реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей старшего дошкольного возраста

одновременно участвуют зрительные и кожно-мышечные ощущения, в то же время

упражнения сопровождаются пояснениями, указаниями, командами воспитателя.

Комплексная работа нескольких анализаторов первой сигнальной системы в

сочетании со второй дает наилучшие результаты.

На первом этапе овладения пространственными ориентировками изменение

положения отдельных частей тела должно проходить под контролем зрения. На

втором этапе детям доступно словесное обозначение различных направлений, но

все это по отношению к частям тела самого ребенка. И только на третьем

этапе дети могут определять направление по отношению к предметам, к другим

людям. Появляются представления о направлении движения по словесному

описанию до его выполнения. Таким образом, для развития пространственных

ориентировок целесообразно давать следующую последовательность

общеразвивающих упражнений.

1. Движения рук, так как они наиболее управляемы, находятся в максимальном

поле зрения ребенка (разные варианты упражнений с вытягиванием рук

вперед, помахиванием перед собой и пр.).

2. Движения рук, находящихся частично в поле зрения (поднимание вверх, в

стороны, назад — со сгибанием, вращением в суставах — в каком-либо

одном направлении).

3. Движения туловища в лицевой, боковой и затем горизонтальной плоскости.

4. Движения ног вперед, в стороны, назад.

5. Движения разных частей тела по направлению к каким-либо конкретным

предметам, затем по слову в названном направлении (например, повороты в

стороны к окну, к двери, затем направо, палево).

6. Движения разных частей тела по направлению к другому ребенку (например,

стоя в колонне, поднимать руки с мячом, передавать его сзади стоящему).

7. Движения любой части тела с постепенно повышающимися требованиями к

точности направления, амплитуды и быстроте ориентировки (например,

развести руки в стороны, немного выше уровня плеч, выставить прямую

ногу вперед с поворотом носка в сторону; то же — в другую сторону;

затем выполнить в ускоренном темпе).

Временными ориентировками дети овладевают с большим трудом, чем

пространственными. Большинство общеразвивающих упражнений активно влияет на

развитие временных ориентировок, так как они проводятся в определенном

темпе и ритме. С целью развития временных ориентировок упражнения

целесообразно давать в следующем порядке:

1. Упражнения, которые проводятся в сопровождении слова воспитателя. При

этом указания, команды и паузы выдерживаются в определенном ритме,

акцентирование («присели вниз», «выпрямились»; «в сто-ро-ну»; «прямо» и

т.д.).

2. Упражнения в сопровождении музыки.

3. Наряду с упражнениями под музыку давать упражнения под счет с четким

ритмическим рисунком («раз — руки в стороны», «два — вниз») или такие

движения, в которых части ритмически неравномерны («раз, два, три —

присели», «четыре — выпрямились»).

4. Хорошо известные упражнения выполнять самостоятельно, команда дается

для начала упражнения.

Развитие ловкости непосредственно связано с совершенствованием

координационных способностей, пространственных и временных ориентировок,

так как ловкость определяется умением быстро перестраивать двигательную

деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой. В этих

упражнениях предъявляются повышенные требования к вниманию,

сообразительности, быстроте реакции, так как условия могут меняться быстро,

неожиданно.

Из общеразвивающих упражнений наибольшее влияние на развитие ловкости

оказывают следующие общеразвивающие упражнения:

1. В которых есть быстрая смена позы (например, из положения сидя с

вытянутыми ногами лечь на живот (спину), перевернуться вокруг себя в

одну сторону, в другую, опять сесть).

2. Требующие согласованных действий, двух или нескольких детей (например,

упражнения в парах, сидя друг против друга, упражнения подгруппами с

большими гимнастическими обручами, с длинными палками, в колонне — при

передаче мяча и т. д.).

3. С некоторыми предметами (мячи, скакалка и пр.). Упражнения на ловкость

зависят от наличия двигательного опыта, от уровня координации в

выполнении простых, изолированных, а также сложных комбинаций движений.

Поэтому в работе с малышами используются лишь некоторые упражнения

(например, упражнения с мячами). Быстрые темпы развития моторики у

детей позволяют применять эти упражнения в среднем и, в особенности, в

старшем дошкольном возрасте.

Координация, ловкость движений невозможны без развития функции

равновесия, которая определяется положением центра тяжести тела над

площадью опоры. Чем меньше площадь опоры, чем выше центр тяжести от площади

опоры, тем труднее сохранить равновесие. Оно зависит и от силы инерции

предшествующего движения, в особенности, если далее следует статическая

поза. Например, после нескольких вращений трудно сохранить равновесие, еще

труднее после этого остановиться в непод-кижной позе.

На функцию равновесия наибольшее влияние оказывают следующие

общеразвивающие упражнения:

1. Поднимание на носки с близко расположенными ступнями ног; приседание на

носки с прямой спиной.

2. Отведение и приставление вперед, в сторону, назад одной ноги с опорой

на другую ногу (поочередно).

3. Поднимание одной ноги с опорой на другую ногу; то же — с закрытыми

глазами; то же — с задержкой на одной ноге.

4. Повороты (прыгнуть в обруч, сделав поворот, и выпрыгнуть из него; стоя

повернуться вокруг себя, остановиться; то же — в другую сторону; то же

— повернуться два раза и т.д.).

5. На уменьшенной площади опоры (стоя на кубе, присесть и выпрямиться;

стоя на бруске на одной ноге, вытянуть другую ногу вперед).

Вопросы координации движений человека с давних пор привлекали внимание

исследователей. Чрезвычайная биомеханическая сложность этих движений,

обилие степеней свободы, многообразие и дифференциро-ваяность двигательных

актов обусловливают эначительные трудности в исследованиях движений

человека. Поэтому в нейрофизиологическом плане лучше всего изучена

координация в простейшем звене - суставе; об-ладакщем одной степенью

свободы и обслуживаемом двумя группами мышц антагонистического действия.

Большой интерес вызывает вопрос о том, в какой мере выявленные у

животных закономерности координации мышц-антагоциотов применимы к

координации естественных движений человека. В ряде сравнительно ранних

электромиографических исследований активности мышц-антагониотов при

движениях (Альтенбургер, 1937; Хоббара, 1939 и пр.) было установлено, что

активность мышц при движениях имеет переменный характер возбуждение одной

мышцы происходит на фоне торможения ее антагониста. Это подтверждало

существование механизма реципрокной иннервации в естественных движениях

человека. В ряде случаев, правда, исследователи наблюдали одновременную

активность антагонистов, преимущественно при очень быстрых ритмических

движениях, а также в неудобных позах и непривычных движениях.

Более поздние данные свидетельствуют не в пользу мнения о преобладающем

значении реципрокной иннервации в координации естественных движений.

Отношения между мышцами-антагоннстами, несмотря на наличие врожденной

реципрокной иннервации, оказываются столь же многообразными и гибкими, как

и отношения между любыми другими мышцами. В этой связи очень важно выяснить

взаимоотношения мыиц-антагониотов при выработке двигательного навыка, ибо

это дает возможность сопоставить относительную роль в их координации

врожденных и приобретенных механизмов. Действительно, вопрос о роли

реципрокной иннервации является по существу частью более общей проблемы

взаимоотношений врожденных и приобретонных механизмов при осуществления

двигательного акта.

Наибольший интерес для педагогов представляют данные о соотношении в

работе симметричных мыщц контралатеральных конечностей, чем в конечном

счете определяются многие естественные движения и спортивные упражнения. В

этой области разносторонние и интересные исследования проведены

В.С.Фарфелем и его сотрудниками.

При изучении координации в движениях (А.С.Левина, 1962) подтвержден ее

перекрестный характер, лежащий в основе шагательного рефлекса. Перекрестная

координация в движениях ног является более элементарной, автоматической,

чем симметричная. Доказательством этого служат результаты опытов о детали

дошкольного возраста, которым предлагалось делать прыжки, отталкиваясь

одновременно двумя ногами. Начав такие прыжки согласно заданию, дети затем

переходили на поочередные движения, типичные для бега. Характерно, что это

происходило тем раньше, чем меньше был возраст детей. Так, дети трех-

четырех лет с большим трудом совершали последовательные прыжки двумя

ногами, тогда как в девятилетнем возрасте выполняют это движение почти без

ошибок.

Другой характер имеет координация в движениях рук. В опытах Ю.Л.Ряузова

(1962) показано, что при круговых движениях рук все испытуемая действовали

обеими руками симметрично. Если правая рука двигалась по часовой стрелке,

то левая - против часовой. Это означает, что в работе одновременно

участвуют симметричные мышцы обеих рук. Попытки выполнения в горизонтальной

плоскости перекрестных движений удавались с большим трудом. Движения были

недостаточно синхронными, а при увеличений, скорости они переходили в

симметричные. По-видимому, различия между координациями верхних и нижних

конечностей сформировались в процессе антропогенеза; верхние конечности

человека утратили свою локомоторную функцию и вместе с ней перекрестную

координацию, необходимую только при быстрой ходьбе и беге для сохранения

равновесия тела.

А.В.Коробков (1961) в результате экспериментальных физиологических

исследований приходит к выводу, что в возрасте четырех-пяти лет происходит

становление координационных механизмов и налаживание их взаимодействия с

вегетативной сферой организма, повышение роли второй сигнальной системы в

становлении координационных двигательных механизмов. По данным М.

М.Кольцовой, к семилетнему возрасту у детей отмечается хорошо выраженные

четкие индукционные отношения. Последова-тельное торможение быстро

концетрируется, т.е. оказывает сильное, но быстро проходящее влияние на

процессы возбуждения. все виды внутрен-него торможения в этом возрасте

вырабатываются легко и оказызаются более стойкими. В старшем дошкольном

возрасте дети в состоянии подчинить свои действия заранее данной

инструкции, предвидеть акцептор действия. К этому возрасту отмечается

способность детей к произвольному осознанному регулированию мышечной

деятельности в таких движениях, как общеразвивающие упражнения, прыжки.

Развитие регуляторных функций двигательной системы ребенка во многом

объясняют исследования возрастних особенностей реципрокной иннервации мышц;

интенсивное развитиие реципрокной регуляции мышц происходит в период от

пяти до семи лет и в подростковом возрасте. По данным B.С. Фарфеля, процесс

управления координированными действиями приостанавливается у дэвочех в 12-

13 лет, у мальчиков в 13-14 лет. Реципрокные отношения, как известно, не

являются единственной формой упреавления мышечным аппаратом. В. С.Фарвель

и его сотрудники показали, что у детей на разных этапах онгогенеза

наблюдались более или менее предпочтительные сочетания совместных движений

верхних и нижних конечностей. Дети только к семи-восьми годам способны к

упаравлению симметричными прыжковыми движениями, т.е. к синхронной работе

двух ног.

Для детей более предпочтительными сочетаниями являются симметричные

движения рук и однонаправленные движения рук и ног. Эти координационые

соотношения выполняются детьми без специалъного обучения и более точко и

координированно, чем перекрестные рекрестная координгщия является

качеством, формируемым у детей в дошкольном возрасте, и полученный навык

отличается прочностью. Обучение детей произвольному выполнению

координированных действий повышает возможность регулировать и соразмерять

собственные действия, совершенствует произвольное напряжение и расслабление

мышц, учит ребенка peгyлировать и соразмерять свои движения, выполнять их

с наибольшей экономией сил, является средством познания возможностей

своего двигательного аппарата.

Обсуждая явления переноса навыков и двигательных качеств, В. С. Фарфелъ

приходит к заключению, что особую ценность должны приобретать такие

педагогические действия, которые ставят задачу не только привития

конкретных умений, но и развития определенных обязанностей, имеющих

генерализованное значение. К таким способностям он относит выносливость,

быстроту, чувство времени, пространственные ощущения координированность. По

данным В.П.Назарова, А.И.Козлова координация в одних движениях может быть

повышена развитием координированности в других, сходных по степени

координационной сложности. Определив контрольными упражнениями уровень

координационных способностей В.П.Назаров и А.И.Козлов специными

упражнениями развивали эти способности. После соответствующего периода дети

выполняли задание на координацию на резко возросшем уровне.

2. Пути определения координационных способностей

у детей старшего дошкольного возраста

При выборе двигательных заданий по определению координационшх

возможностей детей дошкольного возраста руководствуются рядом общих

положений. Наиболее благоприятным периодом в развитии координационных

механизмов является возраст до 12 лет. Разнообразная двигательная

деятельность способствует развитию координационных возможностей ребенка и

эффективным образом сказывается на усвоении новых двигательных действий. В

то же время способность детей к овладению новыми неизвестными им ранее

двигательными действиями тесно связана с особенностями возрастного

развития, степенью биологической зрелости организма. Исследования в области

физического воспитания дошкольников свидетельствуют об их способности к

усвоению сложных в координационых отношений видов движений.

До настоящего времени координация движений у детей дошкольного возраста

в основном определялась при выполнении основных видов движений и, таким

образом, находилась в тесной взаимозависимости от степени усвоения техниких

движений. Изучением координации в специально подобранных двигательных

заданиях занимались В.С.Фарфель и его сотрудники В.П.Назаров, А.И.Козлов,

А.П. Виноградова и др. По их мнению, двигательные задания на определение

возрастных возможностей детей в выполнении координированных действий должны

отвечать следующим трабованиям:

. не зависеть от длины тела, его весовых показателей и наличия

опециальних двигательных навыков;

. не требовать специального обучения.

Эти требования соблюдались при подборе двигательных заданий. Исходя из

того, что координация является произвольным актом, показателем возможности

управления, сознательного контроля за движениями, при подборе двигательных

заданий создаются условия для концентрации внимания на основной

двигательной задаче - на координации движений. Техника выполнения

упражнений не представляют для детей особой сложноти, так как отдельные

эдементы, составляющие задание, неоднократно выполнялись детьми в

мономоторных актах, общеразвиващих упражненях.

Для создания оптимальных условий при виполнении упражнений

отводится отдельное место (на участке, спортивной площадке, в помещении и

т.п.), чтобы дети могли сосредоточитъся. Дети получают показ (три раза) в

замедленном темпе и словесное пояснение. По просьбе ребёнка показ

упражнения повторяется. Проверка проходит с каждым ребёнком отдельно. Дети

выполняют упражнения в выбранном ими темпе. При оценке не учитывается темп

выполнения упражнения, амплитуда движения. При правильном выполнении

упражнения детям предлагается его повторить в ускоренном темпе. Всего

давется 3-4 повторения, оценивается лучший результат.

При разработке и выборе контрольных заданий на определение

координационных возможностей детей дошкольного возраста в движениях руками

учитывается следующие, имеющиеся в литературе данные:

. координация в работе рук ярко не сходна с координацией работы ног;

элементарной двигатальной координацией для верхних конечностей человека

является не перекрестная, свойственная нижним конечностям, а

симметричная;

. возрастные различия проявляются при выполнении двигательных заданий,

носящих перекрестный характер в работе рук; наиболее сложным для

старших дошкольников является выполнение ими упражнения с

несимметричными движениями рук;

. качество выполнения координации движений рук в значительной степени

зависит от направления движения;

. ускоренный темп выполнения двигательных заданий с нессиммет-ричной

координацией приводит зачастую к ее ухудшению и переходу на

симметричные движения, т.е. вся возрастающая скорость правильного

выполнения задания свидетельствует о прочкости качества координации; с

увеличением возраста дети лучше схраняют перекрестную координацию в

ускоренном темпе;

. корреляция между уровнем координационных зависимостей, уровнем

физического развития и силой рук отсутствует.

При проверке координации движений рук использовались следующие

упражнения:

Упражнение 1. Сагиттальная плоскость. Начать маховые движения правой

pукой и подключить в противоположном направлении движения левой рукой

(наподобие движения при xодьбе).

Упражнение 2. вертикальная плоскость. Начать движение вверх, вниз

правой рукой, сгибая ее локтевом суставе, присоединяя по команде левую

руку. Движения поочередные: левая рука вверх, правая вниз и наобарот.

Упражненив 3. Горизонтальнбя плоскость. Начать движения правой рукой

вперед, назад, сгибая в локтевом суставе, присоединить движения левой рукой

- вперед, назад. Направления движения протавоиоложные.

При подборе двигательных заданий по определению возможности совместных

координированных действий рук и ног исходят из следующих положений:

. перекрестная координация в работе рук и ног увеличивается устойчивость

при выполнении основных видов локомоций к общеразвивающих упражнений;

. более естественной легкой в выполнении является односторонняя

координация;

. большую сложность для детей дошкольного возраста представляет

концентрация внимания на одновременном действии четырех конечностей,

поэтому двигательные зедания должны быть простыми по технике

выполнения;

. на проявление координации движения рут и ног большое влияние оказывают:

а) направлеинность совершаемых действий;

б) темпы их выполнения;

в) методика демонстрации показа словесного

пояснения.

Для проверки уровня развития координации рук и ног применяются

следующие задания:

Упражнение 1. Сагитальная плоскость. Отвести в сторону правую руку и

в противоположную оторону левую ногу и наоборот.

Упражнение 2. Вертикальная плоскость. Поднять одновременно согнутую в

локте правую руку и согнутую в колене левую ногу (и наоборот).

Упражнение 3. Горизонтальная плоскоть. Отвести вперед правую руку и

назад левую ногу и наоборот.

Так как освоение сложнокоординированных двигательных действий

связано с напряжением внимания, следует первоночально создать у детей

представление об этом движении. Как известно, педставление о каком-либо

движении влечет за собой незначительное сокращание тех скелетных мышц,

которые осуществляют это движение. Поэтому детям, прежде всего, дается

показ в обычном темпе, затем дается подробное словесное объяснение с

замедленной демонстрацией образца. После этого предлагается вместе с

педагогом выполнить данное движение.

Тесты для определения ловкости и координационных способностей:

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.