|
Лекция: Теория бухучета02). Счет 01 – счет 02 = остаточная стоимость (³0); 2) «Нематериальные активы» (стр. 110), где также показывается остаточная стоимость нематериальных активов, которая получается как разница между первоначальной стоимостью нематериальных активов и суммой накопленной амортизации: Счет 04 – счет 05 = остаточная стоимость НМА (³0); 3) «Собственные акции, выкупленные у акционеров» (счет 81, Активный объект учета), показывается в пассиве баланса в круглых скобках, при подсчете итога раздела III вычитается. 4) «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», где должна быть показана прибыль (или убыток) прошлых лет, учтенная на счете 84 и прибыль (или убыток) отчетного года, учтенная на счете 99; если у организации получается финансовый результат – убыток, то он показывается в строке 470 в круглых скобках, при подсчете итога раздела III также вычитается.
3. Изменения в балансе под влиянием хозяйственных
|
Содержание хозяйственной операции | Актив | Пассив | Тип изменения | ||
+ | – | + | – | ||
1. Выдана заработная плата работникам предприятия | 50 | 70 | А-П- (IV) | ||
2. Перечислены налоги бюджету | 51 | 68 | А-П- (IV) | ||
3. Отпущены материалы в основное производство | 20 | 10 | А+А- (I) | ||
4. Погашен краткосрочный займ | 51 | 66 | А-П- (IV) | ||
5. Сформирован уставный капитал открытием расчетного счета | 51 | 75 | А+А- (I) | ||
6. За счет прибыли начислена премия работникам | 70 | 84 | П+П- (II) | ||
7. Приобретены акции на бирже | 58 | 51 | А+А- (I) | ||
8. Перечислена задолженность пенсионному фонду | 51 | 69 | А-П- (IV) | ||
9. Начислена амортизация по основным средствам | 20 | 02 | А+П+ (III) | ||
10. Обнаружен излишек в кассе | 50 | 91 | А+П+ (III) | ||
11. Обнаружена недостача материальных ценностей на складе (списана на убытки) | 10 | 91 | А-П- (IV) | ||
12. Начислены отпускные работникам предприятия | 20 | 70 | А+П+ (III) |
1. Счета бухгалтерского учета, их строение. Счета активные, пассивные и
активно-пассивные.
2. Двойная запись операций на счетах. Ее сущность. Проводки простые и
сложные.
3. Счета синтетического и аналитического учета, их назначение и
взаимосвязь.
4. Оборотные ведомости по счетам синтетического и аналитического учета.
5. План счетов бухгалтерского учета.
активные, пассивные и активно-пассивные
Счета бухгалтерского учета представляют собой средства контроля и текущего
отражения хозяйственных средств и их источников. Счета открываются на
основании статей баланса: на основании статей актива – активные, на основании
статей пассива – пассивные.
Схематически счет представляет
собой двухстороннюю Т-образную таблицу. Левая часть счета называется «дебет»
(«он должен»), правая часть счета называется «кредит» («он имеет»).
Каждый счет имеет свой номер и название. Запись на счетах начинается с выноса
остатка на начало месяца – сальдо.
Открыть счет – это значит вынести начальное сальдо.
У активных счетов сальдо записывается по дебету, у пассивных – по кредиту!
В течение месяца на счетах отражается движение средств и источников, так как в
бухгалтерском учете отчетным периодом является календарный месяц, за который
подсчитываются итоги, то есть выводится сальдо конечное.
У активных счетов по дебету отражается увеличение, а по кредиту –
уменьшение объекта учета. У пассивных – наоборот: по дебету –
уменьшение объекта учета, по кредиту – увеличение!
В конце месяца по каждому счету подсчитываются итоги. Итог движения средств или
источников за месяц называется оборотом. В конце месяца после
подсчета оборотов по дебету и кредиту подсчитывается сальдо конечное. Которое
записывается в дебет и кредит счета (в зависимости от типа счета).
У активных счетов:
Ск = Сн по дебету + оборот по дебету – оборот по кредиту (записывается в
дебет счета)
У пассивных счетов:
Ск = Сн по кредиту + оборот по кредиту – оборот по дебету
Пример отражения на счетах хозяйственных операций. Составить
бухгалтерские проводки и отразить на счетах 50 «Касса», 70 «Расчеты с
персоналом по оплате труда», 51 «Расчетный счет» следующие хозяйственные
операции, зная, что Сн по счету 50 = 3.000, по счету 70 = 15.000, по счету 51 =
100.000.
1. В кассу поступили средства с расчетного для выдачи заработной платы в
размере 15.000 р.
Д50 К51 – 15.000
+А «Касса» (Д50)
–А «Расчетный счет» (К51)
2. Из кассы выдана заработная плата работникам предприятия 14.000 р.
Д70 К50 – 14.000
–А «Касса» (К50)
–П «Расчеты с персоналом по оплате труда» (Д70)
3. Сдана на расчетный счет сверхлимитная сумма из кассы 1.000 р.
Д51 К50 – 1.000
+А «Расчетный счет» (Д51)
–А «Касса» (К50)
|
|
|
Счета, у которых сальдо может быть как дебетовым, так и кредитовым называются
активно-пассивными. Если сальдо у счета и по дебету, и по кредиту – оно
называется развернутым. Итоговое сальдо называется свернутым.
В балансе по активно-пассивным
счетам сальдо показывают развернутым, то есть дебетовое в активе баланса,
кредитовое – в пассиве.
Например:
1. Начислена арендная плата арендодателю
Д20К76 10.000
2. Начислена арендная плата арендатора
Д76К91 20.000
3. Получена арендная плата от арендатора
Д51К76 30.000
4. Перечислена арендная плата арендодателю
Д76К51 15.000
В общем, структура активно-пассивного счета выглядит следующим образом:
Каждая хозяйственная операция отражается на счетах дважды в дебете одного и
кредите другого счета в одинаковой сумме. Указанные наименования и номер
дебетуемого и кредитуемого счета называются бухгалтерской проводкой
.
Проводки, в которых один счет дебетуется, а другой кредитуется называются
простыми (например, Д50 К51).
Сложными называются проводки, в которых один счет дебетуется, а два или
несколько кредитуются или наоборот (например, получены материалы от поставщиков
по договорной цене 300.000 р, в т.ч. 18% НДС).
Д10 «Материалы» – 254.237
Д19 «НДС по приобретенным ценностям»– 45.763
К60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 300.000
или в другой форме записи
Д10К60 254237
Д19К60 45763
Любую сложную проводку можно выразить несколькими простыми.
Счета, открытые на основании статей баланса называются синтетическими.
Они показывают состояние хозяйственных средств, расчетов в обобщенном виде. Это
те счета, которые перечислены в плане счетов.
Более детальную характеристику счета можно отразить с помощью аналитических
счетов. Аналитические счета открываются на основании синтетических счетов.
Например, к синтетическому счету 10 «Материалы» могут быть открыты
аналитические счета: «Ткани шерстяные», «Ткани полушерстяные», «Красные»,
«Черные», «Доски», «Топливо» и т.д.
Основной особенностью аналитических счетов является:
1. Сальдо на начало всех аналитических счетов равно сальдо на начало
синтетического счета, к которому они открыты.
2. Сумма оборотов по дебету всех аналитических счетов равна обороту по дебету
синтетического счета, соответственно и кредит счетов.
3. Сальдо на конец всех аналитических счетов равно сальдо на начало
синтетического счета, к которому они открыты.
Счета аналитического учета, на которых ведется учет только в денежном
измерении выглядят также, как и синтетические счета. Их показатели имеют
только денежное выражение.
Аналитические счета, на которых ведется учет и в натуральном, и в денежном
измерении отражают движение средств и в денежном выражении, и в
количественном (натуральном).
Перед составлением бухгалтерского баланса в конце каждого месяца на основании
данных по счетам составляется оборотная ведомость. Она представляет
собой таблицу, в которой показываются номера и наименования счетов, остаток на
начало по дебету и кредиту и остаток на конец по дебету и кредиту. Условием
правильности выполненной работы является наличие трех пар равенств итога:
1. Остатки на начало по дебету и кредиту равны между собой.
2. Обороты дебетовые и кредитовые между собой равны (т.к. существует принцип
двойной записи).
3. Остатки на конец между собой равны.
Оборотная ведомость по аналитическим счетам представляет расшифровку
синтетических счетов. Их на предприятии будет составлено столько, ко скольким
синтетическим счетам они открыты.
Оборотные ведомости по аналитическим счетам, на которых ведется учет и в
натуральном, и в денежном измерении составляются с указанием количества и
суммы.
Основанием для заполнения ведомостей по аналитическим счетам являются
аналитические счета. Итог аналитической оборотной ведомости равен строке
данного счета в оборотной ведомости по синтетическим счетам.
План счетов бухгалтерского учета – это перечень счетов, отражающих
группировку необходимой информации о хозяйственной деятельности предприятия,
которая служит для управления, контроля, обобщения и анализа.
В основу группировки счетов положены экономические особенности учитываемых
объектов, характер их участия в кругообороте средств, а также особенности
хозяйственных процессов.
Порядок учета доходов и расходов организации определен в ПБУ 9 и ПБУ 10.
Доход – это увеличение экономических выгод (экономическая выгода –
это получение дохода).
Расход – это уменьшение экономических выгод.
Все то, что поступает на предприятие (имущество и обязательства) и выбывает с
предприятия можно квалифицировать как доходы и расходы организации или не
доходы и не расходы.
Д(сч) –(90)
Р(91 99) = Финансовый(
прибыль или) результат(убыток)
(к концу года 99 à 84)
Все доходы и расходы можно поделить на 2 группы:
1. Доходы и расходы от обычных видов деятельности (сч. 90)
2. Прочие доходы и расходы
– операционные (сч. 91)
– внереализационные (сч. 91)
– чрезвычайные (сч. 99)
Операционные: аренда, лизинговые соглашения, участие в уставном капитале
других организаций и проч.
Внереализационные: штрафы, пени, неустойки, курсовые разницы,
безвозмездно полученные ценности и проч.
Чрезвычайные: доходы и расходы, полученные в результате стихийных
бедствий, пожаров и наводнений и национализации, в т.ч. страховое
вознаграждение.
1. Сущность и значение документов.
2. Классификация документов.
3. Требования, предъявляемые в документах.
4. Документооборот.
5. Инвентаризация, ее виды и значение.
Порядок составления документов определен Федеральным Законом «О бухгалтерском
учете» в ст.9 и «Положением о документах и документообороте в бухгалтерском
учете», утвержденным приказом Минфина СССР №105 от 29 июля 1983г.
Документы – это письменное распоряжение на совершение
хозяйственной операции или письменное подтверждение факта осуществления
операции.
Документы являются источником учетной экономической информации, используемой
в управлении, контроле и анализе хозяйственной деятельности, обеспечивают
сохранность собственности, имеют правовое и юридическое значение, являются
письменными доказательствами при спорах.
Разрабатывают формы первичных учетных документов Госкомстат, Госстрой,
Минтруда и ЦБ РФ.
Показатели и значения в унифицированных формах в организации не должны
меняться, они могут дополняться по необходимости.
Кассовые и банковские документы изменению не подлежат.
Документы классифицируются:
ПО НАЗНАЧЕНИЮ:
1. оправдательные (накладная, счет, кассовый ордер);
2. бухгалтерского оформления (бухгалтерская справка, расчеты);
3. распорядительные (платежные поручения, кассовый ордер, приказ о приеме на
работу и зачисление в штат)
4. комбинированные (расчетно-платежные ведомости).
ПО ОБЪЕМУ СОДЕРЖАНИЯ:
1. первичные (кассовый ордер, требование, накладная, чек)
2. сводные (авансовый отчет, расчетно-платежная ведомость).
ПО СПОСОБУ СОСТАВЛЕНИЯ:
1. разовые (требования, накладные);
2. накопительные (лицевой счет, лимитно-заборная карта).
ПО МЕСТУ СОСТАВЛЕНИЯ:
1. внутренние (накладные-требования);
2. внешние (платежные требования или поручения, выписка банка).
К бухгалтерским документам предъявляются следующие требования:
– они должны быть составлены своевременно, то есть в момент совершения
операции или сразу после ее окончания;
– документ должен быть достоверным, а также составлен четко и иметь ясное
содержание.
К составлению документов предъявляются следующие требования:
1. документы должны быть составлены на специальных бланках;
2. документы должны строго соблюдать установленные формы и реквизиты;
3. в документе должен быть четко и разборчиво написан текст и цифры;
НОВОСТИ |
ВХОД |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |