реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Прокурор в хозяйственном процессе

В Приказе Генерального прокурора  №3 от 31 марта 1995 года «О повышении эффективности прокурорского надзора за соответствием закону судебных решений по гражданским делам» определяются случаи, когда прокуроры должны принимать обязательное участие в судебном разбирательстве гражданских дел: 

1) когда такое участие предусмотрено законом; 

2) когда такое участие признано необходимым судом; 

3) по делам, возбужденным по инициативе прокурора; 

4) о восстановлении на работе; 

5) о выселении без предоставления жилого помещения; 

6) об освобождении имущества от ареста; 

7) о жалобах на неправомерные действия органов государственного управления или должностных лиц, ущемляющие права граждан. 

По делам иных категорий прокурорам предоставлено право решать вопрос об участии в делах исходя из их актуальности,  сложности, общественного и социального значения[7]

Следует, однако, заметить, что ни ГПК, ни Закон «О прокуратуре», ни приказ Генерального прокурора не определяют механизм вступления прокурора в процесс, когда он сам посчитает необходимым обязательно участвовать в деле. Если воспринять возможность прокурора по своей инициативе участвовать в деле как реальную, то такой механизм нужен. Тем более, что статья 81 ГПК предоставляет прокурору право вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требуют интересы государства, а также с целью защиты прав и охраняемых законом интересов граждан. 

Прокурор рассматривается в ГПК как юридически заинтересованное в исходе дела лицо, участвующее в деле, и обладает широким кругом процессуальных прав. Он имеет право: 

° подавать заявления; 

° знакомиться с материалами дела и делать выписки из них; 

° снимать копии с представленных документов и требовать их

удостоверения; 

° заявлять отводы; 

° представлять доказательства и участвовать в их исследовании; 

° задавать вопросы другим участникам судопроизводства по делу; 

° заявлять ходатайства; 

° давать устные и письменные объяснения суду; 

° представлять свои доводы и соображения; 

° возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц; 

°  опротестовывать судебные постановления;

° а также совершать иные процессуальные действия, предусмотренные ГПК (ст.54 и ст.56). 

Кроме того, прокурор, участвующий в деле, высказывает мнения по вопросам, возникающим во время разбирательства дела и по существу дела в целом (вместо заключения в прежнем ГПК). 

В то же время прокурор обязан добросовестно пользоваться принадлежащими ему процессуальными правами. 

Отказ прокурора от своего заявления не лишает лицо, в защиту прав и охраняемых законом интересов которого он обратился в суд, права требовать рассмотрения дела по существу. Если же истец отказывается от иска, заявленного прокурором, то суд вправе прекратить производство по делу. 

Хозяйственный процессуальный кодекс несколько иначе решает вопросы участия прокурора в хозяйственном судопроизводстве при рассмотрении дела судом первой инстанции. В нем указывается (ст. 47), что прокурор, предъявивший исковое заявление,  несет обязанности и пользуется процессуальными правами истца,  кроме права на заключение мирового соглашения. К сожалению,  ХПК не содержит отдельной нормы о процессуальных правах истца. Поэтому с помощью анализа норм о правах и обязанностях лиц, участвующих в деле, к которым относится и истец, можно прийти к выводу о том, что полномочия прокурора в хозяйственном судопроизводстве такие же, как и в гражданском. Но ХПК не предусматривает права прокурора снимать копии представленных документов и требовать их удостоверения. Задавать вопросы другим участникам процесса можно с разрешения хозяйственного суда (ст. 39). 

Закон «О прокуратуре» не содержит каких-либо норм об обязательном участии прокуроров в рассмотрении хозяйственных споров судом первой инстанции. 

Отказ истца от иска, заключение мирового соглашения по иску, предъявленному прокурором в интересах государства и общества, не влекут по ХПК прекращения производства по делу. 

Приказ Генерального прокурора №3 от 26 января 1994 года «Об усилении прокурорского надзора за законностью разрешения хозяйственных споров» содержит в этой части не совсем согласующуюся с законом норму. В п.7 данного приказа указано: «Не допускать отказа прокурора от поддержания иска по просьбе истца или ответчика, органов государственной власти и управления без документального подтверждения  факта урегулирования спора в добровольном порядке до рассмотрения дела в суде. Отзыв иска возможен лишь после того, как нарушение законодательства реально устранено и необходимость в защите интересов субъекта хозяйствования в судебном порядке отпала»[8]. Если буквально толковать такое требование приказа, то прокурор не вправе отказаться даже от необоснованного иска. Возможны и другие законные основания для отказа от иска, где прокурор не только вправе, но и обязан это сделать. 

Глава 3. ПРИНЕСЕНИЕ КАССАЦИОННОГО ПРОТЕСТА

Кассационная практика общих судов Республики Беларусь показывает, что судебные ошибки при рассмотрении гражданских дел в судах первой инстанции имеют широкое распространение. 

При таких обстоятельствах возникает объективная необходимость в изменении системного подхода к улучшению качества правосудия по гражданским делам. Отрицать значение прокурорского надзора за законностью и обоснованностью судебных решений по гражданским делам на данном этапе нет никаких оснований. 

Действующий ГПК предусматривает возможность кассационного обжалования и опротестования не вступивших в законную силу решений всех общих судов Республики Беларусь. Исключение составляют лишь решения Верховного Суда Республики Беларусь, вынесенные им в качестве суда первой инстанции, которые не подлежат кассационному обжалованию и опротестованию.

Право на принесение кассационного протеста на незаконное или необоснованное решение принадлежит прокурору или заместителю прокурора независимо от того, участвовал ли он в данном деле. Помощники прокуроров, прокуроры управлений и отделов могут приносить протесты лишь по делам, в рассмотрении которых они участвовали (ст. 399 ГПК). 

Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что под термином «прокурор или заместитель прокурора» подразумеваются руководители органов прокуратуры независимо от их уровня. Кассационный протест может быть принесен прокурором района, города, межрайонным прокурором или их заместителями, прокурором области и его заместителями, Генеральным прокурором Республики Беларусь и его заместителями. Но в системе органов прокуратуры имеются также Белорусский военный прокурор с заместителями, Белорусский транспортный прокурор с заместителями. Кроме того, в состав как военной так и транспортной прокуратуры входят их областные структуры, имеющие соответственно прокурора и заместителя. ГПК не оговаривает вправе ли они беспрепятственно приносить кассационные протест по делам, рассмотренным общим судом. 

В Законе «О прокуратуре» (ст. 30) говорится только о том, что право принесения в вышестоящий суд частных и кассационных протестов на не вступившие в законную силу суде решения, приговоры, определения и постановления принадлежит соответствующему прокурору, его заместителю в пределах их компетенции. Однако не понятно, что означают слова «соответствующий прокурор» и «в пределах его компетенции». Следует также упомянуть, что в систему общих судов включены военные суды, которые рассматривают уголовные и гражданские дела. Таким образом, не понятно, кто из должностных лиц органов прокуратуры вправе опротестовывать решения военных судов (только ли военные или и другие прокуроры). 

С моей точки зрения, все эти вопросы требуют надлежащего правового регулирования на уровне законов.

ГПК предоставляет прокурору неограниченное право знакомиться с материалами дела, по которому решение обжаловано в кассационном порядке, и в том случае, если он в деле не участвовал.

Порядок подачи кассационного протеста прокурора (как и кассационной жалобы) в ГПК остается прежним: протест адресуется в суд кассационной инстанции, но подается в суд, вынесший решение. Новеллой является установление оснований к отказу в принятии кассационного протеста (ст. 408 ГПК). Такими основаниями являются случаи: 

1) если протест принесен лицом, не имеющим права на опротестование; 

2) если судебный акт не подлежит кассационному опротестованию в силу закона; 

3) если лицо, принесшее кассационный протест, пропустило установленный законом срок для опротестования, а в восстановлении этого срока отказано. 

Отказывать в принятии кассационного протеста, надо полагать, будет судья, вынесший опротестованное решение, что можно признать спорным. 

В ГПК введены повышенные требования к содержанию кассационного протеста. Прокурор должен будет, в частности, указать не только, в чем заключается неправильность решения, изложить свою просьбу, но и обосновать ее, а по имущественным делам –  конкретизировать оспариваемую сумму. 

Несколько уточнен в ГПК срок для принесения кассационного протеста. Теперь кассационный протест подается в десятидневный срок со дня вынесения решения или вручения кассатору по его требованию этого решения с мотивировочной частью (ст.410). Дело в том, что мотивировочная часть (обоснование) решения по новому ГПК составляется не по каждому делу, а только в случаях, установленных ГПК. В свою очередь мотивировочная часть решения составляется в семидневный срок со дня подачи заявления об этом и поступления кассационной жалобы или кассационного протеста (ст. 312 ГПК). Прокурор, независимо от его участия в рассмотрении дела, относится к числу юридически заинтересованных в исходе дела лиц и имеет право на принесение кассационного протеста. По любому делу он может потребовать составления мотивировочной части решения.

Судья первой инстанции обязан направить юридически заинтересованным в исходе дела лицам копии кассационной жалобы или кассационного протеста не позднее следующего дня после принятия кассационной жалобы или кассационного протеста.

На кассационный протест прокурора, как и на кассационную жалобу, юридически заинтересованные в исходе дела лица могут представить свои возражения, а не объяснения, как было ранее. Эти возражения могут быть поданы либо в суд первой инстанции до направления дела в суд кассационной инстанции, либо непосредственно в кассационную инстанцию до начала или в процессе рассмотрения дела (ст. 414 ГПК).

Только прокурору, принесшему кассационный протест, предоставлено право отозвать этот протест (ст. 416 ГПК). Вышестоящему прокурору ГПК такого права не предоставляет. Указанную норму надо понимать так, что кассационный протест, принесенный, например, помощником прокурора района, не вправе отозвать ни прокурор района, ни вышестоящие должностные лица органов прокуратуры.

Существенным в плане защиты прав и законных интересов является в указанной выше норме ГПК и нововведение, предусматривающее, что протест прокурора может быть отозван в суде кассационной инстанции.

Что касается хозяйственного процесса, то ранее действовавший ХПК вообще не предусматривал кассационного производства, а следовательно, и кассационного протеста прокурора.

Новый ХПК вводит кассационное производство. Кассационной инстанцией в отношении решений хозяйственных судов областей и приравненных к ним судов выступает кассационная коллегия этого же хозяйственного суда, назначаемая председателем суда или его заместителем по каждому делу либо созданная на постоянной основе. В состав такой коллегии не может входить судья, вынесший решение в качестве суда первой инстанции.

Прокурор имеет право принести кассационный протест, если он принимал участие в деле (ст. 174 ХПК). Должностное положение работников прокуратуры здесь не имеет значения.

В отличие от порядка подачи кассационного протеста, установленного ГПК, ХПК обязывает прокурора направить копии кассационного протеста и прилагаемых документов лицам, участвующим в деле. Срок для подачи кассационного протеста равен десяти дням со дня принятия решения.

ХПК предполагает возможность подачи как первичного, так и дополнительного кассационного протеста (ст. 178 ХПК). Кассационный протест прокурора может быть возвращен, если:

1) он не подписан или подписан с нарушением установленного порядка;

2) не приложены доказательства отсылки его копии лицам, участвующим в деле;

3) он принесен по истечении срока для кассационного опротестования и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока либо в удовлетворении такого ходатайства отказано;

4) он не содержит указание, в чем заключается нарушение или неправильное применение норм материального либо процессуального права;

5) до направления лицам, участвующим в деле, определения о принятии кассационного протеста к производству от прокурора поступило заявление об отзыве кассационного протеста.

Возвращение кассационного протеста не лишает прокурора права вновь принести кассационный протест по этому же делу на общих основаниях после устранения обстоятельств, препятствующих его рассмотрению в первом случае.

ХПК не предусматривает права прокурора знакомиться с материалами дела, в котором он не участвовал; вступать в дело в любой стадии процесса и высказывать мнение по возникающим в процессе вопросам и по делу в целом.

Названные и другие особенности процессуального положения прокурора в хозяйственном судопроизводстве сказываются и на активности его позиции. Например, если в первом полугодии 2000 года кассационными инстанциями хозяйственных судов Республики Беларусь по кассационным жалобам отменено и изменено 115 судебных актов, то по кассационным протестам прокуроров — ни одного[9].

Глава 4. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В СУДЕ КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

Ныне действующий ГПК не содержит каких-либо принципиально отличительных норм об участии прокурора в кассационном производстве. Но некоторое упорядочение отношений в этой стадии процесса, в том числе по участию прокурора, имеется.

Во-первых, ГПК предусматривает, что производство по делам в судах кассационной инстанции ведется в соответствии с правилами, установленными для производства по делам в суде первой инстанции, с учетом особенностей для кассационного производства. Таким образом, перечень прав и обязанностей прокурора, которые он имеет на стадии разбирательства дела в суде первой инстанции, сохраняется и в суде кассационной инстанции.

Во-вторых, прокурор в кассационном производстве может выступать в нескольких ролях: как кассатор (лицо, принесшее кассационный протест), тогда он выступает первым; как прокурор, выступивший в защиту интересов других лиц, тогда он выступает после лиц, имеющих непосредственный интерес в исходе дела (стороны и третьи лица). Правда, ГПК (ст. 422) не указывает, в какой очередности и сколько раз будет выступать прокурор, если им предъявлен иск в интересах других лиц и принесен кассационный протест на решение суда.

В-третьих, предусматривается возможность рассмотрения кассационного протеста прокурора, поступившего после рассмотрения дела судом кассационной инстанции. Такой протест рассматривается на общих основаниях. В случае принятия по нему иного определения, чем было принято кассационной инстанцией при первом рассмотрении, председателю суда направляется представление об опротестовании одного или обоих определений кассационной инстанции.

В-четвертых, иначе решен в ныне действующем ГПК вопрос о сроках рассмотрения дела в кассационной инстанции. Теперь при особой сложности дела, а также в случае необходимости принятия мер по сбору доказательств председатель суда кассационной инстанции и его заместители вправе назначить другую дату рассмотрения дела в пределах двух месяцев со дня принятия решения о назначении другой даты рассмотрения дела (ст. 424). Таким образом, ГПК увеличил возможный срок рассмотрения дела в кассационной инстанции.

В-пятых, ныне действующий ГПК существенно изменил полномочия кассационной инстанции (ст. 425).

Перечисленные изменения имеют преимущество в сравнении с ранее существовавшим порядком кассационного производства, поскольку содержат элементы апелляционного производства и сокращают время нахождения дела в суде.

Что касается хозяйственного процесса, то ХПК имеет некоторые особенности кассационного производства в хозяйственном суде и участия в нем прокурора.

Так, о принятии кассационной жалобы или кассационного протеста прокурора к производству хозяйственный суд кассационной инстанции выносит определение, в котором указывает время и место рассмотрения дела. Определение направляется лицам, участвующим в деле (ст. 182 ХПК).

Первым в хозяйственном суде кассационной инстанции выступает лицо, подавшее кассационные жалобу, протест, или его представитель. Последовательность выступления других лиц, участвующих в деле, определяется хозяйственным судом кассационной инстанции.

В отличие от ГПК ХПК предоставляет право хозяйственному суду кассационной инстанции не принять отказ от кассационной жалобы и отзыв кассационного протеста, если это противоречит законодательству или нарушает права и законные интересы других лиц.

ХПК предусматривает более короткие сроки для рассмотрения дела в кассационной инстанции — 10 дней со дня поступления дела. В исключительных случаях этот срок может быть продлен председателем хозяйственного суда или его заместителем, но не более чем на 20 дней.

Отличается ХПК и в отношении дополнительных доказательств, представляемых в хозяйственный суд кассационной инстанции: они принимаются во внимание, если лицо, подавшее кассационную жалобу или кассационный протест, обоснует невозможность их представления в суде первой инстанции по причинам, от него не зависящим (ст. 187 ХПК). Такая новелла должна дисциплинировать лиц, участвующих в деле, в том числе прокурора, и стимулировать их активность по представлению наиболее полного объема доказательств именно суду первой инстанции.

Подчеркивается также, что в кассационной инстанции хозяйственного суда не принимаются и не рассматриваются новые требования, которые не были предметом рассмотрения хозяйственного суда первой инстанции.

Глава 5. СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В НАДЗОРНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Судебные акты общих судов, вступившие в законную силу, также могут быть незаконными и (или) необоснованными. В таком случае их можно пересмотреть в порядке надзора.

Возможность проверки законности и обоснованности судебных актов не только в кассационном, но и в надзорном порядке является дополнительной гарантией защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Кроме того, пересмотр судебных актов в порядке надзора способствует формированию единообразной судебной практики, оказывает влияние и на практику прокурорского надзора.

В гражданской процессуальной науке одним из актуальных остается вопрос о месте, роли прокурора, его задачах и надзорном производстве, соотношении судебных и прокурорских полномочий в этой стадии процесса.

Осуществляя надзор за исполнением законов в определенной отрасли, прокурор выполняет как общие задачи (цели) прокурорского надзора, так и вытекающие из них непосредственные задачи, стоящие перед данной отраслью надзора.

Задачи прокурорского надзора (прокурора) в надзорном производстве можно подразделить на общие и непосредственные. К общим относятся: обеспечение верховенства права и укрепление законности в целях защиты прав и законных интересов граждан, организаций и государства. К непосредственным — проверка законности и обоснованности судебных актов; опротестование их в случае несоответствия закону или материалам дела; направление практики прокурорского надзора; дача законного и аргументированного заключения.

Права и обязанности участников прокурорско-надзорных правоотношений при пересмотре в порядке надзора гражданских дел реализуются в процессе их осуществления. Прокурор располагает следующими правами: истребовать дела из суда для проверки в порядке надзора, опротестовать незаконное решение, приостановить исполнение судебного акта, отозвать протест.

Следует обратить внимание, что ГПК указывает для каких целей истребуются гражданские дела. Так, в ГПК (ст. 441) предусматривается, что соответствующие должностные лица как органов прокуратуры, так и судов имеют право истребовать из судов гражданские дела для разрешения вопроса о наличии оснований для принесения протеста в порядке надзора. Буквальное понимание такой правовой нормы означает, что для других целей, например для обобщения судебной практики, дела из суда вообще не могут быть истребованы.

Состав судебных актов, которые могут быть опротестованы прокурором в порядке надзора в новом ГПК несколько отличается от прежнего. В ранее действовавшем ГПК указывалось, что вступившие в законную силу решения, определения и постановления всех судов Республики Беларусь могут быть пересмотрены в порядке судебного надзора (ст. 294 ГПК). Теперь подчеркивается, что постановления Президиума Верховного Суда Республики Беларусь не могут быть пересмотрены в порядке судебного надзора (ст. 436 ГПК).

Уточнено также, что Белорусский военный прокурор может принести надзорный протест на решения и определения межгарнизонных военных судов, которые не были обжалованы или опротестованы в кассационном порядке.

Перечень должностных лиц органов прокуратуры, имеющих право на принесение надзорного протеста, также претерпел изменения. Таким правом обладают:

• Генеральный прокурор Республики Беларусь и его заместители — на судебные акты любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;

• прокуроры областей, г. Минска и приравненные к ним прокуроры — на решения и определения районных (городских) судов и кассационные определения судебных коллегий по гражданским делам областных, Минского городского судов. Заместители названных прокуроров по новому ГПК такого права не имеют, как и заместители председателей областных судов и г. Минска;

• Белорусский военный прокурор — на решения и определения межгарнизонных военных судов. Заместители Белорусского военного прокурора такого права не имеют.

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.