выясняется недействительность регистрационного номера покупателя по НДС или покупатель не может указать регистрационный номер, считается, что покупатель не зарегистрирован как плательщик НДС и не может быть освобожден от его уплаты. Данный факт означает обязанность продавца уплатить в шведский бюджет НДС со всего оборота товара, а данная сделка квалифицируется как продажа товара внутри страны (в том числе в квартальной отчетности). Для обоснованности возмещения НДС должны быть также представлены ГТД, транспортные документы и другие документы, подтверждающие поступление товара к покупателю, либо подтверждение или справка покупателя, если он сам вывез товар. При проверке экспорта товаров налоговыми органами (а в случае судебного разбирательства и шведскими судами) обращается внимание не только на то, подтверждают ли представленные документы факт экспорта и относятся ли документы к данным товарам, но и на оценку реальности представленных данных. При этом шведские судебные органы лояльны по отношению к национальным налоговым органам и рассматривают всю цепочку перепродавцов, в которой, по мнению налогового органа, присутствует факт мошенничества. При экспорте товаров шведские налогоплательщики обязаны сдавать квартальную отчетность, отражающую названные операции, а также те операции, в которых шведская сторона выступает в качестве перепродавца товара, покупатель и первоначальный продавец которого зарегистрированы в качестве плательщиков НДС соответственно в трех разных странах (например при перепродаже шведским лицом в Германию товара, приобретенного в Дании). В этом случае шведский налогоплательщик должен указать регистрационный номер по НДС немецкого лица и сумму, полученную от продажи товара, в качестве стоимости трехсторонней сделки. Данные по экспортным сделкам отражаются также и в налоговой декларации. Одним из действенных способов контроля НДС является электронная отчетность в Международной системе базы данных ЕС - "VIES", позволяющей отслеживать сделки налогоплательщиков внутри ЕС. Доступ к конфиденциальным данным этой международной системы имеют и налоговые органы Швеции посредством центрального офиса связи (CLO), с помощью которого осуществляется обмен контрольной информацией с другими странами ЕС, в которых имеются такие же офисы. В случае если шведский покупатель товаров, закупленных у иностранного продавца (в рамках стран ЕС) и оплативший их без НДС, не поставил НДС на вычет (учитывая, что в Швеции действует такой порядок, при котором импортируемые товары оплачиваются без НДС, но шведские покупатели должны указывать этот входной НДС в налоговой декларации, а затем ставить его к вычету, в результате чего происходит нулевая операция), то налоговые органы делают запрос в соответствующий Центральный офис связи о представлении необходимой информации по данной сделке (счета-фактуры, транспортные документы и др.). Использование шведскими налоговыми органами Международной системы базы данных ЕС - "VIES", отслеживающей в рамках ЕС сделки налогоплательщиков, существенно облегчает контроль за НДС в Швеции. Однако налоговые органы Швеции в своей работе используют не только систему "VIES", но и другие электронные источники информации, в том числе национальные базы данных. Налогообложение в странах Балтии[8]. Национальной валютой Эстонии является эстонская крона (ЕЕК). В соответствии с Законом о национальной кредитно-банковской и валютной системе свободная конвертируемость кроны ныне гарантируется Банком Эстонии (БЭ) на базе жесткой привязки эстонской кроны к валюте евро. Сделки, реализуемые в свободно конвертируемой валюте (СКВ), осуществляются уполномоченными КБ без малейших ограничений по суммам, видам валют и типам клиентов (валютных резидентов и валютных нерезидентов). Однако КБ имеют право устанавливать собственные котировки для плавающих курсов валют, используя дифференцированную систему межбанковских валютных курсов (Interbank Rates), а также различные курсы продавца и курсы покупателя, в том числе для физических лиц, используя фактически квазирыночный валютный курс (Q asi Market Rate). Согласно действующему Закону о Центральном банке Банк Эстонии выступает основным органом валютного контроля, в частности за принятием и реализацией постановлений в области валютного регулирования и контроля. Задачами же Министерства финансов Эстонии являются текущий контроль и мониторинг импорта и экспорта, а также лицензирование любых внутренних и международных операций с золотом (в любых его формах) по каждому отдельному контракту. Импортные операции и режим валютных платежей за импорт товаров и услуг в страну. Импорт обычно не подлежит количественным ограничениям, но требуются лицензии или специальные разрешения для ввоза в страну следующих видов товаров: табак; алкоголь; металлы соответствующего списка; драгоценные металлы, драгоценные камни и предметы, их включающие; медицинская продукция; оружие; взрывчатые вещества; радиооборудование; редкие виды растений, животных и охотничьи трофеи; продукция, связанная с деятельностью в области ветеринарии, производством продуктов питания, а также фитосанитарным контролем; средства защиты и удобрения растений; наркосодержащие медицинские препараты и психотропные средства; оборудование и средства аудиовизуальной записи; лотерейные билеты; стратегические товары соответствующего списка; радиоактивные материалы и источники радиоактивного излучения; моторизированные транспортные средства; строительный цемент; идентифицированные опасные продукты и отходы производства соответствующего списка. На табак, алкоголь, моторизированные транспортные средства, топливо и упаковочные материалы установлены обязательные акцизные сборы. До 1996 г. действовала импортная пошлина на пиво, замененная ныне внутренним акцизным сбором. Со стоимости импортных товаров взимаются также гербовый сбор и НДС в размере 18%, которым облагаются и аналогичные товары, произведенные внутри страны. Экспортные операции и порядок получения валютных поступлений от экспорта. Экспорт не подлежит количественным ограничениям, но в обязательном порядке требуются лицензии или специальные разрешения для вывоза следующих видов товаров: табак и табачная продукция; алкоголь; металлы соответствующего списка; драгоценные металлы, драгоценные камни и предметы, их включающие; медицинская продукция; оружие; взрывчатые вещества; редкие виды растений, животных и охотничьи трофеи; продукция, связанная с деятельностью в области ветеринарии, производства продуктов питания, а также с фитосанитарным контролем; наркосодержащие медицинские препараты и психотропные средства; стратегические товары соответствующего списка; радиоактивные материалы и источники радиоактивного излучения; моторизированные транспортные средства; идентифицированные опасные продукты и отходы производства соответствующего списка. Экспортные пошлины в размере 100% взимаются с экспортной стоимости предметов, имеющих культурно-историческую ценность. В дополнение к этому весь экспорт облагается гербовым сбором с целью последующей таможенной очистки. Предприятия не должны в обязательном порядке репатриировать валютную выручку, полученную ими от экспорта. Действующим законодательством не предусмотрена также ее последующая обязательная продажа государству (в полной сумме либо частично). Платежи и валютные поступления по невидимым статьям платежного баланса и текущие валютные трансферты. В Эстонии нет законодательной базы, при помощи которой контролировались бы валютные платежи по невидимым статьям платежного баланса. Экспорт и импорт национальных денежных знаков - эстонских крон не ограничен и не регулируется никакими нормативными актами. К началу 1996 г. импортное и экспортное налогообложение в целом было упорядочено согласно принципам и требованиям ВТО. Национальной валютой Латвии является латвийский лат (LVL). Требование о лицензировании импорта фактически не действует, за исключением случаев ввоза в страну таких товаров, как сахар, зерно, табак и табачная продукция, алкогольные напитки, черные и цветные металлы (по соответствующему списку). Лицензированию подвергается также ввоз в страну предметов, объективно представляющих потенциальную угрозу здоровью граждан либо безопасности страны. В их числе: пиротехнические материалы; вооружение и боеприпасы; боевые транспортные средства и готовая взрывчатка. Во всех остальных случаях лицензирование осуществляется, как правило, автоматически. Время обработки заявки на лицензирование товара составляет не более 10 рабочих дней от даты ее представления. Взимаемая плата покрывает исключительно расходы на обработку заявки. С 1 декабря 1994 г. вступил в действие новый Закон о таможенных пошлинах. В соответствии с этим Законом большая часть специальных пошлин заменена адвалорными пошлинами, а базисная ставка импортного тарифа определена на едином уровне 20% (15% для стран, с которыми у Латвии установлен режим наибольшего благоприятствования). С 1995 г. 39% совокупного импорта (за исключением сельскохозяйственной продукции) Латвии облагалось пошлиной по ставке, применяемой для стран, с которыми у Латвии установлен режим наибольшего благоприятствования, - 15% либо ниже. Еще 57% совокупного латвийского импорта облагалось по более низкой ставке в силу действия у Латвии договоров о свободной торговле с некоторыми странами. В результате лишь 4% совокупного импорта облагалось по базисной ставке (20%) или ниже. Шесть видов ввозимой сельскохозяйственной продукции облагаются пошлиной по ставке 55%. Большая же часть видов сырья и запасных частей облагаются импортной пошлиной по ставке всего лишь в 1% (0,5% для стран, с которыми у Латвии действует режим наибольшего благоприятствования). Некоторые виды конечной продукции полностью освобождены от импортных пошлин, а отдельные товары, например, фрукты, орехи, кофе, чай облагаются по пониженной ставке в размере 1% (0,5% для стран, с которыми у Латвии действует режим наибольшего благоприятствования). В соответствии с упомянутым Законом постоянно применяются 13 специальных пошлин: на семена; корм для животных; некоторые виды злаков; муку; хлебобулочные изделия; сахар; некоторые виды кондитерских изделий, включая шоколад; алкоголь; сигареты и автомобили. Средняя величина ставок пошлин на несельскохозяйственную продукцию - 4,5%, при том, что обычная средняя ставка пошлины составляет порядка 1%. Средняя ставка пошлин на сельскохозяйственную продукции в Латвии - 19,5%, а для стран с режимом наибольшего благоприятствования - 15,7%. В Латвии не установлены экспортные квоты. Экспортные пошлины применяются к экспортным поставкам металлолома, некоторых пород древесины и изделий лесной промышленности, печатной продукции и произведений искусства. Экспортная выручка не подлежит обязательной репатриации в страну или продаже на валютной бирже либо внутреннем валютном рынке Латвии. Национальной валютой Литвы является литовский лит (LTL). С 1 апреля 1994 г. валютная котировка лита жестко привязана к доллару США на уровне 1 USD = 4 LTL. Импорт не подлежит количественным ограничениям и лицензированию, за исключением случаев импорта товаров, которые могут представлять потенциальную опасность здоровью граждан или безопасности страны. Например, импорт в Литву некоторых видов мясной продукции (птица и рыба) подлежит обязательному лицензированию. По отдельным видам ввозимой сельскохозяйственной продукции и алкогольных напитков взимаются дифференцированные адвалорные пошлины, размер которых устанавливается в зависимости от объемов импорта данной продукции. Отдельные количественные ограничения на ввоз товаров в страну используются для контроля за торговлей товарами стратегического характера и технологиями, а также в целях защиты культурного наследия страны. Алкогольные напитки и табак могут ввозиться исключительно уполномоченными импортерами, имеющими государственную регистрацию, но в таких случаях размер импорта не ограничивается. В Литве внедрена и применяется трехуровневая система таможенных тарифов: 1) стандартная ставка используется при торговле со странами, в отношении которых действует режим наибольшего благоприятствования; 2) преференциальная ставка используется в отношении стран, с которыми Литва заключила договор о взаимной торговле; 3) автономная ставка применяется в отношении прочих стран. Эта ставка превышает стандартную ставку, как правило, на 5-10%. С 28 февраля 1995 г. одна из названных ставок установлена практически по каждому наименованию продуктов, присутствующих в товарообороте страны. Кроме того, ряд специальных товарных позиций (товарных групп) стали объектами обложения адвалорными пошлинами. В случае импорта алкоголя, сахара, табака и подержанных автомобилей помимо упомянутых пошлин взимаются дополнительные специальные пошлины. Поскольку адвалорные эквиваленты этих специальных пошлин в настоящее время невелики и фактически предназначены для предотвращения попыток искусственного занижения стоимости товара по счету-фактуре (инвойсу), правительство Литвы намеревается постепенно упразднить систему специальных пошлин, одновременно совершенствуя процедуру оценки таможенной стоимости товара и структуру таможенных пошлин. Пошлины с импорта взимаются в основном по ставке 20% или ниже. Однако ставка по отдельным видам импортируемой сельскохозяйственной продукции может доходить до 87%. В среднем, пошлины по импорту остаются на достаточно низком уровне по сравнению с принятыми в международной практике. Кроме прочего, существует единый (статистический) налог с неизменной ставкой 0,01%, который взимается как с импорта, так и с экспорта исключительно в целях сбора статистической информации о реальном состоянии внешней торговли страны. Количественные ограничения экспорта в стране ныне практически полностью устранены. Репатриация полученной от экспорта валютной выручки и обязательная ее продажа государству законом не предусмотрены. Лицензируется лишь экспорт стратегического характера товаров и технологий. Глава 2. Анализ современной системы налогообложения ВЭД РФ 2.1. Налогообложение экспортных операций Участниками сделок по купле-продаже экспортных товаров являются, с одной стороны, продавцы - российские юридические лица, с другой стороны, покупатели - иностранные юридические лица, которые учреждены в иностранном государстве и находятся за пределами Российской Федерации. Основные показатели российской внешней торговли представлены в графике 2. График 2. Структура российского импорта и экспорта в 2001 году, а также динамика внешней торговли в 1999-2001 гг. представлена в приложении 2. Когда продавец и покупатель находятся в различных государствах, правовое содержание контрактов обычно регулируется нормами Конвенции ООН о международных договорах купли-продажи, подписанной в Вене 11 апреля 1980 года. В соответствии с Конвенцией, по международному договору купли-продажи продавец обязуется передать товар в определенном сторонами месте (как правило, международному перевозчику), а покупатель обязуется принять поставку и оплатить стоимость товара. Традиционно советская доктрина понимала под внешнеторговыми «сделки, в которых хотя бы одна из сторон является иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом и содержанием которых являются операции по ввозу из-за границы или вывозу товаров за границу либо какие-нибудь подсобные операции, связанные с вывозом или ввозом товаров».[9] В качестве экспортеров могут выступать организации-производители, поставляющие собственную продукцию, а также торговые фирмы, реализующие закупленные товары. На практике многие экспортные контракты строятся на основе унифицированных норм, которые содержат базисные условия поставок - Международных правил толкования торговых терминов Инкотермс. Часто указанный в контракте момент перехода права собственности от продавца к покупателю не совпадает с моментом перехода риска случайной гибели. В результате могут возникнуть разногласия по вопросам налогообложения реализации экспортных товаров и полученных финансовых результатов. Если договором не определен момент перехода права собственности от продавца к покупателю, то им, по умолчанию, является момент исполнения продавцом своего обязательства по поставке товара, который в свою очередь можно определять в соответствии с положениями Инкотермс. В таблице 6 приведены четыре основных условия поставки, определяемые Инкотермс: Таблица 6. Основные условия поставки, определяемые Инкотермс. ——————————————————————————————————————————————————————————————————————— | Группа | Условия | Момент перехода права собственности | | | поставки | | |—————————————————|———————————————|—————————————————————————————————————| | Е - отгрузка | EXW |Право собственности переходит на| | | |складе продавца | |—————————————————|———————————————|—————————————————————————————————————| | F - основные | FCA |Продавец передает товар, прошедший| | перевозки не | FOB |таможенную очистку, перевозчику в| | оплачены | FAS |обусловленном месте, то есть несет| | | |расходы до этого места (право| | | |собственности переходит в момент| | | |сдачи товара перевозчику) | |—————————————————|———————————————|—————————————————————————————————————| | С - основные | CFR |Продавец оплачивает дополнительно или| | перевозки | CIF |только доставку до определенного| | оплачены | CPT |пункта, или доставку и страхование| | | CIP |(право собственности переходит в| | | |момент сдачи товара перевозчику) | |—————————————————|———————————————|—————————————————————————————————————| | D - прибытие | DAF |Оплата доставки и при договоренности| | | DDU |таможенной пошлины (право| | | DDP |собственности переходит в месте| | | DES |назначения, а в исключительных| | | DEQ |случаях - после оплаты| | | |соответствующих таможенных пошлин) | ——————————————————————————————————————————————————————————————————————— В Российской Федерации реализация товаров на экспорт освобождается от уплаты НДС и акцизов. Причем применение этих норм разрешается только собственникам экспортных товаров. Учет приобретения и реализации экспортных товаров ведется на основании следующих первичных документов: 1) договор купли-продажи (поставки), оказания услуг, накладные, акты, счета-фактуры, свидетельствующие о приобретении сырья, работ, услуг для производства экспортных товаров или свидетельствующие о приобретении готовых товаров для реализации на экспорт; 2) договор купли-продажи с иностранным покупателем; 3) счет-фактура российского продавца; 4) ГТД; 5) транспортные накладные, свидетельствующие о передаче товара перевозчику (международные авиа-, авто-, железнодорожные накладные, коносамент). Предприятия-производители, являясь собственниками экспортируемой продукции, обычно сами ее отгружают иностранным покупателям. Поэтому в транспортных накладных они указываются как отправители. Иная ситуация складывается с торговыми организациями. Они приобретают товары у производителей по договору купли-продажи, но сами редко отгружают товар иностранным покупателям. Обычно товары грузятся непосредственно с завода-производителя. При этом во внешнеторговом контракте может быть указано, что грузоотправителем является завод-производитель. Затем в бухгалтерии торговой организации оформляют накладную с подписями материально ответственных лиц о передаче товара от завода к торговой фирме, хотя фактически товары не передаются, а отгружаются иностранному покупателю. Кроме этого, в бухгалтерию направляются внешнеторговый контракт, ГТД и транспортные документы. Из этих документов видно, что товар отгружался непосредственно с завода-производителя (указан завод-производитель в качестве отправителя или место отправления - место нахождения завода или его склада). Необходимо отметить, что и счет-фактура типовой формы, утвержденной постановлением Правительства РФ N 914, не является основанием для оприходования товаров, то есть не может свидетельствовать о переходе права собственности на товары. Счет-фактура в данном случае служит для оплаты поступивших товаров. Это подтверждается и пунктом 2.1.2 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Роскомторга от 19 июля 1996 г. N 1-794/32-5. Кроме того, счет-фактура составляется не только по договору поставки (купли-продажи), но и при заключении договора комиссии. Так, комитент, передавая посреднику товар на реализацию, обязан составить и вручить счет-фактуру комиссионеру. Следовательно, несмотря на то, что стороны заключили договор поставки (купли-продажи), из сути представленных документов вытекает, что фактически товар от завода-производителя торговой фирме не передавался. Это, в свою очередь, дает основание рассматривать совершенную сделку как договор комиссии на реализацию товаров. Согласно договору комиссии завод выступает как комитент, отгружающий товары, а торговая фирма - как посредник, участвующий в расчетах. Следовательно, возмещение НДС торговой организацией можно признать необоснованным, так как она не является собственником товаров. Во избежание такой ситуации для подтверждения перехода права собственности на закупленные товары торговой фирме следовало оформлять не накладные, а отгрузочные разнарядки. Согласно статье 509 Гражданского кодекса, договор поставки (купли-продажи) может предусматривать право покупателя давать поставщику указания об отгрузке товаров получателям, указанным в отгрузочной разнарядке. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |