реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Организация вексельного обращения в коммерческом банке

- наступает ответственность по простому векселю - надписателей, а в

переводном - надписателей и трассанта (векселедателя).

Все лица, за исключением индоссантов, поместивших перед своей подписью

слова “без оборота на меня”, являются солидарно ответственными перед

векселедержателями. Последний вправе предъявить иск ко всем обязанным по

векселю лицам (право регресса) или к одному из них, не считаясь с

порядком подписей этих лиц на векселе. Оплативший вексель, в свою

очередь, обращается с требованием к остальным и, получив требуемую сумму,

передает уплатившему протестованный вексель;

- векселедержатель, неся определенные издержки, вызванные совершением

протеста векселя и неполучением платежа по нему, вправе требовать с

обязанных лиц большую сумму, чем указано в векселе.

1.9. Значение вексельного обращения

Таким образом анализ развития основ вексельного права показывает, что

вексель, являясь средством оформления кредита, предоставляемого в товарной

форме продавцами покупателям в виде отсрочки уплаты денег за проданные

товары, способствует ускорению реализации товаров и увеличению скорости

оборота оборотных средств, что приводит к уменьшению потребности

хозяйствующих субъектов в кредитных ресурсах и в денежных средствах в целом

[42-44].

Достижение отмеченного выше требует чтобы:

- чтобы срок векселя соответствовал действительным срокам реализации

товаров. В противном случае не гарантируется оплата векселя в срок;

- оформление векселями только товарных сделок, имеющих целью действительное

передвижение реальных ценностей.

В этой связи совершенно недопустимым являются так называемые дружеские

и бронзовые векселя, так как ничего общего с фактическими сделками они не

имеют. В их основе лежит стремление получить дешевый кредит у третьего лица

путем выписки векселей друг на друга (дружеские векселя) или выписки

векселей на вымышленных лиц (бронзовые векселя). Установление факта выписки

бестоварного векселя возможного только при информированности о

взаимоотношениях между векселедателем и плательщиком, характере их

хозяйственных связей или при предъявлении сразу двух векселей указанных лиц

в один банк.

Возможность передачи векселя с помощью передаточной надписи

(индоссамент) увеличивает обращаемость векселя и добавляет к выполняемой им

функции кредитного инструмента еще одну - средства для погашения долговых

требований.

Погашение целого ряда обязательств при помощи такого векселя без

участия денег позволяет уменьшить потребность в них.

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕКСЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

2.1. Анализ современного положения в области правового регулирования

применения векселя в России.

Восстановление вексельного обращения в стране, где забыли о

существовании этого рыночного инструмента, не может не сталкиваться с

огромными трудностями организационного, правового и даже психологического

характера. Навыки работы с векселем утрачены. Почти нереальным кажется

сейчас существование в дореволюционное время и в период нэпа в России

обширной правовой и экономической литературы, посвященной роли векселя в

хозяйственной жизни, проблемам вексельного права. Поколения экономистов и

юристов учились по пособиям, отводившим характеристике векселя пару страниц

[47-48].

До 1991 года основным нормативным актом, регулирующим работу с

векселем, являлось Положение о переводном и простом векселе, введенное в

действие постановлением ЦИК и СНК СССР № 104/1341 от 7 августа 1937 года в

связи с присоединением СССР к Женевской конвенции, устанавливающей

единообразный закон о переводном и простом векселе. Но поскольку во

внутреннем обороте в связи с запрещением товарного кредитования вексель не

использовался, данный акт предназначался исключительно для обслуживания

международных расчетов.

В 1991 году действие Положения на территории России было подтверждено

постановлением Президиума верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 года №

1451-1 “О применении векселя в хозяйственном обороте РСФСР”. Это

постановление разрешало предприятиям, организациям и учреждениям

использовать вексель для оформления сделок по товарным кредитам внутри

страны.

Весной 1994 года появилась и начала законодательно оформляться идея

выпуска казначейских векселей. По этому поводу было выпущено постановление

правительства от 14.04.94 № 321 “О выпуске казначейских векселей 1994 года

Министерством финансов Российской Федерации”. Позднее эта идея

трансформировалась в идею выпуска казначейских обязательств.

Еще одним шагом на пути восстановления и унификации вексельного

обращения явился Указ Президента РФ от 23.05.94 № 1005, в соответствии с

которым предполагалось введение векселей единого образца.

В настоящее время основным нормативным актом, регулирующим работу с

векселем в Российской Федерации, является Федеральный Закон от 11 марта

1997 года № 48-ФЗ “О переводном и простом векселе”, базирующийся на

положениях Женевской Конвенции от 7 июня 1930 года, устанавливающей

Единообразный закон о переводном и простом векселях.

Кроме него применение векселя регулируют следующие нормативные акты:

- Гражданский Кодекс Российской Федерации;

- Указ президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года № 1005 “О

дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной

дисциплины в народном хозяйстве”;

- Указ президента Российской Федерации от 26 сентября 1994 года № 1094 “Об

оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями

единого образца и развитии вексельного обращения”;

- Указ президента Российской Федерации от 9 августа 1994 года № 907 “О

проведении на территории Российской Федерации взаимных зачетов

задолженностей предприятий”;

- Письмо Минфина РФ от 31 октября 1994 года № 142 “О порядке отражения в

бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при

расчетах организациями за поставку товаров, выполненные работы и

оказанные услуги” (в ред. Письма Минфина РФ от 16 июля 1996 года № 62);

- Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными

нотариальными конторами РСФСР (Утверждена приказом Министра юстиции РСФСР

от 6 января 1987 года № 01/16-01);

- Письмо Минфина РФ от 17 августа 1995 года № 90 “Об условиях выпуска

векселей Министерства Финансов Российской Федерации для восстановления

коммерческим банкам собственных кредитных ресурсов взамен погашенных с их

корреспондентских счетов централизованных кредитов процентов по ним

Центральному Банку Российской Федерации без уплаты средств заемщиками”;

- Письмо Госналогслужбы РФ от 30 августа 1996 года № ВГ-6-13/616 “По

отдельным вопросам учета и отчетности для целей налогообложения”;

- Телеграмма Центрального Банка РФ от 5 июля 1996 года № 99-96 “О

бездокументарных векселях”.

Федеральным органом исполнительной власти по проведению

государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за

деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению

прав инвесторов, акционеров и вкладчиков является Федеральная комиссия по

ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации

(ФКЦБ). Она создана в соответствии с Федеральным Законом от 22 апреля 1996

года № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” и Указом Президента Российской

Федерации от 01 июня 1996 года, подчиняется непосредственно Президенту

Российской Федерации, является коллегиальным органом и состоит из 6

человек. Члены ФКЦБ назначаются и освобождаются от должности Президентом

Российской Федерации.

Комиссия разрабатывает основные направления развития фондового рынка,

координирует деятельность государственных органов по вопросам его

регулирования, устанавливает требования к проспектам эмиссии и операциям с

ценными бумагами, лицензирует различные виды профессиональной деятельности

на рынке. В функции ФКЦБ входит контроль за соблюдением эмитентами,

профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований

законодательства Российской Федерации.

К сожалению, законотворческая деятельность, направленная на

организацию и регулирование вексельного обращения, сопровождается досадными

коллизиями. Так статьей 4 Закона на векселе предусмотрено, что переводной и

простой вексель должен быть составлен только на бумаге (бумажном носителе).

Вместе с тем Постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам и

фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации от 21 марта 1996

года № 5 “Об утверждении положения об обращении бездокументарных простых

векселей на основе учета прав их держателей, положения о сертификации

операторов системы обращения бездокументарных простых векселей, стандарта

деятельности участников системы обращения бездокументарных простых

векселей” вводилось понятие и стандарт “бездокументарного векселя”, то есть

векселя, исполненного не на бумажном носителе, а в электронном виде. При

этом для придания постановлению вида законного нормативного акта в

преамбуле постановления была сделана ссылка на то, что возможность

существования бездокументарных векселей вытекает из требований Указа

Президента Российской Федерации от 4 ноября 1994 года № 2063 “О мерах по

государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации” и

в соответствии с частью второй статьи 4 Федерального закона от 30 ноября

1994 года № 52-ФЗ “О введении в действие части первой Гражданского кодекса

Российской Федерации”. В качестве цели введения таких векселей было

провозглашено разрешение проблемы взаимных неплатежей между субъектами

предпринимательской деятельности.

При этом нормативные документы, на которые делались ссылки, не

цитировались, а ссылка на Указ не была конкретизирована. Тем не менее, в

Указе ни слова не сказано о бездокументарных ценных бумагах, но говорится

лишь о правах ФКЦБ (в том числе и о праве ФКЦБ разрабатывать стандарты

ценных бумаг), а часть вторая статьи 4 Закона № 52-ФЗ говорит лишь о том,

что нормативные акты, изданные до введения в действие части первой ГК РФ,

продолжают действовать до принятия соответствующих законов. Статья 149 ГК

РФ предусматривает возможность существования бездокументарных ценных бумаг,

в том числе и ордерных (разновидностью которых является вексель), но

оговаривают эту возможность действием закона. Таким образом, налицо было

явное смещение понятий — до введения первой части ГК РФ закона и указа

Президента о бездокументарных ценных бумагах принято не было, а право ФКЦБ

устанавливать стандарты таких бумаг уже было ограничено статьей 149 ГК РФ.

Первым в ситуации разобрался Центральный банк РФ. Уже 5 июля 1996 года

телеграммой № 99-96 ЦБ РФ сообщил, что постановление ФКЦБ противоречит

Единообразному закону и запретил кредитным учреждениям обязываться по

бездокументарным векселям и совершать с ними какие-либо действия.

Тем не менее, официально постановление ФКЦБ не отменено.

Далее, статьей 2 Закона о векселе определен круг лиц, которые могут

использовать векселя. К их числу относятся граждане и юридические лица

Российской Федерации. Для самой Российской Федерации, субъектов Российской

Федерации, городских, сельских, поселковых и других муниципальных

образований предусмотрено ограничение, заключающееся в том, что они имеют

право обязываться по вексель только в случаях, специально предусмотренных

федеральным законом. При этом не имеется в виду конкретный закон, но

единственно требованиями Положения о переводном и простом векселе

пользоваться нельзя. По состоянию на начало 1998 года в развитие данной

статьи федеральных законов не принималось.

Следовательно, если одним из одним из перечисленных субъектов

хозяйственных отношений предъявляется в качестве платежного средства

вексель, датированный позднее 21 марта 1997 года (даты официального

вступления в силу Закона о векселе), данная операция должна однозначно

расцениваться как незаконная.

Ряд статей Женевской Конвенции от 7 июня 1930 года предусматривает

прямую обязанность национальных законодателей развития положений

Единообразного закона. Эти положения касаются в частности несостоятельности

плательщика и векселедателя как условия, при котором возможно обращение

иска против обязанных лиц. Вместе с тем в вексельном праве РФ понятие

несостоятельности не определено. В связи с этим возникает вопрос: считается

вексельное право в стране действующим и не противоречащим Единообразному

закону, если в национальном законодательстве не отражены позиции,

обязательные к отражению в соответствии со статьями 10 и 17 приложения № 2

Женевской Конвенции.

Еще один пробел в законодательстве связан с взиманием гербового сбора

с векселей. Одновременно с Женевской Конвенцией, устанавливающей

Единообразный закон о переводном и простом векселях, в Женеве в тот же

день, 7 июня 1930 года, была принята Конвенция о гербовом сборе в отношении

переводных и простых векселей, статья 1 которой предусматривает, что

страны, присоединившиеся к Конвенции о переводном и простом векселе,

обязаны изменить свои законы в том смысле, что действенность обязательств,

взятых на себя по переводному и простому векселю, или осуществление

вытекающих из них прав, не может быть обусловлена соблюдением постановлений

о гербовом сборе. То есть, действительность векселя не должна ставиться в

зависимость от того, уплачен гербовый сбор или нет. В российском

законодательстве такое уточнение не вносилось. Более того, пунктом 3

Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 года №

1451-1 (ныне отмененного) предписывалось взимание гербового сбора по

операциям с векселями в размерах, установленных Постановлением Совмина

РСФСР от 8 февраля 1991 года № 87 “О ставках гербового сбора по операциям с

ценными бумагами”. Это дало основание некоторым исследователям проблем

вексельного обращения считать уплату гербового сбора необходимым атрибутом

действительности векселей. С точки зрения формального чтения отдельно

взятых положений это заключение являлось само собой разумеющимся. Но

требование уплаты гербового сбора, по существу, явилось мертворожденным.

Дело в том, что упомянутое постановление № 87 относилось к эмитируемым

ценным бумагам, а вексель является ордерной. Причем основная проблема не в

наименовании, а в экономическом содержании понятий — номинальная сумма

эмиссии, являющаяся базой для обложения гербовым сбором, и вексельная сумма

совсем не одно и то же. Кроме того, уже 12 декабря 1991 года был принят

Закон РФ № 2023-1 “О налоге на операции с ценными бумагами”, который

фактически прекратил действие постановления № 87. При принятии Закона о

векселе положения постановления № 1451-1 были отменены (в том числе и в

отношении гербового сбора), но требования статьи 1 упомянутой Конвенции все-

таки выполнены не были. Таким образом, возникает вопрос о действительности

существования всех обращающихся векселей. Разумеется, причина чисто

формальная, но эта причина может быть применена в качестве повода для ухода

от ответственности не только российскими векселедателями, но и

векселедателями других государств, присоединившихся к Женевским конвенциям.

Таким образом, состояние российского вексельного права не позволяет

сделать вывод о полном соответствии этой сферы законодательства нормам

международного права. Большинство отступлений носят малосущественный

характер, но, действуя в совокупности, они могут послужить поводом для

ограничения действия векселей на территории государства [34].

2.2. Использование векселя в системе взаимных расчетов

Анализ вексельных отношений в современной России позволяет выделить

три этапа их развития [35, 51, 58, 61]:

1. использование векселя в качестве своего рода депозитного сертификата;

2. использование векселя в переходный период в качестве расчетного

средства;

3. использование векселя в основном как платежного средства и попытка

создания на его базе мощными банковскими структурами суррогатных валют.

Наиболее характерными представителями трех этих этапов являются

векселя Эмиссионного синдиката (первый этап), российского национального

коммерческого банка (второй этап) и Тверьуниверсалбанка (третий этап).

Эмиссионный синдикат (был образован в августе 1992 г. в составе

“Автовазбанка”, “Инкомбанка”, “Конверсбанка” и “Российского брокерского

дома” CA & Co, Ltd.) определял свой вексель как краткосрочное долговое

обязательство, дающее право его владельцу получать указанную на векселе

сумму в период погашения.

Вексель синдиката в целом ряде параметров расходился с вексельной

практикой развитых стран и духом отечественного законодательства. В

частности, после зачисления денег на счет продавца векселя (любого члена

синдиката) тот выписывает бланк векселя на дату зачисления денег и

автоматически принимает его на хранение, что, конечно, несвойственно

классическому векселю. Безусловно, излишним сточки зрения вексельного

законодательства является то, что платеж по векселю осуществлялся против

заявления “установленной формы”. В любом случае отсутствие заявления не

может служить основанием для отказа в платеже по векселю. В целом же

вексель Эмиссионного синдиката успешно выполнил функции, возлагаемые на

него эмитентами.

Российский национальный коммерческий банк начал эмитировать векселя в

конце апреля 1993 года. Сначала они использовались как средство привлечения

денежных ресурсов, позже и как расчетно-платежное средство. Тем не менее в

тот момент векселя РНКБ как средства расчетов широкого распространения не

получили. Причина была в невозможности применения векселей в регионах, где

не было филиалов банков, и то, что выкупались они в филиалах, а

оплачивались в головном офисе банка в Москве. Также сыграла свою роль и

путаница с налогообложением вексельных операций (проценты, выплачиваемые по

векселям по неофициальной трактовке налоговой инспекции, не уменьшали

налогооблагаемую базу).

В начале 1994 года в соответствии с принятой стратегией разрешения

кризиса неплатежей Тверьуниверсалбанком совместно с Институтом

народнохозяйственного прогнозирования Российской Академии Наук были

проведены исследования и анализ экономического состояния российской

промышленности и возможностей применения векселей для улучшения положения

предприятий.

Банком была разработана программа разрешения кризиса неплатежей и

совершенствования системы расчетов с использованием векселей в качестве

платежного средства. В разработке вексельной программы принимали участие

специалисты администрации Президента РФ и Правительства РФ, а сама

программа была представлена и нашла поддержку в Государственной Думе

России. По сути было предложено замещение в обороте коммерческих долговых

обязательств банковскими. Таким образом, сомнительные долговые

обязательства предприятий, которыми и являются неплатежи, замещаются

достаточно надежными и однородными, надлежащим образом оформленными,

обратимыми и сравнительно доходными банковскими бумагами. Тем самым

одновременно получается выигрыш по всем трем основным характеристикам

долгов, поступающих в оборот (ликвидности, риску и доходности вложений в

соответствующие обязательства). При этом появляется возможность

дифференцированного подхода к различным коммерческим обязательствам и

реальной оценки ответственности должников. Никакой банк никогда не станет

эмитировать собственные обязательства, если их обеспечением будут лишь

сомнительные обязательства клиента..

Таким образом становилось возможным:

- преодолеть необоснованное и неэффективное ограничение платежеспособного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.