реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Общее содержание воды в листьях калины в условиях биостанции

Основной метод обучения на экскурсии - наблюдение, на которое

нацеливает учащихся вводная беседа, а затем задания. Метод наблюдения на

экскурсии чаще всего сочетается с рассказом или беседой, в процессе которых

учитель направляет внимание школьников на изучение конкретных объектов и

явлений. Учащихся 6-7 классов целесообразно заслушивать по ходу проведения

экскурсии о выполнении заданий, оказывать им соответствующую помощь при

затруднениях. Это способствует формированию у школьников целостного

представления об изучаемой проблеме.

Экскурсии в природу, предусмотренные программой в 6 классе, желательно

проводить в один и тот же биоценоз. Это позволяет установить связи между

наблюдаемыми явлениями: выявить сезонные изменения у наблюдаемых растений,

установить зависимость этих изменений от погодных условий и др.

На последующих уроках всемерно привлекаются знания учащихся,

полученные на экскурсии, собранные там материалы, и таким путем экскурсия

органично включается в систему уроков, становится неотъемлемой частью

методической системы работы учителя (Калинова, Мягкова, 1989).

Вместе с тем экскурсии способствуют дальнейшему развитию умений наблюдать,

сравнивать, обобщать, делать выводы, что является необходимым условием

научной деятельности.

4.3 Постановка опытов и экспериментов

В наши дни, когда политика, экономика и жизнь вообще радикально

изменились, проблема молодого поколения встала на новый уровень. Находясь в

постоянном поиске новых методов и форм обучения, учитель совершенствует

процесс преподавания. Большой крен делается в сторону развития

самостоятельной работы: дифференциация образования, модульное обучение,

нетрадиционные уроки, подготовка научных сообщений и др. Развитию

творчества и инициативы школьников способствует их научная работа, а

деятельность учителя получает новый импульс. Необходимо воспитывать молодые

научные кадры, которые смогли бы возглавить отечественную науку, обогатить

ее новыми достижениями и утвердиться в жизни. Все это надо делать на наших

национальных, истинно русских традициях. Помочь детям приблизиться к земле,

природе, научить их жить проблемами окружающей среды, зажечь в них искорку

научного познания может семья и школа. Поэтому учителя биологии должны не

только дать определенный круг знаний, но и выявить у детей интерес к

научной работе.

Метод эксперимента включает в себя постановку опытов с растениями,

наблюдения за процессами их жизнедеятельности.

Программа по биологии ориентирует на использование в преподавании как

лабораторных, так и демонстрационных опытов. При постановке и использовании

результатов опыта учащиеся получают новые знания и приобретают умения;

убеждаются в естественном характере биологических явлений и материальной

обусловленности их; проверяют на практике верность теоретических знаний;

учатся анализировать, сравнивать наблюдаемое, делать выводы из опыта. Кроме

того, школьный эксперимент приучает учащихся к точности, аккуратности,

развивает мышление, так как требует поиска путей познания живой природы.

Эксперимент - один из сложных и трудоемких методов обучения,

позволяющий выявить сущность того или иного явления, установит причинно-

следственные связи. Проводя опыты, учащиеся становятся исследователями,

«открывателями» законов природы. К школьным биологическим опытам

предъявляются следующие требования: они должны быть доступными, наглядными,

ценными в познавательном отношении. Учащихся надо знакомить с целью опыта,

вооружить знанием техники его проведения, умением наблюдать за объектом или

процессом, фиксировать результаты, формулировать выводы. Следует также

учитывать, что многие опыты длительны, не укладываются в один урок, требуют

помощи учителя при их выполнении, осмыслении результатов, формулировании

выводов

(Калинова, Мягкова, 1989). То есть постановку опыта нужно организовать так,

чтобы была полная ясность результатов и не могло возникнуть никаких

субъективных истолкований (Медовая, 1966).

На первых этапах изучения биологии, когда учащиеся не располагают

необходимым запасом знаний и умений ставить опыты, закладка опытов

производится заранее учителем. Познавательная деятельность учащихся при

этом носит репродуктивно – поисковый характер и направляется на выявление

сущности опыта, формулирование выводов с помощью ответов на вопросы. По

мере овладения учащимися техники закладки опыта увеличивается доля поиска,

повышается степень их самостоятельности.

Большое значение для осмысления учащимися опыта имеет предварительная

работа: определение цели и техники закладки опыта, постановка вопросов,

способствующих выявлению сущности опыта и формулированию вывода. Важно,

чтобы учащиеся видели исходные данные и конечные результаты опыта. Большую

роль в обучении биологии играют демонстрационные опыты, с помощью которых

изучаются процессы жизнедеятельности растительного организма. Этим целям

служит демонстрация опытов, позволяющих определить наличие в растениях

минеральных и органических веществ, установить верхушечный рост корня,

побега, поступление воды в корень, передвижение органических веществ,

дыхание корней, семян, испарение воды листьями и др.

Большинство опытов служит целям иллюстрации рассказа учителя.

Демонстрация результатов таких опытов позволяет увидеть явление, например

выделение кислорода находящимся на свету растением в процессе фотосинтеза,

образование наплыва из органических веществ в опыте по передвижению

органических веществ, выделение капель воды на стенках колбы в опыте по

испарению и др.

При изучении закономерностей растительного организма демонстрация

опыта дает наибольший эффект в сочетании с беседой, которая позволяет

осмыслить результаты опыта.

Особенно большое познавательное и воспитательное значение имеют опыты,

в которых учащиеся принимают активное участие. В процессе изучения того или

иного вопроса возникает необходимость получить ответ на проблему с помощью

опыта, и учащиеся на этой основе сами формулируют его цель, определяют

технику закладки, выдвигают гипотезу о том, каким будет результат. В этом

случае эксперимент носит исследовательский характер. Совершенствование

метода эксперимента заключается в организации познавательной деятельности

таким образом, чтобы у учащихся возникла потребность поставить опыт для

выяснения того или иного вопроса, логично вытекающего из предыдущих знаний

(Калинова, Мягкова, 1989).

Эксперименты целесообразно проводить со знакомыми растениями, углубляя

и расширяя знания о них. Интересно изучать и новые культуры, которые мы

приобщаем к своим садам. Поэтому калина очень удобна для детей и в период

сбора плодов, а также при проведении несложных исследований в силу своего,

сравнительно невысокого, роста.

В качестве наглядного материала калина может служить при изучении

таких тем как «Царство Растения», «Строение и многообразие покрытосеменных

растений», «Жизнь растений», «Классификация растений», «Природные

сообщества». При этом можно широко использовать как теоретический материал

об этой культуре, так и раздаточный, который готовится в течение всего

вегетационного периода. Выполнение индивидуальных заданий обеспечит

формирование трудовых навыков по уходу за растениями, а также развитию

умений вести научные наблюдения. Можно предложить некоторые темы для

исследований в период летней практики: проведение фенологических

наблюдений, измерение ежегодного прикорневого и обрастающего прироста, сбор

и фиксация цветков калины для проведения лабораторной работы на тему

«Строение цветка», сбор соцветий калины для гербария, который учитель может

использовать в теме «Соцветия». Очень интересные задания по семенам и

плодам. Для учащихся не составит труда подсчитать количество плодов с

одного соцветия, количество плодов с одного куста, урожайность и др.

По каждому из предложенных заданий необходимо составить методические

указания с подробным описанием работы. При выполнении этих исследований

учащиеся самостоятельно научатся добывать знания, наблюдать опыты,

фиксировать результаты, делать выводы по полученным данным. Учитель с новым

подходом сможет решать проблемы трудового, эстетического, экологического

воспитания, способствовать воспитанию у детей творчества, инициативы,

аккуратности в работе. Применение нетрадиционных (калина обыкновенная,

ирга, голубика, клюква, жимолость, шиповник и др.) культур на пришкольных

участках позволит сохранить их в культуре.

4.4 История организации пришкольных участков

В современных условиях, когда совершается бурный научно – технический

прогресс, резко возрастает значение школы. Она должна дать учащимся не

только глубокие знания основ наук, но и приобщать их к производительному

полезному труду, развить у них любовь к природе и бережное отношение к ней.

В решении этих задач важную роль должны сыграть учебно – опытные

пришкольные участки. Значимость их повышается в связи с политехнизацией и

реформой школы.

Учебно – опытные участки содержат несколько отделов:

1) полевых культур;

2) овощных культур;

3) общей биологии;

4) начальных классов;

5) цветочно – декоративный;

6) коллекционный;

7) питомник;

8) сад.

Сад требует непрерывного творческого труда. На глазах у детей при

любовном отношении к делу происходят изменения в лучшую сторону у их

многолетних питомцев. Постигнутые детьми в саду успехи вызывают у них

законную гордость и уверенность в работе. Неисчерпаемые источники таит в

себе в себе школьный сад при политехническом обучении. Он является

лабораторией для проведения уроков рисования, черчения, очень хорошим

кабинетом физики, в котором учащиеся могут проводить испытания своих

простейших конструкций разного инвентаря и приспособлений по укреплению

урожайных и обвисающих ветвей, по выпрямлению деревьев и т. п..

Увлекательно и содержательно можно проводить в саду уроки геометрии при

проектировании дорожек, проходов, зеленых изгородей, изменения стен

школьного здания и др.

В саду учащиеся не только овладевают навыками по уходу за плодовыми и

ягодными растениями. Они являются юными преобразователями природы –

улучшают структуру почвы в саду, повышают ее плодородие, выращивают высокие

урожаи плодов, ягод, овощей; ведут борьбу с морозами и заморозками, засухой

и другими неблагоприятными условиями существования растений.

Все это обусловливает жизненную необходимость повсеместного создания

школьных садов и применения в них достижений мичуринской науки и

передового опыта практиков.

Великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592 – 1670) в противовес

средневековой схоластике создал новую педагогическую систему. В своей

главной работе «Великая дидактика» (1657) он указывал на необходимость

иметь при школах небольшие сады.

Выдающийся французский мыслитель и просветитель Жан – Жак Руссо (1712 –

1778) развивал передовые педагогические идеи. Среди них была идея о работе

в саду как важнейшем воспитательном средстве.

В России один из первых садов возник в 80 – е годы 18 века при

Петербургском шляхетском корпусе. С целью ознакомления кадетов в нем

выращивали лекарственные и культурные растения, среди последних – большое

количество овощных. Для дынь и арбузов устраивались парники. В царско-

сельском лицее тоже был создан сад. За лицеистами закреплялись

индивидуальные грядки, на которых они выращивали растения.

Когда в начальных школах было введено естествознание, передовые учителя

понимали, что для его изучения необходимы школьные участки. Но они не были

узаконены и поэтому до 60-х годов 19 века школьные сады были созданы

отдельными энтузиастами при некоторых учебных заведениях.

После отмены крепостного права (1861) развитие сельского хозяйства России

стало зависеть от крестьянских хозяйств, а крестьяне оставались

неграмотными. Чтобы поднять их культуру, надо было увеличить число сельских

народных школ и через них влиять на улучшение сельскохозяйственного

производства. В то время сельских учителей готовили семинарии. В них ввели

преподавание сельского хозяйства и начали организовывать

сельскохозяйственные участки для практики учащихся.

С начала 60-х годов 19 века лучшие педагоги ратовали за организацию

школьных садов в учебных целях. Состоявшиеся в 1861 и 1862 годах съезды

естествоиспытателей и учителей имели большое значение для улучшения

образования в России. На первом съезде было определено значение

естествознания, на втором – обсуждались вопросы о наглядности обучения –

было рекомендовано широко использовать живые объекты, иметь в школах

гербарий, аквариум, садик. С поддержкой этой идеи выступил учитель

Бобровский С. А.. Он предложил в саду проводить уроки, на которых удобно

знакомить учащихся с живыми растениями.

В 1864 году был принят устав о школьных участках. Однако они возникали в

отдельных средних школах городов благодаря личной инициативе учителей

естествознания. К таким учителям относился Раевский Н. Н. создавший

школьный сад при реальной гимназии. Выращиваемые в нем растения

использовались как наглядные пособия на уроках. В своем учебнике

«Приготовительный курс ботаники» (СПБ, 1863) он обосновал пользу школьных

садов.

За наглядное обучение горячо выступал и учитель Ф. Тарапыгин. В статье

«Уроки по ботанике» (журнал «Учитель», 1867 – 1868, №13 – 16) он делится

своим опытом: в одной из гимназий созданная им коллекция комнатных растений

и оконные парники способствовали развитию самостоятельных навыков у

учащихся. Самостоятельные работы, выполненные детьми, находили применение

на уроках и во внеклассных занятиях. Через такие работы у ребенка

воспитывалась любовь к растениям и природе.

А. Я. Герд посадил сад в колонии для малолетних преступников и

использовал его в воспитательных целях.

В 1882 году Н. П. Животовский организовал школьный сад при Белевском

реальном училище и позднее при педагогическом музее военно – учебных

заведений в Петербурге для проведения экскурсий городскими школами.

В 1897 году В. А. Александров опубликовал «Руководство к устройству и

ведению школьных садов при сельских училищах». В нем он указывает, что еще

в 1864 году Министерство народного образования ставило вопрос о выделении

народными школами земельных участков. Предлагалось выращивание на них

сельскохозяйственных культур соединить с учебными и экономическими

выгодами. Труд учителя оплачивался плохо, и участки должны были улучшить

его материальное положение и, кроме того, закрепить учителя за школой. Но

никаких определенных программ не было и это не способствовало развитию

нужного дела.

В 1890 году состоялся первый съезд по техническому и профессиональному

образованию. С докладом о распространении сельскохозяйственных знаний

начальной школы выступил К. А. Энгельгардт и о распространении знаний

вообще, а по садоводству и по огородничеству в частности, - И. И.

Мещерский. В прениях говорилось о необходимости сельскохозяйственного

образования для крестьян. В принятой резолюции отмечалась полезная роль

народных школ в деле распространения сельскохозяйственных знаний. После

съезда народным школам стали выделять землю для организации на ней садов и

огородов. Они вводились и в городских школах.

Второй съезд, состоявшийся в 1895 году, признал полезным создание садов

при народных школах. Сады должны использоваться для занятий с учащимися по

естествознанию, для обучения их простым опытам, наблюдениям за растениями.

Несмотря на очевидную пользу пришкольных участков, они развивались очень

медленно и плохо. Причин для этого было много. Нужны были энтузиасты,

способные преодолеть множество препятствий. К таким поборникам пришкольных

садов относился Владимир Иванович Беляев. Он по праву считается блестящим

представителем русской ботаники.

Широкую известность В. И. Беляев завоевал своими классическими

исследованиями мужского поколения папоротникообразных растений. Это

позволило эволюционно сблизить их с более высокоорганизованными семенными

растениями.

Имя В. И. Беляева также вошло в историю отечественной науки в связи с

изучением редукционного деления клеточного ядра (1894 г.). Но сейчас мало

уже кто знает, что в области садоводства деятельность В. И. Беляева была

высокополезной.

В. И. Беляев был горячим сторонником народного просвещения. Он

неоднократно обращался в Министерство народного просвещения с предложением

организовать при Помологическом саде школу плодоводства, и всякий раз его

предложение отклоняли. Только необыкновенная настойчивость директора сада

победила косность чиновников из Министерства – разрешение на открытие

школы, наконец, было получено. Для организации школы в саду специальную

подготовку получали многочисленные практиканты. Их с удовольствием

принимали на работу в разные места.

Созвучно начинаниям В. И. Беляева просветительская деятельность Николая

Николаевича Неплюева, жившего в одно и то же время с ним (1851 – 1908). Он

был потомком известного дипломата, сторонника преобразований Петра Великого

– Ивана Ивановича Неплюева.

После окончания Петербургского университета перед Н. Н. Неплюевым

открылась блестящая карьера дипломата. Но он ее оставляет, заканчивает

Петровскую (ныне Тимирязевскую) сельхоз Академию и возвращается к себе на

родину в Черниговскую губернию. Здесь 4 августа 1881 года он открывает на

свои средства первый детский приют и начинает осуществлять политехнический

принцип обучения детей. Он считал, что классные занятия должны сочетаться с

посильным производительным трудом учащихся. Затем Н. Н. Неплюев в 1885 г.

организует мужскую сельскохозяйственную школу с пятилетним сроком обучения,

приглашает квалифицированных педагогов, выделяет для школы земельные

участки, приобретает современную технику, лучшие сорта зерновых, овощных,

плодовых растений, породистый скот. Учащиеся получают по тем временам

широкое общее образование и специальное сельскохозяйственное. Учеба тесно

сочетается с практическими занятиями в поле, огороде, в саду, на

животноводческих фермах. В школу принимались крестьянские дети в возрасте

12 – 17 лет, в первую очередь сироты, потом из наиболее бедных семей.

Обучение и содержание детей были бесплатными.

Через 6 лет после открытия мужской школы была организована в 1891 году и

женская сельскохозяйственная школа с четырехлетним образованием и на тех же

принципах.

Позже эти школы были преобразованы в сельскохозяйственные техникумы.

(Черненко, 1987).

Для того, чтобы хорошо организовать опытную работу на пришкольном участке

надо знать особенности растений, которые будут на нем расти.

С незапамятных времен плодовые и ягодные растения стали постоянными

спутниками человека. В плодах и ягодах содержатся вещества, необходимые для

поддержания нормальной жизнедеятельности организма.

Чтобы любить природу, надо хорошо знать ее. Поэтому важное место в

познании природы отводится школьным учебно – опытным участкам (Папорков,

Клинковская, Милованова, 1974).

В связи с этим особое значение приобретает приобщение школьников к

сельскохозяйственному труду, обучение их основам агрономических знаний,

навыков проведения наблюдений за жизнью растений, умениями постановки

опытов на пришкольном учебно – опытном участке (НОВГОРОД, 1987).

Учебно – опытный участок – база опытнической работы учащихся. Здесь они

закрепляют, расширяют и углубляют знания по биологии, полученные в классе,

познают растительные организмы, овладевают методами управления ростом и

развитием растений, приобретают умения и навыки выращивания различных

культур, приобщаются к коллективному труду. У учащихся воспитывается

ответственность, они привыкают начатое дело всегда доводить до конца.

Наконец, учебно – опытный участок является источником для заготовки

коллекций и раздаточного материала в кабинет биологии.

Основным содержанием труда учащихся на школьном участке является

опытническая работа. Опыты проводятся со всеми культурами, которые

возделываются на участке. Тематика опытной работы может быть весьма

разнообразной, но темы опытов должны быть вполне доступны для детей,

связаны с прохождением учебной программы и сформулированы так, чтобы была

ясна цель исследования (Папорков, Клинковская, Милованова, 1974).

Одновременно опытническая работа является средством активизации

познавательной и творческой деятельности учащихся (НОВГОРОД, 1987).

Организация и содержание работы на учебно – опытном участке

обусловливаются требованиями программы по биологии, кружковых занятий,

положением о летних практических работах.

Работы на участке проводятся по плану, утвержденному директором школы и

рассмотренному на педсовете.

5. Исследовательская деятельность школьников в работе кружков и

факультативов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.