реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Наркомания и токсикомания

формулировался: "ВСПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ВЫ БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ

РЕГУЛЯРНО НАЧАЛИ КУРИТЬ.?". Ответы учащихся (Школ с СПТУ) распределились

следующим образом (в % от общего числа опрошенных в каждой группе):

|ГРУППЫ |Не курят |Начали курить в возрасте: |

| | |До 10 лет |От 10 до 14 |От 14 до 17 |

| | | |лет |лет |

|В целом |37 |1,1 |22 |29 |

|В том числе по группам: |

|по полу: | | | | |

|Юноши |36 |11 |24 |19 |

|Девушки |46 |1,9 |19 |19 |

|по возрасту:| | | | |

|14 лет |57 |4 |17 |4 |

|15 лет |36 |3,4 |29 |19 |

|16 лет |31 |10 |19 |29 |

|17 лет |20 |12 |25 |38 |

Прежде всего отметим, что на этот вопрос нам посчитали возможным ответить

около 90% наших молодых респондентов. Если верить их ответам (а мы считаем

такой вариант вполне реалистичным), то сегодня среди учащихся 7-11 классов

на Крайнем Севере пока не курят около половины (37% - пока не пробовали

курить и 14% - "уже бросили это пристрастие). Следует отметить наличие

процесса своеобразной "табачной феминизации", идущего в молодежной среде.

Среди мальчиков-подростков и юношей (в 7-11 классах) "пробовали курить" 54%

опрошенных, среди их сверстниц-девушек - около 40%.

А в каком возрасте дети на Севере приобщаются к спиртному? В "Анкете

учащегося" (Надым -2000) мы попросили старшеклассников ответить на вопрос:

"ВСПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТВ, В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ВЫ БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ НАЧАЛИ

РЕГУЛЯРНО УПОТРЕБЛЯТЬ СПИРТНЫЕ НАПИТКИ.?". Ответы учащихся (школ и СПТУ)

распределились следующим образом (в % от общего числа опрошенных в каждой

группе):

|ГРУППЫ |Вообще не |Начали употреблять в возрасте: |

| |употребляют | |

| | |До 10 лет |От 10 до 14 |От 14 до 17 |

| | | |лет |лет |

|В целом |37 |1,1 |22 |29 |

|В том числе по группам: |

|по полу: | | | | |

|Юноши |32 |1,8 |23 |31 |

|Девушки |41 |0,3 |21 |27 |

|по возрасту:| | | | |

|14 лет |56 |0.4 |23 |9 |

|15 лет |34 |3,5 |18 |32 |

|16 лет |26 |- |24 |41 |

|17 лет |16 |2,2 |22 |51 |

Итак, уже к 14-ти годам около 23-25% юных северян в той или иной мере

"лично знакомятся с зеленым змием". К 10- му классу остальное число

школьников, осуществивших подобное знакомство, достигает 80-85%.

Судя по данным опроса, девушки немногим отстают от своих сверстников-юношей

(в целом по массиву опрошенных на момент опроса пока не употребляли

спиртного 32% юношей и 41% девушек). Как и в случае с табакокурением, по

мере взросления определенная часть детей, подростков, в силу тех или иных

обстоятельств, бросают (а вернее, не развивают в себе) привычку к

употреблению спиртного.

Поведение человека во многом определяется характером и системой социальных

ценностей, бытующих как в обществе в целом, так и в той микросреде, в

которой обитает конкретный человек. В широком смысле, социальные ценности

можно представить как значимость явлений и предметов реальной

действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия

потребностям общества, социальной группы, личности. В более узком, это -

нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные

человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания.

Индивид интернализует (усваивает) ценности в процессе своей социализации,

являющиеся основой социальных норм. Набор социальных ценностей присутствует

и в процессе приобщения человека к употреблению спиртных напитков. "КАК ВЫ

СЧИТАЕТЕ, ЧТО ПОБУЖДАЕТ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА УПОТРЕБЛЯТЬ АЛКОГОЛЬ?"- на этот

вопрос ответы учащихся надымских школ распределились следующим образом (в %

от общего числа опрошенных по каждой группе):

|Условия, |ГРУППЫ |

|причины, | |

|обстоятельства | |

| |В целом |В том числе: |

| | |юноши |девушки |

|при помощи алкоголя: |

|можно поднять себе настроение, |49 |51 |46 |

|повысить общий тонус | | | |

|можно отвлечься |37 |32 |42 |

|легче преодолеть чувство |23 |19 |28 |

|одиночества, неустроенность жизни | | | |

|можно снять напряжение |18 |19 |16 |

|легче наладить контакт |16 |19 |13 |

|легче организовать свой досуг |8 |10 |5 |

|легче занять гостей |6 |6 |6 |

|можно снять недомогание, излечить |3,6 |4,9 |2,3 |

|недуг, болезнь | | | |

|Другое |2,9 |3,2 |2,6 |

Прежде всего отметим, что на этот вопрос ответили 94% наших респондентов.

Нетрудно видеть, что в первую пятерку причин, побуждающих детей,

подростков. Молодых людей "заглядывать в рюмку" (по мнению самых молодых

респондентов) вошли следующие социально-психологические проблемы общения:

|ПРОБЛЕМЫ: |% |

|оптимизация настроения, тонуса |49 |

|отвлечение от стоящих насущных вопросов |37 |

|преодоление чувства одиночества |23 |

|снятие психологического напряжения |18 |

|оптимизация контактов общения |16 |

Если обратиться к анализу ответов юношей и девушек, то наибольшие различия

в оценке причин приобщения молодежи к спиртному мы находим по трем основным

позициям (в % от общего числа опрошенных юношей и девушек):

|ПРОБЛЕМЫ: |юноши |девушки |

|отвлечение от насущных стоящих |32 |42 |

|вопросов | | |

|преодоление чувства одиночества, |19 |28 |

|неустроенности жизни | | |

|Организация своего досуга |10 |5 |

К концу XX-го века в России по самым приблизительным подсчетам, 20-25 млн.

чел. нуждались в наркологической помощи. Может быть, в будущем их стало бы

меньше, знай родители заранее о предрасположенности своего чада к алкоголю?

Знают ли юные северяне, что такое наркотики? Если заглянуть в Уголовный

кодекс Российской Федерации от 24 мая 1996 г. в статьи °°

228,229,230,231,232,233, связанных с наркотическими средствами, то в них

предусматривается уголовная ответственность за:

а) незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку

либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ;

б) хищение либо вымогательство наркосредств;

в) организацию либо содержание притонов для потребления наркосредств и др.

При этом в качестве наказания предусматривается лишение свободы от трех до

пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.

По статье 229- хищение либо вымогательство наркосредств уголовная

ответственность предусматривается с 14 лет.

Эффективное действие законодательства, как минимум, предполагает знание

населением предмета, за противоправное использование которого может

последовать уголовное наказание. В исследовании была сделана попытка

выяснить мнение различных групп молодежи по поводу их осведомленности о

наркотиках. В анкетах, которые заполняли учащиеся школ и ПТУ, студенты и

молодые работающие надымчане вопрос был сформулирован так: "ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ,

ЧТО ТАКОЕ НАРКОТИКИ?". Ответы респондентов распределились следующим образом

(в % от общего числа опрошенных по каждой группе):

|ГРУППЫ |Знают |В основном |Представляют |Не |

| |определенно |представляют|смутно |знают |

|а) учащиеся школ, ПТУ |

|В целом |53 |33 |8 |4 |

|в том числе: | |

|юноши |62 |29 |5 |3,6 |

|девушки |45 |39 |11 |5 |

|в возрасте | |

|14 лет |43 |40 |12 |6 |

|15 лет |49 |37 |8 |7 |

|16 лет |64 |29 |4,5 |2,6 |

|17 лет |71 |25 |- |- |

|б) студенты |

|в целом |65 |29 |3,4 |1,1 |

|в том числе: | |

|юноши |77 |20 |2,1 |1,0 |

|девушки |51 |42 |5,3 |1,3 |

|в) молодые работники |

|в целом |48 |38 |7 |6 |

|в том числе: | |

|юноши |57 |35 |4,9 |3,1 |

|девушки |41 |42 |9 |8 |

|по уровню образования |

|10-11 кл |46 |40 |8 |7 |

|закончили ПТУ |44 |41 |8 |7 |

|техникум |42 |40 |10 |7 |

|ВУЗ |61 |34 |5 |9 |

Судя по ответам молодых северян, подавляющее их большинство имеют довольно

хорошее представление о наркотиках (среди учащихся - 86%, среди студентов -

94%, среди работающей молодежи - 86%). Юноши, в отличие от девушек, считают

себя более просвещенными в отношении к наркотикам. Последнее мы связываем,

прежде всего, с большей вовлеченностью мальчиков-подростков и юношей в

общение с наркотическими средствами. С потребителями наркотиков.

Небезынтересным представляется знание об источниках, из которых молодые

северяне получают информацию о наркотиках. Всем трем группам молодежи

задавался вопрос: "ОТКУДА ВЫ ПОЛУЧАЕТЕ ИНФОРМАЦИЮ О НАРКОТИКАХ?". Ответы

респондентов на этот вопрос распределились так (в % от общего числа

опрошенных учащихся - "УЧ", студентов - "СТ" и представителей работающей

молодежи - "РМ"):

|Источник информации: |ГРУППЫ |

| |УЧ |СТ |РМ |

|из газет и журналов | |65 |63 |

|из теле- и радиопередач |82 |74 |78 |

|из видеофильмов |н.д. |42 |41 |

|от друзей и знакомых |35 |68 |46 |

|от родителей |26 |13 |10 |

|на тусовках, дискотеках |н.д. |21 |10 |

|от случайных знакомых |н.д. |19 |7 |

|на лекциях, беседах специалистов |28 |30 |21 |

|другие источники |0,5 |4,0 |1,6 |

Прежде всего, данные свидетельствуют о разнообразии источников, из которых

молодые северяне получают информацию о наркотиках. Эти источники можно

подразделить на три основные группы:

а) средства массовой информации (газеты, журналы, радио, ТV, фильмы);

б) непосредственное общение молодых людей с окружающими (друзья, родные,

близкие, случайные знакомые);

в) целенаправленная просветительская работа (лекции, беседы).

Некоторая часть респондентов "вынуждена" знакомиться с проблемами

наркомании в силу профессиональных обязанностей. Вот некоторые

дополнительные записи в анкетах. Узнаю о наркомании:

от наркоманов;

работаю в ОВД;

из служебных источников;

сталкивался на работе;

я медик, потому и знаю

личный опыт;

моя профессия связана с медициной;

из интернета.

Итак, 28% опрошенных учащихся отметили среди других такой источник

информации, как лекции, беседы специалистов. Мы попытались более конкретно

"раскрыть" этот источник. На вопрос анкеты: был ли респондент в этом

учебном году на каких-либо лекциях (занятиях) о наркомании, были получены

следующие ответы (в % от общего числа опрошенных по каждой группе):

|Были на лекциях, беседах, проводимых:|ГРУППЫ |

| |В целом |В том числе: |

| | |7 кл. |10-11 кл|

|врачом наркологом |32 |23 |28 |

|участковым инспектором |31 |25 |33 |

|школьным социальным педагогом |30 |31 |25 |

|преподавателем и классным |28 |25 |31 |

|руководителем | | | |

|школьным психологом |17 |13 |26 |

|на таких занятиях (лекциях) не был |11 |10 |13 |

|Не помню, чтобы они проводились в |6 |4,7 |8 |

|нашем учебном заведении | | | |

|не ответили на вопрос |5 |6 |4,5 |

Не трудно подсчитать, что в течение предшествующего учебного года 100

учащихся в среднем посетили 160 лекций, бесед, в том числе, соответственно,

у учащихся 7-х классов этот показатель равен 130-ти лекциям, в 10-11-ых

классах - 165. Еще раз напомним, что этот источник информации отметили 28%

опрошенных учащихся из Надыма.

Подводя краткий итог, необходимо подчеркнуть, что в настоящее время

молодежь на Крайнем Севере (впрочем, это характерно и для России в целом)

знакомится с проблемами наркомании преимущественно из случайных источников,

спонтанно. Целенаправленная просветительская работа с молодежью ведется

крайне недостаточно и охватывает незначительную часть молодых людей.

Употребляют ли наркотики юные россияне? Если верить признаниям наших

юных респондентов, то пока еще не имели непосредственного (личного)

контакта с наркотиками около 80% учащихся, около 60% студентов и около 70%

представителей работающей молодежи. Более или менее постоянно (сюда же

можно включить вариант ответа "от случая к случаю") употребляют наркотики

около 7-8% учащихся, 8-9% студентов и около 5-7% молодых работающих

надымчан.

Необходимо осознавать, что приведенные цифры скорее отражают степень

доверчивости и откровенности молодых респондентов, чем реальное состояние

дел с приобщением северной молодежи к наркотическим средствам. Не боясь

быть непонятым, в качестве экспертной оценки, рискнем назвать другие цифры,

характеризующие распространение наркомании в молодежной городской среде на

Крайнем Севере. Мы считаем, что в оценке реального состояния с

наркотизацией молодежной среды можно применять "поправочный" коэффициент 2-

2,5 раза. Другими словами, в той или иной мере к наркотикам в молодежных

группах 17-18 и более лет приобщены сегодня, или были с ним "знакомы" в

недалеком прошлом около 50-60% юношей и девушек.

В каких местах, при каких ситуациях юные северяне впервые "знакомятся" с

наркотическими средствами? Дабы ответить на это, в анкете, которую

заполняли учащиеся, был предусмотрен вопрос: "ЕСЛИ ВЫ ПРОБОВАЛИ НАРКОТИКИ,

ТО ГДЕ ЭТО ПРОИЗОШЛО ВПЕРВЫЕ?" Вот какие были получены ответы (в % от

общего числа опрошенных молодых людей по каждой группе):

|Места и ситуации первого приобщения к|ГРУППЫ |

|наркотикам | |

| |В целом |В том числе: |

| | |юноши |девушки |

|никогда не пробовал |76 |73 |88 |

|пробовал на "тусовке" |11 |18 |4,2 |

|дома у друга (подруги) |4,5 |5 |4,5 |

|у себя дома |1,1 |0,9 |1,4 |

|в учебном заведении |0,8 |0,9 |0,7 |

|Другое |1,6 |2,2 |1,0 |

|не ответили на вопрос |5 | | |

Судя по ответам наших респондентов, наиболее юлагоприятным и "удобным"

местом для первого знакомства "с наркотой" являются различного рода

молодежные тусовки (в первую очередь, это ночные дискотеки, автономные

компании в подъездах, в квартирах), когда массовость молодежного собрания

сопровождается своеобразной анонимностью их поведения, отсутствием

социального контроля со стороны старших: родителей, педагогов,

представителей правоохранительных органов.

"КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ЛЮДЯМ, УПОТРЕБЛЯЮЩИМ НАРКОТИКИ?" - на этот вопрос

ответы двух групп молодых надымчан распределились так (в % от общего числа

опрошенных по каждой группе):

|Отношение к наркомании и наркоманам: |ГРУППЫ |

| |СТ |РМ |

|положительное, они делают то, что им нравится |1,1 |0,5 |

|спокойное, это их личное дело |32 |26 |

|осуждающее, так как это ненормальное явление |20 |24 |

|крайне негативное, так как это ведет к |43 |46 |

|деградации личности | | |

|Другое |2,9 |1,6 |

Лишь каждый четвертый-третий молодой северянин индифферентно относится к

распространению наркомании в своем городе, занимая позицию: "Моя хата с

краю". Большая же часть респондентов (около 60-70%) осуждающе и негативно

относятся к этому социальному злу.

В пятнадцати анкетах респонденты сделали дополнительные записи, общий

лейтмотив которых сводился к следующим выражениям чувств: "мне их жаль",

"мне их крайне жаль", "с сочувствием", "мне их жаль, не более того",

"сочувствую, мне жаль таких людей", "скорее всего жалею", "мне их жаль,

если бы я могла, то бы помогла им бросить эту заразу".

Для выяснения мнения юных респондентов об основных причинах их приобщения к

наркотикам в анкете для учащихся был поставлен вопрос: "ПОЧЕМУ ВЫ НАЧАЛИ

УПОТРЕБЛЯТЬ НАРКОТИКИ?" (отметьте, пожалуйста, основную причину)". В

анкетах, которые заполняли более старшие их земляки - студенты и

представители работающей молодежи, - вопрос формулировался несколько иначе:

"КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КАКОВЫ ПРИЧИНЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ВАМИ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ?"

Естественно, что на эти вопросы ответила только часть респондентов: 105

учащихся, в том числе 85 юношей и 20 девушек; 57 студентов и 83

представителя работающей молодежи. Вот как они сами оценивают причины их

знакомства и общения с наркотиками ( в % от общего числа ответивших на

вопрос по каждой группе):

|Причины, |ГРУППЫ |

|условия приобщения к наркотикам | |

| |Учащиеся |СТ |РМ |

| |В целом|В том | | |

| | |числе | | |

| | |Ю |Д | | |

|интересно было попробовать |72 |67 |95 |68 |75 |

|от безделья |28 |31 |15 |21 |22 |

|чтобы не отставать от друзей |6 |6 |5 |7 |10 |

|семейные неурядицы |3,8 |2,5|0,5|3,5|1,2|

|личные проблемы |3,8 |2,4|1,0|3,5|10 |

|школьные проблемы |1,9 |1,2|0,5|3,5|- |

Нетрудно видеть, что приобщение детей и подростков к наркотикам на Крайнем

Севере в подавляющем большинстве случаев идет за счет удовлетворения их

интереса к этому "необычному средству воздействия на психику, ведущему к

кайфу, эйфории, расслаблению и т.п. Примерно каждый третий молодой

северянин попробовал наркотик, подчиняясь "стадному" чувству группы, от

безделия, которое присутствует и сопровождает общение подростков в дворовых

компаниях, на вечеринках и т.п.

На вопрос: "В ТЕЧЕНИЕ КАКОГО ВРЕМЕНИ ВЫ УПОТРЕБЛЯЕТЕ НАРКОТИКИ?" ответили

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.