![]() |
|
|
Царское село, его архитектураЦарское село, его архитектура1.Вступление Гости города Пушкина, впервые въезжающие в его историческую часть
через Египетские ворота, и ожидающие увидеть памятники барокко и
классицизма ХVIII века, с удивлением справа от этих ворот замечают
живописный ансамбль в национальном стиле. Он известен под названием Можно утверждать, что «национальный стиль» имеет органическое родство
с рядом очень значительных явлений общественно-политической и
художественной жизни страны, пользовался поддержкой многих сторонников и
был воплощен в большом количестве архитектурных сооружений (в том числе и Еще в середине ХIХ века, впервые с послепетровской эпохи определилась взаимозависимость духовной жизни России и ее национальных художественных форм, ставшая очевидной к концу столетия, возникла потребность в более глубоком осмыслении художественных форм и образов Древней Руси – хранилища ее великой духовной культуры. ________________________________________________________________ * Царское Село в 1918 году было переименовано в Детское Село, а в 1937 году в город Пушкин. В кругах, близких к Государю Императору Николаю II, при его непосредственном участии была сформулирована концепция национального возрождения России. Очевидна истинность взглядов единомышленников Николая II, считавших, что возрождение Российской государственности произойдет через церковь. Царствование Императора Николая II вошло в историю Русской Хорошо понимая значение исторической древности, икон, утвари,
облачения в церковной службе, Николай II в 1911 году утвердил Комитет
попечительства о русской иконописи. Впервые при нем древняя русская
религиозная живопись получила должную оценку. Это нашло отражение в
произведенной в 1913 году в Москве выставке древних икон, приуроченной к Государь, отлично знавший церковный устав, заботился о духовном
просвещении народа. При нем за период с 1894 г. по 1912 г. в России было
открыто 211 новых монастырей, 7596 церквей, действовала 37641 церковно-
приходская школа. Он проявлял большое усердие в почитании русских святынь,
в прославлении великих подвижников святой богоугодной жизни. В царствование Заботы Николая II о Церкви Божией простирались далеко за пределы При таком высочайшем внимании Государя Императора к вопросам
национального возрождения России и ряде явлений общественно-политической и
художественной жизни страны, появилась возможность осуществления религиозно-
патриотической идеи знатоками и ценителями старины, духовными лицами,
коллекционерами, владельцами художественно-промышленных фирм и мастерских,
художниками и писателями. Многие из них вошли в состав учредителей В комплекс построек Федоровского городка входят следующие здания и группы зданий, расположенные на территории Фермского парка города Пушкина: - Федоровский Государев Собор; - дома для притча и служащих Федоровского Государева Собора; - Офицерское собрание (не сохранилось); - Государева Ратная палата; *ктитор – в отличии от церковных старост – административное лицо, ведавшее управлением, хозяйством и порядком в церквях (21). - павильон Царского вокзала; - казармы Конвоя . Само название «Федоровский городок» появилось, когда дома для притча и
служащих Федоровского Государева Собора стали в народе называть Постепенно в этот комплекс включались все постройки Фермского парка, т.е. к вышеперечисленным зданиям добавлялись здания Фермы, Египетские ворота, Александровский дворец. Но позднее список зданий ансамбля был восстановлен, что вполне оправдано, ведь именно они были построены в один период и в одном стиле. Надо добавить, что количество зданий в «неорусском стиле» в Царском 2. «Неорусский стиль» Возникновение в начале ХХ Федоровского городка стало определенной данью «неорусскому стилю», сформировавшемуся в ходе национально- романтических исканий послеклассического периода. Утверждение нового «русского стиля», способного продолжить традиции допетровского зодчества, оказалось одним из значительных явлений отечественной архитектуры Х1Х – начала ХХ столетия. Это национально- романтическое направление прошло в своем развитии несколько этапов, каждый из которых характеризовался собственным подходом к решению проблемы *. Но общей чертой всегда оставалась зависимость от исторических прототипов, по образцу которых создавались новые произведения архитектуры (15, с.33). Весьма широкое распространение « русский стиль» получил в архитектуре
последней трети Х1Х века. Развиваясь в духе эклектизма, он стал
характеризоваться некоторыми особенностями, свойственными направлению в
целом. К их числу следует прежде всего отнести пристрастие к обильной и
дробной декорации, воспроизводившей мотивы московского и ярославского
зодчества ХV1 и ХV11 веков. Но вместе с тем разрабатывались приемы
организации пространства на основе использования принципа свободной
планировки , прототип которой был найден также в историческом прошлом – в На рубеже Х1Х и ХХ веков в развитии национально-романтического направления произошли существенные изменения, в определенной степени ________________________________________________________________ *Подробнее об этапах развития национально-романтического направления см.: Лисовский В.Г. Национальные традиции в русской архитектуре Х1Х – начала ХХ века. Героика Эпоса, былинная широта, сказочная одухотворенность становились для сторонников национального романтизма новыми эстетическими критериями. В творчестве архитекторов это преломлялось через специфическое построение формы в целом, что способствовало возникновению зрительных ассоциаций с зодчеством прошлых эпох, иногда весьма отдаленных. При этом сознательное преувеличение, акцентовка, даже гротеск оказывались часто приемами, совершенно необходимыми автору, утверждавшему новое творческое кредо. В общем ходе эволюции направления, усилилось значение проектных фантазий, придать которым полемический запал было несравненно легче, чем реально осуществляемым постройкам. Разработка композиционных приемов, отвечавших охарактеризованным
изменениям, была тесно связана с творчеством мастеров изобразительного
искусства – В.М. Васнецова, В.Д. Поленова, И.Я. Билибина и других. Новая модификация национального стиля стала называться «неорусским стилем». С одной стороны новый композиционный язык может считаться развитием
этой системы, которая сформировалась в ходе предшествовавших исканий. С
другой стороны не подлежит сомнению родство «неорусского стиля» с модерном. Однако несомненны и различия в эстетическом идеале и творческом методе обоих направлений. От типичного общеевропейского модерна «неорусский стиль» отличают две важные особенности : в практике это относительная прямолинейность ассоциативных связей с древним национальным зодчеством (что и обеспечивает визуальную узнаваемость произведений «неорусского стиля»), а в теории сознательная установка на использование определенных композиционных закономерностей, имеющих традиционный характер (15,с.34). «Неорусский стиль» вплоть до Октябрьской революции продолжал сохранять за собой роль активного архитектурного направления, несмотря на то, что в это время господствующим течением стал неоклассицизм (16,с.31). 3.Федоровский Государев Собор. Началом формирования городка можно считать конец 1908 года, когда Казачество со времен Павла I слало телохранителей в состав Собственного В 1861 году 1 и 2 лейб-гвардии Кубанские казачьи сотни и 3и 4 Терские
казачьи сотни были окончательно объединены в особое воинское формирование- В 1881 году, после убийства террористами Императора Александра II – В 1895-96 гг. в районе Египетских ворот на Кузьминской улице Царского В середине 1900-х гг. основной императорской резиденцией стало Царское Вопрос, строить ли полковой собор, церковь, или по-прежнему состоять членами ближайшего прихода – решался командованием на основании общего мнения, которое зависло от: желания чинов иметь именно свою церковь, «где воины могли бы почерпнуть в молитвах и таинствах благодатные силы», изменения планировки казарм и особого случая (4,с.1). Вопрос разрешился только при Императоре Николае II, зимой 1908 года. Он лично указал и отмерил шагами место для будущего храма на обширной поляне, прилегающей к парку, неподалеку от Александровского дворца. Государыня Императрица, горячо желая немедленного сооружения хотя бы временной церкви, изъявила готовность пожертвовать личные средства для устройства особого помещения для походного храма. Однако явилась возможность исполнить волю Государыни, не прибегая к
постройке нового здания: помещение было найдено в новом каменном здании
учебной команды Сводного полка (современный адрес: Академический проспект,
д.12, экстерьер не изменился (41,с.32)). Здесь установили походный
иконостас Л.-Гв. Преображенского полка, полученный 13 января 1909 года Эта временная церковь создавалась во имя Преподобного Серафима 24 мая (ст.ст), с переходом полка на летнюю стоянку в Петергоф, церковь была закрыта, но работы в ней продолжались. Был создан чертеж нового иконостаса, князем М. С. Путятиным, работа по созданию иконостаса шла с июня по декабрь 1909 года. Практическим исполнителем задачи воссоздания в Серафимовском храме
церковного благолепия ХVII столетия явился архитектор В. П. Покровский. Впечатление усиливалось красотой собранных в храме древних икон. Для
церкви было приобретено большое количество подлинной старины, Серафимовский
храм обогатился также святынями. С благославления Митрополита Московского Временная церковь имела решающее значение для направления работ при сооружении постоянного Храма (34). Федоровский собор сооружался одновременно с временной церковью, Составление первоначальных чертежей было поручено архитектору А. Н. Архитектор А. Н. Померанцев разработал проект в первичных для него формах в типе Тонновских церквей (34,с.19). Проект одобрили и произвели торжественную закладку. 20 августа 1909 года (ст.ст) состоялась закладка храма. Торжественный молебен по этому случаю совершил Преосвященный Феофан, Епископ Ямбургский, ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии. Первый закладной камень был положен Императором Николаем II. Однако, вскоре после начала работ по сооружению фундаментов, проект А. А. Ф. Крашенинников (13,с.50) в своей статье, ссылаясь на фонды ЦГИА,
пишет, что Покровскому предложили сделать новый проект в более древних и
простых формах, с использованием уже заложенного фундамента, стоимостью до Не исключено, что отстранение Померанцева от сооружения Федоровсого
собора было продиктовано его личными соображениями, но в это время целиком
был поглащен «главной работой его жизни» – сооружением храма – памятника Архитектор Покровский также был занят сооружением храма – памятника на В. А. Покровский взял за ближайший образец Московский Благовещенский
собор в древнейшем его виде, без последующих переделок и пристроек ХVI
века. Этот храм построен в главной средней части в 1484-89 годах при Проект Покровского явился в целом самостоятельным и оригинальным произведением, свидетельствующем о глубоком знании наследия русского национального зодчества (4). Проект Покровского был утвержден 1 августа 1910 года (ст.ст.), после чего перешло от Померанцева и руководство строительством. Вероятно, Щусев рекомендовал молодого архитектора В. Н. Моисеева в
качестве помощника архитектору В. А. Покровскому, с которым они вместе
писали в то время отдельные фрагменты по древнерусской архитектуры для Есть некоторая доля уверенности для предположения, что В. А. Государь Николай II с Государыней Александрой Федоровной, предоставив основные средства для постройки собора (150 000 рублей), не ограничили свое внимание одной материальной поддержкой. Все время строительства они благосклонно и с интересом следили за стройкой, а важнейшие моменты не оставляли без личного присутствия. Так, 26 февраля 1910 г. на новый Храм поднимали кресты (ст.ст.), а 4 марта (ст.ст.) – колокола, и в обоих случаях Их Императорские Величества присутствовали, оставаясь до конца работ. На фот.3 Государь Император и Государыня Императрица на строительстве Между В. А. Покровским и Д. Н. Ломаном установились неблагоприятные
отношения, в результате между ними возник целый ряд конфликтов. Об этом
свидетельствует несколько архивных документов и в частности обвинения и
жалобы Ломана и Покровского. Так, например, когда 26.11.1912 г. на Фот.3 Государь Император Николай II и Государыня Императрица Сохранился доклад Ломана Николаю II “недопустимом неумении Покровского держать себя», так как он держал руки в кармане при докладе Государю. Имели место и расхождения Ломана и Покровского по принципиальным,
художественным вопросам. «У Покровского знание церковности совершенно
отсутствует» писал Ломан. «Необходимо спасти других людей от обращения к Действительно, в Храме был туалет, но не надо забывать, что Храм стал Обширный фундамент, заложенный еще Померанцевым, дал возможность при сокращении размеров Храма, по чертежу Покровского, устроить ряд второстепенных низких помещений для папертей, часовен, входов, ризницы и др. Расположенный на самом высоком месте, собор главенствует над всеми
постройками городка. Стены его отражаются в глади пруда, придавая всей
панораме особую прелесть. Собор монументален и массивен. Основной
четырехстолпный кубичный его объем (одноглавый) крестово-купольной системы
строго симметричен. Несимметрично сделанные пристройки придают собору
живописность, преодолевая некоторую статичность основного объема. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |