![]() |
|
|
БиологияБиологияБилет №1 1. Назвать и охарактеризовать научные дисциплины, изучающие человека. Анатомия - наука о строении и форме целого организма, систем органов и его отдельных органах. Физиология - наука о жизненных функциях целого организма ,его отдельных органах и их систем. Гигиена - наука о сохранении и укрепления здоровья. 2. Раскрыть особенности клеточного строения организма человека. Охарактеризовать химический состав строения и основные процессы жизнедеятельности клетки. ПОДОБНО ДРУГИМ ОРГАНИЗМАМ, ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА ИМЕЕТ КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ. КЛЕТКИ НАХОДЯТСЯ В МЕЖКЛЕТОЧНОМ ВЕЩЕСТВЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕМ ИМ МЕХАНИЧЕСКУЮ ПРОЧНОСТЬ, ПИТАНИЕ И ДЫХАНИЕ. КЛЕТКИ РАЗНООБРАЗНЫ ПО РАЗМЕРАМ ,ФОРМЕ И ФУНКЦИЯМ, НО ВСЕ ОНИ ИМЕЮТ НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ЧЕРТЫ СТРОЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ ЛЮБОЙ КЛЕТКИ- ЦИТОПЛАЗМА И ЯДРО. В ЯДРЕ РАСПОЛОЖЕНЫ НИТЕВИДНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ - ХРОМОСОМЫ. В ЯДРЕ КЛЕТКИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА ( КРОМЕ ПОЛОВЫХ КЛЕТОК) СОДЕРЖИТСЯ ПО 46 ХРОМОСОМ. ХРОМОСОМЫ ЯВЛЯЮТСЯ НОСИТЕЛЯМИ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ЗАДАТКОВ ОРГАНИЗМА, ПЕРЕДАЮЩИХСЯ ОТ РОДИТЕЛЕЙ ПОТОМСТВУ. КЛЕТКА ПОКРЫТА МЕМБРАНОЙ , СОСТОЯЩЕЙ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ СЛОЕВ МОЛЕКУЛ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ИЗБИРАТЕЛЬНУЮ ПРОНИЦАЕМОСТЬ ВЕЩЕСТВ. В ЦИТОПЛАЗМЕ - ПОЛУЖИДКОЙ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЕ КЛЕТКИ РАСПОЛОЖЕНЫ МЕЛЬЧАЙШИЕ СТРУКТУРЫ - ОРГАНОЙДЫ. К ОРГАНОЙДАМ КЛЕТКИ ОТНОСЯТСЯ: ЭНДОПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ СЕТЬ, РИБОСОМЫ, МИТОХОНДРИИ, ЛИЗОСОМЫ, КОМПЛЕКС ГОЛЬДЖИ, КЛЕТОЧНЫЙ ЦЕНТР, МЕМБРАНА. ОРГАНОЙДЫ, ПОДОБНО ОРГАНАМ ТЕЛА ВЫПОЛНЯЮТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ФУНКЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛЕТКИ. НАПРИМЕР, В ОРГАНОЙДЕ, НАЗЫВАЕМОМ РИБОСОМОЙ, ОБРАЗУЮТСЯ БЕЛКИ, В МИТОХОНДРИЯХ ВЫРАБАТЫВАЮТСЯ ВЕЩЕСТВА, СЛУЖАЩИЕ ИСТОЧНИКОМ ЭНЕРГИИ. В СОСТАВ КЛЕТОК ВХОДЯТ РАЗНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ. ОДНИ ИЗ НИХ- НЕОРГАНИЧЕСКИЕ - ВСТРЕЧАЮТСЯ И В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ. ОДНАКО ДЛЯ КЛЕТОК НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ, МОЛЕКУЛЫ КОТОРЫХ ИМЕЮТ ОЧЕНЬ СЛОЖНОЕ СТРОЕНИЕ. Клетка - это мельчайшая структурная единица любого живого организма Клетка Ядро Цитоплазма Хромосомы Органоиды: 1) Эндоплазматическая сеть 2) Рибосомы 3) Митохондрии 4) Лизосомы 5) Комплекс Гольджи 6) Клеточный центр 7) Мембрана Ядро и Цитоплазма - это основные составные част любой живой клетки Хромосомы - это нитевидные образования, несущие наследственные признаки от родителей к детям, т.е. цвет волос, глаз. Органоиды - это цитоплазматический образования, выполняющие определенные функции. Химический состав клетки Органические в-ва Неорганические в- ва 1) Белки 1) H2O 2) Жиры 2) Минеральные соли 3) Углеводы 4) Нуклеиновые кислоты ОСНОВНОЕ ЖИЗНЕННОЕ СВОЙСТВО КЛЕТКИ - ОБМЕН ВЕЩЕСТВ. ИЗ МЕЖКЛЕТОЧНОГО ВЕЩЕСТВА В КЛЕТКИ ПОСТОЯННО ПОСТУПАЮТ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА И КИСЛОРОД, ВЫДЕЛЯЮТСЯ ПРОДУТЫ РАСПАДА. ВЕЩЕСТВА, ПОСТУПИВШИЕ В КЛЕТКУ, ПОСТОЯННО УЧАСТВУЮТ В ПРОЦЕССАХ БИОСИНТЕЗА. БИОСИНТЕЗ - ЭТО ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ БЕЛКОВ, ЖИРОВ, УГЛЕВОДОВ И ИХ СОЕДИНЕНИЙ ИЗ БОЛЕЕ ПРОСТЫХ ВЕЩЕСТВ. В ПРОЦЕССЕ БИОСИНТЕЗА ОБРАЗУЮТСЯ ВЕЩЕСТВА, СВОЙСТВЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМ КЛЕТКАМ ОРГАНИЗМА. НАПРИМЕР, В КЛЕТКАХ МЫШЦ СИНТЕЗИРУЮТСЯ БЕЛКИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ИХ СОКРАЩЕНИЕ. ОДНОВРЕМЕННО С БИОСИНТЕЗОМ В КЛЕТКАХ ПРОИСХОДИТ РАСПАД ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ. В РЕЗУЛЬТАТЕ РАСПАДА ОБРАЗУЮТСЯ ВЕЩЕСТВА БОЛЕЕ ПРОСТОГО СТРОЕНИЯ. БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ РЕАКЦИЙ РАСПАДА ИДЕТ С УЧАСТИЕМ КИСЛОРОДА И ОСВОБОЖДЕНИЕМ ЭНЕРГИИ. ЭТА ЭНЕРГИЯ РАСХОДУЕТСЯ НА ЖИЗНЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ, ПРОТЕКАЮЩИЕ В КЛЕТКЕ. ПРОЦЕССЫ БИОСИНТЕЗА И РАСПАДА СОСТАВЛЯЮТ ОБМЕН ВЕЩЕСТВ, КОТОРЫЙ СОПРОВОЖДАЕТСЯ ПРЕВРАЩЕНИЯМИ ЭНЕРГИИ. КЛЕТКАМ СВОЙСТВЕННЫ РОСТ И РАЗМНОЖЕНИЕ. КЛЕТКИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА РАЗМНОЖАЮТСЯ ДЕЛЕНИЕМ ПОПОЛАМ. КАЖДАЯ ИЗ ОБРАЗОВАВШИХСЯ ДОЧЕРНИХ КЛЕТОК РАСТЕТ И ДОСТИГАЕТ РАЗМЕРОВ МАТЕРИНСКОЙ. НОВЫЕ КЛЕТКИ ВЫПОЛНЯЮТ ФУНКЦИИ МАТЕРИНСКОЙ КЛЕТКИ. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ КЛЕТОК РАЗЛИЧНА: ОТ НЕСКОЛЬКИХ ЧАСОВ ДО ДЕСЯТКОВ ЛЕТ. ЖИВЫЕ КЛЕТКИ СПОСОБНЫ РЕАГИРОВАТЬ НА ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ИХ СРЕДЫ. ЭТО СВОЙСТВО КЛЕТОК НАЗЫВАЕТСЯ ВОЗБУДИМОСТЬЮ. ПРИ ЭТОМ ИЗ СОСТОЯНИЯ ПОКОЯ КЛЕТКА ПЕРЕХОДИТ В РАБОЧЕЕ СОСТОЯНИЕ - ВОЗБУЖДЕНИЕ. ПРИ ВОЗБУЖДЕНИИ В КЛЕТКАХ МЕНЯЕТСЯ СКОРОСТЬ БИОСИНТЕЗА И РАСПАДА ВЕЩЕСТВ, ПОТРЕБЛЕНИЕ КИСЛОРОДА, ТЕМПЕРАТУРА. В ВОЗБУЖДЕННОМ СОСТОЯНИИ РАЗНЫЕ КЛЕТКИ ВЫПОЛНЯЮТ СВОЙСТВЕННЫЕ ИМ ФУНКЦИИ. ЖЕЛЕЗИСТЫЕ КЛЕТКИ ОБРАЗУЮТ И ВЫДЕЛЯЮТ ВЕЩЕСТВА, МЫШЕЧНЫЕ - СОКРАЩАЮТСЯ, В НЕРВНЫХ КЛЕТКАХ ВОЗНИКАЕТ СЛАБЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СИГНАЛ - НЕРВНЫЙ ИМПУЛЬС, КОТОРЫЙ МОЖЕТ РАСПРОСТРАНЯТЬСЯ ПО КЛЕТОЧНЫМ МЕМБРАНАМ. 3. Гигиена зрения. Нельзя рассматривать текст близко от глаз и долгое время. В таких случаях хрусталик долгое время находится в положении увеличенной плоскости, что связано с напряжением зрения и приводит к развитию близорукости. Нельзя читать писать и делать другую работу при плохом освещении. Нельзя долгое время смотреть на яркий источник света это может привести к сильному раздражению рецепторов глаза. Нельзя читать книгу в транспорте, т.к. из-за постоянных толчков книга вибрирует и изменяется кривизна хрусталиков, нельзя читать и писать лежа. Ухудшение зрения может возникнуть при недостатке в организме витамина А. Выполнять специальные упражнения для глаз. Не трогать руками глаза. Также вредное действие на зрение оказывает курение и другие яды содержащиеся в табаке - это вызывает тяжелое поражение зрительного нерва. Необходимо соблюдать некоторые гигиенические правила: при некоторых видах работ нужно одевать защитные очки , в глаз может попасть соринка, а вместе с ней инфекция, которая может привести к серьезному заболеванию - конъюнктивит при попадании соринки в глаз необходимо промыть глаз и аккуратно удалить соринку. При ушибе необходимо приложить ватку или платок смоченный холодной водой. При тяжелом ранении глаза нельзя самому попытаться удалить инородное тело, а наложить на глаз чистую повязку и обратится в больницу. При работе с химически-опасными веществами необходимо соблюдать особую осторожность, но если щелочь или кислота и др. ядовитые в-ва нужно срочно промыть глаза чистой водой в течение 15-20 мин., а после обратится к врачу. Необходимо проводить профилактические меры по тренировке зрения. 1) нельзя рассматривать текст на близком расстоянии 2) располагать предмет на расстоянии 30-35 сантиметров 3) при письме свет должен падать слева (для меня справа) 4) выполнять специальные упражнения для тренировки зрения 5) нельзя читать в транспорте 6) нельзя читать лежа 7) источники сильного света нужно прикрывать 8) при необходимости употреблять витамин А 9) не курить 10) Беречь глаза от пыли Билет №2 1. Раскрыть влияние на человека различных факторов окружающей среды. И.М.Сеченов: ”организм без внешней среды, поддерживающий ее существование не возможен ...” Природные факторы (температура воздуха, влажность, уровень солнечной радиации, дожди, снегопады, ветер, пожар, землетрясения, наводнения и др.) Любые элементы элементы окружающей среды, способные сказать прямое воздействие на организм - это экологические факторы. Наука, изучающая воздействие окружающей среды на организм человека, называется экологией. Человек может приспосабливаться к неблагоприятным факторам природной среды и создавать средства защиты от них. Это свойство организма человека называется адаптацией (соответствие между организмом и образом жизни) О2 + питательные в-ва Человек внешняя среда продукты распада, избыток в-в, тепло Обмен веществ между организмом и внешне средой, кроме того, человек воздействует на природу, преобразуя ее (добывает газ, нефть, руду, строит электростанции и др.) Биологические факторы. Конституция - строение и физиологические особенности человеческого организма, которые формируются в процессе деятельной эволюции (цвет волос, глаз, форма тела и др.) Социальные факторы. Формирование личности под влиянием окружающих его условий и людей (черты характера) 2. Дать характеристику понятия “орган”, “система органов”. Перечислить системы органов человека и охарактеризовать их функции. Орган -часть тела, имеющая определенную форму, строение, место и выполняющая одну или несколько функций. Органы, совместно выполняющие общие функции, составляют систему органов. Органы бывают внешними: ухо, нос, рука; и внутренними: сердце, печень, почки. Нервная система - обеспечивает согласованную работу клеток, тканей, органов, систем органов и целого организма. При этом организм функционирует как единое целое. Благодаря нервной системе осуществляется связь организмов с внешней средой. Нервная система образована нервной тканью, которая состоит нейронов и мелких клеток-спутников. Дыхательная система служит для газообмена в организме. Кровеносная система служит для доставки крови во все органы организма Пищеварительная система - обеспечивает организм питательными веществами, жирами, белками, углеводами, минеральными солям, витаминами. Опорно-двигательная система выполняет: a) опорную б) двигательную в) защитную функции. Выделительная система выводит продукты обмена веществ. Система органов размножения служит для размножения организма. 3. Гигиена органов слуха. Ослабление или потеря слуха могут быть связанны с нарушением передачи звуковых колебаний к внутреннему уху, с повреждением рецепторов внутреннего уха, с нарушением передачи нервных импульсов по слуховому нерву к слуховой зоне коры больших полушарий. Ослабление слуха может быть вызвано накоплением в наружном слуховом проходе ушной серы. Скапливаясь в наружном звуковом проходе, ушная сера образует пробку и она может препятствовать проникновению звука. Поэтому периодически следует прочищать наружный слуховой проход. При ангине, гриппе и др. заболеваниях микроорганизмы, вызывающие эти заболевания могут попасть из носоглотки в носовую трубу в среднее ухо и вызвать воспаление. При этом теряется подвижность слуховых косточек и нарушается передача звуковых колебаний к внутреннем уху. Если воспалительный процесс распространится на внутреннее ухо, то могут быть повреждены слуховые рецепторы и наступит полная глухота. При болях в ухе нужно срочно обратится к врачу. Нарушение слуха может быть вызвано сильными звуками, например, взрыв при этом взрывная волна ударяет с большой силой в барабанную перепонку и может прорвать ее, в таких случаях рекомендуется открывать рот перед моментом взрыва. Большой вред слуху наносят сильные шумы действующие на ухо изо дня в день, барабанная перепонка колеблется с большим размахом, из-за этого она теряет свою эластичность и у человека притупляется слух. При ослаблении слух следует носить слуховой аппарат. Билет №3 1. Дать характеристику понятия “ткань”. Назвать основные типы тканей человека Ткань - это система клеток и межклеточного в-ва, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям. Виды тканей :а) эпителиальная б) соединительная в) мышечная г) нервная. 2. Назвать возможные нарушения деятельности нервной системы и органов чувств, указать их причины и меры профилактики. Нарушения деятельности нервной системы: 1) Абсцесс мозга - гнойный очаг, возбудителями являются стрептококк, стафилококк Причина: кровью занесен из гнойного очага при отите, рините и т.д. Профилактика: лечение первичных гнойных заболеваний 2) Арахноидит - воспаление мягкой мозговой оболочки Причина: возникает при различных инфекциях, в результате черепно-мозговой травмы, заболеваний придаточных полостей носа Профилактика: своевременное лечение перечисленных заболеваний 3) Атеросклороз - склеротическое заболевание стенок сосудов головного мозга Причина: пожилой возраст, неправильный обмен веществ Профилактика - организация режима труда, отдыха и питания. После 50 лет нужно принимать противосклеротические средства. 4) Инсульт - острое нарушения мозгового кровообращения Причина: атеросклероз, гипертония, нарушение стенок сосудов, повышенное внутрисосудистое давление. Профилактика: лечение вышеперечисленных заболеваний 5) Менингит - воспаление мозговой оболочки Причина: осложнение при любых инфекционных заболеваниях Профилактика: устранение и лечение источника инфекции 6) Миелит - воспаление спинного мозга Причина: вирусные инфекции Профилактика: лечение этих инфекций 7) Невралгии, невриты, радикулиты - воспаление отдельных нервов Причина: переохлаждение при инфекции Профилактика: лечение инфекционных заболеваний, предупреждение простуды 8) Сотрясения головного мозга Причины: возникает при сильных ударах, авариях, падениях Профилактика: нельзя допускать травмы головы Нарушения деятельности органов чувств Нарушение деятельности органов слуха: 1) Евстахеид - воспаление евстахиевой трубы 2) Лабирентит - поражение слухового и вестибулярного анализатора 3) Мастоидит - острое воспаление тканей сосцевидного отростка 4) Неврит конмарный - поражение слухового нерва 5) Отит - воспаление слухового прохода 6) Отосклероз - поражение костной капсулы лабиринта 7) Серная пробка - чрезмерная секреция серных желез, заложенных в стенках наружного слухового прохода Нарушение органов зрения: 1) Дальтонизм - неразличение цветов 2) Дальнозоркость - человек видит плохо вблизи, хорошо вдали 3) Близорукость - хорошо вблизи, плохо вдали 4) Катаракта - помутнение роговицы и зрачка 5) Глаукома - нарушение зрительных рецепторов Нарушение деятельности органов обоняния: 1) Ринит - воспаление воспаление слизистой оболочки носа 2) Гайморит - воспаление слизистой гайморовой полости 3) Синусит - воспаление слизистых полостей носа 4) Полипы носа - отечные, воспалительного характера образования слизистой оболочки носа 3. Охарактеризовать меры оказания при различных видах кровотечения Капиллярное кровотечение.- при оказании помощи нужно обработать рану йодной настойкой и наложить чистую марлевую повязку, которая защищает организм от проникновения микробов и способствует быстрому свертыванию крови Артериальное кровотечение - при артериальном кровотечении необходимо быстро прижать пальцем поврежденный сосуд выше места ранения и приложить жгут. Место, на которое наложили жгут должно быть прикрыто чистым материалом, чтобы не повредить кожу. Затем свободно обвязывают это место куском ткани. Между тканью и конечностью продевают палочку и крутят ее до тех пор, пока кровь перестанет вытекать из раны. тогда палочку прибинтовывают к жгуту, а рану перевязывают. После оказания мед. помощи пострадавшего необходимо срочно отправить в больницу. Если транспортировка длится долго то жгут немного оставляют, чтобы не было омертвения ткани. При отсутствии жгута кровотечение можно остановить максимальным сгибанием конечностей. Венозное кровотечение - для остановки небольшого венозного кровотечения достаточно наложить на рану давящую повязку, которая сжимает стенки пораженного сосуда и не дает крови вытекать из него. После оказания первой мед. помощи необходимо обратится к врачу. При повреждении крупных вен поступают так же, как при артериальных кровотечениях. Внутреннее кровотечение - при внутреннем кровотечении необходимо вызвать врача, пострадавшего уложить или придать ему полусидячее положения и дать полный покой. К предполагаемой области кровотечения нужно положить мешок со льдом, или грелку с холодной водой. Билет № 4 1. Охарактеризовать организм человека как целостную биологическую систему. Показать взаимосвязь различных органов и систем органов. В организме клетки, ткани, органы и системы органов работают как единое целое. Их согласованная работа регулируется двумя способами: а) гуморальным - с помощью химических веществ через жидкие среды организма ( кровь, лимфу, межклеточную жидкость ) б) С помощью нервной системы: 1) Химические вещества способны регулировать самые разнообразные процессы в клетках, тканях, органах и в организме в целом. Многие из этих веществ оказывают значительное физиологическое действие в очень малых концентрациях = биологически активные вещества. Их вырабатывают специальные железы: внешней секреции - имеющие протоки, через которые вещества выделяются в полость тела, органов и на поверхности кожи; ( железы внешней секреции - слезные, потовые, слюнные, желудочные ...) железы внутренней секреции - не имеющие специальных протоков, выделяющие вещества в протекающую через них кровь ( гипофиз, щитовидная железа, надпочечники и др.) Биологически активные вещества называются гормонами, разносятся кровью по всему организму, регулируют процессы обмена веществ, роста и развития. Половые гормоны стимулируют рост и развитие органов размножения. Адреналин (вырабатывается надпочечниками) изменяет функции многих органов: адреналин повышает температуру, уровень глюкозы в крови. Гормоны регулируют функции всего организма: усиливая (возбуждая) или угнетая (тормозя). Таким образом они управляют деятельностью клеток, тканей, органов, систем органов и целым организмом. 2) Нервная регуляция. Головной и спинной мозг связан нервами со всеми органами. между мозгом и всеми органами существуют двухсторонние связи. Головной мозг постоянно получает информацию об изменениях внешней и внутренней среды организма, с помощью нервных импульсах (электрических сигналов) он регулирует работу органов. Организм существует как единое целое благодаря нервной и гуморальной регуляции, которые осуществляют взаимосвязь органов и систем органов. Постоянство внутренней среды и устойчивость всех функций организма достигается саморегуляцией = система включения нервной и гуморальной регуляции при любых отклонениях от нормы. Например, повышение уровня сахара в крови ---- нервные и гуморальные механизмы способствуют его снижению. 2. Опорно-двигательная система: строение, значение, назвать ее возможные нарушения, указать их причины и меры профилактики пищевых отравлений. Скелет и мышцы - опорные структуры и органы движения человека. Они выполняют защитную функцию, ограничивая полости, в которых расположены внутренние органы.(сердце и легкие защищены грудной клеткой и т.д.) |Отделы скелета | Кости из которых состоит | |Черепная коробка | Лицевые кости, кости черепа | | |2-теменные, затылочная, 2-височные, лобная, верхняя и | | |нижняя челюсть, верхняя челюсть, скуловая, носовая кость | |Позвоночник |шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый | |Грудная клетка |12 ребер (10 пар сросшихся, 2 пары несросшиеся), грудина, | | |грудной отдел позвоночника | |Пояс верхних конечн.|2-лопатки, 2- ключицы | |Верхние конечности |Плечо (плечевая кость), Предплечье (лучевая, локтевая | | |кости), кисть (запястье, пястье, фаланги) | |Пояс нижних конечн. |2-массивные кости таза сросшиеся вместе | |Нижние конечности. |Бедро (бедренная кость), голень (большая, малая берцовая | | |кость), стопа (пяточная кость, предплюсна, плюсна, | | |фаланги) | Значение опорно-двигательной системы: 1) Опорная 2) Двигательная 3) Защитная Вывих - сильное смещение костей (неловкое движение и в суставе может быть сильное смещение кости, при вывихе суставная головка выходит из суставной |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |