реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Некоторые особенности расследования преступлений связанных с дорожно-транспортными происшествиями )

В государственную статистическую отчетность, осуществляемую МВД РФ, включаются все дорожно-транспортные происшествия, при которых были зарегистрированы погибшие или раненные. Остальные регистрируются и анализируются на региональном уровне, а также отдельными министерствами и ведомствами.

Причины ДТП подразделяются на субъективные и объективные.

Объективными причинами считают: недостатки в планировании улиц и автодорог, освещенности проезжей части в темное время суток, состояние дорожного покрытия, самых различных средств регулирования, в том числе: дорожных знаков, тормозных, маневренных и других частей автотранспортных средств.

Исследователи подтверждают тот факт, «…что ошибки в управлении автомобилем и нарушении правил дорожного движения являются главной причиной большинства ДТП. Но они часто связаны с недостатком дорог и неблагоприятными погодными условиями, которые в 50-80% случаев являются одной из активных и косвенных причин, а в 15-20% случаев – главной причиной ДТП. Во всех этих случаях дорожные и метеорологические факторы оказывают механическое воздействие на систему «автомобиль-водитель» или на психофизиологическое воздействие на водителя и на его восприятие условий движения»[8].

Юридическая литература и практика к наиболее распространенным субъективным причинам ДТП относит:

-         превышение установленной скорости движения;

-         несоблюдение безопасной дистанции движения транспортных средств;

-         нарушение правил обгона в зоне ограниченной, особенно на подъемах, спусках, в том числе на нерегулируемых перекрестках;

-         въезд на полосу встречного движения;

-         управление автотранспортным средством в нетрезвом состоянии;

-         несоблюдение очередности проезда;

-         нарушение правил перестроения, поворота или разворота;

-         другие нестандартные причины: резкое торможение, неподача световых указателей маневра, игнорирование запрещающих знаков.


В учебной литературе подчеркивается: «…расследуя дела данной категории необходимо учитывать, что дорожно-транспортные происшествия нередко происходят в результате взаимодействия нескольких причин (например, при столкновении двух транспортных средств, когда водитель превысил скорость и нарушил правила обгона, другой – правила маневрирования и перестроения из ряда в ряд). Поэтому важно исследовать все причины, повлекшие ДТП»[9].

ДТП может быть обусловлено и только одними объективными факторами: внезапным выходом из строя рулевого управления, неожиданно выбежал на дорогу пешеход в нетрезвом состоянии и так далее.

Задачей следователя является: дать правильную юридическую квалификацию самому факту ДТП, с учетом совокупности причин и условий, факторов, способствовавших наступлению вредных последствий, последовательности их возникновения, техническому состоянию транспортного средства, действиям водителя (водителей), потерпевшего и т.п.


1.3. ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ


Для качественного осмотра ДТП следователь должен иметь следственный чемодан, в комплекте которого должны быть представлены: рулетка длинной не менее 20 метров; электронно-цифровой измеритель пути (ЭЦ ИП); планшет для ведения записей; чертежные принадлежности  - следственная линейка, цветные карандаши для составления схемы ДТП; электрический фонарик; мелок; стандартные бланки протокола осмотра; миллиметровая бумага, для составления масштабных схем; мерное колесо для измерения закруглений автодороги; уровень и линейки для измерения уклона автодороги.

При поступлении сообщений о дорожно-транспортном происшествии, с учетом полученных сведений, следователь «определяет состав участников выезда (специалист-криминалист; специалист-автотехник; судебно-медицинский эксперт; работники уголовного розыска, если нарушитель скрылся; понятые, если по полученному сообщению на месте их трудно найти). Решают вопрос о необходимости применения технических средств для высвобождения потерпевшего или очистки проезжей части от поврежденного транспорта»[10].

Своевременное присутствие следователя на месте ДТП позволяет ему правильно зафиксировать обстановку ДТП в протоколе осмотра. Прежде чем удалить с проезжей части транспортные средства и другие объекты, мешающие восстановлению нормального движения, надо зафиксировать взаимное положение машин, следов и иных вещественных доказательств, путем фотографирования, замеров и так далее. Задачами осмотра места происшествия являются: выяснение обстановки; установление места происшествия, а также его последствий. Обнаружение, фиксация, изъятие следов и вещественных доказательств определение технического состояния транспортного средства для установления технических причин и условий, повлекших происшествие. Поиск ориентирующей информации о марке, моделях, особенностях и других данных о транспортных средствах, отсутствующих на месте ДТП, определению их движения после происшествия. Установление причины происшествия и условий, способствующих его совершения. Построение и проверка версий об обстоятельствах происшествия.

Нужно помнить, что «успех расследования ДТП во многом зависит от поиска и соответствующей интерпретации доказательств. Они не всегда проясняют то, что произошло во время происшествия, но часто помогают следователю сформулировать ключевые вопросы при допросе свидетелей, а также подтвердить или опровергнуть уже данные свидетелями показания. В том случае, когда отсутствуют надежные свидетели, вещественные доказательства позволяют отсеять то, что не могло произойти, и ограничиться рассмотрением ряда более или менее вероятных вариантов механизмов возникновения ДТП»[11].

В расследовании ДТП преступление считается раскрытым, если установлено: а) нарушение правил дорожного движения, технической эксплуатации автомобильного или городского электротранспорта, пользования трамваем, троллейбусом и автобусом, в результате которого принесен тяжкий вред здоровью человека, либо причинен крупный ущерб; б) лицо, нарушившее указанные правила; в) наличие причинной связи между действиями лица допустившего нарушение этих правил и наступившими общественно-опасными последствиями; г) наличие в действиях (бездействии виновного лица) деяния, совершенного в форме легкомыслия или небрежности.

В случаях причиненного ДТП имущественного ущерба задачами расследования являются установление ущерба и развития мер к его возмещению либо к созданию предпосылок для возмещения ущерба судом.

В соответствии с принципом публичности органы предварительного расследования обязаны установить все обстоятельства ДТП, как изобличающие обвиняемого, так и определяющие или смягчающие его ответственность.

Конечной целью предварительного расследования по делам о ДТП является правильное применение уголовного закона, которое находит свое выражение в вынесении постановления о привлечении конкретного лица в качестве обвиняемого, а по окончании расследования – обвинительного заключения или постановления о прекращении дела в связи с отсутствием события, либо отсутствием в деяниях лица состава преступления, или за недосказанностью  участия обвиняемого в совершении преступления. Эти задачи решаются с момента получения информации о ДТП и до окончания производства по уголовному делу.

На практике, при расследовании ДТП необходимо помнить о сложности любого ДТП, каждое ДТП является индивидуальным автопроисшествием как по характеру, так и по совокупности фактических обстоятельств, комплексу причин вызвавших его, а также непосредственной причине связи между действием и наступившими последствиями. В следственной и судебной практике из-за ошибок допущенных в стадии предварительного следствия: не выясняют, какие конкретно правила безопасности движения и эксплуатации транспортных средств нарушены, не всегда правильно устанавливают последствия допущенного нарушения, размер материального ущерба.

При осмотре места происшествия понятых следует выбирать из лиц имеющих водительское удостоверение, разбирающихся в обстановке ДТП и способных дать подробные показания о виденном при осмотре места ДТП, в том числе и о вещественных доказательствах.

Прежде чем удалить с проезжей части транспортные средства и другие объекты, мешающие восстановлению нормального движения, надо зафиксировать расположение машин, следов и иных вещественных доказательств путем фотографирования, замера и так далее.

Фотографирование целесообразно производить с возвышенного места, например с круши грузовой машина. Особенностью осмотра  места происшествия ДТП является то, что начинать следует не с осмотра трупов и не с потерпевшей аварию техники, а с того участка дороги, на котором могли сохраниться следы происшествия, требующие быстрой фиксации во избежания порчи. Дорожную обстановку, положение объектов и их координаты фиксируют на схеме ДТП.

Приступая к осмотру необходимо как можно быстрее восстановить нормальную работу транспорта, следует осмотреть наименее устойчивые следы, к которым относятся:

1)  следы, указывающие на точку или место столкновения машин;

2)  следы крови;

3)  следы вещества, которым был загружен транспорт;

4)  следы масла автомашины. Сюда же относятся следы в виде осколков фар, частей одежды и обуви потерпевшего.


Затем следователь переходит к осмотру следов протектора, торможения, повреждений на машинах и так далее.

Осмотра трупа потерпевшего. Если обстановка позволяет, труп следует осматривать на месте его обнаружения. Особое внимание при осмотре трупа обращается на поиск следов, характеризующих механизм происшествия, в том числе следов транспортной травмы.

Автомобиль осматривается на месте происшествия или месте его обнаружения после происшествия. Фиксируется тип, марка и номерной знак машины, повреждения, возможно возникшие в результате ДТП, осуществляется поиск следов и других вещественных доказательств, появившихся в процессе ДТП (кровь, волосы, мозговое вещество, обрывки ткани одежды потерпевшего). Обычно осмотр автомобиля начинают с передней части. Тщательному осмотру должны быть подвергнуты фары, подфарники, указатели поворота, переднее стекло, бампер, облицовка радиатора, капот, передние крылья, ручки дверей, с тем, чтобы обнаружить на них повреждения, части ткани одежды потерпевшего, следы крови, волосы и так далее. После этого необходимо осмотреть ходовую часть и низ кузова автомашины, зафиксировать состояние тормозной системы, рулевого управления и других частей. В ходе осмотра кабины автомобиля надо обратить внимание на положение рычага переключения скоростей, ручного тормоза, указателей поворота и включения освещения. Осуществляется поиск следов рук на рычагах управления и предметов с целью установления личности скрывшегося водителя.

Медицинское освидетельствование водителя и потерпевшего устанавливает факт употребления спиртного или наркотических веществ, степень опьянения, давность употребления, наличие и отсутствие остаточных явлений, свидетельствующих о бывшем опьянении. Также может быть произведено биохимическое исследование с помощью проб крови и мочи испытуемого, качественного и количественного определения алкоголя.

Следственный эксперимент позволяет получить информацию: а) о возможности видеть появившееся препятствие (человека, автомашины и др.) в конкретной дорожной ситуации;


б) возможности слышать звуки транспортного средства, шум двигателя и т.п.; в) о скорости движения автомашины; г) о состоянии тормозов и других агрегатов транспортного средства, отвечающих за безопасность движения; д) о наличии или отсутствии у водителя определенных профессиональных навыков и т.п. Путем воспроизведения обстановки ДТП с учетом следов на транспортном средстве, дорожном покрытии и других объектах следственный эксперимент помогает установить механизм столкновения или наезда.

«Нередки случаи осуждения лиц при отсутствии причинной связи между нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств и наступившими последствиями» отмечается в  Постановлении №11 Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях» от 6 октября 1970 г.[12]

Значение любого фактора субъективного, объективного, а также механизма ДТП при их расследовании может иметь определенное значение. ДТП может быть обусловлено и только одними объективными факторами: внезапным выходом из строя рулевого управления, неожиданное появление на дороге пешехода в нетрезвом состоянии. Следователю нужно дать правильную юридическую квалификацию самому факту ДТП с учетом совокупности причин и условий, факторов, способствовавших наступлению вредных последствий, последовательности их возникновения, техническому состоянию ТС, действиям водителя, потерпевшего.




1.4. ПРОВЕДЕНИЕ ДОПРОСОВ ПО ДЕЛАМ О ДТП

Допрашивая водителя, следователь должен выявить его версию обстоятельств расследуемого события, а также было ли исправно управляемое ТС и если неисправно, то в чем эта неисправность выражалась, когда обнаружена и какие меры он принял для ее устранения. Важными обстоятельствами, подлежащими проверке, являются вопросы о скорости движения, обзорности, размещения ТС на проезжей части, какие меры принимались водителем для предотвращения происшествия, каковы были в момент происшествия метеорологические условия и каково было состояние дорожного покрытия, в зоне действия каких знаков дорожного движения проезжал водитель, какой сигнал был на светофоре, какие действия он совершил на месте непосредственно после происшествия, какие меры были приняты для оказания помощи потерпевшим, кто кроме него находился в ТС.

Допрос не только подтверждение следственной версии, но и процессуальное следственное действие, имеющее определенную доказательответственную силу, как на предварительном следствии, так и в суде.

В ходе допроса свидетелей следователь должен фиксировать их показания не только в процессе допроса, но и чтобы они нарисовали самостоятельную схему увиденного ими ДТП. В таких случаях к протоколу допроса прилагается схема, подписанная свидетелем.

При допросе потерпевшего следователь должен на основании ст. 53 УПК РСФСР разъяснить ему права, в том числе предъявление гражданского иска за вред и убытки как потерпевшего, связанные с лечением, утратой трудоспособности, повреждением или уничтожением имущества потерпевшего. Об этом делается отметка в протоколе допроса потерпевшего.

Как и водитель, потерпевший является лицом, заинтересованным в исходе дела, поэтому его показания могут быть необъективными. Как показывает следственная практика, состояние страха, физические страдания могут повлиять на его оценку случившегося и поэтому могут быть ошибочными, нечеткими. Поэтому необходима критическая оценка его показаний.

По делам о ДТП при допросе свидетелей чаще всего допрашивают: а) свидетелей-очевидцев происшествия; б) лиц, могущих дать характеристику участника ДТП; в) медицинских работников, оказавших помощь потерпевшему; г) сотрудников милиции, непосредственно осведомленных о происшествии и др.




















ГЛАВА 2. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ

РАССЛЕДОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ДТП

Специфические особенности расследования видов ДТП можно условно разделить на две группы: общие и индивидуальные. Общие особенности – это особенности, присущие всем видам ДТП. К ним можно отнести: поиск, сбор и фиксация вещественных доказательств, технические познания; знание и правильное применение ПДД. Первая особенность заключается в умении следователя (дознавателя) правильно определить границы поиска вещественных доказательств происшествия.

Поиск вещественных доказательств включает своевременное обнаружение следов, которые могут быть оставлены за пределами места происшествия, на придорожных объектах. Их обнаружение обычно затруднено из-за большого радиуса разброса, но они могут указать на то, что происходило при происшествии. Кроме этого, обнаруженные следы и другие вещественные доказательства могут быть сопоставлены с повреждениями транспортного средства и служить установлению объективных причин ДТП и выяснению виновных лиц. Здесь большую роль играет практика осмотра места происшествия. «В тактическом плане это следственное действие можно разделить на три этапа: подготовка, рабочий, заключительный. (заметим, что такое деление имеет смысл при изучении тактики всех следственных действий)»[13].

Сбор вещественных доказательств предполагает правильную упаковку и хранение добытых при поиске вещественных доказательств с тем, чтобы они не утратили своего значения во времени.

Фиксация вещественных доказательств заключается в правильности привязки, фотосъемки и последовательности описания в протоколе осмотра (обнаружения) их нахождения на месте происшествия.

Таким образом, если следователь вырабатывает в себе способность обнаружить следы ДТП, непосредственно воспринимать обстановку интуитивно ощущать сущность процесса его возникновения, прогнозировать ход предстоящего расследования и будет правильно руководствоваться принципами поиска, сбора и фиксации вещественных доказательств, то он сможет избежать утраты малозначительных на первый взгляд деталей, которые в дальнейшем могут сыграть решающую роль для установления и подтверждения истинных обстоятельств ДТП.

Вторая особенность – технические познания – заключается в том, что следователь должен иметь элементарные понятия о моделях автомобилей, влияющих на безопасность движения и так далее. В технических неисправностях, прежде всего, следует выделить основные. К основным техническим неисправностям относятся: неисправности тормозов; поломка деталей рулевого механизма и привода; повреждения шин. Следователю следует знать, что на современных автомобилях имеется тормоза: пневматические, гидравлические, механические. Различаются несколько видов неисправностей тормозов: нарушение герметичности трубопроводов; разрушение резиновых манжет в колесном тормозном цилиндре; повреждения в главном тормозном цилиндре. Нарушение герметичности трубопроводов может возникнуть как в процессе эксплуатации автомобиля, так и в процессе его сборки. Передвижение по дорогам с разным покрытием можно повредить или пробить трубопровод выбрасыванием из под колес различными предметами. Отказ тормозной системы бывает частичный и полный. Причины частичного отказа: наличие смазки на тормозных накладках; обычно вследствие неисправности сальника; нарушения крепления накладок к колодкам и заклиниванию тормозного барабана; поломка тормозной накладки, что приводит к заклиниванию колеса; наличие грязи в тормозном магистрали, что мешает отходу колодок от тормозного барабана. Причины полного отказа: утечка тормозной жидкости из системы; разрыв резиновых шлангов и трубопровода. Чтобы выявить указанные неисправности, следователю необходимо более тщательно проводить осмотр транспортного средства, отражая в протоколах осмотра все увиденное (разрывы, потеки жидкости и т.д.), что необходимо в дальнейшем для проведения экспертизы и установления причин ДТП.

Тормозная система относится к активной безопасности транспортных средств и в перспективе «совершенствование тормозных систем будет связано с внедрением противоблокировочных устройств, которые обеспечат оптимальный режим сцепления колес с дорогой, независимо от усилия нажатия на педаль тормоза, и держание автомобилем торможения при любом состоянии дорожного покрытия, в том числе и в условиях гололеда»[14].

Поломка деталей рулевого механизма привода ведет к серьезным последствиям, так как автомобиль становится неуправляемым. В этой ситуации автомобиль может резко свернуть в любом направлении и съехать с дороги или столкнуться с другим автомобилем. Поломка деталей рулевого привода могут происходить из-за усталости; удара о какой-либо предмет на дороге; плохого крепления регулировочных гаек, что приведет к ослаблению и срыву; слабой затяжки гаек рулевых пальцев тяг, которая приводит к их срыву и вынесению пальца из соединения.

Для выявления этих неисправностей следователь обязан:

-         произвести осмотр автомобиля визуально;

-         проверить крепления рулевых тяг;

-         проверить, как работает рулевое колесо с приводом и рулевыми тягами;

-         проверить, нет ли люфта в кольцах рулевых тяг и их соединениях.


Все обнаруженное должно найти правильное отражение в протоколе осмотра.

Повреждение шин автомобиля любого колеса может вызвать резкое изменение движения автомобиля.

Причины повреждения шин: неправильный ремонт и сборка (плохо надета покрышка на диск или плохо надето стопорное кольцо и т.д.); неправильная вулканизация колеса; наличие дефектов в новой покрышке; механические повреждения в процессе эксплуатации или непосредственно перед происшествием (разрывы вследствие наезда на острые предметы, но не проколы).

При возникновении повреждения автомобиль будет заносить в сторону повреждения шины. Вообще нормы о допуске транспортного средства к движению содержатся в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. ст. 15 «Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при изготовлении и реализации транспортных средств, их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей»; ст. 16 «Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при эксплуатации транспортных средств»; ст. 17 «Государственный технический осмотр транспортных средств»; ст. 18 «Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств»; ст. 19 «Основания и порядок запрещения эксплуатации транспортных средств»[15].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.