реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Приемы и средства личностно-ориентированного обучения иностранному языку в средней школе

Учитель приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль - роль организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется значительно больше возможностей дифференцировать процесс обучения, использовать возможности межличностной коммуникации учащихся в процессе их совместной деятельности для совершенствования речевых умений. Важно и другое. В современном образовании все больше акцент делается на работу с информацией. Ученикам становится все более важно уметь самостоятельно добывать дополнительный материал, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы. Работа с информацией на иностранном языке, особенно, если учесть возможности, которые открывает глобальная сеть Интернет, становится весьма актуальной. Это общеучебные интеллектуальные умения, которые приобретаются не только на уроках иностранного языка. И здесь помощь учителя будет заключаться в отборе и использовании в своей практике методов, которые ориентированы именно на такие виды деятельности. Обучение в сотрудничестве способно помочь в формировании таких умений и одновременно подготовить к более сложным видам деятельности с информацией  при использовании разных  методов.

§2 Применение игровых технологий на уроках английского языка

как один из путей формирования познавательного интереса учащихся.

Английский язык занимает особое место среди школьных дисциплин. Являясь основным интернациональным языком, показывает гуманистическую сущность знаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение,  т.е.   способствует  воспитанию   высоконравственной личности, что является основной целью обучения и может быть достигнута только при условии, если в процессе обучения сформирован интерес к знаниям, Изучение иностранного языка - процесс многотрудный и длительный. И учитель, и уче­ник ищут способы эффективного преподава­ния/изучения достаточно непростого матери­ала, значительная часть которого приходится на механическое запоминание многочислен­ных слов и грамматических форм. Обращение к игровым методикам часто является важным этапом этого поиска. Многие исследования, посвящённые игре как форме познания мира, доказывают её эффективность и при обучении иностранному языку. Работая со  школьниками, я пришла к такой форме пре­подавания. Воп­реки сложившимся стереотипам, это занятие может быть интеллектуальным и развиваю­щим, при условии грамотного отбора содер­жания и правильной организации игры.

Среди множества путей формирования у школьников    познавательного интереса одним из наиболее эффективных является организация игровой деятельности. Структура игры ее смысловое содержание и правила предполагают создание эвристической среды, постоянно стимулирующей познавательную и творческую активность ребенка, которая, как отмечает психологи, может проявляться как эпизодически, ситуативное, так и постоянно, иметь различную степень выраженности - от самостоятельного выполнения известных правил, переноса известных способов действия в новую ситуацию до выработки нового оригинального решения игровой задачи. Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

    Познавательным интересом называют избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Своеобразие познавательного интереса состоит в тенденции человека, им обладающего, углубиться в суть познаваемого. Следовательно, познавательные интересы учащихся к ИЯ складываются из интереса иноязычного общения в ходе решения поставленной коммуникативной задачи

Познавательный    интерес,    на    пути     своего    развития     обычно характеризуется познавательной активностью, ценной мотивацией. Нужно строить обучение ИЯ так, чтобы ученик понимал и принимал цели, поставленные учителем, чтобы он был активным участником реализации (тих целей- субъектом деятельности. В этом случае познавательный интерес ученика будет выступать в учебном процессе как цель обучения, как средство в руках учителя и мотив деятельности ученика, как результат обучения. Принцип активности в процессе обучения ИЯ и др. дисциплин является основным в дидактике. Он предполагает такое качество деятельности, которое характеризуется  высоким  уровнем  мотивации, сознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью соответствием социальным нормам.

Особенно важно активность учащихся во время проведение игры. В противном случае учитель не получит желаемого результата. Сама по себе активность возникает редко. Она является следствием целенаправленных управленческих   педагогических   воздействии,   т.   е.   Используемой педагогической технологии. Игровая технология характеризуется тем, что средства, активизирующие деятельность учащихся,  составляют главную ее идею и основу эффективности результатов,

 По определению, игра- это вид деятельности в условиях ситуаций, вправленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление сведением.

Педагогическая игра обладает существенным признаком четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-позновательной направленностью. Применение игровой формы занятий предполагает создание на уроках инностраного языка игровых приемов ситуаций, которые побуждают и стимулируют детей к учебной деятельности. В любой игре заложены одновременно огромные воспитательные и образовательные возможности. Она развивает детскую наблюдательность и способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческие способности.

Использование игровых приемов и ситуаций на уроках должно подчиняться следующим требованиям:

1.                 Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.

2.                 Учебная деятельность подчиняется правилам игры, а учебный материал используется в качестве ее средства.

3.                 В учебной деятельности обязателен элемент соревнования, с помощью которого дидактическая задача переводится в игровую.

4.                 Успешное выполнение дидактического задания должно быть обязательно с  игровым результатом.

5.                 Игра должна вызывать у учащихся только положительные эмоции  доступность , привлекательность, цель должна быть достижимой, а оформление красочным).

     6.Обязательный учёт возрастных особенностей учащихся. Игра (должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности. Структура учебного процесса на основе дидактической игры Создание игровой проблемной ситуации:

введение

моделирующей / игровой ситуации

 Ход игры: «проживание» проблемной ситуации в ее игровом воплощении Действия учащихся по игровым правилам,

развертывание игрового сюжета. Подведение итогов игры (например: подсчет очков объявление игровых результатов). Самооценка действий участников (в условном, моделирующем плане)

Обсуждение хода и результатов игры, игровых действий И переживаний участников. Анализ игровой (модели­рующей) ситуации, ее соотношения с реальностью.

Учебно-познавательные итоги игры.

Педагогическая технология игрового обучения заключается в обязательном выполнении следующих этапов подготовки и проведения дидактической игры: определение цели; мотивация; характеристика coдержания и оснащения игры; описание условий организации игры; оценка результатов; организация самоконтроля и постановка перспективной познавательной цели.

Рассмотрим каждый этап отдельно.

Цели познавательной игры отражают педагогические и методические задачи урока, с учётом того, что игра может занимать лишь его часть. Особое внимание следует уделять постановке воспитательных развивающих целей, так как в процессе игрового обучения часто имеет место, проявляется дух коллективизма,дружеской взаимопомощи, ответственности перед командой и т.д. Цели воспитания и развития учащихся не сообщаются, а цель обучения не только чётко сообщается, но и обосновывается для того. Необходимо,чтобы они приняли ее как свою собственную. Мотивация, для того чтобы цель обучения была принята учащимися, необходимо вызвать у них такие мотивы, которые вызовут желание осуществлять познавательную деятельность. От того, как учитель сможет организовать положительную мотивацию, связанную с целью предстоящей игры, зависит глубина включения учащихся в содержание урока. Игра предполагает свободу выбора, поэтому правильная мотивация должна этому способствовать. Содержание и оснащение игры должно удовлетворять выше перечисленным требованиям к использованию игровых приемов. Oписании условий организации игры включает в себя указание форм организации работы с учащимися: индивидуальная или коллективная, в паре или микрогруппе. Важно отметить вид игры - ролевая, деловая, игра-путешествие, игра-соревнование и т.д. Также условия протекания, регламент. Оценка результатов игры очень важна, поскольку результат игровой деятельности  имеет  двойное   значение.   Для  учителя  он свидетельствует о степени развития учащегося и о степени овладения предметным   знанием.   Учащимся   же   результат   дает   степень удовлетворения собой и своей деятельностью. Результаты познавательной игры можно оценить с помощью самоконтроля, взаимоконтроля, контроля жюри. Важна оценка результатов самим учителем.Oн обязательно должен похвалить победителей, указать причины ошибок учащихся. Организация самоконтроля и постановка перспективной познавательной цели. По мнению Г.И.Щукиной, В.Ф. Башарина и других педагогов нельзя завершать учебную деятельность лишь оценкой результатов. Необходимо проанализировать всю работу. Если получен положительный результат, то нужно закрепить его, зафиксировать опыт приобретения данного результата. В случае неудачи важно найти ошибку, исправить его скорректировать дальнейшую работу, чтобы исключить появление подобных ошибок впредь .Для этого и планируется организация самоконтроля учащихся. Теория познавательного интереса на данном этапе предполагает    постановку перспективной  цели, которая актуализируется в дальнейшей работе.

Обоснование выбора темы.

Систематическая организация игровой познавательной деятельности позволяет разрешить противоречие между современными требованиями .дидактики в организации высокого уровня мотивации и формировании сознанной потребности в усвоении знаний и умений и традиционными формами организации учебных занятий, направленных на передачу готовых знаний. Безусловно, любая технология включает в себя определенные средства, активизирующие деятельность учащихся. Но игровая замечательна тем, что эти средства составляют сё главную идею и фундамент достижения положительных результатов. Во всём многообразии современных форм преподавания на первом месте в паре учитель-ученик поставлен учитель: он планирует путь обучения ученика, и выбирает методику и средства обучения и т. д. Происходит как бы постоянное давление на личность ребенка. Более перспективно в настоящее время личностно-ориентированное обучение, (центре внимания которого целостная уникальная личность, стремящаяся

К самоактулизации, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный выбор. Основополагающей теорией личностно-ориентированного обучения является теория педагогики сотрудничества. В настоящее время данная теория не воплощена в конкретную модель как целостная технология. Педагогика сотрудничества рассматривается  как  особый  тип  «пронизывающей»технологии. Игра- это один из преобладающих методов педагогики сотрудничества.

Выше было отмечено , что организация игровой деятельности является одним из наиболее эффективных путей формирования познавательного интереса в обучении иностранному языку. Но необходимо четко понимать, что познавательный интерес- явление многозначное, поэтому на процессы обучения и воспитания он влияет различными своими сторонами. Часто в педагогической практике познавательный интерес рассматривается как внешний стимул этих процессов, как средство активизации познавательной деятельности учащихся, эффективный инструмент учителя, позволяющим сделать процесс обучения привлекательным, выделять в обучении именно те аспекты, которые могут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников. Однако, внешние стимулы могут вызвать временное состояние

заинтересованности и не окажут необходимого влияния на формирование устойчивого стремления ученика проникнуть в сущность изучаемого материала.   Следовательно,   нельзя   'трактовать   познавательный интерес только внешней стороной его влияния на школьника, понимать его только как средство обучения. Познавательный интерес как средство обучения становится надежным только тогда, когда он используется в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу новому в развитии учеников, открывающему перспективы учения. При использовании игровых технологий необходимо также учитывать, что элементы занимательности, присущие любой игре, рассматриваются как средство привлечения интереса к предмету или процессу изучения, которое способствует переходу познавательного интереса со стадии простой ориентировки, ситуативного эпизодического интереса, на стадию более устойчивого познавательного отношения, стремление углубиться в сущность познаваемого. Такие элементы игровой деятельности как новизна, неожиданность, несоответствие прежним представлениям, составляющие сущность занимательности, являются сильнейшими побудителями познавательного интереса, обостряющими эмоционально-мыслительные процессы, заставляющими пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать в имеющихся знаниях объяснения, находить выход из создавшейся ситуации.

Наиболее существенным проявлением познавательного интереса является то, что выступает как ценнейший мотив учебной деятельности и имеет ряд преимуществ перед другими мотивами:

o                  познавательный интерес раньше других осознается школьниками;

o                  более точно выражает мотивацию учения;

o                  более доступен для наблюдения;

o                  как мотив личности имеет меньшую ситуативную прикованность;

взаимосвязан с мотивами долга, ответственности, необходимости.
Последнее преимущество учитывать особенно важно, так как самоутверждения, с широкими социальными и коллективными мотивами, взаимосвязь мотивов обогащает личность, а интерес к познанию, обладая психологической основой, благотворно влияет на другие мотивы. Познавательный интерес лежит в основе познавательной направленности личности, проявлениями которой являются такие качества личности как пытливость, любознательность, готовность и стремление к познавательной деятельности, жажда знаний.

Разработка   и   проведение   дидактических   игр   предполагает обязательность учёт возрастных особенностей учащихся. Успех в обучении иностранному языку  школьников младших классов может быть обеспечен такой методической системой, в основе которой лежит интерес детей к предмету, среди наиболее эффективных можно назвать игровые формы заданий сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации,игры на развитие навыков общения,сказки, музыка и наглядность. А все это помогает повысить качество обучения, добиться лучших результатов.

       Игра очень важна для ребенка: он познает мир, легко усваивает сложнейшие понятия. В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются способности человека, ребенка в особенности.

Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сделать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряют мыслительную деятельность играющих. А если ребенок будет при этом говорить на иностранном языке, то здесь таятся богатые обучающие возможности. Для детей игра – прежде всего увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может оказаться первым в игре: находчивость и сообразительность здесь становится порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности задания – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал,  становится   легче учится.

Подростковый возраст характеризуется как сложный возраст взросления. У подростков нет   той   непосредственности   восприятия   явлений   окружающей действительности,   как   у младшего   школьника,   поскольку   его познавательный опыт богаче, полнее и позволяет иначе относится к ценностям науки, собственной деятельности. Их познавательные интересы неоднородны, они могут отличаться и в предметной направленности, и в уровне развития, и в самом, характере. По интересам подростков можно разделить на теоретиков стремящихся проникнуть в истины, познать причины, закономерности, единые принципы, и эмпириков, тяготеющих к жизненным объяснениям и прикладному характеру      знаний и.т.д.

Использование на уроках ИЯ, разнообразных сюжетных игр позволяет учитывать данные особенности подростков. В старших классах у учащихся появляется острый интерес к человеку, его месту в мире, его отношениям к интерес к философским проблемам мироздания, моральным оценкам людей. Поэтому старшеклассников особенно привлекают ролевые и деловые игры, в ходе которых они получают возможность доказать свою точку зрения, проявить мировоззренческую позицию и при этом выступить в иной социальной роли: защитника или обвинителя, учёного, , журналиста, судьи и т. д.

Наибольшего эффекта можно добиться, если в игре осуществляется педагогика сотрудничества. Взаимоотношения педагога и учащегося в процессе игры должны быть свободными, доброжелательными. В игровой среде ученик не может быть объектом прямого воздействия учителя. Здесь нет строгой регламентации отношений, ограниченности ролевых позиций. Ученик выступает как активный участник, субъект организации игры.

Новизна опыта. Составлен комплекс дидактических игр по английскому языку с 7-го по 11-ый классы. С учётом имеющегося банка игр внесены изменения в структуру тематического планирования. Самостоятельно разработано ряд дидактических игр с раздаточным материалом, несколько сюжетных игр с помощью компьютерных программ. При разработке и проведении уроков с элементами игры учитываю и активно использую жизненный опыт учащихся, межпредметные связи. Для учащихся 7-9-ых классов веду кружок «Занимательный ИЯ». Дополнительные знания, которые ребята здесь получают, включаются в содержание, как традиционных уроков, так и уроков-игр.

Трудоемкость. Любая игра должна способствовать решению основной учебной задачи урока- закреплению знаний, освоению способов решение задач и т.д. Только в этом случае она будет является обучающим элементом урока. Но сочетание познавательного и игрового элементов урока представляет собой -..определенную трудность при составлении проведении дидактической игры. Впервые моменты все внимание учащихся сосредоточенно на игровое действие. Необходимо так построить урок, чтобы ученики не заметно для себя постепенно включался в процесс изучения какого-либо материала. Важно создать такие условия, при которых интерес учащихся к игре как к занимательному занятию постепенно переключится на учебное занятие. Следует отметить, что для любой игры очень трудно подобрать учебный материал, который отвечал бы всем требованиям, предъявляемым к дидактическим играм, и поддержал бы интерес учащихся в течении всей игры. В процессе работы освоена технология игрового обучения, а также методические приёмы использования на уроках различных видов игр. Больших временных затрат требует организация сюжетных игр ( ролевых, деловых)-как при разработке их содержания, так и при непосредственной подготовке к уроку

Результативность. При систематическом   использовании   на  уроках игровых технологий наблюдаются следующие результаты:

o                  формируется такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;

o                  вырабатывается умение    самостоятельно   добывать   знания   и применять их на практике;

o                  создается положительный  морально-психологический климат в классе для развития личности учащихся;

o                  повышается уровень развития коммуникативных навыков учащихся;

o                  в   каждом   классе   выделяется   группа   учащихся,   у   которых наблюдается   высокий   уровень   сформированности   устойчивой мотивации познания;   •

o                  развивается наблюдательность, умения видеть необычное в знаком вещах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.