реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая: Анализ финансового состояния предприятия

Анализ тех или иных показателей экономических явлений, процессов, ситуаций

начинается с использования абсолютных величин (объем производства по

стоимости и в натуральном выражении, объем товарооборота, сумма

производственных затрат и издержек обращения и др.)

В анализе абсолютные величины используются в большей мере в качестве базы для

исчисления средних и относительных величин.

Относительные величины незаменимы при анализе явлений в динамике. К ним

относят коэффициенты, проценты, индексы, которые выявляют аналитическую

характеристику явлений: их частоту или интенсивность, изменение явлений во

времени или пространстве и т.д.

Не менее важное значение имеют в процессе анализа средние величины. Их

«аналитическая сила» состоит в обобщении соответствующей совокупности

типичных, однородных показателей, процессов.

В процессе экономического анализа хозяйственной деятельности постоянно

приходится иметь дело с системой показателей. Их можно подразделить на:

а) стоимостные и натуральные - в зависимости от положенных в основу

измерителей;

б) количественные и качественные – в зависимости от того какая сторона

явлений, операций, процессов измеряется;

в) объемные и удельные – в зависимости от применения взятых показателей или

же их соотношений.

Стоимостные показатели относятся в настоящее время к числу наиболее

распространенных. Использование стоимостных показателей, денежного

производства и товарного обращения, товарно-денежных отношений и действия

закона стоимости в условиях свободного рынка. Одним из важнейших стоимостных

показателей на промышленных предприятиях является показатель реализованной

продукции.

Натуральные показатели используются в плановой и учетно-аналитической

практике всех предприятий. В промышленности они применяются для

количественной характеристики выпускаемой и реализуемой продукции в ее

материально-вещественном содержании. Применение того или иного конкретного

измерителя зависит от физических свойств продукции.

Количественные показатели используются для выражения абсолютных и

относительных величин, характеризующих объем производства и реализации

продукции, его структуру другие стороны работы предприятий. Количественные

показатели могут выражаться как в стоимостном, так и в натуральных

измерителях. Так, количественными показателями являются: объем реализованной

продукции в грн., процент выполнения производственной программы (в

натуральном или денежном выражении); оптовый товарооборот по той или иной

товарной группе в грн.

Качественные показатели используются для оценки выпущенной продукции с точки

зрения ее соответствия установленным требованиям (стандартам, техническим

условиям, образцам) для оценки экономической эффективности трудовых,

материальных и денежных затрат

Величины оптового и розничного товарооборота, оборотных средств, издержек

обращения, прибыли – все это объемные показатели.

Удельные показатели являются вторичными, производными от соответствующих

объемных показателей. Выпуск продукции и количество рабочих – объемные

показатели, а отношение первого ко второму, т.е. выработка продукции на

одного рабочего – удельный показатель.

1.2 Основные направления оценки финансового состояния производственного

предприятия

Результаты аналитического исследования хозяйственной деятельности предприятия

и оценки его финансового состояния используются в управлении производством.

Они должны соответствовать определенным требованиям. Эти требования

накладывают свой отпечаток на само аналитическое исследование и должны

обязательно выполняться при организации, проведении и практическом

использовании результатов анализа.

Важнейшие принципы анализа хозяйственной деятельности предприятия и оценки ее

эффективности:

1) Анализ должен базироваться на государственном подходе при оценке

экономических явлений, процессов, результатов хозяйствования. Иначе говоря,

оценивая определенные проявления экономической жизни, нужно учитывать их

соответствие государственной экономической, социальной, экологической,

международной политике и законодательству.

2) Оценка должна носить научный характер, т.е. базироваться на положениях

диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов

развития производства, использовать достижения НТП и передового опыта.

3) Анализ должен быть комплексным. Комплексность исследования требует

охвата всех звеньев и всех сторон деятельности и всестороннего изучения

причинных зависимостей в экономике предприятия.

4) Одним из требований к анализу является обеспечение системного подхода,

когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая

система, состоящая из ряда элементов, определенным способом связанных между

собой и внешней средой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с

учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и

взаимоподчиненности его отдельных элементов.

5) Анализ хозяйственной деятельности должен быть объективным, конкретным,

точным. Он должен базироваться на достоверной, проверенной информации,

реально отражающей объективную действительность, а выводы его должны

обосновываться точными аналитическими расчетами. Из этого требования вытекает

необходимость постоянного совершенствования организации учета, внутреннего и

внешнего аудита, а также методики анализа с целью повышения точности и

достоверности его расчетов.

6) Анализ хозяйственной деятельности и оценка ее эффективности должны

быть действенными, активно воздействовать на ход производства и его

результаты, своевременно выявляя недостатки, просчеты, упущения в работе и

информируя об этом руководство предприятия. Из этого принципа вытекает

необходимость практического использования материалов анализа и оценки для

управления предприятием, для разработки и уточнения плановых данных. В

противном случае цель анализа не достигается.

7) Анализ должен проводиться по плану, систематически, а не от случая к

случаю. Из этого требования вытекает необходимость планирования аналитической

работы на предприятиях, распределения обязанностей по ее выполнению между

исполнителями и контроля за ее проведением.

8) Оценка должна быть оперативной. Оперативность означает умение быстро и

четко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в

жизнь.

9) Один из принципов анализа – его демократизм. Участие в проведении

анализа широкого круга работников предприятия обеспечивает более полное

выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных

резервов.

10)Анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны

давать многократный эффект. Данными принципами следует руководствоваться при

проведении анализа хозяйственной деятельности на любом уровне.

1.2.1 Виды анализа хозяйственной деятельности

Классификация анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для

правильного понимания его содержания.

В экономической литературе анализ хозяйственной деятельности классифицируется

по разным признакам.

По признаку времени АХД подразделяется на предварительный (перспективный) и

последующий (ретроспективный, исторический).

Предварительный анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он

необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий, а также

для прогнозирования будущего и оценке ожидаемого выполнения плана,

предупреждения нежелательных результатов.

Последующий (ретроспективный) анализ проводится после совершения

хозяйственных актов. Он используется для контроля за выполнением плана,

выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов

деятельности предприятий.

Перспективный и ретроспективный анализы тесно связаны между собой. Без

ретроспективного анализа невозможно сделать перспективный. Анализ результатов

труда за прошлые годы позволяет изучить тенденции, закономерности, выявить

неиспользованные возможности, передовой опыт и т.д., что имеет важное

значение при обосновании уровня экономических показателей на перспективу.

Умение видеть перспективу дает именно ретроспективный анализ. Он является

основой перспективного анализа.

В свою очередь от глубины и качества предварительного анализа на перспективу

зависят результаты ретроспективного анализа. Если плановые показатели

недостаточно обоснованы и реальны, то последующий анализ выполнения плана

вообще теряет смысл и требует предварительной оценки обоснованности плановых

показателей.

Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оперативный и итоговый

(результативный). Оперативный (ситуационный) анализ проводится сразу после

совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки

времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его – оперативно выявлять

недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы. Рыночная экономика

характеризуется динамичностью ситуации как производственной, коммерческой,

финансовой деятельности предприятия, так и его внешней среды. В этих условиях

оперативный (ситуационный) анализ приобретает особое значение.

Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период времени

(месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия

изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий

период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по

использованию имеющихся возможностей.

Итоговый и оперативный анализы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они дают

возможность руководству предприятия не только оперативно ликвидировать

недостатки в процессе производства, но и комплексно обобщать достижения,

результаты производства за соответствующие периоды времени, разрабатывать

мероприятия, направленные на рост эффективности производства.

По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и

межхозяйственный. Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только

исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При

межхозяйственном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более

предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на

основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности

предприятия.

Важное значение имеет классификация анализа хозяйственной деятельности

предприятия по объектам управления. Хозяйственная деятельность (управляемая

система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии,

организации производства, социальных условий труда, природоохранной

деятельности и др. Аспект анализа по желанию управляющего органа может быть

смещен в сторону каких-либо подсистем хозяйственной деятельности.

В связи с этим выделяют:

технико-экономический анализ, которым занимаются технические службы

предприятия (главного инженера, главного технолога и др.). Его содержанием

является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и

установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия;

финансово-экономический анализ (финансовая служба предприятия, финансовые и

кредитные органы) основное внимание уделяет финансовым результатам

деятельности предприятия: выполнение финансового плана, эффективность

использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения

суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и

платежеспособности предприятия;

аудиторский (бухгалтерский) анализ – это экспертная диагностика финансового

«здоровья» предприятия. Проводится аудиторами или аудиторскими фирмами с

целью оценки и прогнозирования финансового состояния и финансовой

устойчивости субъектов хозяйствования.

социально-экономический анализ (экономические службы управления,

социологические лаборатории, статистические органы) изучает взаимосвязь

социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на

экономические результаты хозяйственной деятельности;

экономико-статистический анализ (статистические органы) применяются для

изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления:

предприятие, отрасли, региона;

экономико-экологический анализ (органы охраны окружающей среды) исследуют

взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с

сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию;

маркетинговый анализ (служба маркетинга предприятия или объединения)

применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков

сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и

предложения, формирования ценовой политики и т.д.

По методике изучения объектов анализ хозяйственной деятельности может быть

сравниваемым, диагностическим, факторным, маржинальным, экономико-

математическим, экономико-статистическим, функционально-стоимостным и т.д.

При сравнительном анализе обычно ограничиваются сравнением отчетных

показателей о результатах хозяйственной деятельности с показателями плана

текущего, данными прошлых лет, передовых предприятий.

Факторный анализ направлен на выявление величины влияния факторов на прирост

и уровень результативных показателей.

Диагностический (экспресс-анализ) представляет собой способ установления

характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе

типичных признаков, характерных только для данного нарушения. К примеру, если

темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то

это свидетельствует о росте остатков незавершенного производства. Если темпы

роста валовой продукции выше темпов роста производительности труда, то это

признак невыполнения плана мероприятий по механизации и автоматизации

производства, улучшению организации труда и на этой основе сокращение

численности работающих. Знание признака позволяет быстро и довольно точно

установить характер нарушений не производя непосредственных измерений, т.е.

без действий, которые требуют дополнительного времени и средств.

Маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эффективности

управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной

взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деление затрат на

постоянные и переменные.

С помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный

вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения

эффективности производства за счет более полного использования имеющихся

ресурсов.

Стохастический анализ (дисперсионный, корреляционный, компонентный и др.)

используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми

явлениями и процессами хозяйственной деятельности предприятий.

Функционально-стоимостной анализ (ФСА) представляет собой метод выявления

резервов. Он базируется на функциях, которые выполняет объект и сориентирован

на оптимальные методы их реализации на всех стадиях жизненного цикла изделия

(научно-исследовательские работы, конструирование, производство, эксплуатация

и утилизация). Его основное назначение в том, чтобы выявить и предупредить

лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения

конструкции изделия, замены материалов и т.д.

По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний внешний анализ.

Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд

оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной,

коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний анализ проводится на

основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного

управления, банками, финансовыми органами, инвесторами.

По охвату изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При

сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов,

а при выборочном – по результатам обследования только части объектов.

По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим. При

комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при

тематическом – только отдельные ее стороны, представляющие в определенный

момент наибольший интерес. Например, вопросы использования материальных

ресурсов, производственной мощности предприятия, снижения себестоимости

продукции и пр.

Каждая из названных форм анализа хозяйственной деятельности своеобразна по

содержанию, организации и методике его проведения.

Итак, анализ хозяйственной деятельности является важным элементом в системе

управления производством, действительным средством выявления

внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и

управленческих решений.

Роль анализа как средства управления производством с каждым годом возрастает.

Это обусловлено разными обстоятельствами. Во-первых, необходимостью

неуклонного повышения эффективности производства в связи с ростом дефицита и

стоимости сырья, повышением науко- и капиталоемкости производства. Во-вторых,

отходом от командно-административной системы управления и постепенным

переходом к рыночным отношениям. В-третьих, созданием новых форм

хозяйствования в связи с разгосударствлением экономики, приватизации

предприятий и прочими мероприятиями экономической реформы.

В этих условиях руководитель предприятия не может рассчитывать только на свою

интуицию и примерные «прикидки в уме». Управленческие решения и действия

сегодня должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всесторонним

экономическом анализе. Они должны быть научно обоснованными, мотивированными,

оптимальными. Ни одно организационное, техническое и технологическое

мероприятие не должно осуществляться до тех пор пока не обоснована его

экономическая целесообразность. Недооценка роли анализа эффективности

хозяйственной деятельности и ее оценки, ошибки в планах и управленческих

действиях в современных условиях приносят чувствительные потери. И, наоборот,

те предприятия, на которых серьезно относятся к анализу хозяйственной

деятельности, имеют хорошие результаты, высокую экономическую эффективность.

1.2.2 Оценка эффективности хозяйственной деятельности

Эффективность деятельности предприятия может исследоваться с самых различных

сторон: с точки зрения формирования затрат, планирования объема производства,

прибыли, реализации инвестиционных проектов и др. Однако, анализ поведения

затрат, методов их распределения, составление и контроль выполнения смет,

калькулирование себестоимости изделий и продукта, определение порога

рентабельности производства и реализации продукции – все эти вопросы являются

лишь необходимым начальным этапом оценки общей эффективности деятельности

предприятия, функционирующего как единое целое.

Оценка общей эффективности хозяйственной деятельности предприятия является

прерогативой высшего звена управленческих структур предприятия. Эффективность

или неэффективность частных управленческих решений, связанных с определением

цены продукта, размера партии закупок сырья или поставок продукции, замена

оборудования или технологии и другие решения должны пройти оценку с точки

зрения общего успеха фирмы, характера ее экономического роста и роста общей

эффективности.

Основными задачами оценки эффективности являются:

· оценка хозяйственной ситуации;

· выявление факторов и причин достигнутого состояния;

· подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений;

· выявление и мобилизация резервов повышения эффективности

хозяйственной деятельности.

Результаты оценки эффективности способствуют росту информированности

администрации предприятия и других пользователей экономической информации –

субъектов оценки – о состоянии интересующих их объектов. Цели субъектов

оценки могут быть самыми различными, но все они сходятся в главном – это

получение небольшого числа ключевых параметров, позволяющих дать точную

оценку как текущего состояния объекта, так и ожидаемых перспектив его

развития.

Субъектами оценки эффективности выступают внешние и внутренние пользователи

информации, как непосредственно так и косвенно заинтересованные в

деятельности предприятия. К первым относятся собственники средств

предприятия. Заимодавцы (банки и прочие), поставщики, клиенты (покупатели),

налоговые органы, персонал и руководство предприятия. Каждый субъект оценки

изучает информацию со своих позиций, исходя из своих интересов. Так,

собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли

собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов

администрацией предприятия; кредиторам – целесообразность продления кредита,

условия кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственникам,

кредиторам и поставщикам – выгодность помещения в предприятия своих капиталов

и т.д. Следует отметить, что только руководство (администрация) предприятия

может углубить анализ отчетности, используя данные хозучета в рамках

управленческого анализа, проводимого для целей управления.

Вторая группа пользователей информации – это субъекты оценки, которые хотя

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.