![]() |
|
|
Организация, цели и функции центральных банков развитых стран и Банка РоссииРассмотрим теперь Банк России. Уставный капитал и имущество ЦБ нашего государства являются федеральной собственностью. Банк России использует их на правах владения, пользования и распоряжения. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, т.е. не финансируется. Банку России даны определенные льготы: он не регистрируется в налоговых органах (следовательно, не платит налогов), хотя и является юридическим лицом. Однако, на деятельность ЦБ наложен и ряд ограничений (например, ЦБ РФ не может участвовать в капиталах российских кредитных организаций; участие в капиталах международных организаций также ограничено). Кроме того, следует подчеркнуть, что Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России ( по обязательствам государства. Для регулирования денежно-кредитной сферы по вопросам, отнесенным к его компетенции, Банк России издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам и вступают в силу со дня их официального опубликования. Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей и создает за счет своей прибыли резервы и фонды различного назначения в размерах, необходимых для осуществления им своих функций, а также независимо от прибыли и убытков фонд переоценки по операциям с валютными ценностями. Порядок образования и использования резервов и фондов определяется Советом директоров. Таким образом, ЦБ РФ, как и большинство центральных банков ведущих капиталистических стран, является юридическим лицом, он национализирован, его действия и полномочия опираются на четкую законодательную базу[1]. Он регулирует банковскую сферу, издавая обязательные нормативные акты (в отличие от Банка Англии, который издает так называемые просьбы). Следовательно, сегодня правовое положение и фактическое место, занимаемое Банком России в финансово-кредитной системе страны практически не отличаются от последних в странах, входящих в семерку наиболее развитых; незначительные отклонения могут лишь быть объяснены путем исторического развития банковских систем. II. Организация и структура управления центральным банком Четкое функционирование центральных банков обеспечивается законодательно закрепленной системой управления этим важнейшим финансово- кредитным механизмом. Центральные банки, в том числе принадлежащие государству, строятся как акционерные общества. В связи с этим построение органов управления центральных банков в общих чертах совпадает с аналогичной структурой иных национальных компаний. Высшим органом управления Банка Англии является директорат, возглавляемый управляющим. В директорат также входят заместитель управляющего и 16 директоров (четыре штатных и 12 по совместительству) из числа руководителей крупнейших компаний, в том числе банковских. Управляющий назначается правительством на срок в пять лет; срок полномочий директоров (назначаемых в том же порядке) ( четыре года. За ущерб, возникший в ходе осуществления функций Банка Англии по Закону 1987 г., члены директората отвечают лишь в случае, когда доказана их недобросовестность. Для обсуждения конкретных практических вопросов при директорате действует специальный комитет казначейства, в состав которого входят управляющий, его заместитель и пять директоров. Организационное строение Банка Италии характеризуется известной сложностью, что отражает специфику исторического пути его развития от частного банка к государственному со смешанным капиталом. Внутренняя структура Банка такова: во главе его стоит Совет директоров, состоящий из 12 членов и председателя. Центральный совет проводит в жизнь решения Межминистерского комитета, в состав которого входят председатель ( министр казначейства, министр сельского хозяйства, министр внешней торговли, министр промышленности и торговли, министр труда и президент Банка Италии и решения которого обязательны для государственного банка. Местонахождение центрального банка Италии ( г. Рим. Здесь расположены центральные органы управления банком. Система центрального банка включает в себя подразделения его центральных органов и 97 отделений, расположенных в главных городах провинций, ряд представительств за рубежом. В соответствии с уставом центрального банка система его руководящих органов включает в себя общее собрание акционеров, Совет директоров, Исполнительный комитет и Совет аудиторов. Общее собрание акционеров проводится 31 мая каждого года под председательством главы Совета директоров. В работе общего собрания участвуют акционеры, каждый из которых владеет по меньшей мере 100 акциями в течение 3-х месяцев. Акционеры, владеющие акциями, число которых колеблется от 100 до 500, имеют один голос на общем собрании; каждые 500 акций свыше 500 дают один дополнительный голос. Основные функции общего собрания ( утверждение годовых отчетов, назначение аудиторов, установление размеров вознаграждения членов Совета директоров и Совета аудиторов. Директоров выбирают на собраниях акционеров, проводимых на местах, сроком на 3 года. Однажды избранные директора могут быть избраны на ту же должность вновь. Совет директоров осуществляет общее управление делами банка, а также назначает председателя, генерального директора и двух заместителей генерального директора. Эти назначения должны быть утверждены декретом Президента Республики, издаваемым по предложению премьер-министра, с одобрения министра казначейства и с учетом мнения Совета Министров. При решении особо важных вопросов Совет директоров проводит консультации с Исполнительным комитетом, включающим в себя четырех директоров, которые назначаются на эти должности ежегодно. Председатель Совета директоров одновременно является председателем Исполнительного комитета. На заседаниях Совета директоров и Исполнительного комитета присутствуют генеральный директор (с правом совещательного голоса), два заместителя генерального директора и председатель ( министр казначейства. Непосредственное управление банком осуществляет директорат, возглавляемый председателем Совета директоров. Помимо председателя в директорат входят генеральный директор и два его заместителя. Федеративный характер США находит свое отражение в структуре организации банков Федерального резерва. Управление в БФР осуществляется Советом директоров численностью девять человек. Совет директоров состоит из трех классов ( все данные должности выборные): А – три члена от банковских кругов; В – три члена от представителей торговли, сельского хозяйства и промышленности и С – три члена, назначаемые Советом управляющих СФР. Директорами класса А не могут быть сенаторы и конгрессмены, класса В и С ( должностные лица, директора и служащие банков. БФР как полномочная корпорация может: 1) утвердить и использовать печать корпорации; 2) обладать имуществом; 3) заключать сделки; 4) искать в суде и быть ответчиком, подавать жалобы, защищаться в суде общего права или права справедливости; 5) назначать Советом директоров президента, вице-президента; 6) определять Советом директоров устав соответствующий закону и регулирующий порядок ведения общей предпринимательской деятельности; 7) получать по вкладам казначейства Соединенных Штатов в любых облигациях Соединенных Штатов от контролера денежного обращения обращающихся бланковых векселей. Вся система Федерального резерва управляется с помощью трех органов: Совета управляющих СФР, Федерального консультативного совета, Федерального комитета по операциям на открытом рынке. Совет управляющих системой Федерального резерва состоит из семи членов, назначаемых президентом по совету и с согласия Сената. Срок полномочий каждого члена Совета управляющих ( 14 лет. Повторное избрание одного и того же лица на эту должность исключается. Признается незаконной практика занятия членами Совета управляющих любой должности в одном из банков- членов. Обычно Совет управляющих собирается ежедневно для рассмотрения текущих вопросов кредитно-денежной политики, выполнения надзорных функций, возложенных на него Конгрессом США, и рассмотрения административных вопросов, связанных с деятельностью как самого Совета управляющих, так и всей системы Федерального резерва. По закону Совет управляющих наделен следующими полномочиями: 1) инспекция деятельности любого банка Федерального резерва и любого банка ( члена системы Федерального резерва; 2) разрешать или требовать переучета банками Федерального резерва уже дисконтированных другими банками Федерального резерва ценных бумаг по учетным ставкам, определяемым Советом управляющих; 3) приостанавливать на срок не более тридцати дней действие требования об обязательных резервах; 4) контролировать и регулировать через Бюро под руководством контролера денежного обращения выпуск и изъятие из обращения билетов Федерального резерва; 5) увеличивать число городов Федерального резерва вследствие создания в них национальных банковских ассоциаций или исключения ряда городов из списка городов Федерального резерва; 6) приостанавливать деятельность должностных лиц или директоров какого-либо банка Федерального резерва или отстранение их от должности; 7) требования представления выписок касательно активов баланса, вызывающих большое сомнение; 8) приостанавливать операции банка Федерального резерва, идущие с нарушением законов, брать на себя руководство или ликвидировать его или преобразовывать; 9) осуществлять общее руководство банками Федерального резерва; 10) передавать некоторые свои функции, кроме самых важных, таких, как определение кредитно-денежной политики, одному или нескольким членам Совета управляющих или служащим этого совета или банкам Федерального резерва; 11) осуществлять наем уполномоченных, экспертов, помощников, клерков и иных служащих по мере надобности для своей успешной работы. Заработная плата устанавливается Советом управляющих; устанавливать нормы обязательного резерва для каждого округа Федерального резерва и периодически пересматривать их. 12) пересматривать и утверждать правила о передаче фондов и обязательств между банками Федерального резерва и их филиалами и выступать, по своему усмотрению, расчетной палатой для таких банков Федерального резерва. Совет управляющих является сложным органом: в его составе находится четырнадцать подразделений: 1. Секретариат, возглавляемый секретарем, высшим должностным административным лицом. Секретариат осуществляет руководство кадрами всех подразделений Совета управляющих и БФР. Через секретариат идет вся корреспонденция, он же ответствен за ведение протоколов собраний. 2. Юридическая служба, возглавляемая Главным консультантом Совета управляющих. Задача службы ( представление разъяснений и дача рекомендаций по всем обсуждаемым в Совете управляющих вопросам. 3. Служба исследований и статистики, возглавляемая директором. Служба предоставляет необходимую для выработки правильной политики экономическую информацию. 4. Служба международных финансов оказывает содействие в вопросах зарубежных операций членами системы Федерального резерва и представляет Совет управляющих в национальном консультативном совете по международным денежным и финансовым вопросам. 5. Служба банковских операций занимается исследованием банковских операций, дает необходимые рекомендации, представляет доклады о деятельности банков Федерального резерва с точки зрения техники и себестоимости операций, их основных направлениях, состоянии самих банков. 6. Служба управления кадрами осуществляет выполнение программ Совета управляющих по кадровой политике и обеспечивает режим секретности. 7. Служба административной помощи выполняет три основные задачи: осуществляет техническое обеспечение работы Совета управляющих; распространение публикаций Совета управляющих и передача распоряжений и приказов конкретным адресатам; управление недвижимостью Совета управляющих. 8. Управление контролера (возглавляемое контролером Совета управляющих) решает все финансовые вопросы, определяет количество расходов по печатанию, выпуску и изъятию билетов Федерального резерва и др. 9. На управление по планированию защитных мероприятий возложена задача разработки обеспечения деятельности СФР в чрезвычайных обстоятельствах. Также в состав Совета управляющих входят группа советников и помощников, Совет по законодательству. Постоянный издательский комитет осуществляет ежемесячное издание Бюллетеня Федерального резерва и др. Федеральный консультативный совет состоит из двенадцати членов ( по числу округов Федерального резерва. Ежегодно на Совете директоров каждого банка Федерального резерва избирается от своего округа один человек в указанный совет. Собрания Федерального консультативного совета должны происходить не менее четырех раз в год. Решения на собраниях совета принимаются простым большинством голосов. Федеральный консультативный совет обладает следующими полномочиями: 1) обсуждать непосредственно с Советом управляющих СФР общие вопросы предпринимательства; 2) сделать устные или письменные представления по вопросам, входящим в компетенцию Совета управляющих; 3) делать запросы и представлять рекомендации в отношении учетных ставок, деятельности, связанной с переучетом, выпуском банковских билетов, условий обязательных резервов в различных округах Федерального резерва, проведения операций на открытом рынке банками Федерального резерва и общих вопросов системы банковских резервов. Федеральный комитет по операциям на открытом рынке состоит из всех членов Совета управляющих СФР и пяти представителей двенадцати банков Федерального резерва США. Собрания комитета проходят в г. Вашингтоне, Федеральном округе Колумбия. Собрания должны проводиться минимум четыре раза в год. Созыв собрания осуществляется по решению председателя Совета управляющих СФР или по требованию любых трех членов комитета. Главная задача комитета ( рассмотрение, утверждение и доведение до сведения каждого федерального резервного банка или их группы правил по проведению им (ими) операций на открытом рынке. Органами Немецкого Федерального банка являются Центральный совет банка, директорат, а в главных управлениях, находящихся в столицах земель, ( правления. Центральный совет банка определяет денежную и кредитную политику НФБ. Совет состоит из президента и вице-президента НФБ, членов директората и президентов центральных банков земель. Президент, вице-президент входят в состав директората. Число прочих членов директората может быть до восьми. Последние годы их было шесть: это руководители отделов банка, которые отвечают также за один, два, а иногда и больше центральных банков земель. Президент, вице-президент и другие члены директората назначаются федеральным президентом по представлению федерального правительства. При составлении своего предложения федеральное правительство должно выслушать мнение Центрального совета банка. В каждой земле НФБ имеет главное управление, которое обозначается как Центральный банк земли. Во главе этого банка стоит правление, состоящее из президента, вице-президента и одного-двух членов правления. Президенты центральных банков земель назначаются федеральным президентом по представлению бундесрата. Бундесрат делает свое представление на основании предложения компетентного учреждения земли и с учетом мнения Центрального совета банка. Вице-президенты и другие члены правлений центральных банков земель назначаются президентом НФБ по представлению Центрального совета банка. Члены директората и правлений назначаются на восьмилетний срок. Возможно, в виде исключения, назначение и на более короткий срок, но не менее чем на два года. Центральный совет НФБ работает под председательством президента или вице-президента банка. Решения принимаются простым большинством поданных голосов, т. е. голоса отсутствующих не принимаются во внимание. Директорат отвечает за реализацию решений, принятых Центральным советом банка. Он управляет и руководит банком, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции центральных банков земель. В частности, на директорат возложено ведение дел с федерацией и ее особым имуществом, совершение сделок с кредитными учреждениями, ведущими свою деятельность на всей территории ФРГ, сделок с валютой и сделок в обороте с заграницей, сделок на открытом рынке. Директорат принимает решения простым большинством голосов присутствующих. В случае равного распределения голосов решающим считается голос председательствующего (президента или вице-президента НФБ). Правления центральных банков земель ведут дела с землями и публичными органами управления в землях, совершают сделки с кредитными учреждениями своей сферы деятельности, за исключением сделок, зарезервированных за директоратом НФБ. При каждом Центральном банке земли существует совет, в котором с участием президента этого банка и его правления обсуждаются вопросы денежной и кредитной политики. В состав совета могут входить не более десяти членов, назначаемых президентом НФБ на три года по представлению правительства соответствующей земли с учетом мнения правления Центрального банка земли. Не более половины числа членов совета должны составлять лица, представляющие различные отрасли кредитного дела, а остальные – представлять промышленность, торговлю, сельское хозяйство, а также рабочих и служащих. В системе государственных учреждений ФРГ Немецкий Федеральный банк занимает особое место. Закон обеспечивает ему независимость от федерального правительства в сфере осуществления своих правомочий. Вместе с тем на НФБ возложена обязанность поддерживать общую экономическую политику правительства. Для обеспечения сотрудничества федерального правительства и НФБ законом установлено, что правительство приглашает на свои заседания президента НФБ, если предметом рассмотрения являются вопросы денежного обращения, кредита и иные финансовые проблемы. С другой стороны, любой член федерального правительства вправе принимать участие в заседаниях Центрального совета банка. Но такому участнику не предоставлено право решающего голоса, хотя он может выступать со своими соображениями по рассматриваемому вопросу и вносить предложения. Для современной организации Банк де Франс характерна централизация всей административной власти в руках управляющего. Он и оба его заместителя назначаются декретом Совета Министров. Управляющий приносит присягу Президенту республики. По мере необходимости, но не реже одного раза в год, управляющий представляет президенту отчет об операциях Банка де Франс. Управляющий представляет банк во внешних отношениях и пользуется исключительным правом подписания договоров и соглашений от имени Банк де Франс. Управляющий председательствует в Генеральном совете банка и определяет его повестку дня. В Генеральный совет, кроме управляющего и его заместителей, входят 10 советников, обязательно имеющих французское гражданство, а также финансовый инспектор и его заместитель, назначаемые министром экономики, финансов и бюджета. 9 советников назначаются декретом Совета Министров, а один ( избирается служащими банка на основе тайного голосования. В компетенцию Генерального совета входит: рассмотрение общих вопросов |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |