реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Развитие лексики цветообозначения в современном немецком и русском языках.


Наименования цветообозначений в современном немецком и русском языках более наглядно можно проследить, опираясь на катологи мод, где наименование цвета можно не только перевести на немецкий или русский язык, но и сравнить цвета в разных каталогах (немецком и русскоязычном). В следующих разделах рассматриваются лексические единицы, обозначающие цветообозначения, использованные в немецком каталоге моды (см.2.1) и такие же единицы в русскоязычном каталоге мод (см.2.2).

2.1 Цветообозначения в каталоге мод на немецком языке


Для исследования лексических единиц, обозначающих цвет, был выбран немецкий каталог моды “OTTO”. На примере различных моделей одежды отражены разнообразные цветовые гаммы.

В каталоге триста восемьдесят страниц, на каждой странице примерно по три цветообозначения. Таким образом получается, что в каталоге “ОТТО" представлено около одной тысячи ста сорока лексических единиц. Для исследования были выбраны цвета соответственно спектру. В работе лексические единицы распределены по спектру, в качестве материала для исследования использованы только те лексические единицы, которые обозначают оттенки.

Рассмотрим эти оттенки следуя по спектру:

1. Оттенки белого.

Кроме основного обозначения цвета weiss ‘белый’ в каталоге использовались четыре лексические единицы, обозначающие различные оттенки белого цвета: rauchiges weiss ‘дымчато-белый’, mandel weiss ‘белый миндаль’, elfenbeinfarbe ‘цвет слоновой кости, белый цвет с кремовым оттенком’.

2. Оттенки серого.

Для обозначения оттеков цвета grau ‘серый’ найдено семь лексических единиц: hellgrau ‘cветло-серый’, silbern ‘cербряный’, schiefergrau/blau-grau ‘cиневато-серый, аспидный цвет’, chinchilla ‘cеровато-голубоватый’, grüngrau ‘cеро-зелёный’, dunkelgrau ‘тёмно-серый’, zyan ‘стальной’.

3. Оттенки чёрного.

У цвета schwarz ‘чёрный’ найдено только два оттенка (согласно каталогу "ОТТО"): schwarzgrau ‘чёрно-серый’, anthrazit ‘чёрный с металлическим отблеском, антрацитовый’.

4. Оттенки синего.

Кроме основного цвета blau ‘синий’ используется восемнадцать оттенков. Например: marineblau ‘тёмно-синий цвет, ультрамариновый’, nigsblau ‘кобальтовый синий/чистый, яркий оттенок синего цвета’, indigo ‘индиго’, сapri ‘капри (светлый, с серым оттенком) ’, rkis ‘бирюза’, dunstblau ‘туманно-голубой’ и т.д. (полный список лексических единиц см. Приложение 1).

5. Оттенки зелёного.

У grün ‘зелёный’ замечены следующие оттенки: grellgrün/limonenfarbe ‘ярко-зелёный с желтоватым оттенком, цвета лайма’, blaugrün/bleu ‘зеленовато-голубой’, seegrün ‘цвета морской волны’, frühlingsgrun ‘цвет весенней листвы’, salatfarbe ‘салатный’, kiwi ‘киви’ (полный список см. Приложение 1).

6. Оттенки розового, фиолетового.

У rosa ‘розовый’ и violett ‘фиолетовый’ в каталоге найдено достаточно много лексических единиц, обозначающих оттенки: pink/rosenquarz ‘ярко-розовый’, pfirsich ‘персиковый’, helllila/amethyst ‘светло-лиловый, аметист’, pflaume ‘сливовый’, aubergine ‘баклажан’, rosenholz ‘розовое дерево’ (далее см. Приложение 1).

7. Оттенки коричневого.

Цвет braun ‘коричневый’ имеет следующие оттенки: chokoladenbraun ‘шоколад’, haselnussbraun ‘ореховый/светло-коричневый/красновато-коричневый’, weizen ‘пшеничный’, marone ‘каштановый’, terracotta ‘терракота’ (обожжённая глина) (полный список см. Приложение 1).

8. Оттенки жёлтого.

Grün ‘жёлтый’ имеет такие оттенки как sandgelb ‘песчаный, жёлтый песок’, kanariengelb ‘канареечный, канареечно-жёлтый’, champagner ‘шампанского’, senffarbe ‘горчичный’, lindenblute ‘липовый’, vanilla ‘ванильный’ и т.д. (см. Приложение 1).

9. Оттенки красного.

Кроме основного значения rot ‘красный’ в каталоге найдено тринадцать оттенков этого цвета. Например: purpurrot / tiefrot ‘алый’, magenta ‘пурпурный’, himbeerrot ‘малиновый’, korallenrot ‘коралловый’, tonscherbenrot ‘цвет красной глины’ (полный список см. Приложение 1).

10. Оттенки оранжевого/красно-коричневого.

По каталогу "ОТТО" у orange ‘оранжевый’ цвета есть следующие оттенки: hellorange ‘светло-оранжевый’, ocker ‘сиена, охра’, rotes ocker ‘красная охра’, gebranntes orange ‘жжёная охра, жжёный оранжевый’, ockergelb ‘жёлтая охра’, ziegelfarbe / kurbis ‘кирпичный’, rost ‘ржавчина’, lachs ‘оранжево-розовый’, goldorange ‘оранжево-золотой’.

2.2 Цветообозначения в каталоге мод на русском языке


Для исследования цветообозначений в русском языке, выбрано несколько русских каталогов и журналов. Таких как "IKEA", "Cosmopolitan", "Vogue", "Дорогое удовольствие". Было исследовано примерно сто страниц, на которых были представлены различные цветообозначения (полный список см. Приложение 2).

В журнале "Дорогое удовольствие" найдены следующие цвета и оттенки: сапфировый, шоколадный, изумрудный, серебряный, дымчатый, баклажан, пурпурный, оливковый, золотой, серый, черный, белый, нежно-фисташковый, светло-жёлтый, цвет увядшей розы, жемчужно-серый.

В каталоге "IKEA" или базовые цвета или оттенки с полутоном: ярко-, светло-, тёмно - и т.д. Например: ярко-красный, малиновый, оранжевый, тёмно-синий, зелёный, тёмно-зелёный, белый, темно-красный, чёрный, синий, лиловый, серебристый, сиреневый, голубой, розовый, жёлто-зелёный, коричневый, светло-коричневый, песочный.

В модном женском журнале "Cosmopolitan" так же немного обозначений цветов. Это связано с тем, что количество цветов и оттенков зависит от модных тенденций. Были выявлены такие цвета как: перламутр, синий, зелёный, фуксия, розовый, оранжевый, коралловый, натурально-розовый, кораллово-красный, серебряный, красный, натуральный, хаки, горький шоколад, кофейный цвет, цвет чай с молоком.

Рассмотрим эти оттенки следуя по спектру:

1. Оттенки белого.

Кроме основного обозначения цвета ‘белый’ встречаются три оттенка: перламутр, натуральный, белоснежный.

2. Оттенки серого.

У серого цвета обнаружен только один оттенок-серебряный.

3. Оттенки чёрного.

В русских журналах не найдено оттенков чёрного цвета.

4. Оттенки синего.

Синий цвет имеет в журналах следующие оттенки: бирюзовый, голубой, небесный, тёмно-синий.

5. Оттенки зелёного.

Ярко-зелёный, защитный, хаки, тёмно-зелёный - все эти оттенки зелёного цвета.

6. Оттенки розового, фиолетового.

Несмотря на то, что розовый и фиолетовый объединены в один пункт, результатом выборки стало небольшое количество их оттенков: пепельно-розовый, ярко-розовый, фуксия, коралловый, натурально-розовый, малиновый, лиловый, сиреневый, бледно-розовый.

7. Оттенки коричневого.

Коричневый цвет в русских каталогах намного популярнее и поэтому было найдено немало оттенков коричневого: песочно-кремовый, горький шоколад, кремовый, кофейный, бронза, кофейный, чай с молоком, светло-коричневый, песочный, бежевый.

8. Оттенки жёлтого.

В основном в каталогах используют основной цвет - жёлтый. Но обнаружены такие оттенки как: ярко-жёлтый, золотой, жёлто-зёленый, горчичный.

9. Оттенки красного.

Для красного цвета только три оттенка: кораллово-красный, ярко-красный, тёмно-красный.

10. Оттенки оранжевого/красно-коричневого.

Кроме основного цвета, оранжевого, никаких оттенков не было замечено.

Лексические единицы, обозначающие цвет прослеживаются не только в одежде, но и в косметике, мебели. Выявлено, что в основном в этих журналах представлены те оттенки и цвета, которые актуальны в каком-либо определенном году или сезоне.

2.3 Сравнительный анализ цветообозначений в немецком и русском языках


В предыдущих параграфах данной выпускной квалификационной (дипломной) работы (см.2.1, 2.2.) представлены термины цветообозначения в немецком и русском языках, используемых в каталогах мод. При сравнительном анализе цветообозначений немецкого и русского языков выяснилось, что в немецких каталогах используется намного больше названий оттенков, а в русских в основном базовые цвета спектра. Подчиняясь привычке, выработанной в родном языке, у носителей русского языка появляются определенные трудности при переводе цветообозначений на русский язык. Поэтому в русских каталогах используется не так много названий цветов и оттенков. При возникновении трудностей при переводе можно использовать следующие методы:

1. Определение эквивалента похожего оттенка:

сhinchilla ‘светло-серый’

schiefergrau/blau-grau ‘синевато-серый, аспидный цвет’

anthrazit ‘чёрный с металлическим отблеском’

babyblau ‘нежно-голубой’

mistelChartreuse,gelbgrün ‘зелёно-жёлтый’, ‘тёмно-болотистый’

lederbraun ‘коричневый’

chiffongelb ‘"воздушный" жёлтый’

lachs ‘оранжево-розовый’

2. Пословный перевод (с пояснением или без пояснения цвета)

mitternachtsblau ‘тёмно-синий,„полночь“’

rauchiges weiss ‘дымчато-белый’

mandelweiss ‘белый миндаль’

elfenbeinfarbe ‘слоновой кости’

kornblumenblau ‘васильковый’

taubenblau ‘дымчатый’

dunstblau ‘туманно-голубой’

himmelblau ‘небесно-голубой’

frühlingsgrün ‘цвет весенней листвы’

grasgrün ‘зелёный цвет травы’

pfirsich ‘персиковый’

lavendel ‘лаванда’

helllila/amethyst ‘светло-лиловый, аметист’

pflaume ‘сливовый’

aubergine ‘баклажан’

rosenholz ‘розовое дерево’

lederbraun ‘коричневый, цвета (дублёной) кожи’

haselnussbraun ‘ореховый/светло-коричневый/красновато-коричневый’

sandbraun ‘песчаный, песочно-коричневый’

tomatencremerot ‘томатный суп-пюре’

vanille ‘ванильный’

champagner ‘цвет шампанского’

chiffongelb ‘шифон, "воздушный" жёлтый’

gebranntes orange ‘жжёная охра, жжёный оранжевый’

kanariengelb ‘канареечный, канареечно-жёлтый’

3. Транскрипция

indigo ‘индиго’

kiwi ‘цвет киви’

terrakotta ‘терракота’

сapri ‘капри’

аnthrazit ‘антрацитовый’

4. Использование нескольких вариантов перевода

aqua (marin) /seeblau ‘аквамарин, синеголубой’

elfenbeinfarbe/sahne ‘слоновой кости, белый цвет с кремовым оттенком’

schiefergrau/blau-grau ‘синевато-серый, аспидный цвет’

anthrazit ‘чёрный с металлическим отблеском, антрацитовый’

marineblau ‘тёмно-синий цвет, ультрамариновый’

konigsblau ‘кобальтовый синий/чистый, яркий оттенок синего цвета’

stahlblau ‘стальной, синеватый, цвета стали’

hellblau/сyan ‘светло-синий, голубой’

taubenblau ‘дымчатый, зеленовато-голубой’

capri ‘капри (светлый, с серым оттенком) ’

himmelblau/azurblau/atlantik ‘лазурный, небесно-голубой, лазоревый’

grellgrün/limonenfarbe ‘ярко-зелёный с жёлтоватым оттенком, цвета лайма’

hellgrün ‘бледно-зелёный, светло-зелёный’

mistel/salbei ‘тёмно-болотистый/шалфей’

helllila/amethyst ‘светло-лиловый, аметист’

mauve ‘розоватый, сиреневатый’

lederbraun ‘коричневый, цвета (дублёной) кожи’

haselnussbraun ‘ореховый/светло-коричневый/красновато-коричневый’

sandbraun ‘песчаный, песочно-коричневый’

hellbraun/chamois ‘жёлто-коричневый/цвет загара’

khaki/graubraun ‘хаки, защитный цвет’

terrakotta ‘терракота (обожжённая глина) ’

sandgelb ‘песчаный, жёлтый песок’

chiffongelb ‘шифон, "воздушный" жёлтый’

korallenrot ‘кораллово-красный, светло-красный’

сиена, охра

gebranntes orange ‘жжёная охра, жжёный оранжевый’

Выводы по второй главе


Анализ каталогов на немецком и русском языках показал, что в немецких журналах представлено намного больше наименований цветов и они обозначают конкретные оттенки, а в русских журналах цвета описываются абстрактнее, например яркие или холодный оттенки, озорные оттенки, красные тона и т.д. В русских журналах мод в основном употребляется наименование цвета из основного спектра, а не название его оттенков. Несмотря на существование эквивалентного перевода некоторых цветовых оттенков с немецкого на русский язык, даже в переводных зарубежных изданиях (например, IKEA) для передачи цветообозначения используются в основном только базовые цвета спектра.

Следует отметить, что при переводе цветообозначений возникают трудности передачи лексемы как с русского на немецкий, так и с немецкого на русский. В одних случаях сложно подобрать эквиваленты, в других - их вовсе не существует. Таким образом, при переводе наименований цветов использовались следующие методы: определение эквивалента похожего оттенка, пословный перевод (с пояснением или без пояснения цвета), транскрипция, использование нескольких вариантов перевода.


Глава 3. Анализ развития лексики цветообозначений в немецком и русском языках


Известно, что цвет составляет важнейшую часть всей зрительной информации. Именно цвет одежды встретившегося вам человека, цвет его лица, волос и т.д. запоминается прежде всего.

Сейчас при изобилии товаров на нашем рынке появилась и характерная для рынка необходимость в рекламе, и цвету в ней отводится немалая роль. При этом зачастую и сам цвет становится своеобразным товаром, который трудно продать без упаковки. А "упаковка" цвета это ни что иное, как его название. Рекламируя (предлагая) цвет автомашины, костюма или косметики, дизайнеры создают образ, причём вместе с вещами человек примеряет на себя и все, что этим вещам сопутствует, включая и название их цвета. И поэтому журналы и различные проспекты не могут позволить себе игнорировать цветовую лексику. Название цвета используется в качестве привлечения товара. Но возникает проблема, что цвета, которые нам предлагают дизайнеры и журналы, и названия цветов простого обывателя расходятся. Задача эксперимента заключается в том, чтобы выявить какие названия цветов вошли в обиход в современном немецком и русском языках.

Для эксперимента было выбрано девятнадцать различных товаров разных цветов из немецких каталогов мод. Цвета были отобраны на основе анализа, который описывался во второй главе выпускной квалификационной (дипломной) работы. Все товары были распределены по карточкам, и за каждой карточкой было закреплено название цвета на немецком языке с его эквивалентом на русском языке. Наименования цветообозначений в немецком языке были взяты из немецких журналов мод, а эквивалентный перевод их на русский язык был найден в ходе исследования (см. Главу 2). В представленной ниже Таблице 2 указаны цветообозначения на немецком и русском языках, которые были использованы в эксперименте.


Таблица 2

№ карточки

Название цвета на немецком языке

Название цвета на русском языке

1

pflaume

сливовый

2

gelb

жёлтый

3

türkis

бирюзовый

4

khaki

хаки

5

terrakot

терракотовый

6

orange

оранжевый

7

choko

шоколадный

8

apricot

абрикосовый

9

koralle

коралловый

10

lila

лиловый

11

fuchsia

фуксии

12

rosa

розовый

13

violett

фиолетовый

14

naturweiss

натурально-белый

15

hellblau

голубой

16

sand

песочный

17

bordeaux

бордовый

18

beige

бежевый

19

anthrazit

антрацит


Для данного эксперимента были выбраны товары такого цвета, которые в основном не входят в основной цветовой спектр. Тем более, что в современных немецких каталогах как правило, используются названия цветов не по цветовому спектру. В современных российских журналах тоже наблюдается тенденция употребления таких названий цветов. Хотя зачастую, российские журналы используют названия цветов основного цветового спектра, но всё же влияние Запада в последнее время существенно заметно.

В эксперименте участвовал в общей сложности тридцать один человек, из них двадцать один - русскоговорящий и десять - немецкоговорящих. Практически все участники эксперимента были работающие женщины среднего возраста или учащиеся ВУЗов. Одной из задач эксперимента было выявить, в каком случае название цвета товара, которые предлагают журналы, совпадает с мнением обычного покупателя.

3.1 Экспериментальное исследование цветообозначений в немецком языке


В данном разделе представлен результат эксперимента, который проводился с немецкоговорящими испытуемыми (сводная таблица результатов эксперимента см. Приложение 3). Анализ проводится по порядку следования карточек в анкете.

Карточка 1. Pflaume ‘сливовый’.

Двое опрошенных назвали данный цвет как указано в карточке. Так же два человека определили его как rot ‘красный’ и по одному человеку обозначили сливовый цвет как - purpur ‘пурпурный’, sorbet ‘шербет’ (шербет - напиток с добавлением плодов или ягод), dunkelrot ‘тёмно-красный’, lila ‘лиловый’, bordeaux ‘бордовый’, dunkel lila ‘тёмно-лиловый’.

Карточка 2. Gelb ‘жёлтый’.

Девять человек из десяти определили данный цвет в соответствии с мнением редакоторов журнала. Только один человек назвал его hellgelb ‘светло-жёлтый’. Возможно, участник эксперимента хотел уточнить оттенок жёлтого цвет, что это не ярко-жёлтый, а именно светло-жёлтый.

Карточка 3. rkis ‘бирюзовый’.

По четыре человека назвали данный цвет rkis ‘бирюзовый’ и blau ‘голубой’. Один человек использовал слово rkisblau ‘бирюзовый’, но если перевести дословно, то получится бирюзово-голубой. По одному человеку обозначили rkis ‘бирюзовый’ как hellblau ‘светло-голубой’ и königsblau ‘кобальтовый синий’.

Карточка 4. Khaki ‘хаки’.

Всего два человека обозначили данный цвет соответственно карточке. Три человека назвали его grün ‘зелёный’ и dunkelgrün ‘тёмно - зелёный’. И один человек определил цвет khaki ‘хаки’ как grau ‘серый’.

Карточка 5. Terrakot ‘терракотовый’.

Ни один из опрошенных не определил данный цвет как указано в немецком каталоге. Пять человек назвали его красным rot и тёмно-красным dunkelrot и один - кроваво-красным blutrot.

Карточка 6. Orange ‘оранжевый’.

Восемь человек определили данный цвет верно. По одному участнику эксперимента назвали его тёмно-коричневым hellbraun и терракотовым terrakot.

Карточка 7. Choko ‘шоколадный’.

Цвет choko ‘шоколадный’ назвали только два человека. Семь человек определили его как braun ‘коричневый’ и один человек как schwarz ‘чёрный’.

Карточка 8. Apricot ‘абрикосовый’.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.