![]() |
|
|
Промышленная политика Томской областиТак, например, в Ростовской области лизинг позволил аграриям за 5 лет закупить новое оборудование на 1 млн. долл. США (Вести-Россия от 17.05.2006 г.). Лизинговые компании при производителях являются основателями мирового лизингового бизнеса. И в России существуют подобные российские лизинговые компании, однако вследствие ограниченного доступа к финансированию они пока мало развиты. На рынке заметны лишь компании, созданные или позиционирующие себя при производителях самолетов: «Ильюшин Финанс Ко», «Авиационная лизинговая компания «Туполев». Их отличительная особенность заключается в том, что если обычная компания при производстве влияет в основном лишь на спрос, то названные компании могут влиять и на спрос, и на предложение. Акционеры готовы кредитовать производство самолетов, а ведь именно недостаток долгосрочных финансовых ресурсов является наиболее актуальной проблемой в отрасли. Самолеты являются классическим объектом международного лизинга, что обусловлено прежде всего их высокой ценой, длительным сроком амортизации и относительной ликвидностью на вторичном рынке. До 50% всех продаж самолетов в мире осуществляются через различные формы финансирования, в том числе лизинг, поэтому перспективы роста авиационных лизинговых компаний вполне оправданы. Государство само создает лизинговые компании для поддержки отдельных отраслей (авиации – «Ильюшин Финанс Ко», сельского хозяйства – «Росагролизинг», «Росагроснаб»). В основном в России по инициативе властей создаются лизинговые компании для реализации программ поддержки малого бизнеса. К ним относятся, например, «Московская лизинговая компания», «Иркутский бизнес-парк», «Компании малого бизнеса Татарстана». Суть протекционистских мер заключается в принятии протекционистских тарифов, предусматривающих высокие пошлины на ввозимую продукцию, представляющую собой аналог продукции приоритетных отраслей производства. Положительной перспективой такой политики является то, что промышленникам будет дано время для адаптации к новым технологиям и для обеспечения конкурентоспособности производимого на их предприятиях ассортимента продукции, а потребителей подтолкнет к покупке товаров местного производства. Однако, нельзя вводить в действие запретительные импортные тарифы без тщательно подготовленной долгосрочной программы экономического развития, так как правительство получает столь необходимый доход от таможенных пошлин, большая часть которого может быть распределена среди производителей, в том числе с целью инвестирования в новые технологии на базе инноваций фундаментальной и прикладной науки. Ключом такой программы, уравновешивающей недостатки протекционистских тарифов, является набор инвестиционных стимулов, побуждающих производителей внедрять новые технологии. Это может быть беспошлинный импорт оборудования; снижение налога на прибыль, полученную в результате капиталовложений; налоговые льготы по суммам, направленные на обучение рабочих новым технологиям; внедрение иных поощрительных мер. Все эти шаги следует сочетать с системой наказания предприятий, которые не вкладывают средства в техническое обновление. Без этого протекционизм создаст «зонтик высоких цен», под которым товары, произведенные по старым разработкам, могут продаваться по еще более высокой стоимости, чем раньше. Один из элементов промышленной политики – поддержка новых организационных форм, особенно ФПГ (финансово-промышленные группы). Продление бюджетного кризиса и развитие хозяйственного законодательства позволяет государству поддержать формирование новых ФПГ и теснее взаимодействовать с ними в проведении промышленной политики. Но формирование ФПГ может иметь и отрицательные последствия в виде монополизации рынка и давления на правительство с целью получения льгот. С 1997 года появился новый инструмент промышленной политики – бюджет развития. Это «защищенная» часть бюджета, которая образуется за счет иностранных кредитов и части доходов от продажи государственных ценных бумаг. В долгосрочной перспективе бюджет развития может стать чрезвычайно важным каналом распределения средств на инвестиционные цели. В отличие от обычных бюджетных расходов, направленных на строительство инфраструктуры и объектов социальной сферы, средства из бюджета развития предназначены для наиболее значимых инвестиционных целей, задаваемых промышленной политикой. Например, кредитование экспортных операций; государственные инвестиции, предоставляемые по конкурсу; капитальные вложения, связанные с санацией и др. До сих пор одним из факторов, сдерживающих структурную перестройку и распространение процедуры банкротств, остается опасение массовой безработицы. Для смягчения проблемы безработицы необходима политика занятости, которая должна быть направлена на создание рынка труда, социальной защищенности работников и мобильности трудовых ресурсов. 2. ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Задачи промышленной политики Томской области Промышленная политика - регулируемая органами государственной власти Томской области система правовых, экономических и организационных мер, направленных на повышение эффективности работы промышленности, исходящая из интересов, целей и приоритетов социально-экономического развития Томской области (Закон Томской области «О промышленной политике в Томской области» от 05.04.2005 г. № 55-ОЗ). В соответствии с вышеназванным законом цель региональной промышленной политики состоит в создании условий для формирования и развития промышленности Томской области. Задачами региональной промышленной политики являются: -стабилизация промышленного производства и увеличение объема выпускаемой продукции; -обеспечение занятости населения Томской области; -создание безопасных условий труда; -обеспечение социальной защищенности работников промышленности; -содействие в расширении рынка сбыта продукции; -повышение качества и конкурентоспособности продукции; -внедрение передовых достижений науки и техники в производство; -оптимальное использование природных, трудовых и финансовых ресурсов; -рациональное размещение производительных сил; -дифференцированный подход к стимулированию и поддержке различных секторов и отраслей промышленности в зависимости от их социально-экономической значимости, экологической безопасности, а также научно-технических перспектив; -гласность и обоснованность в определении критериев финансовой поддержки субъектов промышленной деятельности; -сочетание общенациональных и региональных интересов с интересами субъектов промышленной деятельности; -увеличение доходной части бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов; -содействие развитию существующих и созданию новых производств и предприятий малого бизнеса, выпускающих продовольственные и промышленные товары массового спроса, в том числе для детей, граждан пожилого возраста и инвалидов; -поддержка субъектов промышленной деятельности, производящих лекарства, оборудование и аппараты медицинского назначения; -создание благоприятных условий для развития субъектов промышленной деятельности, осуществляющих переработку местных природных ресурсов, сельскохозяйственного сырья, утилизацию отходов производства и потребления, а также выпускающих оборудование и приборы энергосберегающих и экологически чистых технологий; -поддержка субъектов промышленной деятельности, осваивающих производство импортозаменяющей продукции; -содействие стабильному поступлению налогов и прочих платежей в областной, местные бюджеты и внебюджетные фонды от субъектов промышленной деятельности; -содействие расширению масштабов и географии экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Томской области объем промышленной продукции в Томской области по итогам 2004 года составлял 93 690,4 млн. руб. или 7,9 % к объему промышленной продукции в Сибирском Федеральном округе. Среди регионов округа Томская область заняла 5 место. По сравнению с 2003 годом область увеличила объем промышленной продукции на 1,6 %.(соц-экон. мониторинг). Мониторинг социально-трудовой сферы, проведенный Управлением социально-трудовых отношений Администрации Томской области показал, что в 2005 году наблюдалось снижение индекса промышленного производства, что в значительной степени связано с падением объемов добычи нефти по сравнению с 2004 г. на 25%. Вместе с тем, в отдельных видах обрабатывающих производств зафиксирован рост объемов выпуска продукции. Почти на 12 % увеличилось производство пищевых продуктов, в том числе: производство соленой рыбы – на 32,5 %, цельномолочной продукции – на 41,7 %, плодовоовощных изделий – на 21,2 %, майонеза – в 2,0 раза, макаронных изделий – в 3,5 раза. Основными производителями данной продукции являются стабильно работающие предприятия: ОАО «ТОМ-МАС», ООО «Фирма ФОГ», ООО «Томский рыбозавод», ООО ПКП «Провансаль» и другие. В деревообрабатывающем производстве индекс промышленного производства составил 114,1 % по отношению к 2004 году, что обусловлено ростом выпуска дверных блоков на 33,9% и древесностружечных плит на 23,7%. В I квартале 2006 года в Томской области наблюдалось снижение выпуска продукции добывающими (76,5%) и обрабатывающими производствами (91,8 %) по отношению к аналогичному периоду 2005 года (89,8 % и 124,1 % соответственно). В то же время с начала года зафиксирован рост объемов производства в пищевой промышленности на 121,1 %. Так, производство мясо возросло на 117 %, что обусловлено увеличением поступления сырья на промышленную переработку, внедрением в производство новых технологий, более полным использованием вторичного сырья, а также повышением спроса населения на продукцию быстрого приготовления. Производство масла растительного в I квартале 2006 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличилось на 119,1 %. Рост производства обеспечен за счет устойчивого спроса со стороны населения, большого запаса переходящего сырья на начало года. Положительная динамика производства в промышленности наблюдалась в секторе «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», где рост составил 105,5 % по отношению к I кварталу 2006 года (98 %). По индексу промышленного производства Томская область среди регионов Сибирского федерального округа замыкает рейтинг регионов. За январь-март 2006 года среднемесячная заработная плата в целом по Томской области сложилась в размере 10 313,6 руб. и в номинальном выражении увеличилась на 20,3 % по отношению к аналогичному периоду 2005 года. Реально (с учетом индекса потребительских цен) среднемесячная заработная плата увеличилась на 8,2 %. По уровню среднемесячной заработной платы Томская область среди регионов Сибирского федерального округа занимает второе рейтинговое место после Красноярского края. В течение 2005 года в области сохранялось устойчивое распределение видов экономической деятельности по уровню оплаты труда. В реальном секторе экономики в 2004, 2005 и I квартале 2006 года наиболее высокий уровень заработной платы наблюдался в организациях, осуществляющих транспортировку газа, - 34 501,8 руб.*(по данным на I квартал 2006 года), добычу сырой нефти и природного газа, предоставление услуг в этих областях – 27 093,9 руб.*, производство нефтепродуктов – 21 661,8 руб.*, в организациях вычислительной техники и информационных технологий – 17 015,2 руб.*, химическом производстве – 13 110,2 руб.*, связи – 12 942,2 руб.*. Для организаций перечисленных видов деятельности характерны достаточно высокие темпы роста заработной платы: от 112% на трубопроводном транспорте до 129 % в связи. Наиболее низкий уровень заработной платы сохраняется в текстильном и швейном производствах – 2 791,6 руб.*, производстве резиновых и пластмассовых изделий – 3 309,9 руб.*, деревообрабатывающем производстве – 4 039,6 руб.*. В организациях этих видов деятельности наблюдается сокращение численности работников от 10 до 25 %. По данным Центра занятости населения Томской области потребность в работниках в промышленной отрасли на конец 2005 года составляла 21,6 %, а в I квартале 2006 года – 27 % к общему числу заявленных вакансий. Заработная плата является основным источником дохода большинства работников и в силу этого должна обеспечить нормальное воспроизводство его самого и его семьи, создавать у работника стимулы к производительному труду. Повышение заработной платы работников является одним из направлений качества жизни в соответствии со Стратегией развития Томской области до 2020 г. и Программой социально-экономического развития области на 2006-2010 годы. С целью повышения уровня заработной платы в организациях области Управлением планируется выполнить следующие мероприятия. В реальном секторе экономики: · Реализация работодателями обязательств п.п. 3.8-3.9.7 раздела III «Оплата труда, доходы и уровень жизни населения» Соглашения о социальном партнерстве между Администрацией Томской области, Федерацией профсоюзных организаций Томской области, работодателями и их объединениями на 2006-2008 годы (областное Соглашение) по установлению уровня месячной заработной платы работника, отработавшего полностью месячную норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнившего нормы труда, без учета районного коэффициента, в 2006 году не ниже 2 600 рублей, в 2007 году не ниже 3 400 рублей, в 2008 году не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, а также достижению уровня средней заработной платы по области в 2006 году не менее 10 790 рублей, в 2007 году не менее 12 470 рублей, в 2008 году не менее 14 090 рублей; · проведение работы по расширению круга участников областного Соглашения. Как было сказано выше, одной из задач промышленной политики Томской области является создание безопасных условий труда. В соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.04.2002 г. № 28 «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях» в Томской области создана система сертификации. Одним из ключевых условий сертификации является аттестация рабочих мест по условиям труда. Проведение аттестации рабочих мест и последующая сертификация работ по охране труда – обязанность руководителя организации. Всего за период с 2001 по 2005 г. Управлением социально-трудовых отношений осуществлена экспертиза качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в 260 организациях. По данным отчетов специалистов муниципальных образований в основных отраслях экономики насчитывается более 303 тысяч рабочих мест. Всего процедуру аттестации рабочих мест прошли 337 организаций* (40 522 рабочих места), что составляет около 13,37 % от общего количества рабочих мест, подлежащих аттестации (2004 г. – 13,6 %). Таблица 1 – Динамика предоставления организациям области материалов аттестации рабочих мест по условиям труда на государственную экспертизу (монитор. Соц-труд сферы за 2005 г. стр. 24)
Как видно из таблицы, достаточно высок процент занятых на работах с вредными условиями труда. По данным отчетов специалистов по охране труда муниципальных образований за I квартал 2006 года этот показатель составил 7,79 % от общего числа работающих (за аналогичный период 2005 года – 5,5 %). Государственной инспекцией труда в Томской области ведется большая разъяснительная работа по предотвращению производственного травматизма и нарушению норм трудового законодательства в области охраны труда. Работниками инспекции проводятся семинары, совещания, организован прием граждан. Усилению внимания работодателей к вопросам охраны труда в организациях области способствуют проводимые по решению Координационного совета по проблемам охраны труда в Томской области комплексные проверки в рамках районных (городских) «Дней охраны труда». 2.2. Формы реализации промышленной политики Основными формами реализации промышленной политики Томской области являются: 1. Принятие законов и иных нормативных правовых актов Томской области в целях регулирования промышленной деятельности и обеспечения промышленной безопасности. Так, например, Закон Томской области «Об использовании газа на территории Томской области» от 28.02.2001 г. № 14-ОЗ. Данный Закон устанавливает правовые основы отношений, возникающих в сфере обеспечения газом нужд энергетики, промышленности, сельского и коммунального хозяйств Томской области: принципы территориальной политики в области использования газа на территории Томской области; компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления Томской области в сфере использования газа; основы развития рынка газа на территории области; основы экономических отношений в области использования газа; обеспечение безопасности объектов и систем газоснабжения. Закон Томской области «Об основах энергосбережения на территории Томской области» (в редакции Закона Томской области от 04.05.2001 г. № 47-ОЗ). Указанный Закон в целях эффективного использования энергоресурсов регулирует правовые, экономические и организационные отношения, возникающие в процессе производства, транспортировки и потребления топлива и энергии. Он устанавливает основные принципы энергосберегающей политики в Томской области; компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления Томской области в сфере энергосбережения; порядок проведения сертификации и осуществление метрологического контроля в сфере энергосбережения; управление энергосбережением; финансовую основу энергосбережения; международное сотрудничество Томской области в сфере энергосбережения; образование и подготовку кадров. Закон Томской области «О предоставлении льготы по налогу на прибыль организаций резидентам особой экономической зоны технико-внедренческого типа» от 13.03.2006 г. № 30-ОЗ. Действие данного Закона распространяется на отношения, связанные с предоставлением льгот по налогу на прибыль организациям, имеющим статус резидента особой экономической зоны технико-внедренческого типа и осуществляющим деятельность на территории г. Томска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 г. № 783 «О создании на территории г. Томска особой экономической зоны технико-внедренческого типа». Резидентом технико-внедренческой особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»). Настоящий Закон определяет порядок и условия предоставления льготы по налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в бюджет Томской области. Льгота по налогу на прибыль организаций в виде пониженной ставки в размере 13,5 % предоставляется по итогам деятельности налогоплательщика – резидента особой экономической зоны технико-внедренческого типа за отчетный (налоговый) период нарастающим итогом с даты регистрации налогоплательщика в качестве резидента особой экономической зоны технико-внедренческого типа, но при условии ведения резидентами раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении технико-внедренческой деятельности, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной деятельности. В случае, если раздельный учет не ведется, налогообложение прибыли в части, зачисляемой в бюджет томской области, производится по ставке 17,5 %. Срок действия льготы по налогу на прибыль организаций устанавливается на 10 лет со дня внесения записи о регистрации организаций в качестве резидента особой экономической зоны технико-внедренческого типа в реестр резидентов особой экономической зоны. 2. Принятие совместных решений с федеральными органами государственной власти. 3. Принятие совместных решений с органами государственной власти других субъектов Российской Федерации. 4. Заключение Главой Администрации (Губернатором) Томской области международных соглашений в сфере промышленной и научно-технической деятельности в пределах своей компетенции. В феврале 2006 года в Санкт-Петербурге прошла Торгово-экономическая миссия Томской области. Города обменялись опытом и совместными усилиями выбрали наиболее объективный путь создания технико-внедренческих зон. Было подписано соглашение о сотрудничестве Томской области с Петербургом. Предполагается развивать сотрудничество по проектам в области науки, образования, жилищно-коммунального хозяйства, бизнеса и культуры. В рамках Торгово-экономической миссии также был подписан протокол о сотрудничестве между администрацией Томской области и Торговым представительством России в Финляндии. (МК в Томске, 22.02.2006 г.) |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |