![]() |
|
|
Общее содержание воды в листьях калины в условиях биостанцииЧеловек: Учебник для 8 кл. общеобразоват. Учеб. Заведен. – М. : Дрофа, 2000. – 336с. 35. Комаров И. А. Деревья и кустарники: краткие итоги интродукции. – М. : изд-во Академии гаук СССР, 1959. 36. Кортиков В. Н. , Кортиков А. В. Лекарственные растения. – М. : АЙРИС ПРЕСС РОЛЬФ, 1999. – 768с. 37. Кузнецова В. И. Уроки ботаники. – М. : Просвещение, 1985. 38. Кузнецова М. А. , Резникова А. С. Сказания о лекарственных растениях. – М. : Высшая школа, 1992. 39. Кушниренко М. Д. Водный режим сельскохозяйственных растений. – Кишинев: Штиинца, 1989. – С 228. 40. Лаптев Ю. П. Растения от А до Я. – М. : Колос, 1992. 41. Либберт Э. Физиология растений. – М. : Мир, 1976. – С 271. 42. Медовая А. П. Наглядность на уроках ботаники. – М. : Просвещение, 1966. – 68с. 43. Мягкова А. Н. ,Комиссаров Б. Д. Методика обучения общей биологии. – М. : Просвещение, 1985. 44. Панфилова Л. А. Анатомия и физиология: Учеб. Пособие. – М. : ТЕРРА, 2000. – 304с. 45. Папорков М. А. , Клинковская Н. И. , Милованова Е. С. Учебно-опытная работа на пришкольном участке: Пособие для учит. – М. : Просвещение, 1974. – С 3-9 46. Пасечник В. В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. – 3-е изд. – М. : Дрофа, 1999. – 272с. 47. Полянский И. И. Ботанические экскурсии. – М. : Просвещение, 1968. – 243с. 48. Практикум по физиологии растений / У. Д. Сказкин, Е. И. Ловчиновская, Т. А. Красносельская и др. – М. : Советская наука, 1953. 49. Программа и методика сортоизучения плодовых, ягодных и орехоплодных культур / Ред. Кол. : Г. А. Лобанов, Т. В. Морозов, А. С. Овсянников и др. – Мичуринск, 1973. – 496с. 50. Проханов Я. И. Эволюция листа деревянистых двудольных растений // Тр. Московск. О-ва испыт. Природы. – М. : 1965. – Т. 13. 51. Розенштейн А. М. Самостоятельные работы учащихся по ботанике. – М. : Просвещение, 1977. 52. Рычин Ю. В. Древесно-кустарниковая флора. – М, : Просвещение, 1972. – 264с. 53. Серебряков И. Г. Морфология вегетативных органов высших растений. – М. , 1952. 54. Сулейманов И. Г. Состояние и роль воды в растении. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1974. – С 11- 34. 55. Тамбовская область /Ред. Кол. : Н. А. Окатов, Г. А. Протасов и др. – Воронеж: Центр. Чернозем. Кн. изд- во, 1965. – 272с. 56. Тетюрев В. А. Методика эксперимента по физиологии растений. – М.: Просвещение, 1980. 57. Трайтак Д. И. Формирование познавательного интереса учащихся к ботанике. – М. : Педагогика, 1975. – 191с. 58. Тукачев С. Н. , Воликов А. Г. Лекарственные растения северо-запада России. – М. , 1992. – 160с. 59. Фогль Р. Передвижение воды // Физиология плодовых растений. – М., 1983. – С 116. 60. Хессайон Д. Г. Все о комнатных растениях. – М. : Кладезь-Букс, 2000. – 256с. 61. Черепанов И. В. Атлас. Размножение растений: Учебное пособие. – СПб. ;М. : ЧеРо-на-Неве: МГУ, 1999. – 32с. 62. Черненко Е. С. Опытная работа с плодовыми растениями на пришкольном участке: Учеб. Пособие. – Тамбов, 1987. – С 4-11. 63. Шапошников Н. И. Методика преподавания ботаники. – М. : Просвещение, 1965. 64. Школьный учебно-опытный участок: агротехнические работы, опытническое дело: (методические рекомеендации для учителей биологии). – Новгород, 1987. 65. Якушкина Н. И. Физиология растений. – М. : Просвещение, 1980. – С 61-63. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Конспект заседания кружка на тему: «ИЗУЧЕНИЕ БИОХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА КАЛИНЫ, СПОСОБЫ ЕЕ ПЕРЕРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ». Цель: изучить биохимический состав калины, значение отдельных веществ для организма человека. ЗАДАЧИ: Образовательные: сформировать понятия о питательных элементах и веществах, их роли в обмене веществ и деятельности отдельных систем органов; о приемах переработки плодов калины и их использовании в питании и разных отраслях промышленности. Воспитательные: осуществлять санитарно – гигиеническое, медицинское воспитание. Формирование научного мировоззрения на основе современных данных о роли химических элементов в жизни человека. Развивающие: развитие кругозора, познавательного интереса учащихся; умений и навыков работы с дополнительной литературой. МЕТОДЫ: Словесный – рассказ с элементами беседы, сообщения. Наглядный – демонстрация дидактических кругов, фотографий, иллюстраций, натуральных объектов, гербария. ОБОРУДОВАНИЕ: дидактические круги, гербарий, фотографии, иллюстрации, натуральные объекты. Заседание кружка: Староста кружка: - Привет тебе, приют свободы и покоя, Родного севера неприхотливый лес! Ты полон свежести, и всё в тебе живое, И столько у тебя загадок и чудес! Ты испокон веков сдружился с человеком, Берет он для себя от «щедрости» твоей Грибы и ягоды по солнечным просекам, И пищу, и жилье, и мачты кораблей. Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило, Где чистым воздухом так сладостно дышать, Есть в травах и цветах целительная сила Для всех, умеющих их тайну разгадать. Здравствуйте! Друзья, мы начинаем заседание кружка. Главная тема его сегодня «Изучение биохимического состава калины, способы ее переработки и использование». В обсуждении вопросов будут участвовать много специалистов – представителей разных отраслей промышленности, а также ученые – биохимики. Как все уже поняли речь сегодня пойдет о калине. И первый вопрос к залу: - Что же представляет собой калина? ИЗ ЗАЛА – Калина – это декоративный и плодовый кустарник до 5 метров высотой. Растет по берегам рек, озер и болот, на опушках смешанных лесов, и в хвойных лесах. Теневынослива. Хорошо растет на открытых местах, на суглинистых почвах с достаточным проточным увлажнением. (Демонстрация фотографий калины в цвету и с плодами) ЦВЕТЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ КУСТОВ КАЛИНЫ (2002г.): СОУЗГА УЛЬГЕНЬ 8 - 37 ПЛОДОНОСЯЩИЕ КУСТЫ КАЛИНЫ НАЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УЧАСТКАХ ВНИИС: СОУЗГА УЛЬГЕНЬ 8 - 37 СТАРОСТА: - Сегодня в зале присутствует языковед, который расскажет о происхождении названия «калина» и о легендах, связанных с этим кустарником. ЯЗЫКОВЕД: - Добрый день. Русское название «калина» - древнеславянское слово, обозначающее, по одной версии, кустарник, растущий на болоте, по другой – указывающее на ярко – красный, как бы раскаленный цвет плодов. У многих славянских народов калина считалась символом девичьей красоты, любви и счастья. ИЗ ЗАЛА: - Посвятил калине стихотворение Т. Г. Шевченко: Зацвела в долине Красная калина, Будто рассмеялась Юная дивчина. ЯЗЫКОВЕД: - Считалась она также «свадебным деревом» и была непременной участницей свадебного обряда. Растет калина «в лесу над водою», что придает ее образу оттенок печали, робости и даже незащищенности. Косточка плода своей формой напоминает сердце, поэтому в народе рубиновые плоды калины стали символом мужества людей, которые отдали свою жизнь в борьбе с врагами. СТАРОСТА: - Калина – старинное лекарственное растение. ИЗ ЗАЛА: - Послушайте, как об этом говорится в стихотворении: Собирать мою кору Нужно раннею весною, Останавливают кровь При кровотеченьях мною. Чудодейственный отвар Может пить и млад и стар! Ну, а осенью подарок Кисти ягод огневых, Рвите на зиму, ребята, Много витаминов в них! СТАРОСТА: - Эти стихи как нельзя лучше характеризуют все свойства, которыми обладает калина. Как уже все слышали, плоды калины содержат много витаминов. О них пойдет речь на заседании нашего кружка. Слово предоставляется нашим гостям – специалистам в области биохимии. БИОХИМИК 1: - Здравствуйте. Сегодня я и мой коллега расскажем о химическом составе плодов калины. Из прозвучавшего стихотворения мы видим, что калина, а точнее все ее части, обладают лекарственными свойствами. Среди них одним из главных являются витамины. А теперь давайте выясним, что же такое витамины? ИЗ ЗАЛА: - Витамины представляют собой вещества, очень малые количества которых необходимы для нормального развития и жизнедеятельности организма. Они играют первостепенную роль в обмене веществ, а также в поддержании нормального физиологического состояния нервной, сердечно – сосудистой, пищеварительной систем и кроветворных органов; способствуют укреплению организма, повышению его работоспособности и сопротивляемости к различным вредным воздействиям внешней среды и болезням. БИОХИМИК 1: - Правильно. А что наблюдается в случае недостатка витаминов? ИЗ ЗАЛА: - Недостаток витаминов приводит к ослаблению организма и развитию характерных заболеваний – авитаминозов, при которых нарушается обмен веществ и большинство функций организма. БИОХИМИК 1: - Верно. Некоторые витамины синтезируются в организме, однако большая часть поступает с пищей. Продукты растительного происхождения содержат большинство необходимых человеку витаминов. Причем некоторые растения настолько богаты ими, что могут служить не только средством профилактики и лечения авитаминозов, но и используются для лечения других заболеваний, при которых показано применение больших количеств определенных витаминных веществ. Например, шиповник – в его плодах содержится самое большое количество аскорбиновой кислоты. Ярким примером является и калина. Она содержит витамины Р и С. (Демонстрация дидактических кругов: Р) Где же, в каких плодах и растениях содержится витамин Р? Ответить на этот вопрос нам поможет кроссворд. 1. Родина его – Средиземноморье. Листья многораздельные с линейно – нитевидными долями. В молодом возрасте используется как зелень и приправа. Обязательный компонент при засолке огурцов, помидоров и грибов. 2. Кустарник, черные плоды которого содержат много витаминов Р и С. 3. На горке под березой у нас в саду растет: колючая - как роза, сладкая – как мед. 4. Плод у травки сложный, да притом и ложный. А то, что в нем ложное, - вкуснее, чем пирожное. 5. Где – то в чаще дремучей, за оградой колючей, у заветного местечка есть волшебная аптечка: там красные таблетки развешаны на ветке. 6. Родина его – Южный Китай. Япония. Индия, Вьетнам, Бирма. Основная площадь его плантаций сосредоточена в Индии, Китае, Шри – Ланке, Грузии. Из него готовят излюбленный напиток многих народов мира. ОТВЕТЫ: У К Р О П С М О Р О Д И Н А М А Л И Н А З Е М Л Я Н И К А Ш И П О В Н И К Ч А Й БИОХИМИК 1: - Итак, мы узнали, что витамин Р содержится во многих растениям и их плодах. И одно из главных мест среди них занимает калина. А теперь давайте выясним значение этого витамина для человека. ИЗ ЗАЛА: - Витамин Р, или рутин, понижает повышенную проницаемость стенок кровеносных сосудов, вызванную различными причинами. Его назначают при гипертонической болезни, язвенной болезни желудка и 12-ти перстной кишки, некоторых болезнях печени и желчного пузыря, глаз, кожи, отравлениях. Часто витамин Р применяют в комплексе с витамином С. БИОХИМИК 1: - Вы правы. Это еще один витамин – витамин С, - который в большом количестве содержится в плодах калины. Какую же роль он выполняет? (Демонстрация дидактических кругов: С) ИЗ ЗАЛА: - Витамин С, или аскорбиновая кислота, принимает участие в обмене нуклеиновых кислот, синтезе многих веществ, необходимых для построения соединительной и костной тканей; обеспечивает нормальную проницаемость капилляров, повышает эластичность и прочность кровеносных сосудов. Он играет серьезную роль в поддержании естественной и приобретенной сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям. Хронический недостаток витамина С может привести к заболеваниям цингой. БИОХИМИК 1: - Чтобы избежать с-витаминной недостаточности, необходимо потреблять достаточное количество растительных продуктов – естественных источников аскорбиновой кислоты, в том числе плодов калины, шиповника, яблони, вишни, облепихи, малины, груши, а также лук и щавель. В среднем взрослому человеку в сутки нужно около 70 мг витамина С, детям до 7 лет достаточно 50 мг.. Помимо витаминов, плоды калины содержат микроэлементы, валериановую кислоту и ее эфиры, сахара. Об этом подробнее расскажет мой коллега. БИОХИМИК 2: - Вы абсолютно правы: плоды калины содержат очень много ценных и полезных для организма веществ. Пища человека должна содержать в виде минеральных солей примерно 15 химических элементов, являющихся важным компонентами питания. А каково же значение минеральных солей? ИЗ ЗАЛА: - Минеральные соли, содержащиеся в растениях, и входящие в них элементы, играют важную роль в обмене веществ, образовании ферментов, гормонов и кроветворении. Они существенно влияют на деятельность сердца, возбудимость нервной системы и мышц, входят в состав костей скелета. БИОХИМИК 2: - Правильно. И вот плоды калины содержат большое количество микроэлементов, среди которых особо важное место занимает железо. (Демонстрация дидактических кругов: ЖЕЛЕЗО) Высокое содержание его – до 5 мг% - повышает содержание гемоглобина в крови, оказывает противоанемическое действие при их потреблении. Как уже было сказано, плоды калины содержат органическую кислоту – валериановую – и ее эфиры. (Демонстрация дидактических кругов: ВАЛЕРИАНОВАЯ КИСЛОТА, ЭФИРЫ) Вообще, органические кислоты могут находиться в растениях в свободном виде, в виде солей и эфиров. Благодаря им фрукты, ягоды, листья имеют особый вкус. Органические кислоты способствуют пищеварению: они усиливают выделение пищеварительных соков и перистальтику кишечника. БИОХИМИК 2: - В листьях калины содержится до 50 мг% витамина С на 100 грамм продукта. ЛИСТЬЯ, ПЛОДЫ И СЕМЕНА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ СОРТОВ И ФОРМЫ КАЛИНЫ: СОУЗГА УЛЬГЕНЬ 8 - 37 В коре найдены органические кислоты, витамин К, дубильные, смолистые и другие вещества. Нашими исследованиями было установлено наличие воды в листьях – одного из важнейших компонентов растительного организма, в частности калины, т.к. вода участвует во всех биохимических реакциях, растворяет минеральные и органические вещества, поэтому знание о количестве воды имеет большое значение при изучении калины. Мы определяли количество воды в листьях и получили такие данные (См. табл. 3.1), что в среднем в листьях калины содержится от 65 до 70 %. Этой воды достаточно для жизнедеятельности калины. СТАРОСТА: - Итак, друзья, из беседы со специалистами-биохимиками мы узнали о химическом составе плодов, листьев калины, о значении тех веществ, которые они содержат. И вот, в связи с этим, теперь мы выясним – где же используются плоды, листья, древесина калины? В этом нам помогут наши гости – представители различных отраслей промышленности. И так как мы обнаружили, что разные части калины обладают лекарственными свойствами, то я предоставляю слово специалисту в области фармацевтики. ФАРМАЦЕВТ: - Спасибо. Как мы сегодня неоднократно слышали, плоды калины содержат много полезных и ценных для человека веществ, поэтому это растение является одним из важнейших источников сырья для фармацевтической промышленности. Ее целебные свойства люди заметили очень давно: в народной медицине калина известна с 14 века. И о лечебных достоинствах ее писали А. Т. Болотов (1725), врачи А. Г. Нелюбин (1828) и Ф. И. Иноземцев (1858). При лечении каких заболеваний используют плоды калины? ИЗ ЗАЛА: - В настоящее время плоды калины применяют при язве желудка, колитах и других желудочных заболеваниях, как витаминное, общеукрепляющее и мочегонное средство. А отвар из ягод калины – в качестве потогонного средства, при простудном кашле, хрипоте, бронхите. Сок свежих плодов используется для лечения угрей на лице и детского диатеза. Настой ягод, цветков и листьев используют для полоскания горла при ангине. Этим же настоем промывают раны. ФАРМАЦЕВТ: - Калине отводится большая роль в лечении и профилактике злокачественных опухолей. А также, кроме всего прочего, особые вещества, содержащиеся в калине, способны связывать радиоактивные элементы и помогают их выводить из организма. Кора калины – главное лекарственное сырье, широко применяется в фармацевтической практике. СТАРОСТА: - Благодарим за выступление. Из сообщения мы можем сделать вывод: калина – целебное растение. Выращивая ее на своих участках, мы сможем не только предотвратить многие заболевания, но и успешно их лечить. Так что калина – это культура будущего. А теперь мы предоставляем слово еще одному гостю сегодняшнего заседания кружка – представителю консервной промышленности, технологу. ТЕХНОЛОГ: - Добрый день. Итак, плоды калины находят широкое применение во многих отраслях промышленности. Не является исключением и пищевая. Говоря о процессе переработки плодов калины, следует отметить, что в свежем виде ягоды калины мало съедобны, но подмороженные становятся менее горькими. А после варки и тушения в закрытой посуде горечь исчезает. Очень ценно, что в соке калины присутствуют консервирующие вещества. Благодаря этому в замороженных или переработанных плодах калины витамин С сохраняется в течение долгого времени. СТАРОСТА: - У меня возник вопрос: а как же нужно хранить плоды калины? ТЕХНОЛОГ: - Плоды калины можно сохранить в течение всей зимы, для этого их надо насыпать в ящик и закопать в снег. Хранят их также в леднике или холодном, не отапливаемом помещении. Калина хорошо хранится в сушеном виде. Сушат ягоды калины на солнце в течение 2 – 3 дней, на чердаках и в других хорошо проветриваемых помещениях. Кору заготавливают в апреле – мае во время сокодвижения. Собирают только с боковых ветвей. Снятую кору разрезают на полоски и сушат на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении. СТАРОСТА: - Благодарим Вас за сообщение. Также необходимо отметить, что плоды калины перерабатывает и кондитерская промышленность. Пожалуйста. КОНДИТЕР: - Друзья, многие из Вас, наверное, уже знают насколько широко используются плоды калины обыкновенной в кондитерском деле: сок из ягод калины обладает желирующими свойствами. Если к нему прибавить яблочное пюре, то можно сварить мармелад и пастилу. Из плодов ее делают варенье, начинки для пирогов, ватрушек, карамели. Из них получается хороший кисель. Большим спросом у населения пользуется сырой джем (калина, протертая с сахаром). А на Алтае разработана марка вина «Калинка». Также из семян калины можно приготовить краситель кремов для тортов. ИЗ ЗАЛА: - Хотелось бы добавить, что пропаренные плоды калины с медом и сахаром, пироги с калиновой начинкой – традиционные блюда сибиряков. Еще любимым блюдом многих народов нашей страны являются томленая каша и лепешки из калины (калинники). А древесина калины желтоватого цвета, твердая применяется в столярном производстве на мелкие изделия и изготовления сапожных гвоздей. СТАРОСТА: - Спасибо специалистам и участникам беседы. Мы еще раз убедились, что калина имеет важное пищевое значение. А сейчас задание к залу: впишите название блюд, в которых основным компонентом является калина, так, чтобы буква «А» была общей. ОТВЕТЫ: М Р М Е Л А Д П С Т И Л А В Р Е Н Ь Е К Л И Н Н И К И К Ш А К Р С И Т Е Л Ь СТАРОСТА: - Молодцы, вы справились со своей задачей. Подходит к концу заседание нашего кружка. Подводя итог работы, хочется сказать, что в дикорастущих растениях, в частности калины обыкновенной, современному человеку можно найти дополнительные резервы питания, способные разнообразить наш рацион, обогатить пищу витаминами, микроэлементами и другими полезными веществами. Очень важно, чтобы мы хорошо знали ценность тех или иных растений, бережно к ним относились в природе, подчиняясь правилам сбора плодов, и сохраняли их, культивируя отдельные виды на своих приусадебных участках. На нашем столе появятся много новых, оригинальных, полезных и вкусных блюд, если мы будем хоть немного знать наши растительные богатства. Встречу хочется закончить словами Колычева: В зеленой поликлинике лесной – Сестрою милосердия в халате Наклонится березка надо мной. Я буду пить дыханье майских ёлок, Весенний лес всем сердцем обойму, И старый дуб, как старый кардиолог, Продлит мне жизнь… Большое спасибо гостям и участникам нашего заседания. До свидания. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Рис. 1: Ветки различных деревьев и кустарников в зимнем состоянии: 1. Дуб; 2 – черемуха; 3 – 4 – гордовина; 5 – ольха серая; 6 – вяз (листовые почки); 7 – вяз (цветочные почки); 8 – орешник; 9 – липа; 10 – жимолость; 11 – клен; 12 – ветка осины с листовыми и цветочными почками ранней весной (по рисунку с натуры Л. Б. Суетовой). Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |