![]() |
|
|
Административные суды в РФАдминистративные суды в РФМинистерство общего и профессионального образования Московская Государственная Юридическая Академия Кафедра административного права Административные Суды в РФ Курсовая работа Студентки 3 курса 8ой группы Научный руководитель: доцент Калинина Л. А. Москва 2003 Содержание Вступление…………………………………………………………………………………….стр.3 I. Необходимость создания административных судов……………………………стр. 3 II. Административная юстиция в царской России и в СССР……………………..стр. 5 III. Административная юстиция в современной России….………………………..стр. 10 IV. Научное обоснование института административной юстиции в науке административного права…….………………………………………………….стр. 11 V. Административно-процессуальный кодекс………..…………………….……..стр. 17 VI. Проект ФКЗ «О федеральных административных судах в РФ»………..……...стр. 21 Вступление Много споров и нарушений законности встречается в нашей жизни. Среди
них немало административных дел. В прошлом году их число превысило 350
тысяч. Среди них 3889 дел по жалобам и признание незаконными правовых
актов, 134355 - на действия должностных лиц и коллегиальных органов власти,
управления и общественных объединений, 83427 - на нарушения налогового
законодательства, 2320 - на нарушения избирательных прав и т.д. Эти данные
привел председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев при обсуждении
проекта федерального закона "Об административных судах в Российской Конституцией и федеральным конституционным законом "О судебной системе Появится возможность не потерять в море дел те из них, которые связаны
с публичными отношениями. Да и суды будут компетентно решать такие дела.
Реформирование основ конституционного строя России требует новых подходов в исследовании каждой ветви государственной власти и в первую очередь исполнительной, как власти ближе всего находящейся к населению и вследствие этого чаще нарушающей права и свободы граждан. Среди форм и средств контроля за органами исполнительной власти ведущее место должен занимать институт административной юстиции, являющийся эффективным средством защиты прав и свобод граждан. В царской России институт административной юстиции только складывался
и 1917 год застал его в недостроенном состоянии. В СССР использовались
элементы данного института - частично для рассмотрения и удовлетворения
административных жалоб граждан, но преимущественно для осуществления более
эффективного контроля за деятельностью государственного аппарата. Однако
главным и, по существу, доминирующим средством защиты прав и установленных
законом интересов граждан выступал в царской России и в СССР контроль С древнейших времен в тех государствах, в которых правящий слой с
пониманием относился к вопросу о взаимоотношениях между властвующими и
подвластными и пытался сделать эти отношения более гармоничными, а
положение государства более устойчивым, он предоставлял гражданам Сегодня институт административной юстиции в Российской Федерации
находится в стадии начального формирования. Этот институт может и должен
восприниматься не как нечто чужое, пришедшее в Россию с Запада, но как
правовое средство, имеющее корни в историческом укладе России и
одновременно как правовое средство для оказания помощи каждому человеку,
находящемуся в состоянии конфликта с властными структурами. На актуальность
формирования в стране системы органов административной юстиции в настоящее
время указывают уже не только ученые-административисты, но и специалисты в
области конституционного, гражданского и других отраслей права. В этой
связи необходимо отметить работы таких ученых, как Ю.А.Тихомиров, Хотя в федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. "О
судебной системе Российской Федерации" предусматривается введение в стране
административного судопроизводства[1], а в Послании Президента Российской Если до начала XX века в западноевропейских странах еще продолжались дискуссии вокруг института административной юстиции, то в настоящее время необходимость его как специфической судебной деятельности, тесно связанной с деятельностью органов исполнительной власти, сомнению не подвергается, функционирование института административной юстиции оформлено доктринально, закреплено законодательно и подтверждено правоприменительной практикой. II. Административная юстиция в царской России и в СССР При характеристике института административной юстиции в современной российской юридической литературе доминирует метод сравнительного правоведения. Описываются административные суды Франции и Германии, административные трибуналы Англии и США, отмечаются их преимущества и недостатки. Между тем почти никто не использует сравнительно-исторический метод исследования, и учреждения административной юстиции царской России остаются забытыми для правоведения наших дней. Когда излагают историю административной юстиции в царской России, то одни авторы начинают ее с реформ 60-70 годов XIX в., другие более основательные - с эпохи Петра I, совершенно игнорируя ХVI--ХVII века Московского государства. Однако именно в эти столетия с перерывами в деятельности функционировал Челобитный приказ, важнейшее правительственное учреждение в системе московского государственного управления. Он выполнял следующие функции: а) принимал челобитные (иски частных лиц) на решения должностных лиц того времени - дъяков, подьячих, воевод и т.д. б) подвергал суду тех, на кого подавались челобитные; в) контролировал деятельность других правительственных учреждений. Поэтому есть основание полагать, что в России, также как в государствах Западной Европы, зачатки административной юстиции встречаются в средние века. В течение XVIII в. - и первой половины XIX в. элементы
административной юстиции развиваются из "надзора", которую представляли Губернские присутствия были коллегиальными органами и назывались присутствиями смешанного состава, т.к. в состав этих органов входили губернатор, вице-губернатор, губернский предводитель дворянства, председатель окружного суда, депутаты городских или земских собраний, а также должностные лица, являвшиеся специалистами в той области, которой занималось присутствие. Органом, осуществлявшим высший надзор за всеми органами управления в Законодательство предоставляло Сенату возможность широко использовать свою компетенцию, как органа административной юстиции. Он осуществлял надзор за деятельностью всех государственных, земских, городских учреждений. Каждый житель империи, если его проблема не решалась в губернском присутствии смешанного состава, мог обращаться со своей жалобой на решения власти в Первый департамент Сената. В Сенат подавались жалобы на постановления финансовых органов, на неправильное привлечение отдельных лиц к отбыванию государственных повинностей, жалобы государственных служащих на лишение их пенсии, на низкую заработную плату и т.д. Кроме того, Первый департамент Сената являлся судебно-апелляционной инстанцией в отношении решений, принимаемых губернскими присутствиями по жалобам жителей империи.[4] Деятельность Сената как судебно-административного органа имела немало недостатков, обусловленных сложным делопроизводством и архаичностью регулировавших эту деятельность процессуальных норм. Наблюдалась волокита при разборе дел, а рассмотрение дел не базировалось на принципах состязательности, гласности и публичности. Результатом этого являлась малая осведомленность широких слоев населения о деятельности Первого департамента и, как следствие такого положения, сравнительно небольшое количество жалоб и апелляций, которые в нем сосредоточивались. Таким образом, система органов административной юстиции, которые формировались в России во второй половине XIX - первых десятилетиях XX веков, имела два уровня: центральный (Сенат) и губернский (губернские присутствия). Органов административной юстиции на уездно-волостном уровне, непосредственно связанных с населением, не было. Такое построение административной юстиции в России способствовало пониманию необходимости проведения всеобъемлющей реформы государственного управления в России и созданию системы органов административной юстиции, которая была бы максимально приближена к народу и лучше приспособлена к национальным особенностям страны. Осенью 1908 г. Министерство внутренних дел составило по тезисам П.А. 30 мая 1917 г. Временным правительством был издан закон о создании суда по административным делам. В каждый уезд назначался административный судья со своим делопроизводством. В губернских городах учреждались административные отделения при окружных судах. Административные судьи рассматривали споры между государственными органами и органами самоуправления, а также общественными организациями. 7 сентября ведению этих судов были подчинены земельные и продовольственные комитеты. Одновременно советское государство, декларируя в своих конституциях Отмеченная двойственность наложила своеобразный отпечаток на институт административной юстиции в Советском государстве. И действительно, хотя советские ортодоксальные государственные деятели и правоведы отрицали институт административной юстиции, считая его по социальной природе буржуазным, элементы его находили место в функционировании советских судебных органов, особенно начиная с 20-х годов. В 1922 г. был введен судебный порядок обжалования действий нотариусов. В 20-50-е годы развитие института административной юстиции было вялым
и осторожно-сдержанным. Основной формой рассмотрения жалоб граждан на
решения должностных лиц была административная. Наибольшая часть жалоб
рассматривалась государственными органами: министерствами, ведомствами,
исполкомами, администрацией учреждений и предприятий, а также
квазигосударственными органами - партийными комитетами всех уровней. Однако
в 60-х годах начался более активный этап в развитии института
административной юстиции в СССР. Это было связано с принятием Указа В тексты Гражданского процессуального кодекса РСФСР и ГПК всех союзных республик, принятых в течение 1963-1966 годов, были включены главы, нормы которых регулировали рассмотрение дел, вытекающих из административно- правовых отношений. Например, статьи 233-244 ГПК РСФСР определяли порядок рассмотрения жалоб на неправильности в списках избирателей, жалоб на иные действий административных органов, а также дел о взыскании недоимок с граждан по государственным и местным жалобам. Крупный вклад в развитие административной юстиции внесли принятые в 30 июля 1987 г. был принят Закон СССР "О порядке обжалования в суд
неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан". До этого
закона граждане имели право на судебную жалобу лишь в случаях, указанных в
специальных актах. Но с принятием данного закона устанавливалось общее
правило граждан на судебную жалобу. Это право было значительно расширено В конце 80 - начале 90-х годов в СССР сложились две основные формы рассмотрения жалоб граждан на решения должностных лиц: административная и судебная. Преобладающей формой была административная. Однако развивалась и набирала темпы судебная форма, особенно с 60-х годов. Н.Г. Салищева была права, когда писала в 1964 г.: "Если понимать административную юстицию как особый вид деятельности общих судов по разрешению споров в области государственного управления и тем самым призванный осуществлять правосудие по делам, вытекающим из административно-правовых отношений, то можно сделать вывод, что элементы административной юстиции у нас существуют и развиваются"[7]. III. Административная юстиция в современной России Те элементы административной юстиции, которые возникли и развивались в Принятием федерального закона от 27 апреля 1993 г. (в редакции от 14 декабря 1995 г.) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" сделан еще один важный шаг вперед в развитии института административной юстиции в России. В законе были сняты установленные для граждан в процессе подачи жалобы в суд процессуальные ограничения. В соответствии с советскими законами жалоба могла быть подана в суд лишь после того, как акт управления был обжалован вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу, и гражданин не был удовлетворен решением этого органа. Закон от 27 апреля 1993 г. предоставлял гражданину право обжаловать действия и решения субъектов управления непосредственно в суд[8]. В Законе от 27 апреля 1993 г. с более широких позиций указаны действия
и решения органов государства (должностных лиц), которые могут быть
обжалованы в суд. К ним относятся коллективные и единоличные действия В целом следует отметить противоречивый подход российского законодателя к институту административной юстиции. Конституция РФ 1993 г. и федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. указывает на то, что судебная власть в России осуществляется посредством конституционного, гражданского и уголовного судопроизводства[9]. Это конституционное положение образует основу для формирования института административной юстиции в России, разработки соответствующих законодательных актов: федерального закона о системе органов административной юстиции и Кодекса об административном судопроизводстве. Вместе с тем ныне действующее законодательство в РФ не предоставляет суду права отмены неправомерных административных актов: решение суда по жалобе ограничивается установлением обоснованности жалобы гражданина и возложением на соответствующий орган управления обязанностей устранить допущенное нарушение. Другой существенный недостаток действующего законодательства заключается в том, что жалобы граждан на действия и решения субъектов управления рассматриваются общими судами по правилам гражданского судопроизводства. Таким образом, установлен не административный, а гражданско-процессуальный порядок защиты прав и свобод, нарушенных действиями (актами) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений. Это означает, что законодатель медлит с завершением построения института административной юстиции, хотя каких-либо препятствий у него на пути нет. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |