![]() |
|
|
Организационно-методические особенности творческого преподавания лечебной гимнастикидр./, - прыжков ноги врозь через находящегося впереди партнера, принявшего положение наклона вперед, согнувшись/. Творчество в применении упражнения третьей части может проявиться в разработке и реализации специальных требований к их использованию, в применении кратких письменных указаний - карточек /плакатов/. Созданию общего эмоционального фона упражнений может способствовать применение: - нестандартных, но относительно простых упражнений ; - соревновательного метода; - игрового метода; - Соревнование можно проводить по простым правилам с оценкой относительно известных действий, например, качества выполнения упражнений, синхронности действий в шеренгах и колоннах, парных упражнений, соответствия движений характеру музыки и т.д. Весьма эффективным может быть соревновательно- игровой прием. Игровой метод можно творчески реализовать в сюжетном варианте комплекса упражнений , когда, например, народным мотивам 24 мелодии музыкального сопровождения будут соответствовать движения шагов, танцев, темпа и ритма прохождения основной части возвращения наисходную позицию / 5 /. 25 ГЛАВА 2 задачи, методы и организация исследования. 2.1 Задачи 1.Овладение технологией исследовательской деятельности в области физической культуры и особенности ее применения. 2.Изучить состояние современной лечебной гимнастики как средства и метода восстановления. 3.Овладеть основами творческого подхода в физкультурно - лечебной деятельности. 4.Эксперементально определить эффективность творческого подхода в процессе применения лечебной гимнастики. 26 2.2. Методы Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования : 1. Педагогический эксперимент . 2. Антропометрия. 3. Тестирование. 4. Математико - статистические методы исследования. 27 2.3.Организация исследования Для проведения педагогического эксперимента по определению эффективности творческого подхода в процессе преподавания лечебной гимнастики в ноябре 1997 года в средней общеобразовательной с углубленным изучением английского языка школе № 1 г.Ставрополя была организована группа детей состоящая из 14 мальчиков и 15 девочек 8 - 9 лет. На день начала исследования девятилетними считались дети в возрасте от 8 лет 6 месяцев. Всего в эксперименте участвовало 29 человек. Перед проведением эксперимента для определения состояния степени здоровья испытуемой группы, был использован специальный тест (Таблица 1). Измерение веса, определение выносливости (тест Купера) и работоспособности - проводились в первой половине дня. Вес измерялся (без обуви и в спортивной одежде) на медицинских весах с точностью до 0,5 кг. Для определения выносливости использовался тест Купера (6 - ти минутный бег ), результат определялся с точностью до 10 метров. Измерениям предшествовала психологическая подготовка , с целью достижения максимального результата. Эксперимент длился полтора месяца, его можно условно разбить на два этапа. Первый этап был направлен на определение степени здоровья исследуемой нами группой , а второй - на изменения степени здоровья происшедших за полтора месяца. 28 ГЛАВА 3 Исследование эффективности творческого подхода в процессе преподавания лечебной гимнастики. 3.1.Обоснование экспериментальной программы по лечебной гимнастике с элементами творческого подхода в процессе ее реализации. Анализ литературных источников показал, что возможно множество направлений творческого подхода в сфере физической культуры .При занятиях физическими упражнениями можно вы делить три основных направления. Первое направление . Музыкальное сопровождение является .важнейшим элементом в любом способе О.Р.У.. Творчество преподавателя при определении музыкального сопровождения может заключаться, во первых, в грамотном подборе содержания музыки, во вторых, в создании фонограммы, в третьих, в ее активном применении. Творческая профессиональность подбора музыки отражается в ее соответствии возрасту занимающихся, учете традиций национальной, отечественной культуры, использовании существующих современных музыкальных направлений. При подборе музыкального сопровождения важно не только учитывать возможность ритмично двигаться, но и возможность эстетического воспитания через выражение движениями содержания музыки. Содержание фонограммы может носить как однохарактерную направленность, то есть строиться только на одном музыкальном произведении, так и комплексную, с разно плановым музыкальным 29 содержанием. При этом каждое новое упражнений может выполняться под "свою" музыку, что таит в себе большие возможности повышения эмоциональности занятий физическими упражнениями / 5 /. Второе направление . Достижение эффективных результатов физической культуры и спорта среди школьников реально только при условии, что родители учащихся станут активными участниками этого процесса. К сожалению, еще далеко не в каждой семье знают, как связать домашнее воспитание с требованиями физического воспитания в школе. В работе с родителями мы широко используем такие хорошо зарекомендовавшие себя формы педагогического просвещения, как беседы, консультации, лекции и даже конференции по вопросам физического воспитания детей. Однако, на наш взгляд, родителям необходима еще и практическая помощь. Для достижения единства педагогического и родительского влияния на детей, а также оказания родителям практической помощи можно достичь проводя открытые уроки физической культуры с последующим их совместным обсуждением. Основная задача открытого урока для родителей — познакомить с показателями физического развития учащихся, рассказать о том, как связать домашнее воспитание с требованиями школьного физического воспитания. Открытый урок для родителей учащихся спустя некоторое время, должен продемонстрировать, какие сдвиги в показателях физического развития, умениях и навыках произошли у детей. 30 Третье направление . Прежде всего следует отметить проявление творчества учителя при занятиях физическими упражнениями на открытом воздухе круглый год . Ведь правильно подобранные учителем методы, средства, организация занятий на открытом воздухе обеспечивает физическое воспитание детей, повышает эмоциональное состояние, укрепляет и закаливает организм, повышает устойчивость к воздействию отрицательных факторов окружающей среды, является наиболее эффективными средствами неспецифической профилактики и важнейшим стимулятором гармоничного роста и развития детей / 9 /. Некоторые из этих направлений легли в основу экспериментальной программы. 31 3.2.Экспериментальная программа лечебной гимнастики Данная программа является одним из важнейших условий, обеспечивающих укрепление здоровья детей,— соответствие физической нагрузки в любых формах двигательной деятельности физиологическим возможностям организма. Особое внимание уделяется осуществлению контроля за дозировкой и объемом физической нагрузки занятия с детьми перенесшими простудные заболевания. Целью нашей программы является качественное, максимально эффективное воздействие на определенные мышечные группы, на системы и функции организма при помощи комплекса лечебного воздействия. Содержание и методика преподавания лечебной гимнастики подчинены решению следующих задач: 1.Образовательно - развивающего воздействия с целью гармоническогого развития форм и функций организма, совершенствования двигательных способностей, воспитания физических качеств. 2.Оздоровительного воздействия с целью повышения жизнедеятельности организма, укрепления здоровья, профилактики и лечения хронических и других заболеваний. Основными средствами для решения задач экспериментальной программы являются : 1.Общеразвивающие упражнения . 32 2.Специальные упражнения. 3.Упражнения для домашнего выполнения.. 4.Работа с родителями 5.Проведение занятий на открытом воздухе. 33 1. Особенности реализации экспериментальной программы. Занятия с экспериментальной группой проводилось на открытом воздухе три раза в неделю во второй половине дня. Невозможностью проведения занятий являлись погодные условия такие как : - дождь; - сильный ветер; - мороз более 10 градусов и т.д. Продолжительность занятия, интенсивность и количество повторений двигательных действий определялись индивидуальными способностями занимающихся, а также по мере усвоения ими двигательных действий ( от 15 до 30 минут) . Помимо коллективных занятий в школе они ежедневно выполняли специальные комплексы упражнений дома. С этой целью мы приглашали родителей учащихся на занятия , объясняли и показывали, что и как дети должны выполнять в домашних условиях, какими должны быть темп , количество повторений. В помощь выполнения комплексов физических упражнений дома, были предложены наглядные пособия для определения правильного исходного положения и выполнения двигательных действий. Чтобы не потерять интерес к занятиям у занимающихся, названия, исходные положения упражнений назывались не в строго заданной терминологии (на мышцы задней поверхности бедра) , а ассоциировались с названиями разных животных, предметов и т.д. Следует отметить , что непривычные формы проведения наших занятий имели большой успех как у детей , так и их родителей. 34 3.2.2 Содержание комплекса лечебного воздействия Комплекс №1 |Содержание |Дозир-ка |Организация и технология | |1. “Мы большие”. | 25-30 |1.Ходьбу можно выполнять на | |1-4 - ходьба на носках, вытягивая|сек. |месте | |руки | |и с продвижением вперед. | |вверх; | |2.Дыхание произвольное но | |5-8 - обычная ходьба, опуская | |равно - | |руки вниз. | |мерное. | | |5-8 раз | | |“Хлопушки”. | |1.При выполнении этого упр. | |И.п. - о.с. | |Движе- | |1- хлопок впереди; | |ния руками должны быть | |2- хлопок внизу за туловищем; | |свободные, | |3- хлопок впереди; | |размашистые. | |сгибая руки, хлопок за головой. | |2.Сильных хлопков не делать. | | |5-8 раз |3.Дыхание ритмичное. | |“Лыжники” | | | |И.п. - ноги слегка расставлены, | | | |ступни | |1.При выполнении этого упр. , | |параллельны, руки впереди, кисти | |голо- | |сжаты | |ву держать прямо. | |в кулаки. | |2.Глубокие приседы не делать. | |полуприсед (на всей ступне) с | | | |накло- | | | |ном вперед, руки вниз-назад, |25-30 | | |имитируя |сек. | | |отталкивания палками назад - | | | |выдох; | | | |и.п.- выдох. | |1.Упр. выполнять поочередно | | | |левой | |“Цапля ходит по бплоту” | |и правой ногой. | |И.п.- руки согнуты за спиной. | |Три-четыре шага продвигаясь | |согнуть ногу, поднять колено |5-8 раз. |впе- | |выше; | |ред по кругу , а затем, | |держать; | |повернувшись | |4 - выпрямляя ногу вперед, | |кругом , то же назад. | |сделать | | | |шаг. | | | | | |1.Движения выполнять без | |“Насос” | |остано - | |И.п.- руки опущены. | |вок . | |наклон влево, левая рука скользит| |2.Выполнять строго в боковой | |по | |плос - | |ноге вниз, правая, сгибаясь, | |кости. | |скользит по | |3.Голову держать прямо. | |телу вверх - выдох. | |4.Ноги прямые. | |и.п.-вдох. | | | |3-4 - тоже в другую сторону. | | | 35 |Содержание |Дозир-ка |Организация и технология | |“Цирковая лошадь”. |15-20 |1.После бега перейти на | |И.п. - руки сцеплены на голове. |сек. |ходьбу. | |Бег на месте высоко поднимая | | | |колени. | | | | | | | |“Кенгуру”. | |1.Прыгать мягко, слегка | |И.п. - стойка с сомкнутыми, | |пружиня | |слегка сог - | |согнутыми ногами. | |нутыми ногами, туловище слегка | |2.Передвигаться челночным | |накло- | |спосо - | |нено вперед, руки назад - в | |бом. | |стороны. | |3.Дыхание равномерное . | |Прыжки на двух ногах с | |4.Перейти на ходьбу. | |продвижением | | | |вперед. | | | Комплекс №2 |Содержание |Дозир-ка |Организация и технология | |“Проснулись, потянулись” |5-8 раз. |1.Руки прямые. | |И.п.- о.с., голова опущена, руки | |2.Следить за осанкой. | |за голо- | | | |вой, локти вниз. | | | |руки вверх - в стороны, голову | | | |под - | | | |нять, прогнуться - глубокий вдох;| | | | |5-8 раз. |1.Руки в локтях прямые. | |и.п. - выдох. | |2.Наклоны выполнять в боковой| | | | | |“Самолет на повороте”. | |плоскости. | |И.п.- ноги врозь руки в стороны. | | | |наклоны туловища влево; | | | |и.п. | | | |наклоны туловища вправо; |5-8 раз. | | |и.п. | |1.При выполнении поворота ноги| | | |от | |“Косарь” | |опоры не отрывать. | |И.п.- ноги врозь, левая рука в | |2.При повороте увидеть сзади | |сторону, | |стоя - | |правая перед грудью. | |щего. | |поворот туловища вправо; | |3.Темп средний. | |и.п. |5-8 раз. | | |поворот туловища влево; | | | |и.п. | | | | | |1.Спина прямая. | |“Конькобежец”. | |2.Нога сзади прямая. | |И.п.- о.с. , руки за спиной. | | | |полуприседая на левой ноге, | | | |правую | | | |назад и вправо; | | | |и.п. | | | |то же на правой ноге; | | | |4- и.п. | | | 36 |Содержание |Дозир-ка |Организация и технология | |“Дровосек” |5-8 раз |1.При наклонах ноги в коленях | |И.п - ноги врозь, руки вверху | |пря- | |сцеплены | |мые. | |в “замок”, слегка прогнуться. | |2.Руками коснуться пола. | |наклоны вперед , руки вниз; | | | |и.п. |10-15 | | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |