реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Пути совершенствования существующей системы взаимоотношений государства с российскими нефтедобывающи...

В нефтяном бизнесе вертикальная интеграция объединя­ет в себе деятельность, начиная с разведки и разработки нефтяных месторождений, транспортировки нефти, ее перера­ботки и кончая реализацией продукции ее конечным потреби­телям. Как правило, это сопровождается интегрированными научными исследованиями и инновационными процессами. Вы­годы, обусловленные использованием вертикальной интегра­ции, сводятся, в первую очередь, к сокращению затрат при объединении под единым контролем усилий различных произ­водств в осуществлении всего производственного цикла, улучшения информационного обеспечения бизнеса, обеспече­ние гарантированных условий поставок, наличие постоянных бизнес-партнеров и. т.д. В свою очередь, издержки верти­кальной интеграции обусловлены рядом факторов, наиболее значительным из которых является необходимость внедрения новой управленческой системы, действующей в рамках обра­зованной вертикально-интегрированной структуры.

Если обратиться к имевшему место процессу формирова­ния вертикально-интегрированных нефтяных компаний в Рос­сии, то можно увидеть, что он часто осуществлялся чисто административным путем, при этом во многих случаях не учитывались существующие между предприятиями территори­ально-производственные связи. В результате этого произош­ло следующее. Предприятия, входящие в одну и ту же компа­нию, фактически bcjvi себя как независимые хозяйствующие субъекты. Это, в свою очередь, приводило к тому, что до­бывающие и перерабатывающие предприятия слабо увязывали между собой свои производственные программы, что сводило практически на нет преимущества интеграции и снижало эф­фективность функционирования интегрированных компаний. Не способствовало повышению эффективности работы компаний и стремление местных администраций воздействовать на работу объектов топливно-энергетического комплекса, взяв их под свой контроль. В итоге финансовые результаты деятельности многих, если не сказать большинства этих интегрированных компаний оказались неудовлетворительными. Вместе с тем, наблюдались и положительные результаты, связанные с вне­сением изменений в систему управления внутри существующих нефтяных компаний. Особенно это коснулось нефтяной компа­нии " Лукойл", осуществившей широкомасштабный переход к более эффективным методам управления.

Если рассматривать существующую систему взаимоотно­шений государства с предприятиями нефтедобывающей промыш­ленности на примере такой компании как "Лукойл", то можно увидеть следующее. Доля цены на нефть, реализуемой на внутреннем российском рынке, от цены на нефть, экспорти­руемую за границу, по данным компании " Лукойл" за 1997 год составляла немногим более 50%. Удельный вес налогов, вне зависимости от того, реализовывалась нефть на внут­реннем российском или на внешнем рынке, составлял 52,5%. Чистая прибыль этой компании при реализации 1 барреля нефти на мировом рынке в 1997 году составляла 2,09 долла­ра, при реализации 1 барреля нефти на российском рынке эта компания несла убыток в размере 0,3 доллара.

Анализируя российскую налоговую систему применитель­но к нефтедобывающим компаниям, следует отметить следую­щее. Удельный вес налогов, взимаемых с российских нефте­добывающих компаний государством, в настоящее время чрез­вычайно высок, если его сравнивать со значением аналогич­ного показателя в развитых странах с рыночной экономикой, например в США или Великобритании. В развитых странах с рыночной экономикой подавляющая часть суммы, взимаемой в качестве налогов с предприятий нефтедобывающей отрасли государством, собирается с помощью прямого налога, про­порционально получаемой нефтяными компаниями прибыли. В России же подавляющая часть суммы, взимаемой в виде нало­гов с предприятий нефтедобывающей отрасли, собирается с помощью косвенных налогов, причем их число неоправданно велико. Существующая система налогообложения, в сочетании с существующими ценами на нефть на внутреннем российском рынке, приводит к тому, что лаже для такой крупной компа­нии как "Лукойл", ее деятельность становится убыточной, если она полностью ориентирована на российских потребите­лей нефти. По этой причине, в интересах российских нефтя­ных компаний продавать добываемую ими нефть за границу, а не внутри страны. И эти интересы, в свою очередь, приво­дят к существенной недогрузке мощностей российских нефте­перерабатывающих предприятий, вследствие чего государство несет соответствующие потери.

Если обратиться к экспорту нефти, то можно увидеть, что основными рычагами управления в данной сфере со сто­роны государства являются выдаваемые российским нефтяным компаниям лицензии, разрешающие продажу добываемой ими нефти за границу, и квоты, с помощью которых устанавлива­ются ограничения на объемы этих продаж. Вместе с тем, с нашей точки зрения, было бы оправданным, чтобы помимо этого государство выступало в качестве посредника в рас­четах между российскими экспортерами нефти и ее зарубеж­ными покупателями, т. е. играла более активную роль. Это снизит вероятность злоупотреблений со стороны нефтяных компаний, в результате которых государство теряет часть своих валютных поступлений.

Важным для российской экономики является вопрос, связанный с определением объемов добываемой нефти и ее объемов, экспортируемых за границу. Это обусловлено ко­леблющейся рыночной конъюнктурой, и при определенных об­стоятельствах можно экспортировать больше нефти, но полу­чать от этого меньший доход.

Очевидно, что неудовлетворительно решается вопрос, связанный с установлением цен на нефть на внутреннем рос­сийском рынке. Неудовлетворительным является и используе­мый подход к ценообразованию на данный вид продукции, ос­нованный на издержках. Более оправданным является исполь­зование подхода, в основе которого лежит спрос и предло­жение, и который больше соответствует рыночной экономике, в условиях которой функционируют сегодня предприятия неф­тедобывающей промышленности.

Государство практически самоустранилось от решения вопроса, связанного с разработкой и внедрением эффектив­ной системы экономического стимулирования работников предприятий, делающих их более заинтересованными в эффек­тивности своей работы и конечных результатах деятельности компаний, на которых они работают. Это в равной степени относится и к нефтедобывающим российским компаниям. Вме­сте с тем, наличие предпосылок в заинтересованности работников в результатах своего труда и конечных результа­тах деятельности предприятий, на которых они работают, является не последних фактором, который обеспечивает по­вышение эффективности функционирования национальной эко­номики. И если этот вопрос плохо решают или не решают собственники и руководители предприятий, то его решением должно заниматься государство в лице его соответствующих компетентных органов.

В третьей главе, используя результаты ранее прове­денного анализа, разработаны предложения по совершенство­ванию существующей системы взаимоотношений государства с российскими нефтедобывающими компаниями. Эти предложения сводятся к следующему.

Используя опыт развитых стран с рыночной экономикой, таких как США и Великобритания, следует упростить сущест­вующую в России налоговую систему, уменьшив число нало­гов, взимаемых с российских нефтедобывающих компаний. Ос­новным налогом, взимаемым с предприятий нефтедобывающей отрасли, должен стать прямой налог в виде налога с прибы­ли этих хозяйствующих субъектов. Кроме того, целесообраз­но внедрить в российскую практику систему рентных налого­вых платежей, используемую в западных странах, для стиму­лирования процессов поиска новых месторождений нефти и их освоения. Учитывая также различные условия добычи нефти из ее различных месторождений, следует ввести механизм дифференциальной ренты.

Необходимо сделать так, корректируя налоговую систе­му и цену на нефть на внутреннем российском рынке, чтобы чистый доход, получаемый российскими нефтедобывающими компаниями от продажи одной тонны данного вида продукции на мировом и внутреннем рынке был бы одинаков. Это позво­лило бы перерабатывать на российских нефтеперерабатываю­щих предприятиях большие объемы нефти и экспортировать конечные нефтепродукты.

Цены на внутреннем российском рынке на нефть следует устанавливать не на основе затрат по ее добыче и реализа­ции, исходя из известного затратного метода, используемо­го в ценообразовании, а на основе складывающего и ожидае­мого спроса и предложения. Последний подход, применяемый в ценообразовании, больше соответствует условиям рыночной экономики, нежели первый.

Если обратиться к экспортным поставкам нефти и неф­тепродуктов, то наиболее оправданным следует считать ва­риант, когда государство не просто выдает лицензии и ус­танавливает квоты, а более активно участвует в данной сфере. Это участие может сводиться к анализу эффективно­сти тех или иных сделок российских нефтяных компаний с теми или иными зарубежными покупателями, исходя из госу­дарственных интересов. Результатом такого анализа может являться разрешение или запрет на ту или иную сделку по продаже российской нефти и нефтепродуктов за границу. Кроме того, с нашей точки зрения, государство в лице его соответствующего учреждения, должно являться посредником в расчетах между российскими нефтяными компаниями и зару­бежными покупателями. Это позволит иметь государству бо­лее достоверную информацию об объемах российского экспор­та нефти и нефтепродуктов и получаемой от этой продажи валютной выручки.

Для решения ряда задач, входящих в компетенцию госу­дарства с учетом предлагаемых изменений в системе его взаимоотношений с нефтедобывающими российскими компания­ми, в данной главе настоящей работы разработаны соответ­ствующие методологические подходы. Они затрагивают реше­ния следующих задач: установление цен на нефть на внут­реннем российском рынке; определение оптимального объема экспорта нефти; определение размера дифференциальной рен­ты, взимаемой с различных нефтедобывающих российских ком­паний, разрабатывающих различные месторождения нефти ; определение оптимального размера российских нефтедобываю­щих компаний ; построение системы экономического стимули­рования предприятий нефтедобывающей отрасли.

Для решения первой задачи предлагается два альтерна­тивных варианта, в основе которых лежит процедура взаимо­действия государства в лице его соответствующего учрежде­ния с нефтедобывающими российскими компаниями. Первый ва­риант основан на использовании известной процедуры Данцига-Вульфа и предполагает наличие единой цены на нефть, реализуемую на внутреннем российском рынке различными нефтедобывающими российскими компаниями. В этой процедуре государство устанавливает цены, нефтедобывающие россий­ские компании заявляют объемы добываемой ими нефти, а российские потребители данного вида продукции - объемы его покупки. Второй вариант решения данной задачи основан на использовании различных цен на нефть, реализуемую рос­сийскими нефтедобывающими компаниями на внутреннем рос­сийском рынке, и единой цены ее приобретения российскими потребителями данного вида продукции. При этом предпола­гается, что государство является посредником между рос­сийскими нефтедобывающими компаниями и российскими потре­бителями нефти. В диалоге с нефтедобывающими российскими компаниями государство устанавливает предельный макси­мально допустимый уровень рентабельности, использующийся этими хозяйствующими субъектами при установлении цен на добываемую ими нефть, в диалоге с российскими потребите­лями нефти - цены ее приобретения.

При решении данной задачи государство определяет по­требный объем экспорта российской нефти за определенный период времени. Вследствие этого любая из указанных выше процедур заканчивается тогда, когда обеспечивается выпол­нение условия, в соответствии с которым предложение по данному виду продукции превышает спрос на внутреннем рос­сийском рынке на величину, соответствующую найденному го­сударством объему экспорта российской нефти.

Цена на внешнем по отношении к России рынке на нефть в определенной степени зависит от объема экспорта россий­ской нефти. Учитывая это обстоятельство, в работе пред­ставлена математическая модель, обеспечивающая совместное решение задач, связанных с установлением цены на нефть на внутреннем российском рынке и оптимальным объемом ее экс­порта. В качестве целевой функции в данной модели исполь­зуется функция, обеспечивающая максимум дохода государст­ва от экспорта российской нефти с учетом разницы между ожидаемой ценой на внешнем и внутреннем российском рынке на данный вид продукции.

Для расчета размера дифференциальной ренты, взимае­мой с различных российских нефтедобывающих компаний, предлагается определение по данным за ретроспективный пе­риод зависимости, связывающей между собой величину затрат при добыче одной тонны нефти и различные производственные факторы. К последним относятся факторы, отражающие усло­вия добычи нефти, технический уровень производства и тех­ническое состояние используемого оборудования. Неизвест­ные значения параметров этой зависимости находятся с по­мощью регрессионного множественного анализа.

В работе представлена математическая модель, с помо­щью которой определяется оптимальный размер нефтедобываю­щих российских компаний, выступающих в качестве хозяйст­венно самостоятельных единиц. При решении данной задачи используется две функциональных зависимости. Одна из них характеризует собой связь эффективности функционирования данной отрасли в зависимости от числа отдельно взятых компаний, обусловленной наличием между ними конкуренции. Другая функция отражает связь между эффективностью функ­ционирования данной отрасли и средним размером предпри­ятий нефтедобывающей промышленности, обусловленной! Их возможностями в сфере развития своего производства за счет использования инвестиций.

Чтобы создать дополнительные предпосылки в заинтере­сованности нефтедобывающих российских компаний в повыше­нии эффективности своей деятельности, предлагается сле­дующий подход. В соответствии с ним предлагается по каж­дому из предприятий рассматриваемой отрасли оценивать эф­фективность использования ими в отчетном периоде сущест­вующих производственных возможностей. В зависимости от полученных оценок осуществляется определение размера фон­да потребления по каждому из рассматриваемых хозяйствую­щих субъектов, средства которого используется для выплаты установленных сумм их собственникам, а также для выплаты вознаграждения работникам предприятий за указанный выше период времени.

Производственные возможности предприятий предлагает­ся характеризовать наличным составом используемых ими трудовых ресурсов и основными производственными фондами, им принадлежащим, причем в их взаимосвязи. В качестве ха­рактеристики производственных возможностей трудовых ре­сурсов используется размер средств предприятий, идущих на оплату труда их работников. В качестве характеристики ос­новных производственных фондов предприятий используется их стоимость, исчисленная по восстановительной оценке за вычетом стоимости ее износа. При их соизмерении использу­ется значения соответствующего отраслевого норматива. Его значение может быть получено в результате деления размера средств, идущих на оплату труда работников предприятий, к восстановительной стоимости основных производственных фондов за вычетом стоимости их износа для отдельно взятой рассматриваемой отрасли. При оценке производственных воз­можностей по каждой из нефтедобывающих российских компа­ний учитываются различные условия их функционирования, определяемые сложившимися объективными причинами.

Заключение. В данной работе рассмотрен комплекс вопросов, решение которых обеспечивает создание предпосылок повыше­ния эффективности функционирования российской нефтедобы­вающей промышленности на современном этапе развития на­циональной экономики.

В процессе исследования был проведен анализ, затра­гивающий следующие вопросы:

характерные особенности рыночной экономики и функции государства в развитых странах с рыночной экономикой;

условия и результаты функционирования российского нефтедобывающего комплекса;

процесс реформирования в нефтедобывающей промышлен­ности, его положительные и отрицательные стороны ;

существующая система взаимоотношений государства с российскими нефтедобывающими компаниями.

По результатам проведенного анализа был разработан комплекс решений, направленных на создание предпосылок более эффективной работы предприятий нефтедобывающей про­мышленности. Эти решения затрагивают существующую систему налогообложения; задачу, связанную с установлением цен на нефть на внутреннем российском рынке; задачу, связанную с определением объема экспортируемой российской нефти; взаимоотношения государства с российскими экспортерами нефти и их зарубежными покупателями; задачу, связанную с определением оптимального размера российских нефтедобы­вающих компаний; задачу, связанную с построением системы экономического стимулирования нефтедобывающих российских компаний, делающей их работников более заинтересованными в конечных результатах деятельности предприятий, на кото­рых они работают.


Основные результаты проведенного исследования опуб­ликованы в работах :


1. Рассадин В.В., Дмитриев Я. В. Создание предпосылок эффективной деятельности нефтедобывающих российских ком­паний. Сборник научных трудов. Выпуск 2.,МГАПИ,1998 г.-0,3 п. л.

2. Рассадин В. В. Совершенствование системы взаимоот­ношений государства с российскими нефтедобывающими компа­ниями. Cборник научных трудов. Выпуск 2,М.,МГАПИ, 1998г.-0,36 п.л.

3. Рассадин В.В., Дмитриев Я. В., Акулова Е.В. Российская нефтедобывающая промышленность на современном этапе развития национальной экономики и пути повышения эффективности ее функционирования. Монография, изд."Терра" Можайский полиграфкомбинат, (В пе­чати )-3, 33 п.л.




Страницы: 1, 2


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.