![]() |
|
|
Наркомания и токсикоманияформулировался: "ВСПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ВЫ БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ РЕГУЛЯРНО НАЧАЛИ КУРИТЬ.?". Ответы учащихся (Школ с СПТУ) распределились следующим образом (в % от общего числа опрошенных в каждой группе): |ГРУППЫ |Не курят |Начали курить в возрасте: | | | |До 10 лет |От 10 до 14 |От 14 до 17 | | | | |лет |лет | |В целом |37 |1,1 |22 |29 | |В том числе по группам: | |по полу: | | | | | |Юноши |36 |11 |24 |19 | |Девушки |46 |1,9 |19 |19 | |по возрасту:| | | | | |14 лет |57 |4 |17 |4 | |15 лет |36 |3,4 |29 |19 | |16 лет |31 |10 |19 |29 | |17 лет |20 |12 |25 |38 | Прежде всего отметим, что на этот вопрос нам посчитали возможным ответить около 90% наших молодых респондентов. Если верить их ответам (а мы считаем такой вариант вполне реалистичным), то сегодня среди учащихся 7-11 классов на Крайнем Севере пока не курят около половины (37% - пока не пробовали курить и 14% - "уже бросили это пристрастие). Следует отметить наличие процесса своеобразной "табачной феминизации", идущего в молодежной среде. Среди мальчиков-подростков и юношей (в 7-11 классах) "пробовали курить" 54% опрошенных, среди их сверстниц-девушек - около 40%. А в каком возрасте дети на Севере приобщаются к спиртному? В "Анкете учащегося" (Надым -2000) мы попросили старшеклассников ответить на вопрос: "ВСПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТВ, В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ВЫ БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ НАЧАЛИ РЕГУЛЯРНО УПОТРЕБЛЯТЬ СПИРТНЫЕ НАПИТКИ.?". Ответы учащихся (школ и СПТУ) распределились следующим образом (в % от общего числа опрошенных в каждой группе): |ГРУППЫ |Вообще не |Начали употреблять в возрасте: | | |употребляют | | | | |До 10 лет |От 10 до 14 |От 14 до 17 | | | | |лет |лет | |В целом |37 |1,1 |22 |29 | |В том числе по группам: | |по полу: | | | | | |Юноши |32 |1,8 |23 |31 | |Девушки |41 |0,3 |21 |27 | |по возрасту:| | | | | |14 лет |56 |0.4 |23 |9 | |15 лет |34 |3,5 |18 |32 | |16 лет |26 |- |24 |41 | |17 лет |16 |2,2 |22 |51 | Итак, уже к 14-ти годам около 23-25% юных северян в той или иной мере "лично знакомятся с зеленым змием". К 10- му классу остальное число школьников, осуществивших подобное знакомство, достигает 80-85%. Судя по данным опроса, девушки немногим отстают от своих сверстников-юношей (в целом по массиву опрошенных на момент опроса пока не употребляли спиртного 32% юношей и 41% девушек). Как и в случае с табакокурением, по мере взросления определенная часть детей, подростков, в силу тех или иных обстоятельств, бросают (а вернее, не развивают в себе) привычку к употреблению спиртного. Поведение человека во многом определяется характером и системой социальных ценностей, бытующих как в обществе в целом, так и в той микросреде, в которой обитает конкретный человек. В широком смысле, социальные ценности можно представить как значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности. В более узком, это - нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания. Индивид интернализует (усваивает) ценности в процессе своей социализации, являющиеся основой социальных норм. Набор социальных ценностей присутствует и в процессе приобщения человека к употреблению спиртных напитков. "КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ПОБУЖДАЕТ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА УПОТРЕБЛЯТЬ АЛКОГОЛЬ?"- на этот вопрос ответы учащихся надымских школ распределились следующим образом (в % от общего числа опрошенных по каждой группе): |Условия, |ГРУППЫ | |причины, | | |обстоятельства | | | |В целом |В том числе: | | | |юноши |девушки | |при помощи алкоголя: | |можно поднять себе настроение, |49 |51 |46 | |повысить общий тонус | | | | |можно отвлечься |37 |32 |42 | |легче преодолеть чувство |23 |19 |28 | |одиночества, неустроенность жизни | | | | |можно снять напряжение |18 |19 |16 | |легче наладить контакт |16 |19 |13 | |легче организовать свой досуг |8 |10 |5 | |легче занять гостей |6 |6 |6 | |можно снять недомогание, излечить |3,6 |4,9 |2,3 | |недуг, болезнь | | | | |Другое |2,9 |3,2 |2,6 | Прежде всего отметим, что на этот вопрос ответили 94% наших респондентов. Нетрудно видеть, что в первую пятерку причин, побуждающих детей, подростков. Молодых людей "заглядывать в рюмку" (по мнению самых молодых респондентов) вошли следующие социально-психологические проблемы общения: |ПРОБЛЕМЫ: |% | |оптимизация настроения, тонуса |49 | |отвлечение от стоящих насущных вопросов |37 | |преодоление чувства одиночества |23 | |снятие психологического напряжения |18 | |оптимизация контактов общения |16 | Если обратиться к анализу ответов юношей и девушек, то наибольшие различия в оценке причин приобщения молодежи к спиртному мы находим по трем основным позициям (в % от общего числа опрошенных юношей и девушек): |ПРОБЛЕМЫ: |юноши |девушки | |отвлечение от насущных стоящих |32 |42 | |вопросов | | | |преодоление чувства одиночества, |19 |28 | |неустроенности жизни | | | |Организация своего досуга |10 |5 | К концу XX-го века в России по самым приблизительным подсчетам, 20-25 млн. чел. нуждались в наркологической помощи. Может быть, в будущем их стало бы меньше, знай родители заранее о предрасположенности своего чада к алкоголю? Знают ли юные северяне, что такое наркотики? Если заглянуть в Уголовный кодекс Российской Федерации от 24 мая 1996 г. в статьи °° 228,229,230,231,232,233, связанных с наркотическими средствами, то в них предусматривается уголовная ответственность за: а) незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ; б) хищение либо вымогательство наркосредств; в) организацию либо содержание притонов для потребления наркосредств и др. При этом в качестве наказания предусматривается лишение свободы от трех до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой. По статье 229- хищение либо вымогательство наркосредств уголовная ответственность предусматривается с 14 лет. Эффективное действие законодательства, как минимум, предполагает знание населением предмета, за противоправное использование которого может последовать уголовное наказание. В исследовании была сделана попытка выяснить мнение различных групп молодежи по поводу их осведомленности о наркотиках. В анкетах, которые заполняли учащиеся школ и ПТУ, студенты и молодые работающие надымчане вопрос был сформулирован так: "ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО ТАКОЕ НАРКОТИКИ?". Ответы респондентов распределились следующим образом (в % от общего числа опрошенных по каждой группе): |ГРУППЫ |Знают |В основном |Представляют |Не | | |определенно |представляют|смутно |знают | |а) учащиеся школ, ПТУ | |В целом |53 |33 |8 |4 | |в том числе: | | |юноши |62 |29 |5 |3,6 | |девушки |45 |39 |11 |5 | |в возрасте | | |14 лет |43 |40 |12 |6 | |15 лет |49 |37 |8 |7 | |16 лет |64 |29 |4,5 |2,6 | |17 лет |71 |25 |- |- | |б) студенты | |в целом |65 |29 |3,4 |1,1 | |в том числе: | | |юноши |77 |20 |2,1 |1,0 | |девушки |51 |42 |5,3 |1,3 | |в) молодые работники | |в целом |48 |38 |7 |6 | |в том числе: | | |юноши |57 |35 |4,9 |3,1 | |девушки |41 |42 |9 |8 | |по уровню образования | |10-11 кл |46 |40 |8 |7 | |закончили ПТУ |44 |41 |8 |7 | |техникум |42 |40 |10 |7 | |ВУЗ |61 |34 |5 |9 | Судя по ответам молодых северян, подавляющее их большинство имеют довольно хорошее представление о наркотиках (среди учащихся - 86%, среди студентов - 94%, среди работающей молодежи - 86%). Юноши, в отличие от девушек, считают себя более просвещенными в отношении к наркотикам. Последнее мы связываем, прежде всего, с большей вовлеченностью мальчиков-подростков и юношей в общение с наркотическими средствами. С потребителями наркотиков. Небезынтересным представляется знание об источниках, из которых молодые северяне получают информацию о наркотиках. Всем трем группам молодежи задавался вопрос: "ОТКУДА ВЫ ПОЛУЧАЕТЕ ИНФОРМАЦИЮ О НАРКОТИКАХ?". Ответы респондентов на этот вопрос распределились так (в % от общего числа опрошенных учащихся - "УЧ", студентов - "СТ" и представителей работающей молодежи - "РМ"): |Источник информации: |ГРУППЫ | | |УЧ |СТ |РМ | |из газет и журналов | |65 |63 | |из теле- и радиопередач |82 |74 |78 | |из видеофильмов |н.д. |42 |41 | |от друзей и знакомых |35 |68 |46 | |от родителей |26 |13 |10 | |на тусовках, дискотеках |н.д. |21 |10 | |от случайных знакомых |н.д. |19 |7 | |на лекциях, беседах специалистов |28 |30 |21 | |другие источники |0,5 |4,0 |1,6 | Прежде всего, данные свидетельствуют о разнообразии источников, из которых молодые северяне получают информацию о наркотиках. Эти источники можно подразделить на три основные группы: а) средства массовой информации (газеты, журналы, радио, ТV, фильмы); б) непосредственное общение молодых людей с окружающими (друзья, родные, близкие, случайные знакомые); в) целенаправленная просветительская работа (лекции, беседы). Некоторая часть респондентов "вынуждена" знакомиться с проблемами наркомании в силу профессиональных обязанностей. Вот некоторые дополнительные записи в анкетах. Узнаю о наркомании: от наркоманов; работаю в ОВД; из служебных источников; сталкивался на работе; я медик, потому и знаю личный опыт; моя профессия связана с медициной; из интернета. Итак, 28% опрошенных учащихся отметили среди других такой источник информации, как лекции, беседы специалистов. Мы попытались более конкретно "раскрыть" этот источник. На вопрос анкеты: был ли респондент в этом учебном году на каких-либо лекциях (занятиях) о наркомании, были получены следующие ответы (в % от общего числа опрошенных по каждой группе): |Были на лекциях, беседах, проводимых:|ГРУППЫ | | |В целом |В том числе: | | | |7 кл. |10-11 кл| |врачом наркологом |32 |23 |28 | |участковым инспектором |31 |25 |33 | |школьным социальным педагогом |30 |31 |25 | |преподавателем и классным |28 |25 |31 | |руководителем | | | | |школьным психологом |17 |13 |26 | |на таких занятиях (лекциях) не был |11 |10 |13 | |Не помню, чтобы они проводились в |6 |4,7 |8 | |нашем учебном заведении | | | | |не ответили на вопрос |5 |6 |4,5 | Не трудно подсчитать, что в течение предшествующего учебного года 100 учащихся в среднем посетили 160 лекций, бесед, в том числе, соответственно, у учащихся 7-х классов этот показатель равен 130-ти лекциям, в 10-11-ых классах - 165. Еще раз напомним, что этот источник информации отметили 28% опрошенных учащихся из Надыма. Подводя краткий итог, необходимо подчеркнуть, что в настоящее время молодежь на Крайнем Севере (впрочем, это характерно и для России в целом) знакомится с проблемами наркомании преимущественно из случайных источников, спонтанно. Целенаправленная просветительская работа с молодежью ведется крайне недостаточно и охватывает незначительную часть молодых людей. Употребляют ли наркотики юные россияне? Если верить признаниям наших юных респондентов, то пока еще не имели непосредственного (личного) контакта с наркотиками около 80% учащихся, около 60% студентов и около 70% представителей работающей молодежи. Более или менее постоянно (сюда же можно включить вариант ответа "от случая к случаю") употребляют наркотики около 7-8% учащихся, 8-9% студентов и около 5-7% молодых работающих надымчан. Необходимо осознавать, что приведенные цифры скорее отражают степень доверчивости и откровенности молодых респондентов, чем реальное состояние дел с приобщением северной молодежи к наркотическим средствам. Не боясь быть непонятым, в качестве экспертной оценки, рискнем назвать другие цифры, характеризующие распространение наркомании в молодежной городской среде на Крайнем Севере. Мы считаем, что в оценке реального состояния с наркотизацией молодежной среды можно применять "поправочный" коэффициент 2- 2,5 раза. Другими словами, в той или иной мере к наркотикам в молодежных группах 17-18 и более лет приобщены сегодня, или были с ним "знакомы" в недалеком прошлом около 50-60% юношей и девушек. В каких местах, при каких ситуациях юные северяне впервые "знакомятся" с наркотическими средствами? Дабы ответить на это, в анкете, которую заполняли учащиеся, был предусмотрен вопрос: "ЕСЛИ ВЫ ПРОБОВАЛИ НАРКОТИКИ, ТО ГДЕ ЭТО ПРОИЗОШЛО ВПЕРВЫЕ?" Вот какие были получены ответы (в % от общего числа опрошенных молодых людей по каждой группе): |Места и ситуации первого приобщения к|ГРУППЫ | |наркотикам | | | |В целом |В том числе: | | | |юноши |девушки | |никогда не пробовал |76 |73 |88 | |пробовал на "тусовке" |11 |18 |4,2 | |дома у друга (подруги) |4,5 |5 |4,5 | |у себя дома |1,1 |0,9 |1,4 | |в учебном заведении |0,8 |0,9 |0,7 | |Другое |1,6 |2,2 |1,0 | |не ответили на вопрос |5 | | | Судя по ответам наших респондентов, наиболее юлагоприятным и "удобным" местом для первого знакомства "с наркотой" являются различного рода молодежные тусовки (в первую очередь, это ночные дискотеки, автономные компании в подъездах, в квартирах), когда массовость молодежного собрания сопровождается своеобразной анонимностью их поведения, отсутствием социального контроля со стороны старших: родителей, педагогов, представителей правоохранительных органов. "КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ЛЮДЯМ, УПОТРЕБЛЯЮЩИМ НАРКОТИКИ?" - на этот вопрос ответы двух групп молодых надымчан распределились так (в % от общего числа опрошенных по каждой группе): |Отношение к наркомании и наркоманам: |ГРУППЫ | | |СТ |РМ | |положительное, они делают то, что им нравится |1,1 |0,5 | |спокойное, это их личное дело |32 |26 | |осуждающее, так как это ненормальное явление |20 |24 | |крайне негативное, так как это ведет к |43 |46 | |деградации личности | | | |Другое |2,9 |1,6 | Лишь каждый четвертый-третий молодой северянин индифферентно относится к распространению наркомании в своем городе, занимая позицию: "Моя хата с краю". Большая же часть респондентов (около 60-70%) осуждающе и негативно относятся к этому социальному злу. В пятнадцати анкетах респонденты сделали дополнительные записи, общий лейтмотив которых сводился к следующим выражениям чувств: "мне их жаль", "мне их крайне жаль", "с сочувствием", "мне их жаль, не более того", "сочувствую, мне жаль таких людей", "скорее всего жалею", "мне их жаль, если бы я могла, то бы помогла им бросить эту заразу". Для выяснения мнения юных респондентов об основных причинах их приобщения к наркотикам в анкете для учащихся был поставлен вопрос: "ПОЧЕМУ ВЫ НАЧАЛИ УПОТРЕБЛЯТЬ НАРКОТИКИ?" (отметьте, пожалуйста, основную причину)". В анкетах, которые заполняли более старшие их земляки - студенты и представители работающей молодежи, - вопрос формулировался несколько иначе: "КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КАКОВЫ ПРИЧИНЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ВАМИ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ?" Естественно, что на эти вопросы ответила только часть респондентов: 105 учащихся, в том числе 85 юношей и 20 девушек; 57 студентов и 83 представителя работающей молодежи. Вот как они сами оценивают причины их знакомства и общения с наркотиками ( в % от общего числа ответивших на вопрос по каждой группе): |Причины, |ГРУППЫ | |условия приобщения к наркотикам | | | |Учащиеся |СТ |РМ | | |В целом|В том | | | | | |числе | | | | | |Ю |Д | | | |интересно было попробовать |72 |67 |95 |68 |75 | |от безделья |28 |31 |15 |21 |22 | |чтобы не отставать от друзей |6 |6 |5 |7 |10 | |семейные неурядицы |3,8 |2,5|0,5|3,5|1,2| |личные проблемы |3,8 |2,4|1,0|3,5|10 | |школьные проблемы |1,9 |1,2|0,5|3,5|- | Нетрудно видеть, что приобщение детей и подростков к наркотикам на Крайнем Севере в подавляющем большинстве случаев идет за счет удовлетворения их интереса к этому "необычному средству воздействия на психику, ведущему к кайфу, эйфории, расслаблению и т.п. Примерно каждый третий молодой северянин попробовал наркотик, подчиняясь "стадному" чувству группы, от безделия, которое присутствует и сопровождает общение подростков в дворовых компаниях, на вечеринках и т.п. На вопрос: "В ТЕЧЕНИЕ КАКОГО ВРЕМЕНИ ВЫ УПОТРЕБЛЯЕТЕ НАРКОТИКИ?" ответили |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |