![]() |
|
|
Диплом: Учёт затрат на производство и реализацию продукцииДиплом: Учёт затрат на производство и реализацию продукции§ 3. Учет расходов на продажу Состав расходов на продажу Расходы на продажу представляют собой затраты по отгрузке и продаже продукции и поэтому учитываются в составе ее полной себестоимости. Они, в частности, включают: стоимость тары, приобретаемой на стороне, при затаривании на складах, оплату упаковки изделий сторонними организациями, расходы по ремонту и содержанию тары, если ее стоимость входит в договорную (продажную) цену продукции и оплате покупателем не подлежит; расходы на доставку продукции до пункта, обусловленного договором, погрузку ее в транспортные средства, оплату услуг специализированных транспортно- экспедиционных контор и др. (кроме тех случаев, когда эти расходы возмещаются покупателями сверх цены на продукцию); оплату услуг в соответствии с заключенными договорами торгово-комиссионных (факторинговых) и других аналогичных операций; комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым организациям в соответствии с договорами; затраты на рекламу, включающие расходы на объявления в печати, по телевидению, буклеты и проспекты, каталоги, пресс-релизы и т. п.; экспортные таможенные пошлины и сборы, представительские расходы; прочие расходы по сбыту (связанные с анализом качества готовой продукции, маркетинговой деятельностью и т. п.). Не относятся к расходам на продажу стоимость тары и затраты на упаковку изделий, если она осуществляется в цехах, изготавливающих продукцию, и является составной частью процесса производства. Учет и распределение расходов на продажу Учет расходов на продажу ведется на одноименном собирательно- распределительном счете по статьям затрат: расходы на тару и упаковку, расходы на транспортировку продукции, комиссионные сборы, расходы на рекламу и прочие расходы по сбыту. Учтенные на счете суммы распределяются по видам проданной продукции и включаются в ее полную себестоимость. На продукцию, отпущенную своему капитальному строительству, непромышленным производствам и хозяйствам, расходы на продажу не относятся. Если учет продажи продукции ведется без использования счета Товаров отгруженных, сумма учтенных на соответствующем счете коммерческих расходов относится на дебет счета Продаж. Распределение расходов на продажу по видам изделий, отпущенных сторонним организациям, зависит от характера продукции и отраслевых особенностей производства. Затраты по таре и упаковке, специфичной для отдельных видов продукции, относятся на ее себестоимость по прямому признаку на основе соответствующих первичных документов. При невозможности такого списания они могут распределяться между отдельными видами проданной готовой продукции исходя из ее веса, объема, производственной себестоимости или других показателей, предусмотренных в отраслевых инструкциях по вопросам планирования, учета и калькулирования. В таком же порядке распределяются расходы по транспортировке. Остальные расходы на продажу распределяются между видами продукции пропорционально их весу, объему или производственной себестоимости проданной продукции. В ряде отраслей промышленности общую сумму расходов на продажу распределяют пропорционально плановой или фактической производственной себестоимости проданной продукции, а в легкой, пищевой промышленности — пропорционально выручке от продажи. Аналитический учет расходов на продажу ведется в ведомостях (машинограммах) в разрезе установленной номенклатуры статей расходов. При организации учета по .центрам расходов соответствующие машинограммы получают в разрезе складов и служб, связанных с продажей готовой продукции. Учет расходов на рекламу Обособленного учета в составе расходов требуют затраты на рекламу продаваемой организацией продукции (работ, услуг). К ним относятся расходы на разработку и издание рекламных проспектов, альбомов, брошюр, изготовление фирменных пакетов, этикеток, на проведение рекламных мероприятий средствами массовой информации, на изготовление рекламных щитов, оформление витрин и т. п. Выделение учета расходов, на рекламу на отдельном субсчете к счету Расходов на продажу позволяет контролировать их общую величину, правильно исчислять налог на рекламу, являющийся одним из наиболее распространенных местных налогов, определять величину превышения предельных размеров затрат на рекламу, учитываемого при налогообложении прибыли. Предельные размеры расходов на рекламные мероприятия зависят от объема выручки от продажи продукции, товаров и услуг, включая НДС. На себестоимость проданной продукции эти расходы относятся в фактической величине. Учет расходов на тару На счетах бухгалтерского учета расходы на тару и упаковку готовых изделий отражаются следующим образом. На стоимость тары и тарных материалов, израсходованных на упаковку продукции после ее сдачи на склад, суммы оплаты труда и отчислений на социальные нужды занятых упаковкой продукции, погрузкой изделий в транспортные средства рабочих производится бухгалтерская запись Д-т сч. Расходов на продажу К-т сч. Материалов, Расчетов с персоналом по оплате труда, Расчетов по социальному страхованию и обеспечению и др. Если процесс упаковки продукции осуществляется в цехах основного производства, указанные расходы включают в производственную себестоимость основной продукции и отражают на счете Основного производства по калькуляционным статьям затрат вспомогательных материалов, оплаты труда и др. Стоимость тары, изготавливаемой обособленно от основной продукции, калькулируют отдельно и включают комплексной статьей в расходы на продажу или в счет к оплате в зависимости от того, возвращается она покупателем или нет. Учет транспортных расходов Стоимость перевозок продукции от организации до пункта, обусловленного договором поставки, отражается по кредиту счета Вспомогательных производств, если транспортировка выполнена транспортом своей организации, или по кредиту счета Расчетов с поставщиками и подрядчиками, если транспортные услуги оказаны сторонней организацией: Д-т сч. Расходов на продажу К-т сч. Вспомогательных производств К-т сч. Расчетов с поставщиками и подрядчиками. По условиям поставки некоторых видов товаров их необходимо сопровождать в пути следования до станции покупателя. Расходы по сопровождению продукции учитываются на дебете счета Расходов на продажу и кредите счетов Расчетов с персоналом по оплате труда, Расчетов по социальному страхованию и обеспечению и др. — на сумму оплаты труда и отчислений на социальные нужды экспедитора или другого работника, сопровождающего продукцию. Суточные за время сопровождения и стоимость обратного проезда относятся на расходы по сбыту с кредита счета Расчетов с подотчетными лицами. Потери продукции в пути в пределах норм естественной убыли, если по договору они относятся на поставщика, включаются в расходы на продажу. В условиях автоматизированной обработки учетной информации степень детализации бухгалтерского учета расходов на продажу существенно повышается, появляются возможности увеличить номенклатуру указанных расходов, расширить перечень объектов калькулирования, повысить точность расчетов, исключить или значительно уменьшить их условность. Учет издержек обращения К расходам на продажу относятся и издержки обращения торговых и снабженческо-сбытовых организаций. В отличие от отраслей материального производства они разнообразнее по составу, поскольку включают кроме прямых расходов на продажу затраты на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря, на оплату труда, на управление оптовыми и розничными предприятиями. В общей сумме издержки обращения характеризуют собой затраты на продвижение товаров от производителя к потребителю, возмещаемые торговой скидкой (накидкой), содержащейся в цене товара. Особенностью учетной группировки издержек обращения является деление их на затраты, вызываемые продолжением производственного процесса в сфере обращения (транспортные расходы, подработка, подсортировка, упаковка и хранение товаров, товарные потери), и издержки по продаже товаров торговыми предприятиями или подразделениями организаций материального производства, осуществляющими торговую деятельность. Оплата труда штатного персонала, занятого торговлей, обычно учитывается вместе. Издержки обращения группируют по видам торговой деятельности: оптовая, розничная торговля, общественное питание, заготовление и переработка сельскохозяйственной продукции. При централизованном учете торгово- снабженческой деятельности издержки отражаются по их видам в целом, за исключением оплаты труда, которую целесообразно учитывать по каждому магазину и иной торговой точке отдельно. Основные затраты, включаемые в состав издержек обращения, учитываются и списываются так же, как и в отраслях материального производства. Аналогично учитываются товарные потери в пределах и сверх норм естественной убыли. Специфичен порядок распределения издержек обращения между проданным товаром и его остатком на конец каждого месяца, а также отражения его в бухгалтерском учете. Такое распределение позволяет правильно исчислить себестоимость остатка непроданных товаров и выявить финансовый результат продаж. При существующей в настоящее время практике учета распределению подлежат только издержки, связанные с завозом товара, включая выплату процентов по полученным кредитам. Остальные издержки полностью списываются на затраты и отражаются на финансовых результатах того месяца, в котором они были учтены. Рассмотрим следующий пример. руб. Издержки обращения на остаток товаров на начало месяца (начальное сальдо счета Расходов на продажу в части транспортных расходов и процентов за кредит) 10 000 Издержки обращения за отчетный месяц (оплата труда, аренда, транспортные расходы, реклама, проценты за кредит и др.) 500 000 в том числе: транспортные расходы 45 000 проценты за кредит 65 000 Продано товаров за месяц 4 200 000 Остаток непроданных товаров 800 000 Средний процент издержек обращения к общей стоимости товаров 10000+45000+65 000 120000 4200000+800000 "5 000000 2.4 % Издержки обращения на остаток товаров [(800 000 • 2,4 %): 100 %] 19 200 Транспортные расходы и оплата процентов за кредит, относимые на счет Продаж (120 000 - 19 200) 100 800 Прочие издержки обращения (500 000-45 000-65 000) 390000 Списано в качестве расходов на продажу (390 000+100 800) 490 800 Таким образом, на финансовые результаты продаж издержки обращения списывают за минусом их части, отнесенной на остаток непроданных товаров. § 4. Попроцессный метод калькулирования себестоимости продукции Принципы Попроцессный метод калькулирования попроцессного метода себестоимости продукции обычно при- меняется на предприятиях, для которых характерны массовый характер производства, один или несколько видов производимой продукции, краткий период технологического процесса и отсутствие в большинстве случаев незавершенного производства. Примером могут служить предприятия добывающих отраслей промышленности, электро- и тегоюстанции, некоторые предприятия химической промышленности, промышленности строительных материалов и др. Сущность попроцессного метода заключается в том, что прямые и косвенные издержки производства учитываются по статьям калькуляции на весь выпуск продукции. В связи с этим средняя себестоимость единицы продукции (работы, услуги) определяется делением суммы всех издержек производства за месяц (в целом по итогу и по каждой статье) на количество готовой продукции за этот же период. Объекты учета издержек производства часто совпадают с объектами калькулирования. Для усиления контроля за издержками производства и местами их возникновения на многих предприятиях производственный процесс подразделяется на стадии. В связи с этим вносятся изменения и в номенклатуру статей, по которой учитываются издержки производства. При этом последние становятся, как правило, прямыми и появляется возможность отражать их по экономическим элементам. Перечисленные характеристики производства обусловливают сущность попроцессного метода. Поэтому в литературе по бухгалтерскому учету этот метод часто именуется по-разному: простой, однопередельный, попроцессный и т. д. В нашем учебнике будем исходить из особенностей организации и технологии производства продукции по отдельным его слагаемым - процессам, стадиям. Следовательно, наиболее правильным его названием является "попроцессный метод калькулирования себестоимости продукции". Последовательность Последовательность выполняемых учета операций при попроцессном методе При попроцессном представлена на рис. 10.3. Комплекс- методе ные статьи расходов (блок 2) образу- ются в связи с необходимостью учета и контроля издержек вспомогательных производств (ремонтные и подготовительные работы) и расходов на управление. Издержки производства распределяются по стадиям (блок 3) в том случае, когда учет организуется не по производству в целом, а по отдельным процессам, например на лесозаготовках выделяются заготовка хлыстов, трелевка леса, разделка леса на конечных складах. Если добывается или производится продукция одного вида и отсутствует незавершенное производство, определяемая общая величина издержек производства за месяц (блок 4) и представляет себестоимость месячного выпуска (блок 9). В большинстве же случаев возникает необходимость распределения издержек производства. Сфера применения В зависимости от условий производст- попроцессного метода ва применяется один из трех вариантов распределения издержек производства (см. блоки 6—8 рис. 10.3). Первый вариант (распределение издержек производства между выпуском и незавершенным производством) Рис. 10.3. Блок-схема понроцессного метода калькулирования себестоимости продукции (блок 6) применяется в отраслях с длительным циклом производства, где к концу каждого периода образуется незавершенное производство. Наиболее характерными представителями этих отраслей являются предприятия торфяной и лесозаготовительной промышленности. Учет издержек производства на этих предприятиях ведется по процессам, но без калькулирования себестоимости продукции каждого процесса. При проведении инвентаризации незавершенного производства на каждом процессе его остатки оценивают по нормативной (сметной) себестоимости в зависимости от процесса. Затем исчисляют фактическую себестоимость выпуска продукции: к фактическим издержкам производства за месяц прибавляют издержки в незавершенном производстве на конец месяца. Фактическую себестоимость единицы продукции определяют способом прямого расчета. Второй вариант (распределение издержек производства между несколькими видами продукции) (блок 7) применяется на предприятиях отраслей, в которых незавершенное производство отсутствует или не принимается в расчет вследствие незначительности, но выпускается одновременно несколько видов продукции, например на электростанциях (одновременная выработка электро- и тепловой энергии), предприятиях нефтедобывающей промышленности (добыча нефти и газа) и промышленности стройматериалов (одновременная добыча песка и гравия). На предприятиях этого типа учет издержек производства ведется по процессам (стадиям). При этом издержки производства, относящиеся к определенному виду продукции, учитывают обособленно, общие же издержки распределяются между отдельными видами продукции одним из перечисленных ранее способов калькулирования. Так, при добыче нефти и газа на нефть относятся расходы на электрическую энергию, амортизацию скважин, расходы на текущий ремонт подземного оборудования скважин, расходы на увеличение отдачи пластов, деэмульсию, перекачку и хранение нефти; на природный газ — расходы на его сбор и транспортировку. Остальные расходы общего характера распределяются пропорционально массе валовой добычи нефти и газа. Третий вариант (суммирование издержек производства по процессам) (блок 8) применяют в угольной и горнорудной промышленности, углеобогащении, ряде производств промышленности строительных материалов (кирпичное и шиферное). Здесь происходит суммирование издержек производства по процессам и распределение их на объем выпущенной продукции. При применении попроцессного метода для контроля за себестоимостью продукции непременными условиями должны быть: наличие норм расхода материальных, трудовых и финансовых ресурсов, нормативов использования средств производства, смет производственных расходов; организация учета отклонений фактических расходов от норм и нормативов. Этому способствует то, что предприятия, применяющие попроцессный метод, добывают (вырабатывают) на протяжении длительного периода простую однородную продукцию, располагают налаженным нормативным хозяйством, т. е. имеют обоснованные текущие нормы. Благодаря этому, а также стабильной технологии и четкой организации производства и труда действующие нормы и нормативы изменяются в течение года сравнительно редко, а если и изменяются, то незначительно. § 5. Попередельный метод калькулирования себестоимости продукции Сущность и принципы Многие производства харакгеризуют- попередельного ся последовательной переработкой метода промышленного и сельскохозяйствен- ного сырья для получения законченного готового продукта на основе химико-физических, биологических и термических процессов. Особенностью таким производств является наличие последовательных технологических стадий, которые получили название передела. Передел — это совокупность технологических операций, которая завершается выработкой промежуточного продукта (полуфабриката) или же получением законченного готового продукта. Объектом учета издержек производства в таких производствах является каждый самостоятельный передел. Перечень переделов определяется на основе технологического процесса, в зависимости от которого строится система формирования и учета издержек производства, оценка незавершенного производства и калькулирование себестоимости продукции. Все перечисленные особенности и предопределяют суть по-передельного метода, который заключается в следующем. Прямые затраты отражаются в текущем учете не по видам продукции, а по переделам либо стадиям процесса производства, даже если в одном переделе можно получить продукцию разных видов. Следовательно, объектом учета' издержек производства обычно является передел. Поскольку в таких производствах процесс выпуска готовой продукции состоит в основном из нескольких последовательных технологически законченных переделов, то, как правило, исчисляется себестоимость продукции каждого передела, т. е. не только готового продукта, но и полуфабрикатов, так как они могут быть частично (порой в значительных размерах) продаваться на сторону в качестве товарной продукции. Кроме того, во многих случаях необходимо составлять калькуляции себестоимости отдельных видов или групп продукции, особенно если они изготовляются из одного или однородного исходного сырья. Значит, объектом калькулирования является вид или группа продукции каждого передела. Последовательность Последовательность выполняемых' учета при операций при попередельном методе попередельном методе покажем на рис. 10.4. Будем исходить их того, что на условном предприятии процесс производства состоит из трех переделов, в последнем из них полуфабрикаты превращаются в готовый продукт. Как видно из рис. 10.4, учет издержек производства попереде-льным методом ведется по каждому обособленному переделу. В организации учета издержек производства по этому методу есть сходство с попроцессным методом. При этом следует иметь в виду следующее: чем больше переделов, тем сложнее организовать учет издержек производства попередельным методом. Сфера применения Попередельный метод преимущест- попередельного венно применяется на предприятиях Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |