![]() |
|
|
Административные суды в РФp>IV. Научное обоснование института административной юстиции в науке административного права Создание во Франции в революционные годы и годы Первой империи
административных судов для разбора и разрешения жалоб на администрацию
вызвало в обществе споры и недоумения. Наиболее активно возражали судьи,
консервативно настроенные и получившие юридическое образование при старом
порядке в королевской Франции. Противниками института административной
юстиции выступали и мыслители, среди которых был знаменитый либеральный
историк и государствовед А.Токвиль. Защищали институт административной
юстиции и разъясняли его необходимость многие французские (А.Макарель, Основные возражения сводились к следующим положениям. Функционирование особых административных судов противоречит принципу единства суда, вытекающему из принципа разделения властей. Основные начала, на которых базируется существование правового государства, не допускают, чтобы администрация осуществляла правосудие. Одной только судебной власти может принадлежать исключительное право толковать и отправлять правосудие. Сторонники административной юстиции в ХIХ-ХХ веках доказывали, что
административные суды необходимы, что они могут работать также независимо,
как общие суды, что область управления, которая является предметом
деятельности этих судов, - это совершенно особая, специальная область, не
схожая с уголовно-правовой и гражданско-правовой областями, т.к. в центре
ее лежит жалоба рядового гражданина (работника) на орган управления Научное обоснование института административной юстиции нашло широкую
поддержку также в Германии. Для этого в Германии уже к середине XIX века
сложилась соответствующая законодательная база, а в последней трети XIX
века появляется обширная литература по вопросам административной юстиции. Заметный вклад в теорию административной юстиции на рубеже ХIХ-ХХ
веков и в XX веке внесли известный немецкий учений-административник О. В России одним из первых обратил внимание на институт административной юстиции видный ученый-государствовед И.Е. Андреевский, который в "Русском энциклопедическом словаре" Н.Н. Березина за 1873 г. поместил статью, посвященную административным судьям. Административный суд И.Е. Андреевский определял как "особое разбирательство", учреждаемое по тем спорным делам, рассмотрение которых закон не предоставляет обыкновенным судам. Это - те дела, в которых одною стороною является частное лицо, другою - администрация[11]. Однако до середины 70-х годов XIX в. интерес ученых юристов в России к вопросам административной юстиции был слабым. Среди работ, написанных в императорской России, выделяется наиболее фундаментальная, двухтомная работа С.А.Корфа "Административная юстиция в России", вышедшая в 1910 г. и показывающая как административные суды всех главных западноевропейских государств, так и органы административной юстиции России. Анализируя развитие института административной юстиции в России, автор намечал два ее этапа: на первом, начинающемся с реформ Петра I, имела место эволюция административной юстиции из власти надзора (Сенат, прокуратура); на втором этапе, берущем начало с судебной реформы 1864 г., получили развитие собственно органы административной юстиции, представленные губернскими присутствиями смешанного типа и Правительствующим сенатом[12]. Корф С. А. полагал, что для административных судов требуется независимость их членов и надлежащие процессуальные гарантии. Вместе с тем, он широко смотрел на институт административной юстиции и прямо отмечал, что существо этого института не зависит от того, каким органом, - общим судом или специальным, - вверяется отправление его функций. Заслуживает внимания мнение об административной юстиции видного
ученого-административиста первой трети XX века А.И. Елистратова. В
классической работе "Основные начала административного права", изданной в Следует отметить, что в практическом плане вопрос об административной
юстиции в советском государстве стал актуальным с первых дней ее
существования, поскольку возникшая и крепнувшая с каждым годом
коммунистическая административно-командная система сразу создала широкую
арену для произвола должностных лиц и "административной неправды" на всех
иерархических уровнях. О произволе, беззаконии в советском аппарате
управления постоянно говорили большевистские вожди В.И.Ленин, Л.Д.Троцкий, Особое значение для освещения института административной юстиции и
необходимости приспособления его к системе советского государственного
управления имела обстоятельная работа М.Д.Загряцкова "Административная
юстиция и право жалобы", выдержавшая два издания - 1924 и 1925 годов. Автор
считает административную юстицию одним из институтов, обеспечивающих
господство права в обществе, ибо основная задача данного института - отмена
или исправление неправомерного акта административного органа. Целый ряд авторов-администратистов, А.С.Сухоплюев, М.С.Берцинский, Однако, начиная с середины 50-х годов, когда началась хрущевская В монографии "Административный процесс в СССР", изданной в 1964 г. и вызвавшей широкий резонанс в научных кругах, Н.Г.Салищева подчеркнула и обосновала положение о том, что административная юстиция может вполне эффективно функционировать в условиях Советской власти[16]. С опубликованием работы Н.Г.Салищевой понятие "административная юстиция" было реабилитировано и начало использоваться юристами как категория с положительным содержанием. Определенный вклад в развитие советской теории административной юстиции внесла работа известного цивилиста Д.М.Чечота "Административная юстиция" (Л., 1973), в которой подчеркивалось важное значение анализируемого института в реализации принципа законности в государственном управлении. Правда, в работе защищалось спорное положение о том, что производство в суде по жалобам граждан на действия и решения органов управления регламентируются гражданско-процессуальными нормами, но основное положение автора, что институт административной юстиции может найти в СССР применение, укрепляло идею административной юстиции и свидетельствовало о поддержке этой идеи специалистами других отраслей права. В 90-е годы продолжаются исследования ученых-административистов России
по теории административной юстиции и научному осмыслению конституционных и
законодательных положений, которые имели отношение к формированию органов
административной юстиции в стране. Интересными как в плане содержания, так
и с точки зрения выдвинутых предложений являются работы Н.Г.Салищевой, Н.Ю.Хаманева определяет административную юстицию как "порядок разрешения споров, возникающих между гражданином и органом государственного управления. Автор различает административную юрисдикцию, правосудие по административным делам и административную юстицию. Под правосудием по административным делам следует понимать деятельность общих судов по рассмотрению административных споров и эту деятельность нельзя смешивать с административной юстицией, которую представляют административные суды, обособленные от общего судопроизводства. Понимая, однако, что в настоящий период по материальным и финансовым причинам очень сложно создать в стране административные суды, Н.Ю.Хаманева предлагает поэтапное осуществление этой идеи: сначала выделяются специализированные палаты в общих судах, где административные споры будут рассматривать административные судьи, а затем произойдет отделение специализированных палат по административным спорам от общих судов и превращение их в самостоятельные структуры во главе с Высшим административным судом. Эти суды, по мнению автора, имели бы полномочия рассматривать иски граждан к любым органам управления, вплоть до правительства[17]. По мнению Ю. Н. Старилова, административная юстиция - это правосудие в
сфере административной (исполнительной) власти и в сфере органов местного
самоуправления, т.е. это - административная ветвь правосудия. Институт
административной юстиции характеризуется наличием специальных
административных судов (квазисудебных органов), отделенных от общих судов
гражданской и уголовной юрисдикции, а также особых процедур рассмотрения
жалоб на неправомерные административные акты и действия (бездействия). Ряд содержательных и интересных статей, посвященных проблеме административной юстиции в России, написан В.В.Бойцовой, которая понимает под административной юстицией систему административных судов. "Главный признак административной юстиции, - категорически утверждает она, - наличие специальных административных судов, (квазисудебных) органов, отделенных от общих судов и организационно обособленных от "активной" администрации (т.е. органов, структур, выполняющих исполнительно-распорядительные функции)"[19]. С этой точки зрения административной юстиции не было в СССР, нет ее и в современной России. Между тем ни одна страна не нуждается так сильно в этом институте, как Россия, где традиционно был высоким удельный вес государственного регулирования и участие государства (его чиновников) в делах общества всегда было огромным. Похожий подход к институту административной юстиции встречается в
монографии Ю.А.Тихомирова "Курс административного права и процесса" (М., Н.Г.Салищева предлагает создать на первых порах, - хотя бы в виде эксперимента, - при некоторых ведомствах квазисудебные учреждения, которые могли бы рассматривать административные споры между соответствующими органами (ведомствами) и гражданами. Составы таких органов могли бы быть смешанными и включать не только должностных лиц данного ведомства, но и представителей прокуратуры, министерства юстиции и т.д. Н.Г.Салищева предлагает принять Административно-процессуальный кодекс, в структуре которого нормы административного судопроизводства должны составлять особую, отдельную часть[21]. В 90-х годах в России издано немало учебников административного права,
которые написаны с учетом сложившихся за последние годы административно-
правовых реальностей. Отрадно, что в некоторых из них (учебниках V. Административно-процессуальный кодекс Административная юстиция представляет собой особый процессуальный порядок разрешения административно-правовых споров в суде между гражданином с одной стороны и должностным лицом (органом исполнительной власти) - с другой. Любой гражданин, считающий, что то или другое решение должностного лица нарушает его права и не соответствует закону, может обжаловать его в судебном органе и просить о его отмене. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и
решений, нарушающих права и свободы граждан" сделал первый практический шаг
на пути построения здания административной юстиции в России. Но необходимы
следующие шаги государства в деле административно-процессуального
обеспечения построения этого института. В юридической литературе уже давно
высказывается мнение, что существует необходимость в издании двух
фундаментальных законодательных актов: федерального Закона об органах
административной юстиции Российской Федерации и Административно-
процессуального кодекса Российской Федерации (Старилов Ю.Н. Дело в том, что Закон РФ от 27 апреля 1993 г. устанавливает в ст. 6
положение, согласно которому процесс по жалобе осуществляется "по правилам
гражданского судопроизводства". Отдельные ученые, специалисты по
гражданскому процессу (Д.М.Чечот, А.Т.Боннер), полагают, что
административный процесс - часть гражданского процесса. Другие ученые Неразработанность и отсутствие административно-процессуальных норм, которые могли бы регламентировать административное судопроизводство, явились отдаленным результатом одного из крупных парадоксов царской и советской правовой деятельности: материальное административное право опиралось на чрезвычайно слабую процессуальную основу. Поэтому на область юрисдикции, которая в научных разработках до конца 20-х годов традиционно принадлежала административному праву, а затем была забыта на несколько десятков лет, стали претендовать гражданские процессуалисты, опираясь при этом на отдельные разделы ГПК. Конечно, у административного процесса в суде много сходства с гражданским процессом и с этой точки зрения гражданско-процессуальные нормы могут быть в известной степени моделью для административного производства в суде. Между тем Конституция РФ 1993 г. в п.2 ст. 118 указала: "Судебная
власть осуществляется посредством конституционного, гражданского,
административного и уголовного судопроизводства". Конституционные нормы
выделили и обособили административный процесс в суде не случайно. Главная
особенность, которая отличает административный процесс в суде от
гражданского процесса, заключается в том, что стороной здесь выступает
должностное лицо (орган управления). В гражданско-процессуальном отношении
субъектами - сторонами выступают два собственника, которые представляют
самих себя. В административном судопроизводстве должностное лицо выступает
не как частное лицо, а как представитель аппарата, ведомства, в котором он
работает. Действия, которые оспариваются жалобщиком, признаются этим лицом
как служебные действия, направленные на выполнение служебных обязанностей. Этот момент связи должностного лица с аппаратом, а также другие
моменты, которые определяют специфику управленческой деятельности Административный процесс в суде представляет собой способ, метод осуществления правосудия в области государственного управления. Как уголовный процесс есть метод правосудия по уголовным делам, гражданский процесс - по гражданским делам. Все три процесса являются способами осуществления единого правосудия в трех разных сферах правовых отношений, и в силу этого между ними устанавливается тесная связь. Все три процесса опираются на единые основы правосудия. Но единство уголовного, гражданского и административного процессов не означает их тождества. Административный процесс связан с административным правом, как
гражданский процесс с гражданским и уголовный процесс - с уголовным правом. Административно-процессуальный кодекс - это единый законодательный акт, содержащий в определенном систематизированном порядке нормы административного права и регламентирующий порядок обжалования гражданами действий должностных лиц в административных и судебных органах. А.П. Коренев в свое время отмечал, что административный кодекс не
должен (и не может) охватывать всю сферу административного процесса. В нем
допускается кодификация отдельного административного производства[22]. В первом разделе прежде всего следует сформулировать цели и задачи административно-процессуальных норм, сосредоточенных в АПК. Это - защита прав и свобод гражданина в его конфликте с должностным лицом. Как показывает опыт кодификации уголовно-процессуальных, гражданско- процессуальных и административно-процессуальных норм этот раздел можно назвать "Общие положения". В общих положениях необходимо дать характеристику институту административной юстиции, определить его место в судебной системе РФ. Осо6ую группу норм в "Общих положениях" составляют правила, закрепляющие принципы рассмотрения жалобы компетентными органами, к которым относятся: законность, равенство граждан и должностных лиц перед законом, состязательность, гласность и публичность производства, ответственность. Во втором разделе необходимо дать определение такому фундаментальному понятию как "действия, нарушающие права и свободы гражданина", обозначить признаки данного правонарушения, его виды и специфику. В этом же разделе нужно охарактеризовать такое сквозное для АПК РФ понятие как "право жалобы", определить жалобу как вид обращения, классифицировать ее в свою очередь на виды (устные и письменные, административные и судебные, общие и специальные), отграничить жалобу от заявления и предложения. Что касается органов, уполномоченных рассматривать жалобы граждан на действия должностных лиц, и процессуальных действий, связанных с компетенцией данных органов, то они образуют два последующих раздела: 1) о производстве по административным жалобам; 2) о производстве по административным искам. Говоря о разделе "Производство по административным жалобам", отметим, что следует упорядочить административное производство по жалобе гражданина с учетом новых управленческих реальностей и административно-правовых институтов. В четвертом разделе "Производство по административным искам" целесообразно включить правовые нормы, регламентирующие права и обязанности сторон, свидетелей и экспертов в процессе производства, принятие решения, его исполнение и обжалование. Особое внимание при этом следует уделить такому процессуальному действию, как вынесение частного определения. Важно указать на основания, в силу которых оно может быть вынесено, на реквизиты, которые обязательны для данного процессуального документа. Пятый раздел кодекса посвящается ответственности должностного лица Принятие Государственной Думой Административно-процессуального кодекса Поскольку деятельность по рассмотрению жалоб в суде осуществляется в
форме административного судопроизводства, постольку понятие VI. Проект ФКЗ «О федеральных административных судах в РФ» 22.11.2000 г. Госдума приняла в первом чтении законопроект "О
федеральных административных судах в РФ", внесенный 21.09.2000 г. (второе
чтение планируется на апрель 2003 г). Его поддержали 332 депутата, против
проголосовали 4, воздержались - 2. Законопроект об административных судах
внес Верховный суд - в рамках осуществления глобальной судебной реформы. Документ принят с учетом того, что ко второму чтению будет создана
специальная рабочая группа, в которую войдут представители Верховного суда Проект федерального конституционного закона "О федеральных
административных судах в Российской Федерации" основывается на статье 118 Рассматриваемым законопроектом предлагается ввести четырехзвенную
систему административных судов, причем два ее звена – межрайонный суд и
окружной суд, представляют собой полностью обособленные структуры, в то
время как два других звена – коллегия по административным делам суда
субъекта РФ и Коллегия по административным делам Верховного Суда РФ
встроены в действующую судебную систему. Такая "смешанная" система
неоднократно подвергалась критике в научных публикациях, однако путь
создания в рамках судов общей юрисдикции специализированных составов
представляется более рациональным, позволяющим избежать чрезмерного
увеличения судейского корпуса. Не следует забывать, что образование
полностью обособленной ветви административных судов во главе с Высшим Важным и весьма дискуссионным является вопрос о компетенции рассматриваемой системы судов. Настоящим проектом закона к компетенции административных судов отнесены дела по спорам, возникающим при проведении выборов и референдумов; по оспариванию законности актов органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, а также актов, действий (бездействия) органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления и их должностных лиц; по спорам между органами государственной власти субъектов РФ, входящих в судебный округ. К компетенции административных судов законопроект относит, кроме того, дела о приостановлении или прекращении деятельности общественных объединений. Представляется целесообразным включить в компетенцию административных судов также дела по обжалованию актов органов дознания и предварительного следствия об отказе в возбуждении уголовного дела и о прекращении уголовного дела, поскольку в данном случае спор гражданина с органом государственной власти об обоснованности решения, принятого органом государственной власти, выходит за рамки уголовного процесса. Учитывая, что исходя из принципа беспристрастности судей, тот судья, который принял необоснованное решение об отказе в возбуждении уголовного дела, не вправе впоследствии рассматривать дело по существу, данное положение закона поможет решить и проблему нехватки судей. Нуждаются в доработке и некоторые другие положения законопроекта. Согласно законопроекту, по всей стране планируется создать 21
федеральный окружной суд (юрисдикция каждого их этих судов будет
распространяться на несколько регионов) и сети межрайонных административных
судов с юрисдикцией в отношении нескольких районов субъекта Федерации. Окружные административные суды будут рассматривать в качестве судов первой инстанции дела о проверке законности решений руководителей регионов, их исполнительных и законодательных органов, а также споры между регионами, входящими в судебный округ. Обжаловать решения окружных судов можно будет в специально созданной административной коллегии Верховного суда, которая, кроме этого, будет рассматривать дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов президента и правительства России, а также решений Центризбиркома, разрешать споры между федеральным Центром и регионами. В межрайонном административном суде можно будет обжаловать действия, решения и нормативные акты, изданные главами муниципальных образований, местного самоуправления, местными законодательными и исполнительными органами. Самые разные политические партии и движения сходятся в одном -
необходимо ускорение судебной реформы и, в первую очередь, решение проблемы
административных судов. Судебная власть - не отрасль или ведомство, а такая же опора государства, как законодательная и исполнительная ветви власти. Дальнейшее развитие судебной реформы и становление судебной власти действительное, а не мнимое, возможны при условии законодательного включения органов судейского сообщества в механизмы взаимодействия судебной власти с законодательной и исполнительной ветвями власти и в механизме административного управления по обеспечению судебной деятельности. Правосудие пока не стало в России доступным и надежным средством
защиты прав и законных интересов людей. Это вызвано, в частности,
устарелостью организационной модели судебной власти, нехваткой не просто
квалифицированных суде, но судей вообще; совпадением судебной юрисдикции с
административным делением, что обусловливает зависимость судов от местных
властей; нехваткой финансовых средств на собственно судебную деятельность Цель реформы в судебной сфере - гарантировать гражданам и
хозяйствующим субъектам доступное и справедливое правосудие. Для этого
необходимо принять неотложные меры в нескольких направлениях: Всесторонняя реформа судебной власти должна быть направлена на создание судебной системы, обеспечивающей единый стандарт защиты гражданских прав, свобод и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов (вне зависимости от того, к какой сфере -частной в собственном смысле слова, предпринимательской, публичной - относится правоотношение) и стабильность этих отношений. Выступая на открытии 5 съезда судей, Президент РФ Владимир Путин
отметил, что судей в стране мало, их количество не соответствует
потребностям. Глава государства посетовал, что работа над процессуальным
законодательством растянулась на долгие годы, а ряд статей действующего
законодательства противоречит Конституции РФ. Подводя итоги, мы можем констатировать, что на сегодняшний день в Правовая основа судебной защиты прав и свобод граждан, содержащаяся в современном российском законодательстве, характеризуется излишней усложненностью, противоречивостью и нестабильностью. Несогласованность и непоследовательность в вопросе административной юстиции подтверждается тем, что по сей день в России не существует единой правовой отрасли, которая всесторонне регламентировала бы материальные и процессуальные вопросы административной юстиции. Между тем, все главные юридические предпосылки к введению этого важнейшего вида судебного контроля – налицо, причем не вызывает сомнения их соответствие высшему стандарту демократического правового режима. Административная юстиция должна быть выделена в самостоятельную ветвь судопроизводства(правосудия), занимающегося рассмотрением возникающих в сфере управления правовых споров и направленного на обеспечение субъективных публичных прав и свобод граждан, а также других субъектов права. С юридической, процессуальной точки зрения, данный правовой институт должен быть назван административным процессом, по аналогии с гражданским процессом, или уголовным. Административная юстиция должна стать полноценным судебным контролем за действиями и решениями исполнительной власти и призвана обеспечивать права и свободы человека и гражданина. И, наконец, учитывая, что в России на сегодняшний день сложилась материальная и процессуальная база, имеются теоретические разработки, изучен зарубежный опыт административной юстиции, следует признать насущной задачу разработки проекта ФКЗ «О федеральных административных судах в РФ», и Административно-процессуального кодекса, включающего в себя статьи о порядке рассмотрения споров между гражданами и другими субъектами права и органами исполнительной власти, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими. Принятие таких законов и внесение соответствующих изменений в уже действующие федеральные законы способствовало бы созданию судебной власти, реально контролирующей управленческий процесс и участвующих в нем субъектов права. VII. Список используемой литературы Нормативные правовые акты 1. Конституция РФ, принята 12 февраля 1993 г. 2. ФКЗ «О судебной системе», от 31.12.1996 г. 3. ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», от 27.04.1993 г. 4. ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ», от 28.04.1995 5. ФЗ «Об органах судейского сообщества в РФ» от 18.12.2001 6. Послание Президента РФ к Федеральному Собранию РФ, от 06.03.1997 г. Литература 1. Андреевский И.Е. Административный суд. - Русский энциклопедический словарь И.Н. Березина. Т. I. СПб 2. Гогель С.К. Губернские присутствия смешанного состава, как органы административной юстиции на местах. - Вестник Права, 1906. N 4 3. Елистратов А.И. Основные начала административного права. М., 1914 4. Загряцков М.Д. Административная юстиция и право жалобы,1924, 1925. 5. Ипполитов М.И. Функции Первого департамента Правительствующего сената. - Вестник Права, 1904, N 5 6. Коренев А.П. Кодификация советского административного права. М., 1970 7. Корф С.А. Административная юстиция в России. Т. 1. СПб., 1910 8. Mayer O. Deutsches Verwaetungsrecht. B. 1. Munchen und Leipzig. 1924 9. Салищева Н.Г. Административный процесс в СССР. М., 1964 10. Хаманева Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. М., 1997 ----------------------- [4] Ипполитов М.И. Функции Первого департамента Правительствующего сената. [7] Салищева Н.Г. Административный процесс в СССР. М., 1964. С.152.
Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |