реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кризис банковской системы России 1998 года, его причины и последствия

млрд. долл. (ср. курс ==6,4-6,5 руб./долл.); российских банков с

иностранным капиталом на банки-нерезиденты - 3-4 млрд. долл. (ср. курс =

6,6-6,8 руб./долл.) Начиная с 17.08.1998 г. на ММВБ были прекращены все

расчеты по фьючерсным сделкам. Объем невыплаченных фьючерсных контрактов

оценивался в 1 млрд. долл., из которых на долю нерезидентов приходилось

около 1/3. Биржевой совет ММВБ принял решение закрыть все имеющиеся

фьючерсные позиции по курсу доллара на 14 августа 1998 г. До середины

октября российские банки должны были выплатить нерезидентам по форвардным

контрактам порядка 4 млрд. долл. При этом лишь небольшое число нерезидентов

было согласно на курс, который был бы близок к верхней границе старого

валютного "коридора" (7,1-7,4 руб./долл.). Большинство же требовало

исполнения условий договоров и расчетов по текущему курсу ММВБ.

В результате массированной игры на повышение в середине сентября всего

за четыре дня официальный курс рубля вырос с 20,8 до 8,7 руб./долл., а

затем вновь за четыре дня упал до 16,4 руб./долл. Это позволило некоторым

банкам не только рассчитаться по сентябрьским форвардам, но и заработать

прибыль на валютных спекуляциях. Однако большая часть контрактов осталась

неоплаченной, и такие крупные операторы срочного рынка, как ОНЭКСИМбанк,

Инкомбанк, СБС-Агро, отказались выполнять свои обязательства, что послужило

поводом для ареста зарубежными банками части их валютных корсчетов.

От "замораживания" ГКО наиболее сильно пострадали Сбербанк, у которого

на момент дефолта в государственные ценные бумаги было вложено порядка Уз

активов на сумму 83 млрд. руб. (по номиналу), и банки с долей активов,

вложенных в ГКО, превышавшей 20%. Согласно данным ЦБР, всего таких банков

было 170, из них 40 региональных. Примечательно, что из крупных банков в

данный список попали многие кредитные организации с преимущественным

участием иностранного капитала. Суммарные вложения негосударственных банков

в "замороженные" ГКО оценивались в 40 млрд. руб., или 1/4 их совокупного

капитала на начало августа.

По сравнению с ведущими банковскими институтами большинство

региональных, мелких и средних банков перенесли объявление дефолта по

внутреннему государственному долгу и последовавшую девальвацию рубля

сравнительно безболезненно. Их вложения в ГКО были невелики, а ограниченный

доступ к проведению валютных операций обусловил отсутствие проблем с

дисбалансом между валютными активами и обязательствами.

Поведение проблемных банков во время паники второй половины августа

характеризовалось сходными чертами. К началу сентября 2/3 крупнейших банков

имели серьезные затруднения. Основные направления деятельности недавних

лидеров банковского сообщества сводились к следующему.

1. Попытки восстановления ликвидности. Коммерческие банки рассчитывали

прежде всего на ЦБР как на кредитора последней инстанции. Определенную

поддержку могли оказать и местные администрации, обладающие источниками

средств в виде денежных потоков местных бюджетов. Периодически банки были

вынуждены реализовывать свои валютные запасы для исполнения обязательств.

2. Борьба с "бегством" вкладчиков. Банки стали предлагать различные

схемы переоформления вкладов в долгосрочные обязательства. Большинство

организаций, консультировавших вкладчиков, советовали подавать на банки в

суд и требовать безакцептного списания средств с их корсчета. Но банки

всячески препятствовали оформлению исковых заявлений, нарушая при этом

действующее законодательство.

3. Выделение жизнеспособной части банка, перевод клиентов, собственных

средств и части менеджмента в дочерние банки. Высший менеджмент проблемных

банков сохранял свои полномочия и возможности по использованию

корреспондентских счетов в ЦБР. Значительная часть средств была

переведена за границу. Подобные сделки обычно оформлялись в виде продажи

активов для проведения расчетов с клиентами-нерезидентами.

4. Решение проблемы иностранной задолженности. От того, насколько

успешно банк погашал свои долги перед нерезидентами, зависели перспективы

дальнейших отношений банка, его менеджеров и дочерних структур с

иностранными кредиторами. Переговоры с иностранцами проводились на

индивидуальной основе. Западные банки стремились возврат долгов, грозя

арестом валютных корсчетов и заграничного имущества российских банков.

Крупные банки начали переговоры о реструктуризации своей внешней

задолженности.

Иностранные обязательства отдельных банков

(по состоянию ни 1.10.1998 г., млн. долл.)

Таблица 3

|Банк |Объем |Синдицирова|Выпущенные |Форвардные |

| |краткосрочн|нные |еврооблигаци|контракты |

| |ой |кредиты |и | |

| |задолженнос| | | |

| |ти | | | |

|Сбербанк |100 |225* |- |325 |

|Внешторгбанк |356 |120 |- |608 |

|СБС – Агро |631 |113** |- |84 |

|Менатеп |515 |80** |- |100 |

|ОНЭКСИМбанк |353 |70** |300 |1900 |

|МФК |97 |- |- |51 |

|Инкомбанк |274 |140** |- |1884 |

|Альфа – банк |214 |77** |175 |- |

|Мост – банк |129 |- |200 |- |

|“Российский |118 |229** |- |70 |

|кредит” | | | | |

|НРБ |208 |42 |- |268 |

|Банк Москвы |15 |20 |- |- |

|Автобанк |108 |47 |- |380 |

|“Возрождение” |51 |- |- |- |

|Итого : |3169 |1163 |675 |5670 |

* Выплачены.

** Просроченные в процессе реструктуризации.

Источник: The Russian Banking Sector : Life after death, Troika

Dialog, January 1999.

Девальвация рубля во второй половине августа - сентябре привела к

росту просроченной задолженности по предоставленным валютным кредитам. На

1.10-1998 г. официальные оценки объема "плохих" кредитов достигли 25% от

суммарного банковского кредитного портфеля. Негативное влияние кризиса на

состояние реального сектора проявилось, скорее, не в сокращении получаемых

кредитов (хотя в реальном выражении объем кредитов, предоставленных банками

хозяйству и населению, сократился за III квартал на 16%), а в задержке

платежей и "замораживании" средств предприятий в ряде крупных банков.

Естественной реакцией их клиентов стал поиск других, более надежных

кредитных организаций.

3. Первые результаты системного кризиса.

К началу октября ЦБР оценивал суммарные балансовые убытки банковской

системы в 200 млрд. руб. , что на 40% превышало совокупный банковский

капитал. Убытки по внебалансовым обязательствам, включающим форвардные

контракты и залоговые платежи приближались к 90 млрд. руб. Если на

1.08.1998 г., по данным официальной статистики, к финансово стабильным

относилось порядка 1000 кредитных организаций с общей долей активов около

90%, то уже к 1.10.1998 г. примерно на 900 банков, находящихся в

сравнительно устойчивом финансовом положении, приходилось не более 50%

активов всей банковской системы (включая 23% Сбербанка). Величина

отрицательного капитала банковской системы на 1.10.1998г. оценивалась в 24-

26 млрд. руб., при этом более 60% суммарного отрицательного капитала

приходилось на семь крупных банков. Девальвация рубля привела к формальному

увеличению веса валютной части баланса в банковских активах. В то же время

падение курса рубля могло вызвать убытки в размере 270-280 млрд. руб.

За сентябрь-октябрь иностранные пассивы российских банков,

рассчитанные по методологии МВФ, сократились на 2,7 млрд. долл. (на 20%),

что свидетельствовало о продолжении погашения внешней задолженности

российскими банками в период действия моратория. Падение рубля, неплатежи и

усиление контроля за банковской отчетностью делали весьма вероятным

повышение доли проблемных кредитов до 50%. Ожидалось, что наибольшая доля

невозвращенных кредитов может прийтись на государственный сектор,

импортеров и те компании, которые с помощью валютных кредитов осуществляли

деятельность преимущественно на внутреннем рынке. Проблемы ликвидности в

меньшей степени затронули дочерние банки крупных российских компаний-

экспортеров. Некоторые из них смогли в последние месяцы 1998 г. увеличить

свой уставный капитал за счет богатых акционеров. Кардинально изменившиеся

условия финансовой деятельности способствовали активизации процесса

преобразования российской банковской системы, который продлится по крайней

мере до стабилизации ситуации на рынках и отсеивания основной части банков-

банкротов. В этой связи немаловажное значение будут иметь результаты

детального обследования 18 банков, начатого со второй половины ноября

Всемирным банком в рамках Проекта развития финансовых учреждений (

Financial Institutions Development Project ) с привлечением международных

аудиторских компаний. Обследование происходит в соответствии с

международными стандартами бухгалтерского учета. Основные вопросы, решаемые

в рамках проверки, касаются оценки качества банковских активов, включая

определение достаточности размера резервов на покрытие возможных потерь по

ссудам, оценку стоимости ценных бумаг, находящихся в собственности банков,

а также последствий заключенных форвардных контрактов. По оценкам экспертов

Всемирного банка, большинство обследуемых банков испытывают серьезные

проблемы с поддержанием ликвидности и фактически несостоятельны. Результаты

проверки планируется использовать при подготовке планов финансового

оздоровления банков и выборе дальнейшей стратегии реструктуризации

банковской системы.

4. Потери банковской системы.

В результате финансового кризиса банковская система понесла

значительные потери. Так, по активной части потери вследствие решений

правительства от 17 августа составили:

110-120 млрд. руб. вложений в ГКО/ОФЗ, которые оказались замороженными

на неопределенный срок, т.е. фактически 17% чистых активов банков из

ликвидных мгновенно превратились в просроченную задолженность. (Сбербанк на

17 августа имел пакет рублевых гособлигаций в объеме 78-85 млрд. руб.,

остальные коммерческие банки - 33-34.5 млрд. руб.);

6.2-6.3 млрд. руб. вложений в муниципальные бумаги, которые также

можно квалифицировать как неликвидные активы, поскольку после 17 августа

обязательства по своим облигациям смогли выполнять немногие местные органы

власти;

23.2 млрд. руб. - прирост просроченной задолженности за август-

сентябрь 1998г. по предоставленным кредитам (предприятиям, банкам и местным

органам власти).

Кроме того, уровень достаточности капитала (рассчитываемый как

отношение капитала к чистым активам) банковской системы сократился с почти

20%(на 1 августа 1998 г.) до 10%(на 1 ноября 1998 г.).

Изъятие средств из банковской системы (или уменьшение пассивной части

банковских балансов) в кризисный период составило:

5 млрд. руб. - уменьшение (за август) рублевых средств юридических

лиц;

7.8 млрд. руб. (1.3 млрд. долл.) - уменьшение (за август) валютных

средств юридических лиц;

17.5 млрд. руб. - сокращение за период кризиса (с июня по декабрь)

рублевых депозитов физических лиц (в том числе в Сбербанке - 1.1 млрд.

руб., в остальных коммерческих банках - 16.4 млрд. руб.);

23.4 млрд. руб. (3 млрд. долл.)- сокращение с июня по декабрь валютных

депозитов физических лиц (в том числе в Сбербанке - 1 млрд. долл., в

остальных коммерческих банках - 2 млрд. долл.).

Таким образом, суммарные активы банков, оценивавшиеся еще на начало

августа в 1.1 трлн. руб., за один день, 17 августа, фактически сократились

на 140-150 млрд. руб. (или на 12.5-13.5%); чистые активы, оценивавшиеся на

1 августа примерно в 700 млрд. руб., сократились на 20-21.5% (т.е. до 560-

550 млрд. руб.).

5. Оперативные антикризисные меры Банка России.

В целях стабилизации ситуации после событий 17 августа Банк России

принял ряд срочных мер, которые были направлены на предотвращение

разрушения банковской и финансовой системы страны. При этом Банком России

были выдвинуты два основных приоритета в своей деятельности: восстановление

платежной системы и защита интересов вкладчиков. Для восстановления

платежной системы было проведено три многосторонних межбанковских клиринга,

позволивших провести более 30 млрд. рублей, в том числе в бюджеты различных

уровней и внебюджетные государственные фонды. Во многих регионах, где

проводились такие операции, это позволило банкам либо полностью, либо

частично избавиться от груза неплатежей и картотеки.

Для смягчения экономических и социальных последствий банковского

кризиса Советом директоров Банка России было принято решение о переводе на

Сберегательный банк Российской Федерации обязательств ряда коммерческих

банков (СБС-Агро, “Менатепа”, Мосбизнесбанка, Мост-банка, Промстройбанка,

“Российского кредита” и Инкомбанка) перед физическими лицами по договорам

банковского вклада, заключенным до 1 сентября 1998 года, в размере,

сложившемся на момент принятия решения.

Кроме того, 16 ноября 1998 года заключены соглашения о передаче

обязательств по вкладам населения в Сбербанк России коммерческими банками

“Российский кредит” и “Кузбасспромбанк”. Общая сумма переданных

обязательств по вкладам населения в соответствии с подписанными актами

составляет около 1,4 млрд. рублей.

Принятое Банком России решение о переводе вкладов населения из ряда

крупнейших банков в Сбербанк России в сложнейшей обстановке способствовало

в определенной степени улучшению ликвидности кредитных организаций и

прекращению массового оттока частных депозитов. В целом оно оказало

положительное воздействие на укрепление доверия населения к банковской

системе, которое является важнейшим условием успешной реализации мер по

реструктуризации кредитных организаций.

Для поддержания банковской ликвидности Банк России с сентября 1998

года активно использовал механизм рефинансирования банков. В

августе—сентябре 1998 года Банк России выдал ломбардные кредиты 80 банкам

19 регионов Российской Федерации на общую сумму 14,9 млрд. рублей, а в

период с 1 августа 1998 года по 1 марта текущего года были предоставлены

кредиты “овернайт” 34 банкам на общую сумму 65,7 млрд. рублей. С августа

1998 г. по март текущего года Банком России в соответствии с решением

Совета директоров Банка России были предоставлены кредиты 15 банкам на

общую сумму 17,8 млрд. руб. на срок до 1 года, из них 8 банкам г. Москвы —

на сумму 17,4 млрд. рублей, 7 региональным банкам — на сумму 0,4 млрд.

рублей.

По мере нормализации ситуации в банковском секторе Банк России

предполагает прекратить предоставление кредитов, выдаваемых по отдельным

решениям Совета директоров Банка России, и полностью перейти на

рефинансирование банков на рыночных принципах. При этом Банк России

проводит активную работу по распространению процедуры предоставления

обеспеченных кредитов Банка России (внутридневных кредитов и кредитов

“овернайт”) на банки ряда регионов (помимо банков Московского региона и г.

Санкт-Петербурга).

Другим инструментом денежно-кредитного регулирования, который был

задействован Центральным банком Российской Федерации для смягчения кризиса,

стало изменение нормативов обязательных резервов кредитных организаций,

депонируемых в Банке России. Установление с ноября 1998 года единого

норматива обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях и

иностранной валюте в размере 5%, предоставление кредитным организациям

возможности проведения внеочередного регулирования обязательных резервов и

установление специального курса при расчете обязательных резервов по

привлеченным средствам в иностранной валюте способствовало высвобождению

дополнительных денежных ресурсов банковской системы.

В кризисной ситуации Банк России внес необходимые коррективы в систему

требований, предъявляемых к банкам. Банк России перенес срок применения

принудительных мер воздействия за нарушение минимальной величины

собственных средств (капитала) на два года. В настоящее время в принципе

решен вопрос о сохранении минимальных требований по величине собственных

средств (капитала) только для банков, открывающих филиалы за рубежом.

Одновременно изменены подходы Банка России в отношении рисков,

принимаемых на себя банками. Банк России сократил лимит открытых валютных

позиций, ужесточил порядок расчета нормативов ликвидности, исключив

портфель государственных ценных бумаг из величины высоколиквидных активов,

и ввел оценку кредитного риска по вложениям в государственные ценные бумаги

Российской Федерации.

Кроме того, в конце 1998 года было решено уменьшить в десять раз

размер регистрационного сбора за государственную регистрацию вновь

создаваемых кредитных организаций и размер сбора за открытие филиала. Эти

решения позволяют уменьшить “затраты” потенциальных учредителей и

стимулировать принятие ими решения о создании кредитных организаций, а

также максимально расширить сферу деятельности кредитных организаций с

целью поиска новых источников доходов.

6. Возможные причины банковского кризиса в России.

Оценивая причины системного кризиса российской банковской сферы,

следует выделить четыре их основные группы. Первая из них связана с

неблагоприятным состоянием экономики и особенностями развития финансовых

рынков; вторая - с политикой ЦБР и правительства; третья - с недостаточным

профессиональным уровнем банковского менеджмента; четвертая - с

последствиями мирового финансового кризиса прежде всего в странах Азии. Для

каждой из указанных групп причин можно назвать следующие характеристики.

К особенностям развития банковского сектора относятся:

политизированность ведущих банков; чрезмерно высокая зависимость банков от

рынка ГКО; специфическая структура собственности, позволявшая полностью

контролировать деятельность банка одной связанной группе лиц (организаций);

низкий уровень капитализации банковской системы; тяжелое положение ряда

ведущих банков, ранее входивших в систему спецгосбанков СССР; крупные

начальные затраты при развитии стандартных банковских услуг; демонетизация

операций реального сектора, ограничившая возможности расширения ресурсной

базы коммерческих банков и снижавшая спрос на банковские кредиты;

вынужденный переход ведущих банков на заимствования за рубежом; негативные

последствия конкуренции в условиях снижения процентных ставок; высокий

уровень кредитного риска, усиливавшегося в результате роста неплатежей в

российской экономике.

К недочетам в области политики банковского регулирования следует

отнести: ошибки стратегического планирования ЦБР; недостаточную жесткость в

установлении надзорных требований и оздоровлении банковской системы,

обусловленную, в частности, внутренним конфликтом интересов; отсутствие

законодательства в таких важных областях банковского регулирования, как

становление ответственности менеджеров банков и акционеров за принимаемые

решения, создание системы страхования депозитов, определение процедуры

банкротства и санирования кредитных организаций; запоздалые изменения в

системе банковского контроля и надзора, которые оказались не в состоянии

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.