Сочинение: Анализ производства и реализации продукции
Анализ конкурентов показывает, что 32 % рынка по колбасным сырам занимают
сыродельные заводы различных регионов России, по причине низкой отпускной
цены на готовую продукцию.
Низкая цена колбасных сыров у конкурентов складывается :
- в летний период за счет изготовления собственного сырья для
плавленых сыров по летним сниженным на 10 - 15 % ценам на молоко;
- в осенне-зимний период за счет закладки на хранение дешевого
собственного летнего сырья (сыра жирного, сыра нежирного, масла, сухого
молока).
При наличии финансовой возможности у предприятия осуществлять закладку
дешевого летнего сырья, осенне-зимние цены на колбасные сыры приблизятся к
ценам конкурентов, но более высокое качество готовой продукции позволит
увеличить продажу колбасных сыров.
По плавленым ломтевым, пастообразным сырам картина на рынке складывается
следующим образом: главными поставщиками таких сыров являются зарубежные
фирмы за счет широкого ассортимента и высокого качества готовой продукции, а
также качества и дизайна упаковки и маркировки.
Основными поставщиками сыров, масла, сухого молока в летний период по
сниженным сезонным ценам являются молочные заводы Калужской области
(Бетлицкий, Барятинский, Кировский, Мосальский, Козельский, Юхновский и др.),
работающие на местном сырье. В осенне-зимний период, из-за резкого снижения
надоев молока, предприятие вынуждено искать поставщиков и закупать сырье по
более высоким ценам в других регионах России и СНГ или на предприятиях,
заготовивших сырье впрок. Сырьевая база очень не стабильна и носит сезонный
характер. Единственным источником стабилизации цен на сырье является летняя
закупка сырья, закладка на хранение с последующей его переработкой.
2.2. Анализ динамики выпуска и реализации продукции
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета
базисных и цепных темпов роста и прироста.
Таблица 2
Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах
Годы
Объем производства продукции, млн, руб
Темпы роста, %
Объем реализации, млн. руб.
Темпы роста, %
базисные
цепные
базисные
цепные
1
2
3
4
5
6
7
1998
85000
100
100
83000
100
100
1999
88000
103,5
103,5
85000
102,4
102,4
2000
95000
111,7
108
97000
116,8
114,1
Из таблицы видно, что за три года объем производства вырос на 11,7 %, а объем
реализации продукции увеличился на 16,8%. То, что за 2000 год темп
производства продукции ниже темпа реализации, говорит о том, что
нереализованная продукция на складах предприятия и неоплаченная покупателями
в 1999 году реализована в 2000 году полностью.
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно
рассчитать по среднегеометрической:
Тр = n-1ÖТ1 * Т2 * .. * Тn , Тпр = Тр – 100%;
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска продукции:
Твып.п = ÖТ1 * Т2 * Т3 = Ö1,0 * 1,035 * 1,08 = Ö1,1178 =
1,0572 = 105,72 %
Тпр = 105,72 – 100 = 5,72 %
Среднегодовой темп роста (прироста) реализации продукции:
Трп =Ö1,0 * 1,024 * 1,141 = Ö1,1683 = 1,0809 = 108,09
Тпр = 108,09 – 100 = 8,09 %
График 1. Динамика производства и реализации продукции
за период с 1998 по 2000 год
Также стоит рассмотреть изменение отдельных видов продукции по годам.
Таблица 3
Объем продаж по видам продукции за 1998 – 2000 гг.
Сыры
Реализовано в 1998 г, млн. руб.
Реализовано в 1999 г.
млн. руб.
Реализовано в 2000 г, млн. руб.
млн. руб.
%
млн. руб.
%
млн. руб.
%
1
2
3
4
5
6
7
Колбасный
45 000
54,22
43 000
50,59
47 000
48,45
Брикетный
21 000
25,30
28 000
32,94
32 000
32,99
Пастообразный
17 000
20,48
14 000
16,47
18 000
18,56
Итого:
83 000
100
85 000
97 000
100
На следующих графиках наглядно изображено процентное изменение производства
отдельных видов продукции предприятия ОАО «Сыры Калужские».
КС – колбасный сыр
БС – брикетный сыр
ПС – пастообразный сыр
График 2. Процентное отношение производства отдельных видов продукции к
общему объему за 1998, 1999, 2000 гг.
Очевидно, что общий объем продаж выпускаемой продукции в денежном выражении в
1998 году составлял 83000 млн. рублей, в 1999 году – 85000млн. рублей, 2000
году – 97000 млн. рублей. То есть объем выпуска продукции увеличился.
Увеличение объема выпуска сказалось и на структуре выпускаемой продукции.
Наибольший удельный вес в 1998 году в общем объеме производства занимал
колбасный сыр (54,2 %), в 1999, 2000 годах удельный вес уменьшился и на 2000
год составлял 48,9 %. В то же время увеличился удельный вес брикетных сыров в
общем объеме продукции. Если в 1998 году он составлял 25,3 %, то в 2000 году
– 32,9 %.
Далее можно проанализировать и дать оценку выполнению плана по производству и
реализации продукции за отчетный период, 2000 год.
Таблица 4
Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием ОАО
«Сыры Калужские» за 2000 год
Изделие
Объем производства продукции,
Млн. руб
Реализация продукции, млн. руб
План
Факт
+, -
% к плану
план
факт
+, -
% к плану
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Колбасный
40 000
44 000
+ 4 000
+ 10
39 500
47 000
+ 7 500
+ 18,9
Брикетный
30 500
32 500
+ 2 000
+ 6,5
30 500
32 000
+ 1 500
+ 6,5
Пастообразный
19 000
18 500
- 5 000
- 2,63
19 000
18 000
- 1 000
- 5,2
Итого:
89 500
95 000
+ 5 500
+ 13,9
89 000
97 000
+ 8 000
+20,2
Из таблицы видно, что фактический выпуск сыра в отчетном году по сравнению с
планом увеличился на 5500 млн. рублей, это составило 13,9 %, а реализации на
8000 млн. рублей, 20,2 %.
Если анализировать по сортам сыра, то фактический выпуск колбасного сыра в
отчетном году по сравнению с планом увеличился на 4000 млн. руб. (что
составило 10 %), а реализация на 7500 млн. руб. (18,9 %); брикетного – выпуск
на 2000 млн. руб. (6,5 %), реализация - также на 1500 млн. руб. (6,5 %);
выпуск пастообразных сыров по сравнению с планом уменьшился на 5000 млн. руб.
(2, 6%), реализация также уменьшилась – на 1000 млн. руб. (5,2 %).
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных
обязательств. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается
уменьшением выручки, прибыли, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того,
в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что
повлечет за собой спад производства.
Таблица 5
Анализ выполнения договорных обязательств
по отгрузке продукции за январь, млн. руб.
Изделие
Потребитель
План поставки по договору
Фактически отгружено
Недопоставка продукции
Зачетный объем в пределах плана
1
2
3
4
5
6
Колбасный
1
600
600
-
600
2
200
250
-
200
3
700
830
-
700
4
450
300
- 150
300
5
800
850
-
800
6
400
400
-
400
7
1 100
1 000
- 100
1 000
8
650
690
-
650
9
700
700
-
700
10
300
480
-
300
Брикетный
1
200
300
-
200
2
450
400
- 50
400
3
120
100
- 20
100
4
350
450
-
350
5
560
1050
-
560
6
620
700
-
620
Пастообразный
1
250
300
-
250
2
100
100
-
100
3
50
100
-
50
4
320
300
- 20
300
5
200
150
- 50
150
6
150
150
-
150
Итого:
9 270
10 200
- 390
8 780
Процент выполнения договорных обязательств равен:
Кд.п = (9270 –390) / 9270 = 0,95 или 95 %.
Из таблицы видно, что за отчетный месяц по договорам недопоставлено на сумму
390 млн. рублей, или на 5%. Если проводить анализ по видам сыров, что по
колбасному сыру недопоставка составила 250 млн. рублей, по брикетному сыру –
70 млн. рублей, и по пастообразному также 70 млн. рублей.
Далее нужно проанализировать выполнение договорных обязательств за год.
Таблица 6
Анализ выполнения договорных обязательств за 2000 год, млн. руб.
Месяц
План поставки продукции
Недопоставка продукции
Выполнение, %
За месяц
С начала года
за месяц
с начала года
За месяц
С начала года
1
2
3
4
5
6
7
Январь
9 270
9 270
- 390
- 390
95,8
95,8
Февраль
8 900
18 170
- 200
- 590
97,7
96,7
Март
8 400
26 570
- 350
- 940
95,8
96,4
Апрель
7 300
33 870
- 150
- 1 090
97,9
96,7
Май
6 800
40 670
- 400
- 1 490
94,1
96,4
Июнь
6 000
46 670
- 500
- 1 990
91,7
95,7
Июль
5 900
52 670
- 100
- 2 090
98,3
96,0
Август
6 000
58 570
- 300
- 2 390
95
96,0
Сентябрь
7 000
65 570
- 700
- 3 090
90
95,2
Октябрь
7 230
72 800
- 200
- 3 290
97,2
95,4
Ноябрь
8 100
80 900
- 160
- 3 450
98,0
95,7
Декабрь
8 600
89 500
- 350
- 3 800
95,9
95,7
Из таблицы видно, что сумма недопоставки за 2000 год составила 3800 млн.
рублей, а план выполнен только на 95,7 %.
2.3 Анализ ассортимента и структуры продукции
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие
должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой
– наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических,
технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.
Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
Ø определение текущих и перспективных потребностей покупателей:
Ø оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или
планируемой к выпуску продукции;
Ø изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных
мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из
производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных
изделий;
Ø оценку экономической эффективности и степени риска изменений в
ассортименте продукции.
Таблица 7
Выполнение плана по ассортименту продукции
Изделие
Объем производства продукции в плановых ценах, млн. руб.
Процент выполнения плана
Объем продукции, зачтенной в выполнение плана по ассортименту, млн. руб.
План
факт
1
2
3
4
5
Колбасный
40 000
44 000
110
40 000
Брикетный
30 500
32 500
106,5
30 500
Пастообразный
19 000
18 500
97,3
18 500
Итого:
89 500
95 000
106,1
89 000
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с
помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления
общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по
ассортименту, на общий плановый выпуск продукции. Из таблицы видно, что план
по ассортименту продукции выполнен на 99,4 %
К вып. п = 89000 / 89500 * 100 = 99,4 %
А если проводить анализ по изделиям, то процент выполнения плана по
колбасному сыру составил 110 %, по брикетному сыру –106,5 %, по
пастообразному сыру – 97,3 %.
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по
другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения
отдельных изделий, в общем, их выпуске. Выполнить план по структуре – значит
сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения
отдельных ее видов.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все
экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке,
материалоемкость, стоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если
увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в
стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером
прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при
уменьшении доли низкорентабельной продукции.
Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей
можно произвести способом цепной подстановки. Этот способ позволяет
абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:
ВПф = å(Vф общ. * УДi ф * Цi пл) = 95000 млн. руб.
ВП усл. = å(Vф общ. * УДi пл * Цi пл) = 94570 млн. руб.
DВП стр = ВПф – ВП усл = 95000 – 94570 = + 430 млн. руб.
Таблица 8
Анализ структуры товарной продукции
Изделие
Оптовая цена за
1 туб, тыс. руб.
Объем производства продукции, туб
Товарная продукция в ценах плана, млн. руб.
Изменение товарной продукции за счет структуры, млн. руб.
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.