![]() |
|
|
Утесов и Райкин - жизнь и творчествотут мы видим жизненную, довольно грустную историю. По словам самого А. И. Райкина, он с удовольствием играет в театре такие миниатюры, как "Жизнь человеческая", "Жанна на шее". Лирика присутствует как необходимая краска в общей программе, где есть и комедийные, и сатирические, и лирические эпизоды. Еще один жанр "малых форм" - фельетон Аркадия Райкина. Стержень фельетона составляет монолог, который населяется многими персонажами, и актер, читающий фельетон, как бы отходит в сторону, давая простор условному действию. Райкин всегда в центре монолога, в самой гуще событий, составляющих суть фельетона. Когда-то в репертуаре Райкина был фельетон "Гостиница Москва". Райкин, работающий преимущественно над образами сатирическими, построил этот свой рассказ исключительно из персонажей положительных. Это был добрый, веселый, теплый рассказ. Его герои приехали в Москву из разных концов страны, из разных городов, из разных республик. У каждого из них свои дела, свои интересы. У каждого свои заботы, свой мир, свое отношение к тому, что он видит. Но с какой влюбленностью они говорят о своей родной земле, о своих соотечественниках, о Москве. Райкин очень комично рисовал своих героев, не заботясь о притушевывании или смягчении комедийных средств. Но положительное в героях фельетона не становилось менее значительным. Говоря об очень важных явлениях жизни, о подлинных ее героях, Райкин не жалел и красок юмористических, подмечая смешное в серьезном, так же как серьезное всегда звучит в его сатирическом осмеянии. К сатире Райкин пришел от юмора. Это в известной степени наложило отпечаток на все его творчество. Оно оптимистично по своей природе. Оно основано на любви к человеку, на вере в него. И не удивительно поэтому, что в палитре Райкина-сатирика большое разнообразие красок. Когда говорят, что оружие Райкина - смех, это справедливо, но, может быть, не совсем точно. Оружие Райкина - мысль, и боль, и действие, выраженное средствами актерского искусства, средствами комедии и сатиры, публицистики и лирики. Смех владеет зрительным залом. Райкин вызывает смех, дает ему направление, цель, исподволь определяет его силу, оттенки. Партитура смеха рождается вместе с новым спектаклем, с новыми образами. Вместе с эстрадными авторами и драматургами актер погружается в раздумья о жизни и сцене, о людях, с которыми сталкивает жизнь, и воплощаемых в итоге в театральных образах. Во имя жизни мы смеемся над злом - вот центральная мысль многих монологов Райкина. Эта мысль, в сущности, пронизывает все сценическое существование Райкина, все спектакли его театра. Недаром слово "смех" вынесено в названия некоторых программ Театра миниатюр - "Смеяться, право, не грешно", "Время смеется". К. С. Станиславский говорил о знаменитом комике Живокини, что он "смешил серьезом". В полной мере это меткое выражение подходит к юмору Райкина. Остановимся на программе "Светофор". Райкин выходит на сцену. Произносит первые слова вступительного монолога. И мысль актера начинает движение по своей орбите. Предельной силы достигает выразительный, отточенный жест. Точное и взвешенное, острое и веселое, смелое и разящее райкинское слово. Чередой проходят перед зрителем герои "Светофора". Для каждого из них Райкин находит свой рисунок, свою характеристику, "свой смех". Один из героев "Светофора" сошел со сцены и долгое время "жил" среди нас. Это ему принадлежат нередко повторяемые нами слова: "Ты меня уважаешь, я тебя уважаю, мы уважаемые люди...", "дефсит". Он убежден, что нормальные отношения между людьми могут быть только тогда, когда существует дефицит, "дефсит". Спектакль Театра миниатюр "Избранное" знакомит нас с историей театра. В один вечер мы видим героев спектаклей разных лет. И все они такие разные. Приверженец того, что было раньше ( "раньше и кефир был лучше" ). Человек, облеченный властью, но вовсе не склонный принимать решения ( "Где горит? Что горит? Ах, сгорело?" ). Деятель Петр Сидорович, обнаруживший подобно герою гоголевского "Носа", что у него исчезла голова, но этого даже никто не заметил. Отец десяти, нет одиннадцати детей ( "целая футбольная команда", разве всех упомнишь? ). Каждому из них Райкин адресует "свой смех". Смех злой и добродушный, непримиримый и взволнованный, взывающий к совести. Спектакли Театра миниатюр всегда были очень популярны. Райкин умел создать в нем атмосферу творчества, в которой всесторонне проявлялись исполнительские возможности и других актеров. Зритель хорошо знал артистов В. Горшенину, О. Малоземову, Р. Рому, Т. Кушелевскую, Г. Новикову, М. Максимова и других. Товарищи по сцене, по искусству отмечают исключительную требовательность Райкина к себе, его настойчивость, работоспособность, неугомонность, умение не жалеть себя. "Сколько раз мы восхищались тем, как репетирует Райкин, - вспоминает Е. П. Гершуни. - Безжалостно, без конца, не зная времени для сна, отдыха, еды, он может сотни раз повторять одну и ту же сцену, пока не найдет нужный ему единственный результат. А потом все равно не остановится, будет добиваться еще лучшего, еще более лаконичного, более яркого и выразительного образа" ( Гершуни Е. П. - Рассказываю об эстраде . - Л . , "Искусство" 1968.). Уместно вспомнить и об обширной географии военных гастролей театра . Осенью 1941 г. Ленинградский театр эстрады и миниатюр выступал в Среднеазиатских республиках , в начале 1942 г. - в Сибири и на Дальнем Востоке , на самых отдаленных пограничных заставах , в частях , на кораблях Тихоокеанской и Амурской флотилий , в конце 1942 г. и в 1943 г. - на Центральном и Северокавказском фронтах . На Кавказе же Аркадию Райкину был вручен Орден Отечественной войны. В начале 1943 г. он успел сняться в кинофильме " Концерт фронту " , где сыграл роль веселого киномеханика . В 1944 г. - Белорусский фронт , в 1945 г. - Прибалтийский . " За четыре года мы, - вспоминал позднее Райкин ,- проехали много тысяч километров по всем фронтам от Балтики до Кушки , от Новороссийска до Тихого океана . ... выступал перед солдатами , матросами , командирами . И нацеливал свои , как принято выражаться , сатирические стрелы туда же , куда целились бойцы ,- в фашистов ". Разнообразен репертуар тех выступлений . Уже на третий день войны появился новый большой фельетон - " Монолог черта " , в главном персонаже которого легко угадывался " бесноватый фюрер ". Поправками оброс довоенный фельетон В.Полякова " Невский проспект ". Артист сам дополнил его текст и усилил его патриотическое звучание . " Невский проспект " призывает к защите города Пушкина , Гоголя , Блока . В фельетоне звучит тема родного города . " Крепнет , наливается гневом голос артиста , и трепет проходит по рядам зрителей , когда Райкин , изображая бюрократа-снабженца , предлагает кому-то поделиться бензином , предназначенным для фронта " ( О.Леонидов , Прошу внимания ,- " Огонек ", 1942 , N 46 ). И совсем другой взволнованный голос рассказывал о том , что значит честное " поделимся " - жители Ленинграда часть своего голодного пайка отдавали фронту . В фельетоне сочетаются гражданский пафос и боевой задор , гордость и любовь с ненавистью и сарказмом . Появились и новые сатирические персонажи , подсказанные временем . Зрители увидели фигуру , знакомую по карикатурам и плакатам : фашистского вояку в накинутом на плечи дамском меховом пальто , чернобурке , фетровых ботинках . Политический шарж , острая реприза отражали злобу дня . "Во время войны, - вспоминает Райкин, по дипломатическим соображениям избегали говорить, а тем более писать о том, что союзники медлят с открытием второго фронта. В спектакле " Кроме шуток " , который мы поставили тогда , говорилось о том , что было бы очень хорошо , если бы весь мир жил по одним часам . А то по нашим , получается в самый раз , а в Нью-Йорке считают , что еще рано ." (" Смена " , 1978 г. , N 15) Такую " шутку " можно считать классическим примером точной , умной политической репризы , понятной самым широким зрительским массам. Театр выступал с антифашистскими миниатюрами " Передача окончена ", " Буква В " , " Ать-два " . В галерее райкинских фигур появился рыночный фотограф , завлекавший клиентов декорацией - ярко-синим грубо намалеванным морем и белой лодкой . Фотограф залихватски зазывал всех желающих сняться на фоне " роскошного " пейзажа . Заполучив жертву , он не унимался : " А ну , сделайте вид бодро-весело . Гребите по морям , по волнам ! ". Художник Карусель-Базарский устраивал " военную "выставку картин . Одну из них с изображением снеговых гор , испещренных чьими-то следами , он подписывал " Наши автоматчики , ушедшие в энском направлении ". Картина , которая раньше называлась " Морская гладь " , теперь переименована в " Финский транспорт в 15 тысяч тонн , ушедший на дно " , а " Зеленый лес " превратился в " Замаскировавшиеся танки " . Меткая сатира Райкина была нацелена на беззастенчивое приспособленчество и бездарность фотографа и художника . В годы войны " легкокрылая " муза эстрады не только доказала свое равноправие с другими видами искусства , но и вырвалась вперед , благодаря оперативности , доходчивости , мобильности . Нельзя обойти молчанием опыт Райкина, хоть и небольшой, в кинематографе. В молодости он сыграл небольшую роль в фильме "Мятежные годы". Запомнилась кинозрителю его роль студента-медика, а затем врача, в ленте "Доктор Калюжный". Воспроизведен в фильме небольшой райкинский скетч "Волшебная сила искусства". Одной из популярных комедий стал фильм "Мы с вами где-то встречались". На экране мы встретились вновь с некоторыми сатирическими образами, сыгранными Райкиным на сцене Театра миниатюр. Лента эта неимоверно расширила зрительскую аудиторию и без того популярного актера. Чешские кинематографисты сделали фильм "Человек со многими лицами", посвященный гастролям театра и А. Райкину. Имя его знакомо и англичанам. Оно внесено в энциклопедический справочник "КТО - КТО", где приведены подробные сведения о нем и его творческих достижениях. Английские режиссеры сняли фильм и показали всей Англии. Критик лондонской газеты "Таймс" писал: "Когда смотришь и слушаешь сегодняшних комиков, все чаще приходят на память такие старые мастера мьюзик-холла, как Роб Уилтон, Литл Тич, Джордж Формби, Грок и Мэри Ллойд... Среди наших современных комических актеров есть вполне сносные, и они даже вызывают смех, но почти все они не индивидуальны. ... На днях на наших телевизионных экранах засверкало изображение именно такого индивидуального комического гения, Би-би-си впервые показало нам прославленного русского комика А. Райкина. Это было настоящее зрелище, подлинное открытие, такое выступление, которого мы не видели давно. Одна из самых больших заслуг Райкина состоит в том, что он представляет собой полную противоположность отвратительным , "смешным до тошноты" комикам, которых мы в таком изобилии импортируем из Соединенных Штатов. У Райкина есть что-то от Чарли Чаплина: удивительная способность живо и наглядно изображать эмоции, способность создавать образы, которые не нуждаются в пояснении. Он обладает даром проникать в самую глубь человеческих чувств... Мне никогда не приходилось видеть такой игры!" О гастролях Театра миниатюр и о Райкине писали в газетах Венгрии, Польши, Болгарии, Германии. Райкина знают в Италии, Японии. Приятно отметить, что Райкин выступал и в Севастополе. Зрительные залы Дома офицеров флота и Дворца культуры рыбаков всегда были переполнены. И куда бы ни приехал Театр миниатюр, там всегда толпились люди, на устах у которых один и тот же вопрос: "Есть лишний билет на Райкина?" Именно на Райкина. Не в Театр эстрады, не в Театр миниатюр, а на Райкина. Это говорит о популярности актера, об интересе ко всему, что произносит он со сцены, понимании жанра искусства, созданного Райкиным. Райкин сказал , Райкин изобразил, Райкин выставил напоказ. Зритель привык прислушиваться к актеру. Он верит ему, верит в честность и справедливость актерской мысли , в любовь к человеку, которой окрашено каждое слово , возвеличивающее и осуждающее , гордое и смешное . В самом звучании этих слов , в их окраске ,про ступает актерское отношение . Быть может , поэтому все , что играет Райкин , неотрывно связано с обликом актера . Все , что произносит он со сцены , принадлежит ему как личности , как художнику - и пафос , и лирика , и сатира , и актерское , и человеческое . - Мы не рабы . Рабы не мы ! Трудно переоценить талант Аркадия Райкина , его мастерство , сценическое и человеческое обаяние . Внимательные современники видели в нем человека проницательного , живо интересующегося всем происходящим . В нем видели художника , который глубоко осмысливает многие сложные проблемы искусства , кровно заинтересован в его плодотворном развитии и хотя понимает закономерность эволюции и перемен , но убежденно отстаивает свои эстетические идеалы . В нем ценили неисчерпаемое остроумие и разительную меткость оценок . При жизни Аркадий Исаакович Райкин был удостоен всех самых высших наград страны . В 1968 г. стал Народным артистом СССР . В 1980 г. - Лауреатом Ленинской премии . В 1981 г. - Героем Социалистического труда . Любовь к его искусству была и , пожалуй , осталась всенародной. И в памяти нашей он остается одним из самых любимых и популярных среди артистов , вписавших свое имя в историю отечественной эстрады . Кроме того , Райкин остался выдающимся человеком , общением с которым дорожили , а высказывания - ценили . НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСТВА Л.УТЕСОВА " Если режиссер , ставя сегодня спектакль или фильм о довоенной жизни нашей страны , хочет передать атмосферу , эмоциональный колорит 30-х годов , он включает в свое произведение пластинки Леонида Утесова и с помощью этого простого средства безошибочно добивается желаемого эффекта - тембр голоса , жизнерадостный ритм , оптимистическая призывность и мужественность лирики певца мгновенно переносят нас в те далекие годы . Человек актер , певец , влившийся в шеренги энтузиастов , сам энтузиаст , - Утесов задавал тон веселого настроения , можно сказать , тон жизни . То , как он спел " Марш веселых ребят " , надолго запомнилось . Это был марш жизнеутверждения . Каким же талантом надо было обладать , чтобы подняться на этот почетный пьедестал запевалы и оставаться на нем в течение десятилетий ?! Ведь вокруг было немало других певцов , - талантливых , популярных . Но именно Л.Утесов стал единственным . Вероятно , кроме таланта певца надо обладать еще чем-то , какой-то колдовской властью над людьми - ее часто называют обаянием - , чтобы десятилетиями приковывать к себе внимание . И такая власть есть у Утесова . Надо обладать мастерством , и Леонид Утесов профессионально знает , как ладить песню и свой выход к зрителям , как заставить сотни людей жить в унисон . А вдохновение делает его творчество крылатым . Но мастерство исполнителя , чтобы стать общественно значимым , должно быть наполнено духовным миром человека , его точным пониманием времени , и чувством масштабности событий . Только тогда можно говорить об артисте как о личности . " ( Дмитриев Ю. " Л.Утесов " - Искусство 1982г. ) Часто популярность , мода - начало " смерти " артиста . Моды на себя артисту , пожалуй , следует скорее бояться , чем радоваться ей . Но Утесов одолел и моду и популярность , взял над ними верх . Он стал больше , чем просто эстрадный певец ,- он стал частью жизни нескольких поколений . Его пение хотели слышать в празничных концертах по радио папанинцы , " Песня старого извозчика " служила радиомаяком для одного из авиационных полков , и голос Утесова приводил летчиков на базу после выполнения боевых задач . Ю.Гагарин ждал своего взлета под пение Утесова . Ценили и любили Утесова не только слушатели , но и коллеги . В одном из телевизионных интервью Георга Отца спросили , кто из певцов больше всего произвел на него впечатление . Он назвал три имени : Карузо , Шаляпин , Утесов . Полюбившие Утесова однажды любят его до сих пор верно и преданно . У него всегда было что сказать людям . Его искусство является школой человечности . Артистизм проявился в нем рано . Подростком Утесов пел друзьям под гитару , но он вовсе не собирался стать именно певцом . Музыка была его неотъемлемой частью . И начинал Утесов не как певец , а как артист театров миниатюр , драматического , оперетты . Его актерские способности сразу же покоряли и коллег и зрителей . Может быть , даже не столько еще способности , сколько светлая энергия его темперамента . С ранних лет в нем бурлила веселая и жадная неуемность , радость жизни . И эти качества стали самыми характерными особенностями его искусства . " Вообще кажется , что Утесов живет в каком-то необычайно выразительном , сочном мире . А он живет в том же мире , что и все мы , только видит его ярче и эту яркость умеет передать в своих песнях . " ( Дмитриев Ю. " Л.Утесов " Искусство 1982 г. ) От природы Утесов наделен заразительным умением перевоплощаться в самых разных людей . Когда совсем юному Утесову впервые предложили принять участие в концерте профессиональных артистов , ему ничего не оставалось тут же освоить и исполнить популярную в то время сценку-пантомиму с разбитым зеркалом . Утесов вошел в театр легко , но постепенно к ниму пришло понимание ответственности , стремление в каждом выступлении быть лучше себя предыдущего . Он не пропускал ни одной репетиции , знал все роли во всех спектаклях труппы и был готов заменить любого актера . Выразительных средств всегда хватало : восприимчивой душой впитывал Утесов бесконечные впечатления жизни , и они оседали в нем . Отдавал их Утесов так же естественно и легко , как и вбирал . Отдавал всем - и собеседнику ,и зрителю . Рассказывая о какой-либо встрече , он непременно воспроизводил и голос и акцент своего собеседника , будь то поляк , казах , китаец или грузин . И собеседник не только видел этого человека , но и чувствовал его характер , круг его интересов , понимал , как сам Утесов относится к предмету пародии ! Поэтому любая беседа с Леонидом Утесовым - словно посещение театра одного актера . Такое умение мгновенно перевоплощаться на эстраде - важное и редкое качество . Часто без всяких париков и гримов Утесов показывал зрителям десятки непохожих характеров . Однажды был в его жизни вечер , на первый взгляд , совершенно фантастический . Тем , кто же присутствовал на нем , трудно поверить в его реальность . Даже хорошо знавшие Утесова отнеслись с недоверием к афише ленинградского " Палас - театра " сообщавшей , что артист предстанет во всех мыслимых театральных жанрах : как певец - эстрадный , опереточный , камерный ; как танцор - балетный и эксцентрический ; как дирижер - оркестровый и хоровой ; как скрипач и как гитарист ; как рассказчик и куплетист ; как клоун , жонглер и акробат , " на трапеции и в трагедии " . Утесов убедил всех сомневающихся . Он показал и бесчисленные свои таланты , и чувство стиля , и чувство жанра . Произведения столь различных видов театрального искусства невозможно было бы исполнить одному артисту , не обладай он подвижностью , гибкостью творческого аппарата , быстротой реакции , способностью мгновенно концентрировать мысль , чувство , ощущение в точном взгляде , интонации , позе . Все номера были исполнены не только профессионально , но и с искренним переживанием . На этом уникальном вечере Утесов продемонстрировал качества необходимые каждому артисту , а эстрадному - в десятикратном . И здесь важно отметить , что этот вечер 1923 г. , не был единственным . Он был типичным для Утесова . Во время гражданской войны Утесов выступал в |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |