![]() |
|
|
Царское село, его архитектураp> Собор стоял на берегу пруда, на самом высоком месте. Пруд соединялся с прудом перед Александровским дворцом специальным водоводом, вода в прудах была чистая, считается, что в пруды парка вода подается по водоводуТалуцких источников. Хоть собор и был построен на самом высоком месте, помещения были сырыми. Собор состоял из двух церквей – верхняя церковь, вместимостью до 1000
человек, с главным престолом во имя Федоровской иконы Божией Матери и
боковым пределом, освященным во имя святителя Алексия митрополита По первоначальному проекту архитектора В. А. Покровского, Пещерного
храма в Федоровском соборе не предполагалось, и место, им ныне занимаемое,
предназначалось для устройства отопления и раздевальни для нижних чинов. Собор имел несколько входов, размещенных с разных сторон здания и предназначенных для разных категорий посетителей так, что Высочайшие особы, духовенство, офицеры, солдаты и частные лица могут проходить отдельно, прямо в те места в храме, которые для них предназначены. Парадный западный вход был декорирован большим мозаичным панно с
изображением Федоровской Божией Матери и многих Святых в многоцветных
одеяниях. Над этим входом возвышалась небольшая звонница с тремя арками и
колоколами. В стене по сторонам от входа были вделаны доски с датами
закладки и освящения храма. В храм вела лестница красного гранита. Этим
входом пользовались в редких случаях во время больших праздников С южной стороны здания находились два входа ( современная Фот.5, дореволюционная Фот.4). С южной стороны был вход для офицеров и чинов конвоя, решенный в виде
трехступенчатых арок и украшенный мозаичным изображением Георгия С этой же, южной стороны имелся отдельный вход для Августейшей семьи в подвальный этаж, в Пещерный храм. Вход был украшен мозаичным панно с изображением Преподобного Серафима Саровского Чудотворца. Всего для Августейшей семьи было предусмотрено два входа: один с южной
стороны (описанный выше), другой, ведущий в верхний храм – в юго-восточном
углу здания, оформленный в виде каменного крыльца с шатровым синим верхом,
завершенным золоченым орлом, который как бы отдыхает на скипетре (точная
копия орла в Патриаршей палате Кремлевского дворца). Над входом – иконы На северной стороне собора было два входа: один, основной – посередине
стены, ведущей в верхний храм и служащий общим входом для прихожан и нижних чинов летом, и второй для входа в Пещерный храм, солдатскую
шинельную и в кочегарку (он еще назывался входом для нижних чинов). Над
входом для нижних чинов ярким красным цветом выделялось мозаичное
изображение Архангела Михаила на красно-огненном коне в боевом вооружении Фот.4 Федоровский Государев Собор. До 1917 г. Фот.5 Федоровский Государев Собор 1999 г. Фот.6 Западный вход в Федоровский Государев Собор, до 1917 г. Серафима Саровского Чудотворца. На восточной стороне, над алтарной
стороной, в абсиде, мозаика Господь Вседержатель (современные Фот.1 и Под колокольнею была небольшая дверь, которая вела в нижнюю часть храма 20 августа 1912 г. состоялось торжественное освящение нового собора. К этому дню Священный Синод, Святители Русской церкви, различные обители и храмы земли русской прислали свое благославение Царю-Храмосоздателю, преподнесли в дар иконы, хоругви. Фот.7 Западный вход в Федоровский Государев Собор. 1999 г. Накануне освящения в храме было совершено торжественное всенощное бдение. Чин освящения по Высочайшему повелению совершил протопресвитер военного и морского духовенства отец Щавельский с собором прибывших священнослужителей. На торжество в Царское Село прибыла вся Августейшая семья. Они присутствовали на освящении , шествовали крестным ходом, приняли участие в первой литургии. Фот.8 Восточный фасад Федоровского Государева Собора. 1999 г. Статья в газете «Царское дело» (СПб, 24 августа 1912 г. (ст.ст.)),
посвященная освящению Федоровского храма, заканчивается словами: «Все
сооружение, дивная церковь, новая достопримечательность Царского Села. Внутреннее убранство собора соответствовало его наружному виду, воспроизводя церковное благолепие древних храмов. Однако, выражалось это в верхней и нижней церквях собора по разному. В верхней церкви иконы и утварь были новые, изготовленные по древним образцам. В нижней церкви (Пещерном храме) были собраны подлинные, древние иконы и утварь (34). В статье А. Ф. Крашенинникова встречаем, что образа Федоровского собора после его закрытия были переданы в Русский музей, и вскоре выяснилось, что большинство из них, считавшихся подлинными, полностью или отчасти фальсифицированы. Этот казус не должен бросать никакой тени на Максимова, трудившегося над устройством и оборудованием Пещерного храма, и лиц, подбиравших иконы. Научная экспертиза подлинности древней живописи была еще в зачаточном состоянии, тогда как искусство подделок пышно расцвело, спекулируя на безусловной святости образов для большинства людей того времени (13,с.67). Интерьер верхнего храма отличался величием архитектурных форм, грандиозными размерами круглых столпов, высотой внутреннего объема и хорошей освещенностью. Он имел четырехъярусный иконостас, выполненный по проекту Покровского, высота иконостаса составляла 11 метров (Фот.9). Утварь и мебель верхнего храма были изготовлены по древним образцам и создавали удивительное впечатление цельности и единства, характерных для церковного зодчества ХVII века. Верхний храм был посвящен явлению иконы Божией Матери Федоровской, с
приделом во имя святого Алексия митрополита Московского и всея Руси Из всех икон необходимо выделить Федоровскую икону Божией Матери, в
честь которой был освящен главный престол собора. Чудотворная Федоровская В 1613 г. в Костроме в Ипатьевском монастыре Великая старица инокиня Один из списков этой иконы находился в Федоровском соборе. Эту древнюю икону 13 марта 1910 года преподнесла Императору Николаю II московская депутатция в память пятнадцатилетия его царствования. Над устройством Пещерного храма потрудился помощник строителя собора архитектор В. Н. Максимов, под руководством Члена Государственного Совета князя А. А. Ширинского-Шихматова, который много помог советами при созда- Фот.9 Иконостас в верхнем храме Федоровского Государева Собора. До 1917 г. Фот.10 Иконостас в верхнем храме Федоровского Государева Собора. 1999 г. нии временной церкви. В книге воспоминаний князя Н. Д. Жевахова находим, что « князь А. А. Как говорилось, Пещерный храм был устроен путем перенесения всего
убранства временной церкви с сохранением престола во имя Преподобного Пещерный храм был освящен 27 ноября 1912 г. (ст.ст.) по Высочайшему
повелению Просвященным Серафимом епископом Кишиневским, который был одним
из ревнителей о прославлении Саровского угодника, в присутствии всей По свидетельству очевидцев, отсутствие наружного света, сводчатые низкие потолки (высота около 3.6 м.) с пересекающимися арками, многочисленные углубления в стенах, заменившие окна, столь удобные для размещения в них икон, отсутствие внешнего шума, мерцание лампад, освещающие древние образа- все это отвлекало от мирской суеты и способствовало созданию в Серафимовском храме молитвенной обстановки, которая всегда составляла особую прелесть пещерных храмов, сохранившихся в наших древних монастырях и храмах. Все стены от пола до потолка были обтянуты темной материей, панели украшены синей набойкой с темнокрасными цветами древнерусского рисунка. Потолки – покрыты фресковым орнаментом в характере Ярославской церкви Стены алтаря сплошь обтянуты светло-золотистой парчей без рисунка. По золоту алтарной стены ярко выделялся престол с художественно оформленной дарохранительницей, семисвечником, крестом древнего вида и запрестольными иконами. Торжественную красоту алтаря дополнял стройный полукруг небольших икон Особенно сильное впечатление производили древние иконы, украшенные Высокими достоинствами отличались древние иконы в иконостасе Господа Особую красоту храму придавал восстановленный в Пещерной церкви обычай украшать иконы драгоценными пеленами, шитым шелком, золотом, «изнизанными» жемчугом. Они специально приобретались в древних русских городах, в семьях, сохранивших эти старинные украшения от предков. Много вкуса и понимания уделили строители распределению лампад, подсвечников, паникадил и других источников света. По северной и южной стенам были подвешены ряды лампад, средняя из них (большая по размеру) подчеркивала середину полукруга. Ближе к стене располагался второй ряд лампад. Разнообразной формы подсвечники со свечами из желтого небеленого воска сочетались с окраской стен, платов, икон. Обилие лампад и восковых желтых свечей, возжигаемых в Пещерном храме,
вполне согласно с преданиями о любви Преподобного Серафима Саровского к
лампадам и свечам, которые в великом множестве всегда горели и мели у него
особое значение. Он сам это объяснял так: «Меня многие люди просят
помолиться о них и приносят свеч и елей. Когда я читаю свое правило, то и
поминаю их сначала единожды, а т.к. их много и я не могу повторить их всем
на каждом месте правила, где следует, то я и ставлю эти свечи за них в
жертву Богу, по одной свече, а большие – за несколько человек и говорю: В этом храме напоминали о Серафиме Саровском: ковчег с частицами мощей Очень искусно была выполнена мебель, которую делали для верхнего и нижнего храмов резчики по дереву Троице-Сергиевского посада. На правом клиросе против южных дверей алтаря находилось особое кресло, показывающее Царское место. Рядом располагалась комната Их Величеств, она примыкала к южной части храма, представляла из себя продолговатую комнату, являясь как бы продолжением соми. Комната была украшена иконами, шитыми пеленами и крестами; из нее прекрасно виден алтарь и здесь можно было уединившись, не будучи никому видимым, присутствовать на богослужении. Из царской комнаты одна дверь ведет на особый Царский выход из Формы, которые Максимов придал интерьеру Пещерного храма, очень
понравились царской чете, и Николай II писал в последствии в письме к Во время пребывания семьи Императора в Царском Селе Федоровский Собор
являлся приходом семьи, посещавшей храм в праздничные и воскресные дни, Эти дни говения хорошо запомнились Августейшей семье. Так, Великая княжна Мария Николаевна в письме от Тобольска 17 февраля 1918 г.(ст.ст.) писала: «Вспоминаем с грустью Федоровский Собор. Помните, как все мы говели в нижнем (Пещерном) храме, особо нами любимом. Там всегда бывало какое-то чудесное настроение …» (30,с.251). Для служителей собора по эскизам В.М.Васнецова было изготовлено
специальное одеяние, похожее на стрелецкий кафтан (Фот. 11 и Фот. 12). Максимов подписал сдаточную (техническую) опись церкви при передаче ее в ведомство дворцового коменданта 5 марта 1913 г. Однако в бумагах, прямо говорящих об авторстве Федоровского храма, имя Максимова не упоминается, считался автором тот, кто подписал проект (13,с.54-55). По окончании в октябре 1913 года всех строительных работ, возник вопрос
о настенной росписи всего собора, предусмотренной проектом Покровского. По
указанию Николая II роспись Федоровского собора должна была быть выполнена
по образцам церкви Иоанна Предтечи на «Толчках» в Ярославле и Храма По свидетельству Ю.Д.Ломана, сына Д.Н.Ломана, росписи верхнего храма собора были выполнены на 4-х столпах на высоту человеческого роста (17), что видно на фот.9. В газете «Царское дело» (СПб, 7 марта 1914 г. (ст.ст.), № 10)
сообщается, что собору присваивается звание «Федоровский Государев Собор» Полная стоимость собора 1 млн.150 тыс. руб., строился он на добровольные пожертвования купечества и промышленников, вклад Императорской семьи 150 тыс. руб. (21). Построенное здание Федоровского собора в натуре соответствовало проекту Фот.11 Пещерный храм. Фото с картины 1914г. Фот.12 Пещерный храм. Вид на царское место. Служители в стрелецких костюмах. До 1917 г. Чертежи собора представлены в «Ежегоднике общества архитекторов – художников» за 1910 г., вып.5, в том же издании за 1912 г., вып.7 представлены натурные фото (21). Московская художественная скоропечатня «Товарищества «Левинсонъ»»,
которая входила в тройку лучших в России (директор С.С.Ермолаев), выполнила
все заказы Д.Н.Ломана, начиная с роскошного альбома «Федоровский Государев Федоровский Государев Собор считался полковым храмом Сводного пехотного полка и Собственного Конвоя и был приходом семьи Императора. Простые миряне допускались в собор по пригласительным билетам, т.е. надо было получить специальное разрешение. Первым настоятелем Государева Собора был духовник царской семьи Отец Александр происходил из крестьян, работавших на Виндавской
железной дороге. Первоначально он был священником в Петербурге. Отца Парадной площадью перед Собором считалась площадь перед южным фасадом На фот.13 приезд Царской семьи в Федоровский Государев Собор, на крыльце, рядом с Императором Д.Н.Ломан. В воспоминаниях Войкова, последнего дворцового коменданта находим: «согласно установившегося обычая, при посещении церковных служб Федоровского Собора соблюдался следующий этикет: на боковом подъезде Собора Их Величества встречал ктитор- полковник Д.Н.Ломан, а у входа, в малой палате (прихожей – И.Р.), служившей раздевальнею – Дворцовый Комендант. Фот.13 Приезд Царской семьи в Федоровский Государев Собор. До 1917 г. Их величества входили через боковую дверь на правый клирос; Дворцовый Иногда Императрица проходила в отдельную молельню, отделенную от алтаря аркою» (2,с.17). На парадной площади находились красивые фонари, их можно видеть на фот.4 и фот.14. На этой площади все члены семьи императора посадили по одному дубку Из воспоминаний Т.Е.Мельник (рожденной Боткиной) дочери лйеб-медика Помню всенощную в Великом Посту во время говения Их Величеств, на которую мы приехали очень некстати, так как Их Величества изъявили желание, чтобы во время говения , кроме солдат, никого не было. Я никогда не забуду этого впечатления, которое меня охватило под сводами церкви: молчаливые стройные ряды солдат, темные лики святых на почерневших иконах, слабое мерцание немногих лампад и чистые, нежные профили Великих Княжон в белых косынках наполняли душу умилением, и жаркие молитвы без слов на эту семью из семьи самых скромных и самых великих людей, тихо молившихся среди любимого ими народа, вырывались из сердца. Верхний храм производил большое впечатление красивою живописью царских врат и массивных колонн, поддерживавших свод. Блеск золотых иконных риз, великолепие облачения духовенства, величественные напевы хора как нельзя лучше гармонировали с ярким настроением больших праздников, когда хочется побольше торжественности и необычайности… Царская Семья приезжала очень рано и проходила на свои места на соме,
минуя публику, через маленькую боковую дверь. Государь и Наследник стояли
всегда на виду у публики, большая колонна скрывала места Государыни и Перед важными делами Император и члены его семьи бывали в Федоровском По воспоминаниям Камердинера Волкова: «Перед объездом лазаретов Государыня и Великие Княжны заезжали помолиться в церкви Федоровской и Знаменской Божьей Матери»(36,с.60). Анна Вырубова, фрейлина и подруга Императрицы, вспоминает, что перед отъездом в ставку впервые в качестве главнокомандующего «государь с семьей причастился Святых Тайн в Федоровском Соборе» (36,с.256). Последний отъезд Государя в ставку (перед его отречением) вспоминают многие, например, Анна Вырубова: «Он промчался на станцию при обычном трезвоне Федоровского Собора» Фот.14 Император Николай II с Августейшей Семьей на посадке дубков рядом с Федоровским Государевым Собором. До 1917 г. Этот день запомнился и В.Н.Войкову: «В среду 22-го февраля, Государь, выехав утром из Александровского |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |