реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История развития банковского дела в России

В 1922 г. по состоянию на 1 октября советские знаки по сравнению с

царскими деньгами 1913 г. обесценились в 100 тыс. раз. На практике это

означало, что при самых мелких покупках требовались огромные суммы денег.

Зачастую можно было наблюдать факты, когда на рынке «мешками» или, во

всяком случае, очень толстыми пачками совзнаков расплачивались за покупки

невысокие по своей реальной стоимости.

Большие затруднения возникли в связи с необходимостью вести счет в

астрономических цифрах. С целью упорядочения расчетов и подготовки де

нежной реформы Наркомфином был осуществлен ряд деноминаций денежных знаков.

Первая деноминация была проведена путем выпуска в обращение денежных знаков

образца 1922 г., когда 1 руб. приравнивался к 10 000 руб. денежных знаков

всех прежних образцов; вторая деноминация — путем обмена денежных знаков

образца 1923 г. достоинством в 1 руб. на 100 руб. образца 1922 г. Таким

образом, денежная масса была уменьшена в 1 млн. раз. В марте-апреле 1924

г., когда была завершена денежная реформа, 50 тыс. руб. образца 1923 г.

были обменены на 1 руб. казначейских билетов. В результате трех деноминаций

денежная масса в обращении была уменьшена в короткий срок в 50 млрд. раз.

Денежная система 1921—1922 гг. ввиду продолжающейся эмиссии и, как

следствие, обесценения совзнаков не могла обслуживать развивающийся в

условиях нэпа товарооборот. С переходом к нэпу, т. е. с лета-осени 1921 г.,

в частном обороте появилась и инвалюта. В этот момент советские деньги -

совзнаки - были основными, но не единственными средствами обращения. Самое

же главное заключалось в том, что советская валюта - совзнаки - не была

устойчивой валютой. Экономика диктовала необходимость реформирования

денежной системы.

Правительством 11 октября 1922 г. был принят декрет, предоставивший

Госбанку РСФСР право выпуска банковских билетов. Это решение ознаменовало

начало денежной реформы. Правительство указало, что реформа проводится в

целях увеличения оборотных средств Госбанка РСФСР для его коммерческих

операций в интересах урегулирования денежного обращения и исходя из наличия

реальных ценностей, накопленных банком для обеспечения эмитируемых банкнот.

Госбанк начал эмиссию банковских билетов в виде новой золотой денежной

единицы, получившей название «червонец». Так золотые деньги назывались еще

во времена Петра I.

С середины 1924 г. курс золота в монете и слитках, а также курс

иностранной валюты в червонных рублях на рынке установился и устойчиво

держался на уровне, соответствующем содержанию золота в червонце.

Правительство 5 февраля 1924 г. приняло декрет, которым объявило о выпуске

в обращение государственных казначейских билетов достоинством один, три,

четыре, пять рублей золотом.

В сентябре 1922 г. был утвержден Устав торгово-промышленного банка

первоначальным капиталом в 5 млн. золотом - Промбанка.

В ноябре 1922 г., как первый шаг в привлечении иностранного капитала,

для работы в приемлемых для него условиях, был учрежден Российский

коммерческий банк — Роскомбанк. Акционерный капитал банка был определен в

10 млн. руб. золотом (5146 тыс. долл.1).

В 1924 г. акции, принадлежащие шведским юридическим и физическим лицам,

были выкуплены Наркомвнешторгом и Госбанком РСФСР. Основной капитал доведен

до 25 млн. руб. и Роскомбанк был преобразован в банк для внешней торговли —

Внешторгбанк СССР, которому было разрешено открыть контору в Ленинграде, а

также ряд отделений в промышленных центрах.

Исходя из задачи наиболее полной аккумуляции ресурсов кооперации и

кооперированного населения, а также лучшего кредитного обслуживания

кооперативных организаций, в феврале 1922 г. был организован Банк

потребительской кооперации - Покобанк. Через год Покобанк был преобразован

во Всероссийский кооперативный банк — Всекобанк, участниками которого

являлись кооперативные организации всех видов.

В 1925 г. начал свою работу Центральный банк коммунального и жилищного

строительства — Цекомбанк. Этот банк был организован с целью содействия

развитию жилищно-коммунального строительства и объединения деятельности

всех уже существующих городских банков. В начале 1925 г. был создан

Центральный сельскохозяйственный банк, образованием которого завершилось

организационное построение системы сельскохозяйственного кредита.

После смерти В. И. Ленина в 1924 г. разногласия по поводу новой

экономической политики усугубились борьбой ближайших его соратников за

лидерство в партии и в руководстве государством.

За четыре года новой экономической политики была восстановлена

разрушенная гражданской войной экономика и достигнут в основном довоенный

уровень производства. Закончился восстановительный период, начался период

реконструкции. Задача теперь заключалась в том, чтобы превратить Россию из

отсталой аграрной страны в индустриальную державу. Решающим здесь

становились реконструкция и расширение основных фондов промышленности.

Проходивший в декабре 1925 г. Съезд ВКП(б) предопределил решительный

курс на индустриализацию за счет немедленной и максимально возможной

мобилизации имеющихся ресурсов. Это в свою очередь предопределило первые

шаги по свертыванию нэпа. Наркомфин получил указание усилить налоговой

пресс на частный сектор экономики. Начиная с 1924 г., жесткие экономические

и административные меры привели к свертыванию производства на предприятиях,

принадлежавших частным лицам, и к постепенной ликвидации частной торговли.

В декабре 1929 г. законодательно было принято решение о реорганизации

управления промышленностью, согласно которому все государственные

предприятия переводились на хозяйственный расчет с выделением каждого из

них на самостоятельный баланс, с обязательством выполнения устанавливаемых

плановых заданий не только по количественным, но и по качественным

показателям. Это решение и решение об утверждении в том же 1929 г. первого

пятилетнего плана можно рассматривать как завершение периода новой

экономической политики и перехода к административно-командной системе

управления экономикой. [1; с. 31-46]

Функционирование «социалистической» банковской системы

Особенностью управления экономикой с помощью использования

административно-командных методов являлось детальное централизованное

планирование, включая планирование выдачи кредитов и связанное с ним

планирование денежного обращения. Централизованное планирование должно было

сочетаться с систематическим контролем за выполнением утвержденных заданий

и показателей.

Перестройку кредитной системы и законодательное закрепление ранее

проведенных мероприятий была призвана осуществить кредитная реформа. В

январе 1930 г. Правительство приняло решение о проведении кредитной

реформы.

Правительством было принято также решение, согласно которому

финансирование и кредитование капиталовложений во все отрасли народного

хозяйства были возложены на четыре специальных банка долгосрочных вложений:

Промбанк, Сельскохозяйственный, Торгбанк, Цекомбанк.

После кредитной реформы банковская система России стабилизировалась, и

ее структура не подвергалась существенным изменениям вплоть до начала

реформ, связанных с переходом от жесткого централизованного планирования

экономики к рыночным отношениям.

В апреле 1959 г. проведена реорганизация системы банков долгосрочных

вложений. Промбанку были переданы операции, ранее выполнявшиеся системой

Цекомбанка и местными коммунальными банками, а также частично

Сельхозбанком. Остальные операции этих банков перешли к Госбанку СССР. Ещё

ранее (в 1956 г.) Сельхозбанку и Цекомбанку были переданы также функции

ликвидированного Торгбанка. Промбанк был переименован во Всесоюзный банк

финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР).

Стройбанк был выведен из состава Министерства финансов СССР и подчинен

непосредственно Правительству. Банку были предоставлены права в области

финансирования, кредитования и расчетов в строительстве, которые ранее

имело Министерство финансов СССР. В 1963 г. в ведение Госбанка СССР были

переданы сберегательные кассы, находившиеся ранее в системе Министерства

финансов СССР. Это позволило сконцентрировать кредитные ресурсы и более

эффективно их использовать. На протяжении 60—70-х гг. и первой половины 80-

х гг. банковская система практически не изменялась. [1; с. 46-51]

Банковская система накануне экономической реформы 80—90-х гг.

В начале 80-х гг. XX в. банковская система Советского Союза отличалась

своей стабильностью. Она включала: Госбанк СССР, Внешэкономбанк СССР,

Внешторгбанк СССР, Стройбанк СССР и др. Госбанк СССР стал одним из

крупнейших банков мира. Он одновременно выполнял функции, присущие

эмиссионным, коммерческим, депозитным, инвестиционным, земельным,

сберегательным и другим банкам. Активы Госбанка СССР превышали совокупные

активы таких крупнейших банков мира, как Банк оф Америка, Ситибанк, Чейз

Манхэттен банк (США), Дойчбанк (ФРГ), Креди Лионне (Франция), Дайити Кангё

банк (Япония) и Барклайз банк (Англия).

Зарубежные банки с участием советского капитала и их филиалы

функционировали в ряде европейских и азиатских стран. В систему российских

заграничных банков входят: Московский народный банк(Moscow Narodny Bank,

Лондон); Евробанк (Eurobank, Париж); Ост-Вест Хандельсбанк (Ost-West-

Handelsbank, Франкфурт-на-Майне); Донаубанк (Donaubank, Вена); Ист-Вест

Юнайтед банк (East-West United Bank, Люксембург). Их суммарные активы

составляют около 6 млрд. долл.

Стремление выполнить план любой ценой, не считаясь с затратами,

приводило к снижению эффективности общественного производства,

расточительному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов,

разбалансированности материальных и стоимостных пропорций.

В стране создавался избыточный, т. е. неудовлетворенный,

платежеспособный спрос, как у населения, так и у государственных

предприятий, однако инфляционные явления были скрыты, ибо государство

искусственно поддерживало цены на определенном уровне. Тенденция к

возрастающей инфляции вытекала из диспропорций, которые складывались в

структуре народного хозяйства.

В 1986 г. руководство страны вынуждено было открыто признать, что

экономика терпит крах и необходим переход от централизованного планирования

к рыночной экономике. Начались экономические реформы. Важное значение при

этом придавалось финансово-кредитной системе. В этих целях в июле 1987 г.

Центральным комитетом коммунистической партии СССР и Правительством СССР

было принято решение о совершенствовании системы банков в стране и усилении

их воздействия на повышение эффективности экономики. Ранее действующие

банки были преобразованы в новые государственные специализированные банки с

учетом особенностей сфер деятельности народнохозяйственных комплексов.

Реорганизованная банковская система в связи с попыткой преодолеть

экономический кризис не затрагивала основ государственного и общественного

устройства.

В процессе начатой в 1987 г. реформы банковской системы ставилась задача

перевести на самоокупаемости конторы и отделения государственных

спецбанков, расширить их права при сохранении централизованной системы

управления банками. Это оказалось невозможным, прежде всего в связи с

отсутствием четкого разграничения ресурсов, которыми они могли бы

распоряжаться. Не было для этого и организационных предпосылок.

Деятельность системы специализированных банков пришла в противоречие с

нарождающимися рыночными отношениями. Этому в значительной степени

способствовала меняющаяся ситуация в экономике. Правительство провозгласило

право предприятий самостоятельно решать все хозяйственные вопросы. [1; с.

52-55]

Представляется, что единственными позитивными моментами реформы стали

упорядочение безналичных расчетов и сужение специализации банковской

деятельности.

Таким образом, реорганизация 1987 г. не приблизила структуру кредитной

системы к потребностям нарождающихся рыночных отношений, сохранив

неэффективную одноуровневую систему. Возникла необходимость дальнейшей

реформы кредитной системы и ее приближения к структуре западных стран. [2;

с. 11]

Формирование современной рыночной банковской системы

В то время мощным стимулом интенсивного развития в стране нарождающихся

рыночных отношений, т.е. перестройки экономики, стал Закон СССР «О

кооперации в СССР», принятый в мае 1988 г. Закон предоставил кооперативам

полную хозяйственную самостоятельность при организации производства, оплате

труда, реализации продукции, распределении прибыли. Была вновь, как и в

период нэпа, разрешена частная предпринимательская деятельность.

Происходило массовое образование кооперативов, чаще всего путем выделения

на самостоятельный баланс структурных подразделений крупных государственных

заводов, фабрик и строительных организаций. Закон «О кооперации в СССР»

также предоставил право союзам или их кооперативным объединениям создавать

свои банки.

Перестройка экономики сопровождалась ликвидацией системы

централизованного материально-технического снабжения. Это породило обширную

сеть посреднических и торговых организаций. Резко возросла потребность в

банковских услугах. Экономика страны нуждалась в эффективном и оперативном

кредитно-расчетном обслуживании. Централизованная система государственных

специализированных банков эту задачу решить не смогла из-за

консервативности и инертности.

Как следствие проведенной реформы низовые звенья банков были выведены из

подчинения одному центру и рассредоточены по отраслевому признаку между

вновь созданными учреждениями. Критериями при их распределении служил

удельный вес клиентуры, которая переходила к тому или иному спецбанку.

Период с 1988 г., включая начало 1989 г., характеризуется изменениями в

экономике и политике. Правительство СССР предприняло новую попытку

сохранить централизованную систему банков, усовершенствовав ее. Для этого

31 марта 1989 г. было принято Постановление «О переводе государственных

специализированных банков СССР на полный хозяйственный расчет и

самофинансирование». Здесь имелась в виду перестройка системы

специализированных банков. Последние из контролеров деятельности

предприятий должны были стать заинтересованными и надежными партнерами,

обслуживающими клиентов. Филиалы государственных банков переводились на

самоокупаемость, основным показателем их деятельности должна была стать

прибыль.

Однако учреждения банков не получили собственных капиталов, сохранилась

по существу централизованная, система управления ресурсами контор и

отделений. Они продолжали работать по централизованным инструкциям и не

могли адаптировать свою деятельность к решению повседневно возникающих

проблем рыночной экономики в различных регионах страны. Многие учреждения

специализированных банков стали самостоятельно реорганизовываться в

коммерческие банки, объявлять себя не зависимыми от системы, которая ими

ранее руководила. Начался массовый переход клиентуры из учреждений

государственных специализированных банков в коммерческие. Он зачастую

осуществлялся путем юридического переоформления их счетов как якобы

переведенных из государственного в соответствующий коммерческий банк,

получивший определенное новое название.

Сохранение централизованной банковской системы противоречило интересам

союзных республик, независимость которых к этому периоду уже была

декларирована. В этот же период усилилось противостояние союзного

Правительства и руководства России. В принятом Верховным Советом РСФСР в

июле 1990 г. Постановлении «О государственном банке РСФСР и банках на

территории республики» все банки со своими службами на территории РСФСР, за

исключением союзных правлений Госбанка СССР и специализированных банков,

объявлялись ее собственностью. Республиканские правления Промстройбанка

СССР, Жилсоцбанка СССР и Агропромбанка СССР упразднялись, а их учреждения в

автономных республиках, краях и областях превращались в самостоятельные

коммерческие банки. Таким образом, уже к концу 1990 г. была произведена

административная ломка существовавшей общесоюзной централизованной

банковской системы.

В Российской Федерации был принят Закон «О банках и банковской

деятельности» 2 декабря 1990 г., который впоследствии уточнялся. [1; с. 56-

57]

Переход к рыночным отношениям потребовал создания новой банковской

системы. В процессе этого перехода начали возникать коммерческие банки по

образцу западных. В конце августа 1988 г. Госбанк СССР зарегистрировал

уставы двух первых кооперативных банков в Москве и Ленинграде. [1; с. 58-

59]

Определенный порядок наступил в 1991 г., когда в конце 1990 г. было

принято два закона — Закон «О Государственном Банке» и «Закон о банках и

банковской деятельности», в которых были определены условия открытия банка,

пути и методы контроля за ними. Вслед за этими законами был принят Закон «О

банках и банковской деятельности РФ», который окончательно устанавливал

двухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка, Сберегательного

банка и коммерческих банков. Согласно этому Закону коммерческие банки

получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной

политики, а также при определении процентных ставок. Кроме того, им были

даны права осуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных

Центральным банком. Специализированные банки превращались в коммерческие

банки на основе акционирования. К моменту принятия этих законов в стране

насчитывалось 1215 коммерческих и кооперативных банков с 2293 филиалами.

Новая банковская система складывалась достаточно сложно и противоречиво.

К началу 1992 г. действовало уже 1414 коммерческих банков, из них 767 были

созданы на базе бывших специализированных банков и 646 вновь образованы.

Но, по сути, основная их часть состояла из мелких банков — 1037, или 73% от

общего числа банков (уставный капитал от 5 до 25 млн. руб.). Крупных банков

(уставный капитал более 200 млн. руб.) было 24, или 2% от их общего

количества. Основными крупными банками стали Сбербанк и Внешэкономбанк.

Особенностью банков этого периода была их неустойчивость, причинами которой

не в последнюю очередь стали недостаточная квалификация, нехватка капитала,

неверная процентная политика, высокий риск и низкая ликвидность. Все это

приводило к большому числу банкротств.

К 1994 г. банковскую систему можно было считать вполне сложившейся. В

ней насчитывалось 2019 коммерческих и кооперативных банка с 4539 филиалами

и 414 кредитных учреждений. География же расположения этих банков

практически не изменилась с 1990 г. — основная часть приходится на

Центральный район — 43,6%, причем лидером остается Москва, где действует

37,3% банков. На Северном Кавказе —13,4% .всех банков, в Западной Сибири —

8%, в Поволжье — 7,4%., на Урале — 7,3%, на Дальнем Востоке — 5,1%, в

Восточной Сибири — 3,3%. Наименее насыщенным районом оказался Центрально-

Черноземный — 1,5% от общего количества банков. Увеличился и совокупный

капитал банков, он составил 968 млрд. руб. Говоря о специализации банков,

надо отметить, что почти все они в своей основе универсальные, лишь

некоторые из них, которые создавались либо как «карманные», либо на базе

специализированных банков, отличаются по направлению деятельности.

Примерами являются Нефтехимбанк, Промстройбанк, Россель-хозбанк,

Агропромбанк. Особенностью 1994 г. стало создание первых ипотечных банков,

занимающихся предоставлением долгосрочного кредита под залог недвижимости.

Среди них можно назвать Московский ипотечный акционерный банк, ипотечный

Стандартбанк, Санкт-Петербургский ипотечный банк.

Следующие годы ничего особенно нового в развитие банковской системы не

принесли. Сначала продолжился рост количества банков — в 1995 г. их стало

2517, а с 1996 г. началось их сокращение: 1 января 1996 г. — 2295, на 1

октября 1996 г. — 2030, а на 1 октября 1997 г. — 1764. При этом

зарегистрированных банков стало больше — 2558. Сокращение идет не только за

счет снижения темпов роста банков. В 1994 г., например, было 560 вновь

открытых банков, в 1995 г. — 81, в 1996 г. — 28.; Второй причиной

уменьшения количества действующих банков становятся их банкротство,

ухудшение финансового положения. С каждым годом растет число отозванных

лицензий. Если до 1994 г. было отозвано 420 лицензий, то только за 10

месяцев 1997 г. — 793. Особенно резко снижается количество паевых, мелких

банков (в 1996 г. их число уменьшилось на 100 с 1314 до 1214) и банков с

иностранным участием (см. табл. 8.1).

Но, несмотря на это, структура коммерческих банков в стране не меняется.

До настоящего времени характерными остаются те же тенденции:

1. Преобладают мелкие и средние банки. Половина коммерческих банков

имеет уставный капитал менее 1 млн. ЭКЮ. Среди наиболее крупных банков по

совокупным активам можно назвать Сбербанк, «Онексимбанк», «Внешторгбанк»,

«Инкомбанк», «СБС-Агро», «Менатеп».

2. По форме собственности банки делятся на паевые (в 1997 г. их

насчитывалось 1157), акционерные — 872 и смешанные — 152.

3. Основная часть банков все так же сосредоточена в Центральном районе —

855 банков. Из них в Москве — 729, в Московской области — 40, на Северном

Кавказе — 201, в Северном районе — 42, Северо-западном — 58, Волго-Вятском

— 54, Уральском — 120, Западно-Сибирском — 132, Восточно-

Сибирском — 55, Дальневосточном — 80. Наименьшее количество банков — в

Центрально-Черноземном районе— 22 банка.

4. Увеличивается количество филиалов, представительств, причем как на

территории России, так и за рубежом. В 1997 г. за рубежом было 15 филиалов

и 312 представительств.

5. Для Российской Федерации характерны универсальные банки, практически

не развита сеть специализированных банков, например, таких, как ипотечные.

6. Основной целью банковской системы выступает кредитование экономики в

лице трех экономических агентов — населения, предпринимателей и

государства. В этом плане отечественная банковская система далеко отстает

от западной. Кредитованием населения занимается практически только

Сберегательный банк. Кредитование предприятий занимает сравнительно

небольшое место в операциях коммерческих банков. В 1997 г. объем кредитов

составил 286 трлн. руб. В совокупных активах кредитные вложения составили

44%, при этом доля экономики — 35%. Банки, имеющие наибольший вес в

кредитовании, правило, — отраслевые. К ним относятся — «Альфа», «Империал»,

«Донинвест», «Ростра-банк», «Менатеп» и др.

На долю государства приходится 154 трлн руб. — 31% активов. Причем нужно

отметить, что если до 1996 г. вклады в государственные ценные бумаги

преобладали в активах, то в настоящее время наметилась тенденция к их

снижению. Наиболее крупным кредитором Правительства выступает Сбербанк и

Оргбанк.

7. В структуре пассивных операций основную долю занимают рублевые вклады

населения — 140 трлн руб. и юридических лиц — 89 трлн руб. В целом объем

вкладов составил 413 трлн руб. На долю срочных вкладов приходится небольшая

доля — 38 трлн руб., из них на юридических лиц всего 8,7 трлн руб. На

валютные вклады — 98 трлн руб. [3; с. 575-578]

Основные этапы развития Банков в Челябинской области

В конце XIX – начале ХХ в. территория современной Челябинской области

входила в состав Оренбургской губернии и являлась одним из основных

сельскохозяйственных и металлургических регионов страны, важным

перевалочным пунктом на торговых путях из Европы в Азию. Недостаточность

собственных средств у развивавшихся предприятий привела к появлению на

территории губернии широкой сети кредитных учреждений. Первыми из них были

городские общественные банки, которые учреждались для развития

промышленности и торговли в городах, а также для проведения

благотворительных мероприятий местной городской думой и действовали под

наблюдением и надзором последней. Такие банки были открыты 17 февраля 1866

года в г. Троицке и 8 февраля 1867 г. – в г. Челябинске.

В период экономического подъема в 1890-е гг. в Челябинском уезде

резко увеличился выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции,

вырос товарооборот, возникли новые предприятия. В городе получили развитие

чайная и хлебная торговля, мукомольное производство, росли предприятия

пищевой, кожевенной и химической (мыловарение) промышленности.

Экономическому подъему во многом способствовало строительство

Транссибирской железнодорожной магистрали и усиливавшееся переселение в

Сибирь. Именно тогда в Челябинске 5 (17) июля 1893 г. открылось отделение

Государственного банка, которому в середине 1890-х гг. был присвоен статус

отделения III разряда.

Для проведения операций с населением в 1894 году при Челябинском

отделении была открыта сберегательная касса, в которую принимались вклады

от 25 копеек до 100 рублей. Один гражданин мог открывать на свое имя

несколько вкладов, но при этом их общая сумма не должна была превышать 1000

рублей. Если данное условие нарушалось, то сумма переводилась в процентные

государственные бумаги, сохраняемые в Сберкассе без начисления процентов.

Из 5 крупнейших петербургских банковских монополий, игравших

первостепенную роль в системе финансового капитала России, три к 1915 г.

имели свои учреждения или представителей на Южном Урале. В Челябинске в

1923-1926 гг. открываются: комиссионерство Торгово-Промышленного банка;

отделение Центрального сельскохозяйственного банка; агентство

Всероссийского кооперативного банка; касса Уральского областного

коммунального банка; Общество взаимного кредита. В 1923 г. создаются

Государственные трудовые сберегательные кассы в Челябинске, Златоусте,

Троицке и на станции Бишкиль Чебаркульского района. В ноябре 1927 г.

ликвидируется Челябинское отделение Торгово-Промышленного банка, на его

основе создается отделение Банка долгосрочного кредитования.

В 1934 г. (17 января) Уральская область была упразднена. В результате

Свердловская, Обско-Иртышская и Челябинская области стали самостоятельными

административно-территориальными единицами. В связи с этим на базе бывшего

отделения 28 февраля 1934 г. организована Челябинская областная контора

Государственного банка СССР. Она активно участвовала в решении основной

задачи того времени – мобилизации средств на нужды промышленного

производства и сельского хозяйства (необходимо отметить, что до 1943 г. в

состав Челябинской области входила территория настоящей Курганской области,

поэтому деятельность Челябинской конторы распространялась и на неё). В г.

Челябинске Сельхозбанк и Цекомбанк полностью прекратили свою деятельность в

июне-июле 1959 г.

В середине 80-х гг. Челябинская областная контора входила в десятку

лучших контор Российской Федерации. В 1984 г. она включала в себя Городское

управление, 40 отделений Госбанка СССР, Вычислительный центр. В обстановке

поиска путей более интенсивного развития экономики во второй половине 80-х

гг. были предприняты попытки перестройки банковской системы, и в 1988 г.

произошла её реорганизация. Челябинская областная контора Госбанка СССР

была преобразована в Челябинское областное управление Госбанка СССР, а все

отделения Госбанка СССР и Стройбанка СССР на территории области были

переданы в распоряжение государственным специализированным банкам:

Промстройбанку СССР, Жилсоцбанку СССР и Агропромбанку СССР.

Специализированные банки приступили к операциям с 1 января 1988 г. Вскоре

стало ясно, что механизм управления системой банков усложнился, разросшийся

административный аппарат "подмял" низовое звено – отделения. В итоге

получился "аппаратный" вариант перестройки банковской системы.

Реорганизация, проведенная с целью ликвидации монопольного положения

Госбанка СССР и Стройбанка СССР в сфере кредитных отношений, привела к

смене одних монополистов другими. Вновь началась реорганизация

(коммерциализация) банковского сектора Челябинской области.

Специализированные банки и их управления на территории области в октябре

1990 г. - феврале 1991 г. были ликвидированы.

Опыт и знания специалистов позволяют им творчески подходить к решению

тех или иных задач и проблем, осуществляя пруденциальный надзор за

деятельностью банков, сохранить с ними партнерский характер

взаимоотношений, оказать им реальную помощь. Банковский сектор области

работает устойчиво и в целом прибыльно, активно наращивая кредитные

вложения в реальный сектор экономики. К концу 2002 года его представляли 13

самостоятельных кредитных организаций с 45 филиалами; 20 действующих

филиалов банков других регионов; 32 отделения Сбербанка. [6;Главное

управление ЦБ РФ по Челябинской области.htm]

Заключение

Банки - экономические учреждения, специализирующиеся на кредитовании,

посредничестве в денежных расчетах и операциях с ценными бумагами.

Российская банковская система создавалась практически с нуля, поэтому

отечественные банки старались приобретать новейшие оборудование,

вычислительную технику и технологию их применения. Вместе с тем банки

стремятся к тому, чтобы набор и качество выполняемых ими операций и

предоставляемых услуг соответствовали современным международным стандартам,

и к тому, чтобы занять прочное место в мировой банковской системе.

Большинство из них имеют лицензии на осуществление широкого спектра

валютных операций. Ценные бумаги российских банков котируются на

международных биржах. Банки имеют сотни корреспондентских счетов в банках

Европы, Америки и Азии, учреждаются представительства и открываются филиалы

российских банков за рубежом.

В банковскую сферу России поступает определенный объем иностранного

капитала. Зарегистрированы банки, уставный капитал которых полностью или

частично сформирован за счет взносов иностранных инвесторов. Доля кредитов,

полученных российскими банками от зарубежных банков, составляет более 60%

общей суммы межбанковских заимствований.

Между банками развивается добросовестная конкуренция, направленная на

постоянные поиски различных подходов к повышению доходности выполняемых ими

операций и предоставляемых услуг как за счет повышения качества

традиционных, так и за счет оказания новых. К ним относятся: виртуальные,

трастовые, лизинговые, факторинговые, страховые операции и услуги и др.

Российские банки, по образцу западных, пытаются со временем преобразоваться

в финансовые супермаркеты, где клиентам оказывают любые услуги, связанные с

использованием денег. С целью привлечения новых клиентов банки постоянно

расширяют и обновляют перечень выполняемых операций и предоставляемых

услуг.

Вопросы совершенствования банковской деятельности и определения

приоритетных направлений развития банков находятся сегодня в центре

экономической, политической и социальной жизни страны.

Постепенно совершенствуясь, банковская система РФ все в большей степени

начинает становиться развитой системой, и не только внешне, но и по сути

проводимых операций. Расширяется сеть филиалов, представительств и внутри

страны, и за рубежом, увеличивается сеть небанковских кредитных учреждений.

Политика Центрального банка РФ, направленная на увеличение устойчивости

и надежности банковской системы, должна привести к развитию крупных,

конкурентоспособных, устойчивых банков и постепенному вытеснению мелких.

Литература

1. Букато В.И., Головин Ю.В., Львов В.И. Банки и банковские операции в

России: /Под ред. Лапидуса М.Х. - М.: Финансы и статистика, 2001.

2. Гамидов Г.М. Банковское и кредитное дело - М.: ЮНИТИ, 1994.

3. Жуков Е.Ф., Максимова Л.М. и др. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под

ред. Жукова Е.Ф. - М.:ЮНИТИ, 1999.

4. Эвелин Кленгель-Бандт. - Путешествие в Древний Вавилон. - М.: Наука,

1979.

5. Гиндина А.М. Как большевики овладели Государственном банком - М.:

Госфиниздат, 1961.

6. Официальный сервер Центрального банка РФ http//www.cbr.ru.

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.