![]() |
|
|
Оффшорный сбор в Республике БеларусьОффшорный сбор не взимается также с банков и небанковских кредитно-финансовых организаций при осуществлении ими от своего имени банковских операций в соответствии с договорами, заключенными данными банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями с нерезидентами Республики Беларусь, зарегистрированными в оффшорных зонах или имеющими счета в этих зонах, и в иных случаях по решению Президента Республики Беларусь [9]. Понятие «банковские операции» ясно рассмотрены в статье 14 Банковского кодекса Республики Беларусь, к ним относятся [5]: - привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты); - размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности; - открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; - открытие и ведение счетов в драгоценных металлах; - осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов; - валютно-обменные операции; - купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь; - привлечение и размещение драгоценных металлов и драгоценных камней во вклады (депозиты); - выдача банковских гарантий; - доверительное управление денежными средствами, драгоценными металлами и драгоценными камнями; - инкассация денежной наличности, валютных и других ценностей, а также платежных документов (платежных инструкций); - хранение драгоценных металлов и драгоценных камней; - выпуск в обращение банковских пластиковых карточек; - финансирование под уступку денежного требования (факторинг); - предоставление физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей (денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней и др.). Самая интересная особенность касается применения льготы по уплате оффшорного сбора в отношении платежей, связанных с возвратом резидентом Республики Беларусь займов и кредитов. Особенностью данных платежей состоит в том, что денежные средства по договору займа резидента Республики Беларусь с нерезидентом, зарегистрированным в оффшорной зоне, направляются последним другому нерезиденту в счет оплаты обязательств резидента перед ним по договору купли-продажи (выполнению работ, оказанию услуг) минуя расчетный счет резидента [15, с.10]. Позиция Министерства по налогам и сборам состоит в следующем. Основным условием применения заемщиком (кредитополучателем) вышеуказанной льготы является получение им денежных средств, а документом, подтверждающим их фактическое получение, в данном случае будет являться выписка по счету заемщика (кредитополучателя). Положения Указа Президента Республики Беларусь от 12.03.2003г. № 104 «Об оффшорном сборе» и Инструкции о порядке исчисления и уплаты оффшорного сбора, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.03.2003г. № 34 не содержат нормы о необходимости поступления средств в виде кредитов и займов, предоставленных нерезидентами, зарегистрированными в оффшорных зонах, на счет резидента-заемщика для получения им льготы по оффшорному сбору при их возврате. То есть получение займа от нерезидента, на юридическом языке, вовсе не означает зачисление денежных средств займа на счет заемщика. Для подтверждения данной позиции уместно обратиться еще и к гражданскому законодательству, которым ко всему прочему регулируются кредитные и заемные операции [15, с.10]. Так, в соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса Республики Беларусь одним из объектов гражданских прав являются вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. Следовательно, согласно Гражданского кодекса Республики Беларусь деньги – это те же вещи [4]. Также согласно ст. 760 Гражданского кодекса Республики Беларусь по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей такого же рода и качества [4]. Договор займа считается заключенным с момента пе6репдачи денег или других вещей. Согласно ст. 225 Гражданского кодекса Республики Беларусь передачей признается врученные вещи приобретателю, а также считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица. То есть заем может быть получен как непосредственно заемщиком, так и третьей стороной, если в договоре либо в другом письменном извещении такая сторона указана заемщиком [4]. Следовательно, в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь заем, как и кредит, в том числе от нерезидента, зарегистрированного в оффшорной зоне, может быть получен и использован резидентом-заемщиком без поступления на его счет. В деловой практике белорусских предприятий и фирм подобные операции встречаются довольно часто, поскольку, как правило, такие займы направляются на оплату товаров, работ и услуг, импортируемых на территорию Республики Беларусь, что в значительной мере упрощает схему исполнения обязательств по тем или иным договорам и сокращает время расчетов. Однако, если позиция в отношении поступления денежных средств по договору займа на счета заемщиков как обязательного условия применения льготы по оффшорному сбору будет применяться к субъектам, использующие упомянутые схемы взаиморасчетов, то могут быть искусственно созданы неравные условия в отношении резидентов, получающих займы от нерезидентов, зарегистрированных в оффшорных зонах, в отличие от резидентов, заимодавцами которых выступают иные нерезиденты. А меду тем удельный вес займов, полученных от нерезидентов, зарегистрированных в оффшорных зонах, в их общем числе довольно внушительны, чтобы не принимать его во внимание [15, с,11]. Таким образом, тот факт, что резидент вправе осуществлять возврат займов (кредитов), в том числе предоставленных ему без зачисления на его счет, нерезидентам, зарегистрированным в оффшорных зонах, без уплаты оффшорного сбора предоставляется вполне очевидным. В соответствии с пунктом 1.2. Указа Президента Республики Беларусь от 12.03.2003г. № 104 «Об оффшорном сборе» перечень оффшорных зон - государств (территорий), в которых действует льготный налоговый режим и (или) не предусматривается раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях, утверждается Национальным банком [2]. Так, постановлением Национального Банка Республики Беларусь от 18.04.2002 № 75 «Об утверждении инструкции по представлению банками информации о некоторых валютных операциях» определен список государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим и не предусматривающих раскрытие и представление информации о текущих операциях и операциях, связанных с движением капитала (оффшорные зоны) [11]: 1. Княжество Андорра; 2. Антигуа и Барбуда; 3. Содружество Багамских Островов; 4. Барбадос; 5. Государство Бахрейн; 6. Белиз; 7. Государство Бруней-Даруссалам; 8. Государство Вануату; 9. Зависимые от Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии территории: Ангилья Бермудские острова Британские Виргинские острова Монтсеррат Гибралтар Британские территории в Индийском океане (острова Чагос) Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова Теркс и Кайкос острова Кайман (Каймановы острова); 10. Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии: Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк) о. Мэн; 11. Гренада; 12. Республика Джибути; 13. Доминиканская Республика; 14. Ирландия (Дублин, Шеннон); 15. Республика Кипр; 16. Китайская Народная Республика: Гонконг (Сянган) Макао (Аомынь); 17. Республика Коста-Рика; 18. Острова Кука (Новая Зеландия); 19. Республика Либерия; 20. Ливанская Республика; 21. Княжество Лихтенштейн; 22. Великое Герцогство Люксембург; 23. Республика Маврикий; 24. Малайзия (о. Лабуан); 25. Мальдивская Республика; 26. Республика Мальта; 27. Республика Маршалловы Острова; 28. Республика Науру; 29. Нидерландские Антильские острова; 30. Ниуэ (Новая Зеландия); 31. Объединенные Арабские Эмираты (Дубай); 32. Республика Панама; 33. Португальская Республика: о. Мадейра 34. Независимое Государство Самоа; 35. Республика Сейшельские Острова; 36. Федерация Сент-Китс и Невис; 37. Сент-Люсия; 38. Сент-Винсент и Гренадины; 39. США: Виргинские острова, США Содружество Пуэрто-Рико штат Вайоминг штат Делавэр; 40. Королевство Тонга; 41. Суверенная Демократическая Республика Фиджи; 42. Французская Республика: о. Кергелен Французская Полинезия; 43. Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка; 44. Швейцарская Конфедерация: кантон Во кантон Женева кантон Нешатель кантон Фрибург кантон Цуг; 45. Ямайка; 46. Центр международного бизнеса "Ингушетия", г.Назрань; 47. Республика Черногория. Оффшорный сбор исчисляется и уплачивается резидентами Республики Беларусь в иностранной валюте, в которой осуществляется платеж, или в белорусских рублях по курсу Национального банка Республики Беларусь по ставке 15 процентов [2]: - от перечисляемых нерезиденту Республики Беларусь, зарегистрированному в оффшорной зоне, или иному лицу по обязательству перед этим нерезидентом сумм денежных средств или от сумм, перечисляемых на открытые в этих зонах счета, на дату их перечисления; - при неденежной форме исполнения обязательств в соответствии с законодательством перед нерезидентом Республики Беларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне, исходя из цены договора на дату исполнения этих обязательств резидентами Республики Беларусь. Если обязательство перед нерезидентом Республики Беларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне, исполняется поэтапно, оффшорный сбор уплачивается исходя из объема исполненного резидентом Республики Беларусь обязательства; - при переходе в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательствах, сторонами которых выступают резидент Республики Беларусь и нерезидент Республики Беларусь, зарегистрированный в оффшорной зоне, исходя из цены договора на дату перемены лиц в обязательствах, предусмотренных этим договором. Оффшорный сбор уплачивается исходя из переданного объема имущественных прав и (или) обязанностей. Перемена лиц в обязательстве рассмотрена в Гражданском кодексе Республики Беларусь. Пунктом 1 статьи 353 определены основания и порядок перехода прав кредитора к другому лицу: право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании акта законодательства [4]. Кроме того, пунктом 1. статьи 362 предусмотрена перемена лиц в обязательстве путем перевода долга [4]. При перечислении денежных средств оффшорный сбор уплачивается до перечисления соответствующих денежных средств [9]. Банки и небанковские кредитно-финансовые организации осуществляют перевод денежных средств, с которых взимается оффшорный сбор, только после уплаты резидентами Республики Беларусь данного сбора [9]. Основанием для осуществления перевода указанных средств является платежное поручение с отметкой банка или небанковской кредитно-финансовой организации о перечислении оффшорного сбора в бюджет. На платежном поручении на перечисление денежных средств, с которых взимается оффшорный сбор, указываются номер и дата платежного поручения, по которому оффшорный сбор был перечислен в бюджет. При неденежной форме исполнения обязательств или переходе в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательствах оффшорный сбор уплачивается не позднее дня, следующего за днем исполнения обязательств или перемены лиц в обязательствах [9]. В случае, если резидент Республики Беларусь - должник не извещен на день перемены лиц в обязательствах о переходе к другому лицу прав кредитора, оффшорный сбор должен быть уплачен не позднее дня, следующего за днем, когда должник был письменно уведомлен о состоявшемся переходе прав, с учетом курса валюты на дату уведомления. При прекращении обязательств зачетом встречных однородных требований оффшорный сбор уплачивается не позднее дня, следующего за днем проведения зачета, с учетом курса валюты на дату зачета [9]. Плательщики оффшорного сбора ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют налоговым органам по месту регистрации в качестве налогоплательщика расчет оффшорного сбора по форме согласно приложению 1 и справку о льготах по оффшорному сбору по форме согласно приложению 2. Оффшорный сбор уплачивается в республиканский бюджет и относится на финансовые результаты деятельности резидентов Республики Беларусь. Оффшорный сбор, уплачиваемый в иностранной валюте, перечисляется на валютный счет Министерства финансов Республики Беларусь, а уплачиваемый в белорусских рублях - на транзитные счета инспекций Министерства по налогам и сборам [9]. В случае неуплаты или несвоевременной уплаты оффшорного сбора в бюджет с плательщика взыскивается неуплаченная сумма оффшорного сбора пеня. Пеня взыскивается за каждый календарный день просрочки платежа включая день уплаты (взыскания), в процентах от неуплаченных сумм сбора в размере равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день исполнения налогового обязательства [3]; Кроме того, Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь предусмотрен штраф, налагающийся на юридическое лицо в размере пятнадцати процентов от суммы перечисленных денежных средств. Данный штраф может быть применим только при вынесении постановления государственным органом о наложении административного взыскания и с составлением соответствующего протокола об административном правонарушении [6]. Кроме того, в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь № 3 от 25.01.2001 «Об утверждении Правил применения Национальным банком мер воздействия к банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям» в таком же размере штраф может взыскать Национальный банк Республики Беларусь [10]. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12.03.2003г. № 104 «Об оффшорном сборе» осуществление банком перевода денежных средств на счета нерезидентов Республики Беларусь, с которых взимается оффшорный сбор, до уплаты данного сбора юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями - резидентами Республики Беларусь влечет наложение штрафа на банк, осуществивший такой перевод, в размере 15 процентов от перечисленной суммы денежных средств. Данный штраф уплачивается или взыскивается в республиканский бюджет в иностранной валюте или в белорусских рублях по курсу Национального банка на день его уплаты или взыскания [2]. Кроме того, Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь предусмотрен штраф, налагающийся на банк в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин [6]. При применении экономических санкций за неуплату или неполную уплату оффшорного сбора, нарушении установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) по оффшорному сбору, а также при начислении пени и взыскании оффшорного сбора его сумма исчисляется в белорусских рублях по курсу Национального банка на 20 число месяца, следующего за отчетным [9]. 2. ПРИМЕР РАСЧЕТА ОФФШОРНОГО СБОРА При исчислении оффшорного сбора следует руководствоваться Указом Президента Республики Беларусь от 12.03.2003г. № 104 «Об оффшорном сборе» и Инструкцией о порядке исчисления и уплаты оффшорного сбора, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.03.2003г. № 34 [9]. Обратимся к Инструкции о порядке исчисления и уплаты оффшорного сбора [9]. Абзац 4 п. 5.1.: оффшорный сбор не взимается при перечислении денежных средств за товары, ввезенные на территорию Республики Беларусь до 1 апреля 2003г. Пример 1. Товар ввезен на территорию Республики Беларусь 20 марта 2003г. Оплата нерезиденту Республики Беларусь, зарегистрированному в оффшорной зоне, производится 5 апреля 2003г. Вопрос: Будет ли уплачиваться оффшорный сбор. Ответ: В данном случае оффшорный сбор не взимается. Если товар будет ввезен 1 апреля 2003г. или позже, то оффшорный сбор будет уплачиваться. Абзац 5 п. 5.1. : оффшорный сбор не взимается при перечислении денежных средств за работы (услуги), выполненные (оказанные) до 1 апреля 2003г., с которых не взимался оффшорный сбор (при наличии подтверждающих документов). Пример 2. За оказанные 12 марта 2003г. услуги по хранению имущества резидент Республики Беларусь перечисляет 10 апреля 2003г. денежные средства на счет, открытый в оффшорной зоне. Вопрос: Будет ли уплачиваться оффшорный сбор. Ответ: В данном случае оффшорный сбор не взимается. Если данные и другие услуги будут оказываться 1 апреля 2003г. или позже, то оффшорный сбор будет уплачиваться. Абзац 2 пункта 1.6.: оффшорный сбор уплачивается от перечисляемых нерезидентам Республики Беларусь, зарегистрированным о оффшорных зонах, сумм денежных средств или от сумм, перечисляемых на открытые в этих зонах счета, на дату их перечисления. Если обязательство перед нерезидентом Республики Беларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне, исполняется поэтапно, оффшорный сбор уплачивается исходя из объема исполненного резидентом Республики Беларусь обязательства. Пример 3. Резидент Республики Беларусь имеет перед нерезидентом Республики Беларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне, обязательства за поставленный товар на сумму 10 000 долл. США, или 20 млн.руб. (по условному курсу 2000 руб. за 1 долл. США на дату возникновения обязательств). При перечислении денежных средств резидент уплатит оффшорный сбор: 10 000 долл. х 15% = 1500 долл. США либо 20 млн. руб. х 15% = 3 млн. руб. В случае если к моменту перечисления денежных средств курс доллара изменится (к примеру увеличится до 2170 руб. за 1 доллар США) при уплате оффшорного сбора в белорусских рублях резиденту Республики Беларусь придется заплатить 3255 тыс.руб.: 10 000 долл. х 2170 руб. х 15 % = 3255 тыс. руб. [Приложение 1]. Абзац 3 пункта 6.: оффшорный сбор уплачивается при неденежной форме исполнения обязательств в соответствии с законодательством перед нерезидентами Республики Беларусь, зарегистрированными в оффшорных зонах, исходя из цены договора на дату исполнения этих обязательств резидентами Республики Беларусь. Если обязательство перед нерезидентом Республики Беларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне, исполняется поэтапно, оффшорный сбор уплачивается исходя из объема исполненного резидентом Республики Беларусь обязательства Пример 4. Резидент Республики Беларусь заключил бартерный договор с нерезидентом Республики Беларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне, на сумму 20 000 долл. США. При неденежной форме исполнения обязательств оффшорный сбор будет начисляться исходя из цены договора на дату исполнения этих обязательств резидентом Республики Беларусь, т.е. на дату отгрузки резидентом Республики Беларусь товара в пользу нерезидента Республики Беларусь. Оффшорный сбор составит 20 000 долл. х 15% = 3000 долл.США В случае, если к моменту отгрузки товара курс доллара составит 2170 руб., при уплате оффшорного сбора в белорусских рублях резиденту Республики Беларусь придется заплатит 6510 тыс.руб.: 20 000 долл. х 2170 руб. х 15% = 6510 тыс.руб. [Приложение 1]. Абзац 3 п. 6.: оффшорный сбор уплачивается при переходе в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательствах, сторонами которых выступают резидент Республики Беларусь и нерезидент Республики Беларусь, зарегистрированный в оффшорной зоне, исходя из цены договора на дату перемены лиц в обязательствах, предусмотренных этим договором. Оффшорный сбор уплачивается исходя из переданного объема имущественных прав и (или) обязанностей. Пример 5. Резидент Республики Беларусь заключил договор с нерезидентом Республики Беларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне, на приобретение товара на сумму 5000 долл. США. Нерезидент Республики Беларусь, зарегистрированный в оффшорной зоне, поставил товар в указанный договором срок. После этого был заключен договор, по которому право требовать долг было передано третьему лицу (договор уступки требования). В данном случае оффшорный сбор будет исчисляться исходя из цены договора на дату перемены лиц в обязательствах, предусмотренных этим договором, т.е. на дату заключения договора уступки требования. Оффшорный сбор составит: 5000 долл. х 15% = 750 долл.США В случае если к этому моменту курс доллара составит 2170 руб., при уплате оффшорного сбора в белорусских рублях резиденту Республики Беларусь придется заплатить 1627,5 тыс.руб.: 5 000 долл. х 2170 руб. х 15% = 1627,5 тыс.руб. [Приложение 1]. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Оффшорные зоны обычно создаются на изолированных участках. Они привлекательны для клиентов щадящим налоговым режимом. Кроме того, в оффшорных зонах отсутствуют валютные ограничения, таможенные пошлины для инвесторов и пр. Появление оффшорных зон в мире само продиктовало необходимость введения такого сбора и невозможность существования и нормального функционирования государства и субъектов экономических отношений без такого налога, который бы содействовал не только пополнению бюджета страны, но и возможности легализации доходов компаний, перечисляющих денежные средства в оффшорные зоны. Оффшорный сбор является частью налоговой системы Республики Беларусь. В белорусском законодательстве он появился не так давно и явился тем рычагом воздействия на работу отечественных предприятий, которые сотрудничают с оффшорными компаниями. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |