реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Основные операции коммерческих банков и риски банковской деятельности

коммерческих банков, а затем с 20.11.97 г. возвратилась к прежнему

значению 15% и с остатком в кассе до 20% наличности. В сумму обязательных

резервов на корсчете включается также до 30% резерва страхования активных

операций.

По данным НБУ, общий размер банковских резервов в течении октября 1997 г.

колебался от 770 млн. грн. до 1037 млн. грн. в том числе остатки средств

банков на корреспондентском счете в НБУ находились в пределах 470-750

млн. грн. при нормативном значении около 700 млн. грн.

После увеличения нормы обязательных резервов до 15% с помощью эскспресс -

анализа можно было прогнозировать увеличение банковских резервов на сумму

около 330 - 400 млн.грн. за счет увеличения их портфелей ОВГЗ.

По мнению представителей казначейств ряда крупных банков, в сентябре -

ноябре их ежедневная платежеспособность обеспечивалась за счет 50-70 %

остатков на корреспондентском счете в НБУ или 7-9 % привлеченных средств

при норме 11 %.

То есть банки задолго до «кризисного» ноября стали испытывать дефицит

ликвидности. Кредиты банков в экономику в сентябре - ноябре продолжали

падать, а депозитная база продолжала расти.

На корсчетах, казалось, должна была бы скапливаться огромная масса

невостребованных денег, понижающая ставки по межбанковским кредитам.

Однако с сентября по ноябрь банки недополучали существенную долю привычного

денежного потока, поскольку прекратилась эмиссия НБУ, направленная на

приобретение ОВГЗ.

Крупные банки, депозитная база которых продолжала расти, скупали у более

мелких излишки средств, но последних не хватало, и ставки по МБК

стандартно превышали разумно обоснованный уровень.

Принятые НБУ меры по повышению учетной ставки и ужесточения резервов

сделали свое дело. Стабильность на рынке на протяжении декабря

удерживается и скорее всего, будет только усиливатся .

Важным компонентом снижения рисков пассивных операций является умелое

управление наличными средствами в целях поддержания кассы на минимально

допустимом уровне и одновременное обеспечение прибыльности активных

операций. Управление наличностью предполагает выполнение банком

множества расчетов и составление отчетов для контролирующих органов. Каждый

коммерческий банк стремится создать минимальный резерв ликвидных

средств и обеспечить максимальный кредитный потенциал, исходя из своей

ликвидности, надежности и прибыльности.

На общий уровень рисков пассивных операций коммерческого банка

объективное воздействие оказывает следующая совокупность факторов:

. общая величина мобилизованных в банке средств;

. структура источников кредитного потенциала банка;

. структура и стабильность кредитного портфеля банка;

. уровень обязательных резервов;

. режим пользования обязательными резервами.

Для развитых стран характерно разнообразие форм предоставления вкладчикам

гарантий возврата депозитов, помещенных на банковские счета.

Так например, швейцарская банкирская ассоциация предоставляет клиентам

банков-участников гарантии по оплате сберегательных вкладов и расчетных

счетов, на которые зачисляется заработная плата в размере до 30 тыс.

швейц. франков. Эта сумма выплачивается немедленно, если против банка

начата процедура банкротства.

Во Франции гарантия составляет 400 тыс. фр. на одного вкладчика (за

вычетом срочных вкладных сертификатов и вкладов в иностранной валюте).

Однако имеется общий предел гарантии - не более 200 млн. франков на 1

банк. Ассоциация французских банков не взимает регулярных взносов в

гарантийный фонд, а суммы фактических выплат покрываются членами ассоциации

пропорционально размеру их депозитов.

В Германии существует Фонд защиты депозитов под эгидой Федеральной

ассоциации немецких банков. Участие в фонде носит добровольный характер.

Банки-участники должны быть членами Аудиторской ассоциации немецких

коммерческих банков и обязаны проходить аудиторские проверки и соблюдать

ряд требований в отношении капитала, квалификации управленческих кадров

и прибылей. Ежегодные отчисления в фонд составляют 0.03% общей суммы

обязательств банков (за вычетом межбанковских вкладов).

В Японии, Италии, Канаде, Великобритании и США программы страхования

депозитов находятся под контролем федеральных властей. В Италии,

Голландии и Великобритании банки не платят регулярных взносов, а вносят

средства на покрытие расходов или в целях доведения суммы фонда до

запланированного уровня. В Канаде, Японии и США банки регулярно

уплачивают годовые взносы.

Канадская корпорация по страхованию депозитов покрывает страховкой до 60

тыс. долл. на каждого вкладчика. Взносы банков составляют 0.1% суммы

застрахованных депозитов.

В Японии сумма страховки покрывает до 10 млн. йен на одного вкладчика.

Первоначальная сумма страхового фонда в 450 млн. йен была внесена

Министерством финансов, Банком Японии и частными банками. Взносы банков в

фонд очень низки0.012% суммы застрахованных депозитов за предшествующий

год.

Стоимость федеральной программы страхования депозитов в США весьма

высоки и неуклонно растет. Ежегодные взносы составляли сначала 0.083%

общей суммы депозитов; а в 1990 году они возросли до 0.12% и в 1991 году

- до 0.15%. По закону максимальный предел взносов составляет 0.325%

общей суммы депозитов.

Т.о. правительства промышленно развитых стран принимают меры по

недопущению банкротства крупных банков и оказывают помощь банкам в

возмещении потерь их вкладчиков.

На Украине имеются мнения о создании государственной системы депозитного

страхования (CДС) с обязательным вхождением в нее коммерческих банков, с

законодательным определением и закреплением ее основных положений, со

смешанной формой собственности, с ограниченной системой (вклады до

определенной суммы).

Объектами страхования должны выступать вклады до востребования, срочные

вклады физических и юридических лиц, депозитные и сберегательные

сертификаты и др.

По украинскому законодательству в случае банкротства банка в первую

очередь принадлежащие ему средства получает госбюджет, потом юридические

лица а затем только физические лица.

Поэтому создание системы страхования вкладов предотвратило бы

лавинообразный процесс изъятия вкладов в кризисные периоды и тем самым

способствовало бы стабильности банковской системы и доверия к ней

вкладчиков.

Развитие страхования рисков коммерческих банков, как активных так и

пассивных операций, неразрывно связано с развитием института страхования

в целом на Украине. Однако только массовое участие в страховых программах

может придать этой отрасли ту мощность, которой она обладает на Западе.

По последним данным, доля страховых платежей в ВВП в Украине составляет

0.48%, тогда как в развитых странах она достигает 6-7%. Так Германский

Герлинг ежегодно собирает страховые платежи на сумму 78 млрд. DM, а на

Украине за последние 9 месяцев всеми страховыми компаниями было собрано

премий всего на 301 млн. грн.

Однако поступления страховых платежей по всем видам страхования, кроме

обязательного государственного страхования за 9 месяцев 1997г. по

сравнению с аналогичным периодом прошлого года, возросло в 1.3 раза.

Объем сформированных страховых резервов на 1.10.97 г. составлял 135.186

млн. грн. Балансовая прибыль страховых компаний за 9 месяцев

составила 62.217 млн.грн. из которых 33.6% - от инвестирования временно

свободных средств.

Т. о. намечается тенденция по стабилизации и развитию отечественного

страхового рынка, что позволит существенно повысить роль страхования во

всех сферах нашей жизни.

II. Анализ рисков основных операций коммерческих банков.

Количественно размер риска может выражаться в абсолютных и относительных

показателях. В абсолютном выражении риск представляет собой размер

возможных потерь при осуществлении определенной операции. Однако

оценить эти потери с достаточной точностью не всегда представляется

возможным. Если же отнести размер вероятных потерь к какому-либо

показателю, характеризующему банковскую деятельность, например к размеру

кредитных ресурсов, размеру расходов или доходов банка в связи с

осуществлением конкретной операции, то величина риска в относительном

выражении.

Описание риска в абсолютных и относительных показателях достаточно

часто практикуется банками. При этом в абсолютном выражении риск

исчисляется, когда речь идет об одной конкретной сделке. Если же

необходимо определить допустимый уровень риска при совершении различных

банковских операций, то применяются относительные показатели,

характеризирующие, например, размер риска к сумме доходов, ожидаемых в

результате осуществления конкретных операций.

Одним из важнейших направлений внутрибанковской работы является

аналитический контроль за качеством кредитного портфеля банка и факторами

риска, что позволяет банку прогнозировать и осуществлять эффективную

денежно - кредитную политику.

Анализ кредитной деятельности банка включает:

1.Оценку эффективности банковских аналитических систем управления

кредитными рисками, которая разрабатывается с учетом структуры кредитного

портфеля конкретного банка.

2.Оценку качества возможного риска, его правильную классификацию в плане

покрытия и достаточности существующих резервов для покрытия фактического и

потенциального ущерба.

3.Прогноз рентабельности проводимых кредитных операций и обоснование

соответствия дохода степени кредитных рисков.

4.Определение степени, особенностей и типа концентрации рисков

кредитного портфеля.

Поскольку определенные убытки, связанные с кредитами являются неизбежными,

то наличие определенной системы контроля и процедуры принятия решений о

предоставлении кредитов дает возможность минимизировать риск убытков.

Прогноз допустимых рисков кредитных операций должен базироваться на системе

контроля и процедуре предоставления, признанных защищать банковские резервы

и капитал, обеспечивать риски до контролируемых уровней. Эти системы и

процедура предполагают глубокий анализ количественных кредитных

факторов, которые соответственно отображают качество допустимых рисков.

2.1. Система показателей анализа рисков основных операций

коммерческих банков.

Проведенный анализ деятельности коммерческих банков в 1994

году показал, что их работа сопровождалась неоправданными рисками. Так 18

коммерческих банков закончили год с убытками, 62

. нарушили экономические нормативы, а по отношению к 10 коммерческим

банкам было принято решение о ликвидации.

В связи со сложившейся ситуацией НБУ для усиления своих контрольных

функций в процессе надзора за деятельностью коммерческих банков,

обеспечения их финансовой надежности, защиты интересов их вкладчиков и

акционеров установил обязательные экономические нормативы, отраженные в

Инструкции N10 «О порядке регулирования и анализ деятельности коммерческих

банков» от 30.12.97 г. N 469.

Наряду с показателями платежеспособности, достаточности капитала,

ликвидности требуется рассчитывать и соблюдать нормативные показатели

рисков основных операций коммерческих банков. При этом показатели риска

рассчитываются по отношению к величине К - капитала банка.

Капитал банка определяется по формуле:

КАПИТАЛ = АКТИВЫ - ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Капитал - разница между суммами активов и обязательств. При вычислении

нормативов общая сумма капитала равна сумме капиталов первого и второго

уровня (основного и дополнительного капитала) за минусом отчислений. Общая

сумма капитала, при расчете нормативов которая берется при расчете

нормативов может отличатся от общей суммы капитала, которая показана в

финансовой отчетности. При этом сумма дополнительного капитала не

должна превышать сумму основного капитала.

При определении платежеспособности банка рассчитывается норматив

платежеспособности Н3, как отношение капитала банка к суммарным активам

с учетом соответствующих коэффициентов риска, характерных для разных видов

банковской деятельности согласно таблице N 1.

K

H3= ----*100%

A p

При этом нормативное значение H3 не должно быть ниже 8%.

Таблица N 1.

Распределение активов коммерческого банка по группам риска.

|Группа | Содержание |Балансовые| Коэф.|

|активов| | счета |

риска|

|_______|________________________________|__________|______|

| |

| 1 Банкноты, монеты и дорожные Класс 1 0 %

чеки Раздел 10

| Банковские металлы Раздел 11

| Средства до востребов. в НБУ Раздел 12

Срочные депозиты в НБУ Раздел 12

Долговые обязательства, которые Раздел 14

рефинансируются в НБУ

Долговые ценные бумаги Централь- Класс 3 ного правительства

Раздел 31,32.

2 Кредиты предоставленные централь- Класс 2 10%

ным органам государств. управлен. Раздел 21

3 Кредиты предоставленные местным Класс 2 20%

органам власти Раздел 21

Долговые ценные бумаги центральн. Класс 3 органов государ.управления и

мес- Раздел 31,32.

тных органов власти

ным органам власти

4 Средства до восстребования в дру- Класс 1 50%

гих банках Раздел 15

Срочные депозиты в других банках Раздел 15

5 Операции с ценными бумагами Класс 3 100%

Раздел 31,32

Другие кредиты и финансовый ли- Класс 1;2:

зинг Раздел 15;20;22;25.

Пролонгованная задолженность Класс 1;2:

Раздел 15;20;21;22.

Просроченная задолженность Класс 1;2.

Раздел 15,20;21;22.

Сомнительная задолженность Класс 1;2;3.

Раздел 15;20;21;35.

Дебиторы Класс 1;2;3.

Раздел 18;28;35;37.

Основные средства и товарно- Класс 3;4.

материальные ценности Раздел 34;44;45.

Начисленные и просроченные Класс 1;2;3.

начисленные % Раздел 12,14,15.

20,21;31;35.

5 Внебалансовые счета. 100%

Класс 9

Гарантии и поручительства, Раздел 90.

акредитивы и акцепты,

выданные банком.

Обязательства по операциям Раздел 92. с валютой и ценными

металлами.

Норматив максимального размера риска на одного заемщика определятся по

формуле:

Зс

Н9 = -----*100%

К

где Зс - совокупная задолженность по кредитам и учтенным век-селям на

одного заемщика:

К - капитал банка.

Нормативное значение Н9 не должно превышать 25% , т.е. совокупная

сумма обязательств какого - либо заемщика перед банком, в результате

предоставления им одного или нескольких кредитов не должно превышать

25% капитала банка.

Установление этого норматива препятствует чрезмерной ориентации банка при

проведении им кредитных операций в настоящем или в будущем (при выдаче

банком гарантий) на одного крупного заемщика, поскольку в этом случае при

невозврате кредита в установленные сроки значительно снижается уровень

ликвидности банка. Чтобы не допускать подобного положения НБУ введен

норматив «крупных» кредитных рисков:

Максимальный размер «крупных» кредитных рисков определяется, как отношение

совокупного размера крупных кредитных рисков к капиталу коммерческого банка

(в процентах).

Ск

Н10 = ----

К

где Ск - совокупный размер «крупных» кредитов, выданных коммерческим

банком с учетом 100% внебалансовых обязательств.

К - капитал коммерческого банка.

Максимальное значение норматива Н10 не должно превышать

8-кратного размера капитала банка.

Каждая выдача такого «крупного» кредита должна быть экономически

обоснована и осуществляться с учетом коллегиального решения правления или

кредитного комитета банка.

Кроме того, даже при соблюдении этих условий банк в своей деятельности по

кредитованию хозорганов не должен ориентироваться на относительно

небольшую группу предприятий и организаций, поскольку предоставление ссуд в

крупных суммах нескольким заемщикам включает в себя очень большой процент

риска. В случае невозврата в установленные сроки ссуд некоторыми из

этих заемщиков может наступить не только падение ликвидности, но и

банкротство банка. Поэтому коммерческий банка при проведении своей

кредитной политики должен ориентироваться на самый широкий круг заемщиков с

учетом, конечно, их кредитоспособности и предоставлять ссуды в относительно

небольших размерах.

Согласно разделу 4 Инструкции N10 от 30.12.97 для некоторых банковских

операций большого риска снимаются ограничения относительно процента

капитала или процента в общем объеме активов. В этом случае коммерческие

банки могут обратится к Правлению НБУ с ходатайством об установлении

индивидуальных экономических нормативов при проведении:

. короткосрочных межбанковских операций;

. операций с центральными органами правительства;

. операций с обеспечением наличности или ценными бумагами правительства.

Установление индивидуальных экономических нормативов распространяется на:

. норматив платежеспособности (Н3);

. норматив ликвидности (Н6,Н7,Н8);

. норматив удельного веса высоколиквидных активов в рабочих активах банка

(Н9);

. максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, выданных одному

инсайдеру (Н11).

Окончательное решение про выдачу разрешения на установление

индивидуальных экономических нормативов принимает Правление НБУ. В

общем порядке данные нормативы подаются в НБУ согласно разделу 6

Инструкции N10.

2.2. Анализ портфеля рисков.

Внутрибанковский контроль за качеством кредитного портфеля и факторами

риска, является одним из важнейших направлений внутрибанковской работы.

Эту работу необходимо рассматривать не только с точки зрения экономической

безопасности банка, но и как средство определения состояния ликвидности

банковских операций, степени концентрации их рискованности, эффективности

размещения собственных и привлеченных денежных средств. В то же время,

аналитический внутрибанковский контроль необходимо рассматривать как

систему управления факторами рисков, а также как инструмент прогнозирования

и осуществления эффективной денежно - кредитной политики банка.

В процессе активных кредитных операций формируется элемент ликвидности

кредитного портфеля банков, а за правильно размещенные кредитные ресурсы

они получают проценты, являющиеся основным источником дохода. Формирование

качественного кредитного портфеля банка является решающим для его

рентабельной работы и надежности как партнера в финансово-хозяйственной

деятельности.

Кредитный портфель это совокупность всех ссуд, выданных банком с целью

получения прибыли. Банк может выдавать ссуды непосредственно, заключая

договор с заемщиком, или же покупая ссуду или же часть ее, которая была

выдана другим кредитором, путем заключения договора с заемщиком. Выдача

ссуд может происходить в виде займов, облигаций, простых векселей,

подтвержденных авансов, срок оплаты которых уже наступил, счетов

факторинга, овердрафтов, короткосрочных коммерческих векселей, банковских

акцептов и других подобных обязательств. Кредитный портфель включает

балансовую стоимость всех ссуд, в т.ч. и просроченных, пролонгированных и

сомнительных к возврату. Кредитный портфель не включает в себя проценты

начисленные, но не уплаченные, не профинансированные, обязательства по

выдаче кредита, кредитные линии, которые еще не использованы, гарантии и

аккредитивы, депозиты в других банках и оперативный лизинг.

С целью определения кредитных рисков банковские учереждения по состоянию

на первое число месяца, должны ежемесячно рассматривать и давать оценку

«кредитного портфеля» по форме N301.

Отчетность о классификации кредитов и создании страхового фонда

предоставляется в Национальный банк Украины вместе с расчетом

экономических нормативов.

Анализ кредитных рисков представляет собой оценку качесвенных и

колличественных факторов платежеспособности отдельных заемщиков и их

совокупности. На основе этого строится прогноз перспектив и методов

поддержания ликвидности операций, составляющих кредитный портфель.

Внутрибанковский процесс управления кредитными рисками имеет четыре

основных стадии:

. Работа банка по организации выдачи кредита.

На этой стадии оценивается, утверждается и документально отображается

кредитный риск, определяется его категория.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.