![]() |
|
|
Наркомания и токсикоманиягебоидного синдрома усиливаются при присоединении наркотизации. По мнению авторов, при наркоманиях гебоидный синдром служит как этиологическим фактором в отношении потребления ПАВ (в частности, такие проявления упомянутого симптомокомплекса, как анти- и асоциальность, расторможенность влечений, реже психический инфантилизм), так и следствием нарастающей токсической энцефалопатии и психогенного анормального развития личности наркомана (в понимании К. Биндера). Необходимо отметить, что а- и антисоциальность, расторможенность влечений, отдельные проявления психического инфантилизма как предикторы наркомании могут встречаться нередко вне рамок гебоидного синдрома, как монорасстройства или особенности личности. В частности, анти- и асоциальные тенденции могут наблюдаться в рамках анормального развития личности (в понимании К. Биндера) при формировании "краевой" психопатии (как правило, возбудимого или истеро- возбудимого типа). Эти же личностные особенности могут наблюдаться в рамках "ядерной" психопатии или соответствующей акцентуации личности (в понимании К. Леонгарда), а также при психоорганическом синдроме. Во всех случаях также следует исключить вероятность шизофренического процесса. Клиника упомянутого феномена достаточно хорошо описана многими исследователями, и поэтому в силу необходимости сжатого изложения материала в данном пособии не излагается. Целесообразно подчеркнуть, что в период упадка духовных ценностей, характерного для пореформенной России, частота анти- и асоциальных тенденций и соответственно их роль как этиологических факторов наркомании у несовершеннолетних закономерно возрастает. Граничат с анти- и асоциальными тенденциями детско-подростковые реакции протеста против значимых для личности и преживаемых как негативные явлений повседневной жизни. Такой протест может быть направлен как против неблагоприятной семейной обстановки (например, в случае пьянства отца или матери, низкого материального достатка в семье), так и против объективно существующей в настоящее время общей девальвации духовных ценностей (последнее нередко не осознается и субъективно переживается в виде отрицательных эмоциональных реакций на повседневные явления жизни). Вопрос о собственно расторможенности влечений в узком смысле этого термина вне рамок гебоидного синдрома сложен. При изучении преморбидных особенностей личности несовершеннолетних, больных наркоманиями, мы выделили две основные группы пациентов с упомянутым феноменом: Расторможение влечений у "гедонических" личностей, то есть у пациентов, основным стимулом поведения у которых в преморбидном периоде было получение" гедонических" переживаний: пищевых, сексуальных и т.п. К прочим наслаждениям такие подростки нередко прибавляют себе эффект от потребления наркотиков. Расторможение влечений у пациентов с преморбидно имеющим место психоорганическим синдромом ( как правило, резидуального генеза). Среди проявлений психического инфантилизма, умеренно выраженные признаки которого по существу являются нормой у несовершеннолетних (по мнению некоторых исследователей, даже до 30% и более лиц из числа взрослого населения имеют в качестве неболезненных личностных особенностей признаки психического инфантилизма, (цит. по Ковалеву В.В., 1979), наиболее часто в качестве предиктора наркоманий выступали следующие: Потребность в ярких эмоциональных переживаниях. Робость и нерешительность (признается как симптом психического инфантилизма не всеми исследователями). У робких и нерешительных детей и подростков часто наблюдается психологическая зависимость от более старших и волевых знакомых. В условиях, когда сбыт наркотиков приносит сверхприбыль, несовершеннолетние с выраженными чертами робости и нерешительности нередко под давлением знакомых, имеющих выраженные волевые особенности характера и вовлеченных в сферу наркобизнеса, начинают потребление наркотиков. В случае, если гипертрофированные черты психического инфантилизма, упомянутые выше, сочетаются с явлениями задержки психического развития или "амбулаторными" формами олигофрении, риск приобщения к систематической наркотизации значительно возрастает. Тревожно - мнительные черты характера, являющиеся основой так называемой психастении, также в случае своей значительной выраженности могут быть предикторами систематической наркотизации. В данном случае наркотики приобретают коммуникативную и транквилизирующую (вернее заменяющую ее эйфоризирующую) функции. Чем более выражены тревожно- мнительные черты, тем менее уверенно чувствует себя ребенок (подросток) среди сверсников, тем более он нуждается в психологической поддержке. Не получая ее в должной степени, он нередко прибегает к "химической" поддержке, которую ему охотно предоставляют торговцы наркотиками. Нередко наркомании наблюдаются у подростков с высокими интеллектуальными возможностями, превосходящими зачастую интеллект большинства сверсников. При этом личность может развиваться в преморбидном периоде вполне гармонично, отношения в семье и со сверсниками могут быть достаточно благоприятными. Здесь речь идет о случаях, когда наркомания развивается как будто на фоне полного психологического и психиатрического благополучия. По мнению авторов, причиной начала наркотизации в этих случаях нередко служит "информационная недостаточность" (близкая или тождественная психологическому понятию "сенсорная депривация"). Психологические механизмы начала наркотизации заключаются в том, что окружающие микросоциальные условия не предоставляют хорошо развитому интеллетуально индивиду достаточных оснований для эмоционального и интеллектуального насыщения. Процесс жизни в этих случаях воспринимается субъективно индивидом как "скучный". Поиски насыщения эмоциональной сферы и повышения интеллектуальной нагрузки здесь нередко провоцируют потребление "интеллетуальных" наркотиков (кокаин) или синтетических опиоидов. Врач психиатр-нарколог в подобной ситуации нередко встречается с "идейными" наркоманами, интеллектуально воспринимающими наркотики как высшее благо. Существенную роль в приобщении к потреблению ПАВ нередко играют детско- подростковые реакции подражания. По нашему мнению, в основе этих реакций могут иметь место различные особенности личности, большинство из которых перечислено в настоящем пособии. Разумеется, в данном разделе мы перечислили не все психологические и психиатрические предикторы наркомании у несовершеннолетних. Данный вопрос до настоящего времени не является достаточно изученным и нуждается в дальнейшем исследовании. Однако, по нашему мнению, в настоящем пособии освещены основные аспекты вопроса о психологических и психиатрических причинах приобщения несовершеннолетних к потреблению наркотиков, которые могут заинтересовать практического врача. В заключении данной части работы следует отметить, что в поле зрения врача психиатра-нарколога, работающего с несовершеннолетними больными наркоманиями, относительно редко попадают пациенты, обнаруживающие в преморбидном периоде: Идиопатическую ("генуинную") эпилептическую болезнь с судорожными стигматами , ранним началом и соответствующими изменениями личности. Бредовые психозы. Галлюцинаторные расстройства. Склонность к систематическому злоупотреблению алкоголем. Формирующиеся паранойяльные черты характера с гиперсоциальным радикалом. Выраженные проявления "рафинированной" ипохондрии. Синдромы странных увлечений или метафизической интоксикации (в понимании В.В. Ковалева). Антинаркологическая работа в учебных заведениях. Рассмотрев вопрос о мерах по предотвращению распространения наркомании среди детей и подростков, Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения отмечают, что наркоситуация в среде подрастающего поколения представляет серьезную угрозу национальной безопасности. Беспрецедентный для страны рост заболеваемости наркоманией и среди подростков отмечается с 1993 г. Уровень заболеваемости их наркоманией в 2000 г. был в 8 раз выше, чем среди населения в целом. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза и психоактивными веществами в 11,4 раза чаще, чем лица всех возрастов. Смертность несовершеннолетних причине возросло в 2 раза больше, чем среди старших групп населения потребителей наркотиков от передозировки также постоянно растет. В текущем году количество смертей по этой. Это обусловлено, в основном, употреблением кокаина, героина, галлюциногенов и др. веществ, обладающих наиболее выраженным токсическим эффектом для человека. Таким образом, количественный рост наркотизма у подростков дополняется качественными изменениями. За последние годы наблюдается активное вовлечение детей до 14 лет в незаконное потребление наркотиков и психоактивных веществ. С 1993 года до настоящего времени рост уже больных наркоманией оценивался в 19 раз. При этом число лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков в десятки раз выше, чем зарегистрированных в медицинских учреждениях. Опасность ранней наркотизации усиливается ее связью с ВИЧ-инфицированием. Введение наркотиков общими шприцами и иглами привело в последние три года к заболеванию СПИДом более 2 тысяч подростков и детей. Вовлечение несовершеннолетних в сферу наркопотребления и наркораспространения началось с отмены в 1990 году наказания за немедицинское потребление наркотических средств, лоббирование через средства массовой информации легализации наркотиков, насаждения ложных представлений о наркотиках как средствах расслабления, удовольствия, престижа, достижения общественного и личного успеха. Принятый впоследствии федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», запрещающий потребление этих веществ без назначения врача, на наркотизацию населения, в том числе несовершеннолетних, практически не повлиял. Тяжесть и отрицательная динамика этой социальной патологии среди детей и подростков обусловлена, в первую очередь, социально-экономическими и геополитическими факторами. Интеграция России в мировую рыночную систему автоматически включила ее в сферу мирового наркобизнеса как страны сбыта, транзита и производства наркотиков. Разрушение морально-этических норм и поведенческих ценностей обусловило неприятие у молодежи догм старших поколений, деформацию семейных отношений, изменение социального поведения. Психофизиологическая неустойчивость, подверженность детско-подросткового контингента к стрессу на фоне снижения уровня жизни, безработицы и других негативных проявлений в семьях приводит к поведенческим расстройствам, протесту к обществу, школе, родителям и, тем самым, приобщению к наркотикам. Вместе с тем, общество оказалось неготовым к противодействию массовому потреблению наркотиками, особенно в детско-подростковой среде. Принимаемые меры в области административных, силовых и репрессивных методов оказались безрезультатными. Система образования и здравоохранения, научные учреждения в связи с крайне скудным финансированием, отсутствием специальных кадров, неразвитыми сетью и материально-технической базой учреждений не смогли быстро разработать и внедрить современные средства профилактики, диагностики, лечения и реабилитации лиц, страдающих наркоманией . Формирование особой молодежной субкультуры, в которой допустимо потребление наркотиков, явная и скрытая их пропаганда вышли из-под контроля государства. Наряду с этим, органы исполнительной и представительной власти в результате отсутствия должной информации, методологического обеспечения и необходимых ресурсов не решают проблем, связанных с экспансией наркобизнеса, особенно детско-подростковой средой. Ряд основополагающих моментов, в частности, Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации, принятой в 1993 году, не отвечает современным требованиям, нуждается в коррекции либо в переработке. В связи с обострением обстановки с незаконным распространением наркотиков Президент Российской Федерации 6 июля 1999 года утвердил решение совещания членов Совета Безопасности Российской Федерации «О наркоситуации в Российской Федерации и мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими». В соответствии с указанным решением Правительством Российской Федерации утверждена федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и из незаконному обороту на 1999-2001 годы». Эти документы содержат широкий спектр мероприятий, направленный на пресечение незаконного оборота наркотиков среди всего населения. В развитие указанного решения членов Совета Безопасности Российской Федерации и федеральной целевой программы, а также в целях возможного сужения ареала распространения наркотиков среди детей и подростков и уменьшения у них негативных медико-социальных последствий, Комиссия решила: 1. Одобрить предложение по разработке новой Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации с учетом: необходимости расширения фундаментальных и прикладных научных исследований в области наркологии, а также незамедлительного внедрения современных методов профилактики, лечения и реабилитации несовершенно летних; положительного отечественного и зарубежного опыта борьбы с наркораспространителями, особенно в молодежной среде; приоритета работы заинтересованных органов власти, учреждений и организации с семьей, решения проблем занятости ребенка и подрастающего поколения, ориентированного на социально приемлемые формы поведения; разработки и применения в практике принципов ювенальной юстиции; повсеместного создания условий ресоциализации, реабилитации и интеграции в общественную жизнь детей и молодежи, злоупотребляющих наркотиками и психоактивными веществами; проблем, связанных с эпидемией СПИДа и распространением других вирусных заболеваний у лиц, использующих внутривенное введение наркотиков; международного права, Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года и других основополагающих документов ООН. Рекомендовать Минздраву России, Минобразованию России, МВД России и Госкоммолодежи России совместно с другими заинтересованными министерствами, ведомствами и общественными организациями разработать проект указанной Концепции и в установленном порядке представить в Правительство Российской Федерации. 2. Поддержать инициативу Минобразования России по разработке Концепции первичной профилактики злоупотребления наркотиками и психоактивными веществами в образовательной среде. 3. Просить Правительство Российской Федерации поручить: 3.1. Минэкономики России в установленном порядке рассмотреть подготовленный Госкоммолодежи России проект федеральной целевой программы «Профилактика наркомании и других видов зависимости от психоактивных веществ среди молодежи». 3.2. Минфину России и Минэкономики России принять меры по полному финансовому обеспечению первого этапа федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999 - 2001 годы». 3.3. Минздраву России, Минобразованию России расширить тематику научно- исследовательских работ подведомственных научно-исследовательских учреждений по различным аспектам проблемы аддиктивного поведения у несовершеннолетних. 3.4. Минздраву России оказать помощь субъектам Российской Федерации во внедрении современных и эффективных организационных форм наркологической помощи детям и подросткам. 3.5. Минобразованию России активизировать работу по созданию специализированных учреждений для несовершеннолетних, совершивших общественно-опасные деяния и страдающих зависимостью от наркотических и психоактивных веществ. 3.6. Минздраву России, Минобразованию России, Госкоммолодежи России регулярно проводить круглые столы с участием представителей средств массовой информации с целью недопущения явной и скрытой пропаганды злоупотребления наркотиками и привлечения их к проведению активной антинаркотической агитации среди молодежи. 3.7. Минюсту России, Минздраву России, Минобразованию России и МВД России проработать вопрос о соответствующих действующему законодательству формах обмена информацией об учащихся образовательных учреждений, злоупотребляющих наркотическими средствами и другими психоактивными веществами и использования тестов для обнаружения наркотиков в образовательных учреждениях. 3.8. Миннауки России обеспечить организацию и финансирование проекта по подростковой наркологии (биологический, клинический и профилактический аспекты) в рамках Государственной программы «Национальные приоритеты в медицине и здравоохранении». 3.9. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации: возложить координацию работы по борьбе с наркотизацией детей и подростков на комиссии по делам несовершеннолетних при городских (районных) администрациях; организовать на базе образовательных учреждений консультационные пункты с приглашением наркологов, психологов, сотрудников органов внутренних дел для проведения индивидуальных консультаций с подростками и их родителями с целью ознакомления их с природой наркомании как заболевания, механизмами формирования зависимости, влияния семейных отношений и стиля воспитания на развитие предрасположенности к наркотической зависимости, анализа семейной ситуации, сложившейся в конкретной отдельно взятой семье; проводить тренинги, практические занятия групповой и индивидуальной семейной терапии, клубные встречи для взаимной психологической поддержки, выбора новых конструктивных форм медицинских работников учебных заведений по обучению их методикам выявления поведения и взаимоотношений; создать постоянно действующие семинары для педагогов и групп риска и проведения с ними соответствующей работы; проводить специальные семинары для родителей с целью их ознакомления с различными аспектами наркологии и особенностями поведения несовершеннолетних потребителей наркотиков; уделять особое внимание организации досуга несовершеннолетних на основе общественно ценных интересов и склонностей. Предусмотреть при его организации проведение молодежных дискотек, конкурсов плакатов и рисунков, викторин, беспроигрышных лотерей и других мероприятий антинаркотической направленности. Повсеместно расширять сети спортивных секций и творческих кружков по интересам; принять меры по повышению ответственности за публичное распространение сведений местными средствами массовой информации, содержащих описание (демонстрацию) процессов потребления наркотических лекарственных препаратов и их природных аналогов, а также информацию о способах изготовления, приобретения и немедицинского потребления наркотических средств и психоактивных веществ; обращать особое внимание на развитие и укрепление детско-подросткового звена наркологической службы в системе образовательных учреждений, в том числе организацию центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам и реабилитационных центров для больных наркоманией. Признаки употребления учащимися одурманивающих веществ. Особенности развития наркоманий как болезни, со всей очевидностью свидетельствуют о необходимости раннего выявления наркотизирующихся лиц, с тем, чтобы скорее принять меры пресечения злоупотребления наркотиками. Сам процесс распространения наркоманий следует рассматривать по аналогии с очагом инфекции, так как каждый наркоман, по данным социологов, в год "заражает" 10-15 человек. Опыт работы с наркоманами (токсикоманами), беседы с ними позволяют установить,что большинство из них впервые начали принимать наркотические вещества в своей микрогруппе "за компанию" и т.п. Более того, стремление быть принятым группой, занять в ней соответствующее положение может оказаться решающим фактором в приобщении к наркотикам. Таким образом выявлению наркоманов (токсикоманов) могут помочь прямые и косвенные признаки по которым можно предположить, ]что данный подросток употребляет нарко-, токсикоманические средства. В этом случае стоит более внимательно присмотреться к его поведению, образу жизни,друзьям, времяпрепровождению. Возможно, пока ещё речь идёт об этапе отклоняющегося поведения, но и в этом случае предупреждение такого поведения и образа жизни послужит профилактике не только возможных противоправных действий, но и наркомании. Косвенными признаками употребления наркотических и других одурманивающих средств могут служить: Неожиданное, резкое измение поведения в школе, ПТУ, на работе (беспричинные пропуски занятий, снижение успеваемости или работоспособности, прогулы на работе). Это также может проявляться неожиданной и немотивированной грубостью, небрежностью в одежде, сонливостью днём, неусидчивостью или |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |