реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Торговые пассажи, теория и практика строительства

p> Группа пассажей на Коренной и Макарьевской ярмарках показывает развитие нового типа здания по пути усложнения его пространственного построения за счет объединения с торговыми рядами. Русские пассажи не имели прямых аналогов с европейскими постройками: пассажи того времени в Париже были деревянными и представляли собой узкие крытые галереи.

В первой трети XIX века пассажи становятся очень популярными в Европе.
Новинки моды нашли свое отражение в России в виде двух галерей в Москве и в
Петербурге. Если в пассажах XVIII - начала XIX века доминировала торговая утилитарная функция и это отражало ярмарочный характер торговли, которая продолжалась 1-2 месяца, а в остальное время пассажи пустовали, то в городской среде важной чертой стало их объединение с различными общественными залами, кафе. Пассажи стали служить не только местом торговли, но и местом развлечений. Так стал формироваться принцип многофункциональности пассажей. К тому же появившееся в Париже торговые линии пассажей Панорамы (1824) и Жофрей и Вердо (1835), общая протяженность которых достигла 400 метров, дали новый пример организации не только внутриквартального пространства, но и объединения нескольких кварталов единой торговой галереей. Данные пассажи проходили через три квартала и даже пересекали широкий бульвар Монмартра, но это не являлось препятствием для их функционирования. Эти примеры сыграли роль образцов и предопределили появление новый русских пассажей.

Первым столичным торговым зданием возведенным по типу пассажа была
Галицынская галерея по проекту архитектора М.Д. Быковкого в 1842 году. Она заняла место переулка, продолжавшего улицу Софийку и имела одну торговую линию и трехчастное построение: два объема, выходившие на улицу были трехэтажными, а основной пассаж – двухэтажным. Протяженное (75 метров) пространство пассажа служило не только местом торговли, но и для общения, встреч, гуляний. В 1848 году в Петербурге также появляется пассаж, возведенный графом Я.Э. Стенбок-Фермором между Невским проспектом и
Михаловской площадью, напротив Гостиного двора. Для этого он купил два смежных участка, где собирался построить крытую проходную галерею наподобие
Лондонских и Парижских пассажей. В новом пассаже длинной около 180 метров предполагалось разместить зимний сад и театральный зал, на первом этаже и в подвале должны были быть магазины, на втором этаже – служебные помещения, а на третьем – квартиры. В 1846 году проект был утвержден с некоторыми изменениями: были отменены зимний сад и подвальное расположение магазинов, а театральный зал был заменен на концертный. Петербургский пассаж показывает пример наиболее сложного для своего времени как по пространственному, прежде всего по высотному построению, так и в функциональном отношении торгового здания.

Таким образом, в период классицизма наряду со строительством традиционных торговых рядов начали возводиться специфические торговые сооружения – пассажи. В это же время выявилась и тенденция их развития, выраженная в двух направлениях: усложнения внутренней планировочной структуры, при этом особое внимание уделялось архитектурному оформлению интерьеров самих пассажей, и объединения торговых линий с помещениями культурно-развлекательного, административного и жилого назначения, что существенно повысило их общественную значимость в структуре города. Пассажи конца XVIII – средины XIX века – важный этап в становлении и развитии этого типа зданий, предшествующий их широкому строительству в капиталистический период.

Новый период в концепции развития пассажей пришел вместе с промышленной революцией, принесшей в строительство железо и стекло.
Новаторски мыслившие архитекторы начали приспосабливать конструкции из стекла для создания больших, хорошо освещенных и в то же время вполне экономичных интерьеров. В 1828 году Уорен и Баклин спроектировали «Аркады», трехэтажные торговые галереи в городе Провиденсе, штат Род-Айленд. По мере того как в середине XIX века стеклянные пространства увеличивались в размерах, архитекторы все чаще обстраивали их обычными зданиями.

Развитие транспорта способствовало интеграции культур, Европа заново открывает для себя восток, что не могло не сказаться и в архитектуре. Идея восточного базара, фактически прародительница современного пассажа, подталкивает архитекторов к идеи крытых торговых улиц. Так в 1867 году Д.
Менчони создает галереи Виктора Эммануила в Милане (рис. 3), которые сочетают в себе и идею восточного крытого базара, и образ зданий всемирных выставок. Сооружение пассажей и променадов в торговых центрах достигло наивысшей точки в здании ГУМа, архитектор А.Н. Померанцев, в Москве в 1889-
1893 годах.


Функциональные и пространственные характеристики внутренней среды

Функциональная организация пассажей достаточно подробно изучена в современной типологии, ее проблемам посвящено значительное количество работ. В большинстве из них подчеркивается, что важнейшим функциональным и композиционным элементом построения внутренней среды является общественное пространство. По степени связи с внешней средой оно интерпретируется как замкнутое или открытое, по форме — протяженное. Общественное пространство позволяет в той или иной мере создать специфическую эмоциональную среду, способствующую интенсификации общественно-торговой деятельности, возникновению контактов посетителей, обеспечению условий для отдыха и развлечений.

Приводится, например, следующие функции общественного пространства в построении целостного интерьера: объединение помещений, выделение зон, ориентация посетителей, обеспечения резерва развития. Один из вариантов общественного пространства — пассаж.

В ряде работ исследователи, отмечая идентичность характера основных процессов, протекающих в различных предприятиях пассажей, объединяют их в автономные системы — функциональные зоны. Так торгово-промышленная зона предназначена для обслуживания посетителей, организации досуга, информации и развлечений; хозяйственная — для производственных и вспомогательных процессов, связанных с торговлей и обслуживанием; транспортная — для доставки и разгрузки товаров, а так же подъезда посетителей. Причем зачастую подземные помещения используются под вспомогательные и транспортные функции, а надземные под обслуживающие, развлекательные и деловые, хотя такое деление отнюдь не обязательно, и современные проекты подтверждают это (торгово-развлекательный центр на Манежной площади).

В процессе развития моделей пассажей происходит постепенная дифференциация функциональных зон по уровням, что способствует превращению вертикальных коммуникаций в важнейший элемент взаимосвязи между зонами .

Однако, на современном этапе проектирования пассажей принцип функционального зонирования существенно изменяется, приобретая
«пространственный» характер. Крупные структурные композиции часто включают в себя целые фрагменты городской среды, превращая их в один или несколько своих уровней. Благодаря совершенствованию технологий стало возможной организация на одном уровне и даже в одном и том же пространстве процессов, протекающих в различных функциональных зонах. Повышается интенсивность использования территории пассажей и прилегающих комплексов, увеличивается число предприятий, совершенствуется предметно-пространственная среда, развиваются формы попутного обслуживания и т.д. При этом наряду с ростом значимости коммуникационных систем непрерывно продолжается процесс сокращения вспомогательных и обслуживающих помещений.

Отмечается, в частности, что с укрупнением предприятий торговли, входящих в состав пассажей, наметилась тенденция к изменению пропорций между торговыми площадями и складскими помещениями в направлении увеличения первых и сокращения вторых (более подробно этот вопрос рассмотрен в главе по технико-экономическому обоснованию), что позволит значительно увеличить пропускную способность объектов. Необходимым условием перспективного планирования становится обеспечения возможности вариантности торговых площадей самого пассажа и увеличения торговых залов, примыкающих комплексов, без значительной реконструкции.

Необходимо отметить ряд аспектов, связанных с принципом гибкого планирования, цель которого универсальное использование помещений пассажей
(табл. 1).

Во-первых, изменение в технологии. Совершенствование технологического процесса, позволяющего использовать механизацию и повысить уровень комфорта обслуживания, требует новой функциональной организации сооружений, рабочих площадей и других помещений (табл. 2). Исходя из этого, многие объекты пассажа целесообразно проектировать на основе универсальной конструктивной системы с укрепленной сеткой опор с целью создания пространств, меняющих во времени свои функции и параметры. Свободную планировку при укрупненной сетке колон широко применяют в отечественной практике строительства. Для расчленения внутренних пространств используют стационарные и раздвижные перегородки, ширмы-экраны, мебель и торговое оборудование.

Совершенствование конструктивной системы может идти по нескольким направлениям: введение укрупненной сетки колонн с равными габаритами (до
12х12 м); устройство трансформирующейся сетки колонн (сдвижка рядов колонн между собой); устройство конструкций, позволяющих устраивать различные по размерам участки перекрытий и отступы от наружного ограждения от линии колонн общественных пространств и коммуникационных узлов (ферм, стержневых систем, оболочек), внедрение более эффективных материалов. Надо заметить, что именно последнее предопределило развитие и популяризацию пассажей еще на рубеже веков. Попытки следования великолепию дворцов привели к использованию вновь появившихся тогда материалов: фантастические композиции из стекла и железа стали обрамляться внешней железной оболочкой.

Вторым важным аспектом в развитии гибкой планировки является моральный износ отдельных элементов конструктивно-планировочного решения. К ним относятся торговые залы, складские помещения, а также бытовые и административные, которые служат ограниченный срок и, следовательно, должны допускать быструю и экономически эффективную реконструкцию.

Одним из средств повышения универсальности торговых сооружений является объединение в блоки их наиболее долговременных элементов: конструкций каркаса, покрытий, инженерного оборудования, и размещения этих блоков в плане так, чтобы при возможных трансформациях не потребовалась их реконструкция.

Организация специализированных предприятий в структуре пассажа позволяет значительно расширить ассортимент товаров внутри определенной товарной группы, что ведет к увеличению товарооборота, повышению комфорта обслуживания, появлению специфической атмосферы в пассаже, существенно повышающей его привлекательность для посетителей.

Применение новых технологий ведет к переменам, касающимся основ организации каждой из функциональных зон. Необходим поиск такого пространственного решения, которое способствует уравновешиванию потоков посетителей на разных уровнях, усилению дефференциации между устройствами внутри пассажа, обслуживающими пассажирский и грузовой транспорт.

Наиболее значительные перемены в функциональной организации крупных пассажей были вызваны качественным развитием центральных общественных пространств. Рост архитектурно-композиционного значения единого внутреннего пространства способствовал выделению торгово-пешеходной зоны как ядра всей структуры, вокруг которого формируются все остальные зоны. Поэтому можно говорить о всевозрастающей роли пассажа не как самостоятельного торгового объекта, а в связи с целыми торговыми и обслуживающими комплексами. Иными словами, возникла необходимость рассмотрения подобных комплексов как сложных целостных систем. Пассаж становится, с одной стороны, связующим остовом для многофункциональных деловых и общественно-торговых центров, с другой стороны, пассаж используют при проектировании пешеходных зон, с третьей стороны, именно в нашей стране, пассаж нашел свое применение в строительстве "малых пассажей", чему примером могут служить различные объекты, в т.ч. на территории бывшей ВДНХ.

Основными структурообразующими элементами современных крупных пассажей можно назвать три подсистемы:

— пространственно-коммуникационный остов (общая пешеходная зона);

— функциональная ткань (предприятия);

— система обеспечивающих коммуникаций, куда входят пешеходные пути, общественный надземный и подземный транспорт.

Это позволяет достаточно четко представить структуру пассажа как системы, не оставляя без внимания основные связи, организующие эту систему.
Выделенные три элемента будут в дальнейшем приняты за основу для анализа архитектурно-композиционных вопросов.

Главной системообразующей связью крупного городского пассажа является функционально-пространственное единство связанных с ним объектов, которое в свою очередь обусловлено внутренними и внешними связями.

Внутренние факторы определяют целостность объекта, как организма, и гармонию этой целостности. Внешние же факторы выражают связи объекта с окружением и гармонизацию этих связей.

Методы системного подхода позволяют учесть взаимодействие этих факторов и представить пространственную структуру крупного городского пассажа как динамическое равновесие между внутренних факторами, определяющими связанность целого, и внешними факторами, ограничивающими его. Взаимодействие факторов осуществляется на основе вполне определенных качеств пространства: масштаба, величины, формы, членений, пластики, цвета, расположения элементов и т.д.

В результате можно предположить следующее. Определение зависимостей между функциональными требованиями и пространственными характеристиками внутренней среды, и затем анализ найденных связей в зависимости от градостроительной ситуации позволит выделить доминирующую систему формирования пространственной структуры пассажа в целом как единства пространственных зон.

Для применения изложенной методики в конкретных исследованиях и проектировании необходимо иметь ввиду два обстоятельства, существенных в формировании внутреннего пространства пассажа и связанных с ним комплексов.

Во-первых, традиционная индивидуальность внешних факторов. Требования, предъявляемые им к архитектурной среде объекта в целом, сугубо специфичны из-за большого разнообразия частных случаев (особенности города, характер участка, окружающая застройка, традиции региона и т.д.).

Во-вторых, стабильная универсальность внутренних факторов. Требования этой группы в основном могут быть описаны стереотипами (например, поведения людей в общественно-торговой среде, распределения потоков посетителей, технологии торгового обслуживания, объединения предприятий и т.д.).

Суммируя вышесказанное, отметим, что на современном этапе развития пассажа как типа, в связи с появлением крупных структурных композиций, на смену функциональному зонированию приходит принцип пространственного зонирования. Здесь можно говорить о ряде его основных положений, предусматривающих:

— пространственную интеграцию идентичных функционально-технологических процессов различных зон;

— пространственный характер организации каждой зоны и взаимосвязей между ними;

— выделение общественного пространства пассажа как функционального и композиционного ядра целого комплекса;

— повышение значимости коммуникационных систем как для посетителей, так и для товаров;

— усиление функциональных и пространственных связей внутренней среды пассажа и городского окружения.

3. Основные концепции организации пространства пассажей, тенденции взаимосвязей внешних и внутренних пространств.

Активность торговли, как одного из важнейших жизненных факторов, стимулируется различными средствами информации — телевидением, журналами, а также самой атмосферой торговой среды.

Торговая деятельность как городская традиция полна смысла только в том случае, когда она связана с определенным местом и окрашена характером этого места. Городской пассаж — это идея, принцип, но не всегда определенная форма, его внутреннее пространство, являясь частью городской среды, должно решаться по принципу многофункциональности самого городского пространства.
Самой распространенной идеей является трактование пассажа как модели улицы, города. Внутреннему пространству и физически и метафорически придаются свойства двух основных качеств города: качество пути (торговая улица) и качество места (торговая ячейка, зал). Эта двойственность отражает природу пассажа, как всякого крупного общественного здания, — оно частично принадлежит городскому уровню, но в то же время и уровню дома, так как обеспечивает человеку определенный уют.

Современный крупный городской пассаж живет посредством своих путей — торговых моллов и атриумов. Происходит трактование пространства в нескольких смысловых измерениях (рис. 3, 4). Таким образом модель города, воплощенная в нем, становится в известной степени полноценной и имеет право на существование (рис. 5).

Современный этап развития торговли приводит к новым принципам проектирования торговых пространств, характеризуемым несравненно более высоким профессиональным и общекультурным уровнем. Первый из них связан с системой реальных пространственных размеров, которые постигает человек, попадая в центральное пространство — крытый пассаж. Второй — исторический: от культивированных исторических образов до современной индустриальной эстетики. Третий принцип основан на ряде элементов экстерьера в интерьере.

В настоящее время все большую актуальность приобретает подход к проектированию пассажей как объектов связанных не только с организацией потребления, но и выступающих в качестве носителей коммуникативной функции.
Формирование таких пространств развивает архитектурные приемы прошлого, возвращая городу его традиционные элементы. При этом важно, что введение элементов окружающего городского пространства во внутреннюю среду пассажа может стать одним из основных факторов, помогающих сблизить качества реально существующего пространства и того пространственного образа, который складывается в сознании посетителя. Этой цели сейчас великолепно служат пешеходные зоны.

Для анализа взаимосвязи внешнее-внутреннее необходимо выделить конкретные общие критерии, на основании чего возможно сравнение этих двух типов среды. Основными характеристиками среды могут быть названы: наличие главного (общественного) и второстепенных пространств, их органичная взаимосвязь, информационная насыщенность всех зон, масштабная многоплановость и т.д. Основные характеристики внешней и внутренней среды пассажа качественно аналогичны в функциональном и пространственном отношениях, и по этим направлениям возможен анализ их взаимосвязи и взаимовлияния.

Факторы формообразования, определяющие свойства этих пространств, также принадлежат к единой системе, — они имеют одинаковую функциональную структуру и различаются только компонентами. Это подтверждается, в частности, и методикой применения одной формальной модели для различных архитектурных подсистем (например, внешнее-внутреннее, рис. 6).

Рассмотрим композиционные средства взаимодействия. Несомненно, одним из важнейших является система композиционных осей (схема 4). Она отображает структуру пассажа и его объемную форму — это и зримое выражение системы внутренних пространств, и элемент композиции ансамбля, в ней проявляется опосредованное взаимодействие двух активных сред. Данный фактор имеет решающее значение, так как взаимосвязь и соподчинение композиционных осей отдельных фрагментов пассажа позволяет добиться целостности всего ансамбля.
Выбор системы осей, как правило, определяется градостроительной ситуацией.

Вторым важным композиционным средством является система граничных пространств и элементов. Ими могут быть: входы и въезды в здание, пешеходные галереи, информационно-распределительные пространства, «зимние сады» и т.д.

Тенденция использования средств экстерьеризации интерьера особенно отчетливо проявляется в композициях, связанных со специфическими условиями проектирования становятся все более массовыми. Например, пассаж в ценной исторической среде, как это было сделано при проектировании многофункциональных пассажей на Невском проспекте в Питере. Подробнее этот пример будет рассмотрен ниже.

Специфика архитектурной композиции подобных сооружений заключается как раз в использовании широких возможностей решения экстерьера в интерьере.
Световые дворики, декоративное озеленение, водные поверхности и фонтаны, части старинных сооружений — все это средства архитектурно-художественных решений, способных обеспечить приятную и привычную обстановку, легкость и равноценность пространственной ориентации, композиционное единство разных уровней, фрагментов нового и старого.

В условиях сложившегося исторического центра аналогичные приемы могут способствовать сохранению разнообразия объемно-пространственных соотношений существующей застройки, сложившихся типов городских пространств и традиционного масштаба.

Выводы по главе 1

Идея пассажей как центров общественной и торговой жизни, заложенная еще в конце XVIII века, в настоящее время получила новый импульс к развитию. В последние десятилетия в развитии архитектуры торговых центров во всем мире стало заметено возвращение к традиционным моделям пассажей, но с добавлением новых функций, продиктованных не только временем, но и принципиально новой системой организацией торговли и общественного отдыха, что породило изменение творческих установок с учетом психологических факторов восприятия внешней и внутренней среды, всего городского пространства, что стало закономерным результатом развития современной архитектуры.

Основными факторами выступающими за использование пассажа при решении торговых и общественных зон являются (схема 3):

— традиции планировки и архитектуры (восточные базары, всемирные выставки, торговые ярмарки);

— принципы планировки города (от первых регулярных планов, где торговые центры проектировались (например, в административно-общественном центре), до современных планов, когда планировочные оси связывают с уже существующими важными градообразующими элементами);

— задачи сохранения и реставрации культурно-исторических и обитаемых частей города;

— экономическая выгода в организации пассажей по сравнению со строительством крупных торговых центров;

— решение коммуникационных функций.

Таковы основные исторические предпосылки и современные тенденции проектирования крупных городских пассажей, представляющих интерес для настоящего исследования.

Глава 2.

Анализ архитектурно-типологической организации городских пассажей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.