реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Промышленная политика Томской области

26-27 апреля 2006 года в Томске прошел российско-германский саммит. По итогам международных консультаций было подписано восемь документов межгосударственного уровня. Заключено рамочное соглашение между ОАО «Газпром» и концерном BASF AG об обмене активами в рамках проекта освоения Южно-Русского газоконденсатного месторождения. Подписано заявление между РЖД и Deutsche Bahn о создании совместной двусторонней логистической компании по загрузке Транссибирской магистрали транзитными грузами, следующими по маршрутам страны Азии-Германия и страны Западной Европы.

Одно из подписанных соглашений касается сотрудничества Сибири и Германии. Глава администрации Томской области В.Кресс и председатель Восточного комитета германской экономики К. Мангольд подписали Соглашение о стратегическом экономическом сотрудничестве между межрегиональной ассоциацией «Сибирское соглашение» и Восточным комитетом германской экономики. (газета «Континент Сибирь» 28.04.2006 г.)

5. Ведение мониторинга экономики промышленного производства, прогнозирование развития промышленности Томской области.

6. Разработка программных мероприятий в сфере промышленной деятельности на территории Томской области.

В октябре 2002 года был принят Закон Томской области от 04.10.2002 г. № 79-ОЗ «Об утверждении областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Томской области в 2002 году», а в июле 2003 года – Закон Томской области от 09.07.2003 г. № 82-ОЗ «Об утверждении областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Томской области на 2003-2005 годы». Стратегической целью принятых программ (далее Программа) являлся «перевод экономики региона на инновационный путь развития, который определяется внедрением новейших научных результатов в производство». Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи, которые необходимо было решить в 2002-2005 годах, и определены конкретные конечные результаты, которые характеризовали бы успешность решения этих задач к концу 2005 года.

Реализация Программы привела к росту числа организаций Томской области, на которых используются инновации, к увеличению объема инновационной продукции, к росту затрат организаций на внедрение инноваций, к созданию и развитию организаций инновационной инфраструктуры, к росту числа новых инновационных малых организаций. В Томской области созданы основные механизмы, стимулирующие организации к использованию инноваций, неуклонно повышается инновационная культура в регионе.

В ходе реализации Программы были достигнуты следующие результаты (Закон Томской области от 13.01.2006 г. № 2-ОЗ «Об утверждении областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Томской области на 2006-2008 годы») :

Объем инновационной продукции, млрд. руб.

2002 г. -0,6; 2003 г.-1,1; 2004 г.-1,5; 2005 г.-2,2 (прогноз).

Доля инновационной продукции в приросте объема промышленного производства (без нефти и газа), %

2003 г.-20; 2004 г.-21; 2005 г.-26 (прогноз).

Создание новых инновационных организаций

2002г.-3; 2003 г.-8; 2004 г.-20; 2005 г.-22 (прогноз).

Количество новых рабочих мест

2003 г.-600; 2004 г.-800; 2005 г.-700 (прогноз).

Средняя выработка на одного сотрудника, тыс. руб.

2002 г.-333; 2003 г.-429; 2004 г.-678; 2005 г.-850 (прогноз).

Полученные результаты показывают, что реализация Программы в 2002-2005 годах осуществлена весьма успешно.

В 2003 году Законом Томской области от 18.03.2003 г. № 42-ОЗ утверждена областная целевая программа «Развитие лесопромышленного комплекса Томской области на 2003-2010 годы».

Необходимость разработки данной программы была вызвана несколькими обстоятельствами.

Во-первых, существующим состоянием лесопромышленного комплекса (далее – ЛПК) и социальной значимостью лесной отрасли для области.

По состоянию на 2003 год доля ЛПК в общем объеме промышленного производства Томской области составляла 2,3 %, осваивалось только около 7 % расчетной лесосеки. Предприятия оснащены физически и морально устаревшим оборудованием. В отрасли практически прекратился процесс обновления производственных основных фондов. Их выбытие идет более высокими темпами, чем ввод. Возрастная структура оборудования ухудшается. Более 35 % трелевочных тракторов выработали амортизационный срок службы, основная часть оборудования деревообрабатывающий промышленности находится в эксплуатации более 25 лет. Степень износа основных производственных фондов на протяжении 1998 – 2003 года составляет 60 %. Использование устаревших и низкоэффективных технологий и оборудования ведет к уровню затрат приближающемуся, а иногда и превышающему стоимость произведенной продукции. Высоки затраты на ремонт и содержание машин и механизмов, и также на заработную плату по отношению к объемам и стоимости произведенной продукции. Имеющиеся в области мощности по лесопилению и деревообработке, ориентированные главным образом на потребление высококачественного хвойного сырья, загружены только на 30-60 %.

Лесная, деревообрабатывающая промышленность области выпустила в 2001 году продукции на сумму 545,9 млн. руб. Получены убытки от финансово-хозяйственной деятельности в сумме 89,7 млн. руб., что составило 66,1 % к уровню 2000 года. Рентабельность производства продукции отрицательная – 5,1 %.

Несмотря на более чем трехкратное сокращение численности работающих в отрасли за период 1993-2003 годы, почти 100 тыс. человек продолжают жить в лесных поселках. Их уровень жизни напрямую зависит от результатов деятельности промышленных предприятий, поскольку большинство леспромхозов являются градообразующими.

Во-вторых, значительными потенциальными возможностями ЛПК в обеспечении устойчивого социально-экономического развития области на перспективу на основе возобновляемых природных ресурсов:

- отсутствие реальной конкуренции на областном рынке сырья;

- расчетная лесосека позволяет заготавливать до 27 млн. куб. м. древесины в год;

- наличие железной дороги, связывающей основные лесные районы юго-востока области с центрами по переработке леса в г. Асино и г. Томске;

- развитая речная сеть;

- наличие свободных кадровых ресурсов и возможностей томского научно-образовательного комплекса по подготовке высококвалифицированных специалистов;

- географическая близость области к азиатским странам, крупным импортерам российской лесопродукции и внутренним региональным рынкам (Западно-Сибирский, Уральский).

Целью данной программы является разработка экономически обоснованной стратегии развития предприятий и размещения новых производств лесопромышленного комплекса Томской области на среднесрочную (до 2005 года) и долгосрочную (до 2010 года) перспективу, для создания высокорентабельной лесной отрасли.

Для достижения поставленной цели необходимо решить две главные задачи: вовлечение в хозяйственный оборот лиственной и низкокачественной хвойной древесины, которая более доступна к освоению и замена устаревших и низкоэффективных технологий в деревообработке, не позволяющих выпускать конкурентоспособную лесопродукцию.

В Томской области в порядке реализации Федерального закона «Об энергосбережении», принятого Государственной Думой РФ 03.04.1996 г., разработана комплексная программа энергосбережения «Обеспечение энергетической эффективности на территории Томской области на 2004-2008 годы».

Целью Программы является реализация организационных, правовых, экономических, научно-технических и технологических условий, обеспечивающих рост энергоэффективности экономики Томской области за счет реализации потенциала энергосбережения. (www.es.tomsk.ru) Программа «Обеспечение энергетической эффективности на территории Томской области на 2004-2008 годы» определяет основные направления деятельности по энерго- и ресурсосбережению на период 2004-2008 годы, источники и объемы финансирования, заказчиков и исполнителей проводимых работ и получаемые в результате эффекты экономического, социального и иного характера.

Основной целью Программы является рост энергоэффективности экономики Томской области за счет реализации потенциала энергосбережения.

Следствием достижения основной цели должно стать достижение следующих экономических, социальных и политических целей:

- уменьшение выплат из бюджета на удовлетворение энергетических потребностей области;

- уменьшение энергетической зависимости области;

- повышение конкурентоспособности производимой продукции;

- повышение научно-технического потенциала области;

- повышение комфортности жизни населения;

- улучшение условий труда;

- улучшение экологического состояния;

- устранение перекрестного субсидирования.

Основным критерием достижения поставленной цели является удельная энергоемкость регионального валового продукта, т.е. доля потребляемых энергоресурсов в распределенном ВРП. Энергетическая стратегия России предусматривает снижение энергоемкости ВВП на 26-27 % к 2010 году и от 45 % до 55% к концу 2020 года. Такие же стратегические ориентиры относительно ВРП Томской области должна ставить и данная Программа.

Важным критерием является структура душевого энергопотребления. Необходимо устранить перекос в сторону высокоэнергоемких отраслей (доля промышленного и топливно-энергетического комплексов в энергопотреблении Томской области составляет свыше 70 %).(www.es.tomsk.ru). Необходимо снизить в перспективе долю ПК и ТЭК до среднего по России значения – 50-60 %, увеличив соответственно долю жилищно-коммунального сектора до 20-25 % и транспортного комплекса до 15-20 %. При этом рост среднедушевых расходов на топливо - и энергообеспечение населения должен существенно отставать от роста реальных располагаемых доходов населения.

7. Принятие совместных решений с объединениями профсоюзов и товаропроизводителей в рамках системы социального и общественно-частного партнерства.


2.3 Полномочия органов местного самоуправления Томской области в сфере управления промышленной деятельностью


Органы местного самоуправления Томской области в сфере управления промышленной деятельностью осуществляют:

·                   Разработку программ социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период.

Томская область одна из первых разработала и приняла Стратегию социально-экономического развития до 2020 года. В ней затрагиваются основные проблемы, которые необходимо решить для реализации Стратегии. Это проблемы следующего характера: относительно низкий уровень доходов населения; ограниченный доступ к капиталу; географическая удаленность и неразвитость транспортной инфрастуктуры; доминирование топливного сектора в структуре экономики области. Также в Стратегии показаны конкурентные преимущества области: развитый научно-образовательный комплекс, качественный человеческий капитал, богатые природные ресурсы. Цели, задачи, мероприятия Стратегии приведены в Приложении 1.

·                   Создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных унитарных предприятий промышленности на территории муниципальных образований.

·                   Контроль за безопасностью промышленной деятельности на территории муниципальных образований в пределах имеющихся полномочий.

·                   Заключение соглашений об участии субъектов промышленной деятельности в социально-экономическом развитии муниципальных образований.

·                   Оценку эффективности использования муниципального имущества и земельных участков субъектами промышленной деятельности, расположенными на территории муниципального образования.

·                   Реализацию промышленной политики Томской области совместно с уполномоченным органом Администрации Томской области.

·                   Участие в рассмотрении вопросов промышленной деятельности субъектов промышленной деятельности, действующих на территории муниципального образования, и обязаны информировать Администрацию Томской области и население муниципального образования о принимаемых решениях, влияющих на социальную и экологическую обстановку на соответствующей территории.


2.4. Формы и методы регулирования промышленной деятельности

1. В Томской области в качестве форм и методов государственного регулирования промышленной деятельности определены:

·                   Формирование и размещение заказа на производство продукции (услуг) на конкурсной основе для государственных нужд.

По данным сайта www.cgz.tomsk.ru по состоянию на 26.05.2006 года действуют 26 конкурсов на право производства продукции, оказания услуг для государственных нужд. Например, «Поставка продуктов питания для нужд учреждений социальной сферы Томской области на 3 квартал 2006 года», «Изготовление стендов, табличек и печатной продукции в 3 квартале 2006 года для нужд УВД Томской области», «Поставка угля для образовательных учреждений Шегарского района на 3-4 кварталы 2006 года», «Выполнение работ по капитальному ремонту кровли гаража для нужд Финансово-хозяйственного управления на 2006 год», «Выбор исполнителя на оказание услуг по организации и проведению мониторинга и анализа Стратегии развития Томской области до 2020 года, Программы социально-экономического развития Томской области на период 2006-2010 годы».

За текущий период 2006 года проводились конкурсы:

«Организация презентации Томской области в КНР в 2006 году»

Победитель конкурса – ООО «Международный информационно-экономический центр «Сибирь»»

Стоимость товара, закупленного на конкурсе, 1 600 000 рублей.

«Поставка вакцины против клещевого энцефалита для нужд Департамента здравоохранения Администрации Томской области на 2006 год»

Победитель – ЗАО НПК «Катрен»

Стоимость товара, закупленного на конкурсе, 2 690 920 рублей.

«Выбор исполнителя на оказание услуг по проектированию станций водоподготовки в населенных пунктах Томской области в рамках реализации областной целевой программы «Питьевая вода Томской области»

Победители – Институт физики прочности и материаловедения Сибирского отделения Российской академии наук; ФГНУ НИИ интроскопии

Стоимость товара, закупленного на конкурсе, 2 241 171 руб.

·                   Управление формированием цен и тарифов на производимую продукцию (в первую очередь предприятиями-монополистами), государственное регулирование которых предусмотрено федеральными законами.

·                   Лицензирование отдельных видов промышленной деятельности в соответствии с действующим законодательством.

·                   Управление процессами приватизации государственных предприятий.

·                   Содействие в формировании рынка ценных бумаг.

·                   Участие в процедурах реструктуризации.

·                   Регулирование размеров арендной платы за земли, находящиеся в областной собственности.

·                   Сохранение и увеличение количества рабочих мест.

·                   Размещение и реконструкция предприятий промышленности с учетом интересов социально-экономического развития хозяйственного комплекса муниципальных образований Томской области в целом, интересов населения Томской области в соответствии с градостроительными, санитарно-гигиеническими и экологическими требованиями.

2. По вопросам государственного регулирования промышленной деятельности, отнесенным к федеральному ведению или к совместному ведению Российской Федерации и Томской области, органы государственной власти Томской области вносят предложения в соответствующие федеральные органы государственной власти по собственной инициативе либо по инициативе объединений товаропроизводителей или профсоюзов.

2.5. Поддержка органами государственной власти Томской области промышленной деятельности


 Органы государственной власти Томской области оказывают поддержку субъектам промышленной деятельности Томской области на основе партнерства, обеспечивающего взаимную выгоду.

Оказание поддержки является составной частью промышленной политики, оно должно носить целенаправленный и адресный характер.

Государственная поддержка, оказываемая органами государственной власти Томской области субъектам промышленной деятельности, осуществляется в следующих основных направлениях:

·                  содействие в создании регионального рынка товаров (услуг) промышленности путем организации маркетинговой деятельности с участием предприятий промышленности и торговли;

·                  предоставление налоговых льгот и инвестиционных налоговых кредитов;

·                  предоставление гарантий Томской области для получения инвестиционных кредитов;

·                  создание условий для обеспечения занятости населения городов и районов области;

·                  финансирование программных мероприятий в сфере промышленной деятельности;

·                  передача на основе проведения открытых конкурсов принадлежащих Томской области пакетов акций промышленных предприятий в доверительное управление третьим лицам;

·                  оказание информационной и рекламной поддержки промышленной продукции, выпускаемой субъектами промышленной деятельности, содействие выставочной деятельности и создание условий для сотрудничества субъектов промышленной деятельности с внешними инвесторами;

·                  содействие в создании совместных предприятий по производству конкурентоспособной продукции на базе передовой технологии и нового оборудования отечественного и импортного производства, а также в развитии на территории Томской области производств по выпуску импортозаменяющих товаров. Примером может служить производство нанообъектов (см. гл. 2.6.);

·                  содействие в сохранении и развитии научно-производственного потенциала Томской области путем создания инфраструктуры, способствующей трансферу технологий (коммерческой реализации на рынке объектов интеллектуальной собственности).

4. Органы государственной власти и органы местного самоуправления Томской области оказывают всемерное содействие созданию региональных (томских) и межрегиональных финансово-промышленных групп и объединений субъектов промышленной деятельности, деятельность которых направлена на увеличение выпуска конкурентоспособной промышленной продукции, устанавливая для них соответствующие льготы и оказывая иную поддержку их деятельности.


2.6. Производство нанообъектов


Томские ученые надеются совершить прорыв на рынке нанотехнологий и помочь в решении актуальных проблем современности.

Так, одно из направлений – фильтровальные материалы, созданные с помощью нановолокон, которые могут поставить барьер на пути распространения птичьего гриппа. Потенциальные потребители – сотни предприятий фармацевтической и пищевой промышленности.

Наиболее актуально применение наноматериалов в медицине, например, для создания биоимплантантов. Нанопорошки можно использовать в металлургии в качестве добавок для улучшения свойств изделий из металла.

Создание наноструктурных покрытий – еще один научный мейнстрим. Для работы над ним объединили усилия два томских института Сибирского отделения РАН: Институт физики прочности и материаловедения (ИФПМ) и Институт сильноточной электроники. Они заняты поисками новых технологий формирования наноструктурных покрытий и поверхностных слоев материалов. Технологии и оборудование уже позволяют получать наноструктурные покрытия, по твердости сравнимые с алмазом.

На российском рынке нанотехнологий томские наукоемкие компании – крупные производители нанопорошков. Их выпускают на предприятиях «Передовые порошковые технологии», «Мипор» и «Техновак» сотнями килограммов в год. Основная часть отгружается на экспорт. В числе заказчиков – Челябинский завод теплоприборов, Новосибирский электровакуумный завод, Всероссийский институт авиационных материалов, омское производственное объединение «Полет». Кроме того, ИФПМ заключил соглашение с «Рособоронэкспортом», которое должно поспособствовать продвижению нанотехнологий на мировой рынок.

Наноматериалы проникают и в угольные шахты. На кузбасском предприятии «Прокопьевскуголь» решили ввести в практику более безопасную технологию гидродобычи угля. Ее суть в том, что угольный пласт разбивается струей воды под высоким давлением, а потом жидкость насосом выкачивается наверх. Поскольку в ней содержится большое количество песка и угля, возникает опасность быстрого износа металлических насадок и различных деталей насоса. Ученые ИФПМ сделали гидравлическую насадку для гидромонитора с добавлением нанопорошка.

По данным американской исследовательской компании Business Communications Company, объем мирового рынка нанопорошковых материалов в 2005 году должен превысить 900 млн. Долларов, ежегодный прирост на нем составляет более 12 %. Конкуренция там очень жесткая, и вмешаться в нее российским игрокам непросто. В США принята приоритетная долгосрочная комплексная программа – Национальная нанотехнологическая инициатива. Аналогичные программы поддерживаются в Европейском союзе, Японии, Китае, Бразилии и ряде других стран. В России же государственной целевой программы финансирования работ в области нанотехнологий не существует. Более того, все научные организации, занятые в наноиндустрии, платят налоги на имущество и земельный налог.

Тем не менее, отечественные нанопродукты на мировом рынке имеют высокую репутацию. В 2002 году на конкурсе, организованном одним из ведущих американских инновационных журналов RD Magazine, нановолокна, разработанные в лаборатории ИФПМ, вошли в число 100 лучших наукоемких продуктов, представленных на рынке США.

Организацию в Томске двух наукоемких производств, основанных на нанотехнологиях, финансирует в рамках программы «Старт» Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Администрация Томской области выступила инициатором инновационного проекта создания научно-технологических основ получения и промышленного производства наноразмерных и наноструктурных материалов и продуктов на их основе. Для участия в проекте объединились институты Томского научного центра СО РАН и вузы Томска, а также ряд малых предприятий. В 2003 году проект привлек внимание Министерства промышленности и науки, и с этого года начались постепенные финансовые вливания из федерального и регионального бюджетов. Если удастся разбудить спрос российской промышленности на разработки и вывести их на международный рынок, то к 2010 году объем продаж российской высокотехнологичной продукции в своем сегменте мирового рынка будет исчисляться миллиардами рублей в год. [Эксперт-Сибирь. 17 октября 2005 года]


2.7. Ограничения на осуществление промышленной деятельности


Промышленная деятельность на территории Томской области осуществляется на объектах промышленности, расположенных, как правило, в пределах промышленных и экономических зон, созданных в соответствии с генеральными планами городов и районов Томской области.

В случае нарушения субъектами промышленной деятельности утвержденной градостроительной документации о планировании развития и организации территории Томской области, законодательства Российской Федерации и Томской области постоянная межведомственная комиссия по размещению производительных сил Администрации Томской области вправе принимать решения рекомендательного порядка о приостановлении или прекращении осуществления ими промышленной деятельности, а также направлять материалы для привлечения лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о градостроительстве, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.


2.8.Обеспечение риска промышленной деятельности


В целях уменьшения возможного ущерба для населения Томской области, областных источников природных ресурсов, среды обитания, а также общерегиональной инфраструктуры применяются:

·                  дифференциация платы за природные, энергетические и другие ресурсы, предоставляемые региональной инфраструктурой в зависимости от существующего вероятного уровня неблагоприятного воздействия промышленной деятельности и степени риска наступления существенного ущерба вследствие аварии, залпового выброса или других возможных событий такого рода;

·                  обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Следует отметить, что правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности ([8], ст. 4).


2.9. Промышленные зоны


В Томской области существуют промышленной зоны, в которые входит один или несколько компактно расположенных земельных участков с размещенными на них объектами недвижимости, предназначенными для ведения промышленной деятельности, а также для иных разрешенных на территории Томской области видов хозяйственной деятельности.

Границы промышленных зон не могут пересекать установленных границ районов.

Администрация Томской области утверждает типовое положение о промышленной зоне, на основе которого разрабатывается положение для каждой зоны. В положении указываются:

а) описание границ и площадь зоны;

б) перечень размещенных предприятий с указанием территории и других необходимых для идентификации данных;

в) перечень земельных участков, на которых промышленная деятельность не разрешена;

г) исчерпывающий перечень ограничений на виды промышленной деятельности, не установленные для данной зоны;

д) права и обязанности, действующих на территории зоны предприятий по использованию, содержанию и ремонту предоставленной Администрацией Томской области или находящейся в собственности одного или нескольких предприятий инфраструктуры (дороги, энергетические сооружения и коммуникации, связь, транспорт и т.п.);

е) правила застройки на территории зоны, принимаемые в установленном порядке;

ж) другие определяющие особенности зоны ограничения и требования.

Проект положения о промышленной зоне подготавливается соответствующими структурными подразделениями Администрации Томской области с участием органов местного самоуправления и предприятий, размещенных на территории зоны, и представляется на рассмотрение главам городских округов и муниципальных районов Томской области, которые представляют положение для утверждения Администрацией Томской области.



Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.