реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Чудеса архитектуры

В 1632 году в столице империи Агре начались работы, и в 1643-м было закончено центральное здание Тадж-Махала, мавзолей. Но это всего лишь часть большого комплекса, включающего сад, две мечети и внушительные ворота, которые сами по себе являются прекрасным архитектурным сооружением. В Тадж-Махале есть надпись, согласно которой строительство было завершено в 1648 году, но, судя по всему, и после этой даты работа продолжалась еще несколько лет.

Осуществить столь грандиозный замысел за 20 с небольшим лет - замечательное достижение, но это стало возможным потому, что Шах-Джахан использовал все ресурсы своей империи: на строительстве трудилось около 20 000 рабочих, более 1000 слонов доставляли мрамор из каменоломни в 320 км от Агры. Другие материалы - и мастера, умеющие с ними работать, - прибывали из гораздо более отдаленных мест: малахит везли из России, сердолик - из Багдада, бирюзу - из Персии и Тибета.

Мавзолей и две мечети из красного песчаника по бокам от него построены в вымощенном мрамором парке. В узком бассейне, вдоль которого растут темно-зеленые кипарисы, как в зеркале отражается мерцающий силуэт Тадж-Махала. Большой купол, формой напоминающий бутон цветка, возносится ввысь, прекрасно гармонируя с арками и другими, меньшими куполами, а также с четырьмя минаретами, которые слегка отклоняются в стороны от мавзолея, чтобы в случае землетрясения они не обрушились на него. Великолепие Тадж-Махала подчеркивается игрой света, особенно при восходе солнца и в вечерних сумерках, когда белый мрамор - то едва заметно, то сильнее - окрашивается в различные оттенки фиолетового, розового или золотистого цветов. А в дымке раннего утра словно сотканное из кружева здание кажется парящим в воздухе.

Если снаружи Тадж-Махал поражает идеальной симметрией, то внутри восхищение вызывает тонкость мозаичных украшений. Центральное место в интерьере занимает восьмиугольное помещение, где за ажурной мраморной оградой, инкрустированной драгоценными камнями, стоят надгробия Шах-Джахана и его жены. Снаружи все залито ярким солнцем, а здесь на каждой поверхности играет мягкий свет, льющийся сквозь решетчатые окна и ажурные мраморные перегородки, то освещая, то постепенно скрывая в тени узоры драгоценной инкрустации.

Шах-Джахан хотел построить для себя усыпальницу из черного мрамора на противоположном берегу Джамны, соединив два мавзолея мостом, символизирующим любовь, которая переживет саму смерть. Но в 1657 году, прежде чем успели начаться работы, правитель заболел, а через год его жаждавший власти сын Аурангзеб сверг его с престола.

Точно неизвестно, где Шах-Джахан находился в заточении. Наиболее распространена легенда о том, будто остаток жизни он провел в Красном форте в Агре. После смерти в 1666 году Шах-Джахан был похоронен в Тадж-Махале, рядом с женой, любовь к которой вдохновила его на создание этого шедевра.

ПОТАЛА: ЖЕМЧУЖИНА ТИБЕТА

            Когда-то Потала была дворцом, крепостью и местом религиозного поклонения. Ее сверкающие золотом башни поднимаются из тибетского тумана, подобно твердыням колоссального заимка. При определенном освещении они кажутся охваченными пламенем.

Лхаса - столица «крыши мира», Тибета, - находится на высоте 3600 м над уровнем моря в месте столь отдаленном, что даже сегодня немногие жители Запада знают о ее существовании. Над оживленным городским базаром и лабиринтом извилистых улочек, в некотором отдалении от них, до сих пор стоит грандиозный дворец Потала, венчающий священную гору Путуо. Вокруг города раскинулась плодородная долина, по которой петляет река. Деревни в долине окружены болотистыми лугами, ивовыми рощами, тополиными зарослями и полями, где выращивают горох и ячмень. Долину со всех сторон окружают горы, преодолеть их можно лишь по высокогорным перевалам. Однако то, что до Поталы трудно добраться, только прибавляет ей очарования. Древние стены, выцветшая побелка и поблескивающее золото Поталы (это название в переводе с санскрита означает «гора Будды») являют собой выдающийся образец традиционной тибетской архитектуры. На протяжении столетий это волшебное, сложенное из камней сооружение, в строительстве которого принимали участие 7000 рабочих, было неизвестно на Западе. Его высота составляет 110 м, а ширина примерно 300 м. Чтобы создать впечатление большей высоты, колоссальные стены крепости наклонены вовнутрь, а окна покрыты черным лаком. Они располагаются ровными, параллельными рядами на одинаковом расстоянии друг от друга, причем чем выше ряд, тем уже окна. Огромная яма, образовавшаяся позади холма в результате добычи камня, необходимого для строительства, была заполнена водой. Теперь это озеро, известное под названием Бассейна царя-дракона. С 1391 года и вплоть до оккупации Китаем в 1951 году политическая и духовная власть в Тибете принадлежала Далай-ламам, хотя с 1717 по 1911 год они сами были вассалами китайских императоров. Лхаса - центр ламаизма, представляющего собой смесь тибетского буддизма и местной религии, называемой бон. Современный дворец-монастырь Потала, всегда бывший резиденцией и крепостью сменяющих друг друга Далай-лам, сооружался в XVII веке на месте замка, возведенного здесь за тысячу лет до этого первым правителем-воином Тибета Сангстеном Гампо. Дворец разрушали и восстанавливали несколько раз, пока Далай-лама V (1617-1682) не приказал выстроить нынешний комплекс в виде дворца во дворце. Строительство внешнего Белого дворца, называемого так из-за побеленных стен, было завершено в 1648 году. Внутренний Красный дворец, название которого тоже происходит от темно-красного цвета его стен, почти на 50 лет моложе, он построен в 1694 году. Когда Далай-лама V внезапно скончался, это тщательно скрывали от строителей, чтобы они не отвлекались от работы. Сначала им сказали, что он болен, а через некоторое время сообщили, что «он удалился от мира, чтобы посвятить медитации каждый час бодрствования».

Потала представляет собой лабиринт, состоящий из раскрашенных галерей, деревянных и каменных лестниц и богато украшенных молелен, в которых хранятся почти 200 000 бесценных статуй. Сегодня Поталу посещают как музей или как храм, но когда-то во дворце было все необходимое для живущих в нем монахов. В Белом дворце находились их жилища, служебные помещения, семинария и типография, где использовался станок с вырезанными вручную деревянными печатными формами. Бумага изготавливалась из коры волчеягодника или других кустарников, которые росли по соседству с храмом.

Красный дворец до сих пор используется для богослужений, в прошлом он был центром всего комплекса. Там помещались зал для проведения монашеских собраний, молельни, алтари и обширное хранилище буддийских рукописей. Зал жертвоприношений, самое большое помещение в Красном дворце, стал местом последнего упокоения некоторых Далай-лам: их забальзамированные останки хранятся в нем в особых погребальных пагодах. Из восьми пагод, или ступ, которые остались неповрежденными, выделяется своим великолепием сандаловый мавзолей Далай-ламы V. Высота этой покрытой золотом усыпальницы превышает 15 м, а вес 4 т. Он отделан бриллиантами, сапфирами, кораллами, ляпис-лазуритами и жемчугами, приблизительная стоимость которых в десять раз превышает стоимость золота.

Вплоть до китайской оккупации Тибет оставался последней на земле теократической монархией - государством, в котором правитель осуществляет и светскую, и духовную власть (так же как сейчас в Иране). Потала была одновременно и домом, и зимней резиденцией правителя, зримым свидетельством его духовной и земной власти. Далай-лама XIV был 15-летним юношей, когда в 1950 году Китай оккупировал его страну. Ему были предоставлены ограниченные властные полномочия, которые он осуществлял до 1959 года. Тогда после провалившегося восстания ему пришлось бежать в Индию вместе с десятками тысяч преданных сторонников. С тех пор Тибет находится под управлением Китая. В 1965 году он стал Тибетским автономным районом Китая.

Хотя божественный правитель и покинул Поталу, ее магия не исчезает. Кажется, она обладает каким-то сверхъестественным духом, не связанным с кирпичами и белеными стенами: Потала остается главной загадкой этой загадочной страны.

ПАГОДА ШВЕДАГОН

         Высоко в небо над Рангуном взметнулся купол буддийского храма. Эта пагода выглядит как любая другая. Уникальность ее в том, что куполообразная ступа покрыта чистым золотом.

На вершине холма, к северу от Рангуна, чистым золотом сияет сооружение, похожее на гигантский колокол. Оно напоминает солнечный свет, которому придали форму и заморозили. Бирму издавна называют «страной пагод», но самая великолепная из всех, конечно, Шведагон. Ее центральная ступа (куполообразное сооружение) возвышается над лесом шпилей более мелких пагод и павильонов как гигантский корабль. Комплекс, расположенный более чем на 5 га земли, включает в себя главную пагоду, множество более скромных шпилей, скульптурные изображения необычных и самых обычных животных: золотых грифонов -полульвов-полугрифов, сфинксов, драконов, львов, слонов. Созерцать все это - значит присутствовать на празднике.

Величественный храм на вершине холма Сингуттара -самое новое строение, возведенное на этом месте. 2500 лет он наряду с другими храмами почитался буддистами как священный. В VI веке до н.э., вскоре после того, как четвертый Будда, Гаутама, достиг просветления, ему повстречались два бирманских торговца, которым он подарил на память восемь своих волосков. Эти и другие реликвии, оставшиеся от трех предыдущих Будд (посох, чаша для воды и кусок одеяния), были помещены в алтарь на холме Сингуттара и покрыты золотой плитой. В конце концов над священными реликвиями было построено несколько пагод - одна над другой, - сооруженных из разных строительных материалов. Холм превратился в место паломничества, и первым аристократом, пришедшим поклониться святыням, стал в 260 году до н. э. индийский царь Ашока.

На протяжении столетий принцы и короли принимали на себя заботу о храме. Они вырубали наступающие джунгли и по мере надобности перестраивали и реставрировали храм. Современную форму он принял в XV веке, во времена правления царицы Шинсобу, при которой ступа была также впервые покрыта золотом. В соответствии с ее волей пагода была обшита золотым листом, вес которого соответствовал весу тела царицы (40 кг). Ее зять и наследник царь Дхаммазеди был еще щедрее. Он преподнес в дар храму золото на новое покрытие, вес которого в четыре раза превышал его собственный.

Форма пагоды напоминает перевернутую чашу для милостыни, принадлежавшую Будде. (Реликвии четырех Будд помещены теперь в ступу.) Над ней возвышается золотой шпиль. Сужаясь, он образует изящный «зонтик», с которого свисают золотые и серебряные колокольчики. Над зонтиком поднимается инкрустированный драгоценными камнями флюгер, увенчанный золотым шаром. Его украшают 1100 бриллиантов (вес одного из них - он расположен на самом верху - 76 карат) и другие драгоценные камни, всего их не менее 1400. От основания до верхушки высота пагоды составляет 99 м.

Царь Дхаммазеди сделал Шведагону еще два значительных дара. Он подарил ему три каменные плиты с начертанной на них историей пагоды на бирманском языке и языках пали и мон, а также массивный колокол весом 20 т. В 1608 году колокол был украден португальским наемником, который собирался переплавить его на оружие, но судно грабителя перевернулось под тяжестью колокола, который так и сгинул в водах реки Пегу.

Шведагон — это не просто памятник прошлого или место организованных молений. Как магнит притягивает он к себе буддийских монахов и паломников - они направляются к этому священному месту, чтобы молиться и предаваться медитации. Пагода манит к себе и простых верующих, они приклеивают золотую фольгу на ступу или оставляют в дар цветы, отдавая дань уважения небесным столбам. Бирманская астрология делит неделю на восемь дней (среда в полдень делится на два дня), каждый из которых ассоциируется с какой-либо планетой и с животным. Восемь небесных столбов стоят у основания центральной пагоды, указывая на все стороны света. В зависимости от дня недели, в который человек родился, он оставляет цветы и другие подношения у соответствующего столба. Такой же ритуал повторяется и в пагоде Восьми дней, входящей в комплекс и тоже особом месте паломничества.

Несть числа путешественникам, которых на протяжении многих веков волновали и вдохновляли облака благовоний, эхо молитв, но больше всего золотое облачение Шведагона. Одни описывали его внешнее великолепие, например Редьярд Киплинг; «Прекрасное, мерцающее чудо, которое сияет на солнце!» Другие же, среди которых было немало людей, не исповедующих буддизм, например Сомерсет Моэм, писали о его духовной притягательности. Моэм говорил, что вид пагоды поднимает настроение «как нечаянная надежда в кромешной тьме души».

ЗАПРЕТНЫЙ ГОРОД

          В сердце китайской столицы, Пекина, стоит Запретный город, один из великолепнейших дворцовых комплексов мира, символ монархического прошлого Китая. Его название ассоциируется с чем-то таинственным и интригующим, а также с роскошью, которой наслаждались правители Китайской империи.

Его сравнивали с набором покрытых искусной резьбой китайских шкатулок; открыв любую, находишь внутри очень похожую на предыдущую, но несколько меньшую по размеру. Даже сегодня, когда Запретный город могут свободно посещать многочисленные туристы со всего света, он сохраняет свою таинственность. Невозможно предугадать, что спрятано внутри каждой шкатулки. Нельзя предвидеть, какие секреты таит этот величественный дворцовый комплекс в Пекине.

Строительство Запретного города было начато при третьем императоре из династии Мин, Юнлу, правившем с 1403 по 1423 год. Это произошло после того, как он наконец изгнал монголов из Пекина. Неизвестно, решил ли Юнлу построить свой город на том же месте, где стоял монгольский дворец, так поразивший Марко Поло в 1274 году, или он в качестве образца взял дворец монгольского хана Хубилая, но за работу принялась армия строителей, которая, как полагают, состояла из 100 000 искусных мастеров и примерно миллиона рабочих. Их усилиями в городе было построено 800 дворцов, 70 административных зданий, многочисленные храмы, беседки, библиотеки и мастерские. Все они были соединены между собой садами, двориками и дорожками. Из этого города, закрытого для посторонних с самого дня его основания, правили страной 24 императора династий Мин и Цинь. До 1911 года, когда произошла революция, их защищали наполненный водой ров и крепостные стены 11-метровой высоты.

Запретный город - это архитектурный шедевр, его прелесть заключается не столько в красоте отдельных частей, сколько в упорядоченной планировке всего комплекса и изысканном сочетании цветов убранства. Он воплотил в себе взгляды китайцев на императора - Сына Неба и посредника, ответственного за порядок и гармонию на Земле.

Ни один император никогда не отваживался покидать пределы Запретного города, если этого можно было избежать. Он принимал посетителей в самом северном из трех величественных государственных зданий -зале Оберегающей гармонии.

К северу от этих залов расположились сразу три дворца - жилой квартал императорской семьи. Два из них, дворец Небесной чистоты и дворец Земного спокойствия, были соответственно резиденциями императора и императрицы. Между ними находится здание зала Объединения, символизирующего единство императора и императрицы, неба и земли, «янь» и «инь», мужчины и женщины. За дворцами раскинулись великолепные императорские сады, которые своими бассейнами, живописными грудами камней, храмами, библиотеками, театрами, беседками, соснами и кипарисами дополняют симметрию зданий.

В Запретном городе имелись также жилые кварталы для тысяч слуг, евнухов и наложниц, которые всю свою жизнь проводили в его стенах. Этот великолепный комплекс был не только центром власти. Весь Запретный город был предназначен для удовлетворения прихотей императора. Около 6000 поваров были заняты приготовлением пищи для него и 9000 императорских наложниц, которых сторожили 70 евнухов. Император был не единственным человеком, кто пользовался благами подобного образа жизни. Говорят, что вдовствующей императрице Цзу Си, скончавшейся в 1908 году, подавали обеды из 148 блюд. Кроме того, она посылала евнухов на поиски молодых любовников, о которых после того, как они исчезали за воротами города, уже никто никогда ничего не слыхал.

Власть императоров кончилась в 1911 году: на следующий день после революции 6-летнего императора Пу И заставили отречься от престола. Сегодня в большинстве залов и дворцов находятся экспозиции, рассказывающие о славном прошлом Запретного города. И по мере того как все больше и больше посетителей осматривает этот поразительный лабиринт, постепенно исчезает атмосфера тайны, которая окружала императора и его двор 100 лет назад. И все же в каждом дворе и у каждой стены слышатся отзвуки прошлого. Отпечатки этого прошлого лежат на каждом выставленном на обозрение предмете: на оружии, ювелирных украшениях, императорских одеждах, музыкальных инструментах и подарках, подносившихся императорам правителями со всех концов света.

ТЕОТИУАКАН: ГОРОД БОГОВ

       Древняя религиозная столица Мексики процветала за 1000 лет до того, как возвысилась империя ацтеков. До сих пор тщательные археологические исследования не дали ответа на вопрос, кто, когда и почему ее построил. Даже сама гибель этого города окутана тайной.

В переводе это название означает «город богов». Теотиуакан его более чем оправдывает. Крупнейший и величественнейший город-государство доколумбовой Мексики раскинулся на Мексиканском нагорье на высоте около 2285 м над уровнем моря. Почти на такой же высоте находится второй великий мегаполис Нового Света - Мачу-Пикчу в Перу. На этом сходство и заканчивается. Если обрывистые ущелья как бы зажали последний своими каменными склонами, то просторная равнина, выбранная для Теотиуакана, дала его строителям свободу действий. Город занимает площадь в 23 км2, а его крупнейшее сооружение пирамида Солнца превосходит своими размерами возведенный в то же время римский Колизей.

О Теотиуакане известно очень немного. В свое время считалось, что его построили ацтеки. Но город был покинут за 700 лет до того, как в XV веке там появились ацтеки, давшие ему это название. Истинные строители города так и остаются неизвестными, хотя для удобства их иногда называют «теотиуаканцы».

Эта местность была населена уже в 400 году до н.э. Однако расцвет Теотиуакана пришелся на период между II и VII веками н. э. Нынешний Теотиуакан - это, вероятно, развалины города, построенного в начале нашей эры. Рабочая сила набиралась из населения, составлявшего, по оценкам исследователей, 200 000 человек, что ставило Теотиуакан на шестое место в списке крупнейших городов своего времени.

В период расцвета влияние Теотиуакана распространялось по всей территории Центральной Америки. Его гончары изготавливали вазы и цилиндрические сосуды на трех ножках, все изделия были украшены лепниной и росписью. Самое большое впечатление производят суровые каменные маски, вырезанные из нефрита, базальта и жадеита. Древние мастера делали их глаза из обсидиана или раковин моллюсков. Возможно, обсидиан и был основой богатства города.

Жители Теотиуакана ездили по торговым делам по центральному Мексиканскому нагорью, а возможно, и по всей Центральной Америке. Вазы, изготовленные в городе, были обнаружены во многих захоронениях в Мексике. Однако нам не известно, распространялась ли политическая власть города за пределы его стен. Настенные росписи, открытые археологами, редко изображают батальные сцены, из чего можно предположить, что теотиуаканцы не были агрессивны.

Мастерство теотиуаканских ремесленников превосходил лишь их архитектурный гений. Город стоит на гигантской координатной сетке, основание которой главная трехкилометровая улица, Дорога мертвых (названная так ацтеками, которые по ошибке приняли платформы, выстроившиеся вдоль нее, за могильники). На его северном конце находится Сьюдадела, цитадель, огромное огороженное пространство, где возвышается храм Кетцалькоатля, бога-змеи.

Самое грациозное здание в городе, пирамида Солнца, было построено на развалинах еще более древнего сооружения. На шестиметровой глубине под его основанием находится естественная пещера, шириной 100 м. Она была священным местом еще до того, как над ней воздвигли конструкцию из 2,5 млн. т необожженных кирпичей.

Культовые здания были не единственным архитектурным чудом Теотиуакана. Благодаря проведенным в наше время раскопкам выяснилось, что все обнаруженные дворцы построены в соответствии с одними и теми же геометрическими принципами: множество залов располагаются вокруг центрального двора. Несмотря на отсутствие крыш, на стенах можно различить очертания фресок. Их красные, коричневые, синие и желтые краски до сих пор сохраняют яркость.

Никто не знает, что стало причиной гибели великого города и древней цивилизации. Остатки обуглившихся перекрытий крыш подтверждают теорию, согласно которой город был разграблен около 740 года н. э. Сегодняшний путешественник, стоя среди руин и не видя на горизонте ничего, кроме гор и неба, может с трудом представить себе, что Мехико находится всего лишь в 48 км к юго-западу от этого места.

















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вот и подошел к концу мой реферат. На этом закончился мой рассказ о чудесах архитектуры. Конечно, рассказать о всех постройках не удастся, так же не удастся рассказать обо всех наиболее значимых с архитектурной точки зрения. Но я выбрал здания, в которых наиболее сильно отобразилось стремление человека к прекрасному и красивому.

Разумеется, красивые здания и дальше будут строиться. Вслед за новыми технологиями придут  новые потребности и, удовлетворяющие их, архитектурные сооружения. А поскольку искусство развивается по спирали, то можно предполагать, что скоро оно пройдет период деградации и вернется к прежним замкам и храмам, при этом используя новые материалы и технологии. В общем, можно сказать, что такая тенденция намечается уже сейчас.

Можно подумать , что рок был особо немилостив именно к чудесам архитектуры , судьба которых сложилась столь трагически . Это не так . Груды мусора , высоченные холмы , поднимающиеся на Ближнем Востоке , в Средней Азии , в Индии , Китае , - следы существовавших там некогда и полностью исчезнувших с лица земли городов , от которых не осталось ни одного ни дома или храма , а зачастую и названия . Каждый год приносит известия о новых замечательных открытиях археологов .

Если свести воедино все выдающиеся памятники древности , окажется , что вряд ли один из ста дожил до наших дней.

Но то немногое , что сохранилось до наших дней , дает нам право гордиться великими мастерами прошлого , где вы они ни творили . 

По словам Виктора Гюго, с самого сотворения мира до изобретения книгопечатания “зодчество было великой книгой человечества, основной формулой, выражавшей человека во всех стадиях его развития как существа физического, так и существа духовного”.

За свою долгую историю строительное искусство прошло огромный путь от примитивного шалаша до сложнейших по своим планировочным и конструктивным решениям сооружений. Меняются представления о возможностях строительных материалов, меняются и сами материалы.

Практически сегодня можно построить всё, что подскажет воображение архитектора. Вопрос лишь в том, будет ли это целесообразно, красиво, экономично. И вот тут - то и умудрённому знаниями зодчему, и “юноше, обдумывающему житьё”, могут прийти на помощь архитектурные образцы прошлого, занявшие почётное место в ряду признанных шедевров прошлого и являющиеся общечеловеческими памятниками культуры.

Среди современных проектов и построек есть подлинные шедевры строительного искусства, которые по праву могли бы встать в один ряд с “семью чудесами древнего мира”. Перед строителями открываются широкие перспективы.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лео Оппенхейм «Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации».

2. А. Княжицкий, С. Хурумов «Древний Мир».

3. Я. Станькова, И. Пехар «Тысячелетнее развитие архитектуры»

4. Альберти. – «Десять книг о зодчестве».

5. Гидион З. – «Пространство, время, архитектура».

6. Гуляницкий Н. Ф. – «История архитектуры».

7. Любимов Л. Д. – «Искусство древнего мира».

8. Шебек Ф. – «Пирамиды, дворцы, панельные дома».

9. Черняк В. З. – «Семь чудес и другие».
















































































Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.