2.2 Анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли.
Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется
таблица (2.2), в которой используются данные бухгалтерской отчетности
организации из формы №2. «Отчет о прибылях и убытках».
Общий финансовый результат отчетного периода отражается в отчетности в
развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка)
от реализации продукции (работ, услуг); реализации основных средств,
нематериальных активов и иного имущества и результата от другой финансовой
деятельности; прочих внереализационных операций.
По данным таблицы (2.3) за 1998-1999г.г.. что прибыль по отношению к 1998г.
возросла на 29,3 %, что привело также к соответствующему увеличению прибыли,
остающейся в распоряжении организации.
В динамике финансовых результатов можно отметить следующие изменения.
Прибыль от реализации растет медленнее, чем выручка от реализации товаров,
работ, услуг. Это свидетельствует об относительном увеличении затрат на
производство продукции.
Чистая прибыль растет быстрее, чем прибыль от реализации, прибыль от
финансово-хозяйственной и прибыль отчетного периода. Это свидетельствует об
использовании организацией механизма льготного налогообложения.
Таблица. 2.2
Динамика показателей прибыли.
Показатели
1998г.
1999г.
2000г.
1999г.в%
2000г.в%
к 1998г.
к 1999г.
1.выручка от РП (работ, услуг)
8927
12442
10564
139,4
84,9
2.себестоимость РП (работ, услуг)
8218
11822
9763
143,9
82,6
3.валовый (маржинальный доход)
709
620
801
87,4
129,2
4.расходы периода (коммерческие и
51
408
423
800,0
103,7
Управленческие)
5.прибыль (убыток) от реализации
659
212
378
32,2
178,3
6.сальдо операционных результатов
0
0
0
7.прибыль (убыток) от финансово-
655
213
366
32,5
171,8
Хозяйственной деятельности
8.сальдо внереализационных
0
-21
115
-547,6
Результатов.
9.прибыль (убыток) отчетного периода
655
192
481
29,3
250,5
10.чистая прибыль
411
150
361
36,5
240,7
11.нераспределенная прибыль
0
0
0
0
0
(убыток) отчетного периода
Вместе с там динамика финансовых результатов включает негативные изменения.
Опережающими темпами растут расходы периода (800,0), убытки от прочей
реализации и внереализационные расходы. Все это привело к снижению прибыли
отчетного периода на 58,1% (87,4-29,3).
Значимость финансовых результатов может быть оценена также по показателям
рентабельности реализации товаров (продукции, работ, услуг), которая в 1999г.
составила1,7% (213/12442*100), что значительно ниже, чем за предшествующий
период (1998г.-7,3%).
По данным этой же таблицы за 1999-2000 годы, следует что прибыль по отношению
к 1999году возросла на 250,5%, что отнюдь не привело к соответствующему
увеличению чистой прибыли.
Что касается динамики финансовых результатов, то здесь можно отметить
следующие изменения.
Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг растет быстрее, чем
нетто-выручка от реализации. Это свидетельствует об относительном снижении
затрат на производство продукции, чего нельзя было отметить в анализе за
1998-1999г.г.
Хотя чистая прибыль и не увеличилась за счет увеличения прибыли отчетного
периода, но все равно она растет быстрее, чем прибыль от реализации, прибыль
от финансово-хозяйственной деятельности и прибыль отчетного периода. Это
также, как и в 1998-1999г.г. свидетельствует об использовании молзаводом
механизма льготного налогообложения.
Финансовые результаты могут быть оценены как и в 1999-2000г.г. по показателям
рентабельности товаров (продукции, работ, услуг). В 2000 году рентабельность
составила 3,5% (366/10564*100), что выше, чем за предшествующий период 1999
года –1,7%.
2.3 Анализ прибыли от реализации продукции и факторов, влияющих на ее размер.
Для более глубокого анализе исследуют состав каждого элемента прибыли и
факторы, повлиявшие на нее.
Прибыль от реализации продукции предприятия, определяется как разница между
выручкой от реализации без налога на добавленную стоимость и акцизов и ее
полной себестоимостью, которая представляет собой сумму стоимости
приобретения товаров и относящимся к ним издержек обращения (п. 2.3 Инструции
ГНС РФ №37).
Согласно этой инструкции представляет собой валовой доход от реализации
продукции, т.е. разницу продажной и покупной стоимостью товаров или сумму
наценок в процентах к покупной стоимости реализуемых товаров.
Проанализируем прибыль от реализации продукции на ОАО Молзавод
«Геленджикский» за период с 1998г. по 2000г.
Таблица. 2.3
Прибыль от реализации продукции
Показатели
1998г.
1999г.
2000г.
откл-ие
откл-ие
1999-1998г.г.
2000-1999г.г.
1. выручка от реализации
8927
12442
10564
3515
-1878
2. полная себестоимость
8268
12230
10186
3962
-2044
В том числе:
Себестоимость реализации
8218
11822
9763
3604
-2059
Коммерческие расходы
50
408
423
358
15
3. прибыль от реализации
659
212
378
-447
166
Прибыль от реализации продукции ОАО Молзавод «Геленджикский» в 1999г. по
сравнению с предыдущим годом понизилась на 447 тыс. руб. это произошло за
счет увеличения выручки на 3515 тыс. рублей, полной себестоимости на 3962
тыс. рублей. В том числе и за счет увеличения себестоимости реализации
продукции на 3604 тыс. рублей, а за счет роста коммерческих расходов прибыль
сократилась на 358 тыс. рублей.
За период с 1999г. по 2000г. прибыль от реализации возросла на 166 тыс.
рублей и в 2000г. составила 378 тыс. рублей. Хотя выручка от реализации
уменьшилась на 1878 тыс. рублей, так как снизилась полная себестоимость на
2044 тыс. рублей и себестоимость реализации на 2059 тыс. рублей. Но это
повлекло за собой увеличение прибыли на эти суммы(2044 и2059 тыс. рублей). За
счет небольшого роста коммерческих расходов прибыль сократилась только на 15
тыс. рублей.
Сравнение итогов изменения объема реализации, исчисленного в оптовых ценах и
по полной себестоимости отчетного года с предыдущим показало, что прибыль от
реализации продукции увеличилась в 1,78 раза (378/212*100%).
Проведем факторный анализ прибыли ОАО Молзавод «Геленджикский».
На изменение суммы прибыли, как уже отмечалось ранее, влияют в основном три
фактора: изменение объема реализации продукции, изменение структуры и
ассортимента выпускаемой продукции, а также изменение уровня затрат на 1
рубль реализованной продукции.
Таким образом:
^П=^П1+^П2+^П3, (2.1)
где, ^П1-изменение прибыли от реализации за счет изменения объема
реализованной продукции;
^П2-изменение прибыли от реализации за счет изменения структуры и
ассортимента реализованной продукции;
^П3- изменение прибыли от реализации за счет изменения уровня затрат на один
рубль реализованной прдукции.
^П1=По(k1-1), (2.2)
где, По-прибыль 1998,1999г.г.;
k1-коэффициент роста реализации продукции, исчисленный по полной себестоимости.
k1=C1/Cо, (2.3)
где, C1,Со-полная себестоимость реализованной продукции за 1999г.,2000г.
^П1(99)=659*(12230/8268-1)=315,79075
^П1(2000)=212*(10186/12230-1)=-35,431581
^П2=По(k2-k1), (2.4)
где, k2-коэффициент роста реализованной продукции, исчисленной в оптовых ценах.
k2=В1/Во, (2.5)
где, В1, Во-выручка от реализации продукции за 1999,2000г.г.
^П2(99)=659*(12442/8927-12230/8268)=-56,3
^П2(2000)=212*(10564/12442-10186/12230)=3,4
^П3=В1(Со/Во-С1/В1), (2.6)
^П3(99)=12442(8268/8927-12230/12442)=-706,5 ^П3(2000)=10564(12230/12442-
10186/10564)=197,9 ^П(99)=315,79075+(-56,310034)+(-706,48072)=-447
^П(2000)=(-35,431581)+3,4322164+197,99999=166
Результаты факторного анализа обобщим в таблице (2.4).
Таблица 2.4
Обобщение результатов факторного анализа
Факторы
Сумма прибыли
удельный вес
1999г.
2000г.
1999г.
2000г.
1.изменение объема реализации продукции
315,8
-35,4
-70,6
-21,3
2.изменение структуры и ассортимента
-56,3
3,4
12,6
2,1
3.изменение уровня затрат на 1 руб.
-706,5
198,0
158,0
119,3
Товарной продукции
ИТОГО:
-447,0
166,0
100,0
100,0
В результате изменения объема реализации продукции сумма прибыли увеличилась
в 1999г. по сравнению с 1998г. на 315,8 тыс. рублей, за счет изменения
структуры и ассортимента реализованной продукции прибыль уменьшилась на 56,3
тыс. рублей, а за счет изменения уровня затрат на 1 рубль реализованной
продукции прибыль предприятия снизилась на 706,5 тыс. рублей. В целом, под
влиянием этих факторов прибыль от реализации продукции уменьшилась в 1999г.
на 447 тыс. рублей.
В 2000г. в результате изменения объема реализованной продукции сумма прибыли
уменьшилась на 35,4 тыс. рублей, за счет изменения структуры и ассортимента
реализованной продукции прибыль от реализации возросла на 197,9 тыс. рублей.
В целом прибыль от реализации продукции увеличилась на 166 тыс. рублей.
Таким образом, анализируя таблицу 2.4 можно сделать вывод, что в 2000г. по
сравнению с 1999г. изменилось влияние всех трех факторов на прибыль от
реализации продукции:
1.затраты на 1 рубль реализованной продукции на 38,8%;
2.структура и ассортимент реализованной продукции на 10,5%
3.объем реализации в натуральном выражении на (-49,3%).
Следовательно, дальнейшее сокращение затрат является резервом роса прибыли от
реализации продукции на анализируемом предприятии. Общая сумма резерва
определяется по графе 4 таблицы 2.3:
3604+358=3962 тыс. рублей.
Проводя факторный анализ прибыли от реализации продукции ОАО Молзавод
«Геленджикский», мы выявили, что наибольшее влияние на нее оказывают
изменение затрат на производство и реализацию продукции, а также объема
продаж в натуральном выражении и цен на продукцию.
Важно также произвести анализ состава и структуры себестоимости продукции.
Необходимым условием получения прибыли является превышение выручки от
реализации продукции над затратами на ее приобретение и реализацию. Главная
факторная цепочка, формирующая прибыль может быть представлена схемой
Затраты-------Объем продаж------- Прибыль
В упрощенном виде прибыль – разность между валовым доходом и издержками
обращения торгового предприятия. Такую прибыль принято называть бухгалтерской
(валовой), она отражает финансовый результат конкретной деятельности
предприятия. Однако, как известно, не все затраты торгового предприятия
включаются в издержки обращения.
Часть затрат предприятие осуществляет за счет прибыли, и поэтому не включает
их в издержки обращения.
Все затраты предприятия, учитываемые как в составе издержек обращения, так и
относимые на прибыль, в сумме образуют экономические издержки, поскольку они
характеризуют совокупность действительных расходов торгового предприятия.
Экономические издержки по количеству и объему больше издержек обращения.
Для качественной оценки проанализируем динамику состава и структуры издержек
обращения ОАО Молзавод «Геленджикский» за период с 1998г. по 2000г.
Таблица.2.5
Анализ состава и структуры затрат на производство продукции, тыс.руб.
Элементы затрат
1998г.
1999г.
2000г.
откл-ие
откл-ие
сумма
уд.вес%
сумма
уд.вес%
сумма
уд.вес%
1999-1998г.г.
1999-2000г.г..
Материальные затраты
5100
76,9
9562
83,8
6250
77
4462
-3312
Затраты на оплату труда
622
9,4
1172
10,3
1085
13,3
550
-87
Отчисления на социальные нужды
280
4,22
469
4
434
5,4
189
-35
Амортизация основных средств
229
3,5
214
1,9
192
2,4
15
-22
Прочие затраты
397
5,98
152
1,9
ИТОГО по элементам затрат
6628
100
11417
100
8113
100
4789
-3304
За 1999-2000г.г. затраты предприятия уменьшились на 3304 тыс. рублей и
составили в 2000г. 8113 тыс. рублей. Наибольший вес в этом уменьшении затрат
играют материальные затраты и затраты на оплату труда – 3312 тыс. рублей и 87
тыс. рублей соответственно. Отчисления на социальные нужды уменьшились с 469
до 434 тыс. рублей, т.е. на 35 тыс. рублей. Появилась также отсутствующая в
1999г.статья - прочие расходы – 152 тыс. рублей. Амортизация основных средств
уменьшилась на 22 тыс. рублей.
Однако по сравнению с 1998 г. затраты предприятия увеличились на 4789 тыс.
рублей. это произошло за счет увеличения материальных затрат с 9562 тыс.
рублей на 4462 тыс. рублей. Значительно выросли и затраты на оплату труда на
550 тыс. рублей. Возросли также отчисления на социальные нужды и амортизация
основных средств 189 и 15 тыс. рублей соответственно.
За последние три года структура затрат изменилась. Наибольший удельный вес
занимают материальные затраты 76,9%, 83,8%, 77% соответственно. Возросли
затраты на оплату труда от 9,4% до 13,3%. Поскольку увеличилась доля затрат
на оплату труда, то увеличилась и доля отчислений на социальные нужды с 4,22%
- 1998г. до 5,4% - 2000г. Для Молзавода характерна высокая доля материальных
затрат, так как эта отрасль относится к материало-емким.
2.4 Анализ ассортимента и структуры продукции.
В рыночных
условиях, анализ ассортимента выполняется не всегда. Необходимость этого
анализа определяется стратегическими условиями предприятия по реализации
продукции и сложной ситуацией на рынке.
Актуальность анализа заключается в контроле выполнения товарной стратегии и
оценке выполнения договорных обязательств.
Анализ проводится в натуральных единицах товарной продукции, тонны.
Таблица. 2.6
Анализ ассортимента и структуры продукции
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.