реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кредитная деятельность комбанков

которых можно было получить как от них самих, так и от специализированных

информационных агентствах.

Например, в США крупнейшее кредитное агентство “Дан энд Брэдстрип”

регулярно публикует отчеты о состоянии дел миллионов коммерческих фирм,

ассоциация “Роберт Моррис Ассошиэйтс” публикует совокупные финансовые

отчеты и рассчитывает коэффициенты по 300 отраслям хозяйства, Национальная

информационная кредитная служба предоставляет сведения об оплате торговых

счетов.

Оптимальное решение технической стороны передачи обеспечения позволит

банку в случае невозврата кредита быстро решить вопрос с реализацией

обеспечения, а квалифицированная оценка рыночной цены обеспечения поощряет

заемщика к своевременному погашению долга.

Вообще, на моей практике, вопрос обеспечения является индикатором для

распознания заведомо невозвращаемых кредитов. Стоит сотруднику кредитного

подразделения четко построить схему принятия обеспечения, провести

высокопрофессиональную оценку стоимости и ликвидности предоставляемых

материальных активов, как сразу становится ясным был бы кредит “проблемным”

или нет.

Желательно для банка наличие тесных контактов с наиболее

профессиональными участниками рынка, товары которого принимаются банком в

качестве обеспечения. Профессионалы окажут содействие в проведении

качественной экспертизы товара, возможно, предоставят информацию о заемщике

и его рыночной позиции в тот или иной период, составят оптимальную схему

возможной реализации товара в случае невозврата. В моей практике именно

информация от профессиональных участников того или иного рынка о заемщике,

даже о конкретной партии товара и возможной ситуации во время ее продажи

как обеспечения, предотвращала от выдачи заведомо проблемных кредитов. Чем

более квалифицированных экспертов получится банку привлечь в качестве

оценщиков, тем больше он застрахован от принятия в качестве обеспечения

низкокачественного, малоликвидного, узкоспецифического, дефектного,

сезонного товара по завышенным ценам. Этих же компетентных специалистов

можно привлекать также в качестве реализаторов обеспечения, так как

профессиональный торговец продаст товары, выступающие в качестве

обеспечения, гораздо быстрее и лучше, чем банковские служащие.

Важнейшей завершающей процедурой стадии предоставления кредита является

подготовка и заключение кредитного договора.

III. Третья стадия кредитного процесса - контроль за использованием

кредита.

Использование ссуды означает направление выделенных банком средств на

совершение платежей по обязательствам хозяйственно-финансовой деятельности.

Важнейшее условие использования ссуд - эффективность кредитного

мероприятия, позволяющая обеспечить поступление денежной выручки и прибыли

для погашения долга банку и уплаты процентных денег.

Главная цель этой стадии кредитного процесса - обеспечение регулярной

выплаты процентов по долгу и погашение ссуды.

Разумеется, по каждой ссуде существует риск непогашения из-за

непредвиденного развития событий. Банк может проводить политику выдачи

кредитов только абсолютно надежным заемщикам, но тогда он упустит много

прибыльных возможностей. В то же время, если возникнут трудности с

погашением кредита, это обойдется банку очень дорого. Поэтому разумная

кредитная политика направлена на обеспечение баланса между осторожностью и

максимальным использованием всех потенциальных возможностей доходного

размещения ресурсов.

Трудности с погашением ссуд чаще всего возникают не случайно и не

сразу. Это процесс, который развивается в течение определенного времени.

Опытный работник банка может еще на ранней стадии заметить признаки

зарождающегося процесса финансовых трудностей, испытываемых клиентом, и

принять меры к исправлению ситуации и защите интересов банка. Эти меры

следует принять как можно раньше, прежде чем ситуация выйдет из-под

контроля и потери станут необратимыми. При этом следует учесть, что убытки

банка не ограничиваются лишь неуплатой долга и процентов. Ущерб, наносимый

банку, значительно больше, и он может быть связан с другими

обстоятельствами, которые тоже приходится учитывать:

— подрывается репутация банка, так как большое число просроченных и

непогашенных кредитов приведет к падению доверия вкладчиков, инвесторов и

т. д.;

— увеличатся административные расходы, поскольку проблемные ссуды

требуют особого внимания кредитного персонала и непроизводительного

расходования времени на поддержание статус-кво;

— повысится угроза ухода квалифицированных кадров из-за снижения

возможностей их стимулирования в условиях падения прибыльности операций;

— средства будут заморожены в непродуктивных активах;

— возникает опасность встречного иска должника к банку, который может

доказать, что требование банка об отзыве ссуды привели его на грань

банкротства.

Все эти потери могут дорого обойтись банку и намного превысить прямой

убыток от непогашения долга.

Особо остановимся на основных причинах возникновения трудностей с

погашением ссуд .

1. Ошибки, допущенные персоналом банка при рассмотрении кредитной

заявки, разработке условий соглашения и последующем контроле. Наиболее

часто встречаются следующие нарушения:

— недостаточно строгое отношение к заемщику (например, одобрение заявки

из дружеских соображений);

— непрофессионально проведенный финансовый анализ;

— плохое структурирование ссуды как следствие недостаточного знакомства

кредитного работника с потребностями предприятия, спецификой отрасли и т.

д.;

— недостаточное обеспечение ссуды (например, завышенная оценка залога и

т. д.);

— ошибки в документальном оформлении ссуды (пропуск в договоре важных

условий, обеспечивающих интересы банка);

— плохой контроль над заемщиком в период погашения ссуды (отсутствие

обследований компании, проверок обеспечения и т. п.).

2. Неэффективная работа компании, получившей ссуду:

— слабое руководство;

— ухудшение качества продукции и вытеснение ее с рынка;

— неэффективный маркетинг из-за отсутствия плана рекламной компании,

ошибок в оценке будущих рынков;

— слабый контроль за финансами компании (рост дебиторской

задолженности, накладных расходов и т. п.).

Кроме того, важную роль могут сыграть факторы, которые не находятся под

контролем банка: ухудшение экономической конъюнктуры, политические сдвиги,

изменение законодательства, технологические прорывы и т. д.

Как я уже говорил, трудности с погашением кредитов редко возникают

внезапно. Как правило, имеются многочисленные тревожные сигналы,

позволяющие заподозрить, что финансовое положение заемщика ухудшается и что

выданный ему кредит может быть не погашен в срок или вообще превратиться в

безнадежный долг.

Эти тревожные сигналы обнаруживаются путем:

— анализа финансовых отчетов;

— личных контактов с должником;

— сообщений третьих лиц;

— сведений из других отделов банка.

В период действия кредита от заемщика следует требовать предоставление

банку балансов, отчетов о прибылях и убытках, отчетов о поступлении

наличности и других материалов. Их тщательный анализ и сопоставление с

прошлыми отчетами могут указать на возникающую опасность. Банк должен

обратить внимание на:

— непредставление финансовых отчетов в установленные сроки;

— резкое увеличение дебиторской задолженности;

— замедление оборачиваемости запасов;

— снижение доли краткосрочных активов;

— непропорциональный рост краткосрочной задолженности;

— снижение коэффициента ликвидности;

— увеличение доли основного капитала в сумме активов;

— снижение объема продаж;

— рост просроченных долгов;

— возникновение убытков от операционной деятельности;

— изменение условий коммерческого кредитования и т. д.

Для банка важно постоянно поддерживать персональные контакты с клиентом

— посещать компанию и ее филиалы, встречаться с руководящими кадрами, что

позволяет выявить наличие неустановленного оборудования, незанятого

персонала, избыточных запасов. Банковских работников должны насторожить

такие факты, как:

— изменение поведения или привычек высшего руководящего состава;

— супружеские проблемы руководителей;

— резкое изменение отношений с банком, нежелание сотрудничать;

— замена ключевых сотрудников;

— увлечение созданием новых предприятий, скупка недвижимости;

— плохое составление финансовых отчетов;

— принятие необоснованного риска;

— установление нереалистичных цен на продукцию;

— медленная реакция на ухудшение рыночных условий;

— слабый операционный контроль;

— отсутствие преемственности в руководстве;

— потеря важных клиентов;

— создание спекулятивных запасов;

— отсрочки замены устаревшего оборудования и т. д.

Много могут раскрыть банку изменившиеся взаимоотношения заемщика с

другими деловыми партнерами:

— получение банком запросов о кредитоспособности заемщика в связи с его

просьбами о предоставлении льгот в оплате товаров;

— запросы о компании со стороны новых ее кредиторов;

— извещение страховой компании об аннулировании страховки из-за

неуплаты страховых премий;

— предъявление к оплате платежных документов (требований) при

отсутствии средств на банковском счете;

— появление практики покупки компанией товаров исключительно на

условиях предоплаты.

Наконец, другие отделы банка могут сообщить важные сведения о

значительном сокращении остатков на банковском счете клиента и т. п. При

выявлении неблагополучной (проблемной) ссуды необходимо немедленно принять

меры для обеспечения погашения кредита. Наилучший вариант — разработка

совместно с заемщиком плана мероприятий для восстановления стабильности

компании и устранения диспропорций. Если эти усилия не достигнут цели, банк

должен обеспечить свои интересы, потребовав платежа от заемщика, продажи

обеспечения, предъявления претензий к гаранту и т. п. Последний вариант —

объявление неплательщика банкротом, но это наименее желательный путь для

каждой из сторон и наиболее затратный по времени (см. Закон РФ от 19.11.92

г. № 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий").

Банк должен действовать без промедлений, так как если заемщик задержит

платежи торговым кредиторам, страховой компании, налоговым органам, то

будет наложен арест на имущество, и банк окажется в длинной очереди

кредиторов, требующих возмещения долга.

Первый при выявлении проблемной ссуды шаг — объективная проверка

сложившейся ситуации. Необходимо уяснить позицию заемщика (хочет ли он

исправить положение, можно ли ему доверять, способно ли руководство

компании восстановить прибыльность). Кроме того, необходимо учесть и

позицию банка, много ли у него безнадежных долгов. Если много, то не

следует ввязываться в дорогостоящую операцию судебного взыскания и

предложить уладить дело миром, аннулировав часть оставшегося долга.

Затем кредитный работник банка должен организовать встречу с

представителем компании и обсудить сложившееся положение. При этом

необходимо предпринять попытку к сотрудничеству, независимо от того, решил

ли банк продолжать работу с клиентом или ликвидировать ссуду.

Если удастся убедить клиента, что положение можно исправить, следует

наметить план действий, который может включать:

— продажу активов;

— сокращение накладных расходов;

— изменение маркетинговой стратегии;

— смену руководства и назначение новых лиц на ключевые посты.

Другое решение может заключаться в продаже банком залога. Для этого

следует прежде всего проверить документы и установить, что банк

действительно имеет безусловное право распоряжаться залогом. Затем

необходимо выяснить, каковы возможности реализации залога: обычно это

дорогостоящая и отнимающая время процедура. Идеальный вариант —

сотрудничество с заемщиком в продаже залога.

IV. Четвертая стадия кредитного процесса - возврат банковской ссуды.

Возврат ссуд означает обратный приток денежных средств в банки и уплату

соответствующей суммы процентов. Возврат ссуд является венцом всей

проведенной работы всего кредитного подразделения и ответом на вопрос,

насколько качественно и профессионально сработали сотрудники на всех

предшествующих стадиях кредитного процесса.

Если должник без проблем возвращает ссуду и уплачивает проценты по ней,

то остается только закрыть кредитное дело (досье) и иметь в виду на будущее

этого заемщика как перспективного и уже имеющего положительную кредитную

историю в нашем банке.

Если происходит невозврат ссуды и неуплата процентов, то тогда всем

сотрудникам кредитного подразделения банка предстоит провести колоссальную

работу по ликвидации этого проблемного кредита, а затем должен обязательно

пройти анализ совершенных ошибок в процессе принятия решения о выдаче

кредита и проверке использования его. А вот в случае принятия качественного

обеспечения кредита, позволяющего быстро провести его реализацию и

погашение суммы основного долга, процентов по нему, штрафов и пени за

просрочку, можно говорить о закрытии проблемного кредита при возникновении

любой кризисной ситуации.

Вот здесь и проходит проверка квалификации оценщиков, удобства

выбранной схемы принятия обеспечения в банк. Зачастую в практике из-за

непродуманности схемы реализации залога банки испытывают большие трудности

в легитимности реализации обеспечения. Здесь уместно напомнить о

требованиях Гражданского Кодекса РФ к реализации залога и о сложностях и

проблемности их практического применения.

Глава III.

Банковское кредитование осуществляется при строгом соблюдении принципов

кредитования, которые предоставляют собой требования к организации

кредитного процесса. В зависимости от конкретной стадии процесса

кредитования принципы кредитования необходимо увязывать со спецификой

каждого этапа. Например, на стадии программирования последние необходимо

увязывать с бизнес-планом предприятий; на стадии предоставления- с целевым

характером ссуд; на стадии контроля за использованием- с эффективностью

проводимой заемщиком работы; на стадии возврата- с поступлением выручки,

погашением задолженности и уплатой процентных денег. Изолированность в

применении принципов кредитование дает однобокость в оценке кредитного

процесса, что может вызвать ошибки в принятии решений и возникновении

проблемных ссуд.

К принципам кредитования относятся:

а) возвратность и срочность кредитования;

б) дифференцированность кредитования;

в) обеспеченность кредита;

г) платность банковских ссуд.

Рассмотрим подробнее каждый из принципов.

1. Возвратность является той особенностью, которая отличает кредит как

экономическую категорию от других экономических категорий товарно-денежных

отношений. Без возвратности кредит не может существовать, поэтому

возвратность является неотъемлемой частью кредита, его атрибутом.

Возвратность и срочность кредитования обусловлена тем, что банки

мобилизуют для кредитования временно свободные денежные средства

предприятий, учреждений и населения. Эти средства не принадлежат банкам,

и, в конечном итоге, они, придя в банк с различных сегментов рынка, в них и

уходят (потребительское, коммерческое кредитование и т.д.). Главная

особенность таких средств состоит в том, что они подлежат возврату

(правильнее отметить, должна быть готовность к возврату) владельцам,

вложившим их в банк на условиях срочных депозитов. Поэтому "золотое"

банковское правило гласит, что величина и сроки финансовых требований банка

должны соответствовать размерам и срокам его обязательств. Нарушение этого

основополагающего принципа и приводит к банкротству банка.

Срочность кредитования представляет собой необходимую форму достижения

возвратности кредита. Принцип срочности означает, что кредит должен быть не

просто возвращен, а возвращен в строго определенный срок, т.е. в нем

находит конкретное выражение фактор времени. И, следовательно, срочность

есть временная определенность возвратности кредита. Срок кредитования

является предельным временем нахождения ссуженных средств в хозяйстве

заемщика и выступает той мерой, за пределами которой количественные

изменения во времени переходят в качественные. Если нарушается срок

пользования ссудой, то искажается сущность кредита, он теряет свое

подлинное назначение.

2. Дифференцированность кредитования означает, что коммерческие банки

не должны однозначно подходить к вопросу о выдаче кредита своим клиентам,

претендующим на его получение. Ссуда должна предоставляться только тем

хозорганам, которые в состоянии его своевременно вернуть. Поэтому

дифференциация кредитования должна осуществляться на основе показателей

кредитования, под которой понимается финансовое состояния предприятия,

дающее уверенность в способности и готовности заемщика возвратить кредит в

обусловленный договором срок. Эти качества потенциальных заемщиков

оцениваются посредством анализа их баланса на ликвидность, обеспеченность

хозяйства собственными источниками, уровень рентабельности на текущий

момент и в перспективе.

Степень кредитоспособности (или уровень кредитоспособности) клиента

является показателем индивидуального или частного кредитного риска для

банка, связанного с конкретным клиентом, конкретной ссудой, выданной

клиенту.

3. Обеспеченность кредита закрывает один из основных кредитных рисков -

риск непогашения ссуды. Если бы не принимался во внимание этот принцип, то

банковское дело превратилось бы в спекулятивное занятие, где высокий риск

ведения операций привел бы к резкому росту процентных ставок.

Надо отметить, что решение проблемы обеспеченности кредита зависит от

типа кредитования и от субъекта ссуды. Если говорить о большой компании,

успешно работающей на протяжении десятилетий, имеющую хорошую и длительную

кредитную историю, занимающую лидирующие позиции на рынке, возглавляемую

известными профессионалами, то решение вопроса с обеспечением кредитов

требует одного подхода. Правда, надо сказать, что российская банковская

практика дает примеры проблемных кредитов, приводящих к банкротству крупных

банков. Например, Западно-Сибирский металлургический комбинат не вернул

кредит Кредобанку, что выразилось в банкротстве старейшего российского

банка. Господин Агапов, являясь одним из ведущих профессионалов в

финансовой области, не принял в учет чисто российский "форс-мажор" - "завод

решил не возвращать кредит и вот банка нет, а завод продолжает работать."

Конечно, такой российской специфики кредитной работы нельзя научится ни по

каким учебникам и здесь возможно только обучение на ошибках других, чтобы

не допускать своих.

Если рассматривать вопрос ссуды для малого предприятия, только

зарегистрированного и начинающего свою предпринимательскую деятельность с

нуля - то здесь без решения вопроса с обеспечением выдавать кредит нельзя.

Интересна позиция с обеспечением при потребительском кредитовании, где

возможен статистический подход оценки кредитного риска (например, метод

кредитного скоринга для отбора заемщиков) и обеспечением может являться

хороший набор определенных критериев ссудополучателя.

Техника кредитного скоринга была впервые предложена американским

экономистом Д. Дюраном в начале 40-х г.г. для отбора заемщиков по

потребительскому кредиту. Дюран отмечал, что выведенная им формула "может

помочь кредитному работнику легко и быстро оценить качество обычного

претендента на ссуду, но в экстраординарных случаях ее прогнозные качества

ослабевают."

В российских условиях чистое применение коэффициентов Дюрана невозможно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.