реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Диплом: Учет расчетов с помощью векселей в организациях

Учет у организации-векселедателя (заемщика) Пункт 73 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности [11] предписывает учитывать задолженность по займам и кредитам с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов. Поэтому с момента выдачи векселя доход по векселю в виде процента или дисконта отражается по кредиту счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» (67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»). Причем для процентных векселей процедуру отражения начисленных процентов следует выполнять периодически, в конце каждого месяца. В целях равномерного (ежемесячного) включения причитающегося дисконта по дисконтным векселям организация-векселедатель может предварительно учесть его как расходы будущих периодов (п.18 ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» [26]). Помимо процентов или дисконта векселедатель может нести различные дополнительные расходы, связанные с привлечением вексельного займа: затраты на юридические и консультационные расходы; расходы на осуществление копировально-множительных работ; оплата налогов и сборов; расходы по проведению экспертиз; затраты на услуги связи и др. Если организация приобретает бланки векселей (у государственных органов, изготовителей), то данные расходы должны быть квалифицированны как дополнительные затраты по привлеченным займам. Дополнительные затраты включаются в состав операционных расходов. Однако при существенности их величины заемщик может признать дополнительные затраты в качестве дебиторской задолженности с последующим ее отнесением в состав операционных расходов в течение всего срока погашения привлеченных займов (п.20 ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» [26]). При этом в учетной политике необходимо предусмотреть период списания указанной дебиторской задолженности. Например, если организация предполагает приобрести бланки векселей, то следует оценить тот период времени, в который будет правомерным признать расход по оплате этих бланков, для случая, когда бланки будут использоваться по мере выдачи собственных векселей разного рода (дисконтных и процентных), разного срока выдачи и погашения. Пример 2. Бухгалтерский учет размещения и погашения собственных дисконтных векселей Организация В приобретает 1000 бланков векселей стоимостью 1000 рублей за всю партию и выдает вексель номиналом 1400 рублей с дисконтом в размере 200 руб., то есть от размещения данного векселя на счет поступают средства в сумме 1200 руб. Таблица №2

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма,руб.

Первичный документ

В момент приобретения бланков векселей Приобретены бланки векселей (у типографии)

91-1-2

(76-4-1)

60

1000

Товаро-сопроводительные документы

Оприходованы бланки векселей как документы строгой отчетности

006

1000

Акт приема бланков строгой отчетности

В момент выдачи векселя (передачи ремитенту)

Выписан дисконтный финансовый вексель

76

66-2,

67-2

1200

Договор, карточка аналитического учета векселя, оборотн. ведомость

Списаны использованные бланки векселей

006

1

Акт списания бланков строгой отчетности

Начислен дисконт по векселю

91-1-2

66-2,

67-2

200

Аналитич. карточка учета векселя

В момент поступления средств за выданный вексель

Получены средства за выданный вексель

51,50

76

1 200

Банковские или кассовые документы

Забалансовый учет бланков векселей может быть построен в оценке, отличной от стоимости бланка, оплаченной типографии. Учет по номиналу в данном случае невозможен, так как номинал векселя в момент приходования бланков еще неизвестен и будет определен только при заполнении этого бланка. Оценка бланков отражается в учетной политике организации. Погашение (оплата) векселя отражается следующим образом: Таблица №3

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма,руб.

Первичный документ

Погашен собственный вексель денежными средствами

66-2,

67-2

51,

50

1 400

Банковские или кассовые документы, карточка аналитического учета векселя, оборотная ведомость

Отражено погашение векселя путем отгрузки продукции (работ, услуг) или иного имущества организации – новация векселя

66-2,

67-2

62

(76)

1 400

Соглашение о новации векселя, отгрузочные документы, карточка аналитического учета векселя, оборотная ведомость

В случае новации вексельного обязательства продукция, отгруженная в счет оплаты векселя, считается оплаченной уже в день отгрузки. 2.2 Учет товарных векселей (векселей, полученных при расчете за товары, работы или услуги). Основными документами, регулирующими отнесение векселей к категории товарных и их бухгалтерский учет, являются: Постановление Правительства РФ от 26.09.94г. № 1094 «Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения» [8]; письмо Министерства Финансов РФ от 31 октября 1994 года № 142 «О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги» с изменениями, внесенными письмом Минфина РФ от 16 июля 1996 года № 62 [9]; План счетов бухгалтерского учета [27]. Отмечу, что: товарные векселя выдаются только юридическими лицами, зарегистрированными и расположенными на территории РФ; товарные векселя применяются при заключении хозяйственных сделок на срок не более 180 дней; запрещено использовать товарные векселя организациям, находящимся на бюджетном финансировании (п.10 Постановление Правительства РФ от 26.09.94г. № 1094); не могут быть товарными векселя, выданные коммерческими банками. Учет у организации-векселедателя (покупателя, заказчика) Следует подчеркнуть, что имеющие место после выдачи векселя условное погашение ранее существовавшей задолженности за приобретенную продукцию (товары, работы, услуги) и возникновение нового обязательства – долга по векселю являются юридическими, но не налоговыми последствиями. В этом основное налоговое отличие товарного векселя от финансового. Бухгалтерский учет и налогообложение простых векселей в расчетах за товары (работы, услуги) Простые векселя используются, как правило, в расчетах за приобретенные товары, выполненные работы и оказанные услуги. Простым векселем может быть также гарантирован возврат привлеченных заемных средств. Приобретенные товары (работы, услуги) покупатель отражает в бух­галтерском учете проводками: Дт10 «Материалы» (20«Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 41 «Товары») Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет «Расчеты за товары (работы, услуги)» - учтена стоимость товаров (работ, услуг), оплачиваемая постав­щику; Дт 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кт 60 субсчет «Расчеты за товары (работы, услуги)» - учтен НДС. Рассчитываясь за товары (работы, услуги), покупатели зачастую вы­писывают простой вексель и выдают его поставщикам в качестве отсрочки платежа. Когда принимается решение о выдаче векселя, предприятие изменяет состав кредиторской задолженности, перераспределяя ее между субсчетами одного и того же пассивного счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчи­ками». В бухгалтерском учете лица, выдавшего вексель, делается проводка: Дт 60 субсчет «Расчеты за товары (работы, услуги)» Кт 60 субсчет «Векселя выданные - отражена номинальная стоимость векселя, выданного в качестве обеспечения платежа за полученные товары, выполненные работы или оказанные услуги Номинал векселя может быть больше стоимости оприходованных товаров (работ, услуг). Тогда сумма превышения является платой за отсрочку платежа. В подобной ситуации необходимо следовать пункту 6 ПБУ 10/99, в котором указано, что покупатель включает разницу между номиналом векселя и стоимостью оприходованных материальных ценностей в фактическую себестоимость их приобретения. Это положение подтверждается пунктом 4 письма Минфина России от 31 октября 1994 г. № 142 [9], а также пунктом 6 ПБУ 5/01 [16]. Поэтому дополнительно к указанным выше проводкам делается запись: Дт 10 (20,25,26,29,41) Кт 60 субсчет «Расчеты за товары (работы, услуги)» - учтена разница между номиналом векселя и стоимостью оприходо­ванных ценностей. Предприятие, выдавшее вексель, принимает НДС к вычету из бюджета только после того, как этот вексель будет фактически оплачен. При этом не имеет значения, в какое время оплачивается вексель - по наступлении срока платежа или досрочно. Это предусмотрено пунктом 2 статьи 172 НК РФ. Однако НК РФ не содержит требования об оплате векселя только денежными средствами. Под формулировкой «фактически оплачено» следует понимать погашение задолженности по векселю и другими способа­ми - взаимозачетом, цессией (путем переуступки права требования), встречной поставкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и пр. Итак, после оплаты векселя денежными средствами предприятие имеет право принять к зачету «входной» НДС. При этом в учете делаются следующие записи: Дт 60 субсчет «Векселя выданные» Кт 51 «Расчетные счета» - оплачен вексель; Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по НДС» Кт 19 - предъявлен к вычету НДС. При оплате векселя встречной поставкой товаров (работ, услуг) НДС предъявляется к вычету из бюджета только после отгрузки товаров предъявителю векселя. Однако здесь следует обратить внимание на сумму НДС, которая указана в счете-фактуре, полученном от поставщика. Именно эту сумму НДС покупатель имеет право предъявить к вычету из бюджета. Это установлено в статье 169 НК РФ. Пример3. Выдача собственного векселя в счет поставленных материальных ценностей Как правило, на практике сумма выдаваемого векселя превышает стоимость поставленных материальных ценностей. Это связано с необходимостью заинтересовать поставщика принять в оплату вексель вместо денежных средств. Однако бухгалтерский учет начисления дохода будет зависеть от того, какой вексель выдается поставщику - дисконтный или процентный. 1 февраля 2002 года предприятие С приобрело у предприятия Д ма­териалы на сумму 60 000 руб. (в том числе НДС - 10 000 руб.). Что­бы отсрочить момент оплаты, предприятие С выдало поставщику собственный вексель на сумму 65 000 руб. Срок платежа по векселю определен через 60 дней с момента его выдачи, то есть в апреле 2002 года. В апреле вексель был погашен перечислением средств с расчетного счета. Замечу, что на разницу между номиналом векселя и стоимостью мате­риалов предприятие Д дополнительный счет-фактуру не предъявило. В бухгалтерском учете предприятия С (векселедателя) необходимо сделать следующие проводки. В феврале 2002 года: Дт 10 «Материалы» Кт 60 субсчет «Расчеты за товары (работы, услуги)» - 50 000 руб. (60 000 -10 000) - оприходованы полученные матери­алы; Дт 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кт 60 субсчет «Расчеты за товары (работы, услуги)» - 10 000 руб. - учтен НДС; Дт 60 субсчет «Расчеты за товары (работы, услуги)» Кт 60 субсчет «Векселя выданные» - 65 000 руб. - выдан поставщику собственный вексель; Дт 10 Кт 60 субсчет «Расчеты за товары (работы, услуги)» - 5000 руб. (65 000 - 60 000) - учтена разница между суммой вексе­ля и стоимостью материалов. В апреле 2002 года: Дт 60 субсчет «Векселя выданные» Кт 51 - 65 000 руб. - оплачен вексель; Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по НДС» Кт 19 - 10 000 руб. - предъявлен к вычету из бюджета НДС. На сумму разницы между вексельной суммой и стоимостью материалов (работ, услуг) векселедатель может получить от поставщика дополнительный счет-фактуру с выделением НДС. В этом случае покупатель сможет предъявить к вычету из бюджета НДС с полной суммы платежа по векселю. Пример 4. Предъявлена дополнительно счет-фактура на сумму разницы между вексельной суммой и стоимостью материалов (работ, услуг) Используем условия предыдущего примера. Поставив материалы, предприятие Д дополнительно к ранее выдан­ному счету-фактуре предъявило покупателю еще и дополнительный счет-фактуру на сумму 5000 руб. (то есть на разницу между вексель­ной суммой и стоимостью материалов). Важно отметить следующее. Векселедержатель уплачивает НДС с разницы между суммой векселя и стоимостью материалов. Причем в облагаемую базу включаются лишь проценты по векселю, которые превышают плату за отсрочку платежа. Эта плата рассчитывается исходя из ставки рефинансиро­вания Банка России, действовавшей в периоде, за который произво­дится расчет процентов. Ставка рефинансирования Банка России в нашем примере составля­ет 25 процентов годовых. Предприятие Д (векселедержатель) сделало расчет, согласно которому плата за отсрочку платежа исходя из ставки рефинансирования Банка России составила 2466 руб. (60 000 руб. х 25% х 60 дн.: 365 дн.). Сумма НДС, указанная в счете-фактуре, выданном поставщиком, со­ставляет 422 руб. ((5000 руб. - 2466 руб.) х 16,67%). В бухгалтерском учете предприятия С (векселедателя) необходимо сделать следующие проводки. В феврале 2002 года: Дт 10 Кт 60 субсчет «Расчеты за товары (работы, услуги)» - 50 000 руб. (60 000 -10 000) - оприходованы полученные мате­риалы; Дт 19 Кт 60 субсчет «Расчеты за товары (работы, услуги)» - 10 000 руб. - учтен НДС по оприходованным материалам; Дт 60 субсчет «Расчеты за товары (работы, услуги)» Кт 60 субсчет «Векселя выданные» - 65 000 руб. - выдан поставщику собственный вексель; Дт 10 Кт 60 субсчет «Расчеты за товары (работы, услуги)» - 4578 руб. (5000 - 422) - отражена разница (без учета НДС) между суммой векселя и стоимостью материалов; Дт 19 Кт 60 субсчет «Расчеты за товары (работы, услуги)» - 422 руб. -учтен НДС. В апреле 2002 года: Дт 60 субсчет «Векселя выданные» Кт 51 - 65 000руб. - оплачен вексель; Дт 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кт 19 - 10 422 руб. (10 000 + 422) - предъявлен к вычету из бюджета НДС. Если вексель предъявляется должнику к оплате досрочно, то он впра­ве отказаться от платежа. В такой ситуации стороны могут договориться, например, о том, что вексель будет принят должником к оплате в сумме, мень­шей, чем в нем указано. В этом случае невыплаченная по векселю сумма, согласно пункту 6 ПБУ 10/99, уменьшает фактическую себестоимость ранее оприходованных товарно-материальных ценностей. Соответственно корректируется и сумма НДС, которую можно предъявить к вычету из бюджета. Это отвечает требо­ваниям пунктов 2 и 4 статьи 172 НК РФ. Учет у организации-ремитента (продавца, подрядчика) Когда предприятие получает вексель за проданные товары (работы, услуги), у него меняется структура дебиторской задолженности за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) с одного субсчета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» на другой. В учете при этом делаются следующие проводки. Дт 62 субсчет «Расчеты за проданные товары (работы. услуги)» Кт 90 субсчет «Выручка» - отражена выручка от реализации товаров (работ, услуг); Дт 62 субсчет «Векселя полученные» Кт 62 субсчет «Расчеты за проданные товары (работы. услуги)» - отражена номинальная стоимость полученного векселя. По окончании вексельного срока предприятие-векселедержатель может предъявить вексель для оплаты должнику. Дисконтный вексель должен быть оплачен по номиналу, а процентный – вместе с процентами. Это отражается в бухгалтерском учете следующей проводкой: Дт 51 Кт 62 субсчет «Векселя полученные» - оплачен вексель. Согласно пункту 6.2 ПБУ 9/99 разность между суммой, указанной в векселе, и суммой задолженности за поставленные товарно-материальные ценности увеличивает выручку. Пункт 12 ПБУ 9/99 [20] устанавливает, что выручка признается таковой в бухгалтерском учете при одновременном выполнении следующих условий: - если организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом; - если сумма выручки может быть определена. Исходя из этого, вексель с дисконтом отражается в составе выручки по номинальной стоимости, так как в векселе указана конкретная сумма дисконта и у предприятия имеется право на получение этой суммы. Если же вексель процентный, то считать предполагаемый доход в виде процентов выручкой до предъявления векселя к оплате неправомерно. Ведь право на получение процентов по векселю, согласно п.34 Положения о переводном и простом векселе, возникает только при предъявлении векселя к погашению. К тому же заранее неизвестна сумма процентов, так в процентных векселях не указывается конкретный срок погашения. Следовательно, дополнительная выручка в виде процентов возникает при предъявлении векселя к погашению. В любом случае доход, полученный по векселю, отражается в учете проводкой: Дт 62 субсчет «Расчеты за проданные товары (работы. услуги)» Кт 90 субсчет «Выручка» - отражен доход по векселю. С суммы векселя векселедержатель исчисляет НДС. В какой момент НДС должен начисляться к уплате в бюджет, зависит от метода, которым организация определяет выручку для целей налогообложения. Если выручка определяется «по оплате» то, согласно ст.167 НК РФ, НДС с выручки исчисляется в том отчетном периоде, в котором вексель погашен или передан по индоссаменту. Если используется метод «по отгрузке», то НДС должен быть начислен к уплате в бюджет в момент отгрузки товаров. Предъявив вексель к оплате векселедателю, предприятие-векселедержатель должно начислить налог на пользователей автомобильных дорог с суммы, уплаченной ему по векселю. Такой порядок установлен п.32 Инструкции МНС РФ №59 [29]. Прибыль, полученная в виде вексельного дохода, включается в базу для исчисления налога на прибыль по мере его начисления. Что касается вексельного дохода, то НДС облагается только та часть, которая превышает доход, исчисленный по ставке рефинансирования Банка России. Это установлено подпунктом 3 пункта1 статьи 162 НК РФ. Пример 5. Рассмотрим бухгалтерские проводки у предприятия Д (векселедержателя) Предприятие Д определяет выручку для целей налогообложения методом «по оплате». Предприятие Д реализовало предприятию С готовую продукцию на сумму 60000 руб. (в том числе НДС – 10 000 руб.). Реализация произошла 01.02.2002г. Допустим, что себестоимость ее составила 35 000 руб. В качестве отсрочки платежа покупатель выдал собственный вексель на сумму 65 000 руб. Срок платежа по векселю определен через 60 дней с момента его выдачи, то есть в апреле 2002г. В апреле вексель был погашен путем зачисления денежных средств на расчетный счет предприятия Д. Отмечу, что предприятие Д (векселедержатель) должен уплатить НДС не только со стоимости реализованной продукции, но и с разницы между суммой векселя и стоимостью продукции. В облагаемую базу включаются лишь проценты по векселю, которые превышают плату за отсрочку платежа. Предприятие Д (векселедержатель) должно сделать расчет, согласно которому плата за отсрочку исходя из ставки рефинансирования Банка России составит 2466 руб. (предположим, что ставка рефинансирования Банка России составляла 25% годовых): (60 000 руб. х 25% х 60дн. : 365дн.). Сумма НДС с процентного дохода по векселю, подлежащая уплате в бюджет, составит 422 руб. ((5 000 руб. – 2 466 руб.) х 16,67%). В бухгалтерском учете предприятия Д (векселедержателя) необходимо сделать следующие проводки. В феврале 2002 года: Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет «Расчеты за проданные товары (работы, услуги)» Кт 90 «Продажи» субсчет «Выручка» - 60 000 руб. – отражена выручка от реализации продукции; Дт 90 субсчет «Налог на добавленную стоимость» Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «НДС по неоплаченным счетам» - 10 000 руб. - начислен НДС; Дт 90 субсчет «Себестоимость продаж» Кт 43 - 35 000 руб. – списана себестоимость реализованной продукции; Дт 62 субсчет «Векселя полученные» Кт 62 субсчет «Расчеты за проданные товары (работы, услуги)» - 65 000 руб. – получен от покупателя вексель; Дт 62 субсчет «Расчеты за проданные товары (работы, услуги)» Кт 90 субсчет «Выручка» - 5 000 руб.(65 000 – 60 000) – отражен доход по векселю; Дт 90 субсчет «Налог на добавленную стоимость» Кт 76 субсчет «НДС по неоплаченным счетам» - 422 руб. - начислен НДС с дохода по векселю. В апреле 2002 года: Дт 51 Кт 62 субсчет «Векселя полученные» - 65 000руб. – погашен вексель; Дт 76 субсчет «НДС по неоплаченным счетам» Кт 68 субсчет «Расчеты по НДС» - 10 422 руб. (10 000 + 422) – начислен НДС к уплате в бюджет. Предприятие, получившее простой вексель, может дождаться окончания вексельного срока и предъявить его векселедателю к оплате или не дожидаясь окончания срока векселя, передать его по индоссаменту третьему лицу. Третьему лицу вексель передается, как правило, за денежные средства, в счет оплаты товаров (работ, услуг), авансом и в других случаях. У предприятия-векселедержателя при передаче векселя по индоссаменту, как и при погашении векселя векселедателем, согласно пункту 4 ст. 167 НК РФ, наступает момент реализации и возникает обязательство по уплате НДС и налога на пользователей автомобильных дорог (при учетной политике «по оплате»). Бухгалтерский учет и налогообложение переводных векселей Напомню, что плательщик становится основным должником по переводному векселю только после того, как согласится его оплатить, то есть акцептует вексель. Переводные векселя могут использоваться в расчетах за товарно-материальные ценности, в том числе при уплате авансов. Использование переводных векселей в расчетах за товары (работы, услуги) Выдавая переводный вексель поставщику в счет погашения задолженности по оплате полученных товаров (работ, услуг), векселедатель может предъявить «входной» НДС к вычету из бюджета только при выполнении следующих условий: - плательщик должен оплатить вексель; - векселедатель обязан погасить задолженность по переводному векселю перед плательщиком. Такие требования содержатся в пункте 4 статьи 167 и в пункте 2 статьи 172 Налогового кодекса РФ. Соответствующие разъяснения содержит пункт 45 Методических рекомендаций по НДС. Плательщик становится основным должником по переводному векселю только после его акцепта. При отказе платежа или акцепта ответственность за оплату векселя в срок несет векселедатель. Поэтому до момента oплаты сумма выданного векселя должна быть отражена у векселедателя на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные». Предприятие, получившее переводной вексель, может дождаться окончания вексельного срока и предъявить его должнику к оплате, а может, не дожидаясь окончания этого срока, передать вексель по индоссаменту. Вексель передается, как правило, за денежные средства, в счет оплаты товаров (работ, услуг), авансом и в других случаях. При предъявлении к оплате дисконтный вексель должен быть оплачен по номиналу, а процентный - вместе с процентами. Согласно пункту 6.2 ПБУ 9/99 разность между суммой, указанной в векселе, и суммой задолженности по оплате поставленных товарно-материальных ценностей увеличивает выручку. При этом вексель с дисконтом отражается в составе выручки по номинальной стоимости, так как в нем указана конкретная сумма дисконта и у векселедержателя имеется право на получение именно этой суммы. По процентному векселю проценты включаются в состав выручки при его погашении. У предприятия-векселедержателя при передаче векселя по индоссаменту, как и при погашении векселя, согласно пункту 4 статьи 167 НК РФ наступает момент реализации и возникает обязательство по уплате НДС и налога на пользователей автомобильных дорог (при учетной политике «по оплате»). Что касается вексельного дохода (дисконта или процентов по векселю), то НДС облагается только та его часть, которая превышает доход, исчисленный по ставке рефинансирования Банка России. Это определено в подпункте 3 пункта 1 статьи 162 НК РФ. Аванс, выданный в форме переводного векселя В счет предстоящей поставки товаров (выполнения работ, окаэания услуг) покупатель может выдать продавцу переводный вексель и назначить плательщиком по нему третье лицо. После оприходования товаров (работ, услуг) происходит погашение задолженности за них ранее выданным авансом. Но «входной» НДС может быть предъявлен к вычету из бюджета только после оплаты векселя третьим лицом. В качестве предоплаты продавец может получить от покупателя вексель, плательщиком по которому является какое-либо третье лицо, то есть переводный вексель. После того как плательщик акцептует этот вексель, у продавца меняются: - дебитор (вместо должника по основной сделке им становится плательщик по векселю); - основание дебиторской задолженности (вместо задолженности по оплате продукции (работ, услуг) возникает задолженность по оплате векселя). Использование переводных векселей в заемных отношениях На практике встречаются случаи, когда оплата по переводному векселю производится плательщиком в рамках договора займа с векселедателем. В этой ситуации плательщик по векселю выдает сумму займа лицу, указанному в вексе­ле, а векселедатель обязуется возвратить эту сумму. Такой договор займа может быть как возмездным (процентным), так и безвозмездным (беспроцентным). Векселедатель таким образом рассчитывается, как правило, со своим поставщиком. В соответствии со статьей 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) денежную сумму, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег. Поскольку заемные средства являются собственностью заемщика (векселедателя), то он может предъявить к вычету из бюджета НДС по товарам (работам, услугам), оплаченным переводным векселем, в момент оплаты плательщиком по векселю его стоимости векселедержателю. 2.3 Налогообложение после 1 января 2002 года После вступления в действие главы 25 «Налог на прибыль opганизаций» части II Налогового кодекса Российской Федерации принципы налогообложения операций с векселями изменены следующим образом. 1. Доход от реализации векселей будет признаваться только методом начисления («по отгрузке»), возможность использования кассового метода («по оплате») сохраняется только для малых предприятий (ст. 249 и 271 НК РФ). Днем отгрузки считается день реализации этих товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии п.1 ст. 39 НК РФ, независимо от фактическо­го поступления денежных средств, имущества или и имущественных прав в их оплату (п. 3 ст. 271 НК РФ). 2. Расход от реализации векселей также будет признаваться методом начисления: · по расходам, связанным с приобретением ценных бумаг, вклю­чая их стоимость, датой признания расхода будет «дата реализации или иного выбытия ценных бумаг» (подп. 7 п. 7 ст. 272 НК РФ); · по расходам, произведенным в виде процентов либо части накопленного купонного (процентного) дохода, датой признания расхода будет «дата выплаты процентного дохода и (или) дата реали­зации ценной бумаги в зависимости от того, что произошло ранее» (п. 8 ст. 272 НК РФ). 3. Размер доходов и расходов от реализации векселей: «Доходы налогоплательщика от операций по реализации или иного выбытия ценных бумаг (в том числе погашения) определяют­ся исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги... Расходы при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг определяются исходя из цены приобретения ценной бумаги, затрат на реализацию» (п. 2 ст. 280 НК РФ). 4. При получении убытка от реализации векселей: Согласно ст. 283 НК РФ налогоплательщики, получившие убыток от операций с ценными бумагами в предыдущем налоговом периоде или в предыдущие налоговые периоды, вправе уменьшить налоговую базу, полученную по операциям с ценными бумагами в отчетном (налоговом) периоде в порядке, указанном в статье. Перенос убытков, полученных от операций с ценными бумагами, осуществляется раздельно по указанным ценным бумагам соответственно в пределах доходов, полученных от операций с указанными ценными бумагами (п. 10 ст. 280 НК РФ). 5. Доходы по векселям (проценты и дисконт) включаются в налоговую базу в составе внереализационных доходов: «Внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы... в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бума гам и другим долговым обязательствам» (ст. 250 НК РФ). 6. Расходы по собственным размещенным финансовым векселям (проценты и дисконт) включаются в налоговую базу в составе внереализационных расходов. При этом расходом признаются проценты по долговым обязатель­ствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного). Расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами (фактическое время на­хождения указанных ценных бумаг у третьих лиц) и доходности, установленной эмитентом (ссудодателем)» (п. 1 ст. 265 НК РФ). Кроме того, необходимо учитывать требования ст. 269 НК РФ, какие проценты признаются расходом. 3. Бухгалтерский учет и налогообложение взаимозачетных операций В соответствии со ст.410 Гражданского кодекса Российской Федерации дано следующее определение понятия встречного требования: «Обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил, либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны». Для проведения взаимозачетных операций необходимо одновременное выполнение трех условий: 1) у сторон должны иметься друг к другу встречные требования, признанные и неоспариваемые ими; 2) встречные требования должны быть однородны; 3) должен наступить срок исполнения этих требований. В соответствии с п. 12 Положения по ведению бухгалтерского учета [11] все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными и на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы; дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственных операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их личные подписи с расшифровками. Взаимозачетная операция может быть совершена одной из сторон с уведомлением другой стороны. Однако при этом между сторонами не должно быть разногласий по вопросу проведения взаимозачета. Отсутствие разногласий по проведению зачета взаимных требований должно подтверждаться актом сверки расчетов с указанием оснований возникновения встречных задолженностей (договоров) и с указанием расчетных документов, подтверждающих возникновение задолженности (счетов- фактур). Сторона, принявшая решение о проведении взаимозачетной операции, оформляет соответствующее заявление. Сделка по проведению взаимозачета вступает в силу с момента получения этого заявления другой стороной. Подтверждением его получения можно считать почтовую квитанцию, уведомление о получении и т.д. Согласно пункту 3 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете [5] без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Поэтому как акт сверки расчетов, так и заявление о проведении зачета должны быть подписаны не только руководителем организации, но и главным 6ухгалтером с наложением оттиска печати. Пример 6. Рассмотрим пример документального оформления взаимозачета операции. В январе 2002 года ЗАО «А» заключило с ОАО «К» два договора поставки. По договору поставки № 1 ЗАО «А» поставляет ОАО «К» муку на сумму 110 000 руб. (в том числе НДС - 10 000 руб.). По договору поставки №2 ЗАО «А» является покупателем кондитерских изделий производства ОАО «К» на сумму 240 000 руб. (в том числе НДС - 40 000 руб.). В январе 2002 года оба договора в части поставки продукции испол­нены в полном объеме. Начисление задолженности произведено на основании счетов- фактур: - ЗАО «А» № 109 от 20 янва­ря 2002 года на сумму 110 000 руб. (в том числе НДС - 10 000 руб.); - ОАО «К» № 98 от 25 января 2002 года на сум­му 240 000 руб. (в том числе НДС - 40 000 руб.). Срок оплаты по договорам поставки установлен 25 февраля 2002 года. 26 февраля 2002 года стороны сделки составили акт сверки взаим­ных расчетов (см. приложение № 3). По договору поставки № 2 ЗАО «А» произвело оплату платежным поручением № 37 от 26 февраля 2002 года в сумме 130 000 руб. (в том числе НДС - 21 667 руб.). На остаток задолженности по счету-фактуре №98 от 25 января 2002 года в сумме 110 000 руб. (в том числе НДС - 18 333 руб.) ЗАО «А» принято решение о проведении взаимозачетной операции, которое было оформлено заявлением от 26 февраля 2002 года. Заявление о проведении взаимозачета ЗАО «А» направило по почте в адрес ОАО «К» (см. приложение № 4). Другим способом документального оформления операций взаимозачета является акт зачета взаимных требований (протокол о проведении взаимозачета, соглашение о погашении взаимных обязательств). Этот документ равно как и рассмотренные выше в качестве первичных документов, оформляемых при проведении взаимозачетных операций, должен содержать информацию об основаниях возникновения задолженностей, сумму зачтенных взаимных требований и дату проведения зачета. Пример 7. Рассмотрим на примере документальное оформление взаимозачет­ных операций посредством акта зачета взаимных требований. ОАО «М» отгрузило по договору поставки № 1 готовую продукцию ЗАО «А», о чем свидетельствует счет-фактура № 84 от 1 марта 2002 года, на сумму 360 000руб. (в том числе НДС -60 000 руб.). Одновременно согласно договору № 2 ЗАО «А» оказало ус­луги ОАО «М» по счету- фактуре №96 от 10 марта 2002 года на сумму 120 000 руб. (в том числе НДС - 20 000 руб.). ЗАО «А» платежным поручением № 128 от 11 марта ; 2002 года перечислило денежные средства ОАО «М» за полученную продукцию в сумме 240 000 руб., в том числе НДС, (20%) - 40 000 руб. На оставшуюся сумму задолженности в сумме 120 000 руб., в том числе НДС - 20 000 руб., сторонами составлен акт зачета взаимных требований, датированный 12 марта 2002 года (см. приложение №5). При проведении взаимозачета между двумя организациями погашаются задолженности, связанные с исполнением обязательств по двум самостоятельным договорам. В этих договорах могут быть различные суммы, условия оплаты и сроки исполнения обязательств. Однако необходимым условием для проведения взаимозачетных операций является наличие у предприятий встречных однородных требований. Оптимальным способом проведения взаимозачета является проведение его путем оформления двустороннего соглашения, т.е. по обоюдному согласию сторон с оформлением: - акта сверки погашения взаимной задолженности; - протокола проведения взаимозачета; - соглашения о погашении взаимных обязательств. Необходимость составления и оформления данных документов обусловлена в силу следующих причин, документальное сопровождение сделок, для дальнейшего учета и бухгалтерского отражения на предприятии, корректное отражение операций взаимозачета на всех предприятиях участниках, для юридической корректности проведенного взаимозачета всеми участниками (для исключения взаимных претензий между участниками по условиям прохождения взаимозачета). Используем исходные данные предыдущего примера. Предположим, что себестоимость продукции собственного произ­водства (кондиционеров), отгруженной ОАО «М», со­ставляет 250 000 руб. Реализация кондиционеров отражена в бухгалтерском учете ОАО «М» следующим образом (предприятие опреде­ляет выручку в целях налогообложения «по отгрузке»): Дт 62 Кт 90 субсчет «Выручка» - 360 000 руб. - отражена выручка от реализации кондиционеров; Дт 90 субсчет «Налог на добавленную стоимость» Кт 68 субсчет «Расчеты по НДС» - 60 000руб. (360 000руб. х 16,67%) - начислен НДС по реализован­ной продукции; Дт 90 субсчет «Себестоимость продаж» Кт 43 - 250 000 руб. - списана себестоимость реализованной продукции; Дт 26 Кт 68 субсчет «Расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог» - 3000 руб. ((360 000 руб. - 60 000руб.) х 1%) - начислен налог на пользователей автомобильных дорог; Дт 90 субсчет «Себестоимость продаж» Кт 26 - 3000 руб. - списан на реализацию налог на пользователей автомо­бильных дорог; Дт 90 субсчет «Прибыль/убыток от продаж» Кт 99 - 47 000 руб. (360 000 - 60 000 - 250 000 - 3000) - отражен финан­совый результат от операции по реализации кондиционеров. Услуги, которые оказало ЗАО «А», в бухгалтерском учете ОАО «М» отражены следующими проводками: Дт 26 Кт 60 - 100 000 руб. - отражена стоимость услуг, оказанных ЗАО «А»; Дт 19 Кт 60 - 20 000 руб. - учтен НДС по услугам. Получение частичной оплаты за кондиционеры и проведение взаи­мозачета в бухгалтерском учете ОАО «М» отражено следующим образом: Дт 51 Кт 62 - 240 000 руб. - получена частичная оплата за кондиционеры по до­г. № 1; Дт 60 Кт 62 -120 000 руб. - произведен зачет взаимных требований согласно ак­ту от 12 марта 2002 года; Дт 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кт 19 - 20 000 руб. - предъявлен к вычету из бюджета НДС по услугам сог­ласно акту от 12 марта 2002 года. Рассмотрим порядок отражения данной операции в бухгалтерском учете ЗАО «А». Предположим, что себестоимость услуг, которые оказало ЗАО «А», составляет 55 000 руб Кондиционеры были приобретены данным предприятием у ОАО «М» для оборудования офиса. В бухгалтерском учете ЗАО «А» приобретение кондиционе­ров отражено следующими записями: Дт08 Кт60 - 300 000руб. - отражена стоимость приобретенных кондиционеров; Дт 19 Кт 60 - 60 000 руб. - учтен НДС по кондиционерам. Оказание услуг ОАО «М» по договору № 2 в бухгалтер­ском бухгалтер­ском учете ЗАО «А» отражено следующим образом (предпри­ятие определяет выручку в целях налогообложения «по отгрузке»): Дт 62 Кт 90 субсчет «Выручка» - 120 000 руб. - отражена выручка от оказания услуг ОАО «М»; Дт 90 субсчет «Налог на добавленную стоимость» Кт 68 субсчет «Расчеты по НДС» - 20000руб. (120000руб. х 16,67%) - начислен НДС по реализован­ным услугам; Дт 90 субсчет «Себестоимость продаж» Кт 20 - 55 000 руб. - списаны затраты по оказанию услуг; Дт 26 Кт 68 субсчет «Расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог» - 1000 руб. ((120 000 руб. - 20 000 руб.) х 1%) - начислен налог на пользователей автомобильных дорог; Дт 90 субсчет «Себестоимость продаж» Кт 26 - 1000 руб. - списан на реализацию налог на пользователей автомо­бильных дорог; Дт 90 субсчет «Прибыль/убыток от продаж» Кт 99 - 44 000 руб. (120 000 - 20 000 - 55 000 - 1000) - отражен финансо­вый результат от данной операции. Частичная оплата кондиционеров по договору и зачет взаимных тре­бований отражены в бухгалтерском учете ЗАО «А» такими проводками: Дт 60 Кт 51 - 240 000 руб. - произведена част. оплата кондиционеров по дог. № 1; Дт 60 Кт 62 - 120 000 руб. - произведен зачет взаимных требований согласно ак­ту от 12 марта 2002 года. В заключение отмечу, что для целей учета расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость необходимо выполнение требования о выделении отдельной строкой суммы налога в первичных документах, оформляемых при проведении взаимозачетных операций (заявлении о проведении взаимозачета, акте сверки расчетов, акте зачета взаимных требований). Только в этом случае покупатель сможет предъявить уплаченный поставщику НДС к вычету из бюджета. Такое требование содержится в статье 172 НК РФ. К зачету может быть предъявлено одновременно несколько требований, каждое из которых должно отвечать перечисленным выше условиям. Отдельно следует отметить, что на применение взаимозачета Закон (ст.411 ГК РФ) накладывает ряд ограничений, при которых взаимозачет невозможен. В частности, не допускается зачет требований: - если по заявлению другой стороны к требованию подлежит применению срок исковой давности и этот срок истек (согласно ГК РФ срок исковой давности составляет три года); - о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью; - о взыскании алиментов; - о пожизненном содержании; - в иных случаях, предусмотренных законом или договором. Предприятия, определяющие выручку в целях налогообложения по отгрузке, исчисляют налоги с реализации непосредственно в момент отгрузки. Однако, факт оплаты приобретенных материалов, необходимый для отнесения НДС к зачету, у данных предприятий будет зависеть от даты проведения взаимозачета. Глава III. Организация бухгалтерского учета по ведению расчетов с помощью векселей на примере ООО «Одэкс»

1.Виды векселей, используемых на предприятии

Предприятие, на примере которого будут рассмотрены расчеты с помощью векселей, зарегистрировано в 1992г. В течение прошедших десяти лет в данной организации произошел ряд изменений: · произошло увеличение численности работающих в организации с 9 человек до 214 человек; · соответственно произошло увеличение объемов реализации по сравнению с 1992г. в 298 раз (объем выручки за 1992г. составил 36,8 тыс.руб., за 2001г. - 10 996,4 тыс.руб.). Осталось неизменным одно: организация занимается производством мебели, оптовой и розничной торговлей мебелью, причем диапазон торговли распространяется на территорию всей России. Объем выручки за 1997г. составил 184,0 тыс. руб. Начиная с 1997г., в условиях дефицита свободных денежных средств, ООО «Одэкс» стало получать за отгруженную продукцию векселя - как простые, так и переводные, собственные и финансовые организаций, приобретающих у них товары (мебель). И для расчетов за приобретенную продукцию ООО «Одэкс» стало применять эти же векселя. В бухгалтерии ООО «Одэкс» открыты следующие учетные регистры: · книга учета ценных бумаг (векселей); · книга (ведомость) учета регистрации приема-передачи векселей; · карточка учета векселей. Книга учета ценных бумаг имеет следующие реквизиты:наименование эмитента; номинальная цена ценной бумаги (векселя); покупная стоимость; номер; серия; общее количество; дата покупки; дата продажи. Все поступившие в ООО «Одэкс» и соответственно выбывающие векселя регистрируются в ведомости учета регистрации векселей. Ведется карточка аналитического учета векселей, где отражают выдачу собственных векселей. Порядок ведения бухгалтерского учета при ведении расчетов с применением векселей в данный момент более или менее понятен издано письмо Минфина РФ от 31 октября 1994г. № 142 «О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги» с изменениями, внесенными письмом Минфина России от 16 июля 1996г. № 62, а также приказ Минфина России от 15.01.97г. № 2 «О порядке отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами». Начиная с 1997г. по 2001г. включительно отражение операций в бухгалтерском учете, связанных с обращением векселей, в ООО «Одэкс» производилось в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991г. № 56 с последующими изменениями и дополнениями. Приобретенные векселя в виде финансовых вложений в ООО «Одэкс» учитывались на счете 06 «Долгосрочные финансовые вложения», собственные векселя, выданные в оплату за приобретенный товар отражались на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет «Векселя выданные». Когда ООО «Одэкс» являлся векселедержателем - получателем денежных средств по векселю за отгруженную продукцию, при получении векселя отражалась сумма, указанная в нем по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет «Векселя полученные». С 2002 года организация перешла на новый План счетов и отражение операций в бухгалтерском учете, связанных с обращением векселей, в ООО «Одэкс» производилось в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов [27]. Все векселя регистрируются по мере поступления в Книге учета, ведется строгий контроль за их наличием, осуществляемый главным бухгалтером и заместителем директора, выбытие векселей регистрируется в момент передачи векселя или совершения индоссамента. 2. Бухгалтерский учет и налогообложение векселей, применяемых в ООО «Одэкс» Как указывалось ранее, бухгалтерский учет в ООО «Одэкс» велся в соответствии с требованиями действовавшего законодательства. Проведенными выездными налоговыми проверками ИМНС РФ по г.Одинцово Московской области в 1998г. и 2001г. нарушений при совершении расчетов с помощью векселей в ООО «Одэкс» установлено не было. Теперь перейдем к рассмотрению конкретных ситуаций, имевших место в ООО «Одэкс» в 2002году. Рассмотрим первую ситуацию с применением простого векселя: ООО «Одэкс» согласно приказу об учетной политике определяет выручку в 2002году для целей налогообложения методом «по оплате». В марте 2002 года ООО «Одэкс» реализовало ООО «Уют» на основании договора поставки, заключенного 20.01.2002г.№44, готовую продукцию (мягкую мебель) договорной стоимостью на сумму 600 000 руб. (в том числе НДС – 100 000руб.). Себестоимость реализованной продукции составила 400 000руб. Взамен от покупателя был получен его собственный вексель номинальной стоимостью 600 000руб. со сроком оплаты «по предъявлении». В апреле 2002года данный вексель был передан по индоссаменту ЗАО «Спецстрой» в обмен на партию комплектующих деталей к мебели стоимостью 600 000руб. (в том числе НДС - 100 000руб.). В бухгалтерском учете ООО «Одэкс» отразило указанные хозяйственные операции следующими проводками. В марте 2002года: Дт 62 субсчет «Расчеты за проданные товары (работы, услуги)» Кт 90 субсчет «Выручка» - 600 000 руб. отражена выручка от реализации готовой продукции (мягкой мебели); Дт 90 субсчет «Налог на добавленную стоимость» Кт 76 субсчет «НДС по неоплаченным счетам» - 100 000 руб. - начислен НДС; Дт 90 субсчет «Себестоимость продаж» Кт 43 «Готовая продукция» - 400 000 руб. – списана себестоимость реализованной продукции; Дт 62 субсчет «Векселя полученные» Кт 62 субсчет «Расчеты за проданные товары (работы, услуги)» - 600 000руб. – получен от покупателя (ООО «УЮТ») вексель; В апреле 2002 года: Дт 41 Кт 60 субсчет «Расчеты с ЗАО «Спецстрой»» - 500 000 руб. (600 000 -100 000) - оприходованы полученные матери­алы по стоимости без учета НДС; Дт 19 Кт 60 субсчет «Расчеты с ЗАО «Спецстрой»» - 100 000 руб. - учтен НДС по оприходованным материалам; Дт 60 субсчет «Расчеты с ЗАО «Спецстрой»» Кт 62 субсчет «Векселя полученные» - 600 000 руб. – передан вексель в счет оплаты стоимости полученных материалов; Дт 76 субсчет «НДС по неоплаченным счетам» Кт 68 субсчет «Расчеты по НДС» - 100 000 – начислен к уплате в бюджет НДС по реализованной готовой продукции (мягкой мебели); Дт 26 «Общехозяйственные расходы» Кт 68 субсчет «Расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог» - 5000 руб. ((600 000 - 100 000) х 1%) – начислен налог на пользователей автомобильных дорог; Дт 90 субсчет «Себестоимость продаж» Кт 26 - 5 000 руб. – списан на реализацию налог на пользователей автомобильных дорог; Дт 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кт 19 - 100 000 руб. - предъявлен к вычету из бюджета НДС по оприходованным материалам. * ООО «Одэкс», получившее простой вексель со сроком оплаты «по предъявлении» передало его по индоссаменту третьему лицу, то есть ЗАО «Спецстрой». У ООО «Одэкс» при передаче векселя по индоссаменту согласно пункту 4 статьи 167 НК РФ наступил момент реализации и возникло обязательство по уплате НДС и налога на пользователей автомобильных дорог (учетная политика «по оплате»). Если бы использовался метод «по отгрузке», то НДС должен быть начислен к уплате в бюджет в момент отгрузки товаров. Теперь рассмотрим ситуацию с использованием переводного векселя. 1 марта 2002 года ООО «Одэкс» (продавец) реализовало ООО «Визит» (покупатель) продукцию (мебель) на сумму 240 000 руб. (в том числе НДС –40 000 руб.). Себестоимость продукции составила 170 000 руб. От покупателя ООО «Визит» получен переводной вексель на сумму 250 000 руб. сроком погашения через два месяца, то есть в мае 2002года. В качестве плательщика по векселю указана сторонняя организация ОАО «Легион», которая акцептовала вексель. ООО «Одэкс», как указывалось выше, в 2002 году определяет выручку для целей налогообложения мето­дом «по оплате». В бухгалтерском учете ООО «Одэкс» (векселедержатель) отразило указанные хозяйственные операции следующими проводками. В марте 2002 года: Дт 62 субсчет «Расчеты за реализованную продукцию» Кт 90 субсчет «Выручка» - 240 000 руб. - отражена выручка от реализации продукции; Дт 90 субсчет «Налог на добавленную стоимость» Кт 76 субсчет «НДС по неоплаченным счетам» - 40 000 руб. (240 000 руб. х 16,67%) - начислен НДС по реализованной продукции; Дт 90 субсчет «Себестоимость продаж» Кт 43 - 170 000руб. - списана себестоимость отгруженной продукции; Дт 62 субсчет «Векселя полученные» Кт 62 субсчет «Расчеты за реализованную продукцию» - 250 000 руб. - получен переводной вексель; Дт 62 субсчет «Расчеты за реализованную продукцию» Кт 90 субсчет «Выручка» - 10 000 руб. (250 000 - 240 000) - отражен доход по векселю. * В данном случае в бухгалтерском учете ООО «Одэкс» оплата за отсрочку платежа, была рассчитана исходя из ставки рефинансирования Банка России на момент оплаты векселя 25 %. Она составила 9 860 руб. (240 000руб. х 25% х 60 дн.: 365 дн.). Таким об­разом, ООО «Одэкс» начислило с вексельного дохода НДС в размере 20 руб. ((10 000 руб. – 9 860 руб.) х 16,67%). Дт 90 субсчет «Налог на добавленную стоимость» Кт 76 субсчет «НДС по неоплаченным счетам» -20 руб. начислен НДС с дохода по векселю. В мае 2002 года: Дт 76 субсчет «Расчеты с ОАО «Легион»» Кт 62 субсчет «Векселя полученные» - 250 000 руб. - предъявлен к оплате вексель; Дт 51 Кт 76 субсчет «Расчеты с ОАО «Легион»» - 250 000 руб. - оплачен вексель; Дт 76 субсчет «НДС по неоплаченным счетам» Кт 68 субсчет «Расчеты по НДС» - 40 020 руб. (40 000 + 20) - начислен к уплате в бюджет НДС; Дт 26 Кт 68 субсчет «Расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог» - 2 100 руб. ((250 000 руб. – 40 020 руб.) х 1%) - начислен налог на пользователей автомобильных дорог. * У предприятия-векселедержателя ООО «Одэкс» при погашении векселя, согласно пункту 4 статьи 167 НК РФ наступает момент реализации и возникает обязательство по уплате НДС и налога на пользователей автомобильных дорог (при учетной политике «по оплате»). Что касается вексельного дохода (дисконта или процентов по векселю), то НДС облагается только та его часть, которая превышает доход, исчисленный по ставке рефинансирования Банка России. Это определено в подпункте 3 пункта 1 статьи 162 НК РФ. Следующая ситуация связана с выдачей собственного векселя за приобретенный товар. ООО «Одэкс» 01.02.2002г. выдало ЗАО «Мебелькомплект» собственный вексель номинальной стоимостью 150 000. ЗАО «Мебелькомплект» продает ООО «Одэкс» партию товара (обивочной ткани) стоимостью 120 000, в том числе НДС - 20 000. Через два месяца 01.04.2002г. ЗАО «Мебелькомплект» предъявило вексель к оплате, и ООО «Одэкс» погасило задолженность по векселю. В день поступления товара в бухгалтерском учете ООО «Одэкс» были сделаны следующие проводки. В феврале 2002года: Дт 10 Кт 60 субсчет «Расчеты за товары (работы, услуги)» - 100 000 - оприходован полученный товар; Дт 19 Кт 60 субсчет «Расчеты за товары (работы, услуги)» - 20 000 руб. - учтен НДС; Дт 60 субсчет «Расчеты за товары (работы, услуги)» Кт 60 субсчет «Векселя выданные» - 150 000 руб. - выдан поставщику собственный вексель. * В данной ситуации необходимо следовать пункту 6 ПБУ 10/99, в котором указано, что покупатель включает разницу между номиналом векселя и стоимостью оприходованных материальных ценностей в фактическую себестоимость их приобретения. Это положение подтверждается пунктом 4 письма Минфина России № 142 [9], а также пунктом 6 ПБУ 5/01 [16]. Бухгалтерия ООО «Одэкс» отразила разницу между номиналом векселя и стоимостью оприходованного товара: Дт 10 Кт 60 субсчет «Расчеты за товары (работы, услуги)» - 30 000 руб. (150 000 - 120 000) - учтена разница между суммой вексе­ля и стоимостью товара; В апреле 2002 года: Дт 60 субсчет «Векселя выданные» Кт 51 - 150 000 руб. - оплачен вексель. * ООО «Одэкс», выдавшее вексель, принимает НДС к вычету из бюджета только после того, как этот вексель фактически оплачен денежными средствами платежным поручением №278 от 01.04.2002г. При этом мы знаем, что не имеет значения, в какое время оплачивается вексель - по наступлении срока платежа или досрочно. Это предусмотрено пунктом 2 статьи 172 НК РФ. Однако НК РФ не содержит требования об оплате векселя только денежными средствами. Под формулировкой «фактически оплачено» следует понимать погашение задолженности по векселю и другими способа­ми - взаимозачетом, цессией (путем переуступки права требования), встречной поставкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и пр. Итак, после оплаты векселя денежными средствами ООО «Одэкс» принимает к зачету «входной» НДС. При этом в учете делает следующие проводки: Дт 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кт 19 - 20 000руб. - предъявлен к вычету из бюджета НДС по оприходованным и оплаченным ценностям (товару). Следующая ситуация связана с применением в расчете финансовым векселем. Финансовые векселя чаще всего выпускаются банками или другими кредитными организациями и используются предприятиями в качестве финансовых вложений. Приобретая какие-либо товары (работы, услуги), предприятие может передавать в счет их оплаты финансовый вексель. В п.45 Приказа Министерства РФ по налогам и сборам от 20.12.2000г. №БГ-2- 03/447 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ» указано, что при применении п.2 ст.172 необходимо учитывать следующее: « В случае, когда для расчетов с продавцом за поставленные товары передается финансовый вексель, то есть вексель, который приобретен в качестве финансового вложения и за который фактически уплачены денежные средства, то сумма налога на балансе покупателя, использующего его в расчетах, принимается к вычету только в пределах фактически перечисленных денежных средств». ООО «Одэкс» 10.07.2002г. приобрело финансовый вексель в Одинцовском филиале МАКБ «Возрождение» за 360 000руб. номинальная стоимость векселя 720 000руб. Срок погашения - один год. Этим векселем ООО «Одэкс» расплатилось со своим поставщиком ЗАО «Древмебель» за полученный товар (партия бруса) на сумму 720 000руб., в том числе НДС - 120 000руб. Данные операции ООО «Одэкс» отразило в бухгалтерском учете следующими проводками: Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кт 51 - 360 000руб. – перечислены банку денежные средства; Дт 58 «Финансовые вложения» Кт 51 - 360 000руб. - оприходование оплаченного векселя; Дт 41 Кт 60 субсчет «Расчеты с ЗАО «Древмебель» - 600 000руб. - получен товар от поставщика; Дт 19 Кт 60 субсчет «Расчеты с ЗАО «Древмебель» - 120 000руб. - учтен НДС по приобретенному товару; Дт 60 субсчет «Расчеты с ЗАО «Древмебель»» Кт 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы» - 720 000руб. - реализован вексель поставщику товара; Дт 91 субсчет 2 «Прочие расходы» Кт 58 - 360 000 - списана учетная стоимость векселя; Дт 91 субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов» Кт99 «Прибыли и убытки» - 360 000руб. (720 000 - 360 000) - получена прибыль от реализации векселя; Дт 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кт 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» - 60 000руб. (360000 х 16,67%) - принят к зачету НДС по приобретенному товару исходя из фактической суммы денежных средств, уплаченных за вексель; Дт 91-9 Кт 19 - 60 000руб. - списан НДС в прочие расходы. И теперь рассмотрим ситуацию, имевшую место в ООО «Одэкс» при получении товарного векселя в качестве предоплаты. В качестве предоплаты продавец может получить от покупателя вексель, плательщиком по которому является какое-либо третье лицо, то есть переводный вексель. После того как плательщик акцептует этот вексель, у продавца меняются: - дебитор (вместо должника по основной сделке им становится плательщик по векселю); - основание дебиторской задолженности (вместо задолженности по оплате продукции (работ, услуг) возникает задолженность по оплате векселя). ООО «Одэкс» заключило договор на поставку мебели с ЗАО «Веста» от 03.12.2001г. №1048. В соответствии с этим договором ООО «Одэкс» (продавец) должно поставить ЗАО «Веста» (покупателю) продукцию собственного производства на общую сумму 240 000 руб. (в том числе НДС - 40 000 руб.). Себе­стоимость этой продукции составляет 150 000 руб. В качестве предоплаты за продукцию ООО «Одэкс» получил от ООО «Весты» переводной вексель номинальной стоимостью 240 000 руб. Платель­щиком по этому векселю является третья сторона - ЗАО «Куб». На момент передачи вексель уже был акцептован плательщиком. ООО «Одэкс» получило вексель в январе 2002 года, продукцию поку­пателю отгрузило в феврале, а платеж по векселю получило в марте. Учетной политикой ООО «Одэкс», как нам уже известно, предусмотрено, что в целях налогообложения оно определяет выручку «по оплате». В бухгалтерском учете ООО «Одэкс» отразило данную операцию следующим образом. В январе 2002 года: Дт 76 субсчет «Расчеты с ЗАО «Куб»» Кт 76 субсчет «Расчеты с ЗАО «Веста» - 240 000 руб. - получен от покупателя акцептованный переводный вексель. В феврале 2002 года: Дт 62 субсчет «Расчеты с ЗАО «Веста» Кт 90 субсчет «Выручка» - 240 000 руб. - отражена выручка от реализации продукции; Дт 76 субсчет «Расчеты с ЗАО «Веста» Кт 62 субсчет «Расчеты с ЗАО «Веста» - 240000руб. - зачтена предоплата, полученная в форме переводно­го векселя; Дт 90 субсчет «Налог на добавленную стоимость» Кт 76 субсчет «НДС по неоплаченным счетам» - 40 000 руб. (240 000 руб. х 16,67%) - начислен НДС к уплате в бюджет; Дт 90 субсчет «Себестоимость продаж» Кт 43 - 150 000 руб. - списана себестоимость реализованной продукции. В марте 2002 года: Дт 51 Кт 76 субсчет «Расчеты с ЗАО «Куб» - 240 000 руб. - получен платеж по векселю; Дт 76 субсчет «НДС по неоплаченным счетам» Кт 68 субсчет «Расчеты по НДС» - 40 000 руб. – начислен к уплате в бюджет НДС; Дт 26 Кт 68 субсчет «Расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог» - 2000 руб. ((240 000 руб. - 40 000 руб.) х 1 %) - начислен налог на пользователей автомобильных дорог.

Заключение

Целью настоящей дипломной работы являлось изучение истории возникновения векселя, применения вексельного права в международной практике и в России, ряда теоретических вопросов при проведении расчетов векселей и отражение их в бухгалтерском учете на примере конкретной организации - ООО «Одэкс». На основе проведенного анализа применения расчетов с использованием векселей необходимо отметить достоинства системы вексельного обращения в экономике страны. Основным преимуществом этих операций можно назвать то, что векселя служат общим интересам партнеров. Сложившаяся ситуация стимулирует увеличение вексельного оборота и взаимозачетов. Отсутствие «живых» денег у участников сделок плюс недостаточно действующая банковская система, делают применение неденежных форм расчетов наиболее привлекательными для участников рынка. С помощью этой формы расчетов поставщик может расширить сферу своей маркетинговой деятельности, компенсировать неизбежные потери доходов от инфляции, оптимизировать налогооблагаемую базу. Очевидны преимущества и для покупателя (заказчика): у него появляется шанс использовать льготный товарный кредит на свои неотложные нужды, на расширение своей производственной деятельности. Отсрочка же уплаты за поставленную продукцию поставщиком в конечном итоге не ухудшает финансовые результаты, поскольку оплата за кредит является составной частью издержек производства. Однако, необходимо еще раз напомнить, что вексель - это прежде всего денежное обязательство, не обремененное другими условиями, и никакое другое. Вследствие этого деление векселей на группы (финансовый, товарный и прочее) не более, чем условность, хотя при отражении в бухгалтерском учете эту условность надо соблюдать. Итак, достоинства векселя позволяют рассматривать его как универсальное кредитно-расчетное средство, которым он давно стал в странах с развитыми рыночными отношениями, где расчеты векселем составляют около 20% всех платежей. На сегодняшний день практика применения векселей при проведении расчетов является очень актуальной темой не только в зарубежных странах, но и в России. Вексель как средство платежа не уступает самим деньгам, так как его можно разменять, передать, отразить в учете сам факт движения. Кроме того, по сравнению с деньгами он обладает даже большим преимуществом, поскольку его трудно подделать, так как на всем пути передаточных надписей не представляет особого труда найти всех обязанных по векселю участников сделки. К недостаткам векселя относится перечень принятых им обязательств согласно установленной законом форме (место, дата и т.д.), Выпуская векселя и передавая их кредиторам (продавцам), предприятие никак не улучшает свое финансовое положение, потому что по векселю необходимо заплатить безусловно и в срок. Условия оплаты по векселю намного жестче, чем оплата долга в других случаях. Проведенный анализ расчетов с использованием векселей затронул лишь часть рынка. В данной работе внимание было уделено наиболее часто встречающимся ситуациям. Также, были детально проанализированы варианты учета и налогообложения, которые изобилуют специфическими моментами и тонкостями. Рассмотренное множество форм и видов взаимозачетов делает возможным применение их на практике во всех отраслях хозяйствования. В сложившейся экономической ситуации, когда затруднены расчеты между участниками деятельности реальными деньгами, применение взаимозачетов позволяет «расшить» возникшие взаимные неплатежи. Зачеты и векселя позволяют предприятиям сохранять производство; как следствие некоторые предприятия сформировали целые отделы для проведения взаимозачетов. Основой стабильности многих предприятий служит четкая работа этих отделов. В свете нынешней экономической ситуации для привлечения клиентов Сберегательный банк России с 2001 года стал предлагать, как вид услуг, для клиентов простые рублевые векселя Сбербанка России в виде простых процентных векселей (с номиналом в рублях) и простых дисконтных векселей (с номиналом в рублях), что весьма актуально для многих организаций и предприятий, осуществляющих свою деятельность по всей территории России. Реализация данных векселей может производиться юридическим лицам - резидентам Российской Федерации, физическим лицам - гражданам РФ и нерезидентам. Сбербанком России установлены минимальные и максимальные размеры вексельных сумм, векселя выдаются только после поступления на счет учреждения банка денежных средств в сумме, оговоренной в договоре. Оплата же самого векселя производится в момент предъявления векселя в учреждение Сбербанка России. В данной ситуации предприятия, прибегающие к приобретению векселей для расчетов за приобретенную продукцию, значительно снижают риск потери денежных средств при перевозке и при возникновении других опасных ситуаций. Ведь намного удобнее и надежнее взять векселя, чем везти крупную сумму денежных средств (в количественном, весовом и стоимостном выражении). Таким образом, на примере ООО «Одэкс» можно было увидеть, что при расчетах векселями предприятия в настоящее время не испытывают трудностей. В законодательном порядке тема операций с векселями в данный момент отражена достаточно полно, Министерством РФ постоянно налогам и сборам совместно с Министерством Финансов РФ даются разъяснения по недостаточно освещенным вопросам. Что же касается вопросов ведения бухгалтерского учета по поступлению, движению и выбытию векселей, то на мой взгляд, особенных проблем не просматривается. Хотя на практике, естественно, у различных организаций возникают специфические вопросы, связанные с применением векселей, которые необходимо решать в свете ситуации, сложившейся на текущий момент. Согласно аналитическим данным, приведенным в приложении №6, по предприятию ООО «Одэкс» можно сделать вывод, что изо всей массы применяемых векселей первое место при осуществлении расчетов занимают простые векселя. На диаграммах (см. приложение №7,8) можно видеть всю ситуацию с векселями, которая имеет место в ООО «Одэкс». Простые векселя менее сложны при оформлении расчетов, но я полагаю, что предприятиям следует делать упор на работу с применением переводных векселей. Многие предприятия, применяя переводные векселя, отодвигают момент налогообложения во время получения векселя, а это значит, что меньше уходит денежных средств на уплату налогов и больше остается денежных средств на приобретение оборотных активов (сырья, материалов) для дальнейшей работы. Конечно, для организаций эта практика наиболее выгодна; соответственно, по моему мнению, организациям и предприятиям выгоднее расширять практику применения переводных векселей. При изучении работы ООО «Одэкс» с векселями было установлено, что организация мало применяет финансовые векселя. По моему мнению, предприятиям надо больше работать с применением финансовых векселей. Как правило, с финансовыми векселями в настоящее время работают банки; соответственно у организаций и предприятий уменьшается риск быть обманутыми и потерять свои средства. Работая с финансовыми векселями, организации могут получать стабильный доход в виде дисконта при приобретении векселей. Если бы ООО «Одэкс» приобретал финансовые векселя, то могло бы получать доход, тем самым получать дополнительную прибыль, которую впоследствии можно было бы направить на развитие организации. Соответственно, и государство получило бы больший доход в виде налога на прибыль. Работая в налоговой инспекции и проводя выездные документальные проверки, мне приходится сталкиваться с тем, что предприятия, применяя для расчетов векселя, мотивируют это возможностью временного, а то и полного ухода от налогообложения. В связи с вышеизложенным, хотелось бы внести предложение в Министерство РФ по налогам и сборам о создании единой базы данных по вексельному обращению. Так, при проведении проверки налоговый инспектор имеет полную картину о движении векселей в данной организации и эти данные будет отражать в акте проверки, и, соответственно, эта информация должна поступать в МНС РФ, которое впоследствии могло бы либо самостоятельно, либо через нижестоящие налоговые органы проверять правильность отражения расчетов, а также возможное получение доходов по векселям. Это предотвратило бы полный уход отдельных организаций от налогообложения при расчетах, осуществляемых с помощью векселей. И тем не менее, в настоящее время вексель является универсальным средством расчетов. Предприятиям и организациям не следует бояться применять векселя при проведении расчетов. На мой взгляд, если каждая организация хотя бы один раз воспользуется векселем, то все эти предприятия поймут положительный эффект, получаемый от расчетов векселями и в последующем смогут перейти на постоянную систему расчетов со своими деловыми партнерами с помощью векселей.

Список литературы

1. Сайт http://diplombuh.narod.ru

Страницы: 1, 2


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.