Организация учётной политики предприятия
2.1. Формирование учётной политики предприятия
Формирование рыночной экономики, наличие разных форм собственности,
расширение международных экономических связей украинских предпринимателей
является основой для внедрения в организацию бухгалтерского учёта учётной
политики, которую предприятие определяет самостоятельно.
Учётная политика – это совокупность принципов, методов и процедур,
которые используются предприятием для составления и подачи финансовой
отчётности, т.е. это выбор самим предприятием определённых и конкретных
методик, формы и техники ведения бухгалтерского учёта, выходя с действующих
нормативных актов и особенностей деятельности предприятия.
Существование разных видов учёта вызвано максимально удовлетворить интересы
разных групп пользователей учётной информации, что, в свою очередь,
определяет особенности учётной политики (см. рис. 2.1). Кроме того,
существенным фактором выделяются не только интересы пользователей отчётности,
но и тех, кто её составлял.
Пользователи учётной информации
Виды учёта
Учётная политика
Собственники
Инвесторы
Государство
Контрагенты
Разрабатывается в рамках соблюдения законодательно установленных принципов ведения бухгалтерского учёта
Разрабатывается на базе принципов бухгалтерского учёта в пределах минимальных альтернатив, которые допускаются налоговым законодательством
Недостаток. Наличие жёсткого налогового законодательства, которое не допускает альтернатив
Широкий спектр альтернатив. Разрабатывается с учётом бухгалтерских принципов
Полная свобода выбора даже до разработки своих принципов и методов учёта
Менеджеры
Рис. 2.1. Экономические интересы пользователей информации и учётная политика
Ответственность за организацию бухгалтерского учёта на предприятиях и
обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйских операций в
первичных документах, регистрах и отчётности в течение установленного срока
несёт собственник или уполномоченный им орган (должностное лицо), который
осуществляет руководство предприятием. Соблюдение законодательства при
выполнении хозяйских операций несут их собственники.
Формирование учётной политики предприятия осуществляется главным бухгалтером
и утверждается приказом или распоряжением руководителя.
Учётная политика, как составная часть финансовой отчётности должна
разрабатываться каждым предприятием, которое зарегистрировано в установленном
законодательством порядке. Основная цель учётной политики – обеспечить
получение достоверной информации про имущественное и финансовое состояние
предприятия, результаты его деятельности, необходимые для всех пользователей
финансовой отчётности с целью принятия соответствующих решений.
Предприятие самостоятельно определяет свою учётную политику и выбирает форму
ведения бухгалтерского учёта с соблюдением принципов, установленных
законодательством.
Степень свободы предприятия в формировании учётной политики, ограниченная
государственною регламентацией бухгалтерского учёта, которая предоставлена
перечнем методик и учётных процедур, среди которых однако допускаются
альтернативные варианты. Она определяется возможностью выбора конкретных
способов оценки, калькуляции, перечня бухгалтерских счетов и т.п. Поэтому,
учётная политика предприятия – это не просто совокупность способов ведения
учёта, избранных соответственно к условиям хозяйствования, но и выбор методики
учёта, которая даёт возможность использовать разные варианты отображения фактов
хозяйской жизни в учёте (зависимо от поставленных целей). Другими словами,
учётную политику в широком понимании можно определить как управление учётом, а
в узком – как совокупность способов ведения учёта (выбор предприятием
конкретных методик ведения учёта).
На выбор учётной политики предприятия влияют следующие факторы (рис. 2.2).
Факторы, которые определяют учётную политику предприятия
Объём деятельности, среднесписочная численность работников и т.п.
Система материальной заинтересованности работников в эффективности работы предприятия и материальной ответственности за выполнение своих обязанностей
Уровень квалификации бухгалтерских кадров, экономической решительности, инициативности и предприимчивости руководителя
по тем направлениям, которые необходимы для его эффективной деятельности
Система информационного обеспечения предприятия
обеспечение компьютерной техникой и другими средствами оргтехники, программно-методическое обеспечение и т.п.
Наличие материальной базы
цели и задачи экономического развития организации на долгосрочной перспективе, ожидаемые направления инвестиций, тактические подходы к решению перспективных задач
Стратегия финансово-хозяйского развития
возможность самостоятельного принятия решений по вопросам ценообразования, выбора партнёров
Степень свободы действий в условиях перехода к рынку
освобождение от разных налогов, ставки налогов, льготы с налогообложения
промышленность, строительство, торговля, транспорт, и т.п.
Система налогообложения
Область или вид деятельности
ООО, ОАО, ЗАО, производственный кооператив и т.п.
Форма собственности и организационно-правовая форма
Рис. 2.2. Факторы, влияющие на выбор учётной политики предприятия
Учётную политику предприятия обязаны знать:
руководитель предприятия,
который несёт ответственность за её формирование;
бухгалтер предприятия,
при участии которого можно грамотно и всесторонне обосновывать содержание
учётной политики;
аудитор, поскольку
учётная политика является одним из объектов исследования, с изучения которых
начинается процесс аудиторской проверки;
налоговый инспектор, ведь
от большинства принципов учётной политики зависит порядок формирования того или
иного объекта налогообложения.
При ведении бухгалтерского учёта необходимо обеспечить:
неизменность на
протяжении текущего года принятой методологии отображения отдельных
хозяйственных операций и оценки имущества. Замена методологии на следующий год
должна предусматриваться в примечаниях к годовой финансовой отчётности;
полноту отображения в
учёте за отчётный период (месяц, квартал, год) всех хозяйственных операций,
которые были проведены за это время, и результатов инвентаризации имущества и
обязательств;
правильность соотношения
доходов и расходов к соответствующим отчётным периодам, независимо от времени
поступления доходов и оплаты затрат, если остальное не установлено действующим
законодательством;
разграничение в учёте
поточных расходов на производство и капитальные инвестиции;
тождественность данных
аналитического отчёта оборотам и остаткам синтетичного учёта на первое число
каждого месяца.
Учётная политика предприятия отображается в Приказе об учётной политике.
Приказ об учётной политике включает перечень всех пунктов принятый на
отчётный год учётной политики. Желательно за каждым пунктом в приказе
приводить его нормативное обоснование (указывать, на основании какого
нормативного документа принято то или иное положение об учётной политике).
В широком понимании учётная политика предприятия оформляется системой
внутренней документации при разных участках учётной работы, её содержание
часто раскрывается и в учрежденческих документах предприятия.
Составною частью организации учёта на предприятии является перечень
документов, которые используются для первичного отображения хозяйственных
операций, а также перечень учётных регистров, необходимых для накопления и
систематизации информации. Перечень документов должен быть утверждён в
приказе или распоряжении руководителя предприятия об учётной политике и может
включать:
рабочий план счетов
бухгалтерского учёта, который включает синтетические и аналитические счета,
необходимые для ведения бухгалтерского учёта в соответствии с требованиями
своевременности и полноты учёта и отчётности;
формы первичных учётных
документов, которые применяются для оформления фактов хозяйственной
деятельности, за которыми не предусмотрены типовые формы первичных учётных
документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчётности;
порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
методы оценки активов и обязательств;
правила документооборота и технология обработки учётной информации;
порядок контроля над хозяйственными операциями;
другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учёта.
Последовательное проведение предприятием принятой учётной политики является
одной из наиважнейших задач бухгалтерского учёта.
При формировании учётной политике предусматривается имущественная
обособленность и беспрерывность деятельности предприятия, последовательность
применения учётной политики, а также временная определённость фактов
хозяйственной деятельности. Учётная политика должна отвечать требованиям
полноты, расчётливости, преобладания содержания над формой,
последовательности, беспрерывности, периодичности и другим требованиям,
предусмотренных Законом Украины «О бухгалтерском учёте и финансовой
отчётности в Украине».
Учётная политика может складываться из двух уровней (рис. 2.3).
- рабочий план счетов бухгалтерского учёта
- формы первичных учётных документов
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств
- методы оценки активов и обязательств
- правила документооборота и технология обработки учётной информации
- порядок контроля над хозяйственными операциями
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учёта
- признание страною международных бухгалтерских стандартов и внедрение их в национальную систему учёта
- разрешение вопросов относительно уровня регламентации учёта
- разработка национального плана счетов или его отсутствие
- разработка и утверждение форм отчётности
- методологическое и организационное руководство системой учёта в стране
- содействие подготовке кадров и развитие научных исследований в области учёта
- программа книгоиздания, обеспечение методической литературою бухгалтеров-практикантов
- вопросы оплаты труда, социального обеспечения и т.п.
1-ый уровень 2-ой уровень
Рис. 2.3. Уровни учётной политики
Учётная политика является совокупностью конкретных элементов организации
бухгалтерского учёта, которые определяются предприятием на основании
общепринятых правил.
Элементы учётной политики представлены на рис. 2.4.
Предусматривает использование таких элементов, как:
- план счетов бухгалтерского учёта;
- формы бухгалтерского учёта;
-документооборот;
- организация внутреннего контроля;
- порядок составления регистров учёта и форм отчётности;
- проведение инвентаризации имущества и обязательств;
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.