![]() |
|
|
Пути совершенствования существующей системы взаимоотношений государства с российскими нефтедобывающи...Пути совершенствования существующей системы взаимоотношений государства с российскими нефтедобывающи...МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ
Рассадин Владимир Вячеславович
Пути совершенствования существующей системы взаимоотношений государства с российскими нефтедобывающими компаниями
Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук
Москва Общая характеристика работы. Актуальность темы. Важным вопросом, который должно решать государство, является вопрос, связанный с созданием предпосылок эффективного функционирования национальной экономики. В свою очередь, эффективность функционирования национальной экономики определяется эффективностью функционирования ее отдельно взятых отраслей, и в первую очередь, отраслей, принадлежащих общественному производству. Таким образом, в функции государства должно входить решение задачи, связанной с созданием предпосылок эффективного функционирования каждой отдельно взятой отрасли народного хозяйства и всей их совокупности в целом. Если обратиться к общественному производству, то можно увидеть, что одной из его отраслей является промышленность, занимающая ведущее место в экономике развитых стран, и в том числе в России. В свою очередь, промышленность включает в себя комплекс добывающих и перерабатывающих отраслей. Одной из наиболее важных отраслей добывающей промышленности России является нефтедобывающая отрасль . Стратегически важное значение этой отрасли для страны и государства обусловлено следующим. Во-первых, добываемая ею нефть жизненно необходима для функционирования российской экономики, во- вторых, ее экспорт является одной из главных статей поступления иностранной валюты, необходимой для решения задач, стоящих перед государством. В настоящее время российская экономика функционирует в условиях рынка. Эти условия характеризуются самостоятельностью хозяйствующих субъектов в решении всех вопросов, относящихся к сфере их компетенции, включая планирование объемов выпускаемой ими продукции, установления цен на нее, выбор поставщиков требуемых им материальных ресурсов и покупателей производимой ими продукции. Взаимодействие хозяйствующих субъектов между собой строится на основе товарно-денежных отношений. Сфера деятельности государства, в основном, ограничивается установлением правил, регламентирующих деятельность хозяйствующих субъектов в систему их взаимоотношений между собой и с государственными учреждениями, а также контролем за исполнением установленных правил. Существует и прямое воздействие со стороны государства в виде экономических санкций и административных мер, применяемое к тем хозяйствующим субъектам, деятельность которых противоречит интересам государства, и в том числе нарушающим установленные регламентирующие их деятельность и взаимоотношения правила. Эффективность функционирования хозяйствующих субъектов, принадлежащих любой из отраслей народного хозяйства, во многом зависит от политики государства в экономической сфере. Эта политика в одном ее варианте может приводить к спаду общественного производства со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями, в другом варианте может способствовать экономическому росту национальной экономики и как следствие этого росту благосостояния населения. В свою очередь, политика государства в экономической сфере, в значительной степени реализуется с помощью устанавливаемой системы его взаимоотношения с хозяйствующими субъектами. Если обратиться к реалиям сегодняшнего дня, наблюдаемым в России, то можно увидеть, что реализуемый в ней вариант рыночной экономики, при котором государство практически сняло с себя все полномочия по управлению народным хозяйством, а вследствие этого и ответственность за протекающие в нем процессы, обернулась катастрофой. Как показывает практика, рынок, особенно в странах с недостаточно совершенной правовой базой, с помощью которой осуществляется регулирование экономических процессов, имеет свои негативные стороны. Именно поэтому в современных условиях России государство может и должно выступать в качестве фактора, компенсирующего слабости рыночного хозяйства и его негативные свойства. Исходя из вышеизложенного виднее, что проблема, рассматриваемая в данной работе и посвященная совершенствованию существующей системы взаимоотношений государства с российскими нефтедобывающими компаниями, является актуальной. Ее актуальность на современном этапе развития национальной экономики усиливается двумя следующими обстоятельствами. Первое - российская экономика в настоящее время переживает глубокий и затяжной кризис, который касается и нефтедобывающей отрасли. Второе - новое российское правительство, разрабатывая антикризисную программу, ставит своей целью покончить со спадом в реальном секторе экономики и добиться экономического роста во всех сферах общественного производства. Цель и задачи исследования. Основной целью данной работы является разработка комплекса мероприятий по совершенствованию существующей системы взаимоотношений государства с российскими нефтедобывающими компаниями. Реализация этого комплекса мероприятий обеспечивает создание предпосылок к повышению эффективности функционирования российской нефтедобывающей промышленности в перспективе. В соответствии с указанной выше целью, в работе решается ряд задач. Первой из них является задача, связанная с анализом существующей системы взаимоотношений государства с российскими нефтедобывающими компаниями и выявлением присущих этим отношениям негативных сторон. Этот анализ затрагивает сферу ценообразования и налогообложения российских нефтедобывающих компаний, а также вопросы планирования объемов добычи нефти и объемов ее экспорта и систему экономического стимулирования работников этих компаний. Следующей задачей, использующей результаты проведенного анализа, является задача, связанная с разработкой комплекса предложений по совершенствованию существующей системы взаимоотношений государства с российскими нефтедобывающими компаниями. Помимо этих предложений в работе разработан ряд методических подходов к решению следующих задач, так или иначе затрагивающих систему взаимоотношений государства с российскими нефтедобывающими компаниями. К ним относятся: задача, связанная с установлением цен на нефть на внутреннем российском рынке ; задача, связанная с определением оптимального объема экспорта российской нефти ; задача, связанная с определением оптимального размера российских нефтедобывающих компаний, выступающих в качестве хозяйственно самостоятельных единиц ; задача, связанная с определением размера дифференциальной ренты, взимаемой с российских нефтедобывающих компаний, разрабатывающих различные месторождения нефти, характеризуемые различными условиями ее добычи. Предмет и объект исследования. Предметом исследования является существующая система взаимоотношений государства с российскими нефтедобывающими компаниями, функционирующими в условиях рынка. В свою очередь, объектом проводимого исследования являются предприятия нефтедобывающей промышленности, выступающие в качестве хозяйственно самостоятельных единиц. Методологической основой работы явились научные труды и публикации отечественных и зарубежных авторов, посвященных системе взаимоотношений государства и хозяйствующих субъектов, функционирующих в условиях рыночной экономики и относящихся к российской нефтедобывающей промышленности, в частности Алекперова В. Ю. , Анисимова А. В., Городецкого А. Д., Данцига Дж. , Доллана Э. Дж., Кочеткова В. А. , Вяхирева Р. И. , Хейнса П. и других. Научная новизна. Диссертационная работа содержит в себе ряд методических подходов к решению совокупности задач, имеющих научную новизну. К этим задачам относятся : задача, связанная с установлением цен на внутреннем российском рынке ; задача, связанная с определением оптимального объема экспорта российской нефти ; задача, связанная с определением оптимального размера российских нефтедобывающих компаний, выступающих в качестве хозяйственно самостоятельных единиц ; задача, связанная с определением размера дифференциальной ренты, взимаемой с различных нефтедобывающих российских компаний, разрабатывающих различные месторождения нефти, характеризуемые различными условиями ее добычи, располагающих различным техническим уровнем производства и техническим состоянием используемого оборудования. Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в ней результаты предназначены для совершенствования существующей системы взаимоотношений государства с российскими нефтедобывающими компаниями, функционирующими в условиях рыночной экономики. Это относится и к разработанным мероприятиям, и к разработанным методическим подходам решения ряда задач, возникающих в рамках взаимоотношений государства с предприятиями нефтедобывающей отрасли. Апробация работы. С результатами данной работы были ознакомлены ведущие специалисты нефтяной отрасли, которые дали на нее положительные отзывы, а также рекомендовали их для реализации в практику взаимоотношений российских нефтедобывающих компаний с государством. Публикации. По теме диссертации опубликованы три печатных работы, в которых отражены основные результаты, полученные в процессе проведенного исследования по проблеме, выступающей в качестве темы данного исследования. Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы. Объем работы составляет 193 страницы машинописного текста, 3 таблицы л 44 формулы. В первой главе, посвященной проблеме рынка и государства, рассматриваются: характерные особенности рыночной экономики; функции государства в условиях рыночной экономики. Во второй главе, посвященной российской нефтедобывающей промышленности на современном этапе ее развития, рассматриваются: условия и результаты функционирования предприятий данной отрасли; организационно-экономические структуры в нефтедобывающей промышленности и механизм их взаимоотношений с государством. В третьей, заключительной главе данной работы, посвященной основным направлениям совершенствования существующей системы управления деятельностью российских нефтедобывающих компаний, рассматриваются: основные направления совершенствования организационных структур управления нефтедобывающими российскими компаниями и системы их взаимоотношений с государством ; государственное регулирование объемов добычи нефти российскими нефтедобывающими компаниями и объемов ее продаж на мировом рынке ; создание предпосылок эффективной деятельности нефтедобывающих российских компаний. Основное содержание работы. Во введении обосновывается актуальность проблемы, выбранной в качестве темы данной диссертационной работы. В первой главе, используя существующие публикации отечественных и зарубежных авторов, рассматриваются вопросы рынка и государства в их взаимосвязи. В результате такого рассмотрения определены: характерные признаки рыночной экономики, в том числе и на современном этапе ее развития ; функции государства в условиях рыночной экономики, в том числе в сфере управления народным хозяйством и его отраслями. Проводя эти исследования, был сделан следующий вывод. Если рассматривать характер взаимоотношений государства с хозяйственно самостоятельными субъектами в развитых странах с рыночной экономикой, можно увидеть, что в функции государства входит достаточно большое число вопросов. Это и разработка и установление правил, регламентирующих деятельность хозяйствующих субъектов рыночной экономики в различных сферах и по различным направлениям, и контроль за их исполнением, и прямое воздействие в виде экономических санкций и административных мер к тем предприятиям и организациям вне зависимости от форм их собственности и организационно-правовой структуры управления, деятельность которых противоречит интересам государства. Помимо этого видно, что государство вмешивается в сферу внешнеэкономической деятельности хозяйственно самостоятельных субъектов и сферу ценообразования монополистических объединений, если их действия наносят вред обществу и государству. Во второй главе рассматривается российская нефтедобывающая промышленность на современном этапе ее развития. В рамках данной проблемы было проведено исследование условий и результатов функционирования предприятий данной отрасли, а также организационно-экономических структур, используемых в российском нефтедобывающем комплексе, и механизма их взаимоотношений с государством. В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы. В настоящее время сложилось крайне неблагоприятное положение с обеспечением добычи нефти. Ускоренная отработка наиболее богатых и высокопродуктивных залежей и месторождений, быстрое и прогрессивное истощение ресурсной базы данной отрасли, обводненность добываемой продукции, изношенность существующей технической базы без ее своевременного обновления в требуемых объемах - вот те причины, которые привели к неутешительному положению дел в российской нефтедобывающей промышленности. Если в этой связи обратиться к цифрам, то можно увидеть, что по имеющимся оценкам на находящихся в промышленной разработке месторождениях нефти отобрано около 52% извлекаемых запасов нефти. Обводненность добываемой нефти по состоянию на 1 января 1998 года возросла до 82%. Рассматривая тенденции в российской нефтедобывающей промышленности за последние годы, можно увидеть следующее. Начиная с 1991 года, т. е. с момента начала реформирования российской экономики до 1993 года началось резкое падение объемов добычи нефти. Причиной этого явилось практически полное прекращение централизованных инвестиций, ранее осуществляемых из государственного бюджета. Кроме того, на тот период времени предприятия нефтедобывающей отрасли не располагали достаточными накоплениями, в том числе накоплениями в виде амортизационных отчислений. Положение, связанное с нехваткой средств у предприятий нефтедобывающей промышленности, усугубилось резким повышением цен на оборудование, используемое при добычи нефти, вызванное политикой российского правительства в области ценообразования, взявшего курс на невмешательство государства в данную сферу и отдавшего решение этого вопроса, за редким исключением, касающихся явных монополистов и определенных видов товаров, в руки производителей. Снижение объемов добычи нефти, отсутствие средств для обновления производственной базы и значительный износ оборудования, используемого в нефтедобывающей промышленности, привели к интенсивному выбытию добывающих мощностей. В последующие годы решающими факторами снижения объема добычи нефти стали низкий платежеспособный спрос ее российских потребителей и ограничения на транспортные мощности для экспорта нефти. В последний год-полтора экспорт российской нефти сократился еще по одной причине, а именно, вследствие падения цены на нее на мировом рынке. Если обратиться к анализу результатов деятельности 13 основных нефтяных компаний за 1997 год, то можно увидеть следующее. Большая часть компаний увеличила в 1997 году объемы реализации своей продукции, исчисленной в стоимостном выражении, по сравнению с 1996 годом. Однако, если учитывать существовавший в этот период рост цен на данный вид продукции на внутреннем российском рынке в связи с инфляцией, то можно считать, что рост реализации продукции в натуральном выражении за этот период времени был или очень незначительным, или его не существовало вовсе. По трем компаниям в 1997 году по сравнению с 1996 годом произошло снижение объемов реализации продукции, исчисленной в стоимостном выражении, особенно сильное падение этого объема характерно для компании Юганскнефтегаз. Разброс значений показателей, характеризующих результаты деятельности рассматриваемых нефтяных компаний за 1997 год, является значительным, несмотря на то, что их можно считать сопоставимыми по различным предприятиям нефтедобывающей промышленности. Так, разброс значений отношения объема реализации продукции, исчисленной в стоимостном выражении, к количеству занятых работников варьируется по различным компаниям от 198,7 до 679,8 млн. рублей на одного работника. Таким образом, наибольшее значение этого показателя превышает наименьшее его значение в 3,5 раза. Разброс значений показателя, отражающего собой отношение балансовой прибыли к объему реализованной продукции, исчисленной в стоимостном выражении, составляет по рассматриваемой совокупности компаний от - 7,3 до 24,4%. Разброс значений показателя, отражающего собой отношение прибыли после к прибыли до налогообложения для тех же компаний, составляет от 30,3 до 373,1%. Значение показателя, представляющего собой отношение прибыли после налогообложения к численности работников изменяется в пределах от - 55,6 до 56,1 млн. рублей на одного работника . Процесс реформирования российского нефтедобывающего комплекса начался с 1991 года. Он шел по пути развития рыночных механизмов управления при одновременном ослаблении контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, функционирующих в данной сфере, со стороны государства. На первом этапе реформирования, определяемым периодом времени, включающим в себя 1991, 1992 и 1993 годы, государство в качестве' единственного собственника объектов топливно-энергетического комплекса провело преобразование нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий в производственные ассоциации, самым крупным собственником в которых являлось государство в лице федеральных органов власти. На втором этапе реформирования, начиная с 1993 и кончая 1996 годом, производственные ассоциации были преобразованы в акционерные общества при сохранении государственного контроля. В ходе этих преобразований были сформированы вертикально-интегрированные нефтяные компании в виде холдингов, причем акции холдингов выпускались независимо от акций дочерних предприятий и не подлежали обмену на них. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |